Реферат по предмету "Разное"


А. П. Чехов «Степь» Егорушка

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и обществознанию.«Банк» аргументов из художественной и публицистической литературы Человек и природа Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу чело­века) «Слово о пол­ку Игореве» Вся природа в «Слове» наделя­ется автором человеческими чувствами, способностью раз­личать добро и зло. Она преду­преждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и ра­дости. А.П. Чехов «Степь» Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажет­ся, что степное пространство способно и страдать, и радо­ваться, и тосковать. Его пере­живания и мысли становятся не по-детски серьезными, фило­софскими. Л.Н..Толстой «Война и мир» Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, го­това полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел ста­рый дуб, и изменения, .которые впоследствии произошли в ду­ше героя, связаны с красотой и величием могучего дерева. В. Астафьев «Царь-рыба» Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для то­го, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на сво­боду. Встреча с рыбой, симво­лизирующей нравственное на­чало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни. Постиже­ния пре­красного в природе Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями» Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионер­ском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в ру­ке, он решает расправиться с птицами, но замирает, заворо­женный пением соловья. Что- то стронулось в душе мальчи­ка, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылеп­ленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утвер­ждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе. Бережного отношения к природе Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух забо­левших зверьков. Лес для не­го — родная стихия, и он пере­живает за всех его обитателей. В. Астафьев «Царь-рыба» Природа жива и одухотворена, наделена нравственно- карающей силой, она способна не только защищаться, но и не­сти возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой не­сет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не об­разумится в своей намеренной или вынужденной жестокости. ^ Проблемы семьи Роли детст­ва в жизни человека Л.Н. Толстой «Война и мир» ^ Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отноше­ниях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, откры­тость, желание помочь в лю­бую минуту. В. Астафьев «Последний поклон» Бабушка^ Катерина Петровн Материнст­ва (роли ма­тери в вос­питании) М. Горький «Сказки об Италии» Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери. А. Фадеев «Молодая гвардия» В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитыва­ют в любом из нас нравствен­ность, умение ценить жизнь. К. Воробьев «Тетка Егориха» Сирота Санька в рассказе оси­ротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем мате­рью тетку Егориху. В.П. Астафьев «Сопричаст­ный всему жи­вому...» Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с прось­бой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может. Материнст­ва как под­вига Л. Улицкая «Дочь Буха­ры» Бухара, героиня рассказа, со­вершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию до­чери Милы, у которой был син­дром Дауна. Даже будучи смер­тельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уй­ти из жизни. В. Закруткин «Матерь чело­веческая» Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя от­ветственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью. Взаимоот­ношения отцов и де­тей А. Алексин «Безумная Ев­докия» Оленька, героиня рассказа, та­лантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Не­желание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, ко­гда они познают боевую пре­мудрость и станут его достой­ными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей. Р. Брэдбери «Вельд» ^ Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по сво­ей бесчеловечности поступок: убивают собственных родите­лей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потака­ют их прихотям. 1 Ф. Искандер «Начало фор­мы» Герой рассказа,^ Георгий Анд­реевич, понял, что родительский авторитет возникает не из прика­зов и угроз, а завоевывается тру­дом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать. А. Амлинский«Нескучныйсад» На примере трех поколений се­мьи Ковалевских можно про­следить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном обще­нии с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драма­тизм отношений между близ­кими людьми, родителями и детьми. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Наставления отца помогли ^ Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу. Н.В. Гоголь «Мертвые ду­ши» Следуя завету отца «копить ко­пейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительст­ву, превратившись в человека без стыда и совести. Взаимоот­ношений в семье А. Амлинский «Возвращение брата» В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о дру­ге, защитнике. Он надеется об­рести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвра­щения. Но старший брат поте­рял себя как личности, опус­тился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невоз­можность обмануть его помо­гают старшему, Ивану, вер­нуться к нормальной жизни. А. Алексин «Безумная Ев­докия» Родители, ослепленные талант­ливостью дочери Оли, уверо­вавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремя­щуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Са­вельевна, и ребята готовы оце­нить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебре­жения к ним. Много позже отец поймет учительницу и со­гласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество. А. Алексин «Раздел иму­щества» Отношения между людьми в се­мье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечно­сти, умения отказаться от лично­го ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой краси­выми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает на­всегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает. А. Лиханов «Чистые ка­мушки» Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только сек­ретам фотографии, но и внушал им веру в то, то они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью. - А. Лиханов «Обман» У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальней­шие беды связаны с этой, глав­ной. На него обрушивается це­лая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припуг­нув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, пересе­ляют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатуш­ку. Тяжело переживает маль­чик и свалившееся на него одиночество: от него фактиче­ски отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырна­дцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необ­ходимости самому принимать решения. ^ Преемст­венности поколений Э. Хемингуэй «Старик и мо­ре» Старый кубинский рыбак Сан­тьяго надеется, что его .мастер­ство сохранится в веках, но са­мое главное — оно может быть передано как самое дорогое на­следство следующим поколе­ниям. Поэтому он учит маль­чика всем премудростям ремесла и жизни. ^ Роли учи­теля в жиз­ни челове­ка А.И. Куприн «Тапер» Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантли­вую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом В. Распутин «Уроки фран­цузского» Учительница^ Лидия Михай­ловн Испытания совестью В. Тендряков «Ухабы» Попав в автомобильную ава­рию. гибнет юноша, и виновни­ком его смерти становится ди­ректор МТС, отказавшийся, ссылаясь на инструкции, дать трактор, чтобы доставить по­страдавшего в больницу. Утраты ду­ховных ценностей Б. Васильев «Глухомань» События повести позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценно­сти утрачены, потому что куль­тура ушла из нашей жизни. Об­щество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость. Э. Хемингуэй «Там, где чисто, свет­ло» Герои рассказа, окончательно утратив веру в дружбу, любовь и разорвав связи с миром, оди­ноки и опустошены. Они пре­вратились в живых мертвецов. В. Астафьев «Людочка» Выросшая в деревне среди ни­щеты и пьянства, жестокости и безнравственности ,героиня рас­сказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безраз­личия, Людочка кончает жизнь самоубийством. В. Астафьев «Постскрип­тум» Автор со стыдом и возмущени­ем описывает поведение слуша­телей на концерте симфониче­ского оркестра, которые, несмотря на прекрасное испол­нение известных произведений, «начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с воз­мущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах». Утраты свя­зи с отчим домом Ю. Казаков«Запаххлеба» Дуся, героиня рассказа уехав в город, потеряла все связи с род­ным домом, деревней, и потому известие о смерти матери не вы­зывает у нее ни переживаний, ни желания побывать на роди­не... Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою поте­рянность, горько плачет на мо­гиле матери, однако исправить ничего не возможно. Утраты свя­зи поколе­ний В. Астафьев «Изба» В сибирские леспромхозы приез­жает молодежь за большими день­гами. Лес, земля, когда-то обере­гаемая старшим поколением, превращаются после работы лесо­рубов в мертвую пустыню. Все нравственные ценности предков затмевает погоня за рублем. - Ф Абрамов «Алька» Героиня повести в поисках луч­шей жизни уехала в город, оста­вив старую мать, которая умерла, не дождавшись дочери. Алька, вернувшись в деревню и остро осознав утрату, решает остаться там, но этот порыв быстро прохо­дит, когда ей в городе предлагают выгодную работу. Утрата родных корней невосстановима. Бесчело­вечности, жестокости Н.С. Лесков «Леди Мак­бет Мценского уезда» Катерина Измайлова, жена бо­гатого купца, полюбила работ­ника Сергея и ждала от него ре­бенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убива­ет с его помощью свекра и му­жа, а затем и маленького Федю, родственника мужа. Р. Брэдбери «Карлик» Ральф, герой рассказа жесток и бессердечен: он, будучи хозяи­ном аттракциона, подменил зер­кало, в которое приходил смотреться карлик, утешавший­ся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, строй­ным и красивым. В очередной раз карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища, отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь развлекают Ральфа. Ю. Яковлев «Он убил мою собаку» Герой рассказа подобрал бро­шенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать соба­ку: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал довер­чивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость. Предатель­ства, безот­ветственно­го отноше­ния к судь­бам окру­жающих В. Распутин «Живи и помни» Дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и са­моубийства беременной жены Настёны. Л. Андреев «Иуда Иска­риот» Иуда Искариот, предавая Хри­ста, хочет проверить предан­ность его учеников и правоту гуманистического учения Иису­са. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя. Н.С. Лесков «Леди Мак­бет Мценского уезда» Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Из­майловой, совершил вместе с ней убийства её родственни­ков, желая стать единственным наследником богатого состоя­ния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступле­ний. На каторжном этапе он изменил ей, издевался, как мог. С. Львов «Друг моего детства» Аркадий Басов, которого рас­сказчик Юрий считал своим на­стоящим другом и которому до­верил тайну первой любви, предал это доверие, выставив Юру на всеобщее осмеяние. Ба­сов, впоследствии став писате­лем, так и остался подлым и бесчестным человеком. Подлости, бесчестия А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Швабрин Алексей Иванович —дворянин, но он бесчестен: по­сватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гри­невым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представ­лений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков. Вседозво­ленности Ф.М. Досто­евский «Бе­сы» У Верховенского Петра Степа­новича. одного из главных геро­ев романа, понятие о свободе превратилось в право на ложь, преступление и разрушение. Он стал клеветником и предателем. А.С. Пушкин «Сказка о ры­баке и рыбке» Как только жадная Старуха до­билась от рыбки власти столбо­вой дворянки, а затем и царицы, она в муже стала видеть холопа, которого можно безнаказанно бить, заставлять делать самую черную работу, выставлять на всеобщее посмешище. Тупости и агрессивно­сти А.П. Чехов «Унтер Пришибеев» Унтер-офицер Пришибеев в те­чение 15 лет держит в страхе всю деревню своими абсурдными требованиями и грубой физиче­ской силой. Даже просидев ме­сяц под стражей за свои проти­воправные действия, он так и не смог избавиться от желания ко­мандовать. М.Е. Салты­ков-Щедрин «История од­ного города» Тупые и агрессивные глуповские градоначальники, особенно Угрюм-Бурчеев, поражают чи­тателя нелепостью, гротескно­стью своих приказаний и реше­ний. Бюрокра­тизма А. Платонов «Усомнив­шийся Ма­кар» Макар Ганнушкин, герой рас­сказа, отправился в Москву ис­кать истину и душу. Но бюро­краты Чумовые, как он убедился, царят везде, развивая в людях безынициативность, неверие в собственные силы и возможности, страх перед ка­зенной бумагой. Бюрокра­тизм — основной тормоз всех живых новаторских идей. Чинопочи­тания (че­ловеческого ничтожест­ва) А.П. Чехов «Смерть чи­новника» Чиновник Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), Иван Дмитрии настолько испу­гался, что после неоднократных униженных просьб простить его умер от страха. А.П. Чехов «Толстый и тонкий» Герой рассказа, чиновник Порфирий, встретил на вокзале Ни­колаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить. А.С. Грибое­дов «Горе от ума» Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии, уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, кото­рый Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями. Взяточни­чества, каз­нокрадства Н.В. Гоголь «Ревизор» Городничий, Сквозник- Дмухановский, взяточник и казнокрад , обманувший на сво­ем веку трёх губернаторов, убе­жден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза. Духовнойубогости(ложногопониманиясчастья) А.П. Чехов «Крыжовник» Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, не­доедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осущест­вил. Как жалок он, когда со сча­стливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник! Хамства М. Зощенко «История бо­лезни» Сатирический рассказ, повест­вующий об отношении меди­цинского персонала к несчаст­ному больному, позволяет увидеть, как неистребимо в лю­дях хамство: «Может быть, вас прикажете положить в отдель­ную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» — заявила мед­сестра в ответ на просьбу на­вести порядок в отделении. А.Н. Остров­ский «Гроза» Персонаж драмы Дикой — ти­пичный хам, который оскорбля­ет и племянника Бориса, назы­вая его «дармоедом», «проклятым», и многих обита­телей города Калинова. Безна­казанность породила в Диком полнейшую разнузданность. Д. Фонвизин «Недоросль» Госпожа Простакова своё хам­ское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой ни­кто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя». С. Довлатов «Это непере­водимое сло­во «хамство» Писатель уверен, что «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом умножен­ные на безнаказанность». Чело­веку нечего противопоставить этому явлению, кроме собст­венного унижения. Безнаказан­ностью своей хамство и убивает вас наповал. А.П. Чехов «Хамелеон» Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на прямо противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо — значительное или нет — оказывается в ней задето. Нравствен­ного падения Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, доброволь­но переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой про­тив своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть — вот итог его нравст­венного падения. Разрушаю­щего влия­ния денег А.П. Чехов «Ионыч» Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть — деньги. Н.В. Гоголь«Мертвыедуши» Образ Степана Плюшкина, ску­пого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощенной стра­стью скупости. Эта страсть ста­ла причиной разрушения всех родственных и дружеских свя­зей, а сам Плюшкин просто по­терял человеческий облик. А.С. Пушкин «Пиковая да­ма» Германн, центральный персо­наж повести, страстно жаждет разбогатеть, и ради этого он, желая завладеть тайной трех карточных чисел и выиграть, становится невольным убийцей старой графини, причиной стра­даний Лизаветы Ивановны, её воспитанницы. Заветные три карты помогли герою выиграть несколько раз, но страсть к деньгам сыграла с ним злую шутку: Германн сошел с ума, когда случайно вместо Туза по­ставил Пиковую Даму. Пьянства Цитаты Ф.М. Достоевский: «Зелено- вино... скотинит и зверит чело­века, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его перед всякой доброй пропаган­дой. Пьяному не до сострадания к животным, пьяный бросает жену и детей своих». А.П. Чехов: «Шампанское — это блестящая кокотка, мешающая прелесть свою с ложью и нагло­стью Гоморры, это позлащенный гроб, полный костей мертвых и всякой нечистоты. Человек пьет его только в часы скорби, печали и оптического обмана». Л.Н. Толстой: «Сказать, что вино вкусно — нельзя, потому что каждый знает, что вино и пиво, если они не подслащены, кажут­ся неприятными для тех, кто их пьет первый раз. К вину при­учаются, как и другому яду — табаку, — понемногу, и нравится вино только после того, как че­ловек привыкнет к тому опьяне­нию, которое оно производит. Сказать, что вино полезно для здоровья — тоже никак нельзя теперь, когда многие доктора, занимаясь этим делом, признали что ни водка, ни вино, ни пиво не могут быть здоровы, потому что питательности в них нет, а есть только яд, который вреден». Пословицы и поговорки: «Был Иван, а стал болван, а все винцо виновато»; «Водку пить — себя губить»; «Вино приходит — стыд уходит»; «Кто бражкой упивается, тот слезами умывается»; «Пьяница в народе, что сорняк в огороде»; «Стакан­чики да рюмочки доведут до сумочки». Ф.М. Досто­евский «Пре­ступление и наказание» Мармеладова пьянство сделало жалким существом, который, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справить­ся с этим пороком. М. Горький «На дне» Актер — пьяница, который страдает от пустоты и бессмыс­ленности своей жизни. Пьянст­во привело его к тому, что он даже забыл свое имя, любимые монологи и роли. Картина страшного «дна» в пьесе — это закономерный финал тех, кто ищет спасения от жизненных проблем в пьянстве. В. Ерофеев «Москва — Петушки» Для Венечки Ерофеева беспро­будное пьянство стало иллюзор­ным спасением от пошлости жизни, однако этот путь ведет только к смерти на самом дне общества. Н.А. Некра­сов «Кому на Руси жить хорошо» Глава «Пьяная ночь» показыва­ет картину полного распада чело­века под влиянием алкоголя. В. Астафьев «Печальный детектив» Пьянство, по мнению писателя, это причина убийств, грабежей, распада семейных отношений, полного разложения личности. Ущемления прав чело­века в со­временном обществе Б. Васильев «Кольцо А» Сравнивая Западную Европу и Россию, автор отмечает, что Ев­ропа получила в наследство от Ка­толической церкви Римское право, в котором приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв христианство Византии, приняла и его право, в котором самым главным оказался приори­тет власти. Советская власть взяла на щит византийское понимание приоритетного права, и поэтому в России, в отличие от Западной Европы, до сих пор ущемлены многие права человека. Искажения понятия «патрио­тизм» Б. Васильев «Кольцо А» Автор утверждает, что сейчас это «великое понятие затрепано, замусолено и затаскано» во всех речах с высоких трибун. А ведь любовь к Родине доказывается только делами. Патриотизм — это практическая деятельность на благо страны. Эгоизма Л.Н. Толстой «Война и мир» Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций. А,П. Чехов «Анна на шее» Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чув­ствует себя королевой, а ос­тальных — рабами. Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода. Д. Лондон «В далеком краю» Уэзерби и Катферт, отправив­шись на Север за золотом, при­нуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от оби­таемых мест. И здесь с жесто­кой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними — та же конку­рентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очу­тились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придав­ленный телом Уэзерби, которо­го он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара. Варварства, жестокости Б. Васильев «Не стреляй­те в белых лебедей» Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает, как варварски люди могут относиться к живой природе: браконьеры жгут мура­вейники, обдирают липы, уби­вают беззащитных животных. В. Астафьев «Печальный детектив» В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестоко­сти, когда родители оставляют детей умирать голодной смертью, подростки убивают беременную женщину, а пьянство вообще превращает людей в животных. Вандализма Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Автор рассказывает, какое него­дование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугун­ный памятник на могиле Багра­тиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить ос­татки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бой­цы старались сохранить, не раз­рушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника куль­туры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны». И.Бунин«Окаянные дни» Бунин предполагал, что револю­ция неизбежна, но даже в страш­ном сне не мог вообразить, что зверство и вандализм, как сти­хийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превра­тят людей в обезумевшую толпу, разрушающую всё на своем пути. Рабской любви (без­ропотного, униженного подчинения любимому человеку) А. Куприн«Гранатовый браслет» Рассказ генерала Аносова о ро­манах поручика Вишнякова и Ле­ночки, прапорщика и жены полко­вого командира позволяют увидеть, какими несчастными мо­гут быть люди, которых любовь сделала рабами: они становятся посмешищем в глазах окружаю­щих, их презирают и жалеют. Любви по расчету А.Н. Остров­ский «Свои люди — со­чтемся!» Подхалюзин, герой комедии, любит Липочку, дочь купца, как средство достижения богатства, выгодного места и символ сво­его жизненного успеха: ему льстит, что жена говорит по- французски. Карьериз­ма, лжеуче­ности Д. Гранин «Иду на гро­зу» Мир ученых-физиков в рома­не, — это поле битвы, на кото­ром идет борьба между подлин­ными учеными (Дан, Крылов), и карьеристами (Денисов, Агатов, Лагунов). Неспособные к твор­честву, всеми правдами и не­правдами добивающиеся адми­нистративной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Ту­лина и Крылова, ищущих эффек­тивный метод разрушения грозы. Ответст­венности человека перед са­мим собой и обществом в целом за реализацию своих спо­собностей И. Гончаров «Обломов» Обломов, главный герой рома­на, при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп. А.П. Чехов «Ионыч» Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть — деньги. Одиночест­ва (равно­душия, без­различного отношения к судьбам окружаю­щих) А.П. Чехов «Ванька» Ванька Жуков — сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень неслад­ко живется. Об этом можно уз­нать из письма, которое он от­правил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, не­приютным в жестоком и хо­лодном мире. А.П. Чехов «Тоска» У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чув­ство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувство­вала горю. Истинных и ложных ценностей в жизни А.П. Чехов «Попрыгу­нья» Ольга Ивановна всю жизнь ис­кала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их распо­ложения, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым че­ловеком, поисками которого она занималась. Только после его тра­гической смерти героиня осознала свое легкомыслие. ^ Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности Патриотиз­ма К.Ф. Рылеев «Иван Суса­нин» ^ Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в не­проходимую лесную глушь. По­нимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он рус­ский человек, среди которых нет предателей, и готов с радо­стью умереть за царя и родину. К.Ф. Рылеев «Смерть Ер­мака» Ермак изображен Рылеевым как герой, думающий не о си­бирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне: «Сибирь царю покорена, И мы — не праздно в мире жили!» Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине» Академик считает, что Родина — это всеобъемлющее понятие. «Она подобна огромному дере­ву, на котором не сосчитать ли­стьев. Но всякое дерево имеет корни..., то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история... Народ, не имеющий таких глубоких кор­ней, — бедный народ. Без про­шлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоин­ству настоящее». Б. Екимов «Переезд» Повествователь рассуждает о том, что только на родной земле человек может быть счастлив: «Да, никакой тьме не скрыть от глаз человека ту пядь земли, что родилась вместе с ним и держала его на руках чаще матери; под­ставляла свою мягкую ладонь, когда он падал, не удержавшись на нетвердых еще ножонках; ле­чила его мальчишеские ссади­ны — без всяких лекарей, травой своей...; кормила во всякие го­ды..., поила чистой водой и под­няла на ноги. Никакая тьма, кро­ме смертельной, не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовется его родиной». Ностальгии (тоски по Родине; любви к Родине) С. Довлатов «Письмо от­туда» (из цикла «Неви­димая газе­та») Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагород­ным осуждать родину, изгнав­шую его: он уверен, что Отчиз­ну, как и мать, не выбирают. А. Никитин «Хождение за три моря» Известный русский путешест­венник побывал во многих стра­нах, видел удивительную красо­ту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней. Н. Тэффи «Русь», «Го­родок» В сборниках воссоздана горе­стная жизнь эмигрантов сооте­чественников, лишенных ро­дины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование «загроб­ной жизнью», «жизнью над бездной». Н. Тэффи «Воспомина­ния» Писательница предсказала судь­бу целого поколения эмигран­тов, покинувших Россию во время революции и Граждан­ской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на траги­ческое совместное одиночество в чужих странах. Веры в мо­гущество России В. Леушкин Давайте вместе — без «ура», Без истерических упреков Заглянем, братья, во вчера В тьму исторических уроков! И освещая лица лет, Посмотрим им в глаза, как в бездну.Да, это больно, но полезно, Нам, убегающим от бед. А после сядем у огня И помолчим, кто сколько смо­жет.Покуда век еще не прожит, Воспрянем, дух Руси храня. Неразрывной связи с родиной, родной зем­лей А. Солжени­цын «Матренин двор» Для Матрены Васильевны еёдом, двор, деревня имеют гораз­до большее значение, чем место, где живешь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких. Верности данному слову А.С. Пушкин «Дубров­ский» Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком — ста­риком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спа­сти её от этого замужества и ос­тановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви. А.С. Пушкин«ЕвгенийОнегин» Татьяна Ларина, верная сво­ему супружескому долгу и данному слову, отвергла чув­ство тайно ею любимого Оне­гина. Она стала олицетворени­ем искренности и нравственной силы. Душевной молодости И.Бунин «Молодость и старость» Старик курд своей притчей дал понять красавцу греку, что мо­лодость — это не физическое состояние, а душевное: только тот, кто сохранил в себе досто­инство, человечность, остается всегда молодым. Стремления человека к добру и счастью (веры в сча­стье, свои силы; люб­ви к жизни) В.Г. Коро­ленко «Пара­докс» Ян Залуский — калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для по­лета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально вла­деть своим телом, удивляя ок­ружающих и заставляя их по­верить в то, что каждый человек — творец своего сча­стья. А.П. Чехов«Вишневый сад» В Ане Раневской есть юная ве­ра в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь. А.П. Чехов «Невеста» Надя Шумина уезжает из про­винциального города накануне свадьбы, чтобы начать новую, счастливую жизнь, чтобы не пре­вратиться в праздное существо. Ф.М. Досто­евский «Бра­тья Карама­зовы» Старец Зос


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бизнес-план торгового предприятия и организация его разработки
Реферат Тиглатпаласар I история Асиирии
Реферат Виды туристической работы в средней школе с учетом географической направленности
Реферат Статистический анализ занятости
Реферат Методика преподавания написания сочинения в начальных классах
Реферат Культурно историческая теория Л С Высотского
Реферат Ввести в дію Гігієнічну класифікацію з 1 березня 2002 року за винятком використання її для атестації робочих місць
Реферат Антиутопия к изучению романа Е. Замятина "Мы"
Реферат Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики
Реферат Анализ финансового состояния ЗАО "Агротехсервис" как сопутствующая аудиту услуга
Реферат Специфика русского стихосложения
Реферат «Моя семья моя крепость»
Реферат Japanese Concentration Camps In America Essay Research
Реферат Функционально-смысловые типы речи основа жанровой формы СМИ
Реферат Технология изготовления строительной фермы из прямоугольных труб