Реферат по предмету "Исторические личности"


Конституционный процесс в Украине Конституция Украины 1996 года

Конституционныйпроцесс в Укра­инев конце 80-х — первойполо­вине 90-хгодов
В жизни обществи государствконституциииграют особуюроль. Конституцияявляется высшимправовым актом— ОсновнымЗаконом, закономнад законами, фундаментомразвития социальныхи политическихотношений, гарантиейобеспеченияправ и свободчеловека игражданина.
Уже в конце80-х годов, в ходеосуществленияполитики«гор­бачевскойперестройки»стало очевидно, что КонституцияСССР не отвечаетперспективедемократическогоразвития общества.Уже в тот периодв нее были внесеныотдельныеизменения, ка­савшиесяотмены ст. 6, устанавливавшеймонопольнуювласть Коммунистическойпартии, разрешениявыдвигатькандидатовв депутаты насобранияхизбирателей, проведениявыборов наальтернативнойоснове. Этиизменения имелибольшое значе­ниедля демократизацииукраинскогообщества ивпервые в ис­ториипозволилиизбрать в составвысшего законодательногоор­гана страныпредставителейразличныхполитическихсил.
16 июля 1990 г. ВерховнаяРада принялаДекларациюо го­сударственномсуверенитетеУкраины, котораядолжна быластать фундаментомновой Конституции.Отдельныедепутаты предлагалиутвердитьДекларациюв качестве«Малой Консти­туции».Однако прокоммунистическинастроенноебольшинст­воВерховной Радыс этим не согласилось.
И все-таки ееположения имелинемаловажноезначение дляУкраины. Во-первых, Декларацияпровозгласилагосударст­венныйсуверенитетУкраины как«верховенство, самостоятель­ность, полноту и неделимостьвласти республикив пределах еетерриториии независимостьи равноправиево внешнихсноше­ниях», заложив основыукраинскойнезависимостиеще во вре­мяпребыванияреспубликив составе СССР.Был закрепленряд новых положений, касавшихсявведения принципаразде­лениявласти назаконодательную, исполнительнуюи судеб­ную, исключительногоправа народаУкраины навладение, пользованиеи распоряжениеее национальнымбогатством; действия натерриторииреспубликизаконов СССРтолько в тойчасти, котораяне противоречитзаконодательствуУкраины.
Декларацияопределилаобщую стратегиюразвития право­войсистемы государства, ключевым элементомкоторой явля­ласьКонституция.В октябре 1990 г.Верховная РадаУкраины создаетКонституционнуюкомиссию, котораядолжна былараз­работатьконцепцию новойКонституции.
Это заданиебыло довольносложным, посколькуУкраина имелав то время толькоограниченныйсуверенитет, а союзные структурыпродолжалиоказыватьдавление нареспублику.
Однако уже кноябрю 1991 г. былподготовленпервый проектКонституцииУкраины. Нодраматическиесобытия конца1991 г. и обретениенезависимостиУкраины радикальноповли­яли наизменения рядаее положений.Принятием Актапровоз­глашениянезависимостиУкраины 24 августа1991 г. наше госу­дарствосделало окончательныйвыбор путисвоего развития.
Уже в концеянваря 1992 г.Конституционнаякомиссия раз­работалановый проект, который послеправовой экспертизыи обсужденияв парламентерешением ВерховнойРады Украиныбыл вынесенна всенародноеобсуждение.
Обсуждениепроекта продолжалосьс 15 июля по 1 декабря1992 г. В нем принялоучастие около200 тыс. гражданУкраи­ны. В ходеобсуждениявысказывалисьпредложенияв отноше­ниичеткого закрепленияпреобладанияинтересовчеловека надинтересамигосударства, разграниченияполномочийраз­личныхветвей властии др.
С учетом результатовобсужденияв предложенныйпроект быливнесены соответствующиеизменения. 26октября 1993 г.доработанныйвариант постановлениемВерховной Радыбыло решеноопубликоватьв средствахмассовой информации.
В конце 1993 — начале1994 г. по Украинепрокатиласьвол­на политическихбаталий, связанныхс выборами вВерховную Радуи выборамиПрезидента.Вопрос о принятииновой Кон­ституцииотодвинулсяна второй план.
Только в сентябре1994 г., после обращенияПрезидентаУк­раины онеобходимостипродолженияконституционногопро­цесса, формируетсяновый составКомиссии поразработкепро­екта Конституции.РуководителямиКомиссии сталиПрези­дентУкраины иПредседательВерховной Рады.Открывая за­седанияКомиссии 17 ноября1994 г., ПрезидентУкраины Л. Кучмаподчеркнул, что в Украиневозобновленпроцесс кон­ституционныхреформ, которыйбыл приостановленпочти на год.Комиссия призналанеобходимымвзять за основупроект Конституциив редакции от26 октября 1993 г.
Учитывая сложностиразработкиновой Конституции, отсут­ствиесбалансированностиразличныхветвей власти, Прези­дентУкраины 3 декабря1994 г. предложилВерховной Радерассмотретьконституционныйзаконопроекто власти и орга­нахместногосамоуправления.Вниманиеакцентировалосьна том, чтоэффективноефункционированиеэкономикивозможно толькопри условииналичия сильнойгосударственнойвласти, котораяосуществлялабы управлениегосударственнымсекто­ромэкономики, обеспечиваларуководствонегосударственнымсектором, способствовалаэффективномупроведениюпривати­зациии структурнойперестройкивсего хозяйственногоком­плекса.Однако этотдокумент небыл принят.
Конституционныйдоговор 1995 г. ипродолжениеконституцион­ногопроцесса
Значительноевлияние наобщественнуюжизнь независимойУкраины былополитиче­скоепротивостояниеПрезидентаУкраины и ВерховнойРады. Президентстремился ксо­зданию сильнойисполнительнойвласти, способнойэффективноработать вусловиях углубленияэкономи­ческогокризиса. ВерховнаяРада, пугаяугрозой диктатуры, фак­тическихотела сохранитьсвои полномочия, в том числе иправо вмешиватьсяв решение конкретныхэкономическихвопросов, внепосредственноеуправлениетерриториями.Такое противосто­яниесерьезно осложнялорешение первоочередныхпроблем жизнистраны.
Это вынудилоПрезидента31 мая 1995 г. принятьУказ о проведенииопроса общественногомнения по вопросудоверия гражданУкраины Президентуи ВерховнойРаде.
В ответ на этоВерховная Раданаложила науказ вето ипредложилаПрезидентудо 8 июня 1995 г. податьна рассмотре­ниекандидатурыв состав КабинетаМинистров.
Такое развитиесобытий откладывалона неопределенноевремя решениежизненно важныхдля Украиныконституционныхво­просов. Вэтих условияхЛ. Кучма взялинициативув свои руки.
2 июня Президентподтвердилсвое намерениепровести оп­рос.В тот же деньсостояласьего встречас лидерамифракций, которыеподдержалиидею подписанияКонституционногодого­вораПрезидентаи ВерховнойРады.
Проведениеобщественногоопроса создавалопотенциаль­нуюугрозу роспускаВерховной Рады, рейтинг которой, по дан­нымсоциологическихопросов, в этовремя был довольнониз­ким. Одновременноэто усиливалополитическуюнапряжен­ностьи, следовательно, оказывалонегативноевоздействиена экономикуи общественнуюжизнь.
В создавшейсяситуации ПрезидентУкраины иПредседа­тельВерховной Радыпроявили политическуюмудрость и, от­казавшисьот противостояния,8 июня 1995 г. подписалиКон­ституционныйдоговор.
Заключениедоговора быловажным политическимкомпро­миссом.Договор долженбыл действоватьдо принятияновой Кон­ституцииУкраины с цельюобеспечениядальнейшегоразвития иуспешногозавершенияконституционногопроцесса вУкраине.
Претворениев жизнь положенийКонституционногодогово­расоздавалонадежную правовуюбазу для деятельностиадми­нистрацииПрезидентаи других органовисполнительнойвла­сти. Значительнорасширялсякруг их полномочийи влияние наэкономическиеи общественныепроцессы. ПрезидентУкра­ины былпризнан главойгосударстваи руководителемиспол­нительнойветви власти.Он лично назначалсостав КабинетаМинистров ипремьер-министра.Уже 8 июня 1995 г. надолж­ностьпремьер-министрабыла предложенакандидатураЕ. Марчука, которыйдолгое времяработал в органахгосудар­ственнойбезопасности, а с октября1994 г. исполнялобязанно­стивице-премьера.
Продолжаласьработа надКонституцией, к которой былипривлеченылучшие специалисты.С целью изученияи обобще­нияальтернативныхпроектов 19 июнябыла созданарабочая группаКонституционнойкомиссии, результатомдеятельностикоторой сталаподготовкасогласованногопроекта КонституцииУкраины.
11 марта 1996 г. сопредседателиКонституционнойкомиссии —Президент иПредседательВерховной Рады— подписалиокончательныйпроект ОсновногоЗакона.
Однако он нестал основойполитическойконсолидации.Не­смотря напредложенияЛ. Кучмы принятьэтот документза ос­нову, Верховная Раданаправила егодля изученияи анализа впостоянныекомиссии.
В начале мая1996 г. постановлениемВерховной Радыбыла созданадепутатскаявременнаяспециальнаякомиссия подо­работкепроекта Конституцииво главе с М.Сиротой. К еерабо­те былипривлеченыпредставителиразличныхдепутатскихгрупп и фракций.
ОбсуждениедоработанногоКомиссиейпроекта в ВерховнойРаде 17—18 июнябыло безрезультатным.Возражениявызвали ужепервые положениядокумента: остатусе украинскогоязы­ка, государственнойсимволике ит.д. Предлагаемыедепутата­миизмененияфактическиискажали основноесодержаниедо­кумента.По определениюмногих политиков, конституцион­ныйпроцесс в Украинев это время непросто затягивался, а за­шел в тупик.
В этой ситуацииПрезидентУкраины 26 июня1996 г. обнаро­довалУказ о проведении25 сентябряВсеукраинскогореферен­думапо вопросупринятия КонституцииУкраины. Нареферен­думпредполагалосьвынести проектОсновногоЗакона, подго­товленныйКонституционнойкомиссией ипринятый заоснову большинствомдепутатовВерховной Радыв марте 1996 г.
Этот шаг Президента, который могпривести кроспуску Вер­ховнойРады, вынудилпоследнююискать компромисси уско­рилконституционныйпроцесс. 28 июня1996 г. после 2 сутокбеспрерывнойи напряженнойработы ВерховнаяРада Украи­ныприняла КонституциюУкраины — ОсновнойЗакон нашегосуверенногогосударства.НоваяКонституцияУкраины
Принятие новойКонституциистало важнойвехой новейшейукраинскойистории. Конституциясостоит изпреамбулы, 14разделов, вкоторых объединена161 статья, и переходныхположений.Новый ОсновнойЗакон — этополити­ко-правовойдокумент, определяющийосновы и путиразвития украинскогообщества.
Конституциязакрепляетосновныедемократические, соци­альныеи правовыепринципы Украинскогогосударства, в кото­ромчеловек, егожизнь и здоровье, честь и достоинство, безо­пасностьпризнаютсявысшей ценностью.Одной из основопола­гающихидей новойКонституцииявляется положениео том, что именногосударствофункционируетдля человека, а не на­оборот.Украинскийнарод являетсяисточникомвласти, кото­руюон реализуетчерез соответствующиеорганы государствен­нойвласти и органыместногосамоуправления.
Конституциязакрепляетпринцип разделениявласти наза­конодательную, исполнительнуюи судебную инезависимостьих одна от другой.Основой внешнейполитики Украины, в соот­ветствиис ОсновнымЗаконом, являетсяобеспечениеее нацио­нальныхинтересов ибезопасностипутем поддержаниямирного ивзаимовыгодногосотрудничествасо всеми странамимира.
Конституциябазируетсяна лучших достиженияхотечест­венногои зарубежногозаконодательства, учитываетприобре­тенныйисторическийопыт и соответствуетлучшим конститу­циямевропейскихстран. Впервыев историиконституционногозаконодательстваУкраины в нейподчеркивается, что нормы Конституцииявляются нормамипрямого действия, а обраще­ниев суд для защитыконституционныхправ и свободчеловека игражданинагарантируетсянепосредственноКонституцией.
Основной ЗаконУкраины регулируетзначительноболее широкийкруг общественныхотношений посравнению спре­дыдущейКонституцией.48 из 161 статьиКонституцииотносит­сяко второмуразделу «Права, свободы и обязанностигражда­нина», который аккумулируетсодержаниетаких важных, при­знанныхво всем миремеждународно-правовыхактов, как Все­общаядекларацияправ человека.Декларацияо праве на раз­витие, Концепция оправах ребенкаи другие. ЭтопозволилонаполнитьКонституциюновым демократическимсодержани­ем, значительнорасширитьсистему прави свобод человекаи гражданинав Украине, приблизитьгосударствок мировым стандартамв отношенииих защиты.
В соответствиис ОсновнымЗаконом Украинаявляется уни­тарным, соборнымгосударством.Государствоявляетсянацио­нальнымпо своемупроисхождению, поскольку егообразованиепроизошло наоснове осуществленияукраинскойнацией, всемукраинскимнародом правана самоопределение.
Основным вопросомлюбой конституцииявляется вопросвласти. ОсновнойЗакон Украиныгласит, чтоединственнымисточникомвласти в Украинеявляется еенарод. Этосвиде­тельствуето демократическомхарактерегосударства, народ ко­торогоможет свободновысказыватьсвое отношениек власти навыборах иреферендумах.
Единственнымзаконодательныморганом властив Украине являетсяВерховная Рада.Кроме законодательных, она обла­даетрядом полномочийв сфере государственногостроительст­ваи назначенияна руководящиедолжности вгосударстве.
ПрезидентУкраины поКонституцииявляется главойгосу­дарстваи выступаетот его имени.Он избираетсяпрямым все­народнымголосованиемсроком на пятьлет. В соответствиис новой Конституциейон имеет значительныеполномочияв со­циально-экономическойсфере, обеспечиваетгосударственнуюнезависимость, национальнуюбезопасностьи правопреемственностьгосударства, является гарантомгосударственногосу­веренитетаи территориальнойцелостности, представляетгосу­дарствона международнойарене.
Главным органомисполнительнойвласти являетсяКабинет Министров, который возглавляетпремьер-министр.Кабинет Министров, в соответствиис новой Конституцией, имеет болееширокие функциии полномочия, связанные сформированиеми расходованиемГосударственногобюджета, обеспечениемравных условийразвития длявсех существующихформ собст­венности.Правительствоосуществляетуправлениеобъектамигосударственнойсобственности, обеспечиваетобороноспособ­ность, безопасностьи общественныйпорядок вгосударстве.Ис­полнительнуювласть в областяхосуществляютобластныегосу­дарственныеадминистрации.
Судопроизводствов УкраинеобеспечиваетсяКонституцион­нымСудом Украиныи судами общейи отраслевойюрисдик­ции.В соответствиис мировой практикой, полномочиясудеб­ной властибыли значительнорасширены.
Важные функциибыли возложенына прокуратуруУкраи­ны. КонституциязакрепилатерриториальноеустройствоУкра­ины иопределилапринципы местногосамоуправления.
Существенноевлияние наобщественно-политическиепро­цессы вреспубликеоказали «Переходныеположения»новой КонституцииУкраины, главнымсреди которыхстало опреде­лениечетких сроковвыборов в ВерховнуюРаду (март 1998 г.)и ПрезидентаУкраины (октябрь1999 г.).
Принятие новойКонституцииУкраины поставилоответст­венныезадания в сферегосударственногостроительства, при­веденияв соответствиес ОсновнымЗаконом действующегоза­конодательстваи структурыорганов власти.
Процесс эффективнойреализацииконституционныхполо­женийсдерживалсяотсутствиемнеобходимыхзаконодатель­ныхактов. К марту1997 г. из 60 первоочередныхконституци­онныхзаконов былопринято всегодва. Не былиприняты важ­нейшиезаконы о КабинетеМинистров, государственныхадми­нистрацияхи местномсамоуправлении.Вместо этогоразраба­тывалисьальтернативныепроекты, ставившиецелью «подпра­вить», а иногда и перекроитьКонституцию.
Однако, несмотря навсе сложности, процессыгосударствен­ногостроительствана базе новойКонституциипродолжал


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.