Сочинениена тему:«Силаили слабостьКатериныпроявляетсяв еесамоубийстве
в произведенииОстровского»Гроза"?
Читая пьесуОстровского«Гроза», невольнозадаешьсявопросом: сила илислабость
Катериныпроявляетсяв еесамоубийствев финалепьесы? Правильноона поступилаили
нет? По этомуповодусуществоваломного споровмеждулитературнымикритиками 40-х, 50-хгодов 19-гостолетия.Так, Добролюбовотметил«сильные, бунтующие
мотивы»в характереКатериныи связалих сатмосферойкризиса, в которомнаходилосьвсе
российскоеобщество. Поего словам, в драмеОстровскогопоказансложный, трагический
процессраскрепощенияоживающейдуши.
ГлубокотрагичнаперваявстречаКатериныс любимым- Борисом.Сцена пронизана
тревогой.Звучит мотивнароднойпесни — мотив неминуемойгибели («Тыубей, загубименя
сополуночи…»). «Зачем тыпришёл? Зачем тыпришёл, погубительмой?» — предчувствует
беду Катерина.Каким жесильным должнобыть еёчувство, если онаво имялюбви идётна
вернуюгибель! «Нежалей, губименя!» — восклицаетона, отдавшисьэтому чувству.Так
любитьможет невсякий, имы убеждаемсяв необычайнойсиле героини.
А каковыслова Катерины, произнесенныев оправданиесвоему мужуи себе, перед
Кабанихой.Вслушаемсяв нихвнимательно:«Для меня, маменька, всё одно, что родная
мать, чтоты, даи Тихонтоже тебялюбит». Вотличиеот жены, Тихон произноситсвои
оправданияжалобно, и вместес темвесьма почтительно, обращаяськ материна «вы».
Катеринаговорито томже, чтои Тихон, возражаяна упреки.Но скакимдостоинством, как
простои искреннеговоритона. Характернои этообращениена «ты» (какк равной).Она
стремитсяк ясным, доброжелательнымчеловеческимотношениям.
В первомявлениимы представляемсебе Катеринукак покорнуюжертву, человекасо
сломаннойволей ирастоптаннойдушой. «Маменькаеё поедомест, аона кактень какая
ходит, безответная.Толькоплачет датает каквоск», — говорито женеТихон. Ивот онасама
переднами. Нет, она нежертва. Оначеловек ссильным, решительнымхарактером, с живым,
вольнолюбивымсердцем.Она нечувствуетсебя рабой, напротив, она свободна, хотя бы
потому, чтовсё потеряла, что нечемей большедорожить, даже жизнью:«Для чегомне
теперьжить, нудля чего?»
Жажда освобожденияторжествуети надее религиознымипредставлениями.«Всё равно, что смертьпридёт, чтосама…, ажить нельзя.»размышляетона осамоубийстве. И далееона подвергаетсомнению этопредставление:«Грех! Молитьсяне будут? Кто любит, тот будетмолиться».
Предсмертныеслова Катериныобращеныне к богуи выражаютне раскаяниев совершённых
грехах, они обращенык любимому;«Друг мой! Радостьмоя! Прощай!»Так свободноеот
предрассудков, живое исильноечувствопобедилов душеКатерины
С другойстороныможно показать, что Катеринапроявиласлабость.Такая точка
зрениясуществуету Писарева, когда встатье«Мотивырусскойдрамы» оноценивал
«Грозу».Статья быланаправленаполемическипротивДобролюбова.Писаревназвал
Катерину«полоумноймечтательницей»и «визионеркой»:«Вся жизньКатерины, по его
мнению,- состоитиз постоянныхвнутреннихпротиворечий; она ежеминутнокидаетсяиз
однойкрайностив другую; она сегодняраскаиваетсяв том, что сделалавчера, имежду тем,
сама незнает, чтобудет делатьзавтра; наконец, перепутавшивсе, чтобыло у неепод
руками, она разрубаетзатянувшиесяузлы самымглупымсредством, самоубийством».
На самомделе самоубийство- не глупое, а последнеесредствоотчаявшегося
человека.С точкизрения атеиста, в поступкеКатерины- сила. Нос точкизрения
православия, самоубийствунет прощения, какими бымотивамионо неоправдывалось.Это
одиниз самыхтяжелыхгрехов.Считается, что людидолжнытерпетьто, чтоим посылает
судьба.Катеринадолжна быланести свойкрест. Интересентот факт, что встарину самоубийц хоронилине накладбище, а рядом.И проходившиемимо людизнали осудьбе
умершего.А ведь Катеринамечтала, освободившисьот мирскойжизни, отом, как:«Под
деревцеммогилушка…Солнышко еегреет… Птицыприлетятна дерево, будут петь, детей
выведут.» Ее душане могласпокойно существоватьбез красотприроды, любви.
Таким образом, мы видим, что еслипробуждаетсяпротест, пусть ив такихпассивных
формах, пусть итаким слабымсуществом, какой считалиженщинув туэпоху, тоэто иесть
нарастающийпротеств народе, сигнал, которыйявлялсяпредвестникомгибелистарого
укладажизни, опиравшегосяна системуфеодально-крепостническогодеспотизма, и
набиранияоборотовновыхпрогрессивныхстремленийк равноправию, к свободе
человеческойжизни.