Содержание
Введение
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СОСТРАДАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия сострадания в научной литературе
1.2 Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте
1.3 Значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания
Выводы по главе I
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1 Определение актуального уровня сформированностисострадания младших школьников (констатирующий эксперимент)
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 Программа музыкальных мероприятий, ориентированных навоспитание чувства сострадания в младшем школьном возрасте
Выводы по главе II
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность темы обусловлена назревшейнеобходимостью перестройки системы воспитания детей в условияхсоциально-экономических преобразований, происходящих в современном обществе. Внастоящее время подрастающее поколение обвиняют в потере нравственныхориентиров, бездуховности, агрессивности, жестокости. Задачи гуманизациипедагогического процесса требуют создания атмосферы обращенности к ребенку,обеспечения необходимых условий для его полноценного развития, в том числеразвития его нравственной сферы, социальных эмоций, таких как сострадание,которое выполняет важнейшую регулятивную роль в психическом и личностномразвитии ребёнка, определяют его отношение к другому человеку и самому себе.
Современное образованиерассматривается как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Многовнимания уделяется воспитанию человека, ориентированного на понимание,признание и принятие другого человека. Для этого важную роль отводятмузыкальному искусству, т.к. исследования многих ученых показывают, что музыкавызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств.
Психологическое изучениеэмоциональной стороны отношений представляет собой одно из самых актуальныхнаправлений современных психологических исследований. Всё большее значение вработах придаётся изучению социальных эмоций (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В.Запорожец, Я.З. Неверович, В.К. Котырло, М.И. Лисина, B.C. Мухина, П.В. Симонови другие). Являясь базовыми в становлении личности, социальные эмоциинаправляют процесс социализации растущего человека, помогают ему «входить»в мир взрослых и сверстников. А.В. Запорожец отмечал, что социальные эмоциивыполняют функцию ориентировки ребёнка в предметах и явлениях окружающего мира,играя при этом большую роль в формировании мотивов поведения. Особенно важноезначение в ряду социальных эмоций имеет исследование роли сострадания, эмпатиикак продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления,положительно оптимизирующего межличностные отношения. Эмпатия занимает одно изглавных мест внутри социальных эмоций и является «ядерным»образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребёнка. Состраданиеявляется одной из высших форм эмпатии.
Психологические традиции изучения эмпатиипервоначально были заложены в трудах по философии и этике, что во многомобусловило научные подходы к теоретическому осмыслению явления. Многиеисследователи (А.А. Бодалёв, С. Б. Борисенко, Т.П. Гаврилова, Л.И. Джрназян, А.Г.Ковалёв, К. Роджерс Л.П. Стрелкова, 3. Фрейд, М. Хоффман и другие) связываютразработку проблемы эмпатии с нравственными и эстетическими чувствами. Рядпсихологов указывает на то, что эмпатия является важнейшей детерминантойчеловеческих отношений (Е.Н. Васильева, Л.П. Выговская, О.И. Цветкова идругие).
Проблемой нашегоисследования является возможность влияния музыки на развитие чувствасострадания в младшем школьном возрасте.
На наш взгляд, существуетмного разнообразных методов и средств воспитания сострадания, но наиболееэффективным является слушанье музыки. Музыка есть совершенно особый, ничемдругим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственныхсостояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно иинструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самойдействительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений. Издавнамузыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека,его духовного мира, о воспитательном воздействии музыки на личность ребенкаговорится в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор, М.Маркова,Д.Кабалевского. Младший школьный возраст является сензитивным периодом длявоспитания чувства сострадания, поскольку в данный период происходитформирование нравственных основ личности ребенка.
Неразработанность даннойпроблемы послужила поводом для выбора темы исследования.
Объектом исследования является процесс воспитаниячувства сострадания у младших школьников при слушании музыки.
Предмет исследования — особенности влияниямузыки на развитие чувства сострадания.
Цель нашего исследования – определитьактуальный уровень сформированности воспитания чувства сострадания у младшихшкольников и разработать список музыкальных произведений, направленных навоспитание чувства сострадания.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, чточувство сострадания младшего школьника зависит от индивидуальных особенностей, окружающейи среды и эмоционального состояния ребенка, и может формироваться в процессеслушанья музыки.
Цель реализуется вследующих задачах:
1. Проанализироватьсущность понятия «сострадания» в научной литературе.
2. Определитьспецифику проявления чувств сострадания в младшем школьном возрасте.
3. Выявить значениеслушанья музыки в воспитании чувства сострадания.
4. Определитьактуальный уровень сформированности сострадания у младших школьников ипроанализировать полученные результаты.
5. Разработатьпримерную программу музыкальных занятий, направленную на воспитание чувствасострадания.
Методы исследования: теоретический анализпедагогической, психологической литературы; качественный и количественныеметоды, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;экспресс-диагностика эмпатии И.Юсупова, адаптированная для младшего школьноговозраста.
Теоретическаязначимостьисследования: раскрыта сущность и специфика проявления чувства сострадания вмладшем школьном возрасте. Показано значение слушанья музыки в воспитаниичувства сострадания.
Практическаязначимостьисследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в работеучителями начальных классов, музыки, родителями в семейном воспитании,воспитателями ДОУ.
Структура работы состоитиз введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
База исследования: МОУ Проточинская СОШ Бирилюсскогорайона Красноярского края, второй класс в количестве 15 человек.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫВОСПИТАНИЯ СОСТРАДАНИЯ
1.1 Сущность понятиясострадание в научной литературе
В данном параграфе мырассмотрим различные подходы к понятию «сострадание» и близких к немупо значению «сопереживание», «эмпатия».
В словаре Даля даетсяследующее определение «сострадания»: жалость к другому,соболезнование, сочувствие [25]. В словаре русского языка сострадание –сочувствие, жалость, вызываемые страданием, несчастием другого человека[54]. Всловаре Ожегова дается подобное определение.
Распространена следующая точка зрения: сострадание – это не толькострадание вместе с тем, кто страдает, и не только сочувствие другому человекупо поводу его проблем, но это и помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить,или хотя бы желание помочь. Чувство сострадания может быть к любым существам ивообще к любым формам жизни, которые в своем существовании испытываютпостоянные трудности, боль, страдания и в то же время бессильны что-либоизменить.
Вот чтописал о сострадании Д.С.Лихачев: «Нравственности в высшей степенисвойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства счеловечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными,растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему)заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу,отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своегоединства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именнопоэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения иразвития»[41, с.29].
Традиционнов повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается ссочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться егогорестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаютсяпонятием «эмпатия».
Слово «эмпатия»произошло от греческого «empateia» — «сопереживать» и рассматривается в психологии какспособность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, постижениеего эмоционального состояния[18, с.147]. В данной интерпретации термина эмпатииприсутствует свойство эмоций — переживание. Именно в связи с этим в работахряда авторов эмпатия выступает под терминами сострадание, доброжелательность,чуткость, социальная сензитивность, гуманные отношения, эмоциональная идентификация,сопереживание и т.д.
Отправнойточкой или исходным уровнем можно считать становление понятия в рамкахфилософских дисциплин, где оно обозначалось термином «симпатия» и «связывалось»с развитием моральных чувств и альтруистическим поведением (Г. Спенсер; А.Смит; А. Шопенгауэр и другие).
Чтокасается эмпатии, то она характеризуется как концептуальной, так итерминологической неразработанностью (Л. П. Стрелкова; И.М. Юсупов; О.И.Цветкова и другие) [55].
Сам термин пришел внаучную психологию в начале XX в.Из философии — словом «эмпатия» Э. Титченер перевел немецкое слово «Einfuhlung» — «вчувствоваться в...»,которым Т. Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесспонимания произведений искусства, объектов природы, а позже — и человека.
К настоящему моменту вотечественной психологии существует достаточно много обзоров литературы попроблемам эмпатии, истории развития представлений о ней в философии ипсихологии и др. [14; 18, 19; 26]. Обзорные работы по проблемам эмпатииизобилуют десятками определений и подходов к ее изучению. Предлагаются моделиэмпатического процесса, стадии, этапы, уровни, механизмы. Многозначностьтермина «эмпатия» порой заставляет исследователей использовать болееоднозначные, по их мнению, понятия «идентификация», «сопереживание»,«сочувствие» и др.
Первоначальный смыслтермина «эмпатия» был буквальным, он означал процесс вчувствования,т. е. эмоционального проникновения в состояние другого.
В концепцияхэмоциональной эмпатии [18, с. 156] говорят о различных видах эмпатии, которыеиногда интерпретируются как уровни эмпатии:
I. Ответная эмоциональная реакция потипу заражения, примитивная эмоциональная идентификация.
II. Сопереживание и сочувствие какболее сложные формы соучастия в эмоциях другого, разделения их.
Концепций чистоэмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного. Они преобладали взарубежной психологии до 40-х гг. В советскую психологию термин «эмпатия»был введен только в начале 70-х гг. Т. П. Гавриловой и поначалу собственноэмоциональная трактовка эмпатии также была преобладающей.
В 1934 г. в одной из своих работ Дж. Мид дает определение эмпатии как «способности принять рольдругого человека»[18, с.159]. Постепенно акцент смещается с эмоциональнойреакции на понимание другого определенным образом: через «воображаемоеперевоплощение», «интроекцию», «принятие точки отсчетадругого». Процесс, понимаемый таким образом, уже не может быть чистоэмоциональным: к аффективному элементу здесь добавляется когнитивный. Говоритсяоб «идентичности ментальных процессов субъекта и объекта», «когнитивнойреконструкции внутреннего мира другого человека», «способностипредсказывать поведение других людей».
Итак, развитиепредставлений об эмпатии идет от понимания эмпатии как реагирования чувствамина чувства к аффективно-когнитивному процессу понимания внутреннего мирадругого в целом.
Новый импульс к развитиюпредставлений об эмпатии и ее исследований в последние десятилетия был дангуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом. Эмпатия сталаобсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим — в сфере реальнойчеловеческой практики педагогического процесса, семейной жизни и т. д.
К. Роджерс определялэмпатию как «способ существования с другим человеком… Это значит войтиво внутренний мир другого и быть в нем как дома. Это значит быть сензитивным кизменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Этоозначает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно,тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознает...»[18, с.151].
Анализ исследованийпоказал, что одни психологи рассматривают эмпатию в эмоциональном аспекте,определяя её как вчувствование в объекты социальной действительности (Т.Шибутани), как основу помогающего поведения (Т. Рибо; А. Валлон; Л.И. Божович иТ.Е. Конникова и другие) и как способность эмоционально откликаться на переживаниядругого (Ф. Олпорт; С. Аш; А. Валлон; Т.П. Гаврилова).
Другиепсихологи, сторонники когнитивного направления, трактуют эмпатию как процесспонимания, «когнитивную реконструкцию внутреннего мира другого человека,способность предсказать поведение других людей» (А.В. Орлов и М.А.Хазанова). Существуют взгляды на феномен эмпатии и с позиций взаимосвязиэмоциональных и когнитивных процессов (Л.П. Стрелкова и др.).
Спецификаэмпатии состоит в том, что она проявляет отношение человека к другому человеку,а также к предметам и явлениям реального мира. К. Обуховский обозначил этумысль следующим образом: «Мы должны иметь к окружающей нас среде соответствующееэмоциональное отношение [45, с.124]. С.Л. Рубинштейн обоснованно утверждал, что»состояние индивида, получающее эмоциональное выражение, всегдаобусловлено его взаимоотношениями с окружающими"[51, 164]. Следовательно,эмпатия «включает в себя» переживания и отношение субъекта котражаемому миру: самому себе, к другим людям, к предметам и явлениямдействительности. Система отношений определяет характер переживаний человека,его поведенческие реакции на внешние воздействия. При этом следует иметь ввиду, что переживания — это не все отношения, а только положительные иотрицательные, так как безразличие, неопределённость вызывают у личности непереживания, а знания.
Такимобразом, термины «эмпатия», «переживания», «отношения»,«сострадание» — понятия взаимопроникающие, но не однозначные.
Традиционныеподходы к определению понятия «эмпатия» на современном этапетеоретической разработки подробно рассмотрены в работе Т.П. Гавриловой [19, с.112], где выделено четыре наиболее часто встречающихся определения феномена:
1)пониманиечувств, потребностей другого;
2)вчувствование в событие, объект искусства, природу;
3)аффективнаясвязь с другими, разделение состояния других;
4)свойство психотерапевта.
Последнюю,четвёртую позицию, можно дополнить понятиями «учитель», «воспитатель»,«психолог».
Нетруднозаметить, что приведённые определения отличаются не принципиально, а только вчастностях.
Особуюзначимость для нашего исследования представляет вопрос о выделении формэмпатии. У подавляющего большинства авторов выделено две формы эмпатии:сопереживание и сочувствие (Т.П. Гаврилова; Л.И. Божович и Т.Е. Конникова; И.М.Юсупов; О.И. Цветкова и другие). Обе формы непосредственно соотносятся спонятием «сострадание». В отечественной психологии есть и другие подходыв выделении форм эмпатии:
1)эмоциональнаяэмпатия — когнитивная эмпатия — оценочная эмпатия (Р.Б. Карамуратова);
2)сопереживание — сочувствие — содействие (Л.П. Стрелкова; Л.П. Выговская);
3)понимание, сочувствие и соучастие (Н.Н. Обозов и другие).
Такимобразом, в современной психологической литературе употребляется несколькотерминов для обозначения форм эмпатии, но все исследователи, несмотря наразличную трактовку, сводят все их проявления к эмоциональному отклику, кспособности осознать эмоциональные состояния другого человека. Мы относим себяк той группе исследователей, которые выделяют две формы эмпатии — сопереживаниеи сочувствие.
Принципиальноиной подход к пониманию места и роли сопереживания в эмпатическомвзаимодействии мы находим у ряда исследователей, которые считают, чтосопереживание включает в себя эмпатию ( Г.М. Андреева).
Втораяформа — сочувствие, переживание по поводу чувств другого, но отличных от них,без соотнесения с собой. Сочувствие выражается в понимании другого человека, егомыслей, чувств и в готовности содействовать их осуществлению. Сочувствиеопределяется как более высокая форма эмпатического отреагирования (Т.П.Гаврилова, 1977; Н.Н. Обозов, 1981 и др.). Сострадание – самая высокая формаэмпатического реагирования, поскольку предполагает возможность человекупоставить себя на место другого, оказать ему помощь. Способность к состраданию,сочувствию является одной из фундаментальных характеристик личности.
Итак, вслед за ГавриловойТ.П., Обозовым Н.Н. сострадание мы рассматриваем как одну из высших форм проявленияэмпатии. Эмпатия — эмоциональное отождествление себя с другим человеком,способность видеть его ситуацию, чувства и мотивы, а также способность вызватьу себя чувства, которые тот переживает. Структуру эмпатии составляютсочувствие, жалость, сопереживание, куда входят компоненты направленность,сила, глубина, продолжительность чувства сострадания.
1.2 Спецификапроявления сострадания в младшем школьном возрасте
Эмпатия(от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния,вчувствование в переживания другого человека.
Термин «сострадание»непосредственно связан с переживанием. Переживания в психологических источникахрассматриваются как эмоционально окрашенное состояние личности, как особая формаактивности человека. Благодаря переживаниям осознаётся личностный смыслпроисходящего, осуществляется регуляция поведения субъекта. Значениепереживаний в жизни ребёнка наиболее последовательно изучалось Л. С. Выготским,А.В.Запорожцем, Л.И. Божович, Я.З.Неверович, С.Л. Рубинштейном и другими.
Л.С.Выготский, рассматривая эмоции, утверждал, что переживания есть центральноезвено в психическом развитии ребёнка и что эмоциональные реакции оказываютсущественное влияние на все формы его поведения [17, с.159].
Младшийшкольный возраст – сензитивный период для формирования нравственной сферыличности, в том числе и чувства сострадания.
Новообразованиямимладшего школьного возраста являются личностная и интеллектуальная рефлексия.На момент прихода в школу отношения школьников друг к другу регламентируются восновном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе,выполнением требований взрослых, к 9-10 годам на первый план выступают нормы,связанные с качествами настоящего товарища.
Возрастныепсихологические особенности младших школьников зависят от предшествующегопсихического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как намузыкальные факторы, так и на воспитательные воздействия взрослых.
Приведемнаиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастныхпсихологических особенностей детей младшего школьного возраста:
— моторнаяактивность;
— сенсорно-перцептивнаяактивность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, ихвоспроизведении, сохранении);
— интеллектуально-волеваяактивность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес квыявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация ивоспроизведение «трудных» ситуаций, выделения себя и поля действия ит.д.);
— мотивация иэмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов,способность их к эмоционально-выразительному выявлению, «обозначению»,символизации, комбинаторике, замещению);
— способность (еемера) к включению всех этих форм психической активности в реальную социальнуюдеятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулированияи социальной оценки;
— развиваетсяпознавательное отношение к действительности, что определяет переход к болеесложным формам мышления;
— возникаютотносительно устойчивые формы деятельности и поведения;
— развиваетсяобращённость к коллективу сверстников.
При этомнеобходимо учитывать, что развитие личности ребёнка невозможно без развития егочувств, связанных со следующими особенностями: ребенок научается распознаватьсобственные эмоции, учится понимать эмоциональное состояние других людей.Поведение детей приобретает более точный, дифференцированный характер, онипостигают нормы, которые определяют их взаимоотношения с другими людьми.Безусловно, что в этом возрасте у ребёнка в значительной мере сохраняетсясвойство бурно реагировать на отдельные, задевающие его явления.
Характернойособенностью детей младшего школьного возраста является их эмоциональнаяотзывчивость, которая приобретает новые черты.
Важнейшимпоказателем возраста можно считать процесс интенсивного накопления эмпатийногоопыта, что становится основной для развития высоких форм отзывчивости в другихвозрастах[18]. Такой факт возможно объяснить двумя тенденциями в развитиимладшего школьника: развитием более тесных межличностных контактов школьниковсо всё более глубоким проникновением в суть взаимоотношений людей; усложнениемструктуры личности самого ребёнка[63].
Однакоданные исследователей свидетельствуют о том, что в младшем школьном возрастесострадание по форме смещается в сторону сопереживания, причём ярко проявляютсясострадательные эмоции к животным и меньше — к сверстникам и другим людям[18,19, 62, 63]. У ребенка впервые возникают острая борьба переживаний, благодарячему возникает новое отношение к себе. Такую картину можно объяснить тем, что вразвитии личности младшего школьника преобладают эгоцентрические мотивы поведения.Но, сопереживая, ребёнок проходит школу эмпатического взаимодействия с другимилюдьми. Без этой школы невозможно развитие альтруистических мотивов игуманистических переживаний.
В младшем школьномвозрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческиеморальные нормы, формируются высшие чувства, к которым относится и чувство сострадания.
Сопереживание формируетсяу ребёнка на способности подражания взрослому. Подражание обеспечиваетсоциальное развитие личности и представляет собой по своей сущности и природесоциально обусловленную деятельность индивида, состоящую в отражениидействительности. Причём подражание имеет и более ранние, простые формы — инстинктивные. В.В. Зеньковский, анализируя работы 3. Фрейда, С. Бека, В.Штерна и других авторов, пишет о проявлениях сострадания у детей в очень раннемвозрасте[42, C.146-148]. Автор указывает на то, чтоучёные выявили случаи проявления сострадания не только к людям, но к животным,куклам, растениям, образцам людей или животных в картинках или рассказах.
Такогорода проявления на ранних этапах жизни ребёнка могут быть только следствиемсамых простых форм подражания, имеющих, безусловно, рефлекторную природу.Подражание как отражение примера детерминировано социальными воздействиями иособенностями самого примера. В этом плане нам представляется весьмаубедительным выделение сопереживания, сострадания у младших дошкольников какболее импульсивной, неосознаваемой и центрированной на «себе» формеэмпатии, при которой другой человек выступает лишь как источник для собственныхпереживаний личности.
Выделяютдва вида эмпатии – гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относятэмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается нанеблагополучие или благополучие другого (сорадование, сострадание, сочувствие,жалость). Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а засебя. Страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя.Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость вответ на печаль другого, печаль в ответ на радость (последние являютсяпереживаниями зависти).
В младшемшкольном возрасте, особенно во второй его половине, проявляются оба видаэмпатии, причем дети способны к достаточно острым переживаниям сочувствия и кярким проявлениям зависти. Как зависть, так и сострадание воплощаются впоступках: если ребенок завидует, он может нажаловаться; если сострадает, можетподелиться самым дорогим для себя.
Девятилетнийребенок уже способен воспроизвести переживания других людей, связать их сопределенными действиями.
Некоторыедети младшего школьного возраста в ситуации морального выбора показывают оченьвысокую степень нравственной зрелости и эмоциональной отзывчивости. В то жевремя будет справедливо отметить, что наличие способности сопереживать другомуили ее отсутствие являются устойчивыми примерно у половины детей младшего школьноговозраста. Остальные дети составляют очень сложную подгруппу с нестабильнымипроявлениями эмоциональной отзывчивости.
Первыедесять лет жизни ребенка особенно благоприятны для развития его эмоциональнойсферы и образного мышления. Из-за сложности самой природы эмоций направленноевоздействие на эмоциональную сферу сопряжено с большими трудностями, причемэффект эмоционального научения оказывается значительно менее стойким, чемприобретенные моторные и сенсорные навыки.
Привоспитании нравственных чувств средствами искусства особое внимание обращаетсяна идентификацию, с помощью которой может осуществляться погружение ребенка вхудожественный мир произведения искусства. Объектом идентификации в этом случаеявляются герои, как правило, занимающие доминирующее положение в произведении ивызывающие у детей симпатию. Отождествление себя с такими персонажами являетсяодним из социально-психологических механизмов воздействия искусства наличность. Его следствием является рождение новых чувств у учащихся, подобныхчувствам любимых героев, и воспитание соответствующих ценностных ориентиров.
Такимобразом, сострадание, эмпатия — важнейший компонент в структуре положительногоэмоционального отношения ребёнка к другим людям, помогающий не только пониматьи эмоционально отзываться на переживания другого, но и на этом основанииоказывать ему реальное содействие; на эмпатии строится привязанность ребёнка кдругому лицу. Однако в младшем школьном возрасте сострадание по форме смещаетсяв сторону сопереживания, причём ярко проявляются сострадательные эмоции кживотным и меньше — к сверстникам и другим людям.
/>1.3 Значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания
Слушанье музыки – целенаправленныйпроцесс восприятия и осознания музыкального произведения.
Существуют определённыеусловия, педагогические приёмы и методы, способствующие эффективномуформированию эмпатии, развитию сострадания у детей, одним из таких средствявляется искусство.
Музыка, как и другоелюбое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка,побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованиюокружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой,театром, изобразительным искусством она выполняет социальную воспитательнуюфункцию.
Издавна музыкапризнавалась важным средством формирования личностных качеств человека, егодуховного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, чтомузыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общееразвитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенокделается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Доказано, что музыкаимеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Дажевнутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека:музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствиеребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и интересы.
Музыка как вид искусстваоткрывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой спецификепостижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественногообщения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурныеэлементы, а «социальные чувства человека и эстетическое переживаниезаключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбеили вражде»[50, с.31].
Музыкальное искусствочерез общение, диалог «втягивает» растущего человека в модель жизни,обуславливает развитие и саморазвитие, делает его способным изменятьсоциокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальныеценности с общечеловеческими. Музыкальное восприятие помогает осмыслить иприобрести жизненные ценности, содействует расширению интересов, выработкевкусов, побуждает к информационному обмену. В процессе общения с музыкальнымпроизведением возрастает духовность и взаимопонимание людей. Музыка рождаетгармоническое единство, ее внутренний мир пробуждает в человеке наиболеевысокие и тонкие чувства, которые выступают стимулом к изменению как в целомсвоей жизни, так и сиюминутных порывов. Встреча космической музыки с тонкимэмоциональным миром человеческой души рождает красоту и доброту отношений.
«Музыка переноситнас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – вобласть бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыкистановится непосредственно слышимая „жизнь души“, интонационновыраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл»[56, с. 54].
Активное восприятиемузыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самихпереживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве.Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частичноудовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условияхжизни практически невыполнимы. Итогом восприятия музыкального произведенияявляется преобразование эмоционального состояния и поведения человека.
У ребенка в процессевосприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого онв своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершенияконтакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций,но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможностьребенку духово восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченнойпространством и временем жизни, компенсировать посредством воображенияудовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах Н.Б.Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор[12, с.155].
Музыка, как и другие видыискусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризуетпоступки, отношение, переживание героев. В музыке изобразительного характера,которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются»великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождаетчеловека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно,помогает трудиться, отдыхать. По выражению композитора Б.В.Асафьева, музыка — «образно-звуковоеотображение действительности»[1, с.7]. В ней слышится живая речь — взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование,вопросы, ответы, возгласы.
В процессе постижениямузыкального произведения сострадание развивается через явление катарсиса. Катарсис(греч. kátharsis — очищение),термин древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущностиэстетического переживания[49, с.76]. Восходит к древнему пифагорейству, котороерекомендовало музыку для очищения души.
Аристотель отмечалвоспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получаютоблегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом «безвреднуюрадость». Знаменитое определение Аристотелем трагедии как очищения отаффектов («Поэтика», глава VI), ввиду полного отсутствия всяких егоразъяснении, вызвало появление литературы о том, как следует понимать здеськатарсис[6, с.44]. Г. Э. Лессинг истолковывал его этически, нем. ученые 19 в. Я.Бернайс — по образцу медицинского очищения (т. е. облегчения), Э. Целлер —чисто эстетически и т.д. В учении австрийского врача и психолога З. Фрейдатермин «Катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии,обозначив им высвобождение энергии подавленных аффектов посредством вспоминанияи вербализации вытесненного переживания. Как психологическое понятие оно до сихпор используется относительно широко.
Аристотель подчеркивал,что самым значимым элементом восприятия музыкальных произведений и трагедий,является необычайно сильное переживание, названное им катарсисом.
Проблемой эмоциональных переживаний,возникающих в процессе созидания и восприятия художественных произведений,указывали самые крупные исследователи: Лессинг, Л.Н. Толстой и др.
Основную главу своей «Психологииискусства» Л.С. Выготский посвящает проблеме катарсиса. Он предложил новоепонимание катарсиса как явления двустороннего, синтезирующего эстетический ипсихологический аспекты[17, с. 106]. Используя аристотелевский термин,Выготский пишет: «несмотря на неопределенность его содержания и несмотряна явный отказ от попытки уяснить себе его значение в аристотелевском тексте,мы все же полагаем, что никакой другой термин из употреблявшихся до сих пор впсихологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального дляэстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаютсянекоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные и чтоэстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому катарсису, тоесть к сложному превращению чувств»[17, с.112].
«Мы могли бысказать, что основой эстетической реакции являются вызываемые искусствомаффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой, но находящие себеразряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас всякий развосприятие искусства. Благодаря этому разряду чрезвычайно задерживается иподавляется внешняя моторная сторона аффекта, и нам начинает казаться, что мыпереживаем только призрачные чувства. На этом единстве чувства и фантазии иосновано всякое искусство. Ближайшей его особенностью является то, что оно,вызывая в нас противоположно направленные аффекты, задерживает только благодаряначалу антитезы моторное выражение эмоций и, сталкивая противоположныеимпульсы, уничтожает аффекты содержания, аффекты формы, приводя к взрыву, кразряду нервной энергии.
В этом превращении аффектов,в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций,которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции»[17,с.113].
И все же работы,посвященные художественным эмоциям, весьма немногочисленны. Среди них особоеместо занимает книга С.Х.Раппопорта «Искусство и эмоции». В этойкниге проводится мысль о необходимости разделения всех человеческих эмоций надва вида: «художественные» и «обыденные» («жизненные»).Раппопорт утверждает мысль, что «самые, казалось бы отрицательные эмоции,поднявшись на уровень художественных, приносят положительный эффект»[49,с.33].
Сопереживаниевоображаемому герою как специфически художественная эмоция, носит в той илииной мере обобщенный характер. Она способна подниматься над своей личной,имеющей ограниченный характер эмоциональной практикой: автор может сопереживатьтаким крупным и сложным, представляющим наиболее существенные для даннойсоциальной ситуации переживаниям, до которых он в своей не поднимется и неможет подняться.
Художественноесопереживание воображаемому герою — это некая первооснова дальнейшихэмоциональных образований, оно возникает в известной мере автономно отпоследующего развития процесса художественных переживаний и зависит преждевсего от богатства, содержательности произведения, совершенства егохудожественной формы.
Сопереживаниехудожественному образу принципиально отличается от обычных житейских чувствтем, что носит в известной мере фиктивный, контролируемый, преднамеренныйхарактер.
Художественный образ вискусстве, т.е. то, что называют художественным образом, принципиально отличенот представления: художественный образ, в отличии от представления, выступаеткак мерка, эталон не реальных предметов и явлений, а воображаемых, фиктивных,носящих особый, художественно-условный характер.
Художественный образвсегда облечен в прекрасную форму и, что еще более важно, обозначает не истину,а ценность.
Поскольку художественныйобраз обозначает не истину, а ценность, то овладение его содержанием должновыступать и как оценка этого содержания. Но так как в искусстве ценностьобозначается не понятием, а чувственным образом единичного конкретного явления,то эта оценка должна выступать обязательно как оценка эмоциональная. Именно длятого, чтобы усилить эмоциональное отношение к той ценности, которая обозначенахудожественным образом, он (этот образ) и обладает той особенностью, что всегдавыражен в прекрасной форме. Именно художественный образ и является необходимойпервоначальной клеточкой полноценного акта взаимодействия с художественнымпроизведением.
Восприятие искусства,таким образом, не только не сводится к образному мышлению, но вообще в основеего лежит не интеллектуальные, а эмоциональные процессы.
Катарсис, которыйявляется центральным элементом процесса взаимодействия человека с произведениемискусства, — это опосредование и преобразование важнейших житейских переживанийособой, искусственно возникшей эмоцией — особым «психологическим орудием».
Психологическиеисследования показали, что обогащение художественного образа результатамисамопознания развивается постепенно.
Ядром художественныхэмоций является художественное сопереживание художественному образу.
У человека,воспринимающего художественный образ, обозначающий художественную ценность,возникает чувство сопереживания. Оно, в отличии от житейской эмоции носитуправляемый обобщенный характер.
И, именно это особоепереживание, с нашей точки зрения, и есть главный, самый основной, центральныйэлемент акта взаимодействия человека с искусством.
Интеллектуальные процессыв искусстве предваряют более сложные процессы преобразования эмоций, конечным исамым главным из которых является катарсис — преобразование своих насущныхжитейских эмоций путем сопереживания воображаемому герою. В этом заключаетсясущность искусства.
Общий механизм катарсисакак некого итога всей художественной деятельности можно представить так:человек, воспринимая художественное произведение, установив невидимое общение схудожественным образом, которое одновременно выступает как опосредованноеобщение с самим собой, идентифицирует себя с ним, с его поступками иливнутренними свойствами. При этом человек ставит самого себя в обстоятельстважизни героя художественного образа. На этой основе происходит эмоциональнаяоценка поступков внутреннего мира героя и оценка поступков и внутреннего своегоЯ: сопереживая герою, человек сопереживает самому себе, своим самым острым инасущным эмоциям. Эти чувства накладываются друг на друга: свое житейскоечувство переживается как чувство другого, житейское переживание «очищается»,реципиент прежде всего овладевает им, расставаясь с его жесткой неумолимойреальностью и непроизвольностью, и в этом овладении своим чувством он обретает «успокоение»и художественное наслаждение.
Кроме того, привзаимодействии художественной и житейской эмоции «очищение»житейского переживания происходит и в более непосредственном смысле: оноизбавляется от отдельных элементов, которые осуждаются в данном произведении, иобогащается другими, которые в данном герое художественного образапревозносятся.
Таким образом, человек втой или иной мере перестраивает себя. Очищается от скверных дурных чувств,осознает свои чувства, управляет им.
Итак, катарсис, который являетсяцентральным элементом процесса взаимодействия человека с произведениемискусства, — это, по существу, опосредование и преобразование житейскогопереживания особой, искусственно возникшей эмоцией.
Познание в искусстве — есть познание художественной ценности, выраженной в художественном образе.Познание значения ценности не может быть сведено к чисто интеллектуальномупроцессу. Оно предваряет оценку, носящую эмоциональный характер.
Современная психологиянашла особое эмоциональное «психологическое орудие» — эмоциюсопереживания художественному образу. Слушая «Лунную сонату» мысопереживаем образу лунной ночи (или какому-то другому образу, которыйассоциируется в нашем сознании с сочетанием звуков этого произведения).
Это чувство сопереживанияхудожественному образу, которое каждый может наблюдать, может «пощупатьруками», т.е. чувство совершенно явное, лежащее на поверхности всякогоакта взаимодействия человека с художественным произведением, и есть главнаяхудожественная эмоция.
И чтобы у реципиентахудожественных произведений смогла возникнуть эта особая художественная эмоция- сопереживание художественному образу (ведь она является подлинной основой,первоначальной клеточкой, истинным атомом, главным «психологическиморудием» искусства как художественной деятельности). Искусство и обладаеттакой странной, необычной чертой: оно обязательно должно иметь дело с образамине реальных явлений, а воображаемых.
Сопереживаниехудожественному образу выступает как «психологическое орудие»,совершенствующее важнейших для общественного человека акт социализации егоинтимных чувств, его личных установок.
Таким образом, привзаимодействии с музыкальным произведением возникает сопереживаниехудожественному образу, катарсис. Явление катарсиса возникает в процессепостижения музыкального образа, когда в музыкальном звучании воспринимаются непросто звуки или структурные элементы, а социальные чувства человека иэстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженнойрадости или горю, дружбе или вражде. Музыкальное искусство через общение,диалог «втягивает» растущего человека в модель жизни, обуславливаетразвитие и саморазвитие, обогащает духовно, формирует способность чувствовать ипонимать другого человека, со — радоваться, сопереживать, сострадать.
Вывод по главе I
Изучив научную литературупо теме исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1) Проблема состраданияявляется актуальной, так как подрастающее поколение обвиняют в потеренравственных ориентиров, бездуховности, агрессивности, жестокости. В связи сэтим назрела необходимость обеспечить ребенка всеми условиями для полноценногоразвития нравственной сферы, социальных эмоций, в том числе чувствасострадания.
Изучением этого феноменазанимались такие ученые, как Л. И. Божович, Т. П. Гаврилова, И. М. Юсупов. Впонятии толкования сострадания мы придерживаемся мнения Т.П. Гавриловой. Сострадание– сочувствие, жалость, вызываемые страданием, несчастием другого человека. Состраданиемы рассматриваем как одну из высших форм проявления эмпатии. Эмпатия —эмоциональное отождествление себя с другим человеком, способность видеть егоситуацию, чувства и мотивы, а также способность вызвать у себя чувства, которыетот переживает; в упрощенной трактовке — сочувствие, жалость.
2) Специфика проявлениясострадания в младшем школьном возрасте проявляется в том, что сострадание поформе смещается в сторону сопереживания, причем ярко проявляютсясострадательные эмоции к животным, меньше к сверстникам и другим людям.
3) При восприятии музыкичувство сострадание развивается через явление катарсиса, который являетсяцентральным элементом процесса взаимодействия человека с произведениемискусства. У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникаетчувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается.После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается взону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной.
Анализ литературы по темеисследование позволяет сделать вывод о том, что следствием слушанья музыки являетсярождение новых чувств у учащихся, воспитание соответствующих ценностных ориентиров.
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ
2.1 Определениеактуального уровня сформированности сострадания у младших школьников (констатирующийэксперимент)
Для реализациипоставленной цели мы определили следующие пути работы:
— разработалиструктурированную беседу на основе представления ситуаций, которые способствуютвозникновению чувства сострадания. Наблюдение за эмоциональным откликом младшихшкольников на данные ситуации позволить определить уровень развития чувства сострадания.
— применили методикуэкспресс-диагностики эмпатии Юсупова И.М., адаптировав её для младшегошкольного возраста.
Структурированная беседа
При оценке состраданиякак индивидуально-психологической характеристики следует учитывать факторы, внаибольшей степени, влияющие на эмоциональную чувствительность и особенностиэмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт,социальные установки и т.п. Для сострадания характерно то, что оно можетвозникать и проявляться с большей силой не только по отношению к людям (животным),реально существующим, но и изображенным в художественных произведенияхлитературы, кино, театра, живописи, скульптуры.
Представленные ситуациипозволяют определить, обладает ли респондент способностью откликаться напроблемы другого, идентифицировать себя с ним. Идентификация — важное условие успешной эмпатии.Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на местопартнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способностьк подражанию.
Диагностика состраданияпредполагала учета ряда трудностей, встающих перед экспериментатором приизучении этого феномена: предъявляемая ситуация должна быть знакомой ипонятной, соответствующей опыту младшего школьника.
Представленные ситуацииотражают направления проявление сострадания:
1 – к животным;
2 – к посторонним людям;
3 – к родным;
4 – к друзьям;
5 – к знакомым взрослым;
6- к героям произведенийискусства.
Обработка результатов: закаждый ответ а – 1 балл, Б – 2 балла, В – 3 балла. От 14 до 18 баллов – высокаястепень проявления сострадания; от 10 — до 13 – средняя, от 6 до 9 – низкая.
Высокий уровеньпроявления сострадания – хорошо развито умение поставить себя на место другогои прочувствовать ситуацию, умение увидеть неприятное положение, проблемудругого, умение проявить эмоциональный отклик – посочувствовать, пожалеть,желание помочь.
Низкий уровень проявлениясострадания — респондент не замечает или не хочет замечать тяжелого положениядругого, воспринимает проблему как «чужую», не готов к эмоциональномуотклику на проблему, нет желания помочь, пожалеть.
Ситуации:
1.Ты возвращаешься домой,а у подъезда маленький щенок или котенок. У него болит лапка, он замёрз и хочеткушать. Он мяукает и жалобно смотрит на тебя. Твои действия:
А) Пройду мимо, это немоя проблема – я этого щенка (котенка) не выбрасывал, у меня дома своя собака.
Б) Впущу его в подъезд,вынесу поесть. Может кто-нибудь подберет.
В) Попытаюсь помочь ему –накормить, согреть, вылечить лапку. Если родители позволят, то оставлю егодома, а если нет, то попытаюсь пристроить его в хорошие руки.
2. Ты гуляешь во дворе,вдруг видишь – маленькая девочка стоит совсем одна и горько плачет. Твоидействия:
А) Буду заниматься своимиделами, сейчас наверняка подойдет её мама, она лучше успокоит её и разберется,что случилось.
Б) Понаблюдаю немного заней, если никто не подойдет, то подойду сам (а) и спрошу, что случилось.
В) Сразу же подойду кней, успокою и помогу решить проблему.
3. Если мама расстроеначем-то, почти не улыбается, вздыхает, думает о своем, ты:
А) Сделаю вид, что незамечаю. Это не моя вина, и поэтому помочь я не смогу.
Б) Спрошу, что случилось.Если она расскажет, пожалею её.
В) Постараюсь различнымиспособами поднять маме настроение, буду вести себя хорошо, чтобы порадовать её.
4. Учитель объявляетоценки за диктант. Ты получил (а) 5, а твой друг (подруга) 2.
А) Очень обрадуюсь, яочень старался. А подруга (друг) виновата сама, это не редкость, нужноготовиться хорошо.
Б) Буду рад за себя,после урока пожалею подругу, выслушаю её огорчения.
В) Это будет не совсемрадость, не смогу веселиться, ведь моему другу плохо и дома родители егонакажут.
5. Ты пришел в школу иузнал, что ваша учительница очень серьезно заболела. Сегодня уроков не будет.Ты:
А) Обрадуюсь тому, чтоуроков сегодня не будет можно отдохнуть.
Б) Обрадуюсь, что нетуроков, но расстроюсь, что учительница болеет. Жаль её, а на замену дадутчужую.
В) Расстроюсь заучительницу, поинтересуюсь, что с ней и можно ли нам её навестить.
6. Когда ты смотришь мультик,фильм, читаешь книгу, и с твои любимым героям происходят неприятные события,ему плохо. Ты:
А) Не расстраиваюсь, таккак я знаю, что все это выдумка, это не на самом деле.
Б) Переживаю и жду, когдаопять все будет хорошо.
В) Очень расстраиваюсь, дажеплачу. Не люблю книги, фильмы с грустным финалом.
Методикаэкспресс-диагностики эмпатии
Эмпатия – эмоциональныйотклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании,так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, чтои как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себяна месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь вучастливом отношении к переживающему человеку или страдающему животному.Переживания сочувствующего человека и их проявления могут быть весьмаразнообразны.
Эффективность эмпатииснижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместнымпроявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниями проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазонэмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.
Описание методики
Методика предназначенадля изучения уровня развития эмпатии.
Уровень развития эмпатиичасто рассматривается в качестве одного из показателей общего уровняморально-нравственного развития человека (как его эмоционального компонента).
Эмпатия (англ. empathy — вчуствование) — эмоциональный отклик человека на переживания других людей,проявляющийся в сопереживании и сочувствии. Это — умение поставить себя наместо другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивостина переживания других людей.
Сопереживание — этопринятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они былинашими собственными. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь вучастливом отношении к переживающему.
Опросник содержит 6диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным,старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомымлюдям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый долженоценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантовответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто»,«почти всегда», «всегда или да». Каждому варианту ответасоответствует числовое значение: 0, 1, 2, 3, 4, 5.
Испытуемый получаетопросник и инструкцию следующего содержания: «Предлагаем оценить несколькоутверждений. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтомупросим проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать.Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опросникеутверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе ваше мнениепод одной из шести градаций: „не знаю“, „никогда или нет“, „иногда“,»часто", «почти всегда», «всегда или да». Ни одноиз утверждений пропускать нельзя".
Обработка результатов:«не знаю» – 0, «нет, никогда» – 1, «иногда» – 2,«часто» – 3, «почти всегда» – 4, и ответу «да,всегда» – 5.
Обработку результатовисследования следует начинать с определения достоверности данных. Для этогонеобходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанныеномера утверждения опросника: «не знаю»: 2, 4, 16, 18, 33; «всегдаили да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23. Кроме того, следует выявить, сколькораз ответ типа «всегда или да» получен на оба утверждения в следующихпарах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ типа «всегдаили да» получен для одного из утверждений, а типа «никогда или нет»для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28. После этого суммируютсярезультаты отдельных подсчетов. Если общая сумма – 5 и более, то результатисследования недостоверен; при сумме равной 4 – результат сомнителен; если жесумма не более 3 – результат исследования может быть признан достоверным.
Единичная униполярнаяшкала интервалов позволяет, пользуясь ключом-дешифратором, получить общуюхарактеристику эмпатии на основании данных, которые представляют вседиагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии.
С помощью таблицы, наосновании полученных балльных оценок, диагностируется уровень эмпатии по каждойиз составляющих и в целом.
Таблица 1.Ключ-дешифраторШкала Номер утверждения Номер Название 1 Эмпатия с родителями 10, 13, 16 2 Эмпатия с животными 19, 22, 25 3 Эмпатия со стариками 2, 5, 8 4 Эмпатия с детьми 26, 29, 35 5 Эмпатия с героями художественных произведений 9, 12, 15 6 Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми 21, 24, 27
В приложении 1 представленопросник Юсупова и адаптированный нами вариант для младших школьников вприложении 2.
По результатам двухметодик дается заключение об уровне развития сострадания у младших школьников.
2.2 Анализ результатов констатирующегоэксперимента
В констатирующемэксперименте принимали участие ученики второго класса ( первой и второйподгрупп) в количестве 15 человек, среди них 8 девочек и 7 мальчиков. Нами былоорганизовано изучение уровня сострадания по следующим методикам:
1.Структурированная беседа.
2.Экспресс-диагностикауровня эмпатии И.Юсупова.
Первая методика позволилавыявить следующее:
Таблица 2. Результатыбеседы по ситуациямИ.Ф. участника Результат в баллах Степень проявления сострадания Вика К. 10 Средняя Саша Г. 9 Низкая Оля Д. 14 Высокая Никита К. 9 Низкая Петя Р. 8 Низкая Саша Д. 12 Средняя Вова П. 8 Низкая Витя М. 7 Низкая Ира Е. 9 Низкая Галя Ф. 13 Средняя Полина Я. 7 Низкая Игорь З. 15 Высокая Света И. 18 Высокая Наташа Б. 17 Высокая Яна Р. 9 Низкая
По результатамструктурированной беседы мы определили процентное соотношение распределениядетей по степени сострадания:
Высокая степеньпроявления сострадания – 25%;
Средняя степеньпроявления сострадания – 15%;
Низкая степень проявлениясострадания – 60%.
Рис.1. Результаты беседы
/>
Следует отметить, что наиболеевысокие результаты были получены по шкале проявления сострадания к животным,чуть меньше по шкалам: проявление сострадания к родным, к героям художественныхпроизведений. Полученные данные во многом соответствуют возрастным особенностямразвития, в данном возрасте высока степень эгоистичного поведения, а потомупроявление сострадания к сверстникам, знакомым и незнакомым людям имеет низкуюстепень сформированности. Однако в целом по выборке преобладает низкая степеньпроявления сострадания.