Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспектыразвития логического мышления младшего школьника с нарушенным слухом
1.1 Характеристика детей с нарушеннымслухом
1.2 Психологические особенностиразвития логического мышления у младших школьников с нарушенным слухом
Глава 2. Исследование и развитиелогического мышления младших школьников с нарушенным слухом
2.1 Описание диагностическойпрограммы
2.2 Описание развивающей программы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В младшем школьномвозрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлениемребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех егопознавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивнымв развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новыедля них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от нихналичия новых психологических качеств.
Проблемами логического мышлениядетей младшего школьного возраста с нарушенным слухом занимались многиеисследователи.
Проблема состоит в том,что учащимся с нарушенным слухом уже в 1-м классе для полноценного усвоенияматериала требуются навыки логического анализа. Однако исследования показывают,что даже во 2-м классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемамисравнения, подведения под понятие, выведения следствий и т.п. Учителя начальнойшколы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа,основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточноразвиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именноэто и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведенный анализпоказывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводитьцеленаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительныхдействий.
Цель исследования:теоретическое обоснование и экспериментальная проверка развития логическогомышления у детей с нарушенным слухом.
Объект исследования:мышление младшего школьника с нарушенным слухом.
Предмет исследования:особенности развития логического мышления младшего школьника с нарушеннымслухом.
Гипотеза: Развитиелогического мышления младшего школьника с нарушенным слухом будет эффективнымесли:
— теоретически обоснованыпсихолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитиемышления;
— выявлены особенностилогического мышления у младшего школьника с нарушенным слухом;
— структура и содержаниеигр младших школьников с нарушенным слухом будут направлены на формирование иразвитие у них логического мышления;
— определены критерии иуровни развития логического мышления младшего школьника с нарушенным слухом.
Задачи исследования:
1. Проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить особенностилогического мышления младших школьников с нарушенным слухом.
3. Разработатьдиагностическую программу исследования.
4. Разработатьразвивающую программу.
Глава1. Теоретические аспекты развития логического мышления
младшего школьника снарушенным слухом1.1 Характеристика детей с нарушеннымслухом
Нарушения слуха в той илииной степени встречаются достаточно часто и у взрослых, и у детей разноговозраста. Большинство из них носит временный характер, например, при воспалениисреднего уха (отитах), простудах, образовании серных пробок, при аномальномстроении наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин,заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек идр.), при эксудативных отитах. Такого рода нарушения слуха называютсякондуктивными. Современная медицина (в том числе и отечественная) имеет в своемраспоряжении разнообразные средства их устранения как методами консервативноголечения, так и с помощью оперативного вмешательства. Как правило, в результателечения, иногда длительного, слух восстанавливается [7, с.63].
Другую группу нарушенийслуха составляют так называемые стойкие нарушения, связанные с поражениемвнутреннего уха, – сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушенияхсовременная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Речь может идтилишь о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях,слухопротезировании (подборе индивидуальных слуховых аппаратов) и длительнойсистематической педагогической коррекции [7, с.65].
Даже незначительное,казалось бы, снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательносказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухости и глухоте безспециального обучения он вообще не овладевает речью. Это происходит потому, чторебенок не слышит своего голоса, не слышит речи окружающих и, следовательно, неможет ей подражать. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудняютконтакты неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формированияпознавательной деятельности и в целом его личности.
К категории детей снарушениями слуха относятся те из них, которые имеют стойкое двустороннеенарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение сокружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категориядетей представляет собой разнородную группу.
По состоянию слухаразличают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.
Тугоухость – стойкоепонижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость можетбыть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотнойречи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей стугоухостью называют слабослышащими детьми.
Глухота – наиболее резкаястепень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становитсяневозможным. Глухие дети характеризуются глубоким стойким двустороннимнарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным [7, с.132].
Внутри каждой из этихгрупп возможно различное понижение слуха. Наиболее выражены эти различия притугоухости. Так один слабослышащий ребенок может слышать речь разговорнойгромкости на расстоянии 4-6 метров и более и испытывать затруднения привосприятии шепота, который он может слышать, например, только у ушной раковины.Другой слабослышащий ребенок с трудом воспринимает хорошо знакомые слова,произнесенные голосом разговорной громкости у самого уха.
По времени наступленияснижения слуха дети делятся на две группы [7, с.135]:
— ранооглохшие дети,т.е. потерявшие слух на первом-втором году жизни, или родившиеся неслышащими;
— позднооглохшие дети,т.е. дети, потерявшие слух в 3-4 года и позже и сохранившие речь в связи сотносительно поздним возникновением глухоты. Сам термин «позднооглохшие дети»,хотя и является общепринятым, носит условный характер, так как данную группудетей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи приотсутствии слуха.
Позднооглохшие дети, всвязи со своим своеобразием, составляют особую категорию детей со сниженнымслухом.
Как уже отмечалось,дефект слуха в первую очередь отрицательно влияет на формирование тойпсихической функции, которая в наибольшей степени зависит от состоянияслухового анализатора, – на формирование речи.
Врожденная тугоухость, атакже тугоухость, возникшая в доречевом периоде или в начальном периодеформирования речи, приводит к нарушению нормального речевого развития ребенка.
Глухота, врожденная илиприобретенная в доречевом периоде, лишает ребенка возможности овладеть речьюбез специальных приемов обучения, а если речь уже начала формироваться, торанняя глухота может повести к распаду недостаточно упрочившихся речевыхнавыков.
У позднооглохших детейстепень сохранности речи зависит от времени наступления глухоты и от условийпоследующего развития ребенка, в частности, от наличия или отсутствияспециальной работы по сохранению и развитию речи.
По состоянию словеснойречи (в устной, устно-дактильной или письменной форме) среди детей с нарушеннымслухом можно выделить [7, с.139]:
— неговорящих(необученные дети);
— детей, в речи которыхимеются отдельные слова (на начальном этапе обучения);
— детей, имеющих короткуюфразу с аграмматизмом;
— детей с развернутойфразовой речью с аграмматизмом;
— детей с нормальнойфразовой речью.
При прочих равных условиях,чем меньше снижен слух у ребенка, тем выше уровень его речевого развития; чемпозже возникает нарушение слуха, тем менее пагубно оно влияет на состояние речиребенка. При своевременном и адекватном начале коррекционной работы и ее систематическомпроведении в течение длительного времени уровень речевого развития даже глухогоребенка может быть максимально сближен с нормой [7, с.142].
Таким образом, степень ихарактер речевой недостаточности у детей с нарушениями слуха зависят от взаимодействиятрех основных факторов: степени нарушения слуха, времени возникновенияпоражения слуха, условий развития ребенка после поражения слуха./>/>1.2 Психологические особенности развития логического мышления у младших школьников с нарушенным слухом
Когда психологи в началеXX в. стали изучать особенности мышления ребенка, в качестве одного из основныхпризнаков была выделена связь мышления с речью. Вместе с тем выявилась непосредственнаясвязь детского мышления с практическими действиями ребенка.
Исследованияотечественных психологов и показали, что существуют чрезвычайно сложные,изменчивые и многообразные отношения мышления и практического действия,мышления и языка, мышления и чувственного образа. Эти отношения изменяются наразных ступенях возрастного развития детей и стоят в непосредственной связи ссодержанием той задачи, которую ребенок в данный момент решает. Эти отношенияизменяются и в зависимости от упражнений, от тех методов обучения ребенка,которые использует учитель [25, с.102].
Действительно, первымсредством решения задачи для маленького ребенка является его практическоедействие. Он может решить какую-то конкретную задачу, если она задана емунаглядно: достать находящийся далеко от него предмет, составить из кусков целуюкартину, найти причину «испортившейся» (по воле экспериментатора) игрушки.Ребенок действует в процессе решения непосредственно с данным ему предметом[25, с.106].
Одной из важнейшихособенностей мышления маленького ребенка, выступающей уже на ступенинаглядно-действенного решения задачи, является речь. Словесно сформулированнаязадача может быть воспринята ребенком от взрослого (на основе слышимой ипонимаемой речи), но она может быть выдвинута и самим ребенком. Этобезразлично. Важно, что с включением языка процесс мышления приобретаетспециально человеческий характер.
В речи поставлена задача,речью взрослый пользуется для указания и пояснения способов ее решения. Всловах ребенок слышит выраженные взрослыми одобрение, упрек, похвалу и другуюоценку. В речи фиксируются его ошибки и удачи. Однако эти существенныекачественные особенности не опровергают общего положения о том, во-первых, чтосамая ранняя ступень в развитии мышления ребенка — наглядно-действенноемышление.
Во-вторых, следует особоподчеркнуть, что эта форма «мышления руками» не исчезает с развитием болеевысоких форм логического (словесного) мышления. При решении задач необычных итрудных даже школьники возвращаются к практическим способам решения. К этимспособам решения прибегает в процессе обучения и учитель [25, с.111].
Прежде чем дети научатсяв уме прибавлять к одному числу другое или даже, опираясь на нагляднопредставленное количество каких-то предметов, отнимать от него заданное число,еще до этого маленькие школьники практически прибавляют путем присчитывания к 5флажкам 3 флажка, отнимают (отодвигают) от 4 морковок 2 морковки или производятдругие практические действия (например, измерение) для усвоения общего способаоперирования числами, счета, решения примеров и задач.
Чтобы решить задачу надвижение, ученик II—III класса должен представить себе путь, т. е. расстояниемежду двумя точками. Для этого учитель использует наглядность (чертеж, схему),а дети (первоначально) путем практического передвижения разных фигурприобретают представление о соотношении расстояния, скорости движения ивремени. И только потом решение таких задач уже может выполняться в уме.«Мышление руками» остается «в резерве» даже у подростков и взрослых, когдановую задачу они не могут решить сразу словесным путем — в уме.
Величайшее значениепрактического действия состоит в том, что ребенок с нарушенным слухом,непосредственно воздействуя на вещи, раскрывает их свойства, выявляет признакии, главное, раскрывает невидимые ему ранее связи, существующие как между вещамии явлениями, так и внутри каждого предмета и явления. Эти связи из скрытыхстановятся видимыми.
Следовательно, и всяпознавательная деятельность ребенка с нарушенным слухом, а с нею и приобретаемыеим знания становятся более глубокими, связными и осмысленными. Такой путьпознания особенно эффективен в младших классах в изучении явлений природы сиспользованием опытничества, в изучении математики, труда и во всех тех учебныхпредметах, где может быть использовано практическое действие как начальный путьпознания предлагаемого детям учебного содержания [24, с.242].
На первом этапе ребенокиспользует для решения задачи внешние материальные действия. На втором — этидействия только представляются и проговариваются ребенком (сначала громко, азатем про себя). Лишь на последнем, третьем этапе внешнее предметное действие«сворачивается» и уходит во внутренний план.
Для каждого этапапревращения развернутого материального действия в его свернутую умственнуюмодель характерен определенный тип ориентировки ученика в условиях и содержаниипредложенной ему задачи. На высшем уровне такими ориентирами становятсясущественные для данного типа задач опознавательные признаки обобщенногохарактера (они выражены в законах, понятиях) [24, с.246].
Словесно-логическоемышление ребенка, которое начинает развиваться еще в конце дошкольноговозраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логикурассуждений. Способность использовать словесные рассуждения при решенииребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболееярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи.
Другое явление, открытоеим же и относящееся к детям данного возраста, — нелогичность детскихрассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов — свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т.е. к возрастуоколо 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой.
Развитиесловесно-логического мышления у детей с нарушенным слухом проходит как минимумдва этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся кпредметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач, а навтором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, иусваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началушкольного обучения.
Словесно-логическоемышление обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительногопроцесса. В отличие от практического логическое мышление осуществляется толькословесным путем. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливатьнужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задачеизвестные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравнивать иустанавливать искомые связи, группировать разные и различать сходные предметы ивсе это выполнять лишь посредством умственных действий [24, с.248].
Совершенно естественно,что, прежде чем ребенок освоит эту сложнейшую форму умственной деятельности, ондопускает ряд ошибок. Они очень типичны для мышления маленьких детей. Этиособенности отчетливо обнаруживаются в детских рассуждениях, в использованииими понятий и в процессе освоения ребенком отдельных операций логическогомышления. Однако они не мешают детям высказывать порой очень меткие и здравыесуждения о том, что им понятно.
Глава2. Исследование логического мышления младших школьников с
нарушенным слухом/>/>2.1 Описание диагностической программы
Исследования развитиялогического мышления проводилось на базе специальной школы для детей снарушенным слухом № 69. В исследовании принимали участие ученики 4 класса вколичестве 15 человек (учащиеся 10-11 лет из них 9 девочек и 6 мальчиков).
Диагностическаяпрограмма, целью которой было определение и диагностика уровня развитиялогического мышления включила в себя следующие методики№ Название методики Цель методики 1 Методика «Исключение понятий» Исследование способности к классификации и анализу. 2 Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах Определить степень развитости у ребенка интеллектуальных процессов. 3 «Последовательность событий» Определить способность к логическому мышлению, обобщению. 4 «Сравнение понятий» Определить уровень сформированность операции сравнения у младших школьников
(1) Методика «Исключенияпонятий» Цель: предназначена для исследования способностей к классификации ианализу.
Инструкция: Обследуемымпредлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединеныобщим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 5 минут обследуемыедолжны найти эти слова и вычеркнуть их.
1. Василий, Федор, Семен,Иванов, Петр.
2. Дряхлый, маленький,старый, изношенный, ветхий.
3. Скоро, быстро,поспешно, постепенно, торопливо.
4. Лист, почва, кора,чешуя, сук.
5. Ненавидеть, призирать,негодовать, возмущаться, понимать.
6. Темный, светлый,голубой, яркий, тусклый.
7. Гнездо, нора,курятник, сторожка, берлога.
8. Неудача, волнение,поражение, провал, крах.
9. Успех, удача, выигрыш,спокойствие, неудача.
10 Грабеж, кража,землетрясение, поджег, нападение.
11. Молоко, сыр, сметана,сало, простокваша.
12. Глубокий, низкий,светлый, высокий, длинный.
13. Хата, шалаш, дым,хлев, будка.
14. Береза, сосна, дуб,ель, сирень.
15. Секунда, час, год,вечер, неделя.
16. Смелый, храбрый,решительный, злой, отважный.
17. Карандаш, ручка,рейсфедер, фломастер, чернила.
Обработка результатовОценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Кол-во правильных ответов 17 16 15 14 12-13 11 10 9 8
16-17 – высокий, 15-12 –средний уровень, 11-8 – низкий, меньше 8 – очень низкий.
(2)Методика « Определениепонятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».
Все это операциимышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенкаинтеллектуальных процессов.
Ребенку задаются вопросыи по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.
1. Какое из животныхбольше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают.А что они делают принимая пищу днем и вечером?
3. Днем на улице светало,а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груша, сливаи яблоко – это…?
6. Почему когда идетпоезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва,Киев, Хабаровск?
8. Который сейчас час(Ребенку показывают часы и просят назвать время), (Правильный ответ такой, вкотором указаны часы и минуты).
9. Молодую коровуназывают телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?
10. На кого больше похожесобака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни почему ты так считаешь.
11. Для чего нужныавтомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий нанеобходимость гасить скорость автомобиля)
12. Чем похожи друг надруга молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это инструменты,выполняющие в чем то похожие функции).
13. Что есть общего междубелкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум дваобъясняющих признака).
14. Чем отличаетсягвоздь, винт и шуруп друг от друга. (Правильный ответ: гвоздь гладкий поповерхностям, а винт и шуруп – нарезные, гвоздь забивают молотком, а винт ишуруп вкручивают).
15. Что такое футбол,прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.
16. Какие ты знаешь видытранспорта (в правильном ответе как минимум 2 вида транспорта).
17. Чем отличается старыйчеловек от молодого? (правильный ответ должен содержать в себе хотя бы двасущественных признака).
18. Для чего людизанимаются физкультурой и спортом?
19. Почему считаетсяплохо, если кто-нибудь не хочет работать?
20. Для чего на письмонеобходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка – это знак уплатыотправителем стоимости пересылки почтового отправления).
Обработка результатов.
За каждый правильныйответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла так что максимальноеколичество баллов, которое он может получить в этой методике равно 10.
Замечание! Правильныммогут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведеннымпримерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленногоперед ребенком вопроса. Если у проводящего исследование нет полной уверенностив том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзяопределенно сказать что он не верный, то допускается ставить ребенкупромежуточную оценку – 0,25 б.
Выводы об уровнеразвития.
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий
(3) Методика«Последовательность событий» (предложена Н.А. Бернштейном).
Цель исследования:определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связьсобытий и строить последовательные умозаключения.
Материал и оборудование:сложенные картинки (от 3 до 6) на которых изображены этапы какого-либо события.Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующуюинструкцию.
«Посмотри, перед тобойлежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинокперепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, что бы стало ясно,что нарисовал художник. Подумай переложи картинки, как считаешь нужным, а потомсоставь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено: если ребенокправильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошегорассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причинузатруднения. Но если ребенок, даже с помощью наводящих вопросов не смогсправиться с заданием, то такое выполнение задания рассматривается какнеудовлетворительное.
/>
Обработка результатов.
1. Смог найтипоследовательность событий и составил логический рассказ – высокий уровень.
2. Смог найтипоследовательность событий, но не смог составить хорошего рассказа, или смог нос помощью наводящих вопросов – средний уровень.
3. Не смог найтипоследовательность событий и составить рассказ – низкий уровень.
(4) Методика «сравнениепонятий». Цель: Определить уровень сформированности операции сравнения умладших школьников.
Методика заключается втом, что испытуемому называют два слова, обозначающие те или иные предметы илиявления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг отдруга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поискевозможно большего кол-ва черт сходства и различия между парными словами: «Чемеще они похожи?», «Еще чем», «Чем еще они отличаются друг от друга?»
Список слов сравнения.
Утро – вечер
Корова – лошадь
летчик – тракторист
лыжи – кошки
собака – кошка
трамвай – автобус
река – озеро
велосипед – мотоцикл
ворона – рыба
лев – тигр
поезд – самолет
обман – ошибка
ботинок – карандаш
яблоко – вишня
лев – собака
ворона – воробей
молоко – вода
золото – серебро
сани – телега
воробей – курица
дуб – береза
сказка – песня
картина – портрет
лошадь – всадник
кошка – яблоко
голод – жажда.
Можно выделить трикатегории задач, которые применяются для сравнения и различия поколений.
1) Испытуемому даются дваслова, явно относящиеся к одной категории (например «корова — лошадь»).
2) Предлагаются дваслова, у которых общее найти трудно и которых гораздо больше отличаются друг отдруга (ворона — рыба).
3) Третья группа задачеще сложнее – это задачи на сравнение и различия объектов в условиях конфликта,где различия выражены гораздо больше чем сходство (всадник — лошадь).
Различие уровнейсложности этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагированияпризнаков ими наглядного взаимодействия объектов, от степени трудностивключения этих объектов в определенную категорию.
Обработка результатов.
1) Количественнаяобработка заключается в подсчете числа черт сходства и различия.
а) Высокий уровень –школьник назвал более 12 черт.
б) Средний уровень – от 8до 12 черт.
в) Низкий уровень – менее8 черт.
2) Качественная обработкасостоит в том, что экспериментатор анализирует, какие черты отметил учащийся вбольшем количестве – сходства или различия, часто ли он употреблял родовыепонятия. />/>2.2 Описание развивающей программы
Цельюкоррекционно-развивающей программы: развитие логического мышления у детеймладшего школьного возраста с нарушенным слухом с помощью игр.
Программа проводилась втечении 2 месяцев с группой из 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек 10-11 лет).Занятия проводились 1 раз в неделю по 30-35 минут.
Занятие №1
Приветствие.
Упр.1.
Лабиринты
Цель: задания напрохождение лабиринтов помогало развивать у детей, наглядно-образное мышление испособность к самоконтролю.
Инструкция. Детямпредлагаются лабиринты разной степени сложности.
Инструкция помогитезверюшкам найти выход из лабиринта.
Приложение №1.
Упр.2.
Загадки
Цель: Развитие образногои логического мышления.
1) Гуляю по свету,
2) Заворчал живой замок,
Жду ответа,
Лег у двери поперек.(Собака)
Найдешь ответ –
Меня и нет. (Загадка)
3) На ночь два оконца,
4) Не море, не земля,
Сами закрываются, Корабли не плавают
А с восходом солнца
А ходить нельзя. (болото)
Сами закрываются. (Глаза)
5) Сидит на окошке кошка
6) Два гуся – впередиодного гуся.
Хвост как у кошки,
Два гуся – позади одногогуся
Лапы как у кошки,
и один гусь посередине
Усы как у кошки
Сколько всего гусей?(Три)
А не кошка. (Кот)
7) У семерых братьев по
8) Два отца и два сына
одной сестрице
нашли три апельсина
много ли всех. (восемь)
каждому досталось по
елому. Как? (Дед, отец,сын)
9) Кто носит шляпу наноге? (гриб)
10) Что делал слон когда
присел на поле он?
Инструкция: Детей нужноразделить на 2 команды. Загадки читает ведущий. За правильный ответ команденабавляется 1 балл. В конце игры подсчитывается количество баллов, у какойкоманды их больше та и победила.
Занятие 2.
Приветствие
Упр.1.
Тест «Логическоемышление»
Цель: развитиелогического мышления.
Инструкция:
В ряду записаны несколькослов. Одно слово стоит перед скобками, несколько слов заключены в скобках.Ребенок должен из слов в скобках выбрать два слова, которые самым теснымобразом связаны со словами за скобками.
1) Деревня (река, /поле/,/дома/, аптека, велосипед, дождь, почта, лодка, собака).
2) Море (катер, /рыба/,/вода/, турист, песок, камень, улица, вминая, птице, солнце).
3) школа (/учитель/,улица, восторг, /ученик/, брюки, часы, нож, минеральная вода, стол, коньки)
4) Город (машина,/улица/, каток, /магазин/, учебник, рыба, деньги, подарок).
5) Дом (/крыша/, /стена/,мальчик, аквариум, клетка, диван, улица, лестница, ступень, человек).
6) Карандаш (/пенал/,/линия/, книга, часы, оценка, цифра, буква).
7) Учеба (глаза,/чтение/, очки, оценки, /учитель/, наказание, улица, школа, золото, телега).
После выполнения заданияподсчитывается количество правильных ответов. У кого из ребят их больше тот ипобедил. Максимальное количество правильных ответов 14.
Упр.2.
Тест на логическоемышление.
Цель: развитиелогического мышления.
Инструкция.
Для этой игры потребуетсябумага и карандаш. Ведущий составляет предложения, но так что бы слова в нихбыли перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложениетак чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место и сделать это по возможностибыстро.
1) Пойдем в мывоскресенье поход. (В воскресенье мы пойдем в поход).
2) Играют кидая дети мячв другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).
3) Максим утром дома израно вышел. (Максим вышел из рано утром).
4) Библиотеке интересныхв взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг).
5) Клоуны и завтра вобезьяны приезжают цирк. (Завтра в цирк приезжают обезьяны и клоуны).
Занятие 3.
Приветствие
Упр.1.
Игра «Пословицы»
Цель игры: развитиеобразного и логического мышления.
Инструкция: Учительпредлагает простые пословицы. Дети должны определить свое объяснение смыслапословиц. Спрашивать необходимо по очереди.
Дело мастера боится.
Всякий мастер на свойлад.
На все руки мастер.
Без труда и в саду нетплода.
Картошка поспела – берись
Без труда и в саду нетплода.
Картошка поспела – берисьза дело.
Каков уход таков и плод.
Больше дела меньше слов.
10)Всякий человек у делапознается.
11) Глаза боятся рукиделают.
12) Без труда нет добра.
13) Терпение и труд всеперетрут.
14) Дом без крыши, чтобез окон.
15) Хлеб питает тело, акнига питает разум.
16) Где ученье – тамуменье.
17) Ученье – свет, анеученье – тьма.
18) Семь раз отмерь, одинраз отрежь.
19) Сделал дело, гуляйсмело.
20) Хороша ложка к обеду.
Упр.2.
«Ну-ка, отгадай!»
Цель: развитиелогического мышления и речи.
Инструкция: Дети делятсяна две группы. Первая группа тайно от второй задумывает какой либо предмет.Вторая группа должна отгадать предмет задавая вопросы. На эти вопросы перваягруппа имеет право отвечать только «да» или «нет». После угадывания предметагруппы меняются местами. Прощание.
Занятие 4
Приветствие.
Упр.1.
Лишняя игрушка.
Цель: Развитие смысловыхопераций анализа, слитеза и классификации.
Инструкция: Дети иэкспериментатор приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делятся на двеподгруппы. 1-ая подгруппа на 2-3 мин. Выходит из комнаты. 2-ая подгруппаотбирает 3 игрушки из тех что принесли. При этом 2 игрушки должны быть «изодного класса», а третья из другого. Например с куклой и зайчиком кладут мячик.Входит первая группа и посоветовавшись, берет «Лишнюю игрушку» — ту которая поих мнению, не подходит. Если ребята легко справляются с 3 игрушками их числоможно увеличить до 4-5, но не более семи. Игрушки можно заменить картинками.
Упр.2.
Цель: развитиелогического мышления и речи.
Инструкция: Из группыдетей выбирается один ведущий, остальные садятся на стулья.
Учитель имеет большуюкоробку, в которой лежат картинки с изображениями различных предметов. Водящийподходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям,он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают своиверсии, следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ. Прощание.
логическиймышление дети нарушенный слух
Заключение
Приемы логического анализанеобходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходитполноценного усваивания учебного материала. Проведенные исследованияпоказывают, что далеко не все дети обладают данным умением в полной мере. Дажево 2 классе, лишь половина учащихся с нарушенным слухом владеет приемамисравнения, подведение под понятие выведение следствие и.т.п. Немало школьников снарушенным слухом не осваивают их и к старшим классом. Это неутешительныеданные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводитьцеленаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительныхопераций. Также целесообразно использование на уроках дидактических игр,упражнений с инструкциями. С их помощью учащиеся привыкают самостоятельномыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии споставленной задачей.
Нами было установлено,что младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностямифизического и духовного развития ребенка. Под воздействием обучения у детей формируютсядва основных психологических новообразования — произвольность психическихпроцессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). В процессе учениядети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения,благодаря которым они могут излагать материал выборочно, устанавливатьсмысловые связи. Произвольность психических функций и внутренний план действий,проявление способности ребенка к самоорганизации своей деятельности возникают врезультате сложного процесса интериоризации внешней организованности поведенияребенка, создаваемой первоначально взрослыми людьми, и особенно учителями, входе учебной работы.
Таким образом, исходя изрезультатов коррекционно-развивающей работы можно сделать выводы:
— необходимацеленаправленная работа по обучению младших школьников с нарушенным слухом основнымприемам мыслительных операций, что будет способствовать развитию логическогомышления;
— диагностика исвоевременная коррекция мышления младших школьников с нарушенным слухом будетспособствовать более успешному развитию приемов логического мышления(сравнение, обобщение, классификация, анализ).
— разработанная программанаправлена на развитие логического мышления и показала свою эффективность.
Следовательно, гипотезаисследования о том, что развитие логического мышления в процессе игровойдеятельности младшего школьника с нарушенным слухом будет эффективным если:теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющиеформирование и развитие мышления; выявлены особенности логического мышления умладшего школьника; структура и содержание игр младших школьников будутнаправлены на формирование и развитие у них логического мышления; определеныкритерии и уровни развития логического мышления младшего школьника с нарушеннымслухом, подтвердилась.
Списокиспользованной литературы
1. Андреева Е.И.Психологические основы обучения детей с нарушенным слухом. – СПб.: Феникс. — 2007. – С.583.
2. Белова Н.И.Сурдопедагогика. – М.: Просвещение. — 2005. – С.428.
3. Богрова И.Г.Обучение слабослышащих детей. – М.: Просвещение. – 2008. – С.477.
4. Бондаренко А.К.Словесные игры для детей с нарушениями слуха. – СПб.: Питер. — 2009. – С.500.
5. Боскис Р.М. Педагогуо детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение. — 2008. – С.478.
6. Боскис Р.М.Глухие и слабослышащие дети. – М.: Академия. — 2007. – С.537.
7. Валлон А.Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом. Пер. с франц. – М.: Прогресс.- 2008. – С.427.
8. Васненко В.С.Программа обучения и воспитания детей с нарушенным слухом. – М.: Сфера. — 2007.– С.400.
9. Гаркуша Ю.Ф.Система коррекционных занятий детей с нарушениями слуха. – М.: Сфера. – 2008. –С.677.
10. Головчиц Л.А. Сурдопедагогика.– М.: Педагогика. — 2001. – С.642.
11. Григорьева Т.А.Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха. – Минск. — 2009. – С.432.
12. Зикеев А.Г. Детис нарушенным слухом. – М.: Педагогика. — 2007. – С.455.
13. Кабанова-МеллерЕ.П. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитиеучащихся младших классов с нарушенным слухом. — М.: Просвещение. – 2008. –С.746.
14. Коноваленко В.В.,Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления удетей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. – М.: Гном и Д. – 2007.– С.697.
15. Нищева Н.В.Развивающие сказки. – СПб.: Союз. – 2008. – С.683.
16. Новоселова С.Л. Обучениев игре. – М.: Просвещение. — 2007. – С.472.
17. Обухова Т.И.Воспитание детей с нарушением слуха. – М.: Просвещение. — 2008. – С.393.
18. Петрова В.Г., БеляковаИ.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Сфера. — 2008. – С.498.
19. Пожиленко Е.А.Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос. – 2008. – С.687.
20. Психокоррекционнаяи развивающая работа со слабослышащими детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.:Владос. – 2009. – С.784.
21. Pay Е.Ф. О работес детьми, имеющими недостатки слуха и речи. – М.: Просвещение. — 2007. – С.411.
22. Стребелева Е.А.Специальная педагогика. – М.: Академия. – 2009. – С.853.
23. Тверитина Е.Н.Руководство игрой детей в специализированном учреждении. – М.: Академия. — 2008.– С.483.
24. Тимохин В.П.Сурдопедагогика. – М.: Просвещение. — 2008. – С.641.
25. ХоменкоИ.А.Сурдопедагогика. — СПб.: Феникс. — 2008. – С.695.
26. Шагунов А.Д.Диагностика и коррекция нарушения слуха. – М.: Наука. — 2008. – С.639.
27. Швайко Г.С. Игрыи игровые упражнения. — М.: Юнити. – 2008. — С.660.
28. Эльконин Д.Б.Воспитание в игре. – М.: Академия. — 2007. – 2007. – С.580.
29. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. — М.: Юнити. — 2007. – С.589.
30. Ясикова А.Н. Игрыи упражнения, разработанные для слабослышащих детей. – СПб.: Прима. — 2009. –С.506.
/>Приложения
Приложение 1.
Лабиринты.
/>
/>
/>
Приложение 2.
Прочти названиемультфильма.
/>
/>
Приложение 3.
Соедини буквы
/>
/>
Приложение 4.
Дорисуй фигуры.
/>
/>
/>