Реферат по предмету "Разное"


«Мы вместе» Программа развития детей с ограниченными возможностями здоровья составитель Семенова И. В

«Мы вместе»Программа развития детей с ограниченными возможностями здоровьясоставитель Семенова И.В.2009Содержание Пояснительная записка Актуальность……………………………………………… Цели и задачи программы………………………………... Предполагаемый результат………………………………. Индикаторы……………………………………………….. Особенности реализации программы……………………Содержание программы……………………………………...Список литературы…………………………………………...Приложение Календарно-тематическое планирование…………………... 3 с.5 с.5 с.6 с.6 с.8 с.12 с.13 с. ^ Программа развития детей с ограниченными возможностями здоровья«Мы вместе»Пояснительная запискаНа заседании Совета по делам инвалидов 7 апреля 2009 года Д. Медведев подчеркнул, что отношение к инвалидам всегда является показателем зрелости общества. По данным Минздравсоцразвития, у нас в стране более 13 миллионов человек являются инвалидами. Право на образование гарантированно всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Конвенция ООН о правах ребенка, ряд других международно-правовых актов, Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции. В период школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Поэтому обучение, воспитание и образование являются основными путями развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития ребенка. Право на реабилитацию обеспечивает полноценную жизнь ребенка-инвалида, его социальную интеграцию, полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности и направлено на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности. Одной из проблем ребенка с ограниченными возможностями (ОВЗ) является нарушение его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступностью ряда культурных ценностей. Вопросы реализации права каждого ребенка на образование, общего развития детей-инвалидов, в том числе культурного и спортивного, необходимо решать школе совместно с семьей ребенка-инвалида. Дети-инвалиды способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. При этом дети, имеющие возможности развития за пределами семьи и образовательных учреждений, испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество. В своей программе мы постарались сориентировать школьную систему дополнительного образования на работу с детьми-инвалидами. При разработке программы мы взяли за основу интегрированное образование, которое признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов - прием в обычные школы «всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие способности» и «создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребности детей». Интегрированное образование сегодня с полным правом считается одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Ключевым моментом этой точки зрения является убежденность в том, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Под интегрированным обучением мы понимаем в широком смысле слова систему мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи ребенку с ОВЗ на протяжении всего процесса обучения с целью построения индивидуальной траектории развития с учётом его психофизиологических особенностей, способностей, обеспечения максимальной возможности самореализации. В программе развития «Мы вместе» мы учитывали ряд важных специфических особенностей при проведении комплексной реабилитации: во-первых, во многих случаях (врожденная или возникшая в первые два-три года жизни инвалидность) возникает необходимость не реабилитации (то есть восстановлении и компенсации нарушенных функций организма и трудоспособности), но абилитации (создании условий для формирования функций организма, начиная с самых ранних этапов его развития), что является качественно иной проблемой; во-вторых, для детей-инвалидов практически всегда коррекционное обучение и воспитание становится неотъемлемой, а часто важнейшей частью комплекса реабилитационных мероприятий; в-третьих, возникновение инвалидизирующих отклонений в развитии в детском возрасте ставят особые задачи в плане социальной защиты, особенно если учесть, что семья ребенка-инвалида, а при возможности и он сам, должны быть активными и неотъемлемыми участниками процесса реабилитации; в-четвертых, специальной задачей становится их интеграция в общество, необходимость в дальнейшем социально-психологической адаптации к статусу инвалида с детства. Отмеченные особенности детской инвалидности определяют необходимость тесного взаимодействия структур здравоохранения, образования, социальной защиты. Программа реализуется в особой образовательной среде развивающего типа, в которой происходит смена приоритета с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень «знаний-умений-навыков» превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей обучающихся. То есть образовательная среда нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и школы.^ Цель данной программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  Задачи программы: расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий;организовывать творческую и досуговую деятельность обучающихся;расширять социализирующее пространство через знакомство с работой детского объединения «Росток» (газета «Информашка»);организовать дополнительное образование обучающихся (курс «Слушание музыки», бисероплетение, освоение музыкального инструмента) через занятия в школьном центре дополнительного образования и учреждениях дополнительного образования системы образования города;оказывать психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям;поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.Предполагаемый результат В процессе реализации программы развития «Мы вместе»: разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.Индикаторы: повышение учебной мотивации; посильная досуговая занятость детей; включенность детей с ОВЗ в мероприятия различных уровней; овладение основами компьютерной грамотности, приобретение навыков пользования сетью Интернет для общения, реализации творческих способностей и для подготовки к учебным занятиям. С целью подведение итогов работы по программе, контроля и своевременной коррекции реализации программы развития каждого ребенка один раз в четверть проводится школьный психолого-педагогический консилиум. ^ Особенности реализации программыОсобенностью программы является новая образовательная среда - телекоммуникационная компьютерная среда. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов выступает система дистанционного обучения, необходимая, во-первых, тем детям, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу, а во-вторых, детям, вынужденно пропускающим занятия во время обострения хронических заболеваний. Образовательный процесс в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде для больных детей и детей-инвалидов становится частью более широкой образовательной среды и строится как система гибкого взаимодействия обучающегося с учителем и другими обучающимися посредством компьютера. Эта система преследует не только образовательные цели, но и помощь в социализации и личностном развитии. Обучения и затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающихся, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности. Коррекционное воздействие направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида, детей с ОВЗ. Включенность семьи в реабилитационно-развивающий процесс определяют эффективность развития ребенка. Поэтому программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений. Родители – основные участники реабилитации, если ребенок по состоянию здоровья не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, развить компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в общество. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития каждого ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителей, школьного психолога, логопеда, ведущих ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) следует рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно. Психологическое сопровождение включает в себя изучение комплекса психологических условий, необходимых для успешного обучения детей с ограниченными возможностями в системе дистанционного образования; создание психологической модели «эффективного обучающегося»: выделение его интегративных личностных характеристик (показателей умственного развития, особенностей модальности восприятия информации, темперамента, личностных качеств, наличия умений и навыков пользования телекоммуникационными компьютерными сетями и программными приложениями); отбор методов психологической диагностики обучающихся, желающих обучаться в системе дистанционного образования; создание банка психодиагностических методик; изучение психологических компонентов учебной деятельности в системе дистанционного образования и разработка структурной модели такой деятельности. Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников, логопеда, социального педагога, педагогов дополнительного образования. ^ Содержание программы развития Компоненты воздействия Задачи Формы Ответственный Социальная реабилитация Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения. -Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Участие детей с ОВЗ в мероприятиях школы. Использование возможностей детской газеты для информационного сопровождения работы школы по созданию равных возможностей в получении образовательных услуг семьям, имеющим детей с ОВЗ: -создание силами юных журналистов сюжетов для рубрики «Хорошие вести» и отдельного выпуска рубрики «Недетские вопросы», посвященных проблемам социальной реабилитации и получения образования детьми с ОВЗ (2-4 четверти); - просмотр и обсуждение на классных часах школьной газеты «Информашка» по тематике создания равных возможностей для людей с ОВЗ в современном обществе;- заместитель директора по ВР Психолого-педагогическая реабилитация Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения. а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты);б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. педагог-психолог Образовательная реабилитация Формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков;развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности;вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;использовать информационные технологии развивающего художественно-эстетического образования, включая мультимедийные средства и компьютерную анимацию. Индивидуальное или групповое обучение (согласно учебному плану);психолого-логопедическая коррекция (согласно учебному плану-2ч);Обучение основам диафрагмально-релаксационного дыхания для общего оздоровления с использованием БОС-технологий;организация дополнительного образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов школы и Дома детского творчества. Курс дополнительного образования «Слушание музыки» для детей, не посещающих школу (2 ч в неделю);обучение основам компьютерной грамотности;для повышения мотивации к учению - дистанционное обучение по общеобразовательным предметам;правовое образование. учителяпедагог-психолог,логопед учитель здоровьяклассные руководители, руководитель Центра дополнительного образованияучителяучителясоциальный педагог Творческая реабилитация Постигать механизмы творческого процесса;преодолевать одиночество;помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром;воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни. Посещение концертов, праздников, кукольных театров, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира;организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения. классные руководителиклассные руководители, учителя, родители .Список литературыЗакон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 15)Права инвалидов в вопросах и ответах. Юридическое пособие для инвалидов и родителей детей-инвалидов. Авторы - составители: Максим Ларионов, Нгуен Хонг Линь, Светлана Котова. М.: 2008. Стенографический отчёт о заседании Совета по делам инвалидов. Москва, Кремль 7 апреля 2009 годаСелевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 - 384с. Приложение^ Календарно-тематическое планирование Дата Социальная реабилитация Психолого-педагогическая реабилитация Образовательная реабилитация Творческая реабилитация Сентябрь Культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.Обучение процессам взаимодействия личности и общества. Разработка методов психолого-педагогической диагностики.Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление особенностей психичесского развития обучающихся с ОВЗ и уровня сформированности у них определенных личностных новообразований. Исследование структуры речевых нарушений. Изучение спроса родителей, детей на дистанционное обучение. Организация дополнительного образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов школы и Центра детского творчества. Участие в празднике «День Знаний». Изготовление поздравительных открыток, газет «День рождения школы» Участие в районном фотоконкурсе «Фотопортрет школьного учителя» Участие в конкурсе творческих работ «Учитель в моей жизни» Октябрь Обеспечение условий для участия в жизни общества детей: школы, одноклассников. Совместное определение основных направлений деятельности (индивидуально с каждым ребенком): разработка модели сопровождения, плана действий, программы действий. Построение коррекционно-развивающего процесса, основанного на комплексном подходе, включающем коррекционную направлен- ность.Первичное консультирование родителей по вопросам уточнения характера трудностей и степени отставания в овладении письменной, устной речью и чтением. Создание установки на коррекционную работу. Изучение прав и обязанностей граждан. Знакомство с Конституцией РФ.Обучение основам компьютерной грамотности. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.) Правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером. Файлы. Папки (каталоги). Сменные носители. Общее представление о правилах клавиатурного письма. Приемы работы с мышью. «Осенняя сказка» Выставка поделок из природного материалаИзготовление поделок на выставку творческих работ, посвященную памяти Заслуженного учителя школы РФ М.И. Спрынчана.Участие в конкурсе творческих работ обучающихся «Моя семья» Участие в конкурсе-акции «Письмо водителю» Ноябрь Выстраивание системы сетевого взаимодействия по осуществлению психолого-педагогического сопровождения, интегрированного обучения ребёнка с ОВЗ: определение конкретных способов и средств реализации выбранной модели с учетом имеющихся условий. Определение оптимального содержания и отбор учебного материала в соответствии с характером первичного дефекта, вторичных отклонений, компенсаторных возможностей организма, а также медицинского диагноза. Обучение основам компьютерной грамотности. Работа в текстовом редакторе. Простейшие действия в текстовом редакторе (набор, удаление, вставка части текста, изменение шрифта). Участие в конкурсе творческих работ «Лучше нет тебя на свете», посвященном Дню матери Декабрь Культурно-просветительные мероприятия, где создаются условия для приобретения ребенком опыта общения, организуются клубные мероприятия, авторами которых становятся родители и их дети (совместные встречи, праздники, знакомство с семьями детей с ОВЗ). Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации. Консультирование родителей по вопросам коррекционно-развиваю- щего процесса. Обучение родителей по применению психологических и логопедических развивающих упражнений. Информационно-просветительская деятельность Знакомство с Конвенцией ООН о правах ребенка.Обучение основам компьютерной грамотности. Основные источники информации. Виды информационных объектов: текст, звук, графика, таблица, цифровое фото- и видеоизображение. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Операция «Новый год!» Работа школьной мастерской Деда Мороза.Участие в новогоднем утреннике. Январь Знакомство со школьной детской газетой «Информашка» . Обсуждение статей. Интервью для детской газеты «Информашка» Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации.Текущее консультирование и обучение родителей по применению психологических и логопедических развивающих упражненийИнформационно-просветительская деятельность Обучение основам компьютерной грамотности. Изменение и создание простых информационных объектов на компьютере. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложений к письмам, отправка и получения сообщений. Участие в конкурсе рисунков «В стране Читалия». Февраль Участие в мероприятиях месячника гражданско-патриотического воспитания Обучение основам диафрагмально-релаксационного дыхания для общего оздоровления с использованием БОС-технологийТекущее консультирование и обучение родителей по применению психологических и логопедических развивающих упражнений.Информационно-просветительская деятельность Обучение основам компьютерной грамотности. Создание и форматирование текстов, сообщений к урокам с использованием изображений на экране компьютера. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Изготовление поздравительных открыток, сувениров для одноклассников–мальчиков, для пап. Участие в районной акции «Посылка солдату». Участие в конкурсах творческих работ «Осторожно, огонь!», «Безопасность глазами школьников». Март Знакомство с культурно-этнографическими традициями города. Посещение городского праздника, посвященного Дню оленевода. Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации.Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителям, направленной на формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку. Обучение основам компьютерной грамотности. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Деловая переписка, учебная публикация. Создание презентаций. 8 Марта - Международный женский день:выпуск поздравительных плакатов к Международному женскому дню, изготовление сувениров, открыток для одноклассниц, мам, учителей. Апрель Организация посещений культурных учреждений города (музеев, выставок, Центра детского творчества, кинотеатров) Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с ОВЗ в рамках комплексной реабилитации.Консультирование родителей по вопросам преодоления внутрисемейного кризиса, расширение сферы осознанности мотивов воспитания, повышения чувства уверенности. Обучение основам компьютерной грамотности. Создание презентаций. Организация коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Участие в выставке детских рисунков «Арт-весна». Май Оценка и анализ результатов творческой и досуговой деятельности, проектирование работы над самосовершенствованием личности. Оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости. Сравнительный анализ результатов первичного и повторного диагностического обследований. Обучение основам компьютерной грамотности. Создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы. Передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. Участие в мероприятиях, посвященных дню победы (просмотр концертов, подготовка сообщений о ветеранах, участниках ВОВ, участие в акции «Письмо ветерану». Участие в школьном последнем звонке.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.