--PAGE_BREAK--Упражнения, направленные на развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, с постепенным увеличением объёма и интенсивности мышечной нагрузки, с равномерным распределением её на верхний плечевой пояс, туловище и ноги. Упражнения включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребёнка (Э.С. Вильчковский, Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина).
Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Вопрос о том, что представляет собой ловкость, является дискуссионным.
Так Н.А. Ноткина считает, что ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
(Ноткина Н.А. 1993)
И.В. Волков характеризует ловкость как способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высшую ступень способности координировать свои движения.
(Волков И.В. 1981)
В.Л. Лях даёт такое определение: Ловкости – качество управления движениями, обеспечивающее правильное, быстрое, рациональное решение двигательной задачи.
(Лях В.Л. 1991)
Все перечисленные понятия характеризуют комплексный характер ловкости, которая точнее определяется как координационные способности многообразные и сложные.
Характерно, что среди специалистов нет единого мнения в том, сколько вообще существует координационных способностей. Наиболее полный их перечень представляет В.Л. Лях, выделяя следующие составляющие:
1. способность к сохранению статического и динамического равновесия, т. е. к сохранению устойчивой позы в различных положениях тела или при выполнении движений;
2. способность к согласованности движений, т. е. умение, согласованно выполнять различные движения отдельными частями тела;
3. способность к реакции;
4. способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;
5. способность к ориентированию в пространстве, т. е. умение своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.
(Лях В.Л. 1991)
Э.Я. Степаненкова включает в понятие ловкость такие компоненты:
— быстрота реакции на сигнал;
— координация движений;
— быстрота усвоения нового;
— осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.
(Степаненкова Э.Я. 2001)
В.М. Зациорский выделяет несколько измерителей ловкости:
1. координационная сложность задания, определяемая требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений;
2. точность выполнения движений, т. е. степень его соответствия пространственным, временным и силовым характеристикам, требованиям двигательной задачи;
3. время выполнения движения.
(Зациорский В.М. 1970)
Так как ловкость является сложным комплексным качеством, то в каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной из перечисленных измерителей.
Проявление ловкости – это формы управления движениями, но в высшей форме. Это связано с тем, что координационные способности в большей мере обусловлены центрально – нервными влияниями, зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, и в меньшей мере зависят от морфологических и биологических влияний.
Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования.
В методической литературе указывается на то, что воспитание ловкости складывается :
· во–первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия,
· во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки,
· в-третьих, в воспитании повышенной точности восприятия своих движений в пространстве и времени.
Пути развития ловкости:
1. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют.
2. Необходимо давать усложнения, новые сочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения.
При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.
В основе методики развития ловкости лежат следующие положения:
— применение необычных исходных положений в знакомых упражнениях: бег из исходного положения – сидя, лёжа, стоя на коленях и т. д.;
— изменение скорости и темпа движения, использование разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
— смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;
— использование в упражнениях предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений;
— выполнение согласованных движений несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать и опускать обруч, верёвку, держась за них по 3 – 4 человека;
— более сложные сочетания основных движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т. д.;
— использовать упражнения, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.
1. Для развития способности к реакции используют упражнения с быстро меняющимися заданиями, броски и ловля мяча в парах (с отскоком и без, с выполнением хлопка перед ловлей).
2. Для развития дифференцировки пространственных, временных и силовых параметров движения применяют прыжки на заданную длину по зрительным ориентирам, бег и прыжки по разметкам, сделанным на разном расстоянии.
3. Метание в цель, прокатывание мяча по коридору, челночный бег и т. д. необходимый для развития способности к ориентированию в пространстве.
Вавилова считала, что ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при обегании кегель, в другом — с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичиками на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик.
(Е.Н. Вавилова)
Тарасова Т.А. в свою очередь считала, что ловкость развивается при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению восприятию собственных движений и окружающей обстановки.
(Тарасова Т.А. 2005)
Хухлаева Д.В. писала о том, что к развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движении и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.
Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленными; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
(Хухлаева Д.В., 1984)
Развитие быстроты движений у детей старшего дошкольного возраста
Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Данное определение дают многие исследователи: Е.Н. Вавилова, Э.Я. Степаненкова, Л.В. Волков, В.М. Зациорский, Э.С. Вильчковский.
Быстрота проявляется в разных формах, основными из которых являются:
— быстрота реакции на сигнал к действиям или их смене. Э.Я. Степоненкова, В.М. Зациорский характеризуют данную форму как латентное время двигательной реакции;
— скорость одиночного движения;
— способность увеличивать в короткое время темп движения по сигналу или в игровой обстановке;
— частота циклических движений.
(Степаненкова Э.Я., Зациорский В.М.)
Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг то друга. Ребёнок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание указанных форм определяет все случаи проявления быстроты, по единичному проявлению нельзя судить о развитии остальных скоростных способностей.
Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, прыжков). Однако скорость в целостном сложнокоординированном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, а длина шага, в свою очередь, от длины ног и силы отталкивания. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека, и при детальном изучении именно элементы формы проявления быстроты являются наиболее показательными.
Проявление и развитие быстроты движений является рядом морфологических, биохимических изменений, происходящих в организме человека.
С точки зрения биохимии быстрота зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах и скорость её расщепления под влиянием нервного импульса, а также от быстроты её ресинтеза.
Максимальная частота движений зависит в основном от скорости перехода двигательных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и на оборот, т. е. скорость движения зависит от подвижности нервных процессов.
С точки зрения морфологии, скорость одиночного сокращения мышцы в значительной степени зависит от структуры мышечного волокна, его иннервации.
Проявление быстроты движений зависит от их координационной сложности, от степени их автоматизации, величины волевых усилий интенсивности напряжения внимания.
Быстрота необходима для формирования и совершенствования бега, прыжков, метания, в подвижных играх, для успешного овладения многими видами спортивных игр. Также быстрота способствует развитию умения ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.
Для дошкольников характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма; их нервной системой, которая характеризуется повышенной чувствительностью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения. Естественное стремление детей к непродолжительным скоростным движениям следует поддерживать и предлагать им разные упражнения для проявления быстроты, интересные игровые задания.
Е.Н. Вавилова выделяет две основные задачи, направленные на развитие быстроты:
1. Упражнять в быстром начале движения, умение мгновенно реагировать действием на сигнал;
2. Учить поддерживать высокий темп движения.
(Вавилова Е.Н. 1981)
В.М. Зациорский несколько иначе формулирует направления в методике развития быстроты:
1. Целостное развитие быстроты в определённом движении;
2. Аналитическое совершенствование фактов, определяющих определённую скорость движения, например, совершенствование в технике движения.
(Зациорский В.М. 1970)
При подборе упражнений для развития быстроты учитываются следующие требования:
1. Движение должно быть в основных чертах освоено ребёнком в медленном темпе, иначе все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение;
2. Продолжительность упражнений должна быть не большой, чтобы исключить снижение скорости и наступление утомления;
3. Упражнения недолжны носить однообразный характер. Следует повторять их в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнением. При этом исключается закрепление, стабилизация скорости, так называемого «скоростного барьера»;
4. Упражнения должны проводиться в начале занятия или прогулки, так как для успешного их выполнения необходимо оптимальное состояние нервной системы, в условиях, когда дети неутомленны предшествующей деятельностью.
В методике развития быстроты предлагаются следующие упражнения.
· Для развития быстроты реакции используются:
1. Старты из разных исходных положений: стоя, сидя, лёжа, спиной назад, из упора на коленях.
2. Чередование основных движений: ходьба – прыжки, прыжки – приседания.
3. Изменение направления движений при ходьбе и беге по сигналу.
4. Изменение интенсивности движений: ходьба – бег интенсивный, бег медленный – бег с ускорением.
· Для развития способности в короткое время увеличивать темп движения используется:
1. Бег в максимальном темпе на дистанции 20-25-30м 5-6 раз;
2. Бег с высоким подниманием бедра, отведением голени назад;
3. Бег с ускорением.
· Для развития умения приспосабливать и регулировать длину бегового шага применяют:
продолжение
--PAGE_BREAK--1. Бег с перешагиванием через гимнастические палки, уложенные на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном, уменьшенном);
2. Бег скрестным шагом по обручам.
1.3 Клинико–психолого–педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
Наличие органического поражения головного мозга обуславливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушение равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.
Такие дети быстро истощаются и пересыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причём это утомление накапливается в течении дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребёнка, на его самочувствии. Это может проявляться в расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Эта характеристика даётся в книги «Специальная педагогика» под редакцией Назаровой Н. М., так же нам хотелось бы представить характеристику детей с общим недоразвитием речи которую предлагают Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. в своей книге «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Авторы говорят о том, что специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений ОНР. Авторы, схематично, разделили детей на три группы.
У детей первой группы имеют место лишь признаки общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.
У детей второй группы ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Среди них наиболее частыми являются следующие:
· Гипертензионно-гидроцефальный синдром – этот синдром проявляется прежде всего в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также в быстрой истощаемости и перенасыщенности любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности.
1.4 Значение и характеристика подвижной игры
В развитии двигательной деятельности ребёнка дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль.
Подвижные игры зародились в далёком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости.
(Новосёлова С.Л.)
Е.А. Аркин определяет подвижную игру как мощное и незаменимое средство воспитания ребёнка, основной рычаг дошкольного воспитания.
(Аркин Е.А.)
Кандидат психологических наук Новосёлова С.Л. говорит об игре, как одном из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности его отношения с людьми.
(Новосёлова 1989)
Преимущество игры среди различных физических упражнений Аркин Е.А. видит в эмоциональной насыщенности, придающую ей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупных мускулов; в разнообразии движений, устраняющей опасность утомления; в возможности регулирования самими детьми темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств – смелости, дисциплины, находчивости и т. д.
(Аркин Е.А. 1948)
Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности. Хотя определённое содержание и правила чаще всего обуславливают вид движений играющих, тем не менее, есть простор для самостоятельного, творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребёнку действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития.
(Фомина А.И., 1984)
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С др. стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющейся жизненный опыт детей.
(Тимофеева Е.А., 1986)
Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание, эстетическое, умственное и т.д.
(Новосёлова С.Л., 1989)
Подвижные игры оказывают всестороннее влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребёнка. Двигательная активность детей в процессе игры вызывает деятельное состояние организма: усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций.
(Тимофеева Е.А.,1979)
Разнообразные иговые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу лёгких, способствует насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребёнка, уменьшению заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребёнка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребёнка.
(Кистяковская М.Ю., 1978)
Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определённой спецификой: она требует от ребёнка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки.
(Тимофеева Е.А., 1979)
Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Например, сигналы «построиться!» в игре «Дружные ребята» вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся в изменении действий, направления и характера движения: лёгкий бег в рассыпную изменяется на целеустремлённый в прямом направлении для скорейшего построения в колонны друг за другом на заранее обусловленных местах.
Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков.
(Фомина А.И., 1984)
П.Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется всё то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умениям занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».
(Лесгафт, 1951)
Это положение подтверждается работами таких педагогов как М.М. Конторович, Л.И. Михайлова, А.И. Быкова, Т.И. Осокина и др. Они разработали методику проведения подвижных игр в детском саду, обосновали усложнение содержания и правил от группы к группе, определили роль воспитателя.
В процессе игры ребёнок направляет своё внимание на достижение цели, а не на способ выполнения. Он действует целеустремлённо, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.
Существуют следующие классификации подвижных игр:
1. Кожухова Н.Н. разделила игры:
· По сложности;
· По двигательному содержанию
· По степени физической нагрузки
· По использованию пособий и снарядов
· По преимущественному формированию физических качеств
Также Кожухова классифицировала игры по сложности:
(Кожухова Н.Н., 2002)
2. Тимофеева Е.А. разделила подвижные игры таким образом:
(Тимофеева Е.А., 1979)
Несмотря на разную классификацию и Тимофеева Е.А. и Кожухова Н.Н. выделяют в подвижных играх сюжетные, бессюжетные, игры – забавы.
Сюжетные игры
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях взрослых, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае дети, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом – прыгают, как зайчики, в третьем – им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.
(Тимофеева Е.А., 1979)
Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.
(Шустова А.И., 1982)
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.
(Лайзане С.Я., 1987)
Бессюжетные игры
В эту группу входят игры, разные по характеру организации: для большого количества одновременно играющих детей и для небольших групп, а также игры, в которых играющие делятся на звенья, команды.
(Шустова А.И., 1982)
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязные игровые действия всех участников. Эти игры основаны на простых движениях, чаще всего бег в сочетании с ловлей и увёртыванием, прятаньем и т.д. Такие игры доступны и малышам и старшим дошкольникам.
(Фомина А.И., 1984)
Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. это объясняется выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.
Поскольку правила требует от участников довольно быстрых и ловких движений, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем возрасте.
(Кожухова Н.Н., 2002)
Игры – забавы
В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры – забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического воспитания, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования. Эти игры требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
(Тимофеева Е.А., 1979)
Выдающийся русский педагог П.Ф. Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания в России. Большое место в ней отводится подвижной игре.
Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребёнка и воспитываются его нравственные качества.
Каждая игра, указывает Лесгафт, должна иметь определённую цель, а форма игры – отвечать этой цели. Необходимо, чтобы действия в игре соответствовали умениям ребёнка управлять собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия», эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях.
Лесгафт указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют его тело, тоесть приучать действовать с различным напряжением. Игры учат ребёнка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество.
(Лесгафт П.Ф., 1953)
Е.А. Аркин считал подвижную игру мощным и незаменимым средством развития ребёнка, основным рычагом дошкольного воспитания.
(Аркин Е.А., 1948)
В подтверждение этому: Н.К. Крупская в одном из своих выступлений говорила: «Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает». В высказываниях Крупской Н.К. подчёркивается также значение игры для физического развития.
«Есть масса игр, которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость глаза, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу, умение попадать в цель и всякие, такие вещи, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях».
(Крупская Н.К. 1967)
Подвижные игры, по убеждению Аркина, вносят радость в жизнь ребёнка и способствуют укреплению организма главным образом путём развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий.
(Аркин Е.А., 1948)
Также подвижные игры рассматривал Кильпио Н.Н., он говорил о том, что подвижные игры целесообразно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес детей к игре: основная задача заключается в постепенном усложнении игры (её движений, правил, игровой ситуации, условий проведения и методики руководства). В своём сборнике игр Кильпио Н.Н. предлагает игры с мячами, обручами, палками, шнуром и т. д., представляет интересно разработанные варианты с каждым отдельным предметом.
продолжение
--PAGE_BREAK--(Кильпио Н.Н., 1968)
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1 База и методы исследования быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста Цель: Выявить уровень развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Найти и описать базу исследования.
2. Подобрать и апробировать тестовые задания по определению уровня развития быстроты и ловкости у детей экспериментальной группы.
3. Описать и проанализировать полученные результаты.
В процессе опытно – экспериментальной работы была проведена беседа с заведующей ДОУ № 34 Шамшиной Оксаной Евгеньевной. В ходе беседы мы узнали, что МДОУ № 34 г. Петрозаводска «Радуга» был основан 27 марта 1967 г. Раньше детский сад принадлежал Октябрьской железной дороге, но с 1 января 2005 г. стал Муниципальным Дошкольным образовательным учреждением. Детский сад № 34 работает по программе «Радуга» (это первый детский сад, который взял на себя эксперимент по программе «Радуга»). В саду функционирует 11 групп (274 ребёнка) — это дети в возрасте с 1,5 до 7 лет. В ДОУ проводится систематическая работа по укреплению здоровья детей доступными средствами и методами. В детском саду проводятся следующие формы работы по физическому воспитанию:
— физкультурные занятия,
— утренняя гимнастика,
— дыхательная гимнастика,
— физкультурные развлечения.
Для реализации этого блока имеются все условия: имеется зал, наличия оборудования и спортивного инвентаря.
1. Для проведения экспериментальной работы были выбраны дети, посещающие старшую группу «Подсолнушки», в которой созданы все условия для разностороннего развития ребёнка. Воспитательно-образовательный процесс в группе осуществляется в соответствии с требованиями программы «Радуга». Старшую группу «Подсолнушки» посещает 27 детей. Из них 13 мальчиков и 14 девочек. Это дети в возрасте от 5 до 6 лет. В ходе проведения опытно-экспериментальной части исследования была выбрана группа детей (8 детей) определенной возрастной категории (от 5.5 до 6 лет)
Имя Ф. ребёнка
Возраст
Группа здоровья
Александрова Лида
5,8
2
Падчин Илья
5,5
1
Сидорова Настя
5,9
2
Ефремов Никита
6
2
Суворов Вася
6
1
Савельева Маша
5,7
2
Хайдуков Никита
5,9
2
Чутина Алиса
6
1
Методы обследования быстроты и ловкости
В качестве методов обследования детей были использованы тесты Тарасовой Т. А. на выявление быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
Тест 1
ЦЕЛЬ: оценить ловкость по результатам бега на дистанцию 10 м.
Ребёнок должен пробежать дистанцию 10 м с поворотом (5+5 м) и по прямой. Ему следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше проводить в условиях соревнования.
Тест 2
ЦЕЛЬ: оценить ловкость в полосе препятствий.
С интересом выполняют дошкольники 3 – 7 лет и более сложные задания, например «полосу препятствий». В это задание входят:
· Бег по гимнастической скамейке (длинна 5 м);
· Прокатывание мяча между предметами (6 штук), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга;
· Подлезание под дугу (высота 40 см)
Каждому ребёнку даётся по три попытки. Засчитывается лучший результат.
Тест 3
ЦЕЛЬ: определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановке в челночном беге на 10 м.
Ребёнок встаёт у контрольной линии, по сигналу «Марш!» (в это время включается секундомер) трёхкратно преодолевает 10 – метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 штук). Ребёнок должен обежать каждый кубик, не задев его.
Фиксируется общее время бега.
Тест 4
ЦЕЛЬ: определить ловкость при подбрасывании и ловле мяча.
Ребёнок принимает и. п. (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15 – 20 см как можно большее количество раз.
Тест 5
ЦЕЛЬ: оценить быстроту по результатам бега на дистанцию 30м
Ребёнок должен пробежать дистанцию 30м за минимальный отрезок времени.
Тест 6
ЦЕЛЬ: оценить быстроту по результатам ходьбе на дистанцию 10м
Ребёнок должен пройти дистанцию 10м за минимальный отрезок времени.
Имя Ф.
Тест 1. сек.
Тест 2. сек.
Тест 3 сек.
Тест 4 сек.
Тест 5 сек.
Тест 6 сек.
Уро-ь разв-я мин.
Александрова Лида
6
65
12
6
600
10
2,40
Чутина Алиса
6
60
8
6
618
9
2,30
Падчин Илья
5
57
6
8
558
7
2
Сидорова Настя
7
69
10
5
648
9
3,7
Ефремов Никита
6
60
9
6
588
8
2,20
Суворов Вася
5
55
6
10
570
6
2
Савельева Маша
7
70
11
5
600
10
2,30
Хайдуков Никита
6
62
10
6
582
8
2,20
Из представленной таблицы видно, что в среднем самым высоким результатом является 2 минуты, самым низким – 3,7 минуты, результаты основной массы являются от 2,20 до 2,40 минут.
2.2 Экспериментальная работа по развитию быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста Цель: Подобрать, разработать и апробировать комплекс подвижных игр способствующих развитию быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе опытно – экспериментальной работы с детьми проводились подвижные игры способствующие развитию быстроты и ловкости. Работа с детьми проводилась один раз в неделю по вторникам, с 5-го февраля 2008 года по 25-е марта 2008 года. Работа проводилась в виде мини занятий, в которые входило по три игры: первая игра хорошо знакома детям, вторая игра – мало знакома, третья игра абсолютно незнакома детям.
Структура занятий:
Занятие №
Содержание занятий
1
«Успей поймать», «Бери скорей», «Бабочки и стрекозы»
2
«Бери скорей», «Бабочки и стрекозы», «Догони»
3
«Бабочки и стрекозы», «Догони», «Конь-огонь»
4
«Догони», «Конь-огонь», «Передай мяч»
5
«Конь-огонь», «Передай мяч», «Канатоходец»
6
«Передай мяч», «Канатоходец», «Коршун и наседка»
7
«Канатоходец», «Коршун и наседка», «Перемени предмет»
8
«Коршун и наседка», «Перемени предмет», «Кто скорей»
Подвижные игры, способствующие развитию быстроты
Успей поймать
Играющие стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камешек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Кто сумеет положить камешек дальше всех и при этом не уронить мяч, тот и выигрывает.
Усложнение: бросить мяч, положить камешек, выбежав из круга, затем вернуться, быстро поймать мяч на лету (мяч не должен упасть на землю).
Бери скорее
Играющие стоят посередине площадки в двух шеренгах напротив друг друга на расстоянии двух метров. По сторонам площадки на расстоянии 10 – 15 м за каждой шеренгой обозначаются ограничительные линии. Между каждой парой кладётся небольшой предмет (кубик, камешек, мешочек). Дети принимают одно из исходных положений – сидя, лёжа, в упоре на коленях. По сигналу воспитателя каждый стремится быстро подняться, схватить предмет и убежать за ограничительную линию. Тот, кто не успел взять предмет, догоняет. Выигрывает тот, кто успел взять предмет и убежать за линию.
Бабочки и стрекозы
Играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Командам дают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Воспитатель, стоя с боку, называет одну из команд. Её игроки должны как можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой команды, повернувшись кругом устремляются вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты дома, столько и получают очков. Из игры никто не выбывает, и все участники снова встают по шеренгам. Воспитатель называет команды в произвольной последовательности. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек осалить больше игроков соперника.
Усложнение: дети принимают исходное положение, стоя на коленях, сидя, лёжа.
Догони
На одной стороне площадки стоят друг за другом два ребёнка, между ними расстояние 2- 3 м. по сигналу бегут в прямом направлении на другую сторону, сзади стоящий старается догнать переднего. Расстояние для бега 20 – 30 м. Затем дети меняются местами.
Конь – огонь
Играющие стоят в кругу, один в центре круга с флажком. Идут подскоками по кругу под слова: «у меня есть конь, этот конь – огонь! Но – но – но – но, но – но – но – но». Останавливаются, на месте делают движение согнутой ногой – конь бъёт копытом. Водящий в это время подскоками обходит круг, говоря: «я скачу на нём, на коне своём. Но – но – но – но, но – но – но – но». С окончанием слов останавливается и протягивает флажок между двумя играющими. Один бежит в правую сторону круга, другой – в левую, стараясь быстрее добежать и взять флажок. Тот, кому это удалось, идёт в круг с флажком. Игра повторяется.
Подвижные игры, способствующие развитию ловкости
Передай мяч
Дети распределяются на две равные подгруппы, встают в две колонны и по сигналу передают резиновый или набивной мяч. Последний стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передаёт мяч. Игра заканчивается, когда с мячом впереди колонны оказывается ведущий звена.
Варианты передачи: над головой, с боку, внизу между ног, в положении сидя на полу или скамейке.
Канатоходец
Две команды стоят в колоннах у линии старта, финиш на расстоянии 8 – 10 м. У игроков по одному бумажному или картонному колпаку. Первые в колонне ставят на голову колпак, разводят руки в стороны и по сигналу продвигаются вперёд. Повернув в условном месте, берут колпак в руки и бегут к своей колонне. Выигрывает колонна, выполнившая задание первой.
Коршун и наседка
6 – 7 детей (цыплята), стоят в колонне, держась друг за друга, впереди стоящий – наседка. На другой стороне площадки – коршун. По сигналу он вылетает и старается схватить цыплёнка, стоящего последним. Наседка защищает цыплят, поднимая руки в стороны и не давая коршуну достать цыплёнка. Все цыплята дружно двигаются за наседкой, не разрывая сцепления, мешая коршуну. Коршун, для того чтобы поймать цыплёнка, часто меняет направление движения.
Перемени предмет
На одной стороне площадки в кружках 4 – 5 предметов (мешочки, кубики, кегли). На противоположной стороне за линией старта (расстояние 15 – 20 м) дети образуют 4 – 5 колонн. Первые получают по одному такому же предмету, но другого цвета. На сигнал «Беги» они бегут к кружкам напротив своей колонны, кладут предмет, берут лежащий, возвращаются с ним к своей колонне и поднимают над головой. Отмечается выигравший. Затем они передают предмет следующему из своего звена, а сами встают в конец колонны. Отмечается колонна, в которой оказалось больше выигравших.
Усложнение: в каждом кружке находится по 3 – 4 предмета. На сигнал «Беги» играющие бегут, и в это время им называют предмет, который надо взять.
Кто скорей
Эта игра с элементом соревнования может включать преодоление различных препятствий, знакомых детям. Не следует давать только ползанье на четвереньках, так как дети, торопясь выполнить задание, могут травмировать коленный сустав.
— пройти по гимнастической скамейке и обежать змейкой мячи или кегли.
— подлезать под верёвку, перепрыгнуть канавку.
— провести мяч, ударами о пол по прямому направлению или огибая положенные предметы.
— пролезать в один обруч, затем прыгать из обруча в обруч на двух ногах.
Анализ действий детей
В ходе проведения подвижных игр, направленных на развитие быстроты и ловкости, моё внимание было направленно на то, как дети ведут себя в играх, как они выполняют данное им задание. Благодаря подвижным играм можно понять насколько хорошо или плохо у детей развиты физические качества (быстрота и ловкость).
Успей поймать. Играя, дети должны были соблюдать правила игры, слушать сигнал воспитателя и реагировать на него, не мешать другим детям. Почти все дети играли, соблюдая все необходимые правила, но никто не смог выполнить все условия игры (поймать мяч, ударившийся о землю один раз).
Илья и Настя во время объяснения правил игры отвлекались и не слушали, следовательно, во время игры не выполняли необходимых действий (относили камушек как можно дальше и оставались стоять рядом с ним; вначале ловили мяч и только потом относили камушек). После моих замечаний и повторного объяснения Илья и Настя смотря на действия других детей, начали выполнять задание.
Остальные дети играли с большим интересом, внимательно слушали мои указания и рекомендации. Очень старались до конца выполнить задание.
С каждым занятием дети выполняли задание игры всё лучше и лучше.
Бери скорее. Во время проведения этой игры дети часто путались, не понимая, кто должен брать предмет и кто должен бежать (дети брали предмет и поднимали руку вверх остальные убегали за линию). После повторного объяснения и показа у детей начало получаться.
На четвёртый раз проведения игры Никита, Маша, Алиса и Вася полностью поняв правила, отлично выполняли их. Во время этой игры проблемы возникли у Ильи, он ни разу не выполнил необходимые требования (всё время просто убегал за ограничительную линию), возможно, это было связано с его невнимательностью.
Остальные дети играли очень хорошо, были увлечены игрой и заинтересованы правильным выполнением задания.
На третьем занятии у детей уже не возникало затруднений по поводу выполнения задания.
Бабочки и стрекозы. С этой игрой почти все дети справились сразу же. Маша и Никита не поняли того условия, что названия у команды постоянно меняется, а в связи с этим и действия. Во второй раз проведения игры все дети внимательно слушали названия и выполняли условия правильно.
Догони. В этой игре единственная трудность заключалась в том, что дети бежали не по прямой, а по диагонали, змейкой.
Дети внимательно слушали мои указания, не отвлекались. С каждым повторением скорость бега у детей увеличивалась.
Конь – огонь. Роль водящего не вызвала у детей затруднений, все дети, которые участвовали в этой роли справлялись после первого объяснения.
Затруднение вызвало у детей вторая часть игры, когда двум детям нужно было оббежать круг и тот, кто первый добежит должен был взять флажок. Вместо этого дети вначале старались взять флажок, а затем бежали или не понимали в какую сторону им бежать, когда прибегали вставали на своё место.
После нескольких повторений на разных занятиях дети намного лучше стали выполнять задание.
Передай мяч. Эта игра очень понравилась детям, и они очень быстро усвоили правила.
продолжение
--PAGE_BREAK--