Реферат по предмету "Педагогика"


Проектирование программы профессиональной подготовки рабочего по специальности Электромонтер по эксплуатации

Министерство образования и науки Украины
Украинская инженерно-педагогическая академия
























РЕФЕРАТ
по дисциплине «Методика профессионального обучения”
на тему: “Проектирование программы профессиональной подготовки рабочего по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”




















2009
Содержание


1. Характеристика отрасли хозяйственной деятельности специалиста: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”
2. Определение видов деятельности рабочего по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”
3. Характеристика трудовых процессов, которые выполняет специалист
4. Профессиональное назначение и условия использования специалиста
5. Построение функциональной структуры деятельности специалиста
6. Разработка содержания профессиональной подготовки специалиста
7. Постановка тактических целей обучения
8. Группировка содержания теоретического обучения соответственно отрасли народного хозяйства
9. Выбор системы производственного обучения
10. Построение сводно-тематического плана профессиональной подготовки специалиста


1. Характеристика отрасли хозяйственной деятельности специалиста: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”


Анализ профессиональной деятельности специалиста: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”
Электроэнергией является наиболее универсальный вид энергии. Она очень просто и экономично может быть преобразована в другие виды энергии – тепловую, механическую, световую и т.д. Электроэнергия находит себе применение в подавляющем большинстве действующих электроустановок различного назначения, поэтому она имеет большое влияние на работу развитие всех отраслей народного хозяйства страны.
В перечень умений электромонтера по эксплуатации распределительных сетей входит обслуживание оборудования распределительных пунктов (РП), трансформаторных пунктов(ТП), ВЛ ЛЭП и КЛ ЛЭП; ремонтировать оборудование РП, ТП, ЛЭП, устранять неисправности; измерять нагрузку и напряжение в различных точках сетей; подготавливать рабочее место; подготавливать и включать новые РП, ТП, ВЛЭП и КЛЭП; монтажа распределительных сетей, монтажа и демонтажа простых электроустановок, т.е. эти кадры востребованы и на предприятиях производства и распределения электроэнергии, промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве, и в коммунальном хозяйстве городов и поселков.
Образовательный уровень: профессионально-технический.
Образовательно квалифиционный уровень: квалифицированный рабочий IV разряда
Учебное заведение: ПТУ.


2. Определение видов деятельности рабочего по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”


Существует четыре вида профессиональной деятельности: технологическая, организационная, научно-исследовательская и проектно-конструкторская. В силу уровня своей квалификации электромонтер по эксплуатации распределительных сетей не может заниматься ни научно-исследовательской, ни проектно-конструкторской деятельностью – в его обязанности входят лишь технологическая в рамках узла и организационная в рамках бригады. Поэтому выполняемые виды профессиональной деятельности, соответствующие образовательному и образовательно-квалификационному уровням специалиста приводятся в таблице 1.1.


Таблица 1.1-Соответствие выполняемых видов профессиональной деятельности образовательному и образовательно-квалификационному уровням специалиста
Уровни квалификации
Учебные заведения, в которых обучаются
Сфера использования видов деятельности




Технологическая
Проектировочная
Организационная
Научно-исследовательская
1
2
3
4
5
6
Рабочая
(квалифицированный рабочий)
ПТУ
в рамках узла.
-
в рамках бригады
-
Средняя: базовое высшее, младший специалист, бакалавр
Техникум, колледж,
ВПУ
в рамках технологического цикла.
проектирование отдельных элементов.
в рамках участка.
-
Полная высшее:
специалист высшей квалификации
Институты, академии, университе-ты
в рамках предприятия.
в рамках предприятия.
Организа-ция работы предприя-тия.
элементы постановки задач.


Научно – исследовательская (Магистр)
Академии, университеты, научные центры повышения квалификации
в рамках отрасли
в рамках предприятия.
в рамках предприя-тия.
преобладает.


Технологическая деятельность состоит из очень многих и разнообразных видов работ: от пробивки гнезд, отверстий и борозд по готовой разметке, чистки оборудования РП и ТП, окраски оборудования, кабелей и шин до ремонта оборудования РП и ТП, ЛЭП, монтажа распределительных сетей, испытания изоляции распределительных сетей.
В организационную деятельность входят:
организация рабочего места;
организация работы бригады;
проведение инструктажа по соблюдению правил гигиены, правил использования электрооборудования и распределительных установок, по технике безопасности; внедрение передовых методов труда, рациональных приемов работы, способов организации труда и рабочего места.


3 Характеристика трудовых процессов, которые выполняет специалист--PAGE_BREAK--


В профессиональной деятельности специалиста можно выделить наиболее общие группы действий, выполнение которых может быть продиктовано местом его использования, ситуацией на производстве. Такими группами действий или трудовыми процессами могут быть монтаж, эксплуатация, ремонт, контроль и т. д. Таким образом группы трудовых процессов и их характеристика представлена в таблице 1.2.


Таблица 1.2 — Характеристика групп трудовых процессов.
Группы трудовых процессов
Примеры трудовых процессов
Основная учебно-производственная характеристика ТП
Основные особенности процесса производственного обучения
1
2
3
4
1. группа ТП, основные части которой могут быть самостоятельными частями процесса обучения
Обработка металла, слесарные работы, монтажные работы и т. д.
Большая повторяемость операций при небольшой их вариантности на разных изделиях. Возможность расчета, варьирования в учебных условиях. Наличие комплексов операций.
Полная возможность организации профессионального обучения при использовании типовых производственных работ. Необходимость введения учебных объектов для отработки некоторых первичных приемов обработки.
2. группа ТП, основные части которой не могут быть самостоятельными частями процесса обучения
Обслуживание энергетических установок. Обслуживание автоматических станков и линий металлообработки.
Небольшая повторяемость операций при значительной вариантности в связи с ситуацией. Невозможность или значительные трудности выделения операций в производственных условиях. Отсутствие комплексов операций.
Изучение основ профессии с применением тренажеров, макетов, имитаторов, схем обучаемых агрегатов, решение технологических ситуационных задач, выполнение работ с учебно-производственным алгоритмом
3. группа ТП, которая занимает промежуточное значение между 1 и 2 группами
Строительные работы. Транспорт. Обслуживание текстильных станков.
Большая повторяемость операций при трудности выделения операций в производственных условиях. Отсутствие комплексов операций.
Слияние обучения на основе продуктивной работы с выполнением расчетно-разборно-зборочных и лабораторно-практческих работ на полигоне и в мастерских


Принимая во внимание все эти характеристики, приведенные в табл. 1.2. и что наш рабочий по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей” занимается эксплуатацией распределительных сетей, то можно сделать вывод, что трудовые процессы, выполняемые электромонтером по эксплуатации распределительных сетей, относятся ко второй группе, т.к. отсутствует определенный комплекс операций выполнения разного рода работ.


4. Профессиональное назначение и условия использования специалиста


Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей в силу своей квалификации может заниматься следующими видами деятельности:
технологической в рамках узла:
эксплуатацией;
обслуживанием;
текущим ремонтом;
технологическим управлением;
контролем параметров;
организационной в рамках бригады:
организация рабочего места и труда рабочих;
проведение инструктажа, проверка ТБ, ПБ, ОТ, ПТЭ, ПУЭ и допуск рабочих к выполнению работ.
Выполняя данные виды деятельности, данный специалист может работать на таких предприятиях: районные электрические сети, электрические станции, на заводах в электрических цехах. Уточнения профессионального назначения и условий использования специалиста приведены в таблице 1.3.


Таблица 1.3 — Профессиональное назначение и условия использования специалиста
Виды деятельности
Место использования
1
2
Технологическая:
Эксплуатация и обслуживание оборудования и линий электропередач;
ремонт оборудования ТП, РП и ЛЭП.
Организационная:
организация рабочего места;
организация работы бригады;
проведение инструктажа;
допуск рабочих к выполняемой работе
на всех участках воздушных и кабельных линий электропередач;
трансформаторные подстанции и распределительные пункты;
надзор и проверка ТБ, ОТ и ПБ;
наблюдение за строительными рабочими при ремонте оборудования


5. Построение функциональной структуры деятельности специалиста


В данном разделе рассматривается функциональная структура деятельности специалиста по специальности: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”. Здесь раскрывается суть системного подхода к организации профессиональной деятельности специалиста.
Цель является системообразующим фактором деятельности и может быть выражена в форме ее результата и продукта.
Субъект деятельности – группа (индивид), которая целенаправленно действует для удовлетворения своих потребностей.
Предмет деятельности – это то, что имеет субъект в начале деятельности, то, что в конечном итоге преобразуется в продукт.
Продукт деятельности – материальное представление того, что получается при осуществлении деятельности.
Процесс деятельности – это совокупность целенаправленных действий по применению предмета деятельности в соответствии с заданной целью.
Результат деятельности — психологическое приращение опыта личности, который он приобретет при достижении цели.
Средство – это или опыт субъекта, который может быть выражен через совокупность профессионально-методических задач, или все вспомогательные объекты, при помощи которых осуществляется деятельность.
Соответствие функциональной структуры деятельности специалиста и квалификационных требований к нему приводится ниже в таблице 1.4.


Таблица 1.4 — Функциональная структура деятельности специалиста и предъявляемые к нему требования.
Наименование этапов
Предмет деятельности
Материальные средства деятельности
Процедуры деятельности
Продукт деятельности
Требования к специалисту










знания
умения
1
3
4
5
6
7
8
Организационная
Организационный
Знания и умения рабочего персонала
-
Проведение инструктажа по ТБ, ОТ, ПБ, ПТЭ.    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Профессиональная память
Профессиональная память
Сформировать виды памяти: кратковременную, зрительную, долговременную.


Внимание
Сформировать такой вид условий как сосредоточенность.


Техническое мышление
Сформировать такие типы мышления как словесно-логической, наглядно-образного, наглядно-действующего, теоретического мыш-ления для чтения чертежей, схем, выполнения квалифицированно поставленной задачи с максимальной экономией времени.


Творческие способности по решению технических задач
-
Типологические особенности
Способность к самоусовершенствованию и самоконтролю
Сформировать умения самоанализа, самоконтроля своей деятельности, стремление к исправлению ошибок. Развивать способность сберегать уравновешенность, спокойствие в аварийных критических ситуациях. Сформировать умение принимать оперативные технические решения.


8. Группировка содержания теоретического обучения соответственно отрасли народного хозяйства


На сегодняшний день одной из самых распространенных концепций формирования структуры теоретического обучения профессиональной подготовки является концепция Леднева В.С., согласно которой набор учебных курсов профессиональной подготовки формируется на основе двух факторов: структуры объекта изучения деятельности и структуры деятельности. В качестве структуры деятельности принимается профессиональная деятельность специалиста, которая включает в себя проектирование, технологию, научные исследования, организацию и управление. В качестве объекта изучения принимается отрасль народного хозяйства и составляющие ее подобъекты, которые лежат в основе данной профессии.
Программа профессиональной теоретической подготовки рабочего специалиста в зависимости от объекта изучения представлена ниже в таблице 1.6.


Таблица 1.6 — Формирование набора тем профессиональной теоретической подготовки специалиста.
Структура объекта изучения
Виды деятельности рабочего
Обобщённая структура содержания
Набор тем программы профессиональной теоретической подготовки рабочих
1
2
3
4
Техника
-
Техника
Основное оборудование распределительных сетей и его устройство.
Технология
Технологическая
Общая технология
Слесарные работы, слесарно-сборочные работы, электромонтажные работы, общее сведения об электроснабжении, основы такелажных работ и т.д.




Конкретная технология
Эксплуатация устройств РЗ и А, распределительных устройств, систем оперативного тока, трансформаторов, ВЛ и КЛ.
ТБ и ОТ
Технологическая
ТБ и ОТ
ТБ, ОТ, электробезопасность и ПБ на предприятии; требования безопасности к устройству и эксплуатации электроустановок, гигиена труда, производственная санитария, профилактика травматизма.
Экология
-
Экология
Влияние электроэнергетики на состояние окружающей среды
Экономика
Организационная
Экономика
Сведения об экономике и организации производства, применение энергосберегающих технологий.
Организация и управление
Организационная
Организация и управление
Организация рабочего места и работы бригады, организация работ по проведению оперативных переключений, прогрессивные формы организации и стимулирования труда рабочих
Правовые вопросы отрасли
Организационная
Право и правовые нормы отрасли
Режим работы и правила внутреннего устройства на производстве. Права и обязанности администрации и рабочих. Штрафные санкции за не выполнение обязанностей.
Научные исследования
Научно-исследовательская
-
-


9. Выбор системы производственного обучения


Система производственного обучения — объективное единение содержания форм, методов обучения и дидактических средств профессиональной подготовки, которая обеспечивает учащимся возможность последовательно овладеть трудовыми приёмами, комплексом трудовых операций и видами работ, характерных для данных профессий.
Существуют следующие виды систем производственного обучения:
предметная – построена по видам продукции, которые выпускаются; ученик выполняет те же детали, что и рабочий-инструктор; программа обучения включает список изделий, которые изготавливаются;
операционная – предусматривает последовательное усвоение учениками отдельных операций, которые усложняются;
операционно-предметная – изучение операций в процессе изготовления деталей растущей сложности;
операционно-поточная – ученик выполняет конкретную операцию и передает деталь на следующее рабочее место по постоянному маршруту;
«ЦИТ» — предусматривает распределение трудового процесса на составляющие части – трудовые приемы, выполнение в системе упражнений; для каждого трудового процесса разработана особая методика;
операционно-комплексная – предусмотрено усвоение учениками основных приемов выполнения операций и постепенное усложнение комплексных работ; последовательность операций, а также подбор объектов и размещение их в определенной последовательности;
приемо-комплексно-видовая – выделяют самые важные элементы профессии – приемы труда, виды робот – и обеспечиваются овладение приемами работы в каждом виде и следующее соединение приемов в комплексы;
проблемно-аналитическая – происходит общее ознакомление с технологическим процессом в целом, после чего следует изучение отдельных проблемных ситуаций и упражнений по их решению, изучение всего технологического процесса и самостоятельное выполнение заданий по его ведению, регулированию и контролю.
Структурными элементами систем производственного обучения являются:
содержание;
формы обучения;
методы обучения;
средства обучения
Исходя из выбранных форм обучения, можно говорить о целесообразности выбора операционно-комплексной системы производственного обучения для нашего специалиста по специальности ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”.
Достоинство:
исследуемые операции постоянно закрепляются при выполнении следующего комплекса работ,
ученики обучаются приемам и способам выполнения работ в тех соединениях, которые могут встречаться на производстве.
Недостатки:
рассчитана на обучение рабочих ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных условиях


10. Построение сводно-тематического плана профессиональной подготовки специалиста


Сводно-тематический план — это документ, который включает в себя тематику специальных дисциплин, регламентирует последовательность изучения тем и количество часов, которое отводится на их изучение, посеместровое деление учебных курсов, отражать формы обучения.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Сводно-тематический план профессиональной подготовки специалиста: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей” представлен в таблице 1.6.


Таблица 1.6 — Сводно-тематический план профессиональной подготовки специалиста.
Производственное обучение
Специальные технологии

п.п.
Наименование тем
Кол.
часов

П.п
Наименование тем
Кол.
часов
1
2
3
4
5
6
Первый курс
1 полугодие


Обучение в учебных мастерских








1
Вводное занятие
2
1
Введение
2
2
Требования безопасности труда и ПБ в учебных мастерских и на полигоне
4
2
Гигиена труда, производственная санитария и профилактика травматизма
4
3
Экскурсия на предприятии
6
3
Допуски и технические измерения
8
4
Слесарные работы
Проверочные работы
78
12
4
Сведения из технической механики
12






5
Технология слесарно-сборочных работ
8
Итого за 1 полугодие:
102


34
2 полугодие
5
Слесарно-сборочные работы
156






6
Электромонтажные работы
216
6
Основы электромонтажных работ
18


Проверочные работы
12
7
Общие сведения об электроустановках
3






8
Элементы воздушных и кабельных линий
9






9
Распределительные устройства и трансформаторные подстанции
15






10
Схемы электрических сетей и подстанций
12






11
Методы и приборы для испытания электрооборудования
12






12
Качество электроэнергии
4
Итого за 2 полугодие
384


73
Итого за 1 курс
486


107
Второй курс
1 полугодие
7
Такелажные работы
48
12
Требования безопасности к устройству и эксплуатации электроустановок
10
8
Прокладка воздушных и кабельных линий
96
13
Технология прокладки воздушных и кабельных линий
15


Обучение на предприятии


14
Устройство аппаратов напряжением до 1 кВ.
15
9
Ознакомление с предприятием. Инструктаж по ОТ и ПБ на предприятии
12
15
Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии
10
1
2
3
4
5
6
10
Техническое обслуживание аппаратов в комплектных устройствах напряжением до 1кВ(всего 108ч.)
36
16
Устройство аппаратов напряжением выше 1кВ
35
Итого за 1 полугодие:
204


85
2 полугодие
10
Техническое обслуживание аппаратов в комплектных устройствах напряжением до 1кВ(продолжение)
72
17
Эксплуатация систем оперативного тока
6
11
Техническое обслуживание аппаратов в комплектных устройствах напряжением выше 1кВ
108
18
Эксплуатация распределительных устройств
12
12
Техническое обслуживание трансформаторов
78
19
Эксплуатация трансформаторов
8
13
Техническое обслуживание устройств релейной защиты и автоматики
78
20
Эксплуатация устройств релейной защиты и автоматики
12


Проверочные работы
12








Резерв времени
12






Итого за 2 полугодие
360


42
Итого за 2 курс
564


127
Третий курс
1 полугодие
14
Техническое обслуживание воздушных и кабельных линий
180
21
Эксплуатация воздушных и кабельных линий
26


Проверочные работы
12


Резерв времени
8


Резерв времени
12






Итого за 1 полугодие
204


34
2 полугодие
15
Выполнение производственных работ по профессии
336
22
Организация работ по проведению оперативных переключений
8


Проверочные работы
12
23
Стандартизации и контроль качества продукции
10


Резерв времени
72
24
Прогрессивные формы организации и стимулирования труда рабочих
6








Резерв времени
4
Итого за 2 полугодие
420


28
Итого за 3 курс
624


62
Четвертый курс
15
Выполнение работ сложностью 3-4 групп квалификации в составе комплексной бригады
273






1
2
3
4
5
6


Резерв времени
42






16
Производственная практика на рабочих местах предприятия
369








Выпускные квалификационные экзамены
41






Итого за 4 курс
725




Всего за курс обучения
2393


296     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.