Реферат по предмету "Психология"


Межличностные конфликты, связанные с кризисными периодами семейной жизни и личностными характеристиками каждого из супругов

Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТУПРАВЛЕНИЯ»
Институт социологии иуправления персоналом
Кафедра связей собщественностью

Курсовая работа
По дисциплине:«Конфликтология»
На тему: «Межличностные конфликты,связанные с кризисными периодами семейной жизни и личностными характеристикамикаждого из супругов»
Исполнитель:
Студентка 3 курса 1 группы
В.В. Давыдова
Руководитель: Горохова Ю.А.
Москва – 2010 г.

Содержание
Введение
1. Понятие и типология конфликтов
1.1 Понятие конфликта
1.2 Объект и предмет конфликта
1.3 Типология конфликтов
2. Межличностный конфликт
2.2 Функции межличностного конфликта
2.3 Структура, элементы и динамика межличностного конфликта
3. Межличностные конфликты в семье
3.1 Периоды развития семьи и источники конфликтов
3.2 Причины конфликтов между супругами
4. Изучение конфликтов, связанных с кризиснымипериодами семейной жизни и личностными характеристиками каждого из супругов
4.1 Программа исследования
4.2 Анализ результатов исследования
4.2.1 Интервью
4.2.2 Тест «Насколько Вы терпимы?»
4.2.3 Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
4.2.4 Тесты «Конфликты в Вашей семье» и«Идеальный супруг»
4.2.5 Тест Томаса
4.3 Вывод по исследованию
Заключение
Список использованной литературы

Введение
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семьянесчастлива по своему» Л.Толстой, «Война и мир»
«Создать семью — это мало, гораздо больших сил, затрати умений требуется, чтобы сохранить ее. Очень важно за бытовыми проблемами исуетой повседневной жизни не растерять ту любовь, нежность и теплоту, котораясоединила Ваши жизни в одну[1]».
Эти слова становятся все более актуальными для молодыхлюдей в возрасте около 20 лет. С каждым днем мы все ближе и ближе подходим ктакому событию, как создание семьи. А возможно, кто-то уже ее создал.
Итак, период ухаживания, полный романтическихсвиданий, цветов и поцелуев на скамейке скоро окончится, и мы вступим в новуюфазу отношений, создав семью. Появятся новые права и обязанности,ответственность за свои поступки перед человеком, который с нами рядом. Следуетприлагать все усилия, чтобы семейные отношения гармонично развивались приотсутствии регрессии, которая ведет к затяжным конфликтам.
В связи с этим, целью данной курсовой работы являетсяизучение межличностных конфликтов между супругами, связанных с кризиснымиэтапами семейной жизни. Для этого нам предстоит реализовать ряд задач, аименно:
· изучить понятие, структуру итипологию конфликтов,
· изучить понятие и особенностимежличностного конфликта, а также его функции, структуру, элементы и динамику,
· изучить особенности межличностныхконфликтов между супругами, причины их возникновения и кризисные этапы семейнойжизни.
Кроме того, необходимо проанализировать зависимостьвозникновения конфликтов между супругами от кризисных периодов семейной жизни иличностных характеристик каждого из супругов на примере супружеской пары,прожившей около 18-25-лет в браке (прошедшей все этапы семейной жизни).
межличностныйконфликт супруг поведение

1. Понятиеи типология конфликтов
Конфликт является сложным и многоплановым социальнымфеноменом. В нем участвуют различные стороны: индивиды, большие и малые социальныегруппы, государства и группы стран. Конфликты возникают по самым различнымпричинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным,религиозным и т.д. Кроме того, все мы знаем, что сама личность внутреннепротиворечива. Поэтому существуют и внутриличностные конфликты.
Такое многообразие причин и форм конфликта предопределяеттрудность определения его понятия и создания типологии конфликтов. 1.1Понятие конфликта
Ввиду многообразия видов конфликтов, в первую очередь,необходимо дать такое определение конфликта, которое являлось бы общим для всехего видов.
На сегодняшний день в конфликтологической иуправленческой литературе существует множество определений конфликта. На Западешироко используется понятие конфликта, сформулированное американским теоретикомЛ. Козером[2]:конфликт — это борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть иресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущербаили устранения соперника.
В большей степени это определение раскрывает конфликтс точки зрения социологии, так как его сущностью выступает столкновениеценностей и интересов различных социальных групп.
В отечественной литературе большинство определенийконфликта также носит социологический характер. Авторы выделяют различныепризнаки социального конфликта, как формы борьбы между индивидами и социальнымиобщностями, направленной на достижение определенных интересов и целей. Приведемдля примера некоторые из определений конфликта:
Л.Г. Здравомыслов[3]:Конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего родаклеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальнымисубъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящимиценностями и нормами, интересами и потребностями2.
Ю.Г. Запрудский[4]:Социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективнорасходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямоеи косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующемуобщественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальномуединству3.
А.В. Дмитриев[5]:Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при которомстороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционныминдивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьбапринимает форму атаки или обороны.
Итак, учитывая возможность возникновения ивнутриличностных конфликтов, дадим такое определение: конфликт — есть качествовзаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности),выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. Вданном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта./>

1.2 Объект и предмет конфликта
Всякий конфликт возникает только при наличии егообъекта. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересовпротивоборствующих сторон, называется объектом конфликта.
Следует различать понятия «объект» и «предмет»конфликта. В общем смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности,которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта. В отличие от этогопредметом конфликта являются те противоречия, которые возникают междувзаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредствомпротивоборства.
Можно сказать, что конфликты возникают по поводукакого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому иразрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано с устранениемне его объекта, а его предмета.
Важно также отметить, что объект конфликта может бытькак истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным.
Следующее различие между объектом и предметомконфликта состоит в том, что объект конфликта может быть как явным, так илатентным (скрытым). Но предмет конфликта — противоречие между его оппонентамивсегда проявляется отчетливо.
Объекты конфликта могут быть самыми разными, в томчисле более и менее явными или латентными. Однако вообще «безобъектных»конфликтов не бывает. Даже втом случае, когда один из участниковконфликта вообще не имеет никакого отношения к его возникновению, объектконфликта существует, хотя он может быть и латентным. Более того, сам конфликтможет выступать не только как средство для достижения цели, но и заключать «всамом себе цель и содержание». Впервые на это обратил внимание Г. Зиммель[6].Так, различного рода хиппи, панки, фанаты и иные группы часто устраиваютдемонстрации протеста, погромы, различного рода хулиганские действия радисамого протеста, демонстрации девиантного поведения, которое может носить иконфликтный характер. 1.3Типология конфликтов
При составлении типологии конфликтов, будемосновываться на конфликтах, возникающих в процессе человеческой деятельности иповедения людей, о конфликтах, представляющих собой особое качествовзаимодействия между людьми или между различными элементами внутреннейструктуры самой личности.
Одним из наиболее широких и очевидных основанийклассификации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонамконфликта. С этой точки зрения все конфликты делятся на:
1)внутриличностные,
2)межличностные,
3) междуличностью и группой,
4) межгрупповые,
5)межгосударственные (или между коалициями государств).
Однако приведенная классификация конфликтов, конечно,не является законченной. Она может быть расширена посредством выделения другихтипов конфликтов по самым разным основаниям.
1. По сферамжизнедеятельности людей:
• бытовые;
• семейные;
• трудовые;
• воинские;
•учебно-педагогические и др.
2. По характеру объектов, по поводу которых возникаютконфликты:
• ресурсные;
• статусно –ролевые;
•социокультурные;
• идеологическиеи др.
3. Понаправленности воздействия и распределения полномочий:
• конфликты «повертикали» (начальник — подчиненный, вышестоящая организация — нижестоящаяорганизация);
•конфликты «по горизонтали» (между руководителямиодного ранга, между коллегами).
Помимо этого, различают также конфликты:
• явные илатентные;
• конструктивныеи деструктивные;
•кратковременные и длительные;
• реалистическиеи нереалистические;
•локальные, региональные и международные и т.д.
Однако ни одна классификация конфликтов не можетсчитаться законченной и поэтому является относительной и условной. Главная цельлюбой классификации — помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы егоразрешения или (еще лучше) предупреждения.

2. Межличностныйконфликт
Межличностныйконфликт — открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основевозникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, несовместимых в какой-то конкретной ситуации.
Вмежличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют своиотношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенныхтипов конфликтов. Они могут происходить как между сотрудниками, знакомыми, таки между самыми близкими людьми.2.1 Особенностимежличностного конфликта
Вмежличностном конфликте каждая из сторон отстаивает свое мнение, доказываетдругой ее неправоту. Люди могут прибегнуть к взаимным обвинениям, нападкам другна друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. В условиях конфликтастановится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешенияконфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
Межличностныйконфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимоотношений. Уних появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на однии те же проблемы. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средствуее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае,когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины,породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такоесостояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит осебе при благоприятных обстоятельствах.
Любоеурегулирование межличностного конфликта или его предупреждение направлены насохранение существующей системы взаимодействия. 2.2Функции межличностного конфликта
К конструктивнымфункциям относят:
· познавательную (появлениеконфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявлениявозникших противоречий);
· функцию развития (конфликтявляется важным источником развития его участников и совершенствования процессавзаимодействия);
· инструментальную (конфликтвыступает как инструмент разрешения противоречий);
· перестроечную (конфликт снимаетфакторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствуетразвитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с
· разрушением существующейсовместной деятельности;
· ухудшением или развалом отношений;
· негативным самочувствиемучастников;
· низкой эффективностью дальнейшеговзаимодействия и др.
Эта сторонаконфликта вызывает у людей негативное отношение к ним и они стараются ихизбегать. 2.3Структура, элементы и динамика межличностного конфликта
При системномизучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами вмежличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностныехарактеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структураконфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегданаходится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
Сам конфликтсостоит из трех периодов:
1)предконфликт(возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективнойпроблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами,предконфликтная ситуация);
2)конфликт(инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
3)послеконфликтнаяситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).
Уровниразвития конфликта (Даниэль Дэна[7]):
1-й уровень: стычки(мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);
2-й уровень: столкновения(перерастание стычек в столкновения — расширение круга причин, вызывающихссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в егодобрые намерения к нам);
3-й уровень: кризис(перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений,которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивостьучастников доходит до такой степени, что появляются опасения физическогонасилия).
В конфликтнойситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектаммежличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают своисобственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступаютот своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то,на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремитсякаждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют наединоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласийможет стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои праваущемленными.
Предметом конфликта в такой ситуации служатпротиворечия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. Вприведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладениюправом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, тепретензии, которые субъекты предъявляют друг другу.
Всякиймежличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы ихразрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта.Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболееважной.
Стилиповедения в межличностном конфликтеДля диагностики стиля поведения как в межличностном, так ив других видах конфликта принято применять тест Томаса.Тест был разработан американским психологом К.ТомасомВпервые в России тест был адаптирован и применен Н.В.Гришиной в 1978 г.К.Томас выделяет два основных стиля поведения в конфликте:«Настойчивость» (от англ. assertiveness – напористость,самоуверенность), характеризующийся, прежде всего, защитой собственныхинтересов.«Сотрудничество» (от англ. cooperativeness), которыйподразумевает внимательное отношение субъекта к интересам других участниковконфликта.Соответственно двум основным стилям поведения выделяютсяследующие способы реагирования в конфликте:Соперничество / Соревнование (+Настойчивость,-Сотрудничество) — неэффективный, однако часто применяемый стиль поведения вконфликтах, выражающийся в стремлении добиться своих интересов, не принимая вовнимание интересы других.Избегание (-Настойчивость, -Сотрудничество) — уход отконфликта, подразумевающий как уклонение от сотрудничества, так и отказ отстаиватьсобственные интересы.Приспособление (-Настойчивость, +Сотрудничество) —пренебрежение собственными интересами ради интересов других.Компромисс (±Настойчивость, ±Сотрудничество) — соглашениемежду конфликтующими сторонами, достигаемое путем взаимных уступок.Сотрудничество / Кооперация (+Настойчивость,+Сотрудничество) — альтернативное решение конфликта, (полностью)удовлетворяющее интересам всех конфликтующих сторон.
3. Межличностные конфликты в семье
Семья — уникальный институт взаимодействиялюдей. Уникальность эта заключается в том, что этот теснейший союз несколькихлюдей (применительно к данной работе союз мужчины и женщины) связываютнравственные обязательства. В этом союзе люди стремятся провести как можнобольше времени в совместном взаимодействии, доставлять в процессевзаимодействия радость и удовольствие друг другу. 3.1Периоды развития семьи и источники конфликтов
Однако семьяпостоянно находится в процессе развития, в результате этого возникаютнепредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на все изменения.И на их поведение в различных ситуациях оказывают влияние темперамент, характери личность. Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностьювозникают различного рода столкновения. В жизни каждой семьи, котораясуществует продолжительное время, есть периоды, когда в ней происходят важныеизменения, способные вызвать конфликтные ситуации. Назовем основные из них.
Первоначальныйпериод — происходитадаптация супругов друг к другу. По статистике в течение первого годасовместной жизни разрушаются до 30% браков.
Второй период— появление детей, которымнеобходимо уделять много внимания, резко ограничивает возможности супругов впрофессиональном росте, в удовлетворении прежних увлечений, накапливаетсяусталость, могут проявляться противоположные представления по вопросамвоспитания и профессиональной ориентации детей. Такая обстановка можетпровоцировать межличностные конфликты.
Третий период — средний стаж брака (10-15 летсовместной жизни). Этот период характеризуется однообразием семейной жизни,усталостью друг от друга, возможностью измены.
Четвертыйпериод – 18-24-летний стаж брака. В данном периоде возможны появление чувстваодиночества, связанного с отделением детей и эмоциональная зависимость одногосупруга от другого.
Каждый изэтих периодов характеризуется своими специфическими конфликтными ситуациями иконфликтами. На возникновение межличностных конфликтов в семье на любом отрезкеее развития могут влиять различные внешние факторы. Прежде всего, это обстановкав стране, условия жизни и др. 3.2Причины конфликтов между супругами
В первыйпериод, период притирки супругов, наиболее типичными причинами конфликтовявляются:
· межличностная несовместимость;
· претензии на лидерство;
· претензии на превосходство;
· разделение домашних дел;
· претензии на управление бюджетом;
· следование советам родственников идрузей;
· интимно-личная адаптация.
1. Межличностнаясовместимостьподразумевает взаимоприятие друг друга, основывающееся на сходстве ценностныхориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров,темпераментов, уровня развития личностей. Межличностная несовместимость дает осебе знать в том случае, когда по этим индивидуально-психологическимхарактеристикам у каждой стороны имеется свое, противоположное другой сторонемнение.
2. Лидерствов семье. Жена или муж(или оба) могут сформироваться до брака лидерами. Сохранение таких позиций вбраке чревато постоянными конфликтами. Лидер может вести семью за собой удачно,а может подавлять инициативы другого, формируя у него внутреннее противостояние,чреватое открытыми или скрытыми конфликтами. Выходом из такой ситуации будутвзаимное обсуждение проблемы и категорический отказ от претензий на лидерство,лояльное отношение к альтернативному мнению другого, совместное решениесемейных вопросов.
Превосходство. В начальном периоде семейной жизнинередки случаи, когда один из супругов стремится доказывать свое превосходство.Чем раньше супруги откажутся от унижающих друг друга претензий напревосходство, тем благополучнее будет дальнейшее взаимодействие между ними.Следует искать хорошее друг в друге и подчеркивать его, в таких случаяхобратная реакция будет всегда положительной.
3. Домашниедела. Некоторые семейныепары делят домашнюю работу на женскую и мужскую. Есть семьи, у которых этапроблема особых инцидентов не вызывает. Но для многих дележ домашних дел —вечная неразрешимая проблема и причина конфликтных ситуаций. Когда муж и женалюбят друг друга, то следует делать для любимого человека больше приятных дел.Необходимо взять себе за правило, что в доме все дела общие и все значимые, нетмелких дел. Мужчина, воспитанный в традициях — “мужчина — главасемьи”, никогда не делит с женой работу. Он всегда в деле, всегда знает, чтоделать, старается избавить жену от всякой тяжелой работы и она отвечает ему темже. Такая гармония уменьшает количество конфликтных ситуаций, недоразуменияразрешаются на уровне инцидентов. Хорошие отношения между супругами крепнут,они привыкают к мысли, что они необходимы друг другу.
4. Семейныйбюджет. Проблемы междумужем и женой могут возникать в тех случаях, когда жена зарабатывает большемужа, когда она ему об этом постоянно напоминает, стремясь унизить его мужскоедостоинство. Конфликтные ситуации могут возникать и тогда, когда одному изсупругов кажется, что другой нерасчетливо тратит деньги, например, покупаетвещи, без которых можно обойтись. При совместной жизни необходимо привыкать кмысли, что все семейные проблемы решаются вместе, не в ущерб друг другу, а воблаго. Конфликтов будет меньше, если расходы будут всегда согласованы междусупругами.
5. Родственникии друзья. Каждая семьяприобретает свой собственный жизненный опыт совместного взаимодействия, впроцессе которого встречаются трудные ситуации.
6. Интимно-личнаяадаптация требует отсупругов достижения морально-психической и физиологической удовлетворенностидруг другом в интимных отношениях. Если один из супругов начинает испытыватьпсихические или физиологические неудобства от интимной близости,неудовлетворенность от ее результатов, проблему нельзя оставлять, чтобы онарешалась сама собой. На неудовлетворительные результаты интимной близости могутвлиять необоснованные страхи за свою половую “слабость”, неудовлетворенность ит.д. Такое положение дел чревато конфликтами. Гармоничная половая жизньсупругов служит своего рода терапевтическим средством для выхода из различногорода психических стрессов. При появлении в этой сфере каких-либо неудобств,которые не удается преодолеть своими силами, необходимо обязательно обратитьсяк психиатру- Если эти проблемы не будут устранены в начале совместной жизни,они с неизбежностью дадут о себе знать позднее, в самых непредвиденныхнегативных проявлениях. Думается, что высший бал в интимно-личной адаптациимогут поставить себе супруги в том случае, когда они расстаются на один день, апри встрече им кажется, что они не виделись неделю. А если не виделись неделю,то при встрече должно создаваться впечатление, что они не виделись целый год.Интимно-личные взаимодействия на такой высоте бывают между супругами тогда,когда каждый из них стремится сделать добро другому, заботится о нем, доверяетему во всем. Конфликты в таких случаях очень редки, а когда возникают, топротекают всегда в конструктивной форме.
7. Дети. Распространеннойболезнью молодых родителей являются попытки одного из них возглавить процесс“правильного воспитания” нового поколения, игнорируя мнения другого супруга.Например, ребенок обиделся на папу, он бежит к маме, а мама начинает егоуспокаивать и говорит “Папа у нас плохой, он тебя обижает”. Подобное поведениетяжело переживается мужем и может формировать у ребенка раздвоение личности,может привести к конфликту между супругами. Любой из родителей, каким быобразом он не поступил в отношении ребенка, в присутствии ребенка он всегдаправ. Обсуждение поведения друг друга допустимо только в отсутствии ребенка, вдоброжелательной друг для друга форме, с целью найти единое решение.

4. Изучение конфликтов, связанных с кризисными периодамисемейной жизни и личностными характеристиками каждого из супругов 4.1Программа исследования
 
Цель:выявление конфликтов, связанных с кризисными периодами семейной жизни в ихвзаимосвязи с внутренними характеристиками каждого из супругов
Объект:семейная пара, стаж брака 25 лет, двое детей
Предмет:конфликты, возникающие в процессе семейной жизни
Задачи:
1. Изучение конфликтов, связанных спервым периодом супружеской жизни.
2. Изучение конфликтов, связанных споявлением детей.
3. Изучение супружеской жизни, после10-15 лет брака.
4. Изучение конфликтов, возникающихпосле 25 лет совместной жизни.
5. Оценка степени конфликтностикаждого из супругов.
6. Выявление уровня терпимостикаждого из супругов.
7. Выявление стиля поведения каждогоиз супругов в конфликтных ситуациях.
8. Изучение способов разрешенияконфликтных ситуаций каждого из супругов.
Метод исследования: интервью и анкетирование
Инструменты:
· Сценарий интервью (Приложение 1)
· Тест «Конфликтная ли Вы личность?»(Приложение 2)
· Тест «Насколько вы терпимы?»(Приложение 3)
· Тест «Конфликты в Вашей семье»(Приложение 4)
· Тест «Идеальный супруг»(Приложение 5)
· Тест Томаса (Приложение 6)
Гипотеза:люди, прожившие 25 лет в браке, на сегодняшний день являются эталоном длямолодых семей. В такой супружеской паре возможность возникновения конфликтовминимальна. Эти люди обладают схожими интересами, высоким уровнем терпимости,низкой степенью конфликтности. Кроме того, основным стилем поведения вконфликте одного из супругов чаще всего является приспособление или жекомпромисс (у обоих из супругов). Возникающие конфликты в таких семьях чащевсего разрешаются конструктивными способами, ну а основной причиной ихвозникновении являются мелкие бытовые ссоры или круг общения одного изсупругов. 4.2Анализ результатов исследования 4.2.1Интервью
 
Таблица 1. Стенограмма интервью
Вопрос
Елена
Николай Что Вы можете сказать о Вашей семье в целом? То есть, какие ассоциации у Вас возникают, когда Вас спрашивают, какая Ваша семья? Наша семья благополучная, наша семья дружная. Конфликты в нашей семье… конечно, они бывают, но мы стараемся их разрешить как можно быстрее, найти компромиссное решение. Добро, тепло, любовь.
Первый год супружеской жизни Какая обстановка была в то время в стране? В стране? Это был 1985 год. В то время затруднительная обстановка была. В 1986 году произошла авария чернобыльская. В 1986 году у нас родился ребенок, и мы, конечно, безумно переживали, что в стране произошла такая катастрофа. В отношениях с супругом появилась не раздражительность, скорее всего, а какая-то взволнованность, что многие люди там погибли, и радиация распространялась с молниеносными темпами. Страдали дети. И, в общем то, это была неизвестная авария, глобальная….Были беспокойства за маленького ребенка. А друг и до нас дойдет. Все-таки это радиация, и как она на нас отразится. И вообще, что нас ждет еще впереди. Было очень волнительно. В стране обстановка была напряженная. Было начало перестройки, жить было трудно финансово, да и во всем. Но внешняя обстановка абсолютно не влияла на отношения внутри нашей семьи. Какие условия жизни у Вас были?
Мы были молодыми специалистами с мужем и поэтому условия жизни… мы жили отдельно, квартира у нас была, но единственное, конечно, возможно, как молодой семье не всегда нам хватало денег, но нам помогали наши родители.
Во-первых, мы сознательно шли на рождение ребенка, и мы понимали, что нам будет тяжело, трудно, и мы к этим трудностям были психологически готовы. Поэтому конфликтов из-за этой ситуации не возникало, и была помощь родителей. И она была такая постоянная, не по нашей просьбе. Родители, можно сказать, нас взяли на попечение, как молодую семью, и они нам помогали в первый год жизни с ребенком. Приемлемые, лучше, чем у других. У нас была отдельная квартира, где мы жили, поэтому жаловаться на это нельзя. Первое время ссор практически не было. Да что там практически. Их вообще не было, как в начале, так и на протяжении всей жизни. Как проходила Ваша адаптация друг к другу? У нас было такое единение, что как будто мы знали друг друга, наверно уже десятилетие. Вот как брат и сестра. Вот настолько характеры сходились, взаимопонимание было, что нам было как-то легко. Адаптация прошла очень легко, потому что мы со своей супругой знали друг друга очень давно по совместной общественной и трудовой деятельности
Появление детей Изменилась ли лично Ваша жизнь после его появления?
Нет, ну конечно, ребенок занимает большую часть времени, особенно маленький ребенок. И, конечно, о карьере моей, можно было пока не думать, и я об этом не думала. Прежде всего был ребенок. И в общем то нужно было ставить ребенка на ноги, как-то с ним заниматься с ребенком – все внимание было на ребенка. Сидеть с ребенком приходилось конкретно мне. Бабушки у нас работали, а о нянях разговор не шел. Это были не те времена, когда это было так распространено, поэтому с ребенком занималась только я.
Я считаю, что для каждой женщины на первом месте стоит продолжение рода. Это для женщины самое главное. Но если потом складывается удачно и карьера, то только приветствовать это надо, но не у всех это бывает. Можно быть хорошей мамой, а можно быть хорошей мамой и плюс карьера, но такое бывает редко. Здесь либо карьера, либо все-таки ребенок. Нет, абсолютно. Как известно, у женщины после рождения ребенка появляется чувство физической и психологической усталости, было ли у Вас (у Вашей супруги) такое? Ну…конечно проблем с ребенком много и усталость возникает к вечеру и конечно хотелось отдохнуть, но были и другие семейные заботы. Супруг понимал мою усталость, старался помочь, поддержать. Нет. Очень часто супруг ревнует свою жену к детям, было ли у вас такое?
Было, мы этого не избежали. Были обиды. Не сразу можно было это понять, потому что конкретно не высказывалось. Надо было догадаться о этом и понять, что действительно обида происходит из-за того, что мало внимания уделяется ему. Он объявлял мне своеобразный бойкот, не разговаривал со мной.
Для разрешения этой ситуации, вечером. Уложив ребенка спать, я пыталась с ним все обсудить, ну что не устраивает. Не с первого раза, а с третьего мы все-таки находили компромиссные решения. А через некоторое время он и сам понял, что не надо так обижаться, потому что, действительно, ребенок маленький требует много внимания. И я старалась уделять внимание мужу, чуть-чуть как бы забирая время от ребенка, то есть чуть-чуть поменьше ребенку, но чуть-чуть побольше мужу. В нашей семье такого не было. Мы абсолютно честно делили любовь между детьми и друг другом.
Средний стаж брака Не возникло ли у Вас чувство однообразия или усталости друг от друга? Нет, чувства однообразия у нас не возникло. Просто как-то жизнь так протекает, что у нас всегда какие-то общие интересы были. Во-первых, росли дети, заботы появлялись каждый раз новые, и приходилось решать те или иные проблемы. И поэтому жизнь – она не однообразна, то есть она не останавливается: взрослеют дети, появляется больше каких-то дополнительных забот, вопросов, их нужно решать, а решать можно только совместно. В нашей семье это все выносилось на общее обсуждение и старались решать это компромиссно, правильно, но вместе Абсолютно не возникло так как, единение, понимание тех проблем, которые возникают и единые желания преодолеть все трудности, позволяют нам держаться всегда вместе. И Вы знаете, вместе не соскучишься.
18-24-летний стаж брака Дети У нас 2 дочери: одна уже закончила ВУЗ и ей 24 года, а еще одна девочка учится у нас на 3 курсе и ей 20 лет. Возраст у них… в общем, 4 года разница между старшей и младшей. Они уже взрослые. Одной 20, другой 24. Одна учится, вторая работает. Молодцы девчонки. Живут ли Ваши дети с Вами? Наши дети жили с нами, но вот как год, мы их пустили, можно сказать, в «свободное плавание» и предоставили им возможность пожить отдельно от нас. Нет, в настоящее время не живут. Мы их отделили постольку, поскольку решили попробовать их, так сказать, в самостоятельной жизни. Возникло ли чувство одиночества, связанное с их переездом? Так как они не очень далеко от нас переехали, и мы можем видеться каждый день с ними, в общем то у нас такого вот чувства одиночества не возникло. И дети, и мы привыкли к тому, что мы все равно каждый день созваниваемся, каждый день разговариваем и каждый день рассказываем о прожитом дне. Поэтому вот такого не возникло, так как у нас нет большого расстояния между нами. Практически нет, постольку, поскольку мы живем через дорогу Изменились ли отношения с супругом после переезда детей? Ну, в принципе, да… Мы стали более спокойные. Можем посидеть, отдохнуть. Дети они активную жизнь ведут, а мы уже более спокойную жизнь ведем. Поэтому у нас больше появилось свободного времени и для себя. Нет, абсолютно. Чувствуете ли Вы эмоциональную зависимость от супруга(и)? Супруг старается так: прийти после работы и даже если у него и есть какие-то неприятности на работе, он в дом старается их не нести. Скорее он сделает вид, что он очень устал и как бы ему не очень хочется разговаривать, как бы еще там что-то. И хотелось бы просто отдохнуть. Я в общем то подстраиваюсь под это, к этой ситуации. Стараюсь не задавать лишних вопросов. Если человек идет на разговор, я пытаюсь с ним поговорить и выслушать его о тех или иных проблемах. Если у человека нет желания разговаривать, я стараюсь оставить его и выйти на контакт позже. Если ей грустно, я пытаюсь понять, почему ей грустно и пытаюсь решить эти проблемы, которые возникают в связи с ее настроением. Если ей весело, я поддерживаю ее веселье. И если мне же плохо, она же, в свою очередь, поддерживает меня.
Заключение Семья конфликтная или нет? нет
Наша семья вообще не конфликтная. За всю нашу жизнь, я помню только 1 конфликт, когда я пытался защитить ее сестру, а она не поняла этого. Произошел такой, даже не конфликт, а скорее всего, как бы это получше выразиться – это… в общем не поняли друг друга.
Разрешение данной ситуации произошло путем переговоров. Рекомендации молодым семьям Молодым семьям можно дать такие рекомендации. Взаимно друг друга уважать, уметь разговаривать, обсуждать проблемы, выслушивать друг друга, находить компромиссные решения. Уважать себя и своих родителей. Больше обсуждать все проблемы, которые встают. /> /> /> />
Итак, общая оценка интервью свидетельствует о том, чтосупруги честно и откровенно отвечали на вопросы, так как ответы по каждому извопросов схожи и их точки зрения не расходятся. На протяжении своей семейнойжизни супруги отметили только 2 конфликта:
· нехватка внимания супругу из-запоявления ребенка (жена);
· конфликт непонимания (муж).
Оба эти конфликта были разрешены с помощью переговорови не имели разрушительных последствий для семьи.
Основные ассоциации, возникающие у супругов, привопросе «Какая Ваша семья?»: благополучие, дружба, отсутствие конфликтов,компромиссные решения, добро, тепло любовь, — это свидетельствует облагоприятном климате в семье.
Проанализируем каждый из кризисных этапов семейнойжизни на примере данной супружеской пары:
1. Первый год супружеской жизни.
Этот блок в исследовании разделен на 2 части: внешниефакторы и внутренние факторы, влияющие на развитие молодой семьи. К внешнимфакторам, связанным с обстановкой в стране супруги отнесли чернобыльскуюкатастрофу и начало перестройки. Оба пришли к выводу о том, что обстановка встране была волнительная, а их состояние взволнованное. Но этот фактор, не сталпричиной конфликтов в их семье, а наоборот увеличил поддержку со стороныкаждого из супругов. Что касается такого фактора, как условия жизни, оба изсупругов отметили, что как у молодой пары у них были отличные условия жизни(отдельная квартира), и на первых порах своей жизни они получали поддержку отродителей. Поэтому и этот фактор, не стал причиной конфликтов в данной семье. Квнутренним факторам развития семьи в первые годы относится адаптация супругов.Оба супруга отметили, что адаптация прошла легко.
2. Появление детей
Оба супруга отметили, что появление детей не сталопричиной конфликтов в их семье. Изменение личной жизни, такое как возможностьпродолжения карьерного роста супруги, не стало «камнем преткновения», так каксупруга считает, что «для каждой женщины на первом месте стоит продолжение родаМожно быть хорошей мамой, а можно быть хорошей мамой и плюс карьера, но такоебывает редко. Здесь либо карьера, либо все-таки ребенок». Она сознательносделала свой выбор и нисколько не жалеет об этом. Возникновение психологическойи физической усталости, связанное с появлением ребенка, было преодолено в этойсемье с помощью поддержки мужа.
3. Средний стаж брака
Оба супруга отметили, что чувства усталости иоднообразия в их семье не возникало. Они категорически исключили возможностьвозникновения таких чувств. На это повлияли: общие интересы, общие проблемы,совместное решение возникающих вопросов, единение, понимание, желаниепреодолеть все трудности вместе.
4. 18-24-летний стаж брака
В данном блоке вопросов рассматривалась проблемаодиночества, связанная с переездом детей и эмоциональная зависимость супруговдруг от друга. Данные проблемы не стали причиной конфликтов. Супруги живут«душа в душу», всегда поддерживают друг друга, а переезд детей никак не изменилих супружескую жизни, если только еще больше сплотил их.
Проанализировав, интервью можно подтвердить первуючасть гипотезы. Возможность возникновения конфликтов в данной семье минимальна.У супругов общие интересы и одинаковые взгляды на жизнь. Кроме того, втораячасть гипотезы, также подтверждается результатами интервью. Именно при высокомуровне терпимости, низкой степени склонности к конфликтам и таких стиляхповедения в конфликтных ситуациях, как приспособление, избегание и компромисс,можно достигнуть такой крепкой и дружной семьи. 
4.2.2Тест «Насколько Вы терпимы?»
 
Таблица 2. Результаты Количество баллов Елена 6 Николай 10
Оба супруга обладают средним уровнем терпимости (онтакже считается высоким). Это очень хорошо для развития семьи. Такой уровеньтерпимости характеризуется следующими показателями: способность твердоотстаивать свои убеждение, умение вести диалог и способность менять свою точкузрения. Отрицательная черта данного уровня терпимости – возможность излишнейрезкости.4.2.3 Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
 
Таблица 3. Результаты Количество баллов Елена 30 Николай 32
Оба супруганабрали схожее количество баллов. Набранные баллы свидетельствуют о следующихрезультатах: вы тактичны, не любите конфликтовать, легко избегаете критическиеситуации. Когда же вам приходится вступать в спор, то Вы учитываете, как этоотразится на Вашем положении и отношениях с друзьями. Вы стремитесь бытьприятным для окружающих, но когда им требуется помощь, не всегда решаетесь еёоказать. Данная степень конфликтности, способствует благополучному развитиюсемьи.
4.2.4 Тесты «Конфликты в Вашей семье» и «Идеальный супруг»
Оба супруга отметили, что конфликты в их семьепроисходят сравнительно редко.
Основные причины конфликтов:
· Нехватка денег
· Злоупотребление одного из супруговалкоголем (в редких случаях)
· Круг общения супруга (супруги)
· Разные взгляды на воспитаниедетей.
Основные способы разрешения конфликтов:
· компромисс (супруга) –конструктивный;
· стараюсь не раздражать (супруга) — конструктивный;
· первая пытаюсь сгладитьконфликтную ситуацию как можно быстрее (супруга) — конструктивный;
· бойкот (супруг) – деструктивный;
· ухожу в другую комнату (супруг) — деструктивный;
· сильно обижаюсь (супруг) — деструктивный.
Итак, по результатам данного тестирования, привозникновении конфликтных ситуаций, супруга всегда выбирает конструктивныеспособы разрешения конфликтов, а супруг деструктивные. Гипотеза подтвердиласьчастично: выявлены другие причины конфликтов, и супруг, в отличие от супруги, выбираетдеструктивные способы их разрешения
Таблица 4. Результаты Количество баллов Елена 12 Николай 18
Елена – благоразумная и рассудительная супруга свеликодушным характером.
Николай — иногданедостаточно терпелив и снисходителен, чересчур требователен или слишком серьезно относится к мелочам.
По результатам двух тестирований, можно прийти к выводу,что практическое отсутствие конфликтов и благоприятное их разрешение – заслугасупруги.4.2.5Тест Томаса
 
Таблица 5. Результаты(Елена)№вопроса соперничество сотрудничество компромисс избегание приспособление 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + + 8 9 + 10 + 11 + 12 + 13 + 14 + 15 + 16 + 17 + 18 + 19 + 20 + 21 + 22 + 23 + 24 + 25 + 26 + 27 + 28 + 29 + 30 + Итого 4 6 4 7 9
Тактики соперничество и компромисс не свойственныЕлене. Предпочитаемой тактикой является — сотрудничество. К доминирующимтактикам относятся: избегание и приспособление. Преобладающей из них являетсяприспособление.
Таблица 6. Результаты (Николай)№ вопроса соперничество сотрудничество компромисс избегание приспособление 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12 + 13 + 14 + 15 + 16 + 17 + 18 + 19 + 20 + 21 + 22 + 23 + 24 + 25 + 26 + 27 + 28 + 29 + 30 + ИТОГО 4 4 7 9 6
Тактики соперничество и сотрудничество не свойственныНиколаю. Приспособление является предпочитаемой тактикой, а компромисс иизбегание – доминирующими. При этом, преобладающей из них является избегание.
Итак, супруги выбирают схожие тактики поведения вконфликтных ситуациях. Чаще всего супруга старается приспособиться к конфликту,а супруг избежать его. При этом, супруга идет на сотрудничество, а супруг накомпромисс. В целом, гипотеза по данному вопросу подтвердилась.4.3. Вывод по исследованию
В ходе данного исследования в целом гипотезаподтвердилась. Единственное несовпадение – причины конфликтов и деструктивныйспособ их разрешения со стороны супруга, что компенсируется поведением супруги.
Данное исследование доказывает, что личностныехарактеристики супругов и их схожесть благоприятно влияют на развитие семьи ипомогают пройти все кризисные этапы семейной жизни без конфликтов.
Кроме того, в ходе интервью супруги дали практическиерекомендации молодым семьям:
Елена: «Молодым семьям можно дать такие рекомендации.Взаимно друг друга уважать, уметь разговаривать, обсуждать проблемы,выслушивать друг друга, находить компромиссные решения. Уважать себя и своихродителей».
Николай: «Больше обсуждать все проблемы, которыевстают».
То есть, чтобы не допустить конфликтных ситуаций иконструктивно разрешить их, необходимы: взаимопонимание, поддержка ипереговоры.
Таким образом, действительно, данная семья с 25-летнимстажем брака является эталоном для молодых, будущих, а также конфликтных семей.

Заключение
Итак, в ходеданной курсовой работы, мы определили, что межличностный конфликт — открытоестолкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий,выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретнойситуации.
Семья – среда тесного взаимодействия супругов. Там,где семья живет настоящим и будущим, где супруги заинтересованы друг в друге,где они стремятся к совершенству и к совершенствованию отношений, конфликтынеизбежны по мере прохождения всех кризисных этапов семейной жизни. Весь вопросв том, как часто возникают такие конфликты, по каким поводам, в какой форме онипротекают, и какие уровни семейной структуры потрясают. Форма разрешенияконфликтов и, вообще, возможность их возникновения в значительной степениопределяется характером супругов, степенью их воспитанности.
Исследование, проведенное в рамках курсовой работы,доказало взаимосвязь между конфликтами, кризисными периодами семенной жизни иличностными характеристиками каждого из супругов.
Кроме того, даны основные рекомендации попредупреждение и разрешению конфликтов от солидной супружеской пары молодымсемьям, такие как: взаимопонимание, поддержка и обсуждение.
В завершение, хочется отметить, что перед тем как создатьсемью, необходимо научиться избегать семейные конфликты или преодолевать их сминимальными потерями. Ведь «Любить – это не смотреть друг на друга, а вместесмотреть вперед в будущее» (Антуан Экзюпери).

Список использованнойлитературы
1. Багдасаров Р.В. Женское начало. –М.: Белые альвы, 2009.
2. Бодалев А. А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г.Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих сперсоналом. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
3. Буртовая Е.В. Конфликтология.Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2006
4. Гришина Н.В. Психология конфликта:хрестоматия. – СП: Питер Пресс, 2008
5. Давлетчина С.Б. Конфликтология:учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Аркада, 2005
6. Корнелиус Х., Дэна Д., Шейнов В.Прикладная конфликтология. – М.: АСТ, 2007
7. Шевчук Д.М. Конфликты: избегатьили форсировать. – М.: Вильямс, 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Применение экономико-статистических методов для определения региональной потребности в материальных ресурсах
Реферат Структура бизнес-плана в организации культуры
Реферат Бизнес план социально инвестиционной программы Пуховый мир
Реферат Сцена бабьего бунта в романе Шолохова Поднятая целина
Реферат Полномочия контролирующих органов при осуществлении проверки государственного (муниципального) заказчика
Реферат Volunteerism Essay Research Paper Volunteerism Not A
Реферат Абразия и абразионные берега
Реферат © Православный миссионерский центр
Реферат SitUps What Are You Doing Wrong And
Реферат Шпаргалка по Кооперации
Реферат Nuclear Energy Essay Research Paper History Of
Реферат Задачи статистики и ее организации
Реферат Volunteerism Essay Research Paper Volunteerism in AmericaI
Реферат А. Гамильтон и американская Конституция
Реферат Проблемы архивного дела на современном этапе