Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


М.М. Пришвин и Смоленщина

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
средняяобщеобразовательная школа № 29
с углубленнымизучением отдельных предметов
Реферат
по литературеСмоленщины
“М.М. Пришвини Смоленщина”
Выполнила:
ученица 9 Б класса
Осипова Арина
Смоленск 2008

Введение
Постранному стечению обстоятельств человек, большую часть своей жизни страдавшийот непонимания и мечтавший о далеком будущем Друге -читателе, остается и по сейдень самым неизвестным и непрочитанным русским автором. В этих словах нетпреувеличения. Другого писателя, с чьим литературным наследием мы незнакомы инаполовину, у нас просто нет. Когда-то его дневники не печатали из-за цензуры,потом из-за того, что не было денег. В самое последнее время дело вроде бысдвинулось с мертвой точки, но, Боже, как грустна наша Россия!
Тема моегореферата «М.М. Пришвин и Смоленщина». Мне очень понравились некоторыепроизведения автора, поэтому захотелось узнать больше об этом человеке: что ониз себя представлял? Как он жил? О чём писал?
Цельмоего реферата — проследить этапы жизни и творчества Пришвина на Смоленщине.
Задачи:
1.Познакомится с автобиографией М.М. Пришвина;
2.Рассмотреть творческое наследие Пришвина Смоленского периода;
3.Оценить вклад Пришвина в развитие Смоленщины;
4.Выявить своеобразие творческой манеры автора.
Висследовательской работе мне помогли следующие издания:
1.Пришвин М.М. Дневники 1920-1922 годов, М., 19636г.
В книгерассказывается о работе Пришвина учителем в Алексинской школе под Дорогобужем,участии в деятельности музея усадебного быта в бывшем имении Барышниковых,требовании на сельскохозяйственной опытной станции в Батищеве. Всё увиденное ипережитое в эти годы осталось на страницах дневника, представляющего длясовременного читателя ценнейший материал для изучения творчества писателя.

На землеСмоленской
«Изкладовой души моей, из самого сердца — все знакомое, пережитое, близкое»
М.Пришвин
Пришвинприехал в Смоленск в августе 1920 года с мандатом А.В. Луначарского для сборафольклора.
Какизвестно, по сложившимся семейным обстоятельствам (переезд на родину жены,невозможность получить земельный участок в глухом лесном краю) и в результатенекоторых творческих раздумий он неожиданно стал работать преподавателемрусской словесности в школе второй ступени. Она располагалась в селе АлексиноДорогобужского уезда Смоленской губернии, бывшем имении помещиков Барышниковых.
Местобыло получено сразу, без каких-либо препятствий. В свою очередь талантливыйписатель, человек большой души и высокой культуры мышления, Пришвин быстроосвоился и стал педагогом.
Мы поправу можем назвать его педагогом, а не просто случайным сельским учителем,принадлежащим к числу тех грамотных людей, которые стали работать в новойсоветской школе. А практика этого своеобразного педагога, некоторыеразмышления, не утратившие интереса и по настоящее время, весьма показательны.Об этом, прежде всего, свидетельствует очерк «Школьная робинзонада», которыйпоявился на страницах февральского номера журнала «Народный учитель» за 1924год, написанный Пришвиным по свежим впечатлениям и переживаниям нелегкогоучительского труда.
Одновременноон заведовал музеем усадебного быта, занимался сбором песен, былин, сказок иписал свой дневник. Во дворце, где помещалась школа второй ступени, были ещедетская колония, клуб местной культкомиссии, театр. Именно в этом дворце,громадном каменном здании, суждено было уже знаменитому тогда писателюучительствовать почти год с лишним. Его жизнь, как детская, так и взрослая,сложилась так, что профессия педагога не представлялась ему привлекательной идуховно необходимой. «Я не люблю русскую школу, — писал он. — Я не расстаюсь смыслью, что мое лучшее досталось мне только борьбой со школьной выучкой. Всюжизнь до сих пор мне казалось, что самое ненавистное, самое противное моейприроде занятие есть именно учительство».
Однако,судя по дневникам, М.М. Пришвин сумел преодолеть свое негативное отношение кпедагогическому труду. Школа, общение с крестьянскими детьми и их родителямистали для писателя насущной духовной потребностью. Не случайно недолгоепребывание на Смоленщине (1 год 8 месяцев) стало для него предметом глубокихраздумий и основой для создания повести, рассказа и автобиографической заметки.
Ставучителем, Пришвин пытается все свои знания, весь свой прошлый и настоящий опытвложить в новую работу. Одним из положительных моментов в своей педагогическойдеятельности он считал то, что «никогда не был учителем, не выработал себе ещешаблона, сам ужасно робел и потому перед уроками столько занимался, как будтоготовился к экзамену» об этом в «Школьной робинзонаде». А в «Охоте за счастьем»он так развивает эту мысль: «те, кто начинает, первый год, много два, по моимнаблюдениям, почти все талантливы. И пусть у них не хватает опыта, увлечениеучителя передается ученикам, и это, кажется, не менее дорого, чем дело опытногоучителя. Если бы все учителя могли остаться такими, как они начинали! Я былхаотичен, но талантлив, как начинающий. Ребятам от меня перепадало, отцыуважали за мужской пол, за возраст, за бороду».
В сложныхслучаях приходилось трудиться писателю. 28 февраля 1921 года он замечает:«Школа вторую неделю не действует по недостатку дров, хотя дрова в 200 саженяхот школы, а за пол версты леса, сплошь заваленные макушками и сучьями. Винаотчасти наша, мы, учителя, мало проявили энергии для добывания: учителю теперьдаются только голые стены школы и ученики, остальное все он должен добыватьсам. И все жалованье 15 ф. овсянки в месяц».
Видимо,и нравственная атмосфера в коллективе учителей была сложной, конфликтной. М.М.Пришвин, как всегда, наблюдателен, остр на слово и правдив: «Шкрабы делилиземлю, как мужики, с гамом. Время добела раскаленного эгоизма. Надо помнить,что теперь на стороне контрреволюции такая сволочь, что если они, то горемзагорюешь о большевиках. Так правду разделили пополам, и стала там и тут ложь:сеем рожью, живем ложью».
ХодилМ.М. Пришвин (а дело было осенью) в дырявых резиновых калошах. Был холодный иморозливый день, как позже вспоминал писатель. Его увидел местный крестьянинЕ.И. Барановский и ужаснулся. А поздно ночью пришел к учителю домой и вручилему новые сапоги. При этом добавил: «Вы не думайте, что помрете с голоду, этогоя не допущу, вы только учите, а душку вашу я прокормлю». Спустя несколько лет врассказе «Охота за счастьем» Пришвин расскажет об этом случае: «Пусть онузнает, что я это помню: имя его Ефим Барановский».
Трудныегоды, голодные недели. Но писатель и в сложных условиях размышлял о судьбеРоссии, об образовании народа. Трудная школа, в которой он работал, долго занималаего мысли. Какова ее цель? Как совместить теоретические знания и ихпрактическую приложимость? В новых условиях он по-новому рассматривал значениеклассического и реального образования. Он отдавал предпочтение последнему, таккак считал, что реальная школа — это школа здравого смысла, и в ней люди учатсядолго, до конца жизни.
В мартеже 1921 года Пришвин входит в уездный музейный совет как председатель от«этнографического общества». Кроме того, перед поездкой на Смоленщину онзаручился у А.В. Луначарского мандатом на собирание фольклора. Об этомрассказывается в автобиографическом очерке «Охота за счастьем».
Работаяучителем, теснейшим образом соприкасаясь с народом, Пришвин на Смоленщинепереосмысливает и свои былые писательские устремления. Здесь в Алексине онпродолжал вести дневник, в котором 26 мая 1920 года делает примечательнуюзапись: «Нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать егостоны, собирать кровь и слезы и новые души, взращенные его страданием, нужноподнять все прошлое в новом свете».
Отсюда иновый подход Пришвина к этнографии, занятия которой использовал на уроках. Какпедагог, он переосмыслил саму методику преподавания истории словесности, о чемговорится в «Школьной робинзонаде». Если в дореволюционной школе это «считалосьтруднейшим делом», так как было оторвано от действительности, то теперь,наоборот, с помощью учителя «становится самым близким предметом».
Пришвинпривлекал к занятиям «местные песни и сказки, свадебные обряды, лесныеповерья». Он использовал местный этнографический словарь В.Н. Добровольского,произведения русских классиков: Чехова, Бунина и других писателей. Не последнююроль в преподавании сыграло литературное дарование педагога. Так, изучаясвадебный обряд, он пытался даже написать инсценировку «и разыграть пьесу сучениками».
В связис поисками новых методов преподавания Пришвин расширил и углубил определениекраеведения, постоянно прибегая на уроках к окружавшей его действительности. Иэто давало свои положительные результаты, на основании которых, может быть снекоторым увлечением, он пришел к выводу, что «Краеведение… есть прежде нетолько наука, оно, вероятно, есть настолько же искусство, вообще оно не таканалитическая как синтетическая деятельность человека».
В очерке«Школьная робинзонада» писатель сокрушался о том, что изучением родного края вдеревне не занимается никто — ни учителя, ни доктора, ни юристы, ни журналисты.Между тем в Германии в Лифляндии «школьный работник… высосал решительно всеиз местного края, и там весь вопрос состоит в расширении научного горизонтасамого учителя».
М.М.Пришвин решил изменить отношение к краеведению в Алексинской школе. Он составилцелую программу изучения родного края. Вот как она выглядела: I. Природа верхнего Приднепровья:
1).Формы поверхности и строение земной коры.
2).Климат.
3).Растительный и животный мир.
П.Население:
1).История края.
2).Этнография.
3).Промыслы.
4) Путисообщения. Практические занятия: фотография, этнографические записи, музейноедело, раскопка кургана.
В повседневнойпедагогической практике данная программа осуществлялась писателем с настойчивойпоследовательностью через содержание обучения.
Писательначал изучение словесности с записывания вместе с детьми деревенских песен исказок, свадебных обрядов и лесных поверий. Для этого он использовал знаменитыйэтнографический сборник Добровольского. Собранный материал классифицировался иизучался в классе.
М.М.Пришвин, опираясь на исторические труды Ключевского, составлял рассказы изжизни лесного и степного народа и проводил на их основе уроки словесности. Тамже дети знакомились с древними обрядами и обычаями славян.
Программапо изучению родного края осуществлялась и другим путем — через экскурсии вмузей усадебного быта. Ученики охотно посещали музей и слушали рассказы учителяо портретах Петровской эпохи, он им показывал диковинные вещи — «драгоценныйбювар с колонками слоновой кости, всякие шифоньерки, шкафчик с французскимиписателями XYIII века».
Средиэкспонатов были охотничьи рога, картины, дуэльные пистолеты, ружья. Наличиеэтих музейных предметов подтверждается сохранившимся реестром шести предметов,возвращенных из смоленских запасников в марте 1921 года.
Родительскийдом — начало творческой жизни
РодилсяМихаил Михайлович в 1873 году в селе Хрущево, Елецкого уезда, Орловскойгубернии, по старому стилю 23 января, по новому стилю 5 февраля.
Селопредставляет собой небольшую деревеньку с соломенными крышами и землянымиполами. Двухэтажный деревянный дом стоял на высоком холме недалеко отживописных берегов реки Пальны.
НяняЕвдокия Андриановна Севых была первой помощницей Мишиной матери: вела хозяйствов доме и делила с Марией Ивановной заботы воспитания детей. (Мария ИвановнаИгнатова — мать Миши). Миша очень любил слушать нянины сказки. Читать Мишанаучился рано. Книги стали друзьями. Миша собирал ребят и увлекал их своимирассказами, недаром мать прозвала его «соловьем».
ОтецМиши — Михаил Дмитриевич Пришвин — умер, когда Мише исполнилось семь лет,оставив заложенное имение, дом и кое-какие постройки — остатки конного двора.После смерти отца, Мария Ивановна стала для Миши самым близким и дорогимчеловеком.
Сложныегоды учебы М.М. Пришвина
«Дорогиедрузья мои, не забывайте никогда свои детские мечты, храните это дитя свое совсеми своими его задушевными мечтами...».
М.Пришвин
В 1883году мать отвезла Мишу в Елецкую гимназию. В тогдашней российской школевременно торжествовали «унтер Пришибеевы» и «человеки в футлярах» — Беликовы.Елецкая классическая гимназия не была исключением.
Справедливостиради, следует сказать, что при всей натянутости, а затем и прямой враждебностиотношений, какие сложились у гимназиста Пришвина с молодым учителем географии,последний был, пожалуй, единственным из педагогов, кто заметил незауряднуютворческую одарённость мальчика и по-своему благословил его на будущиедерзания. Правда, сам Розанов вел свои уроки скучно, по казенной программеДеляновых и Толстых. Но однажды, когда Миша Пришвин принес в класс самодельнуюкарту азиатского материка, Козел вдруг увлёкся, воодушевился и сталрассказывать о тайнах Азии. Эта лекция так увлекла и поразила Пришвина, что впоследствии,изгнанный Козлом из гимназии, он, пересекая в первый раз Уральский хребет, не можетне вспомнить слова учителя: «Но все-таки хорошо, что это настоящая Азия, и своегодостигаю. Та самая Азия — колыбель человеческого рода, и Урал — ворота, вкоторые вышли все народы Европы».
Еще в1884 году Мишу оставили на второй год в первом классе.
Вчетвертом классе романы приключений сменяются на его рабочем столе трудами Бокля.Все зло мира сосредоточилось для Миши в учителе географии и он зло, дерзконагрубил, за что был исключён из гимназии
У Мишибыл дядя по матери Иван Иванович Игнатов, крупный тюменский пароходчик.Подростка отправили к нему. Неожиданно сбылась мечта о путешествии в Азию.Конечно, это не была та страна Золотых гор и голубых бобров, что грезиласьПришвину в детстве. Напротив, чем дальше и в будущие годы путешествовал Пришвинпо родной стране, чем лучше узнавал он дореволюционную Россию, тем дальше,казалось, отодвигалась прекрасная страна без имени, без территории. Однакогоризонты Пришвина расширялись, конкретнее становились знания о жизни, глубжепонимание действительности.
ИванИгнатов, сам учившийся, как тогда говорили, на медные деньги, благоговел переднаукой. В его огромном доме оказалась прекрасная библиотека. ШестнадцатилетнийПришвин жадно набросился на книги.
Окончивв Тюмени шестой класс, Пришвин уехал в Елабугу, сдал там экстерном экзамены заполный курс классической гимназии и осенью 1893 года поступил нахимико-агрономическое отделение химического факультета Рижскогополитехнического института.
За связьс социал-демократической организацией, увлечение марксизмом, переводы книги А.Бебеля «Женщина и социализм» М. Пришвин был арестован и помещён в Лифляндскуюгубернскую тюрьму. В ней Пришвин пробыл с полгода, затем около полугодапросидел в одиночной камере Елгавской тюрьмы. Следствие вёл товарищ прокурораГрусевич. В конце 1897 года состоялся суд. Пришвина, в числе восьми другихарестованных студентов, приговорили к году заключения с последующей высылкой народину. Предварительное лишение свободы было зачтено. Будущий писатель вышел наволю и вернулся в Хрущёво под гласный надзор полиции.
Одиночноезаключение явилось для Пришвина экзаменом, который он выдержал с честью, но ужебольше никогда не захотел повторить. Два года жизни в Хрущёво прошли вхозяйственных хлопотах. Агрономические познания младшего сына оказались весьмакстати. Но мать всё же хотела, чтобы Миша завершил образование. Ещё в июле 1898года Пришвин написал прошение на имя директора Рижского политехническогоинститута. В январе следующего года пришёл категорический отказ, подтверждённыйдепартаментом полиции. А ещё через год, летом, уступая настояниям матери,выехал в Германию с целью поступления в Лейпцигский университет.
Пришвинцеликом отдался учёбе. После нескольких месяцев занятий в Лейпцигской торговойшколе он переходит в университет, куда его зачисляют с 18 апреля 1901 года. Втечение летнего семестра 1901 года Пришвин слушает лекции Геккеля в Иенскомуниверситете. Резко меняется круг его чтения по философии. «Пролегомены» Кантаи «Этика» Спинозы — только начало. Увлекают книги Фридриха Ницше «По ту сторонудобра и зла» и особенно «Так говорил Заратустра».
Весной1902 года Пришвин получил диплом агронома и вернулся на родину. Затем до 1905работал агрономом в земстве; выпустил несколько книг и статей по сельскомухозяйству. В годы Первой мировой войны фронтовой корреспондент, послеОктябрьской переворота жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье; велпедагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением. В 1905 началжурналистскую деятельность.
Пришвинустраивается на работу по специальности в имении графа Бобринского на хутореБалахонском Богородицкого уезда Тульской губернии. Не проработав года, Пришвинпереезжает в Клинский уезд под Москву. Здесь он по поручению земства закупаетпо оптовым ценам кровельное железо, гвозди, сельскохозяйственные машины, орудияи продаёт всё это крестьянам, видя в своей посреднической деятельности реальнуюпользу для народа.
В 1903году Пришвин женился на Евфросинье Павловне Смогалевой. Евфросинья Павловнабыла смолянкой, родом из Вельских лесов. Она знала и хорошо умела рассказыватьмножество сказок, помнила едва ли не все русские народные песни. Привычная кпростому быту и суровой жизни, она мужественно делила с писателем егомноготрудную, часто не устроенную судьбу.
Думаяпродолжать занятия агрономией и даже, как иронически вспоминал он в старости,стать приват-доцентом, Пришвин в 1904 году некоторое время работает ввегетационной лаборатории академика Д.Н. Прянишникова в Петровской (нынеТимирязевской) академии в Москве. Но вскоре, однако, последовал переезд вПетербург, где Пришвин определяется литературным секретарём к чиновнику В.И.Риминьеву. По всей вероятности, это изменение было вызвано пробудившимсяинтересом к литературному творчеству. Видимо, столь же необходимымпредставляется ему и освобождение от обязательных, не оставляющих свободноговремени научных занятий. Ни первый рассказ «Домик в тумане», ни ряд другихопубликованы не были. И Пришвин снова возвращается к агрономии.
Теперьон работает на опытной сельскохозяйственной станции «Заполье» в г. Луге подПетербургом и одновременно сотрудничает в журнале «Опытная агрономия», пишет брошюры(«Как удобрять поля и луга» и др.) и книгу «Картофель в полевой и огороднойкультуре». Все сильнее и осознаннее становится стремление к творчеству, клитературной работе.
Творчествокак дело жизни
«Яписатель, который пишет свои книги как завещание о душе своей грядущимпоколениям, чтобы ему самому непонятное они бы поняли и усвоили себе на пользу»
М.Пришвин
При всей«реалистичности» воспитания, полученного в хрущёвской усадьбе, Тюменскомреальном училище, в революционном подполье и немецком университете, Пришвин понатуре, по мироощущению и даже, вернее, «мироисповеданию» остался романтиком. Онпонимал всё им написанное, от дневников до романов, как единую книгу своейжизни.
Первыйрассказ «Сашок» опубликовал в 1906г. Увлекшись фольклором и этнографией, многопутешествовал.
Это былопервой серьезной попыткой писателя осуществить свою давнюю мечту. Еще в 1905году пришел он к редактору журнала «Родник» с предложением поехать от журнала«на Север, на Выгозеро» и написать «о мальчике, попавшем на Север», но получилиное творческое задание. «… Напишите просто очерки Севера», — посоветовалАльмединген.
Впечатлениямиот европейского Севера продиктованы первые книги Пришвина — путевые записи — очерки «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), которыепомогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. И это былоПришвинское «надо», а его внутреннее «хочется» осталось неудовлетворенным.
Болеетридцати лет пишет М.М. Пришвин большой автобиографический роман «Кощеева цепь»,окончательную редакцию которого завершает буквально за несколько часов до своейкончины.
Биографическаяканва действительной жизни Курымушки — Алпатова-Пришвина почти полностьюсовпадает с жизнью Миши Пришвина, юного Алпатова — Пришвина и писателя М.М.Пришвина, автора романа.
В 1923году М.М. Пришвин публикует в журнале «Красная новь» три «звена» романа: «Голубыебобры», «Маленький Каин», «Второй Адам».
Навеянныесказкой образы Марьи Моревны, Кощея Бессмертного уже встречались в книге «Заволшебным колобком». Встречались нам и мотивы Пришвинской «творимой» сказки, вкоторой воплотились его детские подслушанные им в народе мечты о неведомойстране «За золотыми горами» или стране «Голубых Бобров», той стране, где каждыймечтатель, такой как Курымушка или его первый наставник в общении с природойГусек, может «поймать своего белого перепела». Впервые образ Гуська появляетсяв рассказе «У горелого камня», который был опубликован в седьмом номере журнала«Аполлон» за 1910 год. Затем этот рассказ почти без изменений вошел главой в«Кащееву цепь».
В тотгод, когда он только окончил вторую часть «Кашеевой цепи» и еще не думал о еетретьей части, он делает следующую запись в своем дневнике: «Я двадцать пятьлет вынашиваю книгу для юношества, пробую и не могу до сих пор её написать. Всемои лучшие произведения являются этюдами к этой книге, которая должна в нашевремя заменить Робинзона. Язык этот, стиль, простейшая звериная и охотничьятематика явилась у меня исключительно под воздействием этого задания «Кащеевацепь» явилась, несомненно, под воздействием той же идеи. Происхождение этойидеи мне стало ясно после написания «Кощеевой цепи».
И тогдаже он берется за работу над новым большим эпическим полотном. Начинаетобдумывать, собирать материалы, пробует писать свой роман, получивший впоследствии название «Осударева дорога».
Над«Осударевой дорогой» М.М. Пришвин с перерывами трудится без малого двадцатьлет. Параллельно с этим романом он обдумывал и писал свои вещи. Так, былинаписаны сказка — быль «Кладовая солнца»( 1945г.) с героями детьми в центреповествования, затем задумана с теми же героями «Корабельная чаща» (1954г.)
Втечение нескольких лет продолжительных напряженных поисков центральных героевзадуманной повести, материалы которой в виде дневниковых записей и очерков«Северный лес» в основе своей были собраны в 1935 году, во время нелегкогопутешествия на лодке по реке Пинеге, пешком и верхом на лошади в северных лесахмежду Вологдой и Архангельском.
В годывеликой отечественной войны Пришвин написал рассказы о Ленинградских детях и«Повесть нашего времени».
Постояннаядуховная работа Пришвина, путь писателя к внутренней свободе особенно подробнои ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках, где, в частности, данаправдивая картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинских репрессий,выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» каквысшую ценность. Проблема «собирания человека» ставится Пришвиным, которого вовсей глубине только в конце 20 в. стал узнавать отечественный читатель, и вповести Мирская чаша, сопрягающей реформы Петра I и большевистские преобразования и рассматривающей последниекак «новый крест» России и знак «тупика христианского мира».
Творческоенаследие М.М. Пришвина
Отпервого произведения «В краю непуганых птиц» и до последнего «Корабельная чаща»- все книги М.М. Пришвина — итог неустанных поисков.
Написалон свое последнее крупное произведение — повесть-сказку «Корабельная чаща» втечение 1952-1953 годов, и окончательно закончил, уже, будучи тяжело больным, впоследний месяц своей жизни.
Первогоиюля 1953 года, за полгода до смерти Пришвин пишет: «До сих пор я все боялся,что умру, и повесть останется недописанной. Теперь показался конец… Ничего,даже если что случится, теперь все намечено, и без меня допишут...».
В печатиМихаил Михайлович успел увидеть главы своей повести. Они открывали егопоследнюю из вышедших при жизни книг, большой сборник рассказов и повестей дляюношества — «Весну света». Главы шли под общим заголовком «Слово правды».
Тридцатьпервого декабря 1953 года, когда в качестве новогоднего подарка тяжелобольномуписателю были доставлены ему домой сигнальные экземпляры его «Весны света»,Пришвин с радостью принял этот подарок. «Дорогой друг» назвали мы в последствиикнигу его посмертно опубликованных произведений, изданную уже к третьейгодовщине со дня смерти писателя.
Он умер16 января 1954 года, когда его повесть «Корабельная чаща» набиралась дляопубликования в журнале «Новый мир», а затем отдельной книгой в издательстве«Советский писатель».
По моемумнению, М.М. Пришвин прост и полон как сама природа. Это полнота впечатленияоттого, что писатель сам не мог наглядеться на мир, и каждый день жизнипроводил в природе с таким вниманием к ней, как будто она и есть вся тайна иполнота жизни. Мне кажется, в своих произведениях Пришвин утверждает мысль отом, какими должны быть отношения человека и природы.

Заключение
«Пришвин- один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни вмировой литературе. Может быть, поэтому существует мнение, что у Пришвина нетучителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тотединственный учитель, которому обязана своей силой, глубиной и задумчивостьюрусская литература. Этот учитель — русский народ...
Судьбатворчеств Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954) довольно сложна. С однойстороны, многие произведения давно и широко известны и пользуются безусловнымпризнанием читателей. С другой стороны, большая часть его литературногонаследия была опубликована вдовой писателя В.Д. Пришвиной уже после егокончины, а публикация многолетнего дневника писателя в полном объёме начинаетсятолько в настоящее время. Сам же Пришвин, который одним до сих пор понимаетсякак «певец природы», другим как философ, писал современно другом «Всё больше ибольше овладевает мною мысль о каком-то хорошем месте моем в будущем сознаниилюдей...» Кажется, он имеет в виду не только писательство, но и жизнь свою — соединяет и то и другое в неразделимое целое. Пришвин пытается осуществить всвоей жизни и выразить в своём слове идею преображения бытия творчеством, идеюобретения человеком той подлинной свободы личности, которую никто не может унего отнять. Практически осуществляя эту идею в жизнь, он одновременно пыталсяосознать те нравственные законы, которые ведут в свободе и творчеству.
Егосудьба, его личность и написанные им книги вызывали от восхищения до полногонеприятия. О нем писал Бахтин, его высоко ставил Казаков, Виктор Боков, оченьценил его Кожинов, говоривший о наступающем времени Пришвина. Резко отзывалисьо нем Платонов, Соколов-Микитов, Твардовский.
Недооцененныйза редким исключением своими современниками, он верил и рассчитывал напонимание и любовь потомков, которые будут жить в ином, просветленном ипреображенном мире, и не столь велика его личная вина, что история России пошлапутем, не совпавшим с его предвидением, и птиц распугали все-таки зря.
Всегодняшней противоречивой ситуации духовный опыт Пришвина по-прежнемуинтересен. Колорит воспоминания придает сама его выразительная фигура,подлинная оригинальность его личностного опыта и писательской биографии.Свидетельства мемуаристов, современников Пришвина насыщены богатейшимфактическим материалом, воссоздающим тернистые пути его творческих поисков.Среди авторов сборника — П. Капица, А. Ухтомский, Ремизов и многие известныеписатели, близкие и друзья Пришвина.
Незауряднаяличность, самобытный талант, его целеустремлённость, поиск своего «Я» иразвитие своего художественного таланта, писательского дарования — человекдостойнейший подражания.
Народныйучитель и агроном, географ — краевед и этнограф, опытнейший охотник, постигшийтонкие профессиональные тайны искусства зверовода и ботаника, и прежде всего — замечательный художник слова, пытливо вглядывающийся в изменяющийся лик своей Родины- таким я представляю М.М. Пришвина.
Главныйпредмет изображения в произведениях М. Пришвина — отношение человека к природе.Произведения учат не только восхищаться красотой окружающего мира, но иутверждать её всюду и во всём, начиная с отношения к природе, труду, искусствуи кончая поведением в быту, личной жизни, семье. В этом, прежде всего,заключается сила идейно-эстетического воздействия творений М. Пришвина нанашего современника, их значения для формирования нравственного и духовногооблика каждого человека. Видеть природу и понимать её, охранять и приумножатьеё богатства, уметь трудится и любить свой труд — вот что привлекает меня впроизведениях самобытного художника слова.
Ачитателей у него очень много. Выходят и моментально раскупаются его книги, егопомнят в родном Ельце, в Тюмени, где он учился, в Карелии, по которойпутешествовал, и не зарастает тропа к его дому в Дунине, где он жил последниегоды.

Списокиспользованной литературы
1. Будаев Д.И.,Левитин М.Н., Истории Смоленска, 1992г.
2. Ершов Г., М.М. Пришвин.Очерк жизни и творчества. М., Гослитиздат, 1963 г.
3. Литровская С, Заволшебным словом. Жизнь М.М.Пришвина. М., «Детская литература», 1964г.
4. Накамова М., Пришвини Карелия. Критический очерк. Петрозаводск, Госиздат Карел. АССР, 1960г.
5. Пришвин М.М.,Дневники 1920-1922 годов, М., 1996г.
6. Пришвин М.М.,Собрание сочинений в 8-ми томах, М., 1982г.
7. Пришвин М.М.,Собрание сочинений в 8-ми томах, М., 1982г.
8. Смирнов Н., МихаилПришвин. Очерк жизни и творчества., М-Л., «Детгиз»,1953г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.