Содержание
Введение
1 Определение и основные характеристики детскогоколлектива
2 Особенности развитияличности в младшем школьном возрасте
3 Формирование коллектива младших школьников в контексте педагогическоговзаимодействия
Заключение
Список использованных источников
Введение
Социально-педагогическийаспект развития и воспитания подрастающего поколения в условияхобщеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формированияшкольного коллектива. Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день.Это можно объяснить несколькими основными причинами. Так, например массовоевнедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большуючасть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввидуэтого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятиедругой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Ученический коллективучебно-воспитательный, его цель — овладение определённой суммой знаний, уменийи навыков, формирование способностей и социально — полезных качеств личности. Внём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решатьвозникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы,предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание ихмалоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественноемнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такиекачества личности формируются только в коллективе и через коллектив.
ЕщеАристотель отметил, что «коль человек- существо общественное, то только вобществе он может развить свою природу». За прошедшие века эта истинамногократно подтверждалась в педагогической и социальной практике. В общении слюдьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваиваетнавыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается пониматьокружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывает критерии оценкижизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позицийистины, добра и красоты. И наконец, только в общении с людьми возможнасамореализация человека: если поет или танцует — ему нужны слушатели илизрители; сочинил стихи — кому- то посвятил.
Важный периодстановления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьномколлективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельностиобеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятныеусловия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагогв содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогическоговоздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностныхкачеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми,и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.
Надо отметить, что наиболее важным периодом в планеформированияшкольного коллектива является младшаяшкола. Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущимитоварищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога,учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус какна основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств.Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник вбольшей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств какуважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.
Цельисследования – раскрыть особенности формирования классного коллектива вначальной школе.
Объект исследования – учебно-воспитательныйпроцесс.
Предмет исследования –формирование классного коллектива в начальной школе.
Всоответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставленыследующие задачи:
1. Раскрытьсущность понятия коллектив и показать его влияние на развитие и воспитаниедетей младшего школьного возраста.
2. Изучитьособенности развития личности младшего школьника.
3. Выявитьусловия, способствующие формированию коллектива в начальной школе.
Особенностямформирования школьного коллектива посвящены работы многих исследователей вобласти психолого-педагогической науки.
Особую роль вэтом отношении сыграли взгляды А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Так А.С.Макаренко глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива,пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им воснову организации детского коллектива, обеспечивали четкую системуобязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах иопыте В. А. Сухомлинского. Многолетняя педагогическая деятельность В. А.Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулироватьсовокупность принципов, которые должны быть положены в основу формированияшкольного коллектива.
Современныеисследователи также уделяют свое внимание проблеме формирования школьногоколлектива. Например, Я.Л. Коломинский в своей книге «Социальная психологияшкольного класса», показывает основные детерминанты развития и формированиядетского коллектива, приводит широкую методологическую базу, применяемую дляизучения взаимоотношений внутри школьного коллектива.
Практическаязначимость исследования, заключается в дальнейшем использовании его результатовучителями начальных классов в учебно-воспитательной работе.
Структураработы: курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения, спискаиспользованных источников.
Списокиспользованных источников содержит 25 наименований.
1 Определение и основные характеристикидетского коллектива
Термин«коллектив» произошел от латинского collektives- собирательный. Он означаетсоциальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественныхориентациях и совместной деятельности.
Коллектив — явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений,интересов, увлечений самых разных людей. По Л.С. Выготскому коллектив выступает какфактор развития ребенка. Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. “Нельзяпредставить себе коллектив, — писал он, — если взять попросту сумму отдельныхлиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, чтоон имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей,взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть простотолпа или сборище” [22].
А.С.Макаренко считал, что гуманистическая интерпретация коллектива предполагаетналичие определенных признаков, которые и позволяют сделать именно коллектив«инструментом прикосновения к личности».
Понятие«коллектив» было введено в обиход в отечественную педагогическуютеорию и практику с первых лет советской власти. Идеи «коллективноговоспитания» были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т. Шацкого,В.Н. Сороки-Росинского, М.М. Пистрака, П.Н. Лепешинского и др., а позднее — В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, Н.Я. Скороходовой, И.П. Иванова.Положения А.С. Макаренко стали основой теории и методики коллективноговоспитания. В статье «Цель воспитания» он выделяет следующие признакиколлектива:
— общественноценные цели;
— совместнаядеятельность по их достижению;
— отношениявзаимной ответственности;
— организацияорганов самоуправления;
— направленностьдеятельности на общую пользу.
В дальнейшемв отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков,характеризующих группу как коллектив. Большое значение здесь сыграли работыА.В.Петровского, И.Н.Платонова, Л.И.Уманского.
Л.И. Уманскими его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положеныследующие критерии:
— содержаниенравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностныхориентаций членов группы);
— организационноеединство;
— групповаяподготовленность в области той или иной сферы деятельности;
— психологическоеединство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).
На основеуказанных признаков Л.И.Уманский предлагает следующую классификацию групп поуровню их развития:
— группаноминальная;
— группа-ассоциация(общая цель, официальная структура);
— группа-кооперация(общая цель, групповая подготовленность к деятельности);
— группа-корпорация(наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всегохарактеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);
— коллектив [21].
Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность вусловиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций.Исследователи (В. М. Коротов и др.) выделяют три функции: функциюорганизационную — детский коллектив становится субъектом управления своейобщественно полезной деятельностью; функцию воспитательную — детский коллективстановится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений;функцию стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценныхстимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, ихвзаимоотношений. Нормальное функционирование детского коллективавозможно при правильном тоне и стиле отношений. А. С. Макаренко в ряде своихработ подчеркивал необходимость такой организации воспитательного учреждения,которое имело бы единую форму организации, стиль и тон отношений.
Отличительными признаками стиля детского коллектива А. С.Макаренко считал: во-первых, мажор — постоянную бодрость, готовностьвоспитанников к действию; во-вторых, ощущение собственного достоинства,вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;в-третьих, дружеское единение его членов; в-четвертых, ощущение защищенности(А. С. Макаренко считал, что ни один ребенок не должен чувствовать себя вколлективе обособленно и беззащитно. Должно быть законом, что никто не имеет нетолько права, но даже возможности унижать в какой бы то ни было форме болееслабого и зависимого); в-пятых, активность, проявляющаяся в готовности купорядоченному, деловому или игровому действию; и наконец, привычка кторможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций. Тон и стильколлективных отношений поддерживается в соответствующих законах и правилах, какдля детского коллектива, так и для коллектива педагогов. Эти законы варьируют вразного типа воспитательных учреждениях, но все они отражают ту системутребований, которая заложена в основе коллективного сотрудничества [14].
В структуреколлектива основным звеном является первичный коллектив. В школьной практике — это класс. В классе образуются наиболее длительные иустойчивые отношения детей с учителями, друг с другом с другими классамиРазнотипные первичные коллективы взаимосвязаны и образуют ученический коллектившколы.
Каждый из коллективов, входящих в сложную структуру детскогоколлектива воспитательного учреждения, имеет свои органы самоуправления,которые будучи взаимосвязанными, образуют систему органов детскогосамоуправления. В школе это парламент, классные группы, советы клубов идобровольных обществ, совет ученической бригады, совет интерната, различныевременные органы. От зрелости коллектива зависит разнообразие системы органовсамоуправления характер их полномочий.
Особое место занимает главный орган управления детским коллективомобразовательного учреждения (парламент школы). Он координирует и направляетдеятельность других органов как непосредственно через свои секторы, так иопосредованно через активистов, входящих в тот или иной орган ученическогосамоуправления [10].
Совместная целеустремленная деятельность усиливает потребность вобщении. В результате между ними возникают многообразные связи и отношения,объединяющие детей как членов одной социально-психологической общности.
Избирательные связи и отношения в первичном коллективе приводят кобразованию микрогрупп эмоционально-психологического характера (дружеских иприятельских), каждая из которых включает небольшое количество детей,испытывающих по отношению друг к другу чувства взаимной заинтересованности,симпатии, дружбы.
Эти группы занимают различное положение в коллективе. Есть группы,лидирующие во всех видах деятельности, группы, авторитет которых ситуативен,группы обособившиеся, замкнувшиеся в сфере своих интересов. Задача состоит втом, чтобы вовлечь все эти группы в активную жизнь коллектива, подчинив мотивыих объединения общественно полезным целям.
В структуре коллективных отношений большое значение имеют связипервичных коллективов между собой и посредством общешкольного коллектива сдругими коллективами как школ, так и других объединений. Связи с другимиколлективами помогают предотвратить замыкание первичных коллективов и групп вузкие интересы только своих членов, приобщают школьников к широким социальнымконтактам, интересам других коллективов.
В школьномколлективе существует разветвленная сеть разнотипных первичных коллективов, вкаждом из которых ребенок испытывает своеобразное воздействие, дает емувозможность осуществлять разные социальные роли (в одном он — ученик, в другом- спортсмен, в третьем — артист и т.д.) [20].
Основойсоздания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельностьдетей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, еесодержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этомдетских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают вколлективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическоеруководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессамиосуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Этоутверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако егоосуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешнаядеятельность не принесет ожидаемых результатов.
1.Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельностиувлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.
2. Выбираядеятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят иопираться на эти интересы.
3. Важнымусловием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, прикоторой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитетыдел, творческие группы и т.д.).
4. Приорганизации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.
5. Важнымисточником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценныхнравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческаяигра [10].
В процессесовместной деятельности и общения между школьниками возникают различного видаотношения, образующие сложную внутреннюю жизнь коллектива.
Это преждевсего — отношения ответственной зависимости (по А.С.Макаренко) или, как ихиначе называют, деловые отношения. Чем отчетливее отработана в коллективесистема распределения исполнителей и организаторов, подчинения и распоряжения,тем безошибочнее срабатывают отношения взаимной ответственности: членыколлектива требуют друг от друга и от себя подчинения установленным правилам,обеспечивающим достижение цели.
Судить оразвитии деловых отношений в коллективе можно:
— по тому,как относятся члены коллектива к общим нуждам и заботам коллектива, легко лиоткликаются на них, замечают ли их сами;
— по тому,как встречают они распоряжения и предложения выборного актива;
— по тому,как принимаются решения органами коллектива;
— по частотеи характеру нарушений норм жизни коллектива, принятии решений и др.
Безусловно,что без такого рода отношений коллектив просто не может существовать. Однакоесли роль деловых отношений абсолютизируется, все внимание школьников сосредоточиваетсятолько на их организации, то эмоциональная жизнь коллектива обедняется,уменьшается количество контактов, связей между членами коллектива — и коллективможет стать для школьника чисто формальным объединением.
Поэтомунеобходимо развивать систему личных взаимоотношений в коллективе, ихгуманистическую направленность. Детский коллектив не может развиваться такжебез отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания.
Только притаких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытыватьэмоциональный комфорт.
Успешное функционирование детского коллектива требует созданиявозглавляющих его органов. Органы коллектива — это избираемые илиуполномоченные лица, которым члены коллектива поручают совместно планировать общественныедела, распределять поручения между членами коллектива, проверять их выполнение,координировать и объединять работу всех первичных коллективов [14].
Наличие органов коллектива обеспечивает активность позиции каждогочлена коллектива как организатора совместной жизни.
Органы коллектива могут создаваться двумя способами: либоизбирается совет представителей первичных коллективов, или же органы коллективаизбираются из числа лучших представителей коллективов. Преимущества первогоспособа в том, что в совете представлены уполномоченные каждого первичногоколлектива, и это обеспечивает гибкость руководства. Преимущества второгоспособа в том, что в коллективный орган попадают самые зрелые и умелые ребята.При выборах в разные органы целесообразно сочетать оба способа.
Такимобразом, детский коллектив имеет определенную структуру, основной единицейкоторого является ученический класс. Оказывает воспитательноевлияние на личность, тем самым является носителем определенныхвоспитательных функций:
— воспитательной:детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенныхнравственных убеждений;
— организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своейобщественно-полезной деятельностью;
— стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимуловвсех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, ихвзаимоотношения.
2 Особенности развитияличности в младшем школьномвозрасте
Младшимшкольным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет,что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возрастотносительно спокойного и равномерного физического развития.
Увеличениероста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно ипропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадииформирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещёне завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.
Процессокостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё незаканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти рукизатруднительны и утомительны.
Происходитфункциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическаяфункция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения иторможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнемупреобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степенивозбудимы и импульсивны [12].
Поступление вшколу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь укладего жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущейдеятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанностьучиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующийорганизованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается вновый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых11 лет.
Основнойдеятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретениеновых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений обокружающем мире, природе и обществе.
Разумеется,далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению.Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение –труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальнойактивности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у негонаступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобыэтого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – непраздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная,так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного.Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
На первыхпорах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениямив семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом.Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрениеучителей и родителей.
Вначале унего формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознанияеё значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебноготруда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретениюзнаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования умладшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных сподлинно ответственным отношением к учебным занятиям.
Формированиеинтереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано спереживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Аподкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркиваеткаждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшиешкольники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалитих.
Большоевоспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель ссамого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемымавторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения ивоспитания в младших классах.
Учебнаядеятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитиепсихических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений ивосприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия,своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живымлюбопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрываетперед ним всё новые и новые стороны [23].
Наиболеехарактерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность,где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходныхобъектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьноговозраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровнепсихического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринятьпредмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём,произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенностьучащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.
В процессеобучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокуюступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемойдеятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится болееанализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторыевозрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная изних – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулированиявнимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации.Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличиидалёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной итрудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младшийшкольник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличииблизкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалуучителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Значительнолучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое,неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, безвсяких усилий с их стороны.
Возрастныеособенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влияниемобучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смысловогозапоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью ирегулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладаниемдеятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образнаяпамять, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнеесохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чемопределения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическомузапоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Основнаятенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – этосовершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранеевоспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой,рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё болееправильного и полного отражения действительности. Творческое воображение каксоздание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатленийпрошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, такжеразвивается.
Под влияниемобучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений кпознанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признакипредметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первыевыводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этойоснове у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научныепонятия.
Аналитико-синтетическаядеятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна,находится в основном на стадиинаглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятиипредметов.
Для негохарактерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целуюсистему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, котороепредъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Всё эторешающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системыотношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям,формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшемшкольном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходитусвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественнаянаправленность личности.
Характермладших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего ониимпульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственныхимпульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайнымповодам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастнойслабости волевой регуляции поведения.
Возрастнойособенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё необладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодолениятрудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру всвои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычнаяпричина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что всеего желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа.Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против техтвёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимостижертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшиешкольники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том,что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что детинаблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенноеотношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства,контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны ввыражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональнойнеустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременными бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё большеразвивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательныепроявления.Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника,свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на этом возрастномэтапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуетсяпотенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир исамого себя, приобретающий собственный опыт действования в этом мире. Важнейшиеновообразования возникают во всех сферах психического развития: познавательной,эмоционально-волевой и личностной.
Большиевозможности предоставляет младший школьный возраст для воспитанияколлективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает приправильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективнойдеятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитаниюколлективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именноздесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. Кроме того многиеавторы (Д. Болдуин, Э. Риньяно и Ж. Пиаже) показали, что детское логическоемышление развивается пропорционально тому, как в детском коллективе появляетсяи развивается спор. Только в процессе сотрудничества с другими детьмиразвивается функция логического мышления ребенка. Пиаже сумел генетическиобосновать эту мысль и показать, что в детском коллективе раньше должновозникнуть столкновение мнений, спор, для того чтобы позже у детей данногоколлектива могло появиться размышление как особый процесс внутреннейдеятельности, неизвестный ребенку более раннего возраста. Развитие размышленияберет начало в споре, в столкновении мнений — таков основной вывод этогоисследования [12].
Такимобразом, младший школьный возраст — это период позитивных
изменений ипреобразований. Он является сензитивным:
— дляформирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей иинтересов;
— развитиянавыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
— усвоениясоциальных норм, нравственного развития;
— становленияадекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
— развитиянавыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.
3 Формирование коллективамладших школьников в контексте педагогического взаимодействия
школьный коллективначальная школа
Коллектив какспециально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни однообъединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которыехарактеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходитчерез ряд этапов.
В философии процесс развития коллектива рассматривается какразвитие социального организма, основные критерии которого — целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности (В. Г. Иванов). Всоциальной психологии процесс развития рассматривается через такие параметры,как нравственная направленность, организационное и ценностное ориентационноеединство, подготовленность к той или иной деятельности в рамкахсоциально-психологической общности, возникающей в коллективе (А. В. Петровский,Л. И. Уманский и др.).
Этапыразвития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющимего становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитиивоспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорическоготребования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фонетребований коллектива. Существует несколько подходов квычленению стадий формирования детского коллектива. Большинство исследователейвслед за А. С. Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характерупредъявляемых требований. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяютсятри стадии.
Первая стадия: становление коллектива(стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива — педагог, от негоисходят все требования.
Напервоначальной стадии развития цели коллектива обычно сориентированы навнутреннюю жизнь класса. Каждый ребенок в этот период старается найти друзей,микрогруппу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение.Микрогруппы образуются довольно интенсивно: порой лишь на основе симпатии, ночаще на основе общности интересов. В центре — дети, обладающие привлекательнымидля всех занятиями. В последнем случае микрогруппы носят неустойчивый характери, если не появилось другого мотива их объединения, распадаются на первойстадии развития коллектива. В классе в этот период обычно значительноеколичество изолированных школьников. Эта стадия характеризуется сравнительновысокой конфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще всего неявляются принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтовуменьшается, а сохранившиеся оказываются связанными с актуальными для жизникласса вопросами.
Первая частьсчитается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив,воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и общей организации.
На второйстадииусиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требованияпедагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Для второй стадиихарактерна стабилизация структуры коллектива. К завершению второй стадии ужескладывается четкая структура деловых отношений, эмоционально-психологических.
Стабилизируетсясостав дружеских микрогрупп. Изменение в их составе сводится, как правило, квведению в группу или выделения из нее одного — двух человек, однако полностьюони обычно не распадаются [9].
Конфликты наэтой стадии связаны в основном с несовпадением ценностных ориентаций и способовповедения отдельных членов коллектива. В этот период класс уже способенразрешать возникающие в нем конфликты самостоятельно.
К завершениювторой стадии развития коллектива еще существуют «изолированные» школьники, ночисло их обычно не превышает одного-двух, резко увеличивается количествовзаимных выборов.
Третья ипоследующая стадиихарактеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особыхкачеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровеньразвития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований,предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе,чем к своим товарищам. Для данной стадии развития коллектива характерной чертойстановится деятельность на пользу другим людям, то есть осуществляетсянравственная цель, которая в значительной степени определяет всю организациюжизни коллектива.
Дружескиемикрогруппы не исчезают, но границы между ними становятся все более размытыми.Все группы в большей или меньшей степени приобретают коллективистскуюнаправленность; конфликты в коллективе единичны, и школьники в основномспособны сами преодолевать их, исходя из интересов не только коллектива, но иотдельной личности.
Коллектив неможет и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг оченьвысокого уровня, поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую стадию развитияколлектива.
На этойстадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сампредъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных нормстановится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесссамовоспитания.
Указаннаястадиальность в основе своей имеет требования к личности, входящей в коллектив.Именно это основание послужило Антону Семеновичу Макаренко критерием длявыделения этапов [9].
Мы охарактеризовалиидеальную модель процесса развития классного коллектива. Конечно, реальныеусловия могут внести существенные коррективы в ее реализацию.
Для осознаниявозможностей детского коллектива в воспитании личности рассмотрим уровниразвития группы как коллектива. Изучая детские коллективы, Л.И.Уманский выделилпризнаки социально-психологической зрелости группы, которые проявляютсяпо-разному в зависимости от уровня ее развития. Он их объединил в три блока.
Общественныйблок с подструктурами социальной направленности, организованности иподготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую иделовую сферы групповой жизнедеятельности.
Поднаправленностью группы понимается социальная ценность принятых ею целей,мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм, т.е.идеологическая сфера группового сознания. Сущность организованности группысостоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению — групповойсамоуправляемости (А. С. Чернышев).
Реальнодействующая группа всегда активна в отношении той или иной конкретнойдеятельности (общественно-политической, управленческой, трудовой,познавательной, спортивной, культурно-массовой, игровой и т.п.). Групповаядеятельность требует от каждой личности и группы в целом соответствующихзнаний, умений и навыков — опыта групповой подготовленности.
Личностныйблок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевойкоммуникативности, отражающими единство трех сторон сознания входящих в группуличностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы.
Интеллектуальнаякоммуникативность — это процесс межличностного восприятия и установлениявзаимопонимания, нахождения общего языка. Она реализуется путем обменаинформацией, определения общих позиций, суждений, принятия групповых решений.
Эмоциональнаякоммуникативность — это межличностные связи эмоционального характера,преобладающий эмоциональный настрой группы, ее эмоциональные потенциалы. Это таобъективно существующая в группе атмосфера, которая характеризует эмоциональнуюсторону ее жизнедеятельности. Волевая коммуникативность понимается какспособность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразнаястрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях.
Блок общиххарактеристик (интегративность, микроклимат, референтность, лидерство,интрагрупповая и интергрупповая акивность) жизнедеятельности группы [21].
Детскийколлектив как сложная социально-педагогическая система обладает своейструктурой, в которой отечественные педагоги различают две составляющие: неформальнаяструктура (складывается стихийно) и формальная структура (организуетсявоспитателем).
Л.И. Новиковаотмечает, что в современных условиях классный коллектив младших школьниковдолжен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения его необходимости иполезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в немсозданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, нои для обособления его в коллективе [17].
Влияниеколлектива на личность младшего школьника осуществляется не только в процессесовместной деятельности, но и через внутриколлективные отношения, рождающиеся иразвивающиеся во внедеятельностном общении. Направленность такого влияниязависит от характера отношений и положения ребенка в них.
Формированиеотношений в классе — процесс педагогически управляемый, и важнейшим средствомего осуществления является создание педагогических ситуаций как специфическойформы организации деятельности и общения.
Понимаяважность воспитания в коллективе, мы отдаем себе отчет в том, что современныйребенок испытывает самые разнообразные влияния фронтального (или массового),коллективного, группового и индивидуального характера, механизмы воздействия.
Взаимовлияниеколлектива класса на ребенка и ребенка на класс многогранно и в равной степенизависит как от характеристик классного коллектива, так и от индивидуально — психологических особенностей входящих в него детей. Сначала рассмотрим этотпроцесс в направлении «класс-ребенок». Во-первых, следует отметить, что классможет влиять или не влиять на личность в зависимости от характеристик, средикоторых важную роль играет уровень развития коллектива: чем он выше, темцеленаправленнее становится это влияние. Нередко последнее отождествляется сподавлением, усреднением личности ребенка, что вполне возможно, если онрассматривается только как объект педагогических воздействий. Во-вторых,влияние класса на ребенка зависит от того, какое положение занимает он всистеме внутриклассных отношений, являющихся, в свою очередь, результатом, содной стороны, совокупности различных качеств самого ребенка, а с другой — особенностей класса. Один и тот же ребенок может занимать в разных классахразличное положение в зависимости от ценностей, норм поведения, сложившихся вних. В- третьих, влияние класса на ребенка зависит, в первую очередь, отхарактера его взаимоотношений с классным руководителем. В-четвертых, оносвязано с тем, каково в классе положение дружеской микрогруппы, в которуювходит ребенок и каково отношение к ней со стороны классного руководителя.В-пятых, это влияние определяется наличием в школе такой воспитательнойсистемы, которая была бы в нем заинтересована. В-шестых, влияние класса наличность младшего школьника зависит от его значимости для каждого конкретногоребенка [20].
Безусловно,практически в любом классном коллективе есть дети, на которых влияние классаминимально. Как правило, их число увеличивается с возрастом учащихся.
Класс можетвлиять на ребенка непосредственно и косвенно. Непосредственное влияние почтивсегда связано с конкретной ситуацией и с предоставлением ребенку возможностивыполнения в классе той или иной роли. Косвенное влияние реализуется черезсоздание общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и нормповедения, через создание эмоционального климата.
В конечномсчете, все это находит отражение в структуре и в характере взаимоотношений,формирующихся в классе и служащих самым мощным фактором влияния на личностьшкольника. Существенной характеристикой отношений является их гуманистичность,которая позволяет младшему школьнику реализовывать различные задатки и ощутитьсвою защищенность.
Следуетотметить, что гуманистические отношения, возникающие в детской среде, неявляются устойчивой характеристикой и поэтому, должны быть объектом специальнойпедагогической заботы. Процесс вхождения школьника в систему отношений в классесложен, неоднозначен, нередко противоречив. Прежде всего, он глубокоиндивидуален и зависит не только от психических особенностей личности, но и отее индивидуального социального опыта [10].
Процессвхождения в систему классных отношений осуществляется при активном, но взначительной степени неосознанном участии школьников, стремящихся сделатьокружающую их микросреду благоприятной для себя и своей группы, коллектива.Ребенок стремится к популярности в коллективе, старается закрепить свои позициив нем, страдает от своей непопулярности, очень часто даже не осознавая причинэтого. Иногда он неправильно оценивает свое положение в коллективе, отношениесвоих товарищей.
Занять благоприятноеположение в сфере отношений школьники стремятся различными путями. Одним этоудается легко и просто, других постигают неудачи, что приводит к разочарованию,плохому психологическому самочувствию, стремлению добиться хорошего положения вколлективе любой ценой [13].
Исследованияотечественных психологов показали, что благоприятное или неблагоприятноеположение в коллективе дети занимают уже в раннем школьном возрасте и вдальнейшем оно оказывается для подавляющей массы детей стабильным [15].
Конечно,когда положение младшего школьника в коллективе класса благоприятно и егостатус достаточно высок, когда коллектив видит в нем личность яркую,оригинальную, интересную, признает ее право на самобытность, самостоятельность,класс является более благоприятной средой для развития личности такого ребенка.
При этомважную роль играет правильность развития ученического коллектива. Необходимопроводить работу по предупреждению и преодолению негативных явлений вученическом коллективе: «групповой эгоизм», «звездная болезнь», нивелированиеличности в угоду общественным целям, подавляющая деятельность отдельных лидеров(формальных и неформальных), недоразвитие некоторых признаков коллектива,ошибочность позиции взрослого в детском коллективе (авторитаризм, попустительство,лжедемократизм) и др. Роль педагога заключается в выработке специальнойстратегии и тактики предотвращения и преодоления этих явлений [15]
Психологическиразвитой как коллектив считается такая группа, в которой сложиласьдифференцированная система различных взаимоотношений, строящихся на высокойнравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.
В связи сразвитием класса как коллектива необходимо рассмотреть совокупность егохарактеристик в зависимости от возраста учащихся. Это позволяет говорить овозрастных особенностях классного коллектива.
Дляколлектива младших школьников характерны следующие черты: слабаяорганизованность, низкий уровень способности к коллективной деятельности,эмоциональная неустойчивость, слабовыраженная половая дифференциациявзаимоотношений, неустойчивость дружеских групп. В то же время у мальчиков и девочек одинакововыражено стремление к единству, к совместной деятельности с игровыми формамиорганизации, стремление к подражанию классом старших возрастов [14].
Межличностныеотношения строятся на эмоциональной основе. Мнения учащихся класса нестановятся эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого.
В младшемшкольном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всегосо сверстниками. Здесь в ситуации формального равенства сталкиваются дети сразной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоциональногообщения, с разным уровнем развития воли. Столкновения эти приобретаютвыраженные экспрессивные формы. Начальная школа включает прежде защищенногосемьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где в реальныхотношениях следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое правона автономность — свое право быть равноправным в общении с другими людьми.
В младшемшкольном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Только внедрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебнойдеятельности по-новому определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками.Реально имеется две сферы социальных отношений: «ребенок-взрослый» и«ребенок-дети» [12].
В сфере«ребенок-взрослый» помимо отношений «ребенок — родители» возникают новыеотношения «ребенок — учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требованийк его поведению. В учителе для ребенка воплощаются нормативные требования сбольшей определенностью, чем в семье, — ведь в первичных условиях общенияребенку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своегоповедения. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку,оценивая его поведение, создает условия для социализации ребенка. В начальнойшколе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараютсянеукоснительно следовать правилам.
Учительстановится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние нетолько в классе, но и в общении с одноклассниками и в семье.
Дети,родители, учителя — члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы,проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характеравзаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членовклассного коллектива.
Сутьтворческого сотрудничества во взаимодействии педагога и семьи заключается втом, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии иразвитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможет педагогам и родителямобъединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка техкачеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализацииученика, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи. Воснове сотруднического взаимодействия семьи и педагога лежат принципы взаимногодоверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости поотношению друг к другу [10].
Из всехфакторов социализации самым важным и влиятельным была и остается родительскаясемья, влияние семьи ребёнок испытывает с самого раннего возраста, когда оннаиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, родзанятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительноймере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенкавоздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействиянакапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Родителивлияют на своих детей посредством нескольких механизмов. Во-первых,подкрепление: поощрение поступков ребёнка, которые родители считают правильными наказание в противном случае. Родители внедряют в сознание ребенкаопределенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенкапривычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: подражание своимродителям. В стремлении стать такими, как они. В-третьих, понимание: знаявнутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самымформируют его самосознание и коммуникативные качества [20].
Очень важнопедагогу знать особенности взаимоотношений ребенка с родителями, т.к. развитиеколлективистских отношений начинает формироваться именно в семье.
Переход ксистематическому обучению в школе позволяет ребенку вступить в новые отношенияс окружающими людьми, занять новое для него, характерное для школьникаположение в обществе. Его вступление в школьный коллектив, и прежде всегоколлектив своего класса имеет решающее значение для развития личности младшегошкольника. Общая ученическая деятельность и та ее организация, котораяхарактерна для школы, постепенно сплачивает учащихся в ученические коллективы.К концу обучения в младших классах дети воспринимают учебные задачи как задачи,стоящие перед всем классом, начинают интересоваться учебными достижениями своихтоварищей и всего класса. Учебные дела являются тем основным, что сплачивает школьныйколлектив, но жизнь школьного коллектива не ограничивается этим. Постепенносреди школьников возникают интересы, связанные с их внеклассной работой, собщественной жизнью школы, с теми взаимоотношениями, которые устанавливаются вученическом коллективе.
Коллективмладших школьников как воспитательное сообщество, как специально педагогическиорганизованное объединение имеет свои определенные признаки:
— общественно-значимая цель;
— общественно-значимая деятельность;
— коллективные отношения;
— демократическоеуправление.
Л.И. Уманскийразличает в развитии коллектива младших школьников следующие этапы:
Первый этап:найти интересные и нужные общие дела, «проявить актив», создать условиявоспитаннику для реализации себя в коллективе.
Второй этап:начало действия органов самоуправления, возникновение отношения ответственныхзависимостей, создание актива коллектива.
Третий этап:коллектив функционирует как субъект воспитания, механизм традиций, общественноемнение как особая форма коллективного мнения. Четвертый этап: новыеколлективные отношения, родившиеся в гармонии взаимной ответственности имежличностных отношений.
Л.И. Уманскийвыделил следующие особенности структуры группы в процессе становлениявоспитательного коллектива:
— «Группа –конгломерат» — группа ранее незнакомых людей. Общение поверхностное иситуативное. Общая цель, поставленная воспитателем, заставляет действовать;
— «Группаассоциация». Члены группы приняли статус первичного коллектива: появляютсяорганы самоуправления;
— «Группа –кооперация». Актив авторитетен. Организационное единство группы. В отношенияхярко выражен деловой характер. Мотивы деятельности не всегда выдержанынравственно.
— «Коллектив». Высокий и устойчивый уровень нравственной направленностиобщественной деятельности.
По мнению Н.П. Аникеевой, началом организацииколлектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущейжизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, нои то, как они будут жить. Эта цель обязательно должна содержать осознаваемуюими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста: нравственного,делового, творческого.
Поставитьцель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этогонужно выявить интересы, стремления учащихся, их моральные и культурныепредставления, имеющийся у них опыт коллективных дел и взаимоотношений. Такаяинформация совершенно необходима для определения частных целей и конкретногосодержания будущей коллективной деятельности. Необходимо отметить, что цельколлективной жизни с ее общественно ценным нравственным смыслом на первом этапеследует рассматривать как далекую трудно достижимую перспективу.
Л. И.Новикова выделяет в качестве непосредственных побудителей практической деятельностии взаимоотношений на первом этапе частные цели — близкие и средние перспективы,которым наличие далекой перспективы придает особый смысл, нравственную окраску.Эти близкие и средние перспективы (викторина, КВН, субботники, поход,«огонек» и др.) уже на первом этапе следует выбирать самим ребятампри помощи коллективной «разведки» интересных и нужных дел, в которойдолжен участвовать каждый.
Следующий шагна первом этапе — коллективное планирование. Выделение актива — важнейший шагна пути первого этапа коллективной жизни. Здесь важно опереться на такихучащихся, которые в ходе «разведки», коллективного планирования илиеще раньше проявили себя наиболее заинтересованными, инициативными, сведущими.Это ответит стремлению коллектива осуществлять намеченные действия как можно лучше.Круг учащихся, занимающих уже на первом этапе активную позицию, значительнорасширяется, если кроме постоянного актива выбираются временные комитетынамеченных дел.
Отсутствие увоспитанников положительного опыта участия в коллективной деятельности напервом этапе чрезвычайно осложняет педагогическое руководство.
Первый этапможно считать завершенным, когда:
— принятыцели коллектива, по крайней мере, его близкие и средние перспективы, о чемсвидетельствует атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общихделах;
— развернутанепрерывная коллективная деятельность (этот признак следует считать особенноважным, так как в практике наблюдаются периоды бездействия коллектива — паузы,которые приводят к потере и разрушению достигнутого);
— действуютпервичные коллективы, в которых большинство членов занимают активную позицию;
— складываютсяотношения ответственной зависимости, возникает деловое и творческое общение;
— в качествепередовой части коллектива — его актив (выделяется группа ребят, наиболеезаинтересованных, инициативных, творческих, способных к организаторскойработе);
— у младших школьниковвозникает интерес к разным сферам коллективной жизни, желание приобщиться кней, переживается удовлетворение от собственной активности и совместных стоварищами достижений.
На второмэтапе коллектив младших школьников развивается, совершает поступательноедвижение при условиях решения все более сложных задач. Прежде всего усложняютсяспособы организации коллективной жизни — коллектив переходит к полномусамоуправлению. Передовой опыт показывает, что самоуправление — это не толькопроблема органов самоуправления, а в первую очередь создание возможности всемчленам данного коллектива на деле участвовать в управлении своей жизнью.
Принципиальнойособенностью второго этапа является усложнение практической деятельностишкольников. И теперь имеют место близкие перспективы, рассчитанные на отдых,развлечение, получение непосредственного удовольствия от личных достижений иконтактов в коллективе. Но не они являются характерной особенностью второгоэтапа. Школьники самостоятельно планируют, организуют и проводят сложнуюпознавательную, политическую и трудовую деятельность.
Деловыеотношения в коллективе на этом этапе не исчерпываются отношениями ответственнойзависимости, когда органы коллектива выполняют лишь распорядительные иконтролирующие функции, требуя от остальных ответственного исполнения.Появляются отношения творческого сотрудничества, взаимообучения и взаимопомощичленов коллектива.
В ходемногопланового интенсивного общения возникает еще одно новообразование второгоэтапа — представительное, содержательное, динамическое и действенноеобщественное мнение — на первом этапе оно еще складывалось и не обладалосовокупностью всех необходимых признаков. Изменения происходят и в активе. Еслина первом этапе актив составляли наиболее действующие, инициативные,заинтересованные в делах коллектива школьники, то на втором этапе им на сменуприходят ребята, которые создают и отстаивают нравственно ценный опыт коллективнойжизни.
Второй этапможно считать состоявшимся, когда:
— целидеятельности и все начинания коллектива приобретают для его передовой частинравственный смысл;
— коллективпереживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности и на ихоснове — деловых отношений, общения, общественного мнения;
— у членовколлектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонамиколлективной деятельности, опыт самовыражения творческой индивидуальности,рождаются профессиональные интересы.
Спецификойтретьего этапа развития коллектива является интенсивное нравственноеформирование личности в коллективе. Подлинное движение коллектива, егонравственное воздействие на личность не может состояться без специальногоформирования у каждого его члена общественно ценных мотивов деятельности.
На третьемэтапе развития коллектива необходимо содействовать становлению устойчивыхгуманистических отношений широкого плана, которые отличаются следующимипризнаками:
— вколлективе устойчиво преобладает общий дружелюбный тон, внимание друг к другу,готовность откликнуться на нужды и радость товарищей не избирательно, а поотношению ко всем членам коллектива;
— в такомколлективе нейтрализуются случаи «изолированности» и чрезмернойполумерности, «лидерство» отдельных детей;
— возникаетинтерес к другим коллективам, исчезает соперничество, явление «групповогоэгоизма», групповой замкнутости.
Расцвет такихотношений происходит на высоком уровне развития коллектива, побуждаемогонравственно ценными мотивами деятельности и поведения.
Изменениемотивов деятельности на этом этапе — увлеченность ее идейной стороной — как бывысвобождают личность от связанности с конкретной ситуацией, когданепосредственное побуждающее значение имели интересное дело, содержательноеобщение, необычная позиция и т.д. Теперь «ради идеи» выполняетсятрудная, малоинтересная работа, преодолеваются всякого рода помехи(сопротивление других людей, свои собственные недостатки). Это очень важноеновообразование — признак устойчивости личности, ее саморегуляции.
Итак, третийэтап можно считать состоявшимся, когда:
— целидеятельности, ее общественно ценный смысл для подавляющего большинствавоспитанников приобрели побуждающее значение, определяя их поведение ивзаимоотношения в коллективе;
— поведениешкольника в коллективе приобретает устойчивость, из ситуативного онопревращается в саморегулируемое;
— этомуспособствует процесс самовоспитания — предъявление к себе требований широкогонравственного плана;
— самодвижениеколлектива приобретает качество самоопределения: члены коллективасамостоятельно вырабатывают не только частные, но и общие нравственно ценныецели своей жизни.
Создать такойколлектив сразу невозможно, для этого требуется
длительноевремя.
Методикасоздания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместнуюдеятельность и, во- вторых, необходимо организовывать и стимулировать этудеятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся вдружный и работоспособный коллектив.
В качестве важнейшихсредств воспитания ученического коллектива
выступают: учебнаяи разнообразная внеклассная работа, трудовая,
общественнаяи культурно- массовая деятельность учащихся.
В процессе организациидеятельности нужно применять специальную
методику,направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.
Успешностьпротекания в коллективе воспитательной работы во многом
зависит отпервоначальных вкладов в его организацию. Создание коллектива нужно начинать с умелогопредъявления педагогических требований к воспитанникам. Правильное предъявлениепедагогических требований в самом начале воспитательной работы с младшими школьникамиорганизует их поведение, способствует улучшению их работы и таким образом вноситв жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства стремлений. Такзакладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива.
Для того, чтобыпедагогические требования поддерживались всеми
учащимися, необходимостремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся.Поэтому в воспитательной работе с коллективом большое значение имеет воспитаниеученического актива, развитие его самостоятельности и принципиальности.
В организациии воспитании коллектива большую роль играют традиции. “Ничто так не скрепляетколлектив, — говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранитьих — чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций…не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал...- это школы,которые накопили традиции”.
Большое значениев воспитании придавал традициям и В.А.Сухомлинский.
Длявоспитания коллектива нужны как торжественно — праздничные традиции, так ибудничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины икультуры поведения.
Традицииразвивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границыдеятельности трудящихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляетих сплоченность.
Приправильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерномразвитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здоровогообщественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которыеспособствуют эффективному формированию чувства коллективизма у трудящихся. Наиболеесущественными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются:оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственногодостоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственнойзависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленныхзадач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Если такой стиль и тон складываются,тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива,как:
— организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом
воспитания иуправления своей деятельностью,
— нравственно- воспитательная и личностно — развивающая, когда коллектив способствуетформированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культурыповедения учащихся,
— стимулирующая,когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности всех членовв повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни.
Такимобразом, современная гибкая педагогическая технология организации детскогоколлектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества,сотворчества, совместно развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленнойвзаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга.
Педагогическуюоснову организацииколлектива младших школьников составляют:
— умелоепредъявление требований к учащимся;
— воспитаниеученического актива;
— организацияувлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно- эстетической испортивно- оздоровительной деятельности;
— формирование здорового общественного мнения;
-создание иразвитие положительных традиций коллективной жизни.
Заключение
Развитыйдетский коллектив представляет собой необходимое условие самоутвержденияличности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивовпредметно-практической совместной деятельности, направленной на пользуобщества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения,широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношенийдетей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемойдеятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной,спортивной. При этом придание основным типам деятельности детей определеннойцелевой направленности, социальной значимости позволяет не только формироватьотношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе.Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой — необходимостипроявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальнойдеятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности.Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признакомразвитого детского коллектива.
Длявоспитания коллективистских отношений большие возможности предоставляет младшийшкольный возраст. За несколько лет младший школьник накапливает при правильномвоспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективнойдеятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитаниюколлективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именноздесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
Практически влюбом организованном детском объединении реально существует определенноесочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности ихвзаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активновключая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечиваетмногообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида какличности. Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобыдетский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы вглазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план передего социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействиенивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальныхдетских объединений.
Детскийколлектив, существующий в современной общеобразовательной школе, представляетсобой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членамиобъединений, разных по характеру и длительности существования.
Важную роль приэтом играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми визменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всехшкольников через положение руководителей и исполнителей, формируя умениякомандовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразныхсвязей, отношений.
Коллективможет стать важным инструментом формирования личности при условии разумногоуправления им со стороны педагога. Коллектив младших школьников организуетсявзрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребностидетей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Формирование иразвитие коллектива младших школьников происходит поэтапно, методическиорганизованно. Эффективное управление коллективом младших школьников возможнопри условии глубокой теоретической вооруженности педагога в вопросахколлектива, особенно таких, как опора на самоуправление, организациядеятельности и отношений, развитие коллектива и личности.
Список использованных источников
1 Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева.- М.: Просвещение, 2000.-97с.
2 Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе/ Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000.- 78 c.
3 Амонашвили, Ш. Психологические основыпедагогики сотрудничества/ Ш. Амонашвили. –Киев: 21 ВЕК, 2000.- 97 c.
4 Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в началедвадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования/Б.М.Бим-Бад. – М.: Просвещение, 2000.- 64с.
5 Буева, Л.П. Личность и среда. Ребенок в системеколлективных отношений: Тез. докл. к выездн. засед. лаб. в Ленинграде 28 июня 2000 г./ Л.П. Буева. — Санкт- Петербург, 2000. – 56с.
6 Голованова, Н.Ф. Социализация школьников какявление педагогическое/Н.Ф. Голованова//Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 42 –46.
7 Голованова, Н.Ф. Общая педагогика/ Н.Ф. Голованова.- Санкт- Петербург: Тезариус, 2005.- 76 c.
8 Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание:Воспитание! // Теория и практика воспитательных систем / В. А. Караковский. — М.: Новая школа, 2000. –98 c.
9 Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко/ И.Ф. Козлов. — М.: Новая школа, 2000.- С. 45,67-69, 111-114.
10 Конникова, Т.Е. Коллектив и формированиеличности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. — С.53-58.
11 Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» всовременной педагогике / Ю.И. Кривов // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 11 –22.
12 Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическаяпсихология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. — М.: Просвещение,2004.—256 с.
13 Немов, Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов. — М.:Просвещение, 2000. – C.67-70, 112-115.
14 Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива:Вопросы теории/ Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2000. –C.45-49, 87-91.
15 Новиков, А.М. Российское образование в новойэпохе. Парадоксы наследия, векторы развития/ А.М. Новиков. — M.: Просвещение, 2001.-42c.
16 Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н.Лутошкин. — М.: Просвещение, 2000.-65c.
17. Лутошкин, А. Эмоциональные потенциалыколлектива / А. Лутошкин. – М.: Просвещение, 2000. – C. 23,46-47.
18 Огурцов, А.П. Педагогическая антропология:поиски и перспективы / А.П. Огурцов// Человек. – 2002. – № 1. – С. 71 – 87.
19 Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности /Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 2000.-38c.
20 Рожков, М.И. Организация воспитательногопроцесса в школе/ М.И. Рожков, Л.В Байбоородова. — М.: Просвещение, 2000. – C.43-48, 67-69.
21 Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы/ В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 2002. – C.78-81.
22 Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А.Сластенин,И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Просвещение, 2000.- 89с.
23 Слободчиков, В.И. Категория возраста впсихологии и педагогики развития/ В.И. Слободчиков // Вопросы психологии, 2000.- № 2. — С. 37 – 49.
24 Сухомлинский, В.А. Методика воспитанияколлектива/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2000.-53c.
25 Шевченко, А.П. Формирование как педагогическийпроцесс. //Сост. В. М. Черникова, А. Ф. Затейкина, М. В. Грабовенко. — Самара:СИПКРО, 2000.-81c.