--PAGE_BREAK--этанол урок одноатомный спирт Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ «СПИРТЫ» Система уроков по теме: «Предельные одноатомные спирты»
Пояснительная записка.
Все классы органических соединений преподаю блоками. Блок состоит из трех частей:
1. урок-лекция,
2. тренировочные домашние упражнения,
3. урок-коррекция.
Урок-лекция (объяснение нового материала).
Цели:
— ввести понятие предельных одноатомных спиртов, свойств;
— развитие интереса, умения выделять главное, научить сравнивать и анализировать.
1. Определение.
Органические соединения, которые состоят из предельного углеводородного радикала и содержат одну функциональную гидроксильную группу (-ОН), называются насыщенными одноатомными спиртами.
Общая формула СnН2n+1ОН ( где n1) или R – ОН
2. Гомологический ряд и номенклатура
СН3 ОН – метиловый спирт (метанол),
СН3 СН2ОН – этиловый спирт (этанол)….
— СН2 — гомологическая разница
Пример: 3-метилгексанол – 1
2. Изомерия положения функциональной группы (-ОН)
Пример: бутанол-1 -> бутанол-2
3. Изомерия между классами (предельные одноатомные спирты изомерны простым эфирам)
4. Физические свойства
1) Спирты от С1 до С11 – жидкости, от С12 до С — твердые.
2) Легче воды, бесцветны, жидкие имеют резкий запах, твердые запаха не имеют.
3) Низшие спирты (до пропилового) смешиваются с водой в любых отношениях. Высшие спирты практически нерастворимы в воде.
Межмолекулярная водородная связь возможна между отдельными молекулами спирта и между молекулами спирта и воды. Это влияет на физические свойства спиртов: повышает температуру кипения, снижает летучесть, способствует хорошей растворимости в воде, не позволяет перегонкой получить 100% спирт из его водного раствора.
5. Химические свойства (с примерами):
1) горение,
2) взаимодействие с активными металлами;
3) взаимодействие с органическими кислотами, с неорганическими кислотами;
4) с галогеноводородами;
5) окисление
— первичный спирт -> альдегид,
— вторичный спирт -> кетон,
— третичный спирт: тяжело окисляется с разрывом С-С связи;
6) дегидратация:
— внутримолекулярная,
— межмолекулярная с образованием простых эфиров;
7) дегидратация и дегидрирование (реакция Лебедева).
6. Получение одноатомных спиртов (с примерами).
В промышленности:
1) получение СН3 ОН
— из синтез-газа
— во время сухой перегонки древесины (древесный спирт),
2) гидратация алкенов,
3) брожение сахаристых веществ.
В лаборатории:
1) из алканов через галогенопроизводные,
2) восстановление альдегидов.
Физиологическое действиеспиртов на организм негативно.
СН3 ОН – сильный яд! В малых количествах вызывает слепоту, в больших – приводит к смерти.
С2Н5ОН – наркотик. Под влиянием этанола у человека ослабляется внимание, затормаживается реакция, нарушается корреляция движений. При продолжительном употреблении вызывает глубокие нарушения нервной системы, заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, наступает тяжелая болезнь – алкоголизм.
7. Применение спиртов.
1) Метанол:
— в промышленном органическом синтезе (производство формальдегида),
— как растворитель,
— как добавка к бензину.
2) Этанол:
— производство уксусной кислоты,
— как растворитель,
— в парфюмерии,
— в медицине,
— как топливо,
— в пищевой промышленности.
8. Связь между ациклическими углеводородами и спиртами(показать на примерах).
Домашнее задание: пар. 17 (учебник О.С. Габриелян), тренировочные упражнения.
Приложение 1.Закрепление (если позволяет время)
1. Назвать по международной номенклатуре (2-4 примера).
2. Написать структурные формулы изомерных спиртов С4Н9 ОН и назвать их.
Приложение 2. Тренировочные домашние упражнения.
Тема: “Одноатомные спирты”.
Сложность 1(оценка “удовлетворительно”).
1. Написать структурные формулы следующих соединений: 2-метилпентанол-1; 2,3-диметилбутанол-2; 2-метилпентен-1-ол-3.
2. Назвать вещество и написать два его гомолога и два изомера
1. Какой объем водорода выделится при взаимодействии 19,5 г калия с этанолом.
Сложность 2(оценка “хорошо”).
1. Чем объясняется изомерия спиртов? Пояснить это на примере спирта, в молекуле которого четыре атома углерода. Назвать каждый изомер.
2. Написать реакции получения метанола.
3. Осуществить превращения:
Этан -> бромэтан-> этен-> этанол-> метилэтиловый эфир. Где происходит дегиратация?
4. При сжигании 4,8 г органического вещества образовалось 3,36 л оксида углерода (IV) и 5,4 г воды. Плотность паров этого вещества по метану 2. Определить формулу вещества.
Сложность 3(оценка “отлично”).
1. Чем отличаются первичные, вторичные и третичные спирты? (Привести примеры каждого и назвать их)
2. Предложить схему получения из пропана пропанол-1.
3. Осуществить превращения (предложить две цепочки).
4. При межмолекулярной дегидратации 100г одноатомного предельного спирта неизвестного строения выделилось 21,09 г воды и выход продукта реакции составил 75% от теоретического. Определить строение спирта.
Урок-коррекция.
1 этап.10-15 минут. Учащиеся задают вопросы по тренировочным упражнениям.
2 этап.20-30 минут. Самостоятельная работа. Работа разноуровневая. Учащиеся выбирают любой вариант.
Самостоятельная работа(тема: “Одноатомные спирты”).
Оценка “удовлетворительно”
Оценка “хорошо”
Оценка “отлично”
продолжение
--PAGE_BREAK--