Реферат по предмету "История"


Кузнецкая земля в эпоху бронзы и железного века

Кузнецкаяземля в эпоху бронзы и раннего железного века
 
Задание1.Осветите вопрос: «Кузнецкая земля в эпоху бронзы ираннего железного века».
Задание2.Перечислите и опишите памятники археологическихкультур скифо-сибирского мира
Задание№3. Объясните термины:
1.        Скифо-сибирскиймир.
2.        Курганныймогильник.
3.        Чекан.
4.        Кельт.
5.        Фигурно-штамповочныйорнамент.
6.        Кочевники.
Задание№4.Выполните тесты:
1.        Гипсовыеи глиняные погребальные маски являются памятниками:
а)тгарской культуры;
б)кулайской культуры;
в)андроновской культуры;
г)большереченской культуры;
д)таштыкской культуры.
2.        Понятие«скифская триада» включает в себя сходные типы:
а)оружия (мечи-акинаки, кинжалы, стрелы);
б)конской сбруи (удила, псалии);
в)керамической посуды (сосуды с линейным орнаментом);
г)произведений искусства («звериный стиль»);
д)земледельческие орудия труда (серпы, зернотерки).
3.        Геометрическийстиль достиг своего расцвета в эпоху:
а)ранней бронзы;
б)развитой бронзы;
в)поздней бронзы;
г)раннего железного века.
 

Задание1. Осветите вопрос: «Кузнецкая земля в эпоху бронзы и раннего железного века».
ЗемляКузнецкая — это территория Кузнецкого угольного бассейна, или Кузбасса. Внастоящее время под этим названием в народнохозяйственном отношенииподразумевается единый экономико-географический комплекс, охватывающий города ирайоны Кемеровской области РСФСР.
Кемеровскаяобласть богата памятниками далекого исторического прошлого. Археологиобнаружили на территории области 135 памятников археологии от палеолита до 15века н.э. Это курганские группы, могильники, стоянки, городища, поселения,наскальные рисунки – «писаницы» эпохи неолита и бронзы с изображениямиживотных, сцен охоты далеких предков, населявших Кузнецкую землю.
«Эволюцияплемен, населявших Землю Кузнецкую, постепенно вносила новые элементы в ихжизнь и быт. При занятии охотой и рыболовством они частично переходили коседлому образу, жизни и ведению примитивного сельского хозяйства. Особеннобольшое значение в этом отношении имело влияние развития искусства металлургии- изготовление медных, а затем бронзовых изделий, орудий труда и оружия,относящихся примерно к 1500-1200 годам до нашей эры. Наконец, переход к чернойметаллургии — получению железа в примитивных печах и изготовление из негоорудий производства, в особенности для сельского хозяйства, в значительной мереповлиял на повышение материальной культуры древнего человека» [2, с.33].
ВоII тысячелетии до нашей эры местное население освоило металлообработку — сначала из самородной меди, а позже из сплава меди с оловом (бронзы). Признакидобычи руды и выплавки меди и олова (в виде куч шлака чудскими племенамиимеются на северо-восточном склоне Салаирского кряжа (Чечулинские рудники в 12 км севернее г. Салаира). Самородная медь, открытая древним человеком на Алтае и в бассейне р.Енисея, также использовалась на разные поделки и орудия племенами ЗемлиКузнецкой. Наряду с каменными и костяными орудиями стали выделывать топоры,ножи, шилья из самородной меди, поддающейся ковке даже в холодном состоянии.
«Бронзовыйвек (сер. III тыс. – нач. I тыс. до н.э.) – новый период в историичеловечества, связанный с освоением металла. В это время на территории Сибириживут различные народы и, соответственно, существуют отличные друг от другакультуры: афанасьевская, окуневская, андроновская, карасукская, ирменская и др.Люди разных племен отличаются друг от друга по этническому типу, основному родузанятий, мировоззрению и т.д.» [2, с.34].
Бронзовыйвек (сер. III тыс. – начало Iтыс. до н.э.) – принципиально новый период в истории человечества. Освоениеметалла изменило жизнь древнихколлективов. Сначала медь, а затем бронза (сплав меди с оловом) значительнорасширили возможности хозяйственного освоения природного окружения. Однакопоявление металлических изделий было лишь следствием изменения экономическогобазиса древних обществ. Возникновение земледелия и скотоводства позволилочеловечеству регулировать процесс получения пищевых продуктов. Экономическаястабильность с неизбежностью повлекла за собой усложнение форм социальнойорганизации. В этой ситуации металл сразу попал в разряд престижных ценностей.Первоначально из металла изготавливались только украшения. Затем мелкие орудияи, наконец, оружие, наряду с сельскохозяйственными инструментами.
Всамом термине «бронзовый век» заложен общий смысл тех кардинальных изменений вхозяйстве древнего населения Южной Сибири, которые происходят со IIтыс. до н.э. Наличие рудных источников позволило древним металлургам уже вэпоху ранней бронзы наладить производство металлических изделий. Принципиальноважно, что в Рудном Алтае уже вдревности разрабатывались месторождения олова.Благодаря этому металлурги использовали при производстве орудий сплавы:оловянные бронзы (концентрация олова в меди превышает один процент),оловянно-мышьяковистые (помимо олова в них наблюдается повышенная концентрациямышьяка).
Отливкабронзовых изделий осуществлялась в двухсторонних литейных формах. Литейныеформы изготавливались из камня и обожженной глины. Металл поступал в формучерез литниковый канал. Для отливки изделий со втулкой использовалсякерамический сердечник, который помещался между створками формы.
Послеотливки изделий совершались операции по металлообработке. Для придания орудиюпрочности древние металлурги моглииспользовать наклеп (холодную проковку), изделия шлифовались и рабочая кромказатачивалась.
/> /> /> />
Археологическиеисследования позволили восстановить весь ассортимент орудий: топоры-кельты,наконечники копий, стрел, ножи, кинжалы, серпы-косари, шилья и иглы. Особуюгруппу изделий составляют украшения: браслеты, бляхи, гвоздевидные подвески, трубчатыенакосники щитковые перстни, кольца, свернутые из пластин или проволоки.
/>/>/>/>/>/>
 
Погребальныйобряд
«Самаидея погребения умерших сородичей зарождается еще в каменном веке, но в эпохубронзы этот аспект мировоззренческой деятельности наполняется новым содержанием. В этом сложном комплексепредставлений центральноеместозанимала идея о том, что мир мертвых в общих своих чертах соответствует мируживых людей. Именно отсюда берет свои истоки традиция снабжать покойного всемнеобходимым для последующей жизни. Пища, орудия труда, посуда и оружие – вот тенеизменные атрибуты, которые составляют погребальный инвентарь» [2, с.45].
СIII тысячелетия до н. э., когда натерриторию Южной Сибири проникает афанасьевское население, распространяется подкурганный обрядпогребения. Участок, на которомрасположены могилы, обносился каменной оградой, а затем сооружалась земляная насыпь.Покойных хоронили на спине с согнутыми в коленях ногами. В головахустанавливали сосуды с заупокойной пищей, а вдоль стенок могил помещали орудиятруда. Афанасьевцы были скотоводами, поэтому состав погребального инвентарявключал не только орудийный набор, но сопровождался заупокойной пищей – мясомдомашних животных.
ВоII тыс. до н. э. на территории ЮжнойСибири формируется новое население, которое оставило памятники окуневскойкультуры. Подобно афанасьевцам, они хоронили своих умерших сородичей в грунтовыхямах, которые обносились оградой и перекрывались насыпью. Окуневцы знали нетолько скотоводство, но и продолжали традиции хозяйственной жизни, свойственныенаселению каменного века. Старое и новое органично сочеталось в рамкахпогребального обряда. Погребальные одежды и обувь были богато украшены зубами диких животных, а среди орудийчасто встречаются каменные. В могилы ставили керамические сосуды и помещалимедные изделия. Кроме того, стенки каменных ящиков, в которые укладывалипогребенных, украшались рисунками антропоморфныхсуществ и домашних животных. Сложные композиции передают отношение человека кокружающему миру, а точнее говоря – «картину»мироздания.
Всередине II тыс. до н. э. натерриторию Южной Сибири проникает андроновское население. Кочевники – коневоды,они в краткий срок освоили степные участки межгорных котловин. Как и ихпредшественники – афанасьевцы – они практиковали подкурганный обрядзахоронения. Это были невысокие земляные курганы, под которыми находилисьглубокие могилы. Внутри могил сооружались деревянные рамы, которые сверхуперекрывались накатом из толстых бревен. Внутри ямы помещали погребенных вскорченном положении на левом боку головой на юго-запад.
Вэпоху поздней бронзы ирменское население стало хоронить своих покойных «натраве», не сооружая грунтовых ям, однако курганная насыпь по-прежнемувозвышалась над могильным пространством. Этобыли уже земледельцы, которые верили, что после смерти душа переселяется в иноймир.
Искусство эпохи бронзы[1]
Наскальныерисунки — ценнейший источник знаний современного человека ожизни других поколений в бесписьменные времена. Этот древнейший видизобразительной деятельности донес до нас свидетельства сложного процессаформирования мировоззрения первобытных обществ. Рисунки эпохи бронзы широкораспространены по всей территории Евразии. В каждом из регионов они имели своиспецифические особенности, которые отразились в предпочтении тех или иныхсюжетов, а также в приемах изображения, формировавших различные стили.
/> /> />
Извсего комплекса разновременных изображений, наскальные рисунки эпохи бронзы натерритории Южной Сибири выявляются, главным образом, в сопоставлении сизображениями из так называемых «закрытых комплексов», погребений, относящихсяк кругу культур эпохи бронзы. Среди них своего рода «эталонами» могут служитьгравировки на плитах погребальных каменных ящиков окуневской культуры (могильник Черновая VIII и рисунки в каменных ящиках измогильника Каракол на Алтае). Сопоставление наскальных изображений и рисунковиз погребальных комплексов позволяет датировать эту изобразительную традициюпервой половиной II тыс. до н. э.
Древнемунаселению Южной Сибири в эпоху бронзы было известно несколько способов исполненияизображений: гравировка, выбивка. Именно этими приемами выполнены излюбленныеобразы: быки, антропоморфные изображения, солнцеголовые и быкоголовые существа,рожающие женщины, фантастические хищники и солярные символы. Многолетние усилияученых позволили вплотную подойти к пониманию «языка» этих изображений, вкоторых заключены представления о бесконечном круговороте времени, в ходекоторого происходит извечная борьба добра и зла, тьмы и света. Одним изцентральных звеньев этой древней космогонической системы был мотивпреследования солнца фантастическим хищником. Каменные стелыразвитого бронзового века воплощали представления о неизменном возобновлениижизни, а на рубеже бронзового и железного веков были связаны с культом предков.
Остаткибронзового века (так называемой андроновской эпохи, получившей это название помогильнику у дер. Андроновской в Минусинском крае) в Кузнецком бассейнеустановлены М.Г. Елькиным при исследовании могильников на левобережье р. Ур врайоне дер. Ур-Бедари. Группа из 36 курганов при ширине ее до 80 м и длине 900 м расположена вдоль дороги из этой деревни в с. Пестеровское, что насеверо-восточном склоне Салаирского кряжа. Максимальная высота сохранившихсянасыпей курганов 60 см, большинство же из них имеют высоту 15-20 см при диаметре до 10-16 м.
В 1963 г. археологической экспедицией сотрудников Прокопьевского музея,руководимой М.Г. Елькиным, раскопано 17 курганов, в которых обнаружено 28могил, принадлежащих населению андроновской культуры.
Отмечено,что «обязательной принадлежностью всех захоронений являются глиняные сосуды,всегда поставленные вдоль юго-западной стороны могилы, т. е. около головызахороненного. Бронзовых предметов в могилах почти не встречается. Только водной могиле (№ 10) около сосудов лежали два бронзовых височных кольца».«Раскапываемый на левом берегу р. Ур Андроновский могильник, — пишет Елькин, — несомненно, представляет большой научный интерес. Это первый в Южном Кузбассеандроновский памятник. В нескольких могильниках основными находками былиглиняные сосуды — горшки с плоским дном, либо сосуды баночной формы. Всегообнаружено 50 сосудов. Орнаментировка чрезвычайно богата и колоритна. Онавключает самые разнообразные геометрические элементы — треугольники, ромбы и т.д. «Однако преобладающая масса сосудов сочетает в себе все основные техническиеприемы нанесения орнамента», — замечает М.Г. Елькин. — «Керамика являетсяосновным материалом для датировки исследованного могильника. В результатеоткрытия описанного могильника андроновской культуры можно с полнойуверенностью сказать, что Кузнецкая котловина была заселена во II тысячелетиидо нашей эры человеком андроновской культуры». М.Г. Елькиным проводились такжераскопки курганов на площади Гурьевского колхоза. Там в могильнике собраныизделия из бронзы, глины, кости и камня, относящиеся к бронзовой эпохе.Андроновцы — не местное население, они пришли в Кузбасс из западных областейЗападной Сибири. Основным занятием андроновцев было придомное скотоводство ипримитивное земледелие.
Нарубеже II и I тысячелетий до н. э.андроновская культура была сменена карасукской. М.Г. Елькин вел работы по р.Ине, где в четырнадцати курганах вскрыты 49 могил карасукской культуры. Какпоказали раскопки, могилы устраивались на поверхности почвенного слоя.Располагались они в ряд — примыкающими одна к другой [3, с.49-50,51].
Какпоказали раскопки, проводившиеся сотрудниками Кемеровского педагогическогоинститута, в могильниках обнаружено большое количество бронзовых колец,гвоздевидных височных украшений, два прямых бронзовых ножа и др. Основнымзанятием карасукского населения было скотоводство.
Напереходном этапе от бронзового века к железному развитие металлургии, вначалепримитивной, достигло более высокого уровня, что имело немалое значение дляосвоения черной металлургии. У древних племен, населявших Западную Сибирь,хорошо освоивших способ получения изделий из бронзы, начало обработки железанесколько задержалось и только в конце Iтысячелетия до нашей эры там стала развиваться плавка железных руд. При этомвсе же только около III-IIвеков нашей эры в Западной Сибири железные орудия полностью вытеснилибронзовые. Постепенно все же производство железных изделий принял о большиеразмеры, которых не достигало там в бронзовый век. Следы культуры железноговека установлены раскопками тагарских курганов, городища Маяк и др. Анализмедно-бронзовых изделий из городища Маяк (эпоха поздней бронзы и раннегожелеза), проведенный в химической лаборатории Сибирского металлургическогокомбината, свидетельствует о том, что и в более поздние времена медьвыплавлялась из местных самородных руд.

/>
Рис.1. Материалы к археологии раннего железного века Кузнецкой котловины. 1,3-10 — поселение Шабаново-VI, 2 — местонахождение Ракитный. 1 — котел, 2 — кинжал,3-10 — фрагменты посуды. 1,2 — бронза, 3-10 — керамика.
 
Задание2. Перечислите и опишите памятники археологических культур скифо-сибирскогомира
В современнойархеологической литературе существует ряд концепций, авторитет которых освященвременем и многократным повторением основных тезисов в публикациях. Ихположение настолько прочно, что не практически не приходится встречатькритического разбора этих концепций. Критика допускается лишь для уточнениякаких-то отдельных аспектов.
«Этиконцепции закоснели в середине 80-х годов ХХ века, и с тех пор в них не заметноразвития, кроме разработки отдельных аспектов. Список подобных концепцийдовольно большой, однако одно из наиболее почетных мест занимает концепция«скифо-сибирского мира». Она претендует на объяснение культурно-историческогоразвития народов на обширной территории в огромном временном отрезке.Географически территория охвата этой теории простирается от Поднестровья назападе, Кавказа и Амударьи на юге до Ордоса на востоке, и до Ангары на севере.Хронологически она включает временной отрезок от VIII века до н.э. до III векан.э., то есть примерно 1100 лет» [2, с.18].
Теория, еслиизлагать ее в общих чертах, провозглашает образование примерно в VIII веке дон.э. некоторого культурно-исторического единства народов, живущих в Великойстепи. Оно выражалось, по мнению сторонников этой концепции, в том, чтообщества имели очень похожий экономический уклад, основанный на кочевомскотоводстве, очень похожую социальную и политическую организацию, очень схожебыло военное дело, вплоть до применения практически идентичных образцов оружия.Причем, тезис о наличии этого единства настолько укоренился, что многимиисследователями он полагался в основание глобальных исторических обобщений:единство, сложившееся в «скифское время», будто бы действовало и в болеепоздние времена.
Так же, каксчитают сторонники теории, «скифо-сибирский мир» говорил на одном языке и имелмного общего в мировоззрении. Представление о «скифском мире», какпреимущественно ираноязычном, также получила широкое распространение ипрактически не оспаривается.
Теория«скифо-сибирского мира» была первоначально представлена М.И. Ростовцевым,который утверждал, что скифы, будучи ираноязычным народом, пришли из глубинАзии и принесли с собой готовую культуру [2, с.21], которую и описали греческиеписатели, в первую очередь Геродот. Иранская культура наложилась на культуруместных народов, живших в причерноморских степях, и в результате этого слияниявозникла скифская культура. Концепция, заложенная М.И. Ростовцевым, укрепиласьв археологии. Впоследствии многие аспекты этого взгляда дорабатывалисьархеологами, которые нашли типологическое сходство в сооружении курганов, впогребальном обряде, бронзовых «солярных бляшек», зеркал, котлов, некоторыхтипов керамики, кельтов, бронзовых серпов, а также оружия и снаряжения («скифскаятриада»). Внимание исследователей было направлено на анализ материалов, итеоретической разработки теории «скифо-сибирского мира» практически не было. В1980 году В.И. Матющенко признал, что после трудов М.И. Ростовцева и Г.И.Боровки в этой области не было более или менее обстоятельных трудов.
Запоследние десятилетия открыты раннескифские памятники в Центральном и ЮжномКазахстане, в Туве и других местах. Особое значение в решении вопроса опроисхождении культур скифо-сибирского мира имеют такие памятники, как ПтичашаМогила в Болгарии около Варны, Высокая Могила на Днепре и царский курган Аржанв Туве, относящиеся к VIII—VII вв. до н. э. Эти ранние, доскифские памятникисвидетельствуют о том, что начиная с VIII в. до н. э. на обширных просторах степейсинхронно возникают и развиваются культуры скифо-сибирского типа, сходные всвоих основных чертах. При наличии миграций и широкого межплеменного обменапрогрессивные культурные приобретения одного племени быстро распространялись встепях. Так шел процесс формирования культур и всего культурно-историческогоединства в степях Евразии.
КурганАржан является лишь одним из памятников этой эпохи. Его диаметр 120 м. Под каменной насыпью сохранилось грандиозное деревянное сооружение. В центре его находилсябольшой квадратный сруб площадью 65 кв. м, вокруг которого кругами расположены еще 70 срубов. На сооружение ушло свыше 6000 деревьев. В центральной камерев отдельных саркофагах из колод погребены вождь и его жена в богатых одеждах.Предполагают, что на похороны съехались представители подчиненных племен сдарами, поэтому в отдельных камерах погребены кони со сбруей и седлами. Впохоронах и тризне предположительно участвовало около 10 тыс. человек. Археологическихнаходок мало, так как могила была ограблена.
Эталоннымпамятником искусства этапа сложения скифского звериного стиля являетсятопор-секира из Келермесского кургана 1 раскопок Д.Г Шульца (рис. 1). Обухтопора-секиры декорирован тремя образами: человека с топором в руке на узкихгранях обуха, пары козлов, оперевшихся передними ногами о дерево и поедающихего листву на широких гранях обуха, и пары лежащих и оглядывающихся козлов наторце обуха.
Объединивв контекст все три образа, полученный сюжет можно убедительно интерпретироватькак сцену, изображающую охотника, подкрадывающегося к стаду отдыхающих дикихкозлов. На обеих сторонах проушной части топора изображено по одной фигурекозла и оленя, лежащих с подогнутыми ногами, которые дополняют рассматриваемыйконтекст. Боевая часть топора не имеет золотой обкладки и, по-видимому, не быладекорирована.
/> 
Рис1. Результаты раскопок Келермесского кургана Д.Г Шульца
Декоррукояти топора интересен обилием фигур зооморфных персонажей, одни из которыхспособны охотиться, другие в природе выступают только как объекты охоты,третьи, в частности, взнузданный конь, могут быть и средством охоты и объектомохоты в случае, если потерян хозяин, на что указывает расположение фигуры конясреди фигур диких животных и характерное для остальных копытных подогнутоеположение ног, наиболее соответствующее состоянию отдыха. Фигура оленя сподогнутыми ногами изображена на верхнем слегка выпуклом торце рукояти, которыйопоясан ободком орнамента в виде переплетённой ленты с точкой в центре каждойпетли, этот же орнамент в плоскости лезвия топора, разделяет поверхностьрукояти на два вертикальных фриза.
Ранееобращалось внимание на возможное значение указанного орнамента в контексте сценохоты, изображённых на печатях митаннийского стиля, в случае топором-секирой изКелермесского кургана 1 раскопок Д.Г. Шульца речь, по-видимому, нужно вести оцитате всего сюжета или, по меньшей мере, о полном их контекстном совпадении снезначительными вариациями и дополнениями в иконографии, объяснимыми культурнойспецификой самого предмета. Отмечаемая многими исследователямисюжетно-стилистическая близость декора келермесского топора-секиры с декоромпредметов из Зивие указывает направление поиска непосредственных прототиповсюжета, представленного на этом предмете4.Учитывая церемониальный характер топора-секиры и сюжет, на нём изображённый,сам предмет, вероятно, обладал свойством атрибута в церемонии ритуальной охоты,что не противоречит его функции парадного оружия.
Сюжетохоты человека на диких копытных у водопоя представлен на псалии изАмударьинского клада. В круглое пространство поверхности предмета вписанакомпозиция, изображающая загонную охоту трёх всадников на двух оленей и двухдиких козлов, в которой всадник, находившийся в укрытии неожиданным появлениемвспугивает зайца, который изображён бегущим под копыта диких козлов. Композициюпо краю предмета окаймляет орнамент в виде переплетённой ленты с точкой вцентре каждой петли. Все персонажи композиции представлены и на келермесскомтопоре-секире, исключение составляет лишь то обстоятельство, что на псалии изАмударьинского клада изображена верховая загонная охота.
Задание№3. Объясните термины:
 
Скифо-сибирскиймир– в середине I тысячелетия до н. э. в эпоху раннего железного века в степяхсовременной Украины, Поволжья, Приуралья, Казахстана и Южной Сибири — от Дунаяна западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке —сложились культуры так называемого скифо-сибирского мира. Названия однихнародов, входивших в него, известны — это скифы, савроматы, саки. О другихнародах мы знаем только по оставленным ими памятникам: культура кургановГорного Алтая, тагарская культура, уюкская и др. Еще в прошлом веке былоподмечено сходство предметов изобразительного искусства из южнорусских кургановскифской знати и из курганов, раскопанных в Южной Сибири. Сходствопервоначально было отмечено по трем группам предметов: вооружение, деталиконской сбруи и произведения искусства.
Наобширной территории степей в раннем железном веке было распространено оружиеблизких к скифским образцов: бронзовые и железные кинжалы, похожие на скифскиекоротколезвийные акинаки с бабочковидным (в форме расправленных крыльевбабочки) перекрестием и валиковым навершием, и многочисленные разновидноститрехлопастных и трехгранных втульчатых и черешковых наконечников стрел. Встепях также были распространены одинаковые или близкие по устройству удила ипсалии, а из предметов искусства — бронзовые или золотые изображения оленя светвистыми рогами и подогнутыми ногами. Об общности материальной и духовнойкультуры свидетельствует распространение так называемых скифских котлов,отлитых из бронзы на поддоне в виде раструба, с вертикальными массивнымиручками и выпуклым двойным пояском по поверхности, имитирующим шнур и круглыхбляшек — символов солнца, а также появление обширных погребальных склепов,одинаковых украшений, алтарей и глиняной посуды.
Скифо-сибирскиймир просуществовал почти 500 лет и составил целую эпоху в историй Евразии.Внутри этого мира создавались материальные и духовные ценности. Он являлсяактивной политической силой и оказал влияние на многие исторические события,оставив значительный след в истории.
Курганныймогильник — разновидность погребальных памятников, распространённаяна всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется, какправило, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. Выделяютсямногочисленные типы курганов, характеризующиеся особенностями конструкциипогребальной камеры и насыпи.
Курганныемогильники располагаются на возвышенности, которая с запада разрезается оврагоми высохшим руслом ручья. Могильники состоят из курганов устроенных в цепочки,ориентированные по линии С-Ю.
Чекан — холодное оружие представляющее собой узкий боевой молот на длинной ручке.Название происходит от древнерусского слова «чекан», которое было синонимомслова «топор». Чекан имел довольно сходное устройство с клевцом, но в отличиеот него чекан проламывал, а не протыкал щиты и извлекался легче. Велика была иего пробивная сила против доспехов, — в отличие от клевца он обладал«противорикошетными» свойствами, — не соскальзывал. Не мог он такжесломаться или согнуться при ударе о сталь.
Кельт — воинственные племена, в первой половине I тысячелетия до н.э. обитавшие наюго-востоке современной Германии, между Рейном и верховьями Дуная. Эти племенаговорили на родственных языках кельтской группы, воздвигали круглыепогребальные курганы, использовали в бою тяжелые мечи. Наибольшего могуществакельты достигли в период латенской культуры, продолжавшийся приблизительно пятьвеков, предшествовавших рождению Христа. В начале 5 в. до н.э. кельты началиэкспансию во всех направлениях.
Фигурно-штамповочныйорнамент — на литых и штампованных изделиях наиболее широкобыл распространен рельефный орнамент, наряду с прорезным.
Предметыс фигурным оформлением окончаний были литыми или штампованными, а бляшкиизготавливались обычно путем штамповки. Производилась проволока, резалисьаппликации, которыми обкладывались бронзовые украшения. Кроме металлическихукрашений, плющенным золотом и серебром, покрывались деревянные предметы — образцы скульптурной резьбы по дереву. Резьба по дереву, как и традицияприменения плющенного золота для обкладки орнаментированных украшений (так называемое«холодное золочение»), было основано на эффекте отпечатывания — на золотомпокрытии все узоры и украшения приобретали вид красиво орнаментированныхзолотых украшений. Ту же цель преследовали при горячем золочении бронзы сприменением ртутной амальгамы, этот способ отвечал и практической задачепредохранения изделий из цветного металла от разрушения.
Цветныеи драгоценные металлы применялись для инкрустации железных изделий, когда ввырезаемый трапецевидный желобок, в сечении с расширением книзу, вставлялась ивколачивалась полоска цветного металла, которая заполняла желобок и прочно внем закреплялась, вот так и создавался узор по темному железу. Гравированныйтонкий узор также наносился на плоскую поверхность чеканом или резцом.Применялась и техника паяния для соединения отдельных декоративных деталей(ручки сосудов) и для орнаментации изделий зернью.

Кочевники — (коче́вники;номады) — мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Некоторыекочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морскиекочевники в юго-восточной Азии – рыболовством. Корни целого ряда современныхкультур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенноисчезает — даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегоднянаходятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах заиспользование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.

Список использованной литературы
 
1.Илюшин, А.М., Ковалевский, С.А. Итоги исследованиядревностей раннего железного века Кузнецкой комплекснойархеолого-этнографической экспедицией// Итоги изучения скифской эпохи Алтая исопредельных территорий/ А.М. Илюшин.-Барнаул. 1999. С. 60-64 // new.hist.asu.ru
2.Мартынов, А.И. Скифо-сибирский мир. Археология / А.И. Мартынов. – М.: Высшаяшкола, 2000.
3.Парцингер, Г. Сейминско-турбинский феномен и формирование сибирского звериногостиля // Археология, этнография и антропология Евразии / Г. Парцингер. — Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2000. — №1. — С. 66-75.
4.Михайлов, Ю.И. Мировоззрение древних обществ юга Западной Сибири (эпоха бронзы)/ Ю.И. Михайлов. – Кемерово, 2001.
5.Яворский, В.И. Земля Кузнецкая от древних времен до наших дней / В.И. Яворский.– М.: Издательство «Недра», 1973.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.