Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание личности в спорте

Структура,содержание и развивающие возможности спорта
В условиях переустройства российскогообщества остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей и учащейся молодежи.Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни должны стать надежной защитой,способной помочь детям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности,противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке. Это, в своюочередь, актуализирует требование формирования у детей и молодежи ценностныхориентаций и мышления относительно сознательного укрепления своего здоровья ифизического совершенствования.
Спорт представляет собой собственносоревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а такжемежчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.
Характернойособенностью спорта является соревновательная деятельность, специфическойформой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать исопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентациивзаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда,соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценкидостижений по установленным правилам.
Специальнаяподготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в формеспортивной тренировки.
В содержании спорта какпедагогической деятельности условно выделяют три взаимосвязанных компонента,каждый из которых включает в себя однородные по функциональной направленностиболее мелкие элементы этого содержания:
1. Учебный материал, представленныйконкретным составом физических упражнений и связанных с ними знаний. Будучиобъектом изучения, физические упражнения выражают специфику образовательнойсущности урока физического воспитания, его предметное содержание.
2. Организационно-управленческая иконтролирующая деятельность педагога: постановка задач урока, объяснениеучебных заданий, показ образцов практических действий, оказание помощи истраховки, замечания и указания корректирующего характера; действия поподготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору инвентаря; руководствозанимающимися на месте выполнения учебных заданий (расположение, порядоквыполнения, перемещения); организация взаимоконтроля и взаимоанализа действийучеников; наблюдения, оценка и учет успеваемости; изложение домашнего задания иподведение итогов урока. Реализация каждого из элементов деятельности педагогасопровождается воспитательными воздействиями на личность занимающихся ирешением оздоровительных задач.
3. Учебно-познавательная деятельностьучеников: восприятие и осмысливание дидактических задач; мысленное составлениеи последующая реализация проекта решения конкретных задач; саморегуляцияучебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя исамооценки выполнения учебных заданий. Результаты учебно-познавательнойдеятельности занимающихся служат главным критерием оценки качества проведенияурока.
Одним из основных элементовспортивно-педагогической деятельности является грамотное построение урокафизического воспитания. Подчиняясь общим положениям об уроке физическоговоспитания, школьный урок обладает особенностями, обусловленными возрастнымивозможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ икомплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду другихобщеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это требует соблюденияряда требований к методике школьного урока.
Структура урока физическоговоспитания — это дидактически обоснованное соотношение и последовательностьрасположения во временных рамках урока элементов его содержания. Структураобеспечивает внутреннюю функциональную связь всех элементов, а, следовательно,и наибольшую продуктивность их взаимодействия в решении намеченных задач.Основными структурными единицами урока являются элементы его содержания в видевзаимообусловленных действий педагога и учеников. Эти действия выражаются вдвух проявлениях: внешних и внутренних. Внешние проявления отражаютсодержательно-организационную сущность учебно-воспитательного процесса ивизуально наблюдаемы: предъявление педагогом различных видов учебной информациив речевом выражении, наглядном объекте, моторном действии; применение учителемметодов и методических приемов обучения, воспитания и организации занимающихсяи пр. Одной из отличительных черт урока физкультуры является вариативность егоструктуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и спецификисодержания, возрастных возможностей и уровня готовности занимающихся к усвоениюучебного материала.
Овладение физическими упражнениямитребует организации активной двигательной деятельности учеников в соответствиис определенными психологическими и физиологическими закономерностями. Учет этихзакономерностей обусловливает выделение в структуре урока трех функциональносвязанных составных частей (вводно-подготовительной, основной, заключительной),являющихся наиболее крупными его структурными единицами. Последовательностьрасположения этих частей отражает закономерности изменения работоспособностиорганизма под влиянием физической нагрузки, а потому стабильна для любого типаурока. Длительность каждой части можно варьировать в зависимости от возрастазанимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока.
Особенность феномена спорта в отличиеот других ее сфер состоит, прежде всего, в том, что она самым естественнымобразом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесстелесного развития любого человека выражается в совершенствовании форм ифункций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы невернымсчитать, что биологические процессы развития человека происходят изолированноот его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений.Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человекаимеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно можетусиливаться или ослабевать в зависимости от активности человека, который можетсознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь напознание его законов и сущности.
В недавнем прошлом при обоснованиивлияния социальных факторов на физическое совершенствование человека частоимели в виду производственные отношения, во главе которых стоит труд,выступающий в качестве активного воздействия человека на природу. Эти стихийныевоздействия существуют зачастую независимо от воли человека, хотя и поддаютсяизменению в процессе развития общества. Другой ряд социальных факторов, хотятакже определяется объективным ходом деятельности общества и реальнойобщественной обстановкой, действуя на человека и на его физическое развитие иподготовленность, зависит от сознания и воли отдельных людей. Физическаякультура и спорт в этом отношении и представляют собой социальный факторцелесообразного воздействия на процесс физического совершенствования человека,позволяющий обеспечить направленное развитие его жизненно важных физическихкачеств и способностей. Одной из форм ее направленного функционирования вобществе, а именно педагогически организованным процессом передачи и усвоенияее ценностей, физическое воспитание. По мнению многих ученых, отличительныеособенности физического воспитания определяются в основном тем, что это естьпроцесс, обеспечивающий направленное формирование двигательных навыков иразвитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мереопределяет его физическую дееспособность. В этом аспекте физическое воспитаниеявляется формой социального воздействия на биологическое по своей природеразвитие организма человека.
Но было бы слишком недальновидносчитать физическую культуру и спорт участвующими только в воспроизведениифизической сущности общественного человека или лишь как фактор, модифицирующийобраз жизни индивидуума. Именно поэтому, необходимо подчеркнуть уникальностьвозможностей спорта и физической культуры для формирования личности индивида.Спорт представляет собой не только специфическую среду жизнедеятельности, но исреду формирования разносторонней личности. Причём, рассматривая процессформирования, необходимо отметить уникальность и самого процесса, ипланируемого результата, так как спорт имеет возможность развития не толькофизического, но и морального, акмеологического, эстетического и пр.
 
Психолого — педагогические принципы формирования личности в спорте
Задачи психологическогосопровождения спорта, которые предъявляет спортивная деятельность, определяютсясоциальной и личностной значимостью для участвующих в данном процессе:
1. Анализсоциально-психологических условий спортивной деятельности (проблемысоциализации спортсмена и команды, влияние национальных особенностей и традицийна развитие спорта, межличностные отношения и психологический климат спортивныхкоманд, профессионализм в спорте).
2. Исследованиеособенностей развития и формирования личности в условиях спортивнойдеятельности (изучение механизмов формирования и динамики личности, мотивов,двигательных способностей в спорте).
3. Изучениепсихологических основ формирования двигательных навыков и качеств(специализированные восприятия, психологические особенности различных видовспорта и видов тренировки, методы управления психическими состояниями).
4. Обоснование факторов, обеспечивающихуспешность соревновательной деятельности (динамика психических процессов всоревновательной деятельности, психическая устойчивость и надежность,психические состояния, прогнозирование успешности).
5. Определение основпсихологического обеспечения спортивной деятельности (психоспорттраммы ипсихологические типологии видов спорта, методы управления психическимсостояниями в спортивной деятельности, диагностика, консультирование ипсихокоррекция).
Физкультурное воспитание ориентируетвсю педагогическую систему на новый целевой подход — формирование физическойкультуры личности. Рассмотрим основные концептуальные положения развитияфизкультурного воспитания, определяющие его сущность и прогрессивнуюнаправленность:
— либерализация процесса воспитания,изменяя сложившиеся педагогические авторитеты общественно- государственнойсистемы физического воспитания, расширяя сотрудничество и взаимнуюответственность людей, способствует переходу отношений объекта и субъектавоспитания в субъект-субъективные отношения, к педагогике сотрудничества,предоставлению каждой личности возможности овладения основами физическойкультуры на путях свободной реализации физических способностей;
— гуманизация процесса воспитанияориентирует его на обязательный учет индивидуальных особенностей каждогочеловека, развития самостоятельности личности, приобщения людей к здоровомуобразу жизни, высоким эстетическим идеалам и этическим нормам поведения вобществе;
— непрерывное развитие физкультурноговоспитания, представляющее собой динамическое движение поливариантногопедагогического процесса, построенного на использовании гибких методов исредств обучения, обуславливает творческий поиск и новаторство педагогов, атакже самостоятельность и инициативу занимающихся;
— гармонизация содержанияфизкультурного воспитания обеспечивает соразмерное представление в немпроцессов духовного и телесного развития человека, использование средствфизической культуры как социально-культурной предпосылки для гармоническогоформирования и реализации всего спектра способностей индивида.
Внедрение рассмотренныхконцептуальных положений в физкультурно-спортивную практику возможно приусловии формирования принципов, обосновывающих теоретическую и методологическуюнаправленность физкультурного воспитания. Суть этих принципов отражает рядзакономерных черт его развития, конкретизирует и представляет конструктивныйсмысл системного построения данного процесса.
Основополагающим принципомфизкультурного воспитания является единство мировоззренческого,интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культурыличности,обуславливающее образовательную, методическую и деятельностно-практическуюнаправленность воспитательного процесса.
В основе этого принципа лежат идеивыдающегося ученого Л.С. Выготского, утверждающего, что личность должна вактивной форме, посредством деятельности присвоить исторический опытчеловечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры.Только тогда, по его мнению, личность может стать полноценным членом общества.Согласно этим идеям можно утверждать, что психофизическое развитие личностиосуществляется не только посредством приобретения социально-практическогоопыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоение системы знаний.
Принцип деятельностного подхода к освоению физкультурно-спортивнойпрактики характеризуется реализацией ценностей физической культуры, включениемчеловека в процесс физического самообразования и самосовершенствования. Данныйпринцип определяет специфические условия, вызывающие активность субъекта идалее через нее способствует его развитию. Реализация этого принципа воспитанияпредусматривает решение задач активного обучения, проявления инициативызанимающихся, их творческого мышления и соответствующего уровняинтеллектуальных способностей в организации собственной физической активности.Таким образом, в основе данного принципа заложена идея непрерывногофизкультурного образования человека, суть которого состоит в том, чтобы научитьего заботиться о здоровье, используя методы самообразования, в течение всейжизни.
Принцип поливариантности имногообразияфизкультурного воспитания, основан на индивидуализации и дифференциации,которые создают условия для проявления способностей людей в избранных имиформах физкультурно-спортивной деятельности, организуемой с учетом состоянияздоровья занимающихся, их ценностными ориентациями и физкультурными интересами.
Реализация данного принципа возможнапри условии отказа от излишней унификации и стандартизации процесса воспитания,создания возможно большего числа альтернативных программ физкультурноговоспитания населения, учитывающих национальные и региональные условия, половыепризнаки, профессиональную направленность и другие значимые различия.
Принцип оптимизации физкультурного воспитания определяетнеобходимость разумной достаточности физических нагрузок в организациипедагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальнымиспособностями, мотивацией и уровнем спортивных притязаний занимающихся. Онпредусматривает требование соблюдения этико-гуманистических положений приопределении индивидуальных физических нагрузок, возможности использованияспортивных или оздоровительных методик в соответствии с целями, поставленнымисамим занимающимся, с учетом потребностей и мотивов, приведших его к занятиямфизическими упражнениями.
Последовательная реализациясформулированных положений и принципов физкультурного воспитания предоставляетвозможность достижения гармонического духовного и телесного развития личности.
Методы иформы воспитания личности в спорте
Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видоввоспитания. Органической основой их взаимосвязи является единство физического идуховного развития человека, а также закономерности организации всей социальнойсистемы физического воспитания. Собственно, физическая культура и спортвыступают как мощное средство социального становления личности старшихподростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, атакже двигательной сферы. Таким образом, физическая культура и спорт выступаютважнейшим условием, а физическое воспитание — важнейшим средствомразностороннего развития личности. Установка на разностороннее развитиеличности предполагает овладение старшими подростками, с одной стороны, основамифизической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошеефизическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания инавыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения)осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, а с другой- формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер старшегоподростка, его эстетических представлений и потребностей.
Объективная сторона влияния занятий спортом на интеллектсостоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в единстве иво взаимосвязи. Многие явления, происходящие в окружающем мире и в организме,могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Этоотносится, прежде всего, к представлениям о кинематических, динамических иритмических характеристиках движений, то есть к представлениям о времени,пространстве, продолжительности выполнения движений, темпе, скорости, ритме, атакже о возможностях собственного тела. Занятия спортом оказывают вли­яние наразвитие следующих сторон интеллекта старших подростков: внимания (овладениесложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации навыполняемых движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях,сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов),находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования кспособности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) имышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений,осмысливать их цель, структуру, результат и т.д.).
Занятия физической культурой и спортом способствуют улучшениюумственной работоспособности старших подростков в результате положительноговлияния чередования характера деятельности, смены умственной и физическойработы, а также применения физических нагрузок, которые, даженепродолжительные, ока­зывают позитивное влияние на протекание психическихпроцессов. Ограничение двигательной активности, наоборот, ведет к снижениюумственной работоспособности.
Однако возможно и отрицательное влияние учебно-тренировочныхзанятий на интеллект старших подростков, которое обычно вызвано одностороннимувлечением спортом (в ущерб другим видам деятельности, в частности учебе) илиутомлением, наступающим вследствие учебно-тренировочных занятий со слишкомбольшими нагрузками. Кроме того, угнетающее влияние на интеллект школьника,занимающегося спортом, могут оказать и условия, исключающие привычныйфизический или умственный труд.
Существуетпрямая связь между степенью во­левого усилия инервно-мышечным напряжением. Чем выше качественные проявления двигательнойдеятельности, тем соответственно большим долж­но бытьволевое напряжение. Таким образом, объективная сторона положительного влияния за­нятий спортом на развитиеволевых черт характера состоит в том, что они связаны с необходимостьюпроявления волевых усилий.
В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальноесредство формирования волевых черт характера старших подростков — нагрузка.Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный насовершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности,но и как средство развития воли. В ходе учебно-тренировочного процесса устарших подростков возникают определенные трудности, способствующие развитиюволевых черт характера. Это необходимость овладевать сложной техникойспортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость,сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешнейсреды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдатьустановленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются вовремя спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средствформирования волевых качеств спортсмена.
Волевые качества старших подростков на учебно-тренировочныхзанятиях, как и во всех других случаях жизни, выступают в виде взаимнопротивоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости ибоязливости, уверенности и сомнения, выдержки и торопливости и т.п. Учитываяиндивидуальные особенности старших подростков, необходимо создавать условия, вкоторых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. При этомнеобходимо принимать во внимание другие, тесно связанные с волевыми, качестваличности: увлеченность и стремление к поставленной цели: непосредственной,близкой, далекой.
Занятия спортом способствуют формированию у старшихподростков положительных эмоций. Причины этого явления объясняются тем фактом,что мышечное напряжение (в определенных пределах интенсивности) связано свозникновением приятных ощущений. Достижение поставленных целей, даже сознаниеприближения к ним, — главный фактор, дающий человеку удовлетворение свойдеятельностью. В ходе учебно-тренировочного процесса старших подростков этотэффект достигается вследствие осознания прогресса в освоении техники спортивныхупражнений, в развитии двигательных и психических качеств, победы насоревнованиях и др. На учебно-тренировочных занятиях школьник как бы познаетсебя с новых, ранее неведомых ему сторон, утверждает себя в своем сознании.Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможенияцентральной нервной системы. Учебно-тренировочные занятия, участие в спортивныхсоревнованиях, предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могутснизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативныеэмоциональные переживания. Однако занятия спортом — фактор, вызыва­ющий нетолько положительные эмоции. Они могут стать также источником острых негативныхпереживаний, причем наиболее отрицательное влияние на эмоциональную сферуоказывают неудачные выступления на спортивных соревнованиях, отрицательныепримеры поведения, если таковые имеются в процессе учебно-тренировочных занятий,не сформированный здоровый психологический климат в группе занимающихся. Такимобразом, в силу самой сущности физической культуры и спорта проявление в нихнегативных черт характера (трусости, безволия, грубости и т.д.) воспринимаетсякак некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решительность,мужество — как пример для подражания. Тем самым учебно-тренировочные занятияспособствуют формированию у старших подростков этически оправданныхпредставлений о правильном по­ведении человека.
Важное место в формировании личности старшего подростка впроцессе учебно-тренировочных занятий занимает и эстетическое воспитание,влияние которого мы рассматриваем с двух сторон. Одна состоит в их воздействиина формирование у школьников красоты движений, поведения и телосложения.
Занятия физической культурой и спортом направлены, преждевсего, на овладение человеком своей двигательной сферой, обогащениедвигательных представлений, развитие двигательных способностей. Смысловоесодержание понятия «физическая культура» может раскрываться как окультуриваниедвижений, повышение их экономности, ра­циональности, уместности, то естьовладение теми сторонами движений, которые характеризуют их совершенство,красоту. Таким образом, учебно-тренировочные занятия являются факторомформирования эстетики движений у старших подростков.
Другая сторона занятий физической культу­рой и спортом прирешении задач эстетического воспитания старших подростков — формирование у нихэстетически оправданных представлений о красивом в движениях человека, в егоповедении и в физическом развитии. Определенная степень спортивной культурыдает возможность воспринимать как красивое в движениях спортсмена ихрациональность, соответствие конкретной ситуации и решаемым задачам, выражениев них разума и энергии. Таким образом, занятия спортом позволяют воспитывать устарших подростков эстетически оправданные представления о красоте движенийчеловека.
Результаты, которые достигаются в формировании личностистарших подростков на учебно-тренировочных занятиях, зависят и от соблюденияряда условий. Одно из них — сочетание занятий спортом с другими видамидеятельности, имеющими воспитательную направленность и осуществляемыми в семье,школе средствами искусства, печати, телевидения и т.д.
Другое важное условие — постоянный контроль за определеннымиморально-этическими основами поведения. Согласно мнению многих авторов здесьмогут быть выделены три близкие, но несходные стороны:
1) морально-этические положения, характерные для людей,живущих в определенных социально-экономических условиях;
2) мотивы, которыми руководствуется молодой человек взанятиях спортом;
3) этические основы поведения спортсмена.
Кроме названных условий достижения положительных результатовв формировании личности старших подростков, занимающихся спортом, следуетуказать на решающее значение личности преподавателя, направленности егодействий. Морально-этические положения, которыми руководствуются старшиеподростки, имеют прямую взаимосвязь с общественной сферой, в которой юныйспортсмен живет, трудится, учится, и интеллектуальной атмосферой в ней.
Воспитательная работа какважнейшая функция педагога приобретает особое значение на учебно-тренировочныхзанятиях со старшими подростками. В первую очередь это обусловлено тем, что дляданной возрастной группы популярные спортсмены часто являются образцом дляподражания, причем старшеклассники могут копировать не только их спортивнуютехнику, но и поведение, манеры, а порой и их мировоззрение и взгляды. Поэтомуличностные качества тренера, его идейная убежденность, честность идисциплинированность будут играть немаловажную роль в формировании личностистарших подростков, занимающихся спортом. Весь стиль поведения педагога долженспособствовать утверждению атмосферы оптимизма, жизнерадостности, бодрости инеистощимой энергии.
Глубокое влияние на процесс формирования личности старшихподростков оказывает коллектив, в котором молодой человек тренируется.Содружественная деятельность, деловые межличностные отношения, взаимная помощьи ответственность — все это способствует воспитанию членов коллектива.
Совместная коллективная практическая деятельность создаетблагоприятные возможности и для интеллектуального взаимообогащения старшихподростков. Перенимая знания внутри спортивного коллектива, школьники лучшепознают специфику и назначение физического воспитания как в личной, так и вобщественной жизни.
Велико также значение физкультурного коллектива в развитииэстетических качеств личности старших подростков. И хотя формированиеэстетической оценки нравственных отношении в коллективе значительно сложнее,без этого, что особенно важно, нравственно-эстетические критерии личности могутбыть низкими.
В ходе учебно-тренировочного процесса подростков, как и вовсех видах воспитания, необходима сознательная активность воспитуемого врешении образовательно-воспитательных задач. Формирование лишь тогда можетсчитаться достаточно эффективным, когда оно перерастает в самовоспитание.
Период социальной и спортивной адаптации — серьезноеиспытание для старших подростков. Надо освоиться с новой обстановкой,коллективом, затрачивая дополнительные усилия на привыкание к режимуучебно-тренировочных занятий и т.д. Поэтому большое значение в развитииположительных качеств спортсменов-школьников имеет правильно организованное руководствоих самовоспитанием. Под самовоспитанием понимается «… созна­тельная,систематическая работа личности над собой, направленная на формирование исовершенствование положительных и устранение отрицательных качеств всоответствии с требованиями общества, личными потребностями и сложившимисяидеалами»). Стимулировать процесс самовоспитания старших подростков в ходеучебно-тренировочного процесса можно, только используя дифференцированный ииндивидуальный подход: одних побуждать руководствоваться своим положительнымидеалом, другим помочь разрушить отрицательный и сформировать положительный,третьим помочь в выборе идеала.
Таким образом, важнейшая задача занятий физической культуройи спортом — формирование личности. Это достигается путем проникновения воспитательныхмер во все сферы деятельности преподавателя и путем самовоспитаниязанимающегося. Основным условием достижения положительных результатов вформировании личности старших подростков в ходе учебно-тренировочного процессаслужит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия назанимающихся средств и методов физического и нравственного воспитания. Одним изосновных условий успеха в учебно-тренировочных занятиях и, особенно вспортивных соревнованиях, является развитие интеллектуальной, волевой иэмоциональной сфер старших подростков.
Следовательно, решая задачи физического воспитания,преподавателю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важныекомпоненты, как формирование ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствованиеличности старших подростков, формирование потребностей и мотивов ксистематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных иволевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опытаобщения. При этом школьников необходимо обучать способам творческого примененияполученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физическойи умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Методы воспитания проявляют свое содержание через:
• непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредствомубеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения,личного примера, авторитета, просьбы, совета);
• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которыевынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию,осуществить поступок, проявить характер;
• общественное мнение референтной группы, например, коллектива,личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для негочеловеку и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);
• совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение,игру;
• процессы обучения и самообразования и передачи информации,социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессиональногообщения и др.
Выделяют три группы методов (Г.И. Щукина):
1) ориентированные на формирование положительного опыта поведениявоспитанников в общении и деятельности;
2) направленные на достижение единства сознания и поведениявоспитанников;
3) использующие поощрения и наказания.
П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:
— педагог способствует восприятию мира;
— педагог помогает ребенку осмысливать этот мир;
— педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностнойструктуры ребенка.
Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классификацииметоды воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы исоставляют такую систему:
а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция,дискуссия, диспут, метод примера;
б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения:упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение,наказание;
г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросныеметоды (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.
Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания,методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретномделе. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, ипоэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуальнонеповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать.Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:
• индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с однимвоспитанником;
• групповые — несколько участников (кружок, временная группа,класс) находятся в непосредственном контакте;
• массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводятпраздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.
Выделены также формы работы по основному виду деятельности, мы ихназвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой, общественнополезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной.
В свое время Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы взависимости от метода воспитательного воздействия: словесные; практические; наглядные.
К специфическим методам физкультуры и спорта относят: методы строгорегламентированного упражнения, использование упражнений в игровой форме,соревновательный метод.
В педагогике спорта, в основном, применяют какиндивидуальную, так и групповую, массовую формы, и методы стимулированияповедения. При этом вовсе не отвергаются иные методы воспитания личности вспорте.
 
Управлениеколлективом в детско-юношеском спорте
Коллектив в детско-юношеском спортеявляется уникальной общностью, обладающей рядом специфических черт, ноподчиняющаяся и общим педагогическим теоретическим правилам.
Настоящий сплоченный коллектив невозникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов:
1. социально-психологическаяадаптация – активное приспособление к педагогической деятельности и вхождения вновый коллектив, усвоение норм, правил, требований, традиций данногоучреждения;
2. выявлениедейственного актива коллектива – организаторов коллективной деятельности,пользующихся авторитетом у коллектива;
3. высокий уровеньсплоченности – благоприятный психологический климат, доброжелательный фонвзаимоотношений, эмоциональное сопереживание.
Положение человека в коллективеопределяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самогочеловека, но и особенностями коллектива.
В малосплоченном коллективе статусличности зависит во многом от уровня общительности. В сплоченных коллективах, вкоторых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большеймере определяется ее деловыми и моральными качествами.
Коллектив развивается поопределенным законам. Вне зависимости от формы коллектива законы неизменны ипрактически каждый коллектив проходит определенные стадии. На каждой из стадийвзаимоотношения внутри группы строятся по-разному это – еще один из показателейпрохождения стадий. Можно выделить следующие стадии развития коллектива.
1 стадия: объединение людей.
2 стадия: появление лидеров и аутсайдеров.
3 стадия: появление конфликтов.
4 стадия: разрешение конфликтов и объединениев сплоченный коллектив.
При классификации детскихколлективов Г. Фортунатов выделяет следующие их виды:
1) стихийно организующиеся коллективы;
2)  сознательно организующиесяколлективы;
3)  организуемые коллективы.
Без лидера ни однагруппа, ни один коллектив существовать не может. Лидер — это такой человек,который по отношению к группе может рассматриваться как ее зеркало. Им можетбыть только тот, кто несет в себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно вданной группе.
Лидерство — степень ведущего влияния тех илииных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповыхзадач.
Лидерство — естественныйсоциально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личногоавторитета человека на поведение членов группы.
Под влиянием понимаюттакое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения,чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное иписьменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение,принуждение, личный авторитет и пример.
 Немалую роль в детско-юношеском коллективе играет правильное определение лидерских позиций. При этомнеобходимо помнить про соблюдение уважительного отношения к другим членамколлектива. Лучше всего будет, если лидер (или несколько лидеров) будутоказывать посильную помощь более слабым.
В управлении деятельностью подростковнемаловажное значение имеет умение педагога — тренера, применяя творческийподход, создавать оптимальный эмоциональный фон. Кстати, эта проблема покаостается наименее разработанной. Эмоциональные нагрузки дозируются, преждевсего варьированием манеры поведения учителя, стиля общения, речевых интонацийи степени выразительности жестовых сигналов с учетом настроения, уровняпроявления учебной активности, внимания и интереса учащихся к занятиям.
Помощь в поведенческих актах, ввыборе способов взаимообщения осуществляется использованием наглядных примеров(например, как формы поведения влияют на эффективность учебной работы), а такжесозданием ситуаций, предрасполагающих к позитивным взаимоотношениям (например,привлечение к взаимостраховке и взаимопомощи). Весьма важно определить меру исвоевременность помощи. Будучи излишней, она создает у занимающихся ложноепредставление о собственных возможностях, а недостаточная и несвоевременнаяпомощь может привести к травмам и недооценке своих сил. К заданиям творческогохарактера можно отнести: определение причин успехов, неудач, путей преодолениятрудностей, нахождение рациональных способов достижения цели и т. п.
Применяя творческий подход, следуетактивизировать деятельности учащихся повышением уровня познавательной идвигательной активности.
Познавательная активность выражаетсяв стремлении учеников к осознанию и качественному решению учебных задач,расширению и углублению знаний, познанию сущности выполняемых действий.Внешними ее признаками являются: повышенный интерес к учебной информации иточному воспроизведению заданных действий, высокая самоорганизация в учебныхдействиях, инициатива в выполнении учебных заданий.
Двигательная активность определяетсяобъемом и интенсивностью выполняемых физических упражнений, а также действий поподготовке и уборке мест занятий. Она является решающим фактором обеспечениямоторной плотности урока.
В учебной деятельности оба видаактивности взаимозависимы. Например, овладение физическим упражнением требует,с одной стороны, усвоения знаний о технике и воздействии упражнения наорганизм, что предполагает проявление познавательной активности, а с другой —многократных повторений самого упражнения, т. е. проявления двигательнойактивности.
Тот и другой вид активности можетпроявляться неосознанно как удовлетворение потребности детей в движениях илипознании предметов и явлений окружающей действительности.
Для стимулирования и управленияактивностью используют следующие методические приемы.
Конкретизация не только общих задачурока, но и частных для каждого фрагмента урока.
Постановка задач поисковогохарактера. Например, учащимся предлагается определить, за счет чего возрастаетскорость при низком старте, какие физические качества наиболее значимы дляэффективности стартовых действий и т. д. Учитель корректирует сужденияучеников, подводя их к самостоятельному формулированию задач предстоящейработы.
Варьирование содержания или способоворганизации выполнения упражнений в рамках каждого урока и единой дидактическойнаправленности всей серии уроков. Например: использование различных видовпостроения или одного вида строя при разной его организации (в шеренгу — нанепривычной стороне зала, по диагонали); частичная или полная замена упражненийразминки аналогичными по направленности воздействий, но отличающимися по формедвижений; выполнение знакомых упражнений в новых условиях организации(индивидуально, в парах и т. д.); введение упражнений, создающих предпосылки ковладению материалом последующих уроков (опережающие задания), или упражненийиз других разделов программы.
Объяснение учителем техникифизического упражнения по ходу выполнения его одним из учеников. Остальныеученики, наблюдая за своим товарищем и слушая учителя, приучаются к активностина протяжении всего урока, приобретают умения выделять объекты наблюдения,выявлять двигательные ошибки и их причины, определять эффективность способоввыполнения физических упражнений и т. д.
Примерные варианты приема: а) привыполнении упражнения одним из учеников учитель акцентирует вниманиенаблюдающих на главных элементах техники упражнения, разъясняет причиныпоявления двигательных ошибок и пути их устранения; б) при наблюдении заодинаковыми действиями двух учеников сравнивается результативность движенийкаждого; в) при выполнении одним учеником двигательного действия разнымиспособами (например, прыжка в высоту с разбега способами «согнув ноги» и«перешагиванием») сравнивается их эффективность.
Задания по самоанализу используютсяпреимущественно в старших классах, так как требуют высокого уровняаналитического мышления и умения соединять мысль с действием. Однако длясвоевременного развития подобных способностей упрощенные задания следуетпредлагать уже школьникам среднего возраста. Примерные варианты заданий:выполнение действия с использованием ориентиров, облегчающих контроль засобственными движениями (например, выполнение бега с перешагиванием черезнабивные мячи для регламентации высоты подъема бедра); самокоррекция движений впроцессе выполнения физического упражнения на основе сопутствующих указанийучителя; проговаривание последовательности движений в предстоящем действии;словесный отчет о выполнении действия с анализом причин допущенных ошибок; контрольза своими движениями на основе собственных мышечных ощущений.
Задания с выбором, активизирующиеучеников на самостоятельный поиск наиболее рационального способа решениядвигательной задачи. Например: применить тот или иной способ преодоления препятствияпри разной его высоте; закончить комбинацию на гимнастическом снаряде тем илииным соскоком. По мере расширения двигательного опыта и развития способности ксамостоятельным решениям задания усложняются (например, преодолеть полосупрепятствий способом, соответствующим конструктивным особенностям препятствий исобственным двигательным возможностям; выбрать способ лазанья, чтобы быстреевлезть на заданную высоту).
Задания творческого характера,предусматривающие создание учениками новых вариантов или сочетаний движений:выполнение общеразвивающих упражнений из оригинальных исходных положений;составление комплекса утренней гимнастики, комбинаций на гимнастическихснарядах, комплекса упражнений разминки; создание новых вариантов подвижнойигры и т. п.
Использование межпредметных связейстимулирует познавательную активность учащихся путем использования их знаний вфизиологии, анатомии, физике и других учебных предметах. Можно использоватьзнания школьников об инерции, общем центре тяжести тела, площади опоры,скорости.
Использование элементов проблемногообучения позволяет активизировать учеников с помощью учебных задач, создающихпроблемную ситуацию. Учащиеся анализируют эту ситуацию, выдвигают и практическипроверяют предположения, обобщают результаты и формулируют выводы. Задача можетбыть поставлена на несколько уроков (например, определить рациональнуюпоследовательность подводящих и подготовительных упражнений для освоения прыжкав длину с разбега способом «согнув ноги»), но может быть и более частной — наодин урок (например, придумать вариант подвижной игры, обеспечивающейсовершенствование в одном из компонентов техники прыжка — сочетании разбега сотталкиванием). Способы постановки и решения проблемных задач могут бытьразличны. В одном случае учитель знакомит учеников с возможными средствамирешения задачи и предлагает отобрать наиболее действенные, в другом — лишьставит задачу и предлагает самостоятельно подобрать средства, опираясь на ранееполученные знания.
Применение игрового исоревновательного методов обучения активизирует деятельность учеников за счетпривнесения в учебный процесс эмоциональной напряженности, индивидуального иколлективного соперничества.
Использование творческого подхода сиспользованием перечисленных методических приемов для активизации деятельностиучеников должно опираться на дифференцированный подход к ребенку. Тогда и самдифференцированный подход становится действенным приемом активизации.Индивидуальный подход позволяет, с одной стороны, не сдерживать активность наиболеесильных учеников, а с другой — не подавлять активность слабых чрезмерными дляних требованиями. В результате такого подхода всем ученикам независимо от ихфизического развития и подготовленности обеспечивается перспектива роста.
 
Рецензия
Спортивная тематикаявляется весьма актуальной во всём мире и в России особенно. Спортивные победыроссиян на различных соревнованиях различного уровня говорят не только оздоровье нации, но и о способных педагогах в России.
Рассматриваемая тематикареферата охватывает весьма обширный круг вопросов, каждый из которых могут бытьраскрыты в рамках курсовой или дипломной работы. В тоже время не стоит забыватьи об уникальности предмета педагогика спорта и физической культуры, которыйсочетает в себе научные знания и практические наработки различных научныхдисциплин (общей педагогики, возрастной и педагогической педагогики, психологииобщения, физиологии, анатомии, методики и теории спорта и физическоговоспитания и др.).
В тоже время нужноотметить сравнительно небольшое количество учебников и учебных пособий,поднимающих рассматриваемые вопросы.
Среди них можно выделитьряд советских учебников, которые отличаются определённой идеологическойнаправленностью. Они рассматривают лишь коллективистское воспитание, полностьюотметая индивидуализм (рассматривая его как проявление эгоизма). Среди методоввоспитания эти учебники предпочитают превозносить лишь соревновательные,наглядные и словесные. Среди форм предпочтение отдаётся массовым иколлективным. Это, безусловно, является существенным недостатком этих трудов.
Среди книг такназываемого нового поколения, в первую очередь, необходимо выделить работыЖелезняка Ю.Д., Матвеева А.П., Мельникова С.Б., Кайновой Э.Б., Василькова А.А.и других, которые рассматривают педагогику спорта и физического воспитанияразнопланово, в соответствии с современными требованиями.
В данных трудахпедагогика спорта и физической культуры рассматривается как уникальная научнаядисциплина, способствующая формированию всесторонне развитой личности. Например,Кайнова Э.Б., подчёркивая неразрывность процесса воспитания и обучения,предлагает свою характеристику методов педагогического воздействия. Причём онавыделяет методы общие педагогические и специфические, используемые только вспорте и физической культуре. Исследователь подчёркивает важность учёта такихпроцессов, как психофизиологические особенности подростков, индивидуальныечерты характера, возрастные особенности, особенности пола и др.
Исследователь ВасильковА.А., не отвергая тесной взаимосвязи обучения и воспитания, упор делает наформирование и развитие физической культуры.
В современной педагогической культуресуществует множество публикаций в периодических изданиях. К ним необходимоотнести такие издания, как Теория и практика физической культуры», «Физическаякультура и спорт», «Мир спорта», «Физическая культура в школе», «Физическаякультура: Воспитание, образование, тренировка» и др. В этих изданиях можнонайти ряд практических разработок педагогов. Например Бальсевич В.К. и ЛубышеваЛ.И. подчёркивают необходимость приобщения детей и подростков не только кзанятиям физической культурой, но и профессиональным спортом, подчёркиваяважность последнего для становления личности подрастающего поколения. Но данныепедагоги каждый раз указывают и на слабость материальной базы и оснащениязначительного количества школ, детско- юношеских школ и прочих спортивныхзаведений. С этим нельзя не согласиться.
Казначеев В.П. и СпиринЕ.А. в своих статьях указывают на физиологическую необходимость каждогоиндивидуума в физическом развитии.
Педагог Серегина О.Б. в своих статьях утверждает, чтоприобщение к физической культуре и спорту необходимо начинать как можно раньше,желательно в детском саду. В то же время она утверждает, что это должно идти нетолько из воспитательных, образовательных, спортивных учреждений, а в первуюочередь из семьи. Именно оттуда, по мнению исследователя, и начинаетсяформирование мотивационно-ценностного отношения подростков к физическойкультуре и здоровью.
Таким образом, на основеизучения теоретического материала, можно выделить основные положения по теме:
· педагогика спортаи физической культуры – уникальная, бурно развивающаяся дисциплина,
· спорт является нетолько сферой жизнедеятельности, но и специфической средой для формирования ивсестороннего развития личности,
· теория педагогикиспорта и физической культуры включает в себя разработки общей педагогики, но иимеет ряд специальных разработок.
Рекомендации
спорт личность коллективюношеский
На современном этаперазвития общества реформирование системы образования является необходимымусловием обеспечения эффективности социально-экономических и культурныхпреобразований. В соответствии с Национальной доктриной развития образования вРоссийской Федерации опорой образования должны стать, с одной стороны,адекватный социально-экономическим условиям методологический подход, с другойстороны, опережающая стратегия управления качеством, характером и уровнемобразования (А.П. Клемешев, И.Н. Симаева). Кроме обеспечения всеобщейграмотности в рамках государственного стандарта и высокого качества базовогообщего образования в число задач включено создание условий для развитиякреативной грамотности и формирования способности личности к социальномупроектированию. Спецификой образования в Ростовской области становитсяинтеграция как в российское, так и в европейского образовательное пространство.
Одним из перспективныхнаправлений развития образования является разработка методик обучения,способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностныхкачеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальностиучащихся. Средства физического воспитания являются важным звеном в системеобразования, однако, возможности спорта, физического воспитания как одного изсредств развития индивидуальности еще не рассматривались.
Важность оптимизациифизического воспитания трудно переоценить, поскольку в данном возрастезакладывается фундамент всего дальнейшего образования. В настоящее времясуществует большое количество методик физического воспитания детей, основанныхна различных методологических подходах (развивающее, природосообразное обучениеи т. д.), особенно в начальной школе. Однако они требуют изменения организациине только уроков физической культуры, но и всего учебно-воспитательногопроцесса в школе. Учитывая недостаточную материально-техническую обеспеченностьбольшинства школ города и области, недостаток квалифицированных кадров ихарактер финансирования школьного образования, оптимизация физическоговоспитания младших школьников на данный момент возможна в основном в рамкахдействующих организационно-методических условий обучения.
Таким образом, существуетпротиворечие между современными условиями и требованиями к организации исодержанию физического воспитания и спорта учащихся младших классов.
Воспитание будущегогражданина страны, должно начинаться с воспитания дисциплинированности,ответственности, уважения к себе и своему здоровью.
Целью физическоговоспитания является содействие всестороннему и гармоничному развитию личности.Это понятие включает в себя крепкое здоровье, соответствующий уровень развитиядвигательных способностей и физического развития, необходимые знания и навыки вобласти физической культуры, мотивы и умения осуществлятьфизкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Конкретными задачамифизического воспитания у подростков являются:
— укрепление здоровья,улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, выработкаустойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
— овладение «школойдвижений»;
— развитие координационныхи кондиционных способностей;
— формированиеэлементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражненийна состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
— выработка представленийоб основных видах спорта, снарядах и инвентаре, соблюдении правил техникибезопасности во время занятий;
— приобщение ксамостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм или инымвидам спорта;
— воспитаниедисциплинированности.
Пути решения задачвидятся в следующем: занятия, игры-занятия, гигиенические процедуры,закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы,чтение литературы, использование эмоционально-привлекательных форм.Весьма эффективно будетприменение новых технологий и интеллектуального компонента в спортивной работе.
Структурное построениеинтеллектуального воспитания должно быть обусловлено содержанием егообщеобразовательного и специфического компонентов. Направленность этогопроцесса на освоение общеобразовательного физкультурного знания связана сзадачей создания у занимающихся целостного представления о физической культуреи ее неразрывной связи с другими областями знания: историей, философией,экологией и т.д. Специфический компонент призван обеспечивать физкультурно-спортивнуютеоретическую подготовку молодого человека, его умение применятьфизкультурно-спортивные знания в организации собственной физической активностиили в общественной физкультурной практике.
Для эффективной реализации идейинтеллектуального воспитания необходимо задействовать уже имеющийся потенциалфизкультурного и валеологического знания, используя существующие информационныеструктуры (телевидение, радио, газеты, журналы, книги, лекционную и нагляднуюпропаганду). В то же время необходимо подчеркнуть, что кардинальные изменения вмассовом физкультурном образовании молодежи могут произойти только в случаесоздания системы информационно-образовательного обеспечения здорового стиляжизни, координирующей и направляющей работу всех средств информационного ипропагандистского воздействия на человека и общество.
Огромный резерв в повышенииэффективности интеллектуального воспитания видятся в совершенствованииструктуры межпредметных связей в школьном образовании.
Перспективной предпосылкой к эффективномуосвоению интеллектуальных ценностей может, на наш взгляд, служитьдеятельностный подход. Традиционная система образования с ориентацией назаучивание знаний и схоластическое их применение приводит, по признаниюпедагогов, к тому, что человек, даже усвоивший знания в какой-либо области,становится неспособен понимать новое, отклоняющееся от привычных объясненийявление. В связи с этим освоение человеком интеллектуального компонентафизической культуры должно сочетаться с воспитанием его познавательной активности,освоением методов анализа выполняемых действий на основе осмысленного отношенияк физкультурно-спортивной деятельности.
Глубинная сущность деятельностногоподхода к процессу воспитания физической культуры человека состоит в том, чтоон ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, наобразцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил итворческого потенциала человека.
Немаловажно, что этот подходпротивостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовойинформации, пассивности обучения, бесполезности самих знаний, умений и навыков,которые не реализуются в деятельности.
Как основу ценностей двигательногохарактера мы рассматриваем опыт совершенствования процесса построения движений,накопленный человечеством в ходе его культурного развития. Именно образцысовершенной моторики ориентируют процесс формирования физической культурычеловека на творческое использование возможностей физкультурно-спортивнойпрактики для эффективного освоения двигательных умений и навыков и развития егофизических кондиций.
Особенностью подхода к освоению этогорода ценностей является его направленность на сознательное использованиеспособов двигательной и спортивной деятельности и умение применять их в самоорганизацииздорового стиля жизни.
Обосновывая перспективы повышенияэффективности освоения ценностей двигательного характера, необходимо, на нашвзгляд, рассмотреть проблему выбора индивидом форм и средств организациисобственной физической активности. Решение данной проблемы видится нам, преждевсего, в либерализации физического воспитания.
Мы считаем, что либерализация этогопроцесса создает условия для индивидуализации и дифференциации, способствующихпроявлению и развитию способностей людей в избранных ими формахфизкультурно-спортивной деятельности. Кроме того, вариативность содержания имногообразие форм позволяют организовывать физическую активность человекасообразно с его ценностными ориентациями, интересами и потребностями в сферефизической культуры.
 Это создает предпосылки к егофизическому самовоспитанию, саморазвитию и самореализации. Самоопределение, какизвестно, базируется на задатках и способностях человека к определенному видудеятельности. Из этого следует, что единая для всех учебная программафизкультурного воспитания будет заведомо неэффективной для каждогозанимающегося; вместе с тем арсенал средств и методов физического воспитаниянастолько широк и разнообразен, что позволяет найти адекватные решения дляиспользования средств и методов физического воспитания в согласии синдивидуальными особенностями каждого человека.
Таким образом, либерализация процессаформирования физической культуры человека потребует отказа от излишнейунификации и стандартизации содержания воспитания, создания возможно большегочисла альтернативных программ, учитывающих национальные, культурно-историческиетрадиции, материально-техническую обеспеченность конкретных учебных заведений.В данной ситуации немаловажно, что можно будет в большей степени учитывать интересызанимающихся и профессиональные возможности педагогических коллективов.
Обращаясь к вопросу о перспективах освоенияценностей педагогических технологий физической культуры, в первую очередьследует говорить о творческом переносе передовых методик, наработанных вобласти спорта, в практику физического воспитания, т.е. о своеобразнойконверсии средств, методов и форм спортивной подготовки.
В процессах адаптированиятехнологических достижений в области спорта в интересах целенаправленногопреобразования физического потенциала молодого человека принципиальное местодолжно занять признание приоритета тренировки как ведущего и самогоэффективного способа такого преобразования.
Это особенно важно для повышенияэффективности физического воспитания детей, подростков и молодежи, где до сихпор приоритетная роль отводилась обучению двигательным умениям и формированиюнавыков. В результате упускались самые благоприятные возможности для развитияфизических качеств человека в сенситивные периоды их возрастной эволюции.Внедрение концепции тренировки в сочетании с обучением в методику физическоговоспитания может оказаться решающим фактором преобразования менталитетапедагогов и тренеров, работающих с дошкольниками, школьниками и студентами.
Методический арсенал физическоговоспитания и «спорта для всех» должен быть существенно обогащен засчет использования конкретных технологий развития физических качеств и освоениятехники выполнения двигательных действий, выработанных при осуществленииспортивной подготовки олимпийцев. Суть заимствований здесь, конечно, не вмеханическом переносе объемов и интенсивности тренировочной работы олимпийцев впрактику физического воспитания и «спорта для всех», а виспользовании наработанных ими путем многих проб и ошибок наиболее удачных приемовдостижений в биомеханическом и функциональном планах.
Особого внимания заслуживают успехиолимпийцев в организации многолетней спортивной тренировки. Специалистам спортавысших достижений уже давно ясно, что каждый день 15-20-летней спортивной карьеры- на вес золота. Специалисты в области физического воспитания и «спортадля всех» еще не прониклись сознанием того, что существует дефицит времении для полноценного формирования и поддержания достойного уровня физическойкондиции человека.
По существу нам только предстоитсоздать систему многолетней физической подготовки от рождения до старости, и вэтом процессе опыт тренировки олимпийцев может стать серьезной концептуальнойопорой для структурирования этапов подготовки и конкретизации их содержания.
Однако нужно помнить о необходимостиразумной достаточности физических нагрузок в организации педагогическихвоздействий и их строгой сбалансированности с индивидуальными способностями,мотивацией и уровнем спортивных притязаний самого занимающегося.
Особенностью физической культурысовременного общества является определенный дуализм, который обусловленналичием двух уровней этого вида культуры: спортивного, который иногда называютэлитарным, и массового, призванного обеспечить развитие физических кондиций иукрепление здоровья основной части населения. Взаимодействие этих уровней невсегда соответствует реализации социальных задач и той роли, которую обществоотводит физической культуре.
И если в сфере спорта действуют, какправило, экстремальные режимы преобразования физического потенциала человека,то в области физического воспитания в силу различных обстоятельствинтенсивность этого процесса бывает явно недостаточной. Поэтому возникаетнеобходимость своеобразного компромисса, позволяющего в полной мере использоватьдостижения физкультурного знания, опыт спортивной подготовки и (в то же время)уйти от примитивизма и организационно-методической слабости физическоговоспитания.
Говоря о перспективах повышенияэффективности физической культуры, следует особо остановиться на эмоциональномаспекте процесса воспитания. Важнейшим эмоциональным фактором в освоенииценностей физической культуры является получение быстрого эффекта отфизкультурно-спортивных занятий. Поэтому приоритет в развитиифизкультурно-оздоровительных форм должен отдаваться пользующимся популярностьювидам физической активности, например, таким, как шейпинг, ритмическая илиатлетическая гимнастика, дающим быстрые результаты в физическойподготовленности, коррекции фигуры, снижении массы тела. Успех, даже небольшаяпобеда над собой — это потенция, превращающая человека в субъект осознанноговоздействия на собственное здоровье.
В этой связи можно с уверенностьюговорить, что будущее за такими видами физкультурной и спортивной деятельности,которые способствуют гармоническому развитию интеллектуальных двигательныхспособностей занимающихся, обеспечивая тем самым новые возможности привлеченияэмоционального фактора. Примером могут служить уже проводимые регионами детскиеи молодежные соревнования «спартианского движения»: «Рыцариспорта», «Спартианская семья», «Сибириада» и т.п.Такие состязания не просто имеют физкультурно-спортивный характер, но и несут всебе социально-культурный, образовательный и воспитательный смысл.
Обращаясь к перспективам освоенияценностей интенционного характера, нужно иметь в виду, что они оказываютзначительное влияние на сферу физической культуры. Уровень развития этихценностей во многом определяет финансово-экономическую и производственнуюдеятельности государственных и общественных организаций, призванных создаватьусловия для полноценной физической активности и спортивной подготовки людей. Вто же время деятельностная активность общества, его реальные условия пообеспечению экономических, правовых, нравственно-этических, информационных идругих условий для развития сферы физической культуры служит одним из критериевцивилизованности современного общества.
Перспективным в освоении ценностейинтенционного характера может стать активное влияние средств массовойинформации на формирование ментальных ориентаций общества на здоровье нациипутем пропаганды здорового образа жизни, идей охраны природы человека, созданияспортивного имиджа делового человека, своеобразной моды здоровья, силы,выносливости, физической красоты человека.
Процесс освоения мобилизационныхценностей должен регулироваться характером и значимостью решения задачфизкультурного воспитания. Формирование спортивного стиля жизни само по себепредполагает высокую организованность жизнедеятельности человека. Регламентированныеэтим стилем постоянные повторяющиеся действия: утренняя разминка, регулярныетренировки, организация питания, отдыха, восстановление, учет физическихнагрузок и оценка результатов их применения, объективная самооценкавозможностей и способностей спортивной деятельности и физическогосамосовершенствования — вот перечень лишь немногих реальных факторов,обеспечивающих освоение человеком физкультурных ценностей мобилизационногохарактера.
Современное общество провозгласилоидею приоритета в развитии личностных способностей и индивидуальности человека.Одним из факторов полноценной реализации этой идеи является освоение комплексаценностей физической культуры как мощного стимула самореализации человеческойличности, прежде всего через новые возможности самоорганизации на основевысокого уровня функциональных и психологических кондиций, приобретенного впроцессе активной физкультурно-спортивной деятельности.

Список использованной литературы
1. Бабушкин Г.Д. Специфика деятельности тренера. — Омск: ОГИФК,1985. — 68 с.
2. Васильков А.А. Теория и методика физическоговоспитания.-Ростов-на-Дону: Феникс,2008.-381с.
3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспи­танияи спорта: Учеб. пос. — М.: ИЦ «Академия», 2000. — 288 с.
4. ГорбуновГ.Д. Психопедагогика спорта. — М.: ФиС, 1986. — 208с.
5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно- методическойдеятельности в физической культуре и спорте.-М.: Академия,2002.-264с.
6. Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры испорта.-М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.-208с
7. Климов Б.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимо­стиот типологических свойств нервной системы. — Казань: КГУ, 1969. — 278 с.
8. КорхА.Я. Тренер: деятельность и личность: Учеб. пос. — М.:Терра-Спорт, 2000. — 120 с.
9. Кретти БД. Психология в современном спорте. — М.: ФиС, 1998.- 224 с.
10. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитанияс основами теории.-М.: Просвещение,1991.-191с.
11. Матвеев А.П. Теория и методика физическойкультуры.-М.: Физкультура и спорт,1991.-543с.
12. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов ипедагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – м.: педагогическоеобщество России, 2002
13. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2002
14. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П.Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.