Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Лирика Лорки

Челябинская Государственная Академия Культурыи Искусств
Культурологический факультет
 
Контрольная работа по зарубежнойлитературе
Лирика Лорки

Выполнил: Студентка 2 курса
Группа ССо № 208
Прямичкина Л.В.
Проверил: Андрушко Ю.П.
г. Челябинск – 2008 г.

План
 
1. Особенностиисторической эпохи
2. Ф.Г.Лорка исюрреализм
3. Характеристикаэтапов творчества Лорки
4. Особенностипоэтики на примере анализа стихотворения «Возвращение с прогулки»
5. Значениетворчества
Список литературы
 

1. Особенностиисторической эпохи
Двадцатый век стал новым«золотым веком» испанской литературы. После долгого столетнего застоя зановорождалась поэзия: Мишель де Унамуно, Антонио Мачадо, Рамон дель Валье-Инклан –с них начался в Испании XXвек.
Всплеск поэзии вызван былсобытиями, происходившими в стране. Ведь лирика – это «голос души», «голоссердца», который быстро реагирует и отвечает на потрясения. Поражения виспано-американской войне, потеря последних заокеанский колоний в 1898 году(год рождения Ф. Г. Лорки) привели к осмыслению трагедии Испании, ксоциально-философским и историческим проблемам, которые нашли свое отражение влирике. На книгах Асорина, Бароху, Хименеса и др., растревоживших страну, рослимолодые поэты, среди которых и оказался Лорка. Война, смерть или изгнание –вот, что ожидало всех этих поэтов. И предчувствие этой судьбы, знание еенеизбежности пронизывают испанскую поэзию XX века. Именно этим и объясняется напряженность, свойственнаяей.
Начало XX века в западной литературеознаменовано возникновением модернистских течений как реакция на историческиепотрясения, как своего рода «уход» от реальности: имажизм – вангло-американской литературе, экспрессионизм – в германской и скандинавскойпоэзии, сюрреализм – во Франции и Испании.
Для сюрреализмахарактерно стремление порвать со всей предшествующей культурной традицией, слитературой прошлого (18-19 веков). Апелляция к собственным ассоциациям, ставкана иррациональность, восприятие мира как хаоса, сотворение в произведенияхсобственной реальности – вот с чего начинался XX век, вот к чему привели исторические катаклизмы ифилософские школы Ницше, Фрейда, Юнга и т.д.
Несмотря на то, чтосюрреализма как течение сформировался во Франции (А. Бретон, Л. Арагон), самоеизвестное имя сюрреалиста принадлежит Испании – это Сальвадор Дали, втворчестве которого художественный мир сюрреализма нашел наиболее яркоевоплощение.
2. Ф.Г.Лоркаи сюрреализм
Интерес С. Дали вызывал иу Лорки, и в творчестве поэта очевидны некоторые элементы схождении ссюрреализмом, но назвать Лорку сюрреалистом неправомерно. Сам поэт говорил:«Светоч поэзии – противоречие», — именно данное утверждение является стержнемего эстетики. По мнению Лорки, поэтический факт рождается от столкновенияпротиворечий, от сплетения контрастных линий, и все же отношения Лорки ссюрреализмом были намного сложнее: «Все мы идем по двум ложным дорогам, — писалЛорка своему другу, — одна ведет к романтизму, другая – к высохшим змеинымшкуркам и пустым стрекозам». Так поэт называл неоклассику с ее точно вывереннойискусностью. Сложнее о плодотворнее была связь Лорки с тем, что он назвалромантизмом. По сути он говорит о сюрреализме. В творчестве Лоркисюрреалистические элементы появляются в сложном сочетании с фольклорными,взаимодействуя и переплетаясь друг с другом, и те и другие видоизменяются.Лорка был самостоятелен по отношению к сюрреалистическому движению. Если длясюрреализма характерно полное отсутствие логических связей, то Лоркаподчеркивает строгую поэтическую логику своих произведений. Предлагаемые жесюрреалистами способы интуитивного познания и освобождения от реального миракажутся ему лишь несколькими из многих и далеко не главными. Для поэтасюрреалистический сон – не более чем попытка защитить себя от трагедии мира,бегство, но не освобождение. Он не уходит и не уводит от мира, а раскрывает еготрагическую сущность, не сглаживает противоречия, а обостряет их.

3. Характеристикаэтапов творчества Лорки
Творческий путь Лоркиначался с прозы (1918г. – сборник путевых заметок «Впечатления и пейзажи»), нов 1921 году появляется первый поэтический сборник «Книга стихов». Это самыйбольшой из сборников Лорки. Здесь поэт пробует свои силы в самых различныхжанрах: элегия, баллада, песня, мадригал и др. Здесь мы встретим иповествовательные стихи, и песни, и романсы, и импрессионистические зарисовки:
Покрыта засохшей кровью
рана заката,
бумага бесцветных гор
скомкана, смята…
У неба пепельный цвет,
а у деревьев – белый.
(«Поле»)
Собственный голос поэтазазвучит в его следующих книгах: «Поэме Канте хондо» (1921г.) и «Песнях»(1921 –1924гг.). Необычайно здесь то, что поэтическое самоопределение ускорила музыка,вошедшая в его жизнь с раннего детства. Даже стихи носят музыкальные названия:«Схематический ноктюрн», «Серенада»», Прелюдия» и др. Именно в этих сборникахуглубляется связь поэзии Лорки с фольклором. Фольклор, по мнению Лорки, нельзяимитировать, копировать. Поэт стремится постичь мироощущение, свойственноймифу, ведь фольклор для Лорки – это традиция, устремленная в будущее, залогбесконечного обновления. Возможно, поэтому лирика Лорки очень далека отфольклорных стилизаций, захлестнувших Испанию в начале XX века. Тоска, горе, смерть, разлука – вот основные мотивылирики в «Стихах о Канте хондо». Возникает ощущение не просто тревоги, но зыбкости,ненадежности всего окружающего, ощущение того, что лирический герой стоит награни между жизнью и смертью, сна и яви. Эта грань – запечатленный, замершиймиг, сиюминутная картинка. И это сближает Лорку с импрессионизмом:
Лунная вершина,
ветер по долинам…
Лунная дорожка,
ветер над луною…
(«Ноктюрны из окна»)
Тень моя скользит в реке,
молчаливая, сырая.
Из нее лягушки звезды,
как из сети, выбирают…
(«Дебюсси»)
Недосказанность,свойственная Лорке, — это не прерванная мысль. На фоне порой импрессионистическойзарисовки звучит напряженный голос лирического героя, который умеет, недоговорив, сказать все, подчеркивая еще больше грань свободы и принуждения,счастья и беды:
На желтой башне
колокол звенит.
На желтом ветре
звон плывет в зенит.
Дорогой, обрамленнойплачем,
шагает смерть в венкеувядшем…
…Из пыли бриз мастеритсеребряные кили.
(«Вопль»)

Вообще образ смерти уЛорки довольно-таки постоянен. Но смерть для него неразделима с любовью, этопонятия возвышающие. Смерть и реальна и призрачно одновременно. Но в мире Лоркисмерть – не знак конца, а знак свободы. Это выбор героя, это вызов миру.
В 1928 году выходит«Цыганское романсеро», самая завершенная и цельная книга Лорки. В этом сборникеавтору удалось возродить и преобразить романс – старинный, исконно испанскийжанр. Кроме того, в «Цыганском романсеро» Локка воплотил преображенный миф. Дляэтой книги основными стали мотив смерти, луны, любви, а единственным персонажем– андалузская тоска:
Родится ли когда иль неродится
с судьбой такою бурнойандалузец?
О красоте твоей пою состоном,
и грустно шелестит воливах ветер.
(«Отсутствующая душа»)
То, что Лорка создаетсвою собственную мифологию, очевидно. Летом 1929 года он уезжает в Америку, апосле возвращения выходит его новая книга стихов «Поэт в Нью-Йорке», котораяявилась сюрреалистическим экспериментом. Все прежде традиционные мотивы дляЛорке здесь доходят до кульминации: до смерти. Даже излюбленные его мотивы снаи смерти возведены до однообразной серой массы. Совершенно сюрреалистическаяобразность сопровождается отсутствием какой-либо окрашенности. Единственныйкрасный тон – это раненое сердце поэта. Традиционно принято считать, что этимциклом Лорка предсказал трагедию своей страны.
Вообще можно выделитьнесколько основных тем, которые проходят через все творчество Лорки.
Во-первых, неизменнымобразом, встречающимся во всех книгах, является гитара. С гитарой в рукахлирический герой поет серенаду, с гитарой он коротает часы одиночества, сгитарой идет на смерть. Гитара – неизменный спутник испанского народа,способный хотя бы отчасти выразить его душу.
В стихах Лорки всегдазвучит нота любви: любви к женщине, любви к родной Испании.
Но любовь у Лоркинеизменно связана со смертью. Возможно, это отпечаток времени, историческихсобытий.
Отсюда, возможно, инеизбежное глубокое одиночество, которое пронизывает все циклы стихов.
4. Особенности поэтикина примере анализа стихотворения «Возвращение с прогулки»
Особенности жехудожественного мира и поэтики Лорки рассмотрим на конкретном примере.
 
Возвращение с прогулки.
Я в этом городе раздавленнебесами.
И здесь, на улицах сповадками змеи,
где ввысь растеткристаллом косный камень,
пусть отрастают волосымои.
Немое дерево с культямичахлых веток,
ребенок, бледный белизнойяйца,
лохмотья луж на башмаках,и этот
беззвучный вопльразбитого лица,
тоска, сжимающая душуобручами,
и мотылек в чернильницемоей…
И, сотню лиц сменивший засто дней, -
я сам, раздавленныйчужими небесами.

Все стихотворениепроникнуто чувством одиночества, тоски, неизбежности и ужаса. Автор рисуеткартину города, но эта картина ужасает, так как перед нами предстает мертвыйгород: здесь «немое дерево», бледный ребенок, лужи и грязь, тоска и «мертвые»люди, обезличенные и немые. В этом городе все живое оказывается мертвым: культиветок, мотылек – в чернильнице, здесь растет только «косный камень».
Мы видим, что лирическомугерою чужд этот мир: Я сам, раздавленный чужими небесами, — говорит он. Онпротивопоставляет, отделяет себя от толпы («сотни лиц – и я»), котораяпредстает безликой и агрессивной («разбитые немые лица»). Отсюда и чувствоодиночества. Кроме того, возникает ощущение, что эта страна, чуждая лирическомугерою, тоже мертва и будущего у нее нет. Если обратиться к названию цикла,открывающего весь сборник стихов «Поэт в Нью-Йорке» — «Стихи об одиночестве вКолумбийском Университете» — цикла, в который входит данное стихотворение, тостановится понятным, что толпа – это молодежь, студенты. А что может ждатьстрану, молодежь которой «мертва». Показательным является и то, что данноестихотворение открывает сборник, сразу настраивая читателя на восприятие всехпоследующих стихотворений. Интересно и то, что данное ощущение одиночества ибезысходности возникает у лирического героя после прогулки, возможно, послепервого знакомства с городом. Чего же можно ожидать при более близкомзнакомстве? Несмотря на то, что это первое впечатление, общее восприятиеНью-Йорка у лирического героя не изменится, а только усилится возникшее чувствоодиночества.
Самое ужасное в том, чтосмерть и безликость всего живого в этом стихотворении, как и во всех стихахсборника, стала буднична, привычна. Здесь нет былого возвеличивания смерти, какэто было в раннем творчестве поэта. Здесь смерть доведена до однообразной сероймассы.
Если обратить внимание нацветовую гамму стихотворения, то мы увидим, что преобладающими цветами являютсясерый и черный («косный камень», тяжелое небо, культи чахлых веток, лохмотьялуж, чернильница), а также контраст белого и черного: бледное лицо ребенка нафоне «мертвого» дерева и белый «мотылек в чернильнице». Это цветовая гамма ещебольше усиливает ощущение одиночества и рождает чувство страха, ужаса ивсеобъемлющей тоски, ведь весь мир лишен красок.
Создать картину мертвого,чуждого города помогают автору и средства художественной выразительности. ЯзыкЛорки очень метафоричен:
о петляющих улицах онговорит — «улицы с повадками змеи»;
о небоскребах – «ввысьрастет кристаллом косный камень»;
о грязи – «лохмотья лужна башмаках»
Автор играет различнымиобразами, олицетворяя то дерево, то улицы. Но самым основным, емким образомстихотворения становится «тоска, сжимающая душу обручами», страшная, живая,всеобъемлющая тоска, из-за которой и «небеса давят».
 
4. Значениетворчества
Данным настроением,мироощущением, как говорилось уже выше, проникнут весь сборник, и затронутые вданном стихотворении мотивы будут развиваться, а на фоне серой безликой массыпоявится единственно красное раненое сердце поэта, единственное живое начало вэтом мире.
Жизнь и поэзия Локки былиоборваны на полуслове. Многому из задуманного не суждено было увидеть свет. Новсему творчеству этого великого Испанского поэта была свойственна искренность,лиричность, возрождение и продолжение традиций испанской культуры, но илитературные эксперименты.
Ответственность за судьбустраны, неподдельный патриотизм, боль и любовь, испытываемые по отношению кИспании, желание сделать свою страну лучше – вот, что привлекало современников.Со страниц его книг встает вольный, высокий, неучтожимый мир, который такхотели испанцы видеть в реальности. И этот мир остался жить в народной памяти,когда книги Лорки были публично сожжены. Возможно, верой в светлое будущееИспании, звучащей со страниц произведений Лорки, объясняется актуальность еготворчества и в наши дни.

Список литературы
1. Зарубежнаялитература XX века / под ред. Андреева. – М.,1985г.
2. Лорка Ф. Г. Избранное.– М., 1986г.
3. Лорка Ф.Г. Стихии песни. – М., 1980г.
4. Малиновская Н.Самая печальная радость. / Лорка Ф. Г. Избранное. – М., 1986г.
5. Малиновская Н.Дерево песен. / Лорка Ф.Г. Стихи и песни. – М., 1980г.
6. Модернизм взарубежной литературе. – М., 1987г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль государства в инвестиционной политике
Реферат Выдающиеся русские химики. Владимир Александрович Кистяковский
Реферат Решение смешанной задачи для уравнения гиперболического типа методом сеток
Реферат David Hume Essay Research Paper David Hume
Реферат «неотложная медицинская помощь при терминальном состоянии»
Реферат Рынок научно-технической продукции в России. Его современное состояние и тенденции развития
Реферат Life Of Galileo Essay Research Paper Betrolt
Реферат Туризм Пскова и Псковской области
Реферат Определение и расчет капитальных вложений на производственном участке
Реферат Социальная работа в области образования
Реферат Евгений Онегин
Реферат Криминалистическая экспертиза следов транспортных средств
Реферат Зеркала: история и производство
Реферат Внутренний валовый продукт и внутренний национальный продукт особенности вычисления
Реферат Основные характеристики пространственной структуры излучения