Реферат по предмету "Психология"


Когнитивное звено преступного поведения

Когнитивноезвено преступного поведения
Вслед за формированием мотивов преступного поведения наступаетэтап принятия решения.
Мотивация, планирование и исполнение преступления составляют механизм преступного поведения при совершенииумышленных преступлений. У лиц с психическими аномалиями все три этапа этогомеханизма исследованы пока недостаточно и при их изучении целесообразно будетопираться на структуру патопсихологических синдромов.
Подпринятием решения в психологии понимают волевой актформирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основепреобразования исходной информации.
Основные этапы процессапринятия решения:
·          информационнаяподготовка решения;
·          процедураего принятия;
·          выборпрограммы действий;
·          прогнозированиеизменений ситуации;
·          прогнозированиевозможных последствий своих действий.
В принятии решения участвуют различные уровни психическогоотражения – от познавательно-перцептивного до речемыслительного. Однако вопросо том, каким образом нарушения восприятия, памяти, мышления, интеллекта,прогнозирования преломляются в механизме преступного поведения, ранее нерассматривался и впервые был поставлен в исследованиях Ю.М. Антоняна, В.В. Гульдана.
Существуют особенности принятия решения у лиц с психическимианомалиями. Рассмотрим некоторые из них.
Психопатия
Уже в первых работах, в которых психопатии были выделены вотдельную самостоятельную нозологическую единицу, содержатся сведения онарушении интеллектуальной сферы. Е. Блейлер в своей работе, посвященнойособенностям интеллекта психопатов, описал механизм так называемогоотносительного слабоумия. По мнению автора, «относительное слабоумие»проявляется в виде разрыва между приобретенными знаниями и практическим ихприменением. Это слабоумие является результатом неблагоприятного соотношенияразличных психических функций между собой. В качестве предполагаемого механизма«относительного слабоумия» Е. Блейлер считал нарушение соотношения междувозможностями интеллекта и целями, которые ставит перед собой субъект подвлиянием аффектов и влечений.
Для проверки этого предположения Ю.М. Антоняном и В.В. Гульданомбыло проведено экспериментальное исследование. 15 карточек методики исключенияпредметов, заключающейся в необходимости обобщить три изображенных предмета изчетырех, исключив лишний, раскладываются на столе изображением вниз по порядку –от 1 до 15. Испытуемым говорилось, что с увеличением номера карточки трудностьзадания возрастает и предлагалось выбрать одну из карточек. Ограничивалось ивремя. После каждого задания давалась оценка. Оценки «верно» и «неверно»давались в соответствии со схемой эксперимента и могли не совпадать с истиннымуровнем выполнения задания.
Результаты показали, что психопатические личности ставили себеболее сложные задачи в условиях свободного выбора, чем здоровые люди в сходнойситуации.
По-разному действовала на здоровых и психопатических личностейоценка результатов их действий. Несоответствие притязаний оценке не приводило упсихопатических личностей к перестройке действий, как у здоровых испытуемых, авызывало аффективные реакции и неадекватные тактики поведения.
В 23% случаев у психопатических личностей отмечался «неадекватныйпо направлению» выбор заданий: более «легких» после успеха и более «трудных»после «неуспеха». Таким образом, аффективно обусловленные изменения поведенияпсихопатических личностей определяются, прежде всего, особенностями выборацелей, нарушением звена регулятивной связи между уровнем притязаний,возможностями субъекта и предъявляемыми требованиями, т.е. нарушениемрегулятивной и прогностической функции мышления.
Таким образом, было получено экспериментальное подтверждениегипотезы Е. Блейлера об «относительном» и «аффективном» слабоумиипсихопатических личностей, заключающееся в выборе непосильных для возможностейсобственного интеллекта задач и сбоях мышления под влиянием аффективныхмоментов. В сочетании с переоценкой собственной личности, недостаточногопрогноза возможных последствий своих действий эти особенности мышления находятотражение в, казалось бы, тщательно продуманных преступлениях.
Данные литературы показали, что у психопатических личностейсуществует тесная избирательная связь между нарушением критичности ксвоим действиям и мотивами их деятельности.
У психопатических личностей истеровозбудимого типанарушения критичности проявляются при актуализации мотива «восстановлениеуязвленного самолюбия».
У тормозимых психопатов нарушение критичности проявлялосьпри актуализации мотива сохранения личностной автономии с собственным привычнымстереотипом действий в условиях внешней регламентации деятельности.
Нарушение критичности у психопатических личностей, проявляющееся вопределенных ситуациях, чаще всего при актуализации мотивов психопатическойсамоактуализации, определяет особенности принятия решений и планирования преступленийв этих случаях.
Особое внимание уделяется в литературе способности психопатическихличностей к учету прошлого опыта, обучению на собственных ошибках,планированию и предвидению. Прогнозирование будущего на основе прошлогоопыта – важнейшее условие оптимальной организации человеческого поведения, втом числе и преступного.
Прогнозирование будущего дает возможность подготовиться к нему. Издесь наиболее существенным признаком является частота наступления каждогособытия в его прошлом опыте. На основе сведений о чередовании событий субъектсоздает внутреннюю модель вероятностной организации среды и предсказываетнаступление определенных событий. Подготовку к действиям, которые надосовершить в предстоящей ситуации, прогнозируемой с определенной вероятностью наоснове прошлого опыта субъекта, называют «преднастройка к движениям» (И.М. Фейнгенберг).
Для уточнения способности психопатических личностей к формированиюопыта и его использованию для регуляции поведения проведена методикарегистрации времени двигательной реакции при реагировании испытуемого наразновероятностные сигналы, появляющиеся в случайной последовательности.Сначала формировался опыт в установлении стабильной разницы во времени реакциина частые и редкие сигналы в соответствии с законом Хика. После установленияэтой разницы условия эксперимента варьировались. Различия между здоровыми ипсихопатическими личностями выявлялись в звене использования опыта длярегуляции собственных действий. У психопатических личностей реагированиеопределялось непосредственным подчинением ситуации (а не знанием остатистической структуре сигналов), и в значительной степени подчинениеситуации определялось только последними предшествующими событиями, тогда как внорме использовался больший отрезок прошлого опыта.
По данным ТАТ, касающимся временной перспективы, в рассказахпсихопатических лиц категории прошлого и будущего встречаются менее чем в 15%рассказов, тогда как у здоровых – в 75% рассказов.
Типичные высказывания возбудимого психопата: «Я сначалаляпну, а потом уже думаю». «Когда начинаю думать, я сижу уже в тюрьме».
Для истерического психопата характерно следующее: «Япланирую, причем очень далеко. Мои прогнозы похожи на шахматы. Вообще, у менянет таких целей, которых бы я не добивался. Единственное, что мне можетпомешать, – это тюрьма».
Характерной для этих испытуемых была определенная подмена понятий.В частности, под прогнозом они понимают поставленную цель, которую стараютсядостичь. Подмена понятий прогноза и цели носит, по-видимому, защитно-компенсаторныйхарактер, является попыткой вытеснения, своеобразной маскировкой нарушенийпрогностической функции мышления.
Тормозимый психопат, когданачинает строить планы, получает результат хуже, чем в случае действий безпредварительной программы. Полученные, казалось бы, парадоксальные данные, чтоименно предварительное обдумывание своих действий психопатическими личностямитормозимого круга является в какой-то мере дезадаптирующим фактором, ведущим кявному ухудшению результатов, находит свое подтверждение в материалах уголовныхдел этих испытуемых. Их спланированные противоправные действия поражали своейвычурностью, недостаточной логичностью, неадекватностью прогноза возможныхпоследствий.
Как у здоровых, так и у психопатических личностей принятие решенияосновывается на двух моментах: анализе ситуации и учете собственныхвозможностей. Выбор одного из возможных действий и предсказание ожидаемыхрезультатов должны выводиться из логического анализа ситуации с учетомсобственных возможностей. Длительность и стойкость компенсации в этой группепсихопатических личностей зависит во многом от иерархии мотивов, сложившихсямежличностных отношений, возможности реализации главных для них ведущихмотивов.
Для истеровозбудимых – это возможность доминирования над окружающими,лидерства в группировках, манипулирование их мнением и поведением.
Для шизоидных психопатов – это стремление к личностнойавтономии. Как правило, они завоевывают авторитет своей независимостью,эмоциональной холодностью, жестокостью.
Неустойчивые психопаты включаютсяв асоциальные группировки, находя в таком общении романтические аспекты.
По данным В.В. Гульдана и Ю.М. Антоняна, психопатов,которые включаются в трудовую жизнь и соблюдают правила режима, находясь вкомпенсированном состоянии, было значительно меньше. Это, в основном, психопатытормозимого круга, которые отличаются исполнительностью, трудолюбием,избегают ссор и конфликтов.
Осужденные обеих групп стремятся произвести благоприятноевпечатление, декларируя гиперсоциальные установки (более 70%). Здесь важнорешить вопрос, насколько устойчивы эти установки, становится ли прошлый опытфактором самоконтроля и регуляции поведения, так как вытеснение отрицательныхаспектов содеянного ведет к неадекватной и идеализированной оценке, что нередковлечет за собой рецидив преступления.
В основе дефектов принятия решений лежат особенности собственномыслительной деятельности, выбор в условиях неопределенности программ поведенияна основе искаженных представлений о ситуации, о самих себе, о своих возможностях.Особенности принятия решений больнымиолигофренией
Рассмотрим особенности принятия решений больными олигофренией.
Олигофрения– этоврожденное слабоумие, главный признак которого – нарушение интеллекта имышления.
Это заболевание характеризуется низким запасом сведений и знаний,неспособностью к обучению, бедным словарным запасом, недоразвитием понятийного,абстрактного мышления. Для лиц, больных олигофренией, характерен недостатоквысших произвольных форм психической деятельности, таких как память, внимание,прогнозирование и планирование собственных действий.
С учетом психометрических показателей различают три степенипсихического недоразвития:
·          идиотию– глубокая умственная отсталость;
·          имбецильность– резко выраженная умственная отсталость;
·          дебильность– легкое недоразвитие умственной деятельности.
По данным статистики, от 1% до 3% населения в странах СНГ страдаютдебильностью. Эти люди способны выполнять простую, привычную работу,придерживаясь определенных стереотипов. Но при любом изменении ситуации ихдеятельность приобретает дезадаптивный характер.
У больных олигофренией В.М. Блейлер и И.В. Крук (1986)было проведено исследование самооценки относительно их способности кпланированию своих действий, предвидению их возможных последствий. Испытуемые вбольшинстве случаев максимально высоко оценивали свои интеллектуальныеспособности, умение действовать обдуманно, проявляли способность кпрогнозированию. Авторами была сделана попытка объективизацииадекватности-неадекватности самооценки, а именно – ее проявлений в уровнепритязаний при решении интеллектуальных задач. На основе результатов выполнениятеста Равена подсчитывался специальный коэффициент, характеризующий отношениечисла правильно выполненных заданий к общему числу выполненных заданий. Можнопредположить, что, чем ближе значение этого коэффициента к 1, тем адекватнееуровень притязаний, тем больше возможности испытуемого соответствуют сложностизадач, за решение которых он берется.
У психически здоровых испытуемых этот коэффициент, в среднем, былравен 0,9, что может свидетельствовать о продуманности действий, выбореоптимального темпа работы, самоконтроле. В группе больных олигофрениейкоэффициент оказался равным 0,31. Более двух третей заданий больнымиолигофренией выполнялись неправильно, бездумно и, несмотря на невозможностьсправиться с объективно сложными для них заданиями, они продолжали выполнениетеста, по скорости опережая здоровых испытуемых. Половина больных олигофренией«выполнили» тест менее чем за 10 минут.
Психологическое исследование больных олигофренией в степенидебильности выявило, что интеллектуальный дефект лежит, прежде всего, в основенарушений способности к формированию прошлого опыта, регуляции деятельности,прогнозирования своих действий, их возможных последствий. Неадекватнаясамооценка больных олигофренией, резко контрастирующая с объективнымипоказателями, не является, в свою очередь, фактором самоконтроля, коррекции,регуляции поведения. Психологические исследования больных олигофренией встепени дебильности выявили у них нарушение:
·          критическихспособностей;
·          механизмапринятия решений;
·          планированиясобственных действий.
В основе этих нарушений лежит интеллектуальный дефект. Приисследовании познавательных процессов у олигофренов наиболее отчетливовыявляется слабость отвлеченного мышления, преобладание сугубо конкретныхсвязей, не выходящих за пределы наглядных представлений. Эти особенностимышления больных олигофренией легко обнаруживаются в патопсихологическомэксперименте. При исследовании мышления испытуемые устанавливали различия междупредметами в основном по внешним признакам и часто затруднялись определить ихсходство.
Так, при выполнении известной методики «классификация предметов» (С.Я. Рубинштейн)вместо недоступного им образования понятийных групп («люди», «животные»,«растения» и т.д.) испытуемые с олигофренией в степени дебильности объединяют,например, карточки с изображением человека, стола и чашки, называя группу:«человек сидит за столом и пьет чай». Неспособность к отвлеченному мышлению проявляетсяв буквальном понимании пословиц и метафорических выражений: «золотые руки» – «рукииз золота, у статуи», «не плюй в колодец, пригодится воды напиться» – «я вколодец не плюю, вода будет грязная».
Конкретность мышления олигофренов, неспособность к установлениюсложных причинно-следственных связей, к прогнозированию развития ситуации кустановлению сложных причинно-следственных связей, к прогнозированию развитияситуации и возможных последствий собственных действий находят непосредственноеотражение в когнитивном звене совершаемых ими преступных действий.
При этом интеллектуальную недостаточность нельзя отрывать отмотивационных и волевых расстройств больных олигофренией. По данным О.Г. Сыропятова,у 32% больных с легкой и выраженной степенью дебильности преступные действиясвязаны с реализацией корысти, мести, зависти. Собственная их инициатива вумышленных преступлениях, как правило, невысока. Инициаторами «спланированных»преступлений, в которых участвуют олигофрены, являются в большинстве случаев другиелица. Решающую роль здесь играют повышенная внушаемость и пассивнаяподчиняемость умственно отсталых перед авторитетными для них, а то и случайнымилицами.
Криминогенность патопсихологического синдрома психическогонедоразвития в первую очередь связана с неспособностью больных олигофрениейсоотнести отвлеченные требования социальных норм поведения со своим конкретнымповедением.Особенности принятия решений больнымишизофренией
Шизофрения – прогрессирующее психическое заболевание,проявляющееся в двух типах нарастающих расстройств психической деятельности:
продуктивных и негативных симптомах. К продуктивнойпсихопатологической симптоматике относят не встречающиеся в нормальнойпсихической деятельности следующие проявления: галлюцинации, бред, симптомы психическогоавтоматизма, к негативной сиптоматике – признаки дефекта, изъяна, нанесенноголичности болезнью. Последние заключаются, прежде всего, в нарастающихинтровертированности, аутизме, влекущих нарушения межличностных отношений, атакже в изменениях познавательных и эмоциональных процессов, их своеобразномрасщеплении, послужившем для обозначения заболевания (А.В. Снежневский,1969).
Клинические разновидности, формы и типы течения шизофрениичрезвычайно разнообразны. Это одно из самых распространенных психическихзаболеваний, на долю больных шизофренией приходится значительная частьобщественно опасных и преступных действий, совершаемых лицами с психическиминарушениями. По данным эпидемиологических исследований, распространенностьшизофрении составляет 9,61 на 1000 населения (Л.М. Шмаонова, Ю.И. Либерман,1979). При этом число больных шизофренией с общественно опасными тенденциямисоставляет, по данным разных авторов, от 8 до 27,6% из общего числа больных,состоящих на диспансерном учете (В.М. Шумаков, 1975).
На первом месте среди общественно опасных действий больныхшизофренией, совершенных не по психопатологическим механизмам, стоятпосягательства на личную и государственную собственность (33,7%), на втором – хулиганскиедействия – (21,8%), на третьем – убийства и тяжкие телесные повреждения (19,7%)(А.Ф. Мохонько, И.К. Шубина, 1981).
Расстройства мышления, перцептивной деятельности относятся кглавным симптомам шизофрении во всех ее клинических формах и типах течения.Основными признаками шизофренического мышления являются:
·          нарушенияцеленаправленности, связанные с мотивационным обеспечением мыслительнойдеятельности при относительной сохранности формально-логических операций;
·          неравномерностьнарушений мышления – непредсказуемость проявлений расстроенного мышления;хорошо справляясь с рядом мыслительных задач, больной шизофренией допускаетгрубые ошибки суждений в аналогичных по сложности и содержанию заданиях;
·          относительнаясохранность суммы приобретенных знаний, способность к их простой репродукции;
·          актуализацияпри решении мыслительных задач несущественных, «маловероятных» по прошломуопыту признаков предметов и понятий, отдаленных, случайных связей междуобъектами (Ю.Ф. Поляков, 1969);
·          искажениепроцесса обобщения, разноплановость, патологический полисемантизм, резонерство,паралогичность.
В клинической и психологической литературе существует большоечисло концепций, пытающихся объяснить механизмы шизофренического мышления.Большинство авторов сходится в том, что в основе нарушений мышления пришизофрении лежат мотивационные расстройства. Наиболее характерной модельютрансформации мотивационной сферы при шизофрении, ведущей к патологическомувосприятию и осмыслению событий внешнего мира, а также соответствующемуповедению в нем, являются параноидные состояния. С развитием патологическихсостояний происходит кардинальная перестройка иерархии мотивов, деятельностьтеряет полимотивированный характер, начинаются изменения и распад ценностейвнешнего мира. Теряют актуальность прежние интересы и увлечения, отмечаетсяредукция познавательного мотива, направленного на внешний мир, и в то же времяпоявляется повышенный интерес к своим внутренним ощущениям. Формированиеведущего патологического мотива приводит к тому, что деятельность больногоприобретает особое содержание, и прежде всего оказывается затронутымсмыслообразование и все события и факты приобретают для него особое значение.
В качестве примера шизофренического мышления считаем возможнымпривести нижеследующий текст письма, оставленный нам одной из больных:
«Прошу о предоставлении возможности заниматьсянаучно-исследовательской работой, связанной с выявлением психофизических причинвозникновения преступности и с разработкой способов их устранения, а также обосуществлении научного руководства в организации научно-медицинскихисследований (при помощи медицинских приборов для измерения порогов световыхощущений сумеречного зрения и др.) над преступниками (всех существующихуголовных и других видов преступлений) с целью: осуществления экспериментальнойпроверки (на людях, уже совершавших те или иные виды преступлений)существования обнаруженных мною уже (в результате индивидуального изученияразнообразной научно-медицинской литературы, а также древних источниковинформации о свойствах человеческого организма) основных (современной наукенеизвестных) объективных (т.е.: световых волн диапазона длин сумеречногозрения, но не всех, а некоторых из них) и субъективных (т.е. порогов световыхощущений к этим длинам ев: в. сум. зр.) психофизических причин, толкающих людей(при условии совпадения объективных с субъективными – потому что совершениечеловеком преступлений является осуществленим действия, а действие всему даетсвет) на те или иные (конкретные) виды уголовных и др. преступлений, т.е.: накаждый из существующих видов преступлений человек должен наталкиваться световойволной какой-то одной конкретной длины. (например: на убийство – св. волнойодной длины; на кражу – св. волной другой длины; и т.д.)
Какая же именно конкретная длина св. волны на какой именно видпреступления должна наталкивать людей, можно будет установить (или определить)точно только при условии организации, исследований порогов световых ощущенийсумеречного зрения у преступников, уже совершивших преступления всехсуществующих видов, у которых должно наблюдаться наличие показателячувствительности (или порогов св. ощущений) именно к тем конкретным длинамкоторые и должны являться причиною, толкнувшею этих людей на уже совершенныеими те или иные виды преступлений (например: у всех. убийц должно наблюдатьсяналичие показателей чувствительности к какой-то одной конкретной длине св. в.сум. зр» которая и должна являться причиной, толкнувшей этих людей на убийство;у всех воров должно наблюдаться наличие показателя чувствительности к какой-тодругой конкретной длине, которая и должна являться причиною, толкнувшею этихлюдей на воровство; и т.д.).
Если при осуществлении экспериментальной проверки на преступникахдействительно окажется, что у них будет наблюдаться наличие показателейчувствительности к строго определенным (или конкретным) длинам световых волнсумеречного зрения, значит.
Наиболее существенную роль в когнитивном звене механизмапреступных действий у больных шизофренией играют нестандартность,парадоксальность мышления, предпочтительная актуализация необычных свойствпредметов и понятий, паралогичность рассуждении. В сочетании с эмоциональнойхолодностью, жестокостью эти особенности и нарушения мышления определяют особыйрисунок общественно опасных, в том числе преступных, действий.
В последние годы в судебно-психиатрической литературе все чащеобсуждается вопрос о возможности признания вменяемыми некоторых больныхшизофренией. По данным ведущих судебных психиатров, при экспертной оценке втаких случаях правомочно признание этих лиц вменяемыми, так как в связи сотсутствием признаков юридического критерия невменяемости (нарушений мышления иэмоционально-волевой сферы) отсутствует и формула невменяемости (Г.В. Морозов,И.Н. Боброва и др., 1977).
Из этого следует, что криминология и судебная патопсихологиясталкиваются с новым для себя явлением – преступным поведением больныхшизофренией. Причем нестандартность, парадоксальность мышления, паралогичностьрассуждении в сочетании с эмоциональной холодностью определяют особый рисунокобщественно опасных и преступных действий этих лиц.
В большинстве известных криминологических, антропологических,социологических и психологических работ насилие, агрессия и жестокостьрассматриваются в рамках теории агрессии (агрессиологии) и теории насилия (вайленсиологии)почти как синонимы, и лишь в отдельных исследованиях предполагается ихсамостоятельное значение.
В юридической психологии понятие жестокостиприменяетсядля:
·          обозначенияособо брутальных (грубых) способов совершения преступления;
·          обозначенияопределенных свойств характера преступника;
·          комплексногообозначения всех объективных и субъективных факторов преступления, включая егопоследствия для общества в целом.
Выделяют жестокость преднамеренную и непроизвольную, реализующуюсяв определенных действиях, вербальном поведении (причинении мучений словами) илив воображении – в патологическом фантазировании, оперирующем образамиистязаний, мучений людей или животных.
Жестокость может быть сознательной и неосознанной. Жестокостьможет проявляться в отношении людей и животных, причем известны случаирасщепления (жестокость к людям и сентиментальность к животным). Жестоким можетбыть действие, совершенное по разным мотивам, и бездействие, напримернеспособность добить раненое животное.
Жестокость может быть законопослушна, то есть связана ссоциально санкционированным поведением (забой скота).
Жестокость – как личностная черта– это стремление к причинению страданий, мучений людям или животным,выражающееся в действиях, бездействии, словах, а также фантазированиисоответствующего содержания (В.В. Гульдан и Ю.М. Антонян).
Могут быть следующие проявления жестокости:
·          преднамеренные;
·          импульсивные(непреднамеренные);
·          помотивации – сознательные или неосознанные;
·          официальносанкционированные или преступные.
Жестокость сохраняет личностный смысл только тогда, когда вповедении она направлена на причинение страданий и мучений ради страданий имучений самих. В уголовном кодексе Украины предусмотрена ст. 107 засовершение насильственных действий, причинивших физическую боль, и носящиехарактер истязания. Такие действия наказываются лишением свободы на срок дотрех лет.
Психологические свойства и черты личности, способствующиепроявлению жестокости:
·          эмоциональнаяили интеллектуальная неспособность к сопереживанию;
·          эгоцентризм;
·          эмоциональнаяхолодность;
·          интеллектуальнаятупость;
·          фанатизм;
·          схваченностьдоминирующей идеей;
·          внушаемость;
·          гипертимность;
·          маниакальныйаффект или глубокая депрессия;
·          профессиональныедеформации.
Достаточно часто особой жестокостью сопровождаются аффективныепреступления (убийства из-за ревности), когда у преступника к жертве имелосьсверхценное отношение, преодолеть которое он мог только уничтожив объект этогосвоего отношения.
Объективно жестокость может быть функциональной: массовыезабои скота, отлов и уничтожение бездомных животных, исполнение высшей мерынаказания. Здесь жестокость часто не является особой личностной чертой, а носитотчужденный, с обилием защитных мотивировок, характер. Более того, вэкстремальных случаях (война) приказ, обстоятельства заставляют совершатьжестокие действия нежестких людей.
В этнографических исследованиях можно обнаружить данные о мотивахритуального жестокого поведения, направленного на сплочение группы. Ритуальныеубийства, клятвы кровью и т.д. парадоксальным образом не разобщают, а связываютих участников. В этом отношении характерны детские игры, включающие элементыжестокого обращения с животными. Жестокость, связанная с познавательныммотивом, может варьировать от поведения ребенка, отрывающего крылья бабочке, допрофессиональной деятельности ученого, ставящего острые опыты на животных.
Садистическая жестокость.Такимобразом, реализуется извращенное половое влечение. Эти действия могут бытьнасильственными, а могут реализоваться и в «гармоничной» садомазохистской паре.Несексуальное садистское поведение, по мнению Э. Фромма, проявляется втом, чтобы найти беспомощное и беззащитное существо (человека или животное) идоставить ему физические страдания вплоть до лишения его жизни. Одно из широкораспространенных проявлений несексуального садизма – жестокое обращение сдетьми. За рубежом эта проблема была достаточно хорошо исследована, в отличиеот нашей страны. Наиболее точные данные представлены в работе D.G. Gill(1970). Детей, которые стали жертвами насилия, он делит на несколько возрастныхгрупп: первая – от года до двух лет; вторая – от трех до девяти (число случаевудваивается); третья группа – с девяти до пятнадцати (частота снова понижается,пока не достигает исходного уровня, а после шестнадцати лет постепенно совсемисчезает). Это означает, что в наиболее интенсивной форме садизм проявляетсятогда, когда ребенок еще беззащитен, но уже начинает проявлять свою волю ипротиводействует желанию взрослого полностью подчинить его себе.
Э. Фромм выделяет как отдельную форму психический садизм,проявляющийся в желании унизить другого человека с помощью слов. Множествопримеров такого садизма можно встретить в человеческих отношениях: начальник – подчиненный,родители – дети, учителя – ученики и т.д. Психический садизм имеет многоспособов маскировки и достигает особого эффекта, если оскорбление совершается вприсутствии других людей.
Одним из самых ярких исторических примеров как психического, так ифизического садизма была личность Сталина. Особенно изощренная форма садизмасостояла в том, что у Сталина была привычка арестовывать жен высших советских ипартийных работников и затем отсылать их в трудовые лагеря, в то время какмужья продолжали работать на систему, не смея даже просить об освобождениисвоих жен.
Существуют отличия убийств, связанных с реализацией жестокости какличностной черты, от других особо жестоких, но совершенных по другим мотивам:
·          причинениемучения жертве является самостоятельной целью преступных действий;
·          убийстватщательно спланированы;
·          убийстваосуществляются с применением специально изготовленных или подобранных орудий.
Жестокость нельзя списать на патологию психики. С помощьюспециально разработанной программы было изучено 500 уголовных дел об убийствах,совершенных с особой жестокостью. Одной из задач исследования былосравнительное изучение особенностей совершения убийств с особой жестокостьюпсихически здоровыми и лицами с психическими аномалиями, но вменяемых(психопатия, хронический алкоголизм, органические заболевания головного мозга,олигофрения).
Результаты показали, что более половины верифицированныхпсихиатрами убийств с особой жестокостью совершили психически здоровые люди.
В качестве мощного прорыва вперед в решении проблемы оценкиагрессии можно рассматривать фромовскую модель структуры агрессии. В нейпредполагается различать два вида агрессии: доброкачественную излокачественную. Доброкачественная агрессия является биологически адаптивной,способствует поддержанию жизни и связана с защитой от нападения или угрозы, тоесть не сопряжена с защитой витальных интересов. В основе этой классификациилежит функциональный подход, который связан с дифференцирующим критерием:необходимо (полезно) – не нужно (вредно).
Для лиц с психическими аномалиями агрессивность характерна в силуих повышенной тревожности, бессознательной неуверенности в своем социальном ибиологическом статусе, постоянного состояния ощущения угрозы. Наиболее частодля выявления агрессивности используются проективные методики – ТАТ, тестРоршаха, тест Розенцвейга.
Наиболее сложная проблема интерпретации результатов проективныхметодик – это установление связи между продукцией испытуемых, полученной вопыте, и их реальным поведением.
С целью проверки, можно ли считать повышение числа вербальныхответов, содержащих агрессию, признаком агрессивности субъекта, было проведеноисследование с ТАТ (Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан, 1991).
Результаты показали, что у психопатических личностей, совершившихтяжкие насильственные преступления, на трех выделенных таблицах ТАТ агрессивныеэлементы картин полностью игнорировались, отмечалась тенденция к построению«гиперсоцильных» сюжетов, резко контрастирующих с реальным поведениемиспытуемых.
Это можно объяснить активизацией защитных механизмов личности потипу «перцептивной защиты», ограждающей личность от возрастания уровня тревоги.Таким образом, увеличение числа агрессивных сюжетов в рассказах ТАТ вовсе несвидетельствует о проявлениях агрессии в антисоциальных формах в реальномповедении, тогда как «гиперсоциальность» рассказов может быть следствиемреакции личности на криминальный опыт и ситуацию исследования.
Из этого следует, что проективные методики можно использовать привыявлении личностных факторов, способствующих совершению противоправных действий(с учетом защитного поведения личности), а также то, что агрессивность какличностная черта не является обязательным признаком психопатии, определяющимповедение психопатической личности.
В настоящее время высказывается мнение, что все формы наказания (втом числе и определенные законодательно) есть проявление злокачественнойагрессии (Э. Фромм, 1984). Однако, по мнению А.А. Реан, адекватноенаказание есть фактор ориентирующий, а не дезориентирующий личность. Правовоенаказание (без которого невозможно правовое регулирование), дополнительно кэтому, является доказательством, фактором обеспечения стабильности общества ибезопасности его граждан. Потенциальная возможность наказания, выполняяориентирующую функцию, играет роль превентивного механизма контрнормативного,асоциального поведения личности, в том числе предупреждает проявлениезлокачественной агрессии. Предвидение правовых мер не может не воздействоватьна индивидуальное сознание и требует от человека более внимательно относиться кпоследствиям своих поступков, отсутствие же правовой идеи наказания ослабляетэто внимание. Необходимость отчета, как показывают экспериментальные данные,повышая индивидуальную ответственность личности, снижает проявлениеагрессивности даже в групповых формах агрессии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.