Министерство внутренних дел Российской Федерации
Московский университет МВД России
Кафедра педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету:
Педагогика в деятельности ОВД
Тема:
«Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников ОВД»
Москва — 2007
План
Введение
1. Основы нравственного воспитания
2. Морально-психологическая подготовка
3. Профессионально-этическоевоспитание
Заключение
Литература
Введение
Воспитание — основополагающее педагогическое явление всистеме педагогической реальности общества и жизни каждого человека. Онопредставляет собой процесс формирования важнейших социальных качеств человекакак гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных,мировоззренческих, патриотических, гуманистических, поведенческих, моральных, правовых,культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности кцивилизованной, целесообразной и успешной жизни в обществе, а также социальнаяразвитость, гражданственность, любовь к Родине, природе, семье, трудолюбие,уважение общечеловеческих ценностей, закона, прав и свобод человека,культурность, разумный и всесторонне осмысленный выбор жизненного пути,самоопределение и самореализация в жизни.
Результатом воспитания является воспитанность человека,группы людей, населения страны в целом.
Общие и актуальные сегодня положения педагогики воспитания взначительной степени относятся и к работе с сотрудниками правоохранительныхорганов. Служба в них является особым видом государственной службы, выполнениена профессиональной основе задач по защите жизни, здоровья, прав и свободграждан.
Целостность и гармоничность воспитанности сотрудника ОВДскладывается в результате разнообразной по содержанию, формам и методамвоспитательной работы, определенные группы которых образуют ее виды. Организациявоспитательной работы включает разные направления, каждое из которых решаетзадачи определенного вида воспитания, а все они во взаимосвязи образуют системувидов воспитания, обеспечивающих всесторонность его содержания. Особенностивоспитанности сотрудника правоохранительных органов, отвечающие специфике егодеятельности и ее требованиям, предполагают такие основные виды воспитания:
государственно-профессиональное воспитание;
патриотическое воспитание;
профессионально-нравственное воспитание;
профессионально-правовое воспитание.
1. Основы нравственного воспитания
Под нравственностью понимается область жизни общества иповедения людей, характеризующаяся степенью практической воплощенности в нихидеалов добра, справедливости, порядочности, совести, долга, ответственности. Она- проявление нравственного (морального) сознания народа и граждан, ихнравственной воспитанности. Моральные нормы — неписаные нормы, высоко ценимыелюдьми, а поэтому им следуют не по принуждению, а по потребности. Нравственновоспитан тот, кто всегда и везде следует моральным идеалам и нормам, защищаетдобро и справедливость, борется со злом и несправедливостью. Он нравственноведет себя потому, что иначе вести себя не может.
Нравственное воспитание представляет собой важноенаправление в общем и профессиональном воспитании сотрудниковправоохранительных органов. Вероятно, не случайно слова латинскогопроисхождения «закон» (jus) и «справедливость» (justitia) имеютобщий корень, придающий понятию «юстиция» исходное значение — справедливость.К. Маркс подчеркивал, что "… сохранение жизни нравственных отношенийесть не только право законодателя, но и его обязанность". Всяправоохранительная деятельность пронизана моралью:
мораль и право находятся в неразрывной связи, оказываютвлияние друг на друга. Право всегда имеет моральные начала. Правовые нормы — этоважнейшие моральные нормы, утвердившиеся в истории и жизни народа и одобряемыеим, а поэтому возведенные в ранг закона, ставшие обязательными, охраняемымизаконом и защищаемые государством. Правовые нормы, в свою очередь, имеют силу,если они моральны, если они утверждают добро и справедливость, защищаютгосподствующую мораль и отвечают моральным ожиданиям народа;
решение правоохранительных задач — это прежде всего защитасправедливости, утверждение добра, борьба со злом и несправедливостью. Занимаясьпрофилактикой правонарушений, раскрывая, расследуя их, охраняя общественныйпорядок и решая другие правоохранительные задачи, персонал правоохранительныхорганов не только укрепляет законность, но одновременно действует морально,защищает и укрепляет мораль, веру людей в справедливость и защищенность, внеизбежность наказания зла и несправедливости;
защищая справедливость и мораль, любой сотрудник обязан самв своих действиях, поведении и личной жизни быть морально примерным. Это нетолько дает ему моральное право требовать должного поведения от других, но иповышает успешность решения моральных проблем при выполнении своих служебныхобязанностей;
правоохранительная деятельность связана с высокими морально-психологическиминагрузками, выдерживать которые обязан каждый сотрудник;
мораль — не только требование, не только характеристикасознания сотрудника, его психологии, его личных качеств и подготовленности, нои всегда неотрывная сторона, результат профессиональных действий. Несоответствиеподготовленности морально психологическим требованиям, которые объективнопредъявляет к нему профессиональная деятельность, ведет к срывам, ошибкам,неэффективности в решении задач, нарушениям законности, подрыву авторитетаправоохранительных органов, престижа профессии их сотрудника, снижениюактивности участия населения в укреплении правопорядка, утрате гражданами верыв справедливость и другим неприятным последствиям.
Понятны высокие требования правоохранительной деятельности кнравственности тех, кому она доверена. Цель нравственного воспитания — формированиенравственных основ жизни и профессиональной деятельности сотрудников,поведения, соответствующего духовным нормам общечеловеческой, общественной ипрофессиональной морали. Она достигается решением задач:
вооружения сотрудников знанием и пониманием сущности,содержания норм и значимости морали в жизни людей, в успехах государственногостроительства, в профессиональной деятельности;
формирования личных привычек нравственного поведения наслужбе и в быту;
укрепления чувств верности профессиональной Присяге,кодексам чести, любви к своей профессии, долга, ответственности идобросовестности при выполнении служебных обязанностей;
создания в коллективе здорового морально-психологическогоклимата, укрепления морально безупречных взаимоотношений между начальниками иподчиненными и всеми сотрудниками;
воспитания у сотрудников коллективизма как одного изважнейших и традиционных для российского менталитета качеств, товарищескихотношений, морально зрелой солидарности, взаимной помощи, стремления кукреплению чести своего коллектива, авторитета и почетности профессиисотрудника правоохранительных органов, непримиримости к нарушениям моральныхнорм в коллективе;
развития привычек высоконравственных отношений к гражданампри выполнении своих обязанностей, уважения к их запросам и особенностям безразличий расовой, национальной, религиозной принадлежности, пола и возраста;
воспитания сотрудников в духе здорового образа жизни, отказаот вредных привычек, повышения уровня своего физического развития;
формирования высокой требовательности сотрудников к себе,своему поведению, совестливости, порядочности, честности, здорового честолюбия,стремления к постоянному самосовершенствованию, профессиональной карьере вправоохранительной деятельности;
предупреждения профессиональной деформации сотрудников,
фактов несправедливости отношения к гражданам, бездушия,грубости,
хамства, нравственных злоупотреблений служебным положением.
Формы и методы нравственного воспитания многочисленны. Внего вносят определенный вклад и те методы, которые используются и в другихвидах воспитания. Среди специальных мер оправдывают себя: Доска почета; пропагандадостижений и опыта лучших сотрудников и коллективов с показом нравственныхпредпосылок их; индивидуальные беседы; обсуждение отчетов о службе и поступкахотдельных сотрудников на общих собраниях коллективов; товарищеские и офицерскиесуды чести; создание общественных советов культуры, университетов культуры; творческиевстречи с деятелями культуры и искусства; развитие самодеятельности,организация концертов и посещение театральных спектаклей; вовлечение в занятияспортом; организация профессиональных соревнований; работа с семьямисотрудников и организация коллективных мероприятий с ними — посещенияконцертов, выездов на природу, семейных вечеров и пр.
В последние годы расширяется участие священнослужителей вдуховно-нравственном воспитании личного состава. Представители Церквивстречаются с ним, проводят беседы, организуют православные чтения (включающиевопросы нравственности), совершают обряды освящения служебных помещений,привлекаются к участию в собраниях личного состава, благословляютотправляющихся на выполнение служебно-боевых задач, проводят панихиды и молебныпо погибшим при исполнении служебного долга, способствуют открытию в органахвнутренних дел часовен, молитвенных комнат.
В нравственном воспитании важно повышение действенности егопроведения, борьба с формализмом, недопущение расхождений между словом и деломи сведения работы только к воспитательным мероприятиям в свободное от службывремя. Ничего не будет достигнуто и даже будет нанесен вред, если естьрасхождение между тем, к чему призывают руководители и работники воспитательныхслужб, и тем, с чем личный состав сталкивается в постановке жизни идеятельности своего правоохранительного органа. Требованиям морали должнаотвечать вся орi7iнизация работы органа, и прежде всего стиль, методы работы,отношение к сотрудникам, поведение в быту руководителей и воспитателей всехуровней управления правоохранительным органом. Нигде значение личностивоспитателя не имеет такого огромного значения, как в нравственном воспитании. В.А.Сухомлинский писал:
«Слово… приобретает воспитательную силу лишь тогда…,когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой иблагородством».
Только безукоризненный личный пример нравственности может
создавать расходящиеся «волны» подлиннонравственных влияний на окружающих. Люди верят словам, следуют советам ипоучениям только тот человека, который следует им сам. Если сотрудникуприходится терпеть равнодушие, неуважение к себе, нарушение своих прав,грубость со стороны руководителей и сослуживцев, то в большинстве случаев онпроявит ту же аморальность по отношению к гражданам. Поэтому важнейшее значениеимеет нравственное воспитание на основе построения всей службы и деятельностиличного состава в строгом соответствии с нормами морали; повседневнаяпримерность ответственных должностных лиц, демократический стиль управления,основанный на уважении достоинства и прав сотрудников.
Расхождение между словом и делом в нравственном воспитаниипроявляется и в «двойном стандарте» психологии и жизни коллективаправоохранительного органа. На официальных мероприятиях говорится всеправильно, аморальное поведение и вредные привычки (например, пьянство) осуждаются,в том числе и рядовыми сотрудниками, а в своем кругу негласно говорится иделается другое.
2. Морально-психологическая подготовка
О морально-психологической подготовке в правоохранительныхорганах говорили давно, понимая под ней в основном то же, что и нравственноевоспитание. В последние же годы она стала развиваться как более четкоочерченное направление мобилизации сотрудников на проявление всех своихвозможностей в профессиональной деятельности, основанной на активизации иусилении чувств моральной ответственности, чести, долга. Ее проведениебазируется на взаимосвязи психологии и педагогики и строится с использованиемсвоих организационных форм и методики. В наиболее совершенном виде это особыйраздел профессиональной подготовки и специальные воспитательные меры,предназначение которых — формирование профессиональной морально-психологическойподготовленности и мобилизованности (готовности) сотрудников на решение своихзадач в строгом соответствии с моральными требованиями к ней и нормами. Психолого-педагогическаяструктура такой подготовленности включает:
моральные знания, взгляды и убеждения, образующие моральноесознание сотрудника, позволяющее ему правильно разбираться в моральных аспектахправоохранительной деятельности вообще и конкретных случаях реализации своихправ и обязанностей;
морально-психологические установки и мотивы — внутренниесилы, побуждающие стремление к постоянному и точному следованию требованиямморальных норм в любых юридических ситуациях;
морально-психологические умения и навыки характеризуютзнание и желание сотрудника действовать грамотно в моральном и психологическомаспектах по отношению к гражданам и коллегам по работе;
морально-психологические привычки — не только знание иумение, но и потребность всегда быть на высоте моральных требований, выполнятьих не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральнойпотребности;
морально-психологическую устойчивость — качество,гарантирующее постоянное, неуклонное и умелое выполнение сотрудником всехморальных требований в любой обстановке и при действии факторов, подталкивающихего к отступлению от моральных норм при решении профессиональных задач; умениесохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой влюбой служебной ситуации.
Таким образом, профессиональная морально-психологическаяподготовленность — важная характеристика нравственной воспитанности,одновременно профессиональной обученности и настроя сотрудника. Это мораль,глубоко проникшая в его профессиональное сознание, «живущая» в нем,ставшая частью его профессионализма и психологии (поэтому ее и именуютморально-психологической) и направляющая его поступки и действия.
Морально-психологическая подготовка (МПП) — комплексный видподготовки личного состава правоохранительных органов, сочетающий обучение ивоспитание. По преобладающим особенностям она выступает как часть системывоспитания, что определяет особенности ее построения и проведения.
Морально психологическая подготовка, имея общую основу длявсех работающих в правоохранительных органах, дифференцируется и ориентируетсядополнительно на частные задачи подготовки, образуя виды МПП. Так:
по времени проведения различают предварительную (проводимуюзаблаговременно, длительно, основательно) и непосредственную (проводимуюнепосредственно перед выполнением ответственного задания, причем прицельно,избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий). Последнийвид преимущественно решает задачу именно мобилизации имеющихся у сотрудниковсил и возможностей на безусловное и качественное решение очередной сложной иответственной задачи;
по разным правоохранительным органам различают: МПП личногосостава органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговойполиции, органов прокуратуры и др.;
по разным специальностям сотрудников конкретногоправоохранительного органа. Например, в органах внутренних дел личного составакриминальной милиции, специальных отрядов, инспекторов дорожного движения,участковых инспекторов и др. Необходимость такой дифференциации обусловленаналичием некоторых моральных особенностей решаемых задач, условий, трудностей,контингента граждан, сущности рассматриваемых вопросов, совершаемых ошибок и др.;
по конкретным профессиональным задачам, насыщеннымморально-психологическими аспектами: МПП к общению с населением,
действиям при чрезвычайных обстоятельствах, разрешениюгражданских споров и др.;
по профессиональной опытности и уровнюморально-психологической подготовленности: МПП молодых сотрудников и опытных,хорошо подготовленных в морально-психологическом отношении и допускающихморальные срывы и промахи;
по должностному положению: всего личного состава и начальствующегосостава. Последний вид пока применяется не часто, а между тем он необходим,своеобразен, важен и предполагает отработку дополнительных тем и вопросов,например: значение и сущность морально-психологической подготовленностисотрудников правоохранительного органа; цели, задачи, содержание, организация иметодика их морально-психологической подготовки; особенности формирования усотрудников моральных убеждений, установок, мотивов, привычек, умений, навыкови качеств; взаимосвязь повседневной деятельности персонала с вопросамиморально-психологической подготовки; морально-психологические особенноститекущей управленческой деятельности руководителя; влияние различных стилейуправления на морально-психологическую подготовленность сотрудников,морально-психологические последствия административно-командного стиля; морально-психологическоевлияние на сотрудников особенностей личности руководителя, стиля, поведения,принимаемых решений; морально-психологические вопросы общения и построениявзаимоотношений начальника с подчиненными; морально-психологические основы ипроблемы руководства коллективом; особенности морально-психологическойподготовки сотрудников к решению различных служебных задач и действиям вэкстремальных условиях и др.
Организация и проведение морально-психологической подготовкисвязаны с проведением ее по двум направлениям: МПП в ходе службы и решенияправоохранительных задач и МПП в процессе специального курса. Первое, посуществу, совпадает со всеми мерами нравственного воспитания, описанными выше,но с нацеленностью на формирование компонентов морально-психологическойподготовленности. Всем руководителям всегда следует отдавать ясный отчет о том,как то или иное событие или их решение, объявление поощрения и наказаниякому-то и т.п. отражаются морально — психологически на коллективе и отдельныхсотрудниках, т.е. необходимо учитывать морально-психологические последствия.
Необходимость специального курса морально-психологическойподготовки назрела давно, ибо, как показывает опыт, проведение нравственноговоспитания и МПП по ходу службы, как бы «между делом», необеспечивает полноценного достижения их целей: у сотрудников часто остаютсянравственные пробелы, многие моральные аспекты деятельности не осваиваются илинаходятся на уровне житейских, а не профессиональных суждений и оценок; обнаруживаетсянеустойчивость в морально-психологическом подходе к решению значительной частислужебных вопросов; возникают конфликты с гражданами и предпосылки к нарушениямзаконности.
Курс морально-психологической подготовки необходим в каждомправоохранительном органе, он должен быть ежегодным, начинаться с основ, затемдифференцироваться по категориям, проводиться с новыми сотрудниками и отдельно- с опытными, актуализироваться в связи с повседневными потребностями деятельностиправоохранительного органа, обнаруживающимися недостатками в морально-психологическойподготовке разных категорий сотрудников.
К методике занятий по морально-психологической подготовкепредъявляются повышенные требования, ибо обучающимся в ее системе надо дать нетолько знания, но и превратить их в достояние психологии, отношений к делу илюдям, нормы и привычки поведения. Такая подготовка не может быть успешной,если обучающиеся слышат лишь проповеди о нравственности, только правильные ивозвышенные слова о справедливости и добре. Слова будут отскакивать от сознаниякак горох от стены, если риторика не будет подкреплена жизнью, практикой. Поэтомуподготовка должна быть по преимуществу практичной, насыщенной семинарами,дискуссиями, практическими занятиями и играми.
Основными элементами оптимальной методики занятий поморально-психологической подготовке сотрудников выступают:
сообщение новых сведений обучающимся преимущественно вначале каждого занятия, а не на лекциях;
теснейшая связь занятий с практикой, конкретными событиями,моральный анализ и оценка конкретных поступков, непосредственно имевших место вжизни данного правоохранительного органа и сотрудников, обучающихся в группе,недавно или только что происшедших;
коллективная моральная проработка действий — предстоящих илитипичных для профессиональной деятельности данной категории обучающихся;
активизация самооценки моральности своего поведения,действий обучающимися сотрудниками, своих решений, своихморально-психологических качеств, взглядов, внутренних установок, мотивов,навыков, привычек;
свобода высказывания любых мнений, суждений, оценок каждымобучающимся;
организация руководителем занятий соударения мненийобучающихся, анализа конкурирующих моральных мнений, выявление сильных и слабыхсторон каждого, морально обоснованный выбор лучшего;
искренность и правдивость в обсуждении всех вопросов,недопущение лукавства, недомолвок, ухода от острых проблем и вопросов, поискчестных и морально зрелых ответов;
ликвидация и профилактика формализма, скуки на занятиях;
требование аргументированного морального обоснованияобучающимися сотрудниками личных мнений, оценок, суждений;
коллективный поиск всесторонне взвешенных и моральноаргументированных решений, оценок;
расчет ближайших и отдаленных морально-психологическихпоследствий разных операций, профессиональных поступков, действий, решений (ихвлияние на граждан, коллег, самого себя);
коллективные упражнения в разработке новых, профессиональноспециализированных моральных норм, правил или их детализации, конкретизации длясвоего правоохранительного органа, подразделения, части, коллектива или дажесебя лично;
обсуждение путей укрепления морально-психологическогоклимата и взаимоотношений сотрудников в коллективе;
совместный поиск причин неприживаемости в коллективеотдельных моральных норм (если такие факты есть), живучести недостатков в МППотдельных членов коллектива, моральных причин недостаточного авторитетасотрудников у населения, путей его повышения;
обсуждение путей совершенствования своей морально-психологическойподготовленности, морально-психологического климата и моральностипрофессиональных действий.
Главным методом проведения занятий выступает особый метод — методситуативного морального выбора (моральных дилемм, моральных казусов). Суть егов том, что обучающимся сотрудникам предлагается для изучения, разбора, оценки,решения служебная или жизненная ситуация из практики, характерная наличиемвыраженного морального аспекта. Они могут предлагаться обучающимся на занятияхв словесном виде, с иллюстрацией фотографий (слайдов), демонстрацией фрагментавидео — или кинофильма, а также игровым розыгрышем на занятии. Послеознакомления с ситуацией сотрудникам предлагается ответить на ряд (2-5 и больше)вопросов, наполненных моральным смыслом и все больше углубляющихся в тонкостисобытий. Ситуация и ответы на вопросы обсуждаются коллективно и вырабатываютсясообща или даются компромиссные оценки ситуации и практические выводы дляобучающихся.
Научно разработан и подтвердил свою педагогическую эффективностьи метод «Я сам». Это метод индивидуального воспитывающего обучения,ценность которого и в том, что он охватывает не только плановые занятия, но ипрактическую деятельность сотрудника. Метод базируется на особых методическихразработках, воплощенных в «Учебных книжках-памятках» (размером сзаписную книжку). Подготавливается несколько таких книжек, каждая из которыхсодержит правила поведения и посвящается отработке морально-корректногоповедения при определенных профессиональных действиях, профилактической беседес гражданами, приеме граждан, допросе, поведение в коллективе, по местужительства и др. Возможна и комплексная отработка поведения на службе и в быту(морально — психологические, отношения к службе и своим обязанностям,морально-психологические отношения к товарищам по службе, морально — психологическиеотношения к себе). Учебная книжка состоит из двух частей: методическиерекомендации обучающимся и перечень пронумерованных правил поведения. Порядокиспользования методической разработки таков:
1) обучающимся разъясняются цели, задачи и дается подробныйкомментарий к методическим рекомендациям;
2) указывается на необходимость ежедневно, в начале рабочегодня, прочитывать методические рекомендации и руководствоваться ими привыполнении всех дел, а в конце дня анализировать свое поведение;
3) поступать так в течение недели (или большегоустановленного срока, но не дольше двух месяцев; повтор возможен после перерывав несколько месяцев), при необходимости консультируясь с руководителем занятий,начальником или его заместителем по работе с личным составом; через неделюобобщить результаты своей работы и самостоятельно оценить их. Последнее делатьс помощью листа самоконтроля — чистого листа бумаги с номерами правил в книжке,против каждого выставляется оценка: 5 — всегда выполнял правильно, 4 — какправило, поступал правильно, но с небольшими недостатками, 3 — порой делалошибки в применении правила, 2 — часто поступал неправильно, 0 — в истекшийсрок не было ситуаций, когда надо было действовать в соответствии с этимправилом. Оценки по указанию руководителя могут выставляться ежедневно, двараза в неделю, раз в неделю. Лист оценки сдается руководителю для разбора иполучения дальнейших инструкций. Листы с оценками, сделанными через очередныесроки или несколько сроков, сравниваются и делаются выводы о характереизменений в поведении сотрудника.
Можно ожидать, что оценки, выставляемые сотрудником самомусебе, не будут полностью объективными, но тут есть два момента. Во-первых то,что обучающиеся периодически просматривают правила поведения и размышляют надоценкой каждого, уже приносит пользу: правила волей-неволей запоминаются,всплывают непроизвольно в памяти в ситуациях реальной жизни и деятельности икак-то регулируют поведение, что уже хорошо. Во-вторых, следует применять меры,повышающие объективность оценок. Для этого: руководитель наблюдает заобучающимися (всеми или избирательно) и сверяет потом выставленные имисамооценки с результатами своих наблюдений, делает замечания, если оценкирасходятся; при проведении плановых занятий используются методические приемыгрупповой оценки достигнутого отдельными обучаемыми — разбивка их на пары сзаданием осуществлять взаимный контроль правильности выставленных оценок,разбивка на группы по 3-4 человека с поручением обсуждать или даже выставлятьгрупповые оценки каждому по очереди; выставлять оценки всей учебной группойнекоторым из обучающихся, сверяя их с выставленными ими самими оценками; используетсяприем изолированной самооценки (каждый раз выдается новый чистый лист длясамооценки, а предыдущий не показывается).
Полезно иметь сводный журнал, где на каждого сотрудникаотводятся свои листы, составленные по формату листа самоконтроля с несколькимивертикальными графами для ряда оценок, выставляемых в разные строки. Эти данныеиспользуются во всей индивидуальной работе.
3. Профессионально — этическое воспитание
Профессиональная этика — система моральных норм и моральныхпринципов поведения людей в определенной профессии. Это и общие нормынравственного поведения в их специфическом выполнении, а также особые нормы вопределенном виде профессиональной деятельности. В правоохранительнойдеятельности имеют специальное значение, например, нормы справедливости,беспристрастности, долга, ответственности, нетерпимости к злу и борьбы с ним идр. Они имеют в ней особо ценностное, но, как все моральные нормы, все жерекомендательное значение и строго соблюдаются при профессиональной моральнойвоспитанности. Но есть и нормы узкопрофессиональные. Один из видов — нормыслужебного этикета (порядка поведения) при обращении к гражданам, обращенииграждан к сотруднику, приеме населения, общении с гражданами, общении сколлегами, с начальником, телефонных переговорах и др. Другой вид — профессионально-деонтологическиенормы, однозначно регламентирующие действия и поступки сотрудников. Те и другиезакреплены в служебных документах — уставах, положениях о прохождении службы,наставлениях, директивах, инструкциях и т.п. Важные для выполнения сотрудникаминаших правоохранительных органов нормы служебного поведения содержатся вмеждународных актах, таких, как Европейская конвенция о защите прав человека иосновных свобод, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка,принятый Генеральной Ассамблеей ООН, и приложения к нему, Основные принципыэтики полицейской службы (Полицейская декларация) и др. Они однозначнорегламентируют должное поведение сотрудника, не оставляя места для выбора. Ихвыполнение обеспечивается профессионально-этическим воспитаниемдисциплинированности. При этом используется воспитание сознательного и умелогоотношения к выполнению обязательных норм профессионального поведения,осмысление порядка действий.
Заключение
Контроль за правомерным поведением граждан, обеспечение общественногопорядка и приучение к нему, разрешение конфликтов в юридически значимыхситуациях, требование уважать закон и другие правовые установления, повышениеправовой культуры и правовоспитанности, исправление пренебрегающих нормамиправа и др. — это выраженная воспитательная функция всей системы правоохраны. Реализоватьее могут только соответственным образом воспитанные люди, ибо изначальновоспитатель должен быть сам воспитан. Нельзя совершенствовать общество и людей,обладая недостатками, или, как образно говорят в народе, «нельзя дыройзаткнуть дыру». Невоспитанные сотрудники правоохранительных органов — этоне конструктивная сила и не бессилие их, а совершенно нетерпимыйдесоциализирующий фактор. Поэтому и построение педагогической системывоспитания личного состава носит обязательный характер в решении возложенных наних государством задач и оправдании социальных ожиданий общества.
Более того, создание эффективной педагогической системывоспитания сотрудников правоохранительных органов приобрело решающий характер истало приоритетным направлением работы с кадрами.
Это объясняется прежде всего условиями и требованиямииспытываемого Россией переломного периода в общественных, политических,экономических, правовых и нравственных преобразованиях и задачами, стоящимиперед правоохранительными органами. В ст.1 Конституции Российской Федерациинаше государство определено как правовое, и чтобы оно на деле стало таким,воспитанность личного состава должна быть безукоризненной, без чего невозможнорассчитывать на благополучие в других сферах его функционирования и жизниобщества.
Литература
1. Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов/ О.В. Афанасьева, В.Ю. Кузнецов,И.П. Левченко и др.; Под ред проф. Ю.В. Наумкина. — М.: Закон и право, ЮНИТИ,1999.
2. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органоввнутренних дел. Учебное пособие/ Под ред. канд. юрид. Наук И.Д. Мариновской. — М.: МЮИ МВД России; издательство «Щит-М», 1997.
3. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.,2001.
4. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся поспециальности 021100 «Юриспруденция» (Беличева С.А., Беляева Л.И., БудановА.В. и др.); Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, Закон и право, 2004.