Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование учебных умений и навыков средствами дидактической игры

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Орский гуманитарно–технологический институт (филиал) государственногообразовательного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Курсовая работа
Формирование учебных умений и навыков средствамидидактической игры
Орск 2008

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВСРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
1.1      Сущность понятия«дидактическая игра», её роль в процессе обучения детей младшего школьноговозраста
1.2      Сущность понятия«учебные умения и навыки младших школьников»
1.3       Классификациядидактических игр
1.4      Формы и методыиспользования дидактической игры в процессе обучения детей младшего школьноговозраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
 

Введение
 
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательногопроцесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучшихкачеств и формирование разносторонней и полноценной личности.
Каждый период жизни иразвития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности.
К началу младшегошкольного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание инаправление игры меняется.
В связи с этим особое значение приобретаютигровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Дидактические игры предоставляют возможностьразвивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память.Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности.Многие игры требуют только умственных, но и волевых усилий: организованности,выдержки, умения соблюдать правила игры.
Заметим, что в игре ученики охотно преодолеваюттрудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать своипоступки и возможности.
Дидактическая игра является средством воспитанияумственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает уучащихся живой интерес к процессу познания, сопровождается эмоциями радости,удивления, иногда непосредственного, веселого и доброжелательного смеха. В ней детиохотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развиваютспособности и умения. Она помогает сделать любой учебный материалувлекательным, вазывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостноерабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Все это определило актуальность избранной темыисследования: «Формирование учебных умений и навыков средствамидидактической игры»
Проблема исследования: каковы педагогическиеусловия использования дидактической игры в процессе формирования учебных уменийи навыков младших школьников.
Цель исследования: выявить наиболееэффективные формы и методы использования дидактической игры как средстваформирования учебных умений и навыков младших школьников.
Объект исследования: процесс формированияучебных умений и навыков младших школьников.
Предмет исследования: формы и методыиспользования дидактической игры в процессе формирования учебных умений инавыков.
Гипотеза: дидактическая игра будет способствоватьнаилучшему формированию учебных умений и навыков при соблюдении следующихусловий:
 – соблюдения индивидуального подхода к учащимся;
 – проведения диагностики учебных умений инавыков младших школьников;
 – разработки серии заданий и мероприятий,включающих детские игры.
В соответствии с целью, объектом, предметом игипотезой сформулированы следующие задачи:
1. На основе изученияпсихолого–педагогической литературы раскрыть содержание основных понятийисследования: «дидактическая игра», «учебные умения и навыки младшихшкольников»
2. Изучить особенностииспользования дидактической игры в учебном процессе начальной школы на основеизучения психолого–педагогической литературы и периодической печати.
З. Выявить на основеопытно–экспериментального исследования наиболее эффективные формы и методыиспользования дидактической игры в процессе формирования учебных умений инавыков младших школьников.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, анализлитературных источников, теоретический анализ полученных результатов.
На первом этапе (сентябрь–декабрь 2007г) былосуществлён теоретический анализ по проблеме исследования, определены его цели,задачи, проблемы, гипотеза, шло накопление эмпирического материала, проведёнконстатирующий эксперимент.
На втором этапе (январь–март 2008г) основываясь нарезультатах констатирующего эксперимента проведена опытно–экспериментальнаяработа, направленная на процесс формирования учебных умений и навыков младшихшкольников с использованием дидактических средств.
На третьем этапе (апрель–май 2008г) проведеназаключительная обработка и систематизация материалов, обобщение и анализрезультатов исследования.
Структура и содержание курсовой работы определены логикой исследования. Онавключает в себя: введение, две главы, заключение, литературу.
Во введении определяется актуальность избранной темы исследования;объектно–предметная область исследования, гипотеза, задачи, осуществлён выборметодов исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты осуществленияпроцесса формирования учебных умений и навыков младшего школьного возрастасредствами дидактической игры» раскрывается понятие «дидактическая игра»,«учебные умения и навыки младших школьников»; роль дидактической игры впроцессе обучения детей младшего школьного возраста; классификациядидактических игр; формы и методы использования дидактических игр в процессеобучения детей младшего школьного возраста.

Глава I.Теоретические аспекты, проблема формирования учебных умений и навыков младшихшкольников средствами дидактической игры
 
1.1    Сущность понятия «дидактическая игра», её роль в процессе обучения детеймладшего школьного возраста
 
Долгое время в теории и практике дидактическая играрассматривалась как прием обучения и входила в состав занятий или как игровая деятельностьвне отношения к обучению. Последние исследования позволяют использоватьдидактические игры как форму обучения.
Педагогический опыт показывает, что одним из средствактивизации мыслительной деятельности и развития интеллектуального потенциаламладших школьников является дидактическая игра.
Особое значение дидактические игры имеют для развитиямышления и речи в их единстве. Содержание и правила игры дают возможностьупражнять детей в точном и правильном названии и описании предметов, вовладении грамматическим строем речи.
Умение вычислять среди разных по содержанию предметов общеесвойство требует сложной аналитико–синтетической деятельности. Дидактическаяигра и вызывает у детей такую деятельность – умение анализировать, соотноситьразные свойства, обобщать, организовывать практические действия.
В умственном воспитании значительна роль игр, которые требуютсравнения одних предметов или признаков с другими, установление сходства,различия, тождества. К ним относятся такие игры как: «Чего не хватает?», «Чтоодинаковое и что разное?», «Найди лишнее».
Эти игры направлены на развитие не только процессов мышления,но и воспроизводящего воображения.
Функции дидактической игры:
Дидактическая игра способствует активизации мыслительнойдеятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает им усвоитьучебный материал.
1.        Игровыетехнологии развивают познавательные процессы у школьников, закрепляют ихзнания, умения и навыки.
2.      Развивающие игры являются формой организации коллективной, руководимой учителемучебной деятельности класса.
3.      В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет,классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные емуанализ и синтез, делает обобщения; у детей формируется произвольность такихпсихических процессов, как внимание и память.
4.      Игровые технологии развивают у учеников смекалку, находчивость,сообразительность.
5.      Игра стимулирует волевые усилия – организованность, выдержку, умениясоблюдать созданные правила, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Игра – это соревнование, борьба либо с соперником, либо ссамим собой. Она дает возможность за сравнительно малое время проявить своиспособности: качества ума, крепость мышц, быстроту реакции и все вместе.
Таким образом, основная роль дидактических игр заключается втом, что они используются в целях обучения, формирования конкретных иобобщенных знаний и применения их в разных условиях и обстоятельствах.
1.2    Сущность понятия «учебные умения и навыки младших школьников»
 
В отечественной дидактике сложилась совокупность требований,способствующих повышению эффективности формирования и развития общеучебныхумений. Эти умения должны выступать в качестве предмета обучения, и для этогонеобходимо специально выделять время в границах всех учебных дисциплин. В связис тем, что сформированность общеучебных умений – это результат усилий всегопедагогического коллектива, важно координировать взаимодействие учителей.Педагогам школы целесообразно использовать единые подходы к классификации, составуобщеучебных умений и методикам их формирования, тогда можно будет обеспечитьскоординированность деятельности учителей, работающих в одном классе, ипреемственность деятельности педагогов начальной, основной и полной школы.Реализация этих требований позволяет значительно ускорить процесс овладенияобщеучебными умениями, обеспечить более высокий уровень их сформированности,предупредить деформацию или «угасание» тех или иных умений у учащихся среднейшколы.
Что такое умения инавыки, насколько принципиальна разница между этими понятиями?
«Словарь практическогопсихолога» предлагает такие формулировки: «умения – освоенный субъектом способвыполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний инавыков»; «Навык – автоматизированное действие, сформированное путемповторения». Очевидно, что навык здесь рассматривается как базовый элемент, наоснове которого формируется умение.
Однако данная точказрения не единственная. Многие педагоги считают, что навык – это более высокийуровень овладения способом выполнения действия, чем умение. Если умение – этоспособность выполнять действие, уже достигшая наивысшего уровня.
То есть способность выполнять какое–либо учебноедействие формируется у ученика сначала как умение: он выполняет его поэтапно, осознаваякаждый свой шаг.В процессе обучения и тренировки это умениесовершенствуется, промежуточные шаги перестают фиксироваться сознанием,действие автоматизируется и превращается в навык. В данной трактовке умениепервично по отношению к навыку.
Простые учебные действия, такие, как письмо,чтение, устный счет, формируются как навыки и могут применяться при выполненииболее сложных учебных действий – написание сочинения, выделение главной мыслитекста, решение задачи и т.п. Сложные же учебные действия формируются какумения, состоящие из ряда навыков.
Такимобразом, связь между понятиями «умений» и «навыки» заключается в следующем.Если речь идет о простом учебном действии, то первоначальный уровень овладенияэтим действием – «умение», которое по мере совершенствования переходит в«навык». А в случае сложного учебного действия, «умение» выполнять его состоитиз нескольких автоматизированных «навыков». По–видимому, не стоит разделятьпонятия «умения» и «навыки», особенно применительно к общеучебным умениям инавыкам, поскольку в ежедневной учебной деятельности они выступают как единыйкомплекс «инструментов» учебы, которыми пользуется ученик.
1.3    Классификация дидактических игр
 
Существуют различные классификации развивающих игр. Похарактеру
Познавательной деятельности игровые т занимательные заданияможно отнести к следующим группам:
 – игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр учащиеся 1 –2–хклассов выполняют действия по образцу. Так, в 1–м классе проводится игра«Составим разноцветный поясок». Она применяется для выявления уменияразличать предметы по цвету, форме, расположению.
Средства обучения. Набор геометрических фигур.
Содержание игры. Учащиеся по заданию учителя выкладывают начистый лист бумаги круги, квадраты, треугольники: посередине – красный круг,справа от него – зеленый треугольник, слева – желтый, справа от зеленоготреугольника – синий квадрат и т.д. В результате получается разноцветныйпоясок;
 – игры, требующие воспроизведения действия. Онинаправлены, в первую очередь, на отработку вычислительных навыков. Спектр этихигр большой: «Лучший» летчик", «Забей гол в числовыеворота», «Вычислительные машины», «Телефон» и другие.Эти игры можно применять во всех классах, наполняя содержание игрысоответствующими по сложности цифровыми данными. Так, во 2–м классе проводится игра«Телеграф» с целью формирования вычислительных навыков. Средстваобучения: карточки с цифрами.
Содержание игры. Учитель выдает ученикам, сидящим за первымипартами, карточки, на которых записаны числа 2; 3; 4; 6 и показывает наследующую схему.
Учащиеся решают первый пример (он подчеркнут), следующийпример в арифметической цепочке должен начинаться с ответа предыдущего. Еслиответ последнего примера совпадает с первым числом цепочки – все действиявыполнены верно, получены круговые примеры;
– игры, включающие элементы поиска и творчества. Игры этого вида находят широкоеприменение во всех классах. Так, в 1–м классе проводятся игры: «Помогипочтальону Печкину», «Найди цифры», «На какой цвет упадеткапля», «Волшебная яблоня».
В ходе игры «Помоги почтальону Печкину», дети, решив примеры,написанные на конвертах, опускают их в тот почтовый ящик, на котором написанасоответствующая цифра.
Для закрепления вычислительных навыков во 2–4 классах используютсяигры: «Танграм», «Арифметическое домино», «Меткие стрелки».
Ученики каждого ряда поочередно выполняют действия по схеме ипередают листок детям, сидящим за ними. Они, в свою очередь, должны проверитьпредыдущий пример, а затем решить свой и записать ответ. Побеждает та команда(ряд), которая быстрее других и правильно даст конечный ответ вычислительнойцепочки.
 – игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи вдругие, логически связанные с ними. Например, «Цепочка», «Математическая эстафета»,«Лучший контролер», «Арифметический бег по числовому ряду»,«Составь поезд» и т.д. В 3–м классе можно провести игру«Круговые примеры».
Цель игры: формирование вычислительных навыков, решениепримеров заданной последовательности.
Содержание игры; на доске даны следующие записи:
Для закрепления вычислительных навыка во 2–4–х классахиспользуются игры: «Такграм», «Арифметическое домино», «Меткие стрелки»
84+16
7x3
45x2
90–83
«Поле чудес» и т.д. Содержание этих и других игр,методика их применения описаны в книге Т. К. Жигалкиной. Математика. 1–2 класс –М.: Дрофа, 2000. (Дидактические материалы).
В первые годы обучения у детей младшего школьного возрастаактивно развивается познавательный интерес. Применение дидактических игрпозволяет привлечь внимание детей, вызвать их удивление, что ведет квозникновению интереса, и, что наиболее ценно, позволяет удержать его.
Игровые технологии используются во всех начальных классах. Помере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типатеряют свою ведущую роль. Если в первом классе игра являлась предпосылкой длявключения учеников в учебный процесс, то в 3–4–х классах игра превращается вдидактический прием.
Одной из центральных задач развивающих систем обученияявляется целенаправленное, интенсивное, систематическое развитиеинтеллектуального потенциала учеников. Как показывают педагогическиеисследования и убеждает опыт работы педагогов, применение игровых технологийпомогает осуществить на практике эти задачи развивающего обучения. Результатыприменения игр в обучении младших школьников убеждают в правильности слов П.Ф.Каптерева: «Обучение и игры не враги, – это друзья, товарищи, которым самаприрода указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга».Игра должна стать для учеников «школой мышления» – школойестественной, радостной и совсем не трудной!
1.4    Формы и методы использования дидактической игры в процессе обучения детеймладшего школьного возраста
 
Опора на игру как на привычную, хорошо знакомую и отвечающуюдетским интересам и потребностям деятельность позволяет учителю наиболееорганиченно и безопасно для детской психики и в то же время прицельно ирезультативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальныхвозможностей учащихся вести работу над становлением их общеучебных умений.Таким образом, по словам П.Ф. Каптерева, на школе игр можно и, более того,следует строить и развивать более серьезную и более широкую школу мышления.
Использование в работе по формированию общеучебныхинтеллектуальных умений специальной программы дидактических игр имеет, какминимум, двойной педагогический эффект. Во–первых, важным является сам характерумственных действий, выполняемых детьми в ходе игр, и тот «ансамбль» умений,которые ими исподволь отрабатываются в «форме игры. Во–вторых, значимымпредставляется и само строение дидактических игр как разновидности игр справилами, естественно и закономерно подводящими ребенка к учебнойдеятельности.
Основу программы игр составляют следующие типы заданий:
1.Рассмотреть предметы или их изображения; сгруппировать, классифицироватьпоступившую информацию по заданному или самостоятельно найденному основанию(основаниям); проверить правильность классификации познавательно–значимыхсведений, выделенных в соответствии с поставленной познавательной задачей.Поэтому игры первого вида – это игры, в которых ученикам для группировки«посредством рук и зрения» предлагаются, сначала реальные объекты –геометрические фигуры, небольшие игрушки и другие предметы, находящиеся в полеих непосредственного визуального восприятия в классе, на улице. На первых порахпедагог сам задает игрокам основание для группировки, которую они должнывыполнить. (игра № 1 см. приложение 1)
В других играх этого вида (игра № 2 см. приложение 1) задача,стоящая перед учениками, усложняется, и поиск основания для классификацииобъектов ими осуществляется уже самостоятельно.
«Группировку зрением» дети проводят и в тех играх, где вкачестве игрового материала выступают изображения предметов (картинки). (игра № 3 см. приложение 1 )
Может быть проведена игра с использованием листьев или цветоврастений разной формы, размера и цвета.
Такие игры помогают учителю познакомить детей с возможностьювключения одного и того же объекта в разные классы в зависимости от того, какоесвойство каждый раз лежит в основе группировки. Тем самым преодолеваетсяформирование «однолинейности» мышления, прикованности к какой–либо однойстороне рассматриваемого объекта.
Кроме того, игры первого вида должны помочь учителю обратитьвнимание детей на то, что признаки, по которым может быть проведенаклассификация, весьма разнообразны и не могут быть сведены только к внешнимпроявлениям (цвет, форма, величина и др.). Он учит их группировать объекты поматериалу, из которого они сделаны, функциональным признакам, месту нахожденияв пространстве и т.п., постепенно подводя к наиболее сложному виду группировки –смысловой (или категориальной), в основе которой лежит выделение родо–видовыхотношений между объектами. (игра № 4 см. приложение 1)
2.Прослушать сообщение; классифицировать (т.е. разделить) поступившую информациюпо заданному или самостоятельно найденному основанию (признаку); проверитьправильность классификации познавательно–значимых сведений. Игры второговида направлены на развитие у учеников умений анализировать слуховыесигналы и определенным образом группировать их. В качестве игрового материалана первых порах должны выступать неречевые звуки (бытовые шумы, звучаниемузыкальных инструментов, мелодий и др.) (игра № 1 см. приложение 1).
Постепенно следует подводить учеников к группировке речевыхзвуков – слов по акустическим, формально–структурным или смысловым признакам. Виграх, сходных с игрой «Кто сказал комплимент?» дети учатся различать голосадруг друга по индивидуальным тембровым характеристикам, в игре «Угадай, когопозову» – по ритмическому рисунку и слоговой структуре слов, а в игре «Летает –не летает» основой группировки служит значение слов. (игры №2, №3, №4, №5 см.приложение 1)
3.Прочитать текст; классифицировать (разделить) содержащиеся в нем сведения позаданному или самостоятельно найденному основанию (основаниям); проверить правильностьклассификации познавательно–значимых сведений. Игры третьего виданацелены на развитие сочетанных умений чтения, классификации и самоконтроля.(игра №1 см. приложение 1)
4.Рассмотреть предметы или их изображения; обобщить содержащиеся в них главные,познавательно–значимые сведения; проверить правильность обобщения усваиваемыхзнаний. Формирование у учащихся комплекса умений анализировать зрительно представленнуюинформацию и обобщать ее, находя частное в общем и общее в частном,устанавливать родо–видовые отношения – суть дидактических игр четвертоговида. Выполнение этих действий требует от детей высокого уровня развитияопераций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, которые в то же время исами являются основой формирования подлинно научных знаний, обеспечивая переводполученной информации из системы конкретного мышления в систему мышленияабстрактного. В таких играх педагог стремится научить детей выделять наиболеезначимые, сущностные признаки в предметах и явлениях и на этой основе познаватьих главное, составляющее внутреннее единство, скрытое за разнообразием внешнихвыражений, несущественных признаков, т.е. «поднять» их от ситуативных обобщений(«бессвязной связности», по меткому определению Л.С. Выготского ) кметаобобщениям – понятиям.
5.Прослушать сообщение; обобщить содержащиеся в нем главные, познавательно–значимыесведения; проверить правильность обобщения усваиваемых знаний. Обобщениепризнаков предметов, явлений ученики осуществляют в играх пятого вида.Их игровым материалом являются представленные в той или иной форме загадки.Определение загадки позволяет рассматривать ее как логическую задачу,содержащую проблемную ситуацию, а поэтому ее отгадывание требует от детейопределенного уровня развития интеллектуальных действий, активизируетлогическое мышление. Важно и то, что загадка всегда является описанием неконкретного предмета или явления, а описанием вида предметов (явлений).Следовательно, чтобы ее отгадать, требуется не только знание признаковпредмета, но и умение увидеть среди них существенные, установить их иерархию,соотнести слово с существенными признаками, составляющими содержание понятия изакрепленными в слове.
Например, в игре «Отгадай загадку – посмотри отгадку» педагогставит перед детьми шкатулку и предлагает поиграть: «Эта шкатулка непростая, вней загадки спрятались. Если загадку правильно отгадаете, отгадку на картинкеувидите». Количество и тематика загадок, которые учитель предлагает детям дляотгадывания в ходе одной игры, определяются им самим и зависят от задачконкретного урока, знаний и интересов учеников. Желательно подбирать такиезагадки, которые требуют быстрой и точной идентификации предмета или явления поих существенным признакам путем их обобщения (примеры загадок)
6.Прочитать текст и обобщить содержащиеся в нем главные, учебно–значимыесведения; проверить правильность обобщения усваиваемой информации. Г Всоответствии с этими типами дидактических заданий можно выделить шесть видовигр.
Игры шестого вида способствуют у детей умений обобщатьпрочитанный материал, а также проверять правильность его обобщения. Такие игрыпо своему содержанию уже близки к собственно учебным заданиям, но при умелой методическойинструментовке могут проходить очень интересно и с пользой для учеников. (игра№1 см. приложение 1)
Таким образом, проводимые в определенной системедидактические игры обеспечивают единство и взаимосвязь в формированииинформационно–ориентировочной, операционно–исполнительной и контрольно–корректировочнойфункций учебной деятельности. Но, как убедится учитель, помимо непосредственнойреализации этой задачи все игры в значительной степени будут эффективносодействовать развитию познавательной сферы и личности каждого ребенка путемсовершенствования зрительного и слухового восприятия, мыслительных операций,речи, непроизвольной и произвольной логической памяти, внимания, воли и т.п.Уяснение принципа включения игр в программу и переосмысление с позицийпредставленного выше подхода дидактических и игровых задач, действий, правил ирезультатов тех игр, которые педагог использует в своей учебной практике илинаходит в методических сборниках, поможет ему более эффективно использовать ихинтеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельносоздавать авторские, оригинальные дидактические игры, проводя их с детьми вчасы досуга и на уроках. Важным при этом является то обстоятельство, чтопланирование игр в течение учебного года программой жестко не регламентируется,а главным ориентиром их включения в образовательный процесс служит уровеньразвития общеучебных интеллектуальных умений и учебной деятельности учеников(высокий, средний или низкий, требующий начинать работу практически с нуля).
Дети читают рассказ и стараются придумать как можно большезаглавий к нему. Заглавие должно быть кратким, выразительным и возможно болееточно отражать содержание рассказа или одну из основных его идей. Когданазвания придуманы, организуется их обсуждение и выбор лучших, самыхинтересных.

Приложение 1
 
Игры первого вида
1. «Аукцион»:
Ведущий (учитель или кто–то из детей) предлагает «участникамаукциона» назвать как можно больше окружающих их предметов, которые могут бытьохарактеризованы одним и тем же словом, например «белый» (или «круглый»,«нарядный» и т.д.). Слова следует называть по одному, не повторяясь и ожидаясвоей очереди – знака «аукциониста». Тот, в свою очередь, строго придерживаетсяправил «торгов» и тогда, когда основной поток слов начнет иссякать, а паузы междуними станут все более длительными, начинает отсчет: «Белый… – раз! Белый… –два! Белый...» Если не найдется желающего назвать еще одно слово, ведущийпроизносит: «… три!» – и победителем игры считается тот, кто назвал последнееслово.
2.«Разноцветные пуговицы»
(название условно, так как пуговицы отличаются друг от другане только по цвету, но и по форме, размеру, количеству отверстий и т.д.).
Педагог предлагает игрокам разделить собранную совместнымиусилиями «богатую коллекцию» пуговиц сначала на две группы – подходящие кподходящим, потом – на три, четыре и т.д. Каждый раз после того, как детивыполнят игровое задание, с ними необходимо обсудить основание, по которомубыли выделены группы, и оценить соответствие результата группировки выбранномуоснованию (основаниям).
«Группировку зрением» дети проводят и в тех играх, где вкачестве игрового материала выступают изображения предметов (картинки).
3. «Бабочки».
Для проведения игры необходимо подготовить 18 карточек(размерами примерно 5x5 см) с изображением бабочек, которые отличаются друг отдруга цветом крыльев, формой пятен на крыльях и характером края крыльев; трилиста белой бумаги (20x30 см); три полоски (10x20 см каждая) и квадрат (15x15см) из бумаги серого цвета. В ходе игры ученикам необходимо правильно рассадитьбабочек на «полянки» (листы белой бумаги) и «мостики» (серые полоски и квадрат)в соответствии с заданными педагогом условиями.
Задание № 1. Сначала педагог предлагает расположить всехнасекомых на двух листах–«полянках» так, чтобы на одном листе оказались всенасекомые с красными крыльями. После того как задание будет выполнено, онпросит игроков объяснить, какие бабочки на какой «полянке» расположились.
Задание № 2. Разложить бабочек на два белых листа–«полянки» исоединяющую их серую полоску–«мостик» так, чтобы на одном белом листе оказалисьвсе насекомые с круглыми пятнами на крыльях, а на другом – все насекомые сжелтыми крыльями. Дети должны сами догадаться, какие насекомые должнырасположиться на «мостике». Бабочек, которые не подходят ни к одной из«полянок», нужно положить отдельно.
Задание № 3. Разложить насекомых на трех «полянках» исоединяющих их «мостиках» так, чтобы на первой «полянке» были все насекомые скрасными крыльями, на второй – все насекомые с круглыми пятнами на крыльях, натретьей – все насекомые с ровными краями крыльев (на листы бумаги кладутсякарточки с соответствующими символами). Догадаться и найти тех насекомых,которых надо посадить на каждый из «мостиков». Насекомых, которые не подходятни к одной «полянке» и ни к одному «мостику», оставить на столе. По окончаниивыполнения задания № 3 ученикам вновь предлагается как можно точнее и корочерассказать, какие насекомые на какой «полянке» и на каком «мостике» находятся.
4. «Подбери».
Перед ее началом ведущий отбирает по количеству игроковкомплекты предметных картинок – карточек (4–6 штук в каждом комплекте);карточки раздаются всем игрокам поровну. Получив карточки, они должнырассмотреть их и решить, какую группу будет собирать каждый из них; растения, животных,мебель или др. (собирать следует тот комплект карточек, которых у игрокабольше). После этого участники игры обмениваются друг с другом карточками (поодной), которые им уже не нужны. Делают они это так, чтобы остальные играющиене видели, что изображено на карточках. Игра продолжается до тех пор, пока кто–тоиз игроков не соберет все карточки своей группы. Он и считается победителем.
Игры второго вида
1. «Слухачи».
Ученикам предлагается послушать звуки, которые «живут» тольков классной комнате, затем переключить внимание на звуки, «живущие» внутри школы(исключая класс), затем – на звуки, доносящиеся с пришкольного участка, звукидороги и т.д. По окончании цепочки переключения слухового внимания игруппировки доносящихся звуков учитель обсуждает все услышанные звуки с детьми.
2. «Кто сказал комплимент?»
В игре принимают участие 6–8 детей. Из них выбираетсяводящий, который поворачивается ко всем участникам игры спиной и закрываетглаза. После этого остальные игроки вперемешку (но по очереди) говорят емукомплименты, например: «Саша, ты очень умный», «Ты самый аккуратный», «У тебякрасивые волосы» и т.д. Водящему необходимо по голосу узнать, кто это сказал.После 3–4 угадываний водящий меняется; так продолжается до тех пор, пока всеигроки не побывают в роли водящего. Обязательное условие этого круга – неискажать своего голоса.
Во втором круге это правило меняется – теперь каждый, ктоговорит комплимент, хотя бы чуть–чуть должен изменить свой голос. Введениетакого правила значительно осложняет задачу водящему и, помимо прочего,заставляет остальных проявить максимум изобретательности, выдумки, артистизма.
2.        «Угадай,кого позову».
Педагог предлагает встать тем ученикам, чьи имена состоят изстольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например, учитель хлопает трираза, учащиеся считают, после чего должны встать: Се–ре–жа, Ма–ри–на, Ок–са–на,Та–ма–ра и др.
3.        «Летает –не летает».
Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Педагогобъясняет правила игры: «Я буду называть предмет и говорить слово»летает", например, голубь летает, самолет летает и т.д. Если яназову предмет, который летает, вы поднимете руку.
Если я назову нелетающий предмет, руку поднимать не следует.Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руку и тогда, когда предметлетает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит «фант»».
Игровая задача может быть значительно усложнена, есликлассифицировать поступающую на слух информацию ученикам придется посамостоятельно найденному основанию, как в игре «Скажи пятое».
5. «Скажи пятое».
Играют несколько человек, один из игроков – водящий. Онобращается к кому–либо с предложением: «Скажи пятое» При этом он должен быстроназвать подряд четыре названия растений (или птиц, продуктов, предметов одеждыи др.), а тот, к кому водящий обращается, должен успеть, как только онзакончит, немедленно назвать нельзя. Еслиответ последует вовремя, то тот, кто ответил, становится водящим; если нет –водящий остается прежний.
Игры третьего вида
1. «Слова, слоги, буквы».
Вариант № 1. На отдельных карточках или на доске педагогзаранее пишет следующие слова: дым, дал, рот, бок, рак, рыл, дом, вал, бык,выл, вол, сон, бак, сын, сад, мох, маг, мыл. Дети должны распределить слова натри равные группы, разложив карточки или записав каждую группу в отдельныйстолбик.
Победителями в игре являются те, кто верно найдет основаниедля классификации и допустит меньше ошибок при распределении слов по группам(основание для классификации – одинаковая гласная в каждой из групп).
Вариант № 2. В этой игре в качестве игрового материалаиспользуются слова: чиж, глаза, дыня, ворона, клюв, малина, баран, редиска,хоккей, гвоздика, кисть, акула, лев, ландыш, морковь. Записав их на доске,учитель просит детей распределить слова на три группы. Побеждает тот, ктобыстро и правильно справляется с предложенным заданием (основание дляклассификации – количество слогов в каждом слове – один, два или три).
Вариант № 3. На карточках или на доске написаны имена детей:Аня, Белла, Женя, Марина, Лена, Юля, Света, Денис, Иван, Никита, Оля, Алла, Вера,Наташа, Оксана, Зоя, Таня, Дима, Алеша, Ира, Гена, Антон, Инна. Педагог проситучеников придумать для этих слов как можно больше групп. Вот несколькопримеров:
– имена, начинающиеся с согласной буквы, и имена,начинающиеся с гласной буквы;
– имена мальчиков и имена девочек;
– имена, состоящие из одного, двух и трех слогов;
– имена, которые содержат сдвоенные буквы и не содержаттаких;
– имена, оканчивающиеся на «а» и «я», и т.д.
2. «Раз – два!»
Для этой игры потребуется комплект предметных картинок,которые ведущий перемешивает и раздает всем участникам игры поровну. Играющиепереворачивают свои карточки изображением вниз и кладут их возле себя стопкой.По счету «раз» игроки снимают со своих стопок верхние картинки, держа их изображениемвниз. Затем по счету «два» все одновременно кладут эти карточки на столрисунком вверх. Каждый играющий внимательно смотрит на карточки, стараясьбыстрее других найти среди них те, которые относятся к одной группе, и назватьэту группу. Например, если на картинках изображены огурец, мак. диван икапуста, играющий быстро должен сказать; «Овощи!» – и взять себе картинки сизображением огурцов и капусты.
Может случиться, что играющий заберет себе две карточки, апод ними на столе окажутся еще две. Поэтому участники игры должны бытьвнимательны и следить за карточками.
Так, по очереди считая «Раз – два!», игроки снова открываюткарточки и быстро называют предметы одной группы. Если игрок неправильноопределил группу, к которой относятся предметы, карточки остаются на столе;если двое играющих одновременно правильно назвали группу, то выигрыш делитсяпоровну. Игра происходит до тех пор, пока в стопках не останется ни однойкарточки. Выигрывает тот, кто соберет карточек больше, чем остальные.
Игры пятого вида (примеры загадок)
На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидя!– на лесенке
И стрекочут песенки.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает –
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты.
А на них–то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
Подходила – грохотала,
Стрелы на землю метала.
Нам казалось – шла с бедой,
Оказалось – шла с водой,
Подошла и пролилась.
Вдоволь пашня напилась.
Игры шестого вида
1. «Придумай название».
Для Проведения игры понадобятся тексты небольших, ноинтересных по содержанию рассказов. Для начала может быть использован такой,например, текст: «Ежата родятся летом, иногда сразу по десять. Они слепые иглухие. На спине у них кожа утыкана мягкими белыми иголочками. Ежиха первые дникормит их молоком.
Ежата слепые и глухие, а уже дерутся. Они не кусаются, нецарапаются, а «боксируют». Кожа с иголками у них очень подвижная.Ежата надвигают ее немного на лоб и, как боксер кулаком, бьют противника.Слабенький ежонок летит от такого удара в сторону.
Когда ежиха уходит из гнезда, она каждого ежонка закутываеттравой или листьями. Тепло ежатам в упаковке из листьев и не видно их врагам.
Через две недели у ежат открываются глаза, а мягкие белыеиголочки выпадают. Вместо них растут твердые, колючие, серые иголки. Тогда маманачинает учить ежат искать вкусных улиток и жуков.

Заключение
 
Современные условия характеризуются гуманизациейобразовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших егокачеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этойзадачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитаниюдетей, организации всего образовательного процесса. В связи с этим особоезначение приобретают игровые формы обучения, в частности дидактические игры.Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается ивзаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
На основеэтого нами было проведено теоретико–экспериментальное исследование и решенытеоретические и практические задачи.
В рамках теоретических задач изучена психолого –педагогическая литература.
В ходерешения практических задач проведено опытно–экспериментальное исследование иосуществлен анализ полученных результатов. Результат констатирующегоэксперимента– ошибки в вычислении и орфографические ошибки. Формирующий этап –проведены серии уроков в экспериментальном классе. Результат контрольного этапа–положительная динамика в учебном процессе учащихся. На основе исследованияопределили эффективные формы и методы осуществления процесса воспитания младшихшкольников, и выявили положительную динамику, включив в воспитательный процесс,такую форму обучения как дидактическая игра. Таким образом, нами достигнутацель и гипотеза исследования.

Литература
 
1.1      Балашов М.М. дидактическая игра на уроке.: Игрулюбят все! / М.М. Балашов // Школьные технологии. – 1998. – № 5 – С. 137 – 140.
1.2      Данченко, Т. Игровые технологии в начальной школе/ Т. Данченко // Учитель. – 2007. – № 6. – С. 44 – 46.
1.3      Козлова О. А. Роль современных дидактических игр вразвитии познавательных интересов и способностей младших школьников. / О.А.Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11 – С. 49 – 52.
1.4      Степанова,О.А. Игровая школамышления. / О.А. Степанова // Начальная школа: плюс–минус. – 2000. – № 10 – С 3– 12.
1.5      Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированностиобщеучебных умений и навыков школьников. / М. Ступницкая, // Школьный психолог.– 2006. – № 7 – С.20 – 29.
1.6      Татьяченко, Д. Развитие общеучебных уменийшкольников. / Д. Татьяченко // Народное образование. – 2003. – № 8 – С. 115 –126.
1.7      Федорова, Л.А. Формирование практических умений инавыков школьников / Л.А. Федорова, // Аспирант и соискатель. – 2005. – №6.–С.128 – 135.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.