--PAGE_BREAK--
Барабанобычно используется в произведениях маршевого характера или песнях, где поётся про этот инструмент.
Игра на треугольнике, требует особой сноровки в связи с возможностью вращения его по оси во время ударов. Сделанный коротким кольцевой шнурок надевают на четыре горизонтально расположенных пальца левой руки, что частично предотвращает закручивание треугольника. При игре на треугольнике надо ударять металлической палочкой по середине горизонтальной части. Тремоло достигается частыми, но не сильными ударами по двум сторонам треугольника. Динамика имеет высокий диапазон – от ppдо f.
Румба (пандейра) имеет четыре пары маленьких металлических тарелочки, вставленных в деревянную основу. Звучание румбы воспроизводится встряхиванием инструмента или ударом о ладонь другой руки.
Трещотки– их видов много, тембр их различен, поэтому в своём разнообразии и многообразии они могут применяться в детском оркестре в соответствии с замыслом для определённого музыкального произведения.
Тарелки – довольно сложный для исполнительства музыкальный инструмент, так как необходимо ударять им друг от друга скользящим движением. Более простой способ игры – подвешивание одной тарелки и удар по ней палочкой или ложкой, покрытой в несколько слоёв мягкой материей.
Кастаньеты – лучше использовать парные, которые предполагают три способа игры. Первый – это удар «лепестками» о ладонь левой руки, второй – резкие встряхивания инструмента и третий – наиболее сложный – удерживая кастаньеты по центру, резко разворачивать их то вправо-вниз, то влево-вниз.
Маракасы издают своеобразный звук, похожий на шорох. Игра на них тоже требует определённого навыка, чтобы добиться ритмически точного исполнения в ансамбле с другими инструментами.
Металлофоныбывают диатонические и хроматические. Горизонтальное расположение инструмента с установкой звуковысотности слева направо ассоциируется с расположением клавиш знакомого всем фортепиано и является более рациональным при игре. Молоточек должен свободно лежать на указательном пальце (между ногтевой и второй фалангами) и придерживаться большим пальцем. Первоначально необходимо научиться свободно, держать и раскачивать молоточек, что даст возможность ощутить массу молоточка, его сопротивление, а при последующей игре на инструменте позволит ударять точно по середине металлической пластинки, не «прилипая» к ней молоточком.
Ксилофон имеет более резкий звук, потому что его пластинки изготовляются из древесины твёрдых пород. Приёмы игры на нём, те же, что и на металлофоне.
Детские пианиновыпускаются с диатоническим и хроматическим строем. Обычный приём игры на них – лёгкое стаккато, потому, что детские инструменты не имеют промежуточной детали – шпиллера, подбрасывающего молоточки у обычного фортепиано.
Детские аккордеоны– прототипы обычных инструментов. В связи с тем, что подготовка игры на них занимает достаточно много времени, игру на них можно рекомендовать не на уроке, а в процессе внеклассных занятий с последующим введением их в состав детского оркестра.
Детские баяны, гармоникиимеют много различных решений, как в тональном плане, так и в композиционном. Наиболее приемлемым для игры в детском оркестре является баян «Малыш» — копия взрослого инструмента. Пожалуй, главной трудностью при игре на аккордеонах и баянах является правильная смена меха, не «ломаюшая» мелодическую фразу. Этот навык игры, прежде чем играть в оркестре, необходимо ребёнку усвоить, отрепетировать на примерах простейших попевок.
Детские органолы (ЭМИ)– имеют фортепианную клавиатуру, регуляторы громкости и тембра и являются украшением звуковой палитры как на уроке в классе, так и на репетициях детского оркестра. Основной приём игры на них – легато. Есть ещё ЭМИ «Фаэми» и «Фаэми-М», но это инструменты с более сложной системой управления, с большими исполнительскими возможностями, использовать их можно в детском оркестре.
Триола – детский духовой язычковый инструмент. Выпускается настроенным в тональности соль мажор, имеет широкие динамические исполнительские возможности. Надо заметить, что при умелом использовании имеющихся на инструменте звуков, можно использовать его при исполнении фрагментов произведения и элементов аккомпанемента в различных тональностях – ми минор, ре мажор, ля минор, до мажор и др.
Несколько аналогичными по технике извлечения звука инструментами являются детские саксофоны. Но они попадают в категорию игрушек, поэтому на них тяжело играть в связи с большим количеством расхода вдуваемого воздуха и они, чаще всего, настроены неточно.
Симона– духовой язычковый инструмент с фортепианной клавиатурой. Прилагающиеся к нему два различных по форме мундштука позволяют извлекать различные по тембровой характеристике звуки. Играют на инструменте правой рукой, левая рука поддерживает инструмент за имеющийся снизу ремешок-ручку. Возможности исполнения инструмента широкие. Ограничением является диапазон – от си малой октавы до соль второй октавы.
Инструменты типа «Мелодия» — имеют тот же принцип звукоизвлечения, но диапазон у них гораздо шире, что позволяет использовать эти инструменты в различных по характеру музыкальных произведениях. Строй их хроматический, клавиатура баянная.
К другой, более сложной для исполнения категории духовых инструментов относится вермона, звук на которой извлекается посредством колебания воздуха. Звучание инструмента напоминает детскую свистульку, он располагает восемью звуками в тональности до мажор. Изменение силы звука может повести к изменению самого звука, поэтому надо научиться, прежде всего, подавать струю воздуха ровной силы. Инструмент увлеченно принимается детьми, как на уроках музыки, так и во внеклассных занятиях.
Детские флейты, свирелиимеют ряд отверстий, умелое прикрытие которых и умелая подача воздуха позволяют извлекать нежные по своей характеристике звуки. На уроке можно использовать игру на двух-трёх звуках, особенно хорошо эти инструменты звучат в терцию, использовать при этом можно до двух десятков инструментов. При соответствующей домашней тренировке эти инструменты можно широко использовать в детском оркестре. Игра на этих инструментах представляет широкое поле деятельности – это и имитация, и элементы полифонии, и стройные аккордовые созвучия, и совмещение различных по характеру приёмов игры (например, легато и стаккато), и приём «цепного» дыхания, и музыкально-ритмическое разнообразие.
Детские гусли, лютни, цимбалы, арфы, цитрыпредполагают три приёма игры – щипком, медиатором, ложечками (в зависимости от названия, инструмента, а также характера исполняемой мелодии). У цитры, кроме основных струн, есть четыре струны, издающие низкие звуки, что позволяет использовать её (а вернее несколько цитр) как гармонический фундамент инструментального ансамбля или детского оркестра. В ряде школ ансамбль цитр используется в классе как средство активизации музыкально-творческих способностей.
Флексатон– инструмент с постепенно изменяющимся звуком – представляет собой ручку с изогнутой металлической пластинкой, удары язычка на которой позволяют извлекать звук, уменьшение – понижает. Игра на инструменте требует особой сноровки, умения точно найти нужную высоту ноты при изгибе пластинки с одновременным раскачиванием инструмента для извлечения звука. Флексатон не рекомендуется использовать на уроке, однако в оркестре он является замечательным тембровым украшением.
Существует множество других простейших музыкальных инструментов, которые учитель, предварительно изучив способы игры на них и музыкальные возможности детей, можно вводить и в урок музыки, и, тем более, во внеклассную работу.
Вывод: таким образом, игра на детских музыкальных инструментах в детском объединении уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.
Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
§3
Развитие музыкальных способностей при обучении дошкольника игре на детских музыкальных инструментах
Понятие «музыкальность» ведущими педагогами и психологами рассматривалось по-разному. Н.А. Ветлугина в книге «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» говорит о том, что в дошкольном воспитании вопрос о музыкальности приобретает особое значение.
Музыкальность — сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей.
Академик Б.Ф. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал у одних хорошую музыкальную память, у других — отзывчивость на музыку, у третьих — наличие абсолютного слуха, сопровождающееся «туповатостью» восприятия более сложных художественных образов, и, наоборот, у четвертых — неразвитый слух, сочетающийся порой с глубоким и серьезным интересом к музыке.
Психологи, педагоги, музыковеды ведут большую исследовательскую работу в этом направлении. Существуют многочисленные попытки дать определение понятию музыкальности, её основных признаков и взаимоотношений.
Звуковысотный слух — широкое понятие, включающее мелодический, гармонический и полифонический слух. Помимо этого, существует абсолютный, а также относительный слух, который имеет особое значение и поддается развитию почти безгранично. В состав музыкальности входит и внутренний слух. Если в узком смысле слова он понимается, как способность представить себе ритмическую или мелодическую сторону произведения, то в широком смысле — это способность внутренне слышать все произведение.
Как говорилось ранее, музыкальность развивается в различных видах детской деятельности, в том числе и таком виде исполнительства, как игра на музыкальных инструментах.
Для нашего исследования наибольший интерес представляет развитие основных музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе этого вида деятельности. Следует подробно рассмотреть самый эффективный на наш взгляд метод обучения — игру по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Дети учатся узнавать знакомую мелодию по фрагменту. Определяют, закончилась ли мелодия, просят повторить. Это говорит о развитии ладового чувства.
Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает её в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет её, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет.
Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.
Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах. Когда на металлофоне играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие — пониже. Дети стремятся к соответствию ритма движений ритму музыки. Понятно, что речь идет о развитии чувства ритма при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
Было доказано, что при обучении игре в большей степени развивается одна из трех основных музыкальных способностей — музыкально-слуховые представления.
Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди, обучающиеся игре на фортепиано, сопровождают представление мелодии движениями пальцев (реальными или едва фиксируемыми), имитирующими её воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слухового представления с моторикой. Особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать её в памяти. «Активное запоминание слуховых представлений, — отмечает Б.М. Теплов, — делает участие двигательных моментов особенно существенным».
Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюдений, — возможность привлекать игру на музыкальных инструментах для развития способности музыкально-слуховых представлений. Ведь музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Проблемой обучения детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах по слуху занималась педагог-исследователь М. Трубникова. Она предполагает обучение в два этапа. Первый — подготовительный, второй — основной, состоящий из 3-х ступеней. Первая ступень — ориентировочно — тембровая, вторая — ритмическая, а третья — мелодическая ступень.
Наше исследование основывалось на применении при обучении детей данной методики с включением собственных практических наработок. На подготовительном этапе у детей происходит формирование музыкально-слуховых представлений, их накопление. Используется песенный материал, который разучивается на занятиях. Приемы работы над песней разнообразны: пение с гармоническим сопровождением и без него; отдельное пропевание сложных мелодических оборотов и проигрывание мелодии на инструменте; индивидуальное пропевание ребенком мелодии в удобной для него тональности с последующей корректировкой точности мелодической линии и т.д.
Первая ступень основного — второго этапа — ориентировочно-тембровая. Дети, осваивая инструмент, подбирают отдельные звукоподражания, ассоциирующиеся у них со звуками капели, шумом дождя, боем часов, голосами птиц и животных. На этом этапе учат, как правильно держать тот или иной инструмент, руки, пальцы, знакомят со способами звукоизвлечения, художественно-выразительным исполнением. Первая ступень требует 15-20 занятий. 1 — изображение простого образа, 2 — высоких и низких звуков, 3 — воспроизведение определенного ритмического рисунка, 4 — наиболее сложные задания — подбор нисходящей терцовой интонации. Всегда используются игровые приемы. Музыкально-дидактические игры способствуют освоению музыкального инструмента, развивают музыкальную память, точность слухового восприятия и контроля, быстроту реакции.
Дети четвертого года жизни без труда преодолевают первую ступень, знакомясь со звучанием музыкального инструмента на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Вторая ступень основного этапа — ритмическая.
На пятом году жизни дети достаточно легко осваивают ритмическую структуру предлагаемых песен, приемы игры на различных ударных, а также звуковысотных детских музыкальных инструментах. В основу методики работы с детьми на ритмической ступени положено исследование К.В. Тарасовой (1974г.), посвященное развитию у дошкольников чувства музыкального ритма как сенсорной способности. В этом возрасте овладеть ритмическим и звуковысотным движением в их единстве детям трудно, что привело к необходимости выделить ритмическую ступень становления игры по слуху как специальную.
Первоначально детям предлагают ритмические рисунки, основанные на чередовании одинаковых длительностей: четвертых или восьмых в двух или четырехдольном размере. Музыкальный материал постепенно усложняется. Затем даются более сложные ритмические структуры: ритм суммирования, дробления, пунктирного и синкопированного ритма. Затем появляется задание на воспроизведение различных ритмических структур в конкретных музыкальных произведениях.
Сначала используется игровое четырехручие на одном звуке. Можно создать ритмические ансамбли, применяя деревозвучные ударные инструменты: деревянные ложки, кастаньеты, трещотки; металлозвучные: треугольники, румбы, бубенцы, тарелки, колокольчики, а также бубны, погремушки, маракасы и пр. Таким образом, игрой на ударных инструментах лучше всего сопровождать исполнение педагогом на фортепиано, баяне и аккордеоне веселых плясовых мелодий или аккомпанировать пению, не заглушая хорового звучания.
Играя на разнообразных ударных инструментах, воспроизводя лишь одну ноту на фортепиано или других звуковысотных инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом, ребенок осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, первоначальное игровое движение, приобретая навык совместной игры в ансамбле.
Третья ступень основного этапа — мелодическая.
Стремление подбирать мелодию по слуху на шестом году жизни проявляется сильнее, чем прежде. В этом возрасте дети в большинстве случаев, наряду с темпом и ритмическим рисунком, могут воспроизвести и звуковысотную сторону мелодии. Сначала дети прислушиваются к звучанию, подстраиваются голосом к извлекаемым звукам. Постепенно, по мере овладения деятельностью подбора по слуху, процесс подпевания свертывается и переходит во внутренний план.
Лучше всего начинать подбор с нисходящей терции, так как она лежит в основе колыбельных песен, которые ребенок слышит с рождения. Она легка для пропевания, с нее начинаются многие народные песни и песни, созданные композиторами специально для детей. После овладения терцией дети подбирают простые песни, основанные на этом обороте.
В качестве эталонных мелодических построений используются мажорные тетрахорды, пентахорд, гамма. Впоследствии эти эталонные мелодические построения закрепляются на разнообразном материале. Далее эта интонация предлагается к подбору от разных звуков.
При освоении детьми игры в ансамбле однородных детских музыкальных инструментов, сначала предлагается достаточно медленный темп, направляя слуховое внимание на поиск нужного звучания. Если во время подбора мелодии группой детей какой-то ребенок ошибается, ему лучше остановиться, чтобы не нарушать общего ансамбля, прислушиваясь к играющим с новой музыкальной фразы.
Эффективным методом работы на этом этапе является совместная игра музыкального руководителя и ребенка на одном инструменте по фразам. Педагог исполняет более сложные, а ребенок — более легкие эталонные мелодические построения. Затем его партия все более усложняется, становится более самостоятельной. «Музыкальное эхо» — буквальное повторение сыгранных педагогом музыкальных фраз, предложений — еще один вариант совместной игры ребенка и взрослого. Хорошие результаты дает исполнение ребенком мелодии на детском музыкальном инструменте, а педагогом — аккомпанемента на фортепиано, баяне или аккордеоне.
Завершает мелодическую ступень инструментальное творчество. На первых порах его следует организовать в игровой форме, вопросно-ответной. Педагог исполняет музыкальный вопрос на том или ином музыкальном инструменте, а ребенок самостоятельно импровизирует музыкальный ответ. Можно использовать и коллективные импровизации. Но на металлофонах и ксилофонах убирают 4-ю и 5-ю ступени, а на электромузыкальных инструментах они заклеиваются, во избежание резко диссонирующих интервалов.
Дети 4-го года жизни без труда справляются с первой ориентировочно-тембровой ступенью. На фронтальных занятиях и в индивидуальной работе, в игровой, занимательной форме идет знакомство с фортепиано, с различными регистрами.
Дети 5-го года жизни могут перейти на вторую, ритмическую ступень, освоить ритмическую структуру песен, приемы игры на различных звуковысотных музыкальных инструментах.
Дети 6-го года жизни на 3-й ступени встречаются с мелодическими эталонными построениями и пьесами, построенными на их основе, импровизируют музыкальные вопросы и ответы, играют в ансамбле и оркестре, детских музыкальных инструментов на слуховой основе.
Обучение детей подбору по слуху делает работу более интересной, способствует накоплению детьми музыкального материала за счет сокращения сроков разучивания пьес, значительно повышает интерес педагогов и детей к этому полезному и увлекательному виду музыкальной деятельности.
Основываясь на вышеизложенном, следует отметить, что в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах развиваются все основные музыкальные способности детей дошкольного возраста. Причем, в этом виде исполнительства в большей степени развиваются музыкально-слуховые представления.
Обучение детей игре по нотам очень трудоёмко, хотя иногда используется в практике.
Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведётся постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.
Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьёзной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. продолжение
--PAGE_BREAK--