Реферат по предмету "Педагогика"


Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Забайкальскийгосударственный гуманитарно-педагогический
университет им.Н.Г.Чернышевского»
ИННОВАЦИОННАЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Курсовая работа
Исполнитель: КуфароваЛариса Сергеевна,
Студент курса заочногоотделения
Научный руководитель:
Чита 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава1. ДОУ как открытая развивающаяся система
1.1    ДОУкак система
1.2    Структурно-функциональнаямодель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
1.3    ДОУв режиме развития
1.4    Современныетенденции развития дошкольного образования
Глава2. Инновационная деятельность в дошкольном образовании
2.1Предпосылки становления инновационной деятельности
2.2Основные понятия инноватики
2.3Источники инноваций в ДОУ
2.4Закономерности протекания инновационных процессов
Глава3. Формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОУ на примереМДОУ Детский сад №2 п. В-Дарасунский
Заключение
Списоклитературы
дошкольныйобразование инновационный

Введение
В период глубокихсоциально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всейсистемы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и системаобразования. Характерной особенностью нашего времени является активизацияинновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательнойпарадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение,поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует оразвертывании инновационных процессов в системе образования.
Как существенныйэлемент развития образования инновации выражаются в тенденциях накопления ивнедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит ккачественным изменениям его содержательных и технологических аспектов.
Исследованиянововведений в области образования представлены в работах К. Ангеловски,Л.Г.Богославец, В.В.Горшкова, Е.С. Заир-Бек, В.И.Загвязинского, М.В. Кларина,Е.Г.Ильина, В.Т.Кудрявцева, А.А.Майер, М.М. Поташника, С.Л. Полякова, В.А.Сластенина, Л.С. Подымовой,, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и др.
В данной курсовойработе рассмотрена сущность явления инноватики в дошкольном образовании, еёклассификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольногообразования.
Цель – исследованиеинновационных процессов в современном дошкольном образовании.
Задачи:
1. РассмотретьДОУ как развивающуюся систему.
2. Исследоватьтенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.

Глава1. ДОУ КАК ОТКРЫТАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
1.1 ДОУ как система
ДОУкак система – сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее изсовокупности системообразующих факторов, структурных и функциональныхкомпонентов, условий функционирования.
Системообразующиефакторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальнымипрограммами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результатыдеятельности ДОУ.
Структурнымикомпонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав(воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всехуровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.
Функциональныекомпоненты определяются назначением управленческих функций в ДОУ(аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической,организационно-исполнительской, контрольно-оценочной,регулятивно-коррекционной) по форме взаимосвязанной деятельности в системе«педагог-ребенок-родители» и соответствующих подсистемах.
Условияфункционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ –медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами,временными рамками и психофизиологическими особенностями участниковвоспитательно-образовательного процесса.
ОткрытостьДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют вучреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУмогут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции иреакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивнаяактивность), тип и степень регламентированности системы управления(традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальныхсвязей) и др.
Основнымрезультатом функционирования открытой системы становится успешноевзаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится мощнымсредством социализации личности.
Выделенныепространства необходимы и на сегодняшний день, как правило, достаточны дляобеспечения высоких результатов воспитательной деятельности в ДОУ.
Пространстворазвития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов:воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем являетсявзаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Рассматриваяспецифику функционирования системы, можно увидеть направленность и назначениевыделенных пространств развития всех субъектов: родители формируют социальныйзаказ на уровне общественной потребности, воспитатели реализуют образовательныеуслуги на уровне государства, дети становятся потребителями оказываемых ДОУобразовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.
1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУкак открытой развивающейся системы
Пространстворазвития ДОУ:
— кадровое, информационное обеспечение;
— материально-техническая база, ресурсы;
— управляющая система.
Пространстворазвития родителей:
— включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности);
— преемственность и единство требований ДОУ и семьи;
— взаимоотношение родителей в семье;
— стиль воспитания в семье;
— родительское сообщество.
Пространстворазвития педагогов:
— система стимулирования и мотивации;
— мастерство и профессионализм;
— сотрудничество, сотворчество;
— педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе,сплоченность).
Пространстворазвития ребенка:
— предметно-развивающая среда;
— образовательное пространство;
— дополнительное образовательное пространство;
— социальная ситуация развития;
— медико-социопсихопедагогическое сопровождение;
— детское сообщество.
Логикаразвертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в сменеэтапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы,с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформацииизменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.
Наэтапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвитияпедагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позицииобъекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.
Наэтапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия всистеме «педагог-ребенок-родители» в форме сотворческой продуктивнойдеятельности и общения. Итогом этого этапа является переход педагогов, родителейи детей с позиции субъекта в личную сферу.
Наэтапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личностипедагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе иопределение потенциала развития в процессе максимального раскрытияиндивидуальной сущности субъектов.
Интегрированиеназванных пространств позволяет разработать механизм комплексногомедико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуальногоразвития каждого субъекта, реализуемый в логике:
— структурной организации социального заказа в области дошкольного образования(уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный);
-сменыэтапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция,индивидуализация;
— эволюции ведущих видов управления в ДОУ (традиционное, мотивационноепрограммно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);
— смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развитияДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.
1.3 ДОУ в режиме развития
Режимразвития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процессперехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийсяразноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постояннорасширяющимся потенциалом роста.
Режимфункционирования – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизациюкакого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением,воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.
Многимиисследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленнойразработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизацииновшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.
Втаблице 1.1. представлены сравнительные характеристики режимовжизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управленииинновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционногорежима в инновационный.
Таблица1.1
Основныехарактеристики режимов жизнедеятельности ДОУПоказатели Режимы Функционирование Развитие Тип/вид ДОУ Традиционный, типовой Инновационный Цели и задачи управления Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности Субъект управления Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение и инициативы. Научные концепции управления, подходы Эмпирический, основанный на личном опыте Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития Мотивационное обеспечение Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов Воспитательно-образовательный процесс Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях Содержание образования Использование традиционных идей, учебных предметных планов и программ Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств Технологии Обеспечивают стабильные результаты Личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов Организация воспитательно-образовательного процесса Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ –школа — ВУЗ Нормативно-правовое обеспечение Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу Типовые документы становятся основой для разработки собственных Кадровое обеспечение Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов Научно-методическое обеспечение Традиционные учебные программы и планы Инновационные, авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов Финансовое обеспечение Бюджетное Бюджетное и внебюджетное Материально-техническое обеспечение Организация базового процесса на имеющихся материалах Постоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития
Существуетнесколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОУ в режимеразвития.:
1. Актуальность(значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработкупрактических мер для решения серьезной проблемы.
2. Включенностьв поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал иклимат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационнойдеятельности.
3. Характеристикарезультатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.
4. Присутствуютпоказатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость,качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостногопедагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.
Обновление состоянияДОУ связывается с основными аспектами изменения его системных качеств. К нимможно отнести указанные пространства развития, а также уровни ихсформированности и согласованности в жизнедеятельности учреждения.
1.4Современные тенденции развития дошкольного образования
Происходящиетрансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективнойпотребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательнойсистемы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностьюнеобходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.
Поиск и освоениеинноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основноймеханизм оптимизации развития системы дошкольного образования (табл.1.2.).
Таблица 1.2.
Современные тенденции вразвитии дошкольного образования.Тенденции Процесс Управление Педагогическая деятельность Сопровождение и обеспечение Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности. Демократизация Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей.
Новые отношения и позиции:
— субъект-субъктные;
-возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником. Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса Диверсификация Расширение типов и уровней управления. Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг.
Расширение структур сопровождения:
-медико-валеологическая;
-социально-педагогическая;
-психологическая;
-коррекционно-педагогическая.
Трансформациядошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденциюразвития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находитсяв подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует отом, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении иразвитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной,неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это иопределено законом «Об образовании».
На сегодняшний деньможно с уверенностью констатировать факт формального или содержательногоперехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на путик качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.
Другой аспект связан скачественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуютнасущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определенияактуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.
По мнениюВ.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольномобразовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствиявразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования какотчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных,организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочихприоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действийна исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкойгосударственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют означимости этой проблемы.
 В итоге же ДОУвынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционномадминистративном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаютсяработниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования,открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием ихдеятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещанийпо обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.
Проведенный анализсуществующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образованияпозволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.
Гуманизацияустанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов,детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческогоразвития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности,перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования,по В.А.Сластенину, — процесс, направленный на развитие личности как субъектатворческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизнипедагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих(гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевымкомпонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развитияличности [7].
Ведущим направлениемгуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, еёприобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями.Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка каквысшей ценности общества, в формировании гражданина с высокимиинтеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл.1.2.).
Демократизациясвязывается с расширением прав и полномочий участников образовательногопроцесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей изапросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развитияактивности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, ихзаинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности вуправлении дошкольным образованием.
Диверсификацияпредполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений,услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участниковобразовательного процесса в ДОУ.
Проекция данныхоснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляетвсе его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов,обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и егоучастников:
— человекосообразности(единство культуро- и природосообразности);
— целостностипедагогического процесса и комплексности целей;
— активности иравнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогическогопроцесса.
Модернизация управленияДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающихкомплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемуюсистему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов ксоуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.
Показателямикачественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новыепринципы:
— демократизации игуманизации;
— системности ицелостности управления;
— централизации/децентрализации;
— взаимосвязи иразделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления исоответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное,самоуправление);
— единоначалия иколлегиальности;
— объективности иполноты информации в принятии управленческих решений.
На современном этапесуществует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:
— совмещениеинновационных программ с уже существующими;
— сосуществованиепредставителей различных педагогических концепций;
— расколпедагогического сообщества;
— несоответствие новыхтипов образовательных учреждений требованиям родителей;
— потребность в новомнаучно-методическом обеспечении;
— потребность в новыхпедагогических кадрах;
— приспособлениеновшеств к конкретным условиям;
— проблема изменения,оптимизации, замены новшеств;
— проблемавоспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.
В.Т.Кудрявцев выделяетчетыре ведущих направления инноваций ДОУ [2].
1. Рассмотрениедошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, аотносительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы,направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счетвозможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческийхарактер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельностьи т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуемне только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценнойшкольной готовности на основе развития творческих возможностей,интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится кглавной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному илитворческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразиидетской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности всамом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтомунужны образовательные программы, направленные на развитие воображениядошкольников.
2. Утверждениегуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерскоговзаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога впедагогическом процессе.
3. Развитиесвязи между практиками и теоретиками в области инноватики.
4. Широкаяпоисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позицииисследовательского подхода .

Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
2.1Предпосылки становления инновационной деятельности в системе дошкольногообразования
Предпосылки и источникистановления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественногоразвития и образовательной политики в целом: инновационными процессами вэкономике, производстве и других сферах жизни (XIX-XXвв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участниковобразовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании,поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательныхучреждений.
Термин «инновация»появился в исследованиях культурологов XIXв и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры вдругую и изучение их отношений.
В начале XXвинноватика формируется как наука о нововведениях, изучающая закономерноститехнических нововведений в материальном производстве.
Развивается она какотражение потребностей в деятельности по разработке, внедрению новых услуг,идей в основные сферы человеческой активности.
В.А.Сластенин,Л.С.Подымова В науке выделяют три типа исследований инноваций:
— изучение фактов,способствующих/препятствующих нововведениям;
— исследованиеинновационного процесса;
— управлениеминновационным процессом;
— анализ инновационныхситуаций/оценка степени риска, эффективности.
Инноватика складываласькак междисциплинарная область (на стыке философии, психологии, социологии,экономики, культурологи).
Педагогическаяинноватика развивается с конца 50-ых гг. XXвна Западе, с 80-ых гг. – в России. Следует отметить, что степеньинновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктованауровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там итогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.Пространственно-временной континуум инновационного процесса охватываетнакопленный потенциал в развитии образования и некоторые преграды (или угрозы)его стабильному функционированию. Следовательно, инновации решают определенноепротиворечие в образовании между функционированием как стабильным иэволюционным процессом и развитием как динамичным и революционным процессом.Существует и промежуточное состояние, когда стабилизационные результатыначинают дифференцироваться или же когда накопленные изменения стабилизируются(унифицируются). Индикатором возникающей ситуации становятся тенденции вобразовании, определяющие вероятностную линию развития либо функционирования.
2.2 Основные понятия инноватики
Основными понятиямиинноватики являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение.
Новшество:
— идея, являющаяся дляконкретного лица новой;
— средство (новыйметод).
Р.Н.Юсуфбековаохарактеризовала педагогическое новшество как содержание возможных изменений,ведущих к ранее не известному состоянию, результату в области педагогическойдействительности, развивающих теорию и практику обучения и воспитания .
Инновация:
— обновление,изменение;
— введение чего-либонового;
— процесс освоенияновшества.
В.И.Сластенин иЛ.С.Подымова отметили, что инноватика как наука изучает закономерностисоздания, освоения и распространения новшеств; в частности изучает феноменсопротивления новшествам .
Инновационный процесс –инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы вновое качественное состояние.
Инновация –содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии ихреализации).
А.И.Пригожин далопределение понятию нововведение: целенаправленное изменение, которое вносит вопределённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые,относительно стабильные элементы.
В.И.Сластенин,Л.С.Подымова охарактеризовали это понятие как комплексный, целенаправленныйпроцесс создания, распространения и использования новшества, цель которого –удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет копределенным качественным изменениям (способов обеспечения эффективности,стабильности и жизнеспособности).
А вот ещё несколькозначений нововведения:
 - механизмиспользования инновации (новшество и процесс введения его в практику);
— динамическая система,характеризующаяся как внутренней логикой (структура и этапы инновационногопроцесса), так и закономерным развитием во времени её взаимодействия сокружающей средой (жизненный цикл новшеств).
К нововведениям в сфереобразования относят изменения:
— в общественномположении образования и уровне финансирования системы;
— в структуре системыобразования;
— в содержанииобразования;
— во внутреннейорганизации образовательного учреждения;
— в методах обучения;
— в оборудованииобразовательных учреждений и использовании информационных технологий в образовании;
— в строительствезданий и помещений для учебных занятий.
Изменение – заменаодного на другое (перемена, вариация) как видимое отклонение от прежнего. Еслиотклонение происходит в лучшую сторону – это новшество.
Новшество и изменение вшироком масштабе для всей системы – это реформа.
Новизна как критерийоценки исследования, ценность, свойство нововведения конкретно-исторична(абсолютно или относительно новое)
Показатели инновации:
А) нацеленность нарешение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решениеэтой проблемы);
Б) возможностьиспользования в широкой педагогической практике. Использование педагогическихинноваций должно приводить к обновлению педагогического процесса, получениюкачественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность – влияние реализованногопотенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация;
В) адаптируемость (внезависимости от условий);
Г) наличие научнойидеи;
Д) завершенность(степень реализации инновационного потенциала): в идеале переход от простоговоспроизводства к расширенному.
В.И.Сластенин,Л.С.Подымова, А.И.Пригожин и др. исследователи выделяют специфику новшеств:
— педагогическиеновшества сохраняют все родовые черты инновации;
— объект воздействия ипредмет деятельности – развивающаяся личность;
— на возникновение исуществование новшества влияет социальный заказ;
— необходимапсихологическая готовность педагогического сообщества к восприятию, принятию иреализации новшеств;
— существуют какидеальные продукты деятельности новаторов;
— наблюдаетсяотносительная растянутость инновационных процессов времени;
— целостный характерцелей инновации;
— существующаязависимость инновационных процессов от социально-педагогических условий;
— сложность определениярезультатов инновации.
Требования кновшествам:
— сбалансированностьцелей с целями ДОУ;
— стабильность(относительная).
Классификация новшеств.
1. Поуровню инновационного потенциала (формализованная шкала) [4]:
· построениеизвестного в другом виде – формальная новизна (фактическое отсутствие нового) –условная новизна;
· повторениеизвестного с несущественными изменениями: частная новизна;
· уточнение,конкретизация уже известного;
· дополнениеизвестного существенными элементами;
· созданиекачественно нового объекта.
2. Помассовости:
· единичные;
· массовые.
3. Помасштабу:
· частные;
· модульные;
· системные.
4. Поновизне:
· абсолютноновые;
· относительно(субъективно) новые.
5. Потипу возникновения:
· стихийные;
· целенаправленные.
6. Потипу новшества:
· материально-технические;
· социальные(педагогические).
7. Похарактеру возникновения:
· внешние(заимствования, инициируемые органами управления);
· внутренние(ноу-хау).
8. Поинновационному потенциалу:
· модификационные(изменение существующего);
· комбинаторные(сочетание элементов прежнего);
· радикальные(принципиально новые).
9. Похарактеру нацеленности на будущее:
· оперативные;
· стратегические.
10. Поотношению к существующему:
· замещающие;
· открывающие;
· отменяющие;
· ретровведение.
11. Похарактеру получаемых результатов:
· ожидаемые(плановые);
· случайные(неплановые).
12. Посвоевременности:
· своевременные;
· несвоевременные;
· актуальные;
· нацеленныена будущее.
13. Позавершенности:
· завершенные;
· незавершенные.
14. Попроцессу освоения:
· легкоосваиваемые;
· трудноосваиваемые.
Такоеобилие классификационных оснований затрудняет целостное восприятий новшества.Большинство классификаций появилось в процессе обобщения практики итеоретического осмысления проблемы. Тем не менее, необходимость классификациисвязана с возможностью более детального изучения отдельных аспектов инноваций иадекватного их восприятия. Необходимо так же определить три основные сферы,требующие инноваций в ДОУ:
1. управлениеучреждением;
2. структуравоспитательно-образовательного и процесса;
3. содержаниевоспитательно-образовательного процесса.
Указанныесферы взаимодействуют посредством создания и освоения новшеств. Спецификауправления инновационными процессами определяется областью их внедрения.
Нижеприводятся основные позиции в классификации новшеств, показаны связи основныхаспектов инновационного процесса на содержательном и управленческих уровнях.
Областиприменения педагогических новшеств:
· цели;
· содержание;
· формы;
· методы;
· структура.
Масштабизменений:
· частные;
· модульные;
· системные.
Потенциал:
· модификационный;
· комбинаторный;
· радикальный.
Характервозникновения:
· внутренний;
· внешний.
Способывозникновения:
· плановые;
· стихийные.
Областьсистемы управления:
· ценностныеориентации;
· образжелаемой системы управления;
· состав,строение коллективного субъекта управления;
· содержаниеновшества;
· измененияв ресурсном обеспечении;
· измененияв результатах обучения, воспитания.
Объектуправления:
· новоев управлении ступенями образования;
· вуправлении процессами основного и дополнительного образования;
· межпредметнымисвязями;
· функциямиДОУ;
· внешнимисвязями;
· педагогическимиколлективами;
· технологиямиобучения и воспитания.
2.3 Источники инновации вДОУ
Источниками инновационнойработы в ДОУ выступают противоречия целеполагания, целедостижения ицелеизмерения. В каждом из этих процессов выделяется целый ряд проблем.
В целеполагании:
· несбалансированностьцелей (в программе развития и годовом планировании, образовательной и авторскихпрограммах, у педагогов дошкольного образования, реализующих разные методикидля любого возраста и работающих с детьми определенной возрастной группы ит.д.);
· несогласованностьцелей субъектов дошкольного образования (педагогов, родителей, детей);
· отсутствиеизмеряемых целей в силу их неоперационализированности;
· отсутствиеединой программы цели, разделяемой, понимаемой и принимаемой всеми субъектамидошкольного образования.
В целедостижении:
· дублированиесодержания и технологий его реализации в различных методиках, в деятельностиразличных специалистов;
· использованиерепродуктивных технологий образования;
· противоречиямежду традиционным уровнем реальности педагогической деятельности исовременными требованиями к педагогу дошкольного образования;
· противоречиямежду развитием инновационной деятельности педагога и отсутствием системы еёсопровождения.
В целеизмерении:
· отсутствиеединых показателей и критериев результата;
· отсутствиевалидных и надёжных диагностических методик в деятельности всех специалистов;
· рассогласованностьрезультатов диагностики по различным аспектам образовательного процесса в ДОУ.
Следуетотметить, что это лишь небольшая часть проблем, требующих своего решенияпосредством инновационной практики в дошкольном образовании.
ВРоссии с 80-ых гг. XX в. ДействуютЦентр и Институт педагогических инноваций: от теории и практики внедренияпедагогической науки и обобщения и распространения передового педагогическогоопыта (ППО), осуществляется переход к систематическому исследованиюинновационных процессов – источников, условий, жизненного цикла, управления,правового обеспечения.
Центральнойфигурой инновационного процесса становится педагог, способный изменять иперестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностямиребенка и собственными ресурсами развития. Его инновационный потенциал –определяющий в достижении эффективности новшеств, успех внедрения которых тесносвязан с инновационным поведением субъекта – действиями, в которых проявляетсяличностное отношение к происходящим переменам.
Носительновшеств – педагог – как элемент в структуре инновационного процессахарактеризуется с точки зрения восприятия, освоения и оценки нового, единствацелеполагания и целедостижения.
 Вструктуре личности и инновационной деятельности педагога можно выделитьследующие существенные элементы [8]:
— мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога ивосприимчивость к новому;
— творческие способности, такие как креативность и индивидуальность. Деятельноесамосознание, педагогическая культура, база творчества;
— технологический компонент, обеспечивающий вариативные способы реализациитрадиционных задач;
— рефлексия, способствующая адекватному представлению педагога о себе и своёмместе в инновационном процессе.
Условнообозначим направления реализации инновационного потенциала субъекта вобразовании в координатах (см. рис. 2.1.). Источником развития субъектаинновации становятся культура и объект воздействия – ребенок, механизмамиразвития – личность и деятельность. Совокупность мотивационной (хочу),теоретической (могу), технологической (делаю) и результативной (получаю)готовностей составляет систему инновационной компетентности педагогадошкольного образования.
Рис.2.1.Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности педагогадошкольного образования
/>/>                                       Л
/>О                                                                                П
 
                                  Д
Примечание.Л – личность, П – предмет (культура), Д – деятельность, О – объект (ребенок) –пространства формирования профессиональной компетентности; концентрическиекруги (I-IV)– уровни её сформированности; сектора в каждом блоке, обозначенные векторами конкретныеумения педагога.
Неменее важны и такие характеристики педагога, как новаторство, инновационныйпотенциал и поведений, восприимчивость к новому. Феномен новаторствапроявляется у тех педагогов, которые ставят своей целью введение нового,высокий интеллектуальный потенциал, критичное отношение, поиск альтернатив.
В.А.Сластенини Л.С.Подымова охарактеризовали инновационный потенциал коллектива какспособность создавать, воспринимать и реализовывать новшества, а так жесвоевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного.
Восприимчивостькак черта инновационного потенциала, определяется чувствительностью, готовностью,чувством нового, ознакомлением с проблемой, анализом имеющихся путей еёрешения, выбором пути, принятием последствий выбора решения.
Содержаниепедагогической деятельности в инновационном образовательном процессесущественно отличается от традиционной.
Во-первых,значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологиидеятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Онатребует от педагога развития специальных навыков, приемов работы.
Крометого, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требованияк качеству деятельности и её продуктам.
Во-вторых,особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличиеот традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступаетпедагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность,избирательность, креативность.
Важнойфункцией воспитателя становится умение поддержать ребенка в его деятельности,способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающихпроблем, помочь освоить разнообразную информацию.
 К.Роджерс,А.Б.Орлов и С.Я.Ромашина отмечают, что в мировом образовательном сообществе всвязи с этим появился и стал использоваться новый термин – фасилитатор – тот,кто способствует, облегчает, помогает учиться.
В-третьих,представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагаютинтенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном образованииболее активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чемпри традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связьпедагога со всеми детьми, а взаимодействие воспитателя с отдельным ребенкомдовольно слабое.
Такимобразом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в ДОУ выступаютпотенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость ифасилитация.
Изменениепозиций педагога и ребенка в образовательном процессе требуют перестройкисистемы взаимодействия, прежде всего взаимодействия педагогов – их интеграции икоординации, а также совершенствования взаимодействия в триаде «педагог –ребенок – родители». Это является с одной стороны, предпосылкой инновационногопроцесса в ДОУ, с другой – результатом и показателем его успешности.
2.4Закономерности протекания инновационными процессами
Инновационный процесс,как любой другой, подчиняется определенным законам. На них указывает в соейработе В.Е.Гмурман [1].
1. Законнеобратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Инновацияобусловливает необратимые деструктивные изменения в инновационнойсоциально-педагогической среде: начиная с разрушения целостных представлений,образов и конкретного сознания, взглядов отдельных субъектов.
2. Законфинальной реализации инновационного процесса. Инновационный процесс рано илипоздно должен реализоваться. Новшество пробивает себе дорогу: другой вопрос –жизнеспособно ли оно? На каком уровне с точки зрения оптимальности,эффективности процесс происходит?
3. Законстереотипизации педагогических инноваций. Инновация устаревает, происходитстереотипизация, возникают штампы мышления, деятельности, следовательнорутинизация – кризис.
4. Законциклической повторяемости, возвращаемости новшества. Возрождение новшества вновых условиях.
М.М.Поташник иО.Б.Хомерики детально исследовали структуры инновационного процесса вобразовательном учреждении. В своей работе они выделяют несколько видовструктур.
Деятельностнаяструктура: мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.
Субъектная структура:деятельность субъектов развития (органы управления образованием, лица,вовлеченные в процесс обновления ДОУ), функциональное и ролевое соотношениевсех участников инновационного процесса на каждом этапе.
Уровневая структура:деятельность субъектов на разных уровнях (международном, федеральном,региональном, городском, сельском, внутри ДОУ).
Содержательнаяструктура: рождение, разработка, освоение. Характеризует инновационные процессыс точки зрения их проникновения в разные области педагогическойдействительности: в содержание образования, технологии, формы, структуру ДОУ(системы управления).
Структура жизненногоцикла включает следующие этапы: возникновение (идея, её оформление) – рост(детализация, конкретизация) – зрелость – освоение (диффузия, проникновение) –насыщенность – рутинизация (для основной части субъектов инновация перестаетбыть новой) – кризис – финал: новшество становится повседневным или заменяется.
Управленческаяструктура: программа развития.
Организационнаяструктура: диагностика – прогнозирование – организация – практика – обобщение –внедрение.
Жизненный циклновшеств.
1. Этапоткрытия: зарождение, возникновение концепции новшества.
2. Разработка:изобретение, создание новшества, воплощенного в объекте (материальном илидуховном).
3. Реализациянововведения: практическое применение, доработка, стойкий результат,самостоятельное существование новшества при условии восприимчивости.
4. Распространение,тиражирование: широкое внедрение, диффузия или господство новшества вконкретной области, новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну.
5. Эффективнаяальтернатива, или его замена, или сокращение масштабов применения новшества.
Линейность этапов можетнарушаться: внутри одного этапа допустимы другие, возможны разрывы, выпадениефаз и т.д. с четвертого этапа идет непрерывное усовершенствование.
С точки зрениевзаимодействия со средой жизненный цикл включает в себя:
· старт;
· быстрыйрост;
· зрелость;
· насыщение;
· кризис.
Этапы восприятияновшества по Эрику Роджерсу.
1. Ознакомление:человек впервые слышит об инновации, ещё не готов к получению дополнительнойинформации.
2. Появлениеинтереса: интерес + поиск дополнительной информации. Пока невозможна внутренняяпотребность в принятии новшества (субъект не примеряет его на себя).
3. Оценка:субъект примеряет новшество и решает, применять ли его, ищет уточняющуюинформацию, критично оценивает её.
4. Апробация:порционное применение в практике, в зависимости от результата – принятие илиотказ.
5. Окончательноевосприятие: следует решение о принятии новшества, широком использовании впрактике (через оценку результатов четвертого этапа).
Представленныепараметры инновационного процесса необходимо адаптировать к ДОУ, котороехарактеризуется в настоящее время динамикой отдельных сфер и процессов. Именноинновации призваны синхронизировать и интегрировать основные аспектыфункционирования и развития ДОУ в целях обеспечения качества дошкольногообразования. [8]

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕАДАПТИВНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОУ НА ПРИМЕРЕ МДОУ ДЕТСКИЙСАД №2 П.В-ДАРАСУНСКИЙ
В 2006 году в МДОУ Детскийсад №2 п. В-Дарасунский был составлен проект «Формирование адаптивнойвоспитательно-образовательной среды в ДОУ». На момент написания проекта детскийсад находился в критических условиях: здание требовало капитального ремонта, втечение нескольких лет в связи с низким температурным режимом срывалсяпедагогический процесс, заканчивался срок лицензии на образовательнуюдеятельность. Решение административных проблем требовало немедленноговмешательства заведующего ДОУ и отвлекало его от управления педагогическимпроцессом, отсутствие методиста усугубляло ситуацию. В течение 2006-2007учебного года при содействии Учредителя здание было отремонтировано, в детскийсад был принят методист, успешно прошла процедура лицензирования и аккредитацииДОУ. У педагогов появилась возможность непрерывно осуществлятьвоспитательно-образовательную деятельность, требовало совершенствованиякачество образовательного процесса.
Целью проекта являетсяформирование адаптивной воспитательно-образовательной среды учреждения наоснове изучения и удовлетворения потребностей участников образовательногопроцесса.
В цепочкеудовлетворения потребностей основным звеном являются дети. Нельзя забывать, чтодетский сад, прежде всего, существует для детей, а не для того, чтобыобеспечить комфортные условия для его сотрудников, или конкурентоспособностьучреждения в дошкольной среде. На втором плане находится удовлетворениезапросов родителей. Сегодня содержание образования целиком определяетсяобществом. Именно родители выступают основными заказчиками на образовательномрынке. Следующими в цепочке идут воспитатели, от удовлетворенияпрофессиональных запросов которых зависит качество выполнения запросовпотребителей. Замыкает цепочку руководитель ДОУ.
Для начала был изученпотребительский спрос. Среди родителей провели анкетирование с целью выявленияудовлетворения их запросов и желаний. Анализ ответов показал, что родителей на70% устраивают условия, предоставленные детским садом для воспитания иобразования детей. Но каждый родитель указал на необходимость введениядополнительного образования. 50% опрошенных согласны были оплачиватьдополнительные услуги.
Переполняемость группдо минимума свела индивидуальную работу педагога с детьми, отстраняя на заднийплан личностную ориентацию «педагог-ребенок», развитие необходимых творческих иинтеллектуальных способностей детей.
После проведения вздании детского сада капитального ремонта развивающая среда была приведена внегодное состояние. Идей по её восстановлению оказалась масса, но для ихосуществления требовались финансовые вложения.
Таким образом, в ДОУнаметилось три ведущие проблемы:
1. введениедополнительного образования;
2. повышениекачества обучаемости детей;
3. привлечениевнебюджетных средств для развития воспитательно-образовательной деятельностиДОУ.
Попечительский совет.
Многие воспитатели изаведующие сегодня только в красочных проспектах дошкольной периодики видятсовременную мебель, дидактические материалы, развивающие игры, сенсорные комнаты,спортивные уголки, мягкие модули и прочую атрибутику развивающей среды. А ометодическом обеспечении новых образовательных программ можно только мечтать(или тратить на них средства собственной заработной платы, как некоторые иделают). Мысль «где взять на все это деньги?» не дает покоя, ведь так хочется,чтобы у детей было все самое лучшее, полезное, чтобы их детство было не насловах, а на деле счастливым и беззаботным. А воспитатели перестали ломатьголову над вопросом: чем занять детей в свободное время.
В решении проблемыпомогло приложение к журналу «Управление ДОУ», где подробно рассказывалось опривлечении внебюджетных средств в детские сады. «Укреплениематериально-технической базы, совершенствование образовательного процесса черезобогащение развивающей среды, благоустройство помещений и территории, повышениеимиджа ДОУ, увеличение его конкурентоспособности на современном рынкеобразовательных услуг», — слова эти музыкой звучали в ушах. Оказывается, мечтыможно воплотить в реальность при помощи Попечительских советов.
 До прочтения журналаодно упоминание о Попечительских советах нагоняло тоску. Воображение рисоваломертвые Положения, скучные заседания и массу потерянного времени. На самомделе, Попечительский совет при правильной организации может значительно оживитьи разнообразить жизнь детского сада. Кроме того, сегодня это один из техорганов, на постоянную помощь и поддержку которого работники детских садовмогут рассчитывать. Попечители первыми реагируют на нужды и проблемы своего ДОУ.
Внимательноознакомившись с законодательной базой и со всей имеющейся литературой поданному вопросу, составили Положение «О Попечительском совете МДОУ детский сад№2». Оставалось убедить родителей в важности и необходимости создания новойорганизации в ДОУ. На очередном родительском собрании заведующая обрисовалаперспективы развития детского сада, объяснила целесообразность вкладов вобразовательный процесс. Обсуждения проходили довольно бурно, предложениявысказывались самые разнообразные. В итоге решили, что самое правильное — создать Попечительский совет, который будет регулировать поступленияпопечительских взносов, распределять их расходование и контролировать целевоеиспользование попечительских средств. Сразу же выбрали членов Совета иопределили размер взносов. Результаты собрания радовали.
На первом заседанииПопечительского совета был выбран Председатель и секретарь. Утвердили Положениео Попечительском совете, составили смету расходов. Часть поступивших средств (ктому времени родители уже начали делать взносы) направили на нужды групп,остальное на совершенствование развивающей среды ДОУ. Первоначально все видыпопечительских взносов помещались на внебюджетный счет ДОУ. Однако, этооказалось очень неудобным с точки зрения родителей: финансы долгопрокручивались в банке, а игрушки и дидактические материалы требовалисьнезамедлительно. Попечительский совет вышел на администрацию ДОУ с предложениемупростить схему поступления попечительских средств. Ежемесячные взносы довериливоспитателям, единовременные взносы проходят через бухгалтерию детского сада ипоступают на внебюджетный счет.
Все виды попечительскихвзносов четко фиксируются. Расходование средств напрямую контролируетсяПопечительским советом. Бухгалтерия на 100% прозрачна и доступна любому изродителей. Деятельность совета определена Положением «О Попечительском совете»,рекомендации родителей по регулированию внебюджетных средств оформились вПоложение «О попечительских взносах», все нововведения протоколируются.
Попечительский советфункционирует в детском саду с апреля 2007 года, польза от него огромна: группыукомплектованы игрушками и игровыми материалами, дидактическими пособиями,построены новая веранды, обновлено игровое оборудование на площадках, купленыстолы, мягкая мебель, ковры. Благодаря помощи родителей был проведенкосметический ремонт в группах. Детский сад буквально преобразился. На сегодняразвивающая среда в каждой группе удовлетворяет запросам родителей,соответствует возрастным потребностям детей, создает условия для творческойработы педагогов.
В 2007-2008 году ДОУприняло участие в областном конкурсе по подготовке образовательных учреждений кновому учебному году. Одним из главных условий участия в конкурсе была помощьПопечительского совета. Среди дошкольных учреждений ДОУ заняло первое место.
Рациональноеиспользование учебного времени.
Запоследние годы в нашей стране наметилась хорошая тенденция на восстановлениедошкольного образования. Высокий спрос на образовательные услуги породилнедостаток мест в детских садах. Даже несмотря на мировой кризис очередь в ДОУне уменьшается, вопрос переполнения групп остается насущной проблемой.Психологами установлено, что максимальное количество детей, которыми можетуправлять опытный педагог, не превышает 15. Что же делать, когда в группе их27? К тому же группа подготовительная к школе. Очень хотелось бы, чтобыкачество усвоения программ оставалось на высоком уровне.
Заниматьсяподгруппами казалось нереальным. Что будет делать вторая подгруппа, когдапервая занимается? Помощник воспитателя не может ежедневно уделять три часасвоего внимания исключительно детям. К тому же, если разбивать детей наподгруппы, учебное время у педагога увеличится в два раза, сократится время игри прогулок, неизбежно наступит переутомление детей и выгорание педагогов.Детский сад небольшой, ставок отдельных специалистов нет, кроме музыкальногоруководителя и инструктора по физической культуре. То есть возможностьиспользовать образовавшиеся «окна» в качестве дополнительного образованияотсутствует. Но, безвыходных ситуаций не бывает. На подготовительной группевсегда работает два педагога. Первый с 7.00. до 14.00, второй с 12.00. до19.00. Начало рабочего времени воспитателя можно изменить, оставив при этомнеизменным количество рабочих часов. Теперь первый педагог работает с 7.00 до13.00., второй приходит в 9.00. и уходит в 17.00. Детский сад работает до17.30., оставшихся детей забирает воспитатель старшей группы. Таким образом,оба воспитателя могут одновременно заниматься с детьми без ущерба для режимадня. Группу разделили на две подгруппы (при этом не учитывались ни способности,ни развитие детей), оборудовали еще одно помещение для занятий.
Вдополнение была введена недельная специализация педагогов. Первый педагог всюнеделю вел развитие речи, второй – математику (и сопутствующие по сетке занятийприкладные дисциплины). Минимизировалась подготовка воспитателя к занятиям,максимально увеличилось качество индивидуальной работы [9].
Таблица3.1.
Сетказанятий подготовительной группы понедельник вторник среда четверг пятница
Первая
подгруппа
1.Познавательное развитие
2.Рисование
3.Музыкальное
1.Математика
2.Конструирование
3.Физкультурное
 1.Развитие речи
 2.Лепка/
 Аппликация
 3.Музыкальное
1.Математика
2.Художеств.
литература
3.Физкультурное
1.Экология 2.Рисование
3. Разговор о правильном питании
Вторая
подгруппа
1.Математика
1.  2.Конструирование
2.  3.Музыкальное
1.  Познавательное развитие
2.  Физкультурное
3.  Рисование
1.  Математика
2.  Художеств. литература
3.  Музыкальное
1.Развитие речи
2.Физкультурное
3.Лепка/
Аппликация
Врезультате был решено несколько проблем:
1. рационализировалосьрабочее время педагогов;
2. обеспеченвысокий уровень усвоения программ через введение специализации педагогов ивозможность индивидуальной работы с каждым ребенком.
Новаясистема оказалась проста и потребовала минимум затрат.
Вконце учебного года в районе было проведено тестирование детей подготовительныхгрупп. В ДОУ не оказалось ни одного ребенка с низким уровнем, детей со средними высоким уровнем оказалось поровну. Среди детских садов по району ДОУ занялопервое место.
Дополнительноеобразование.
Однимиз запросов родителей являлось введение дополнительного образования. Однако,как его обеспечить при отсутствии ставок? В ДОУ было всего два кружка,руководителями которых являлись педагоги дополнительного образования (рукоделиеи оригами). Однако их качество и содержание не могло устроить ни родителей, нивоспитателей, ни руководство детского сада. Оставался один выход – привлечьсобственные педагогические ресурсы. Воспитатели – люди творческие, к тому же,кто, как не они знают способности и склонности своих детей. Но дополнительнаяработа требовала дополнительной подготовки, и соответственно, оплаты. Проводитьзанятия с небольшой группой детей в рабочее время невозможно, так как не с кемоставить остальных детей (дополнительные занятия проводятся во второй половинедня, когда помощник воспитателя уходит домой). Оставалось одно – пересмотретьрабочее время. Вторая смена была сокращена на один час, до 18.00., чтовысвободило в результате от одного до трех часов в неделю. Исключение составилаподготовительная группа, воспитатели которой занимаются проектом Нестле«Разговор о правильном питании» и имеют возможность реализовать его в своерабочее время.
Каждыйпедагог выбрал направление в зависимости от личных способностей и потребностейдетей. Таким образом, в ДОУ появилась своя сеть дополнительного образования.
Дополнительноеобразование МДОУ Детский сад №2
· Театрмаленьких актеров. Драматизация, подготовительная группа, Музыкальныйруководитель С.М.Линник
· Лакомка.Разговор о правильном питании, подготовительная группа, воспитатели В.М.Мининаи Л.А.Кузнецова.
· Волшебноетесто. Лепка из теста, подготовительная группа, воспитатель О.Я.Цепляева.
· Вгостях у сказки. Театральная деятельность, старшая группа, воспитательТ.И.Писаренко.
· Космическоепутешествие. Знакомство с космосом детей дошкольного возраста, воспитательН.С.Шеломенцева
· Вырезай-ка.Аппликация, старшая группа, воспитатель Н.С.Андреева.
· Непоседы.Ритмическая гимнастика, вторая младшая группа, воспитатель Е.И.Костюченко.
· Радуга.Рисование, старшая группа, воспитатель Т.И.Писаренко
Всенаправления деятельности оформлены как проектные работы.
Таким образом, 2007-2008учебный год стал отправной точкой в повышении качества управления образованием.Стратегия развития ДОУ определилась как деятельность, направленная на повышениепрестижа, имиджа детского сада.

Заключение
Происходящиетрансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективнойпотребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательнойсистемы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностьюнеобходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.
Поиск и освоениеинноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основноймеханизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многимиисследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленнойразработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизацииновшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить,что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества ипродиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновациивозникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможностьих реализации.
Сегодня в сфереобразования внедряются инновации различного характера, направленности изначимости. Выделяется три основные сферы, требующие инновацийв ДОУ:
1. управлениеучреждением;
2. структуравоспитательно-образовательного и процесса;
3. содержаниевоспитательно-образовательного процесса.
Инновационные процессыв сфере образования определяют сущность формирования образовательного учреждения:положительно влияют на качество обучения и воспитания в образовательныхучреждениях, повышают профессиональный уровень педагогов, создают лучшиеусловия для духовного развития детей, позволяют осуществитьличностно-ориентированный подход к ним.

Списоклитературы
1. ГмурманВ.Е. Введение достижений педагогики в практикум школы. М., 1981.
2. КудрявцевВ.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегииразвития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11.1999. №3, 12.
3. МайерА.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦСфера, 2008.
4. ПолонскийВ.М. Критерии теоретической и практической значимости исследования //Советскаяпедагогика. 1988. №11.
5. ПоташникМ.М… Управление развитием образовательного учреждения// Педагогика. 1995. №2.
6. ПоташникМ.М., Хомерики О.Б. Структуры инновационного процесса в образовательномучреждении// Магистр. 1994. №5.
7. СластенинВ.А. Психолого-педагогический практикум. М., 2000.
8. СластенинВ.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
9. ФалюшинаЛ.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольномобразовательном учреждении. М., 2003.
10. ЮсуфбековаН.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.