Конспект открытого занятия в разновозрастной специальной (коррекционной)группе YII
На тему: Обобщение знаний о гласных звуках и буквах Путешествие вВолшебную Страну Звуков и Букв
Разработал: учитель-логопед
(IIквалификационная категория)
Курск 2009 г.
Тема: Обобщение знаний о гласных звуках и буквах «Путешествие вВолшебную Страну Звуков и Букв»
Цели:
Закрепление знаний о гласных звуках и соответствующих имбуквах.
Выделение гласных звуков из слов Закреплениезнаний о различии в артикуляции изученных гласных звуков.
Формирование фонематических представлений детей на материалезвуков [А], [О], [У], [И].
Закрепление навыка определения места гласного звука вударной позиции в слове (начало слова)
Совершенствовать умение анализировать звуковой ряд изчетырех элементов.
Закрепление навыков слогового анализа.
Совершенствование грамматического строя речи: образованиеотносительных прилагательных, изменение их по родам, употребление в речи; образованиепритяжательных прилагательных от существительных, Обогащение словарного запасапо теме «Осень».
Формирование навыка употребления предлогов в речи.
Развитие мелкой моторики, зрительной памяти, зрительноговнимания и восприятия.
Развитие связной речи, фонематического восприятия,фонематического слуха.
Развитие логического мышления, умения классифицироватьпредметы.
Развитие воображения.
Проведение голосовых, дыхательных и моторных упражнений.
Оборудование: сумочки в виде конвертика на каждогоребенка; Солнечный Зайчик (лазерная указка); диск с записью шума леса; стульчикис цифрами (1, 2,3) и зеркала по количеству детей; звуковые символы гласныхзвуков на каждого ребенка; элементы гласных букв; «болото» (листватмана с наклеенными на него вразноброд гласными и некоторыми согласнымибуквами («болотные кочки»)); коврик с разбросанными на нем осеннимилисточками из цветной бумаги (листья дуба, клена, березы, осины, ветки рябины);осенние листья, собранные на прогулке; красные кленовые листья из бумаги (почислу детей) с прикрепленными на них картинками (аист, утка, ананас, индюк,овощи, апельсин); ручки на каждого ребенка; следовые дорожки диких животных: лисы,волка, тигра и др. (по одной дорожке на ребенка); модели деревьев с разноцветнымиосенними листьями на них или ветки деревьев; картинка-загадка с изображениемдиких животных (волка, барсука, лося, зайца, белки) в чаще леса, а такжекартинки этих животных и слоговые схемы к ним Ход занятия
Оргмомент.
Дети входят в группу. Здороваются.
Логопед. Ребята мы сегодня отправляемся на прогулку поВолшебной Стране Звуков и Букв. Кто живет в этой стране?
Дети. Звуки и буквы Логопед. Правильно. В Волшебной Странеживут звуки и буквы со своими друзьями. Что вы знаете о звуках и буквах Дети. Звукимы произносим и слышим Буквы мы видим, читаем и пишем.
Беседа об осени, осенних явлениях в природе Логопед. Ребята!В Волшебной Стране Звуков и Букв произошло несчастье: подул сильный осеннийветер и гласные буквы рассыпались на элементы и разлетелись по всей стране. Давайтепомажем буквам и соберем их. Нам понадобятся вот такие сумочки (раздаетдетям сумочки) В них мы будем собирать элементы букв. А помогать нам иуказывать дорогу будет наш друг и помощник Солнечный Зайчик. Давайтепоздороваемся с ним (направляет «лучик» лазерной указки на ладошкиребят)
Здравствуй Саша! (ребенок отвечает) и т.д.
А чтобы во время путешествия мы были веселыми и смелыми — сделаеммассаж.
Ручки растираем и разогреваем, (потирают ладони, хлопают владоши)
И лицо теплом своим нежно умываем. (разогретыми ладонямипроводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли, (граблеобразными движениямипроводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем сверху вниз мы (растирают пальцами ушныераковины быстро. по краю сверху вниз)
Их вперёд сгибаем, (сгибают руками ушные раковины вперёд)
Тянем вниз за мочки, (оттягивают уши вниз за мочки)
Нарисуем мы очки, (проводят указательными пальцами А потомпогладим щёчки! круги вокруг глаз и гладят щёки)
Основная часть
Логопед. Итак, в путь! Закройте глазки. Мы летим в ВолшебнуюСтрану Звуков и Букв. (звучит легкая тихая музыка) Саша, над чем тыпролетаешь? (логопед спрашивает каждого ребенка)
Саша. Я пролетаю над болотом. и т.д.
Логопед. Откройте глаза. Мы прилетели в Волшебную СтрануЗвуков и Букв на зеркальную поляну. Здесь живет Веселый Язычок. Скажите, почемуВеселый Язычок живет в Волшебной Стране Звуков и Букв? Какое отношение он имеетк звукам?
Дети. С помощью язычка мы произносим звуки.
Логопед. Давайте расскажем сказку о Веселом Язычке и онотдаст нам элементы букв, которые ветром занесло к нему на полянку. Посмотрите,у вас на сумочках есть цифры и на стульчиках тоже есть такие же цифры. Каждыйиз вас займет место согласно своему номеру.
Дети рассаживаются на стульчики и берут в руки зеркала,лежащие на них.
1) Этот маленький дружок -
Наш Веселый Язычок
Был он ловким и умелым.
Каждый день зарядку делал.
2) Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула розовая кошка.
Дети выполняют артикуляционное упражнение «Кискасердится»
3) Расстелил половичок
На крылечке Язычок
Взял он нитки Взял иголку
И пошел чинить футболку
Дети выполняют артикуляционные упражнения «Лопаточка»,«Иголочка»
4) А теперь мы с Язычком Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!»
Дети выполняют артикуляционные упражнения «Улыбочка»,«Трубочка»
5) Светит солнышко с утра-
В гости к тетушке пора!
Тетушка племянника
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье.
Дети выполняют артикуляционное упражнение «Вкусноеваренье»
6) Тик-так, тик-так -
Ходят часики-
Вот так!
Дети выполняют артикуляционное упражнение «Часики»
Язычку домой пора.
7) На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка-
Цок, цок
В горку медленно идет:
Цок------ — цок-----------
А с горы стрелой несется:
Цок-цок-цок-цок Дети выполняют артикуляционное упражнение«Лошадка»
8) Ох, устал наш Язычок,
Лег в кроватку на бочок
Логопед.
Молодцы ребята! Веселый Язычок благодарит вас и проситзабрать элементы букв, которые лежат под стульчиками.
Дети складывают элементы букв к себе в сумочку Логопед.Нам пора двигаться дальше пока в Волшебной Стране Звуков и Букв не стемнело. СолнечныйЗайчик укажет дорогу Дети двигаются вслед за «лучиком» иостанавливаются на полянке гласных звуков.
Логопед. Ребята, здесь живут гласные звуки. Что больше всеголюбят делать гласные звуки?
Дети. Петь Логопед. Когда звуки поют, как ведет себя язычок?
Дети. Он спит Логопед. Воздух встречает на своем путикакую-либо преграду?
Дети. Нет Логопед. Какие преграды могут встретить на своемпути звуки?
Дети. Губки, зубки, язычок (с показом)
Логопед. Давайте порадуем гласные звуки и сочиним для нихпесенку. Мы с Солнечным Зайчиком вам поможем.
Дети садятся за столы соответственно своим цифрам.
Логопед показывает артикуляцию звукового ряда, а детиугадывают по беззвучной артикуляции, что «сказал» взрослый и спомощью звуковых символов гласных звуков выкладывают «песенку» и поютее.
Логопед. Молодцы ребята! Гласные звуки вас благодарят иотдают элементы букв, которые ветром занесло к ним на полянку. (Раздаетэлементы букв)
Далее дети двигаются вслед за «лучиком» иостанавливаются перед «болотом». Логопед. Дальше идти нельзя, напути — болото (беседа об опасностях болотистой местности). Что же намделать? Выход есть. Солнечный Зайчик подсказывает мне, что идти надо по кочкамс гласными буквами и обязательно называть их.
Дети по очереди проходят по «болоту» иостанавливаются перед ковриком, на котором разбросаны осенние листочки изцветной бумаги и листья, собранные на прогулке Логопед. Ребята, смотритекакие красивые разноцветные листочки.
Логопед подбрасывает вверх листья, собранные на прогулкеи произносит:
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят
Падают, падают листья -
В волшебной стране лис… (топад)
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал.
Вот дубо… (вый), (логопед ходит по ковру и собираетназванные листочки)
Помогите мне ребята.
Вот рябино… (вый) резной, Вот с березки золотой — березо… (вый).
И последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.
Логопед. Молодцы! Спасибо вам. Ой, а про кленовые листочкимы забыли. Ребята, возьмите себе по одному большому красному кленовому листочку.
Посмотрите-ка:
Листочки не просты.
У листочков в серединке -
Нарисованы картинки.
Мы листочки возьмем и
И в корзинку отнесем.
А взамен элементы букв из корзины возьмем
Но чтобы листочки в корзину сложить
Нужно подумать,
Картинки узнать.
Определить с какого звука начинается слово и в клеточкурядом с картинкой вписать букву этого звука. Посмотрите на свои сумочки инайдите в нижнем правом углу картинки. Такие же картинки есть и на стульчиках. Займитесвои места.
Но прежде чем мы приступим к выполнению задания, давайтеразомнем пальчики.
Выполнение пальчиковой гимнастики с ученической ручкой Детипод руководством логопеда выполняют задание, кладут листочки в корзинку, а изкорзинки забирают элементы букв Логопед. Молодцы ребята вы все выполнилиправильно, и мы можем двигаться дальше.
Дети идут за «лучиком» и останавливаются передследовыми дорожками диких животных лисы, волка, тигра (у каждого ребенка своядорожка)
Логопед. Ребята, смотрите, здесь прошли дикие животные. Вотследы лисы. Саша, ты пойдешь по чьим следам? (Обращается к ребенку, которыйстоит перед следовой дорожкой лисы)
Саша. Я пойду по лисьим следам.
Таким образом педагог опрашивает каждого ребенка. Детипродвигаются вперед по следам и останавливаются на полянке, вокруг которойрасполагаются «деревья».
Логопед. Ребята, мы оказались на полянке.
Кто же здесь живет?
Они такие разные,
Такие многоцветные,
Пугливые, опасные,
Большие, неприметные,
Несильные, могучие,
Безрогие, рогатые,
Лохматые, колючие,
Бесхвостые, хвостатые,
С тяжелыми копытами
И коготками острыми
Сытые, голодные
Живут в лесу
Волшебном Различные жи…. (вотные)
Логопед помещает на мольберт перед детьмикартинку-загадку.
Логопед. А это картинка-загадка. Постарайтесь найти на нейизображения диких животных. Кого вы видите на ней?
Дети (по очереди). Мы видим волка, лося, барсука, зайца,белку.
Логопед предлагает детям по очереди подойти к мольберту иобвести изображение одного из животных указкой, затем отдает ребенку картинку данногоживотного.
Логопед. Ребята, у вас в руках картинки животных, живущих наэтой полянке. Скоро стемнеет и им пора занимать свои жилища. (беседа о том,кто где живет) Но они не могут найти своих жилищ. Давайте им поможем, иживотные отдадут нам оставшиеся элементы букв. А подсказкой вам будут служитьслоговые схемы рядом с жилищами.
Дети по одному называют картинки, определяют количествослогов в слове, и соединяют картинку с нужной схемой.
Логопед. Молодцы! Животные благодарят вас.
Логопед раздает оставшиеся элементы букв и просит ребятсесть за столы для того, чтобы сконструировать из собранных элементов гласныебуквы. Затем обсуждают, кто какую букву собрал и на что она похожа.
Итог занятия
Логопед. Ребята, жители Волшебной Страны благодарят вас запомощь. Но скоро в Волшебной Стране Звуков и Букв совсем стемнеет и нам поравозвращаться домой. Закройте глаза (звучит музыка). Откройте глаза. Вот мы идома. Расскажите своим друзьям и гостям, кого вы встретили и что делали вВолшебной Стране Звуков и Букв.