Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Сущность и экономическое содержание туризма

Туризм(от фр. Tourisme — Tour — прогулка, поездка) возник в тот период развитияобщества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добычехлеба насущного (на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных сним удовольствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Туризм — это прежде всего получение удовольствия, удовлетворение любознательности.Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностейвсего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность — один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы.
Когдав первобытном обществе человек в поисках пищи (зверя, рыбы, ягод и т.д.) бродилпо неизведанным просторам земли, то это еще не был туризм, так как первобытныйчеловек совершал свое «путешествие» в целях первой жизненно необходимойпотребности — выжить. После того как первая жизненно необходимая потребностьперестала стоять перед человеком, у него появилась вторая необходимаяпотребность — потребность в информации, а следовательно, в путешествиях.
Потребностьчеловека в получении информации о новых местах, в путешествии как средствеполучения этой информации является объективным законом развития человеческогообщества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможностьотдохнуть.
Людивсегда путешествовали на свой страх и риск. Очень часто целью такогопутешествия является получение человеком впечатлений от новых мест и явленийприроды и т.п.
Наопределенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резковозросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированиютовара особого типа — туризма, который можно купить и продать напотребительском рынке. Возникновение туризма как товара потребовалоформирования соответствующей материально-технической базы, наличияквалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленногоуправления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловилонеобходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасльнародного хозяйства.
Производителиуслуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей),объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненнойнеобходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только приопределенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.
Годомвозникновения туризма в России принято считать 1885 г. В этом году в Санкт-Петербурге была создана первая крупная в России туристская организацияпод названием «Предприятие для общественных путешествий во все страны света».15 марта 1885 г. в Санкт-Петербурге был создан Русский туринг-клуб (Обществовелосипедистов-туристов). В 1901 г. начало работу Российское общество туристов.С 1899 по 1914 г. выходил журнал «Русский турист». В объявленном в этом журналеконкурсе на определение понятия туризма победил Р.де Пак, который писал:«Туризм — это умение прогуливаться. Быть может, это умение нужно приобрести,быть может, это наука, которую надо изучить и упражняться в ней. Нужно уметьзаинтересоваться облаком, которое несется в вышине, цветами природы, различнымизвуками, уловить живописную и обыденную сторону всех чувств пребывания наоткрытом воздухе и насладиться ими всецело. Прибавьте к этому немногочеловеческой гордости при осознании победы над устранением препятствий и выполучите полное представление об этом совершенно новом и столь приятномсостоянии вашей души».
Точноеопределение туризма должно базироваться на следующих экономическиххарактеристиках:
•туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;
•туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в пункт назначения иостановка там;
•путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постояннопроживает;
•туризм — это временное передвижение туриста по туристскому маршруту, т.е.турист возвращается через какое-то время к месту своего постоянного проживания;
•туризм — это путешествие, не включающее в себя деятельность по извлечениюприбыли.
Современноеопределение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм — это активныйотдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанныйс передвижением за пределы постоянного места жительства.
ЗакономРФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закрепленоследующее определение туризма:
«ТУРИЗМ- временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранныхграждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных,познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целяхбез занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
Туризмхарактеризуется временным перемещением населения из одного региона (района,города, страны) в другой, если оно не связано с переменой места жительства иработы. Туризм — это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха,лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.
Туризмкак товар реализуется в форме услуг.
Услугатуризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительнойстоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или инуючеловеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е.при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.
Указанныедва способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый видуслуг — это такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело спотребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержаниюничем не отличается от процесса труда в материальном производстве; онотождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда:средства труда, предметы труда, сам труд (т.е. целенаправленная деятельностьчеловека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первоговида материальными (производственными).
Второйвид услуг — это услуги, действие которых направлено непосредственно на человекаили окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальнымипродуктами, их производство неотделимо от потребления.
Созданиеэтих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными(непроизводственными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок,обслуживанию туристов в гостиницах и предприятиях питания, организацииконцертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериальная услуга имеетпотребительную стоимость и стоимость.
Стоимостьнематериальной услуги эквивалентна затратам общественного труда, необходимогодля их производства.
ТУР- комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионныеуслуги, а также услуги гидов- переводчиков и другие услуги, предоставляемые взависимости от целей путешествия.
Кромеуслуг туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуги товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт».
Подействующему законодательству, ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ — право на тур, предназначенноедля реализации туристу. Туристский продукт включает:
•туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные ит.п.);
•туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание,транспортные и др.);
•товары турнстско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры, книги,туристское снаряжение и т.п.).
Туризмможно импортировать в страну и экспортировать из нее.
ТУРИСТСКИЙИМПОРТ — это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождаетсяодновременным вывозом туристом денег из данной страны.
ТУРИСТСКИЙЭКСПОРТ — это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождаетсяодновременным ввозом туристом денег в данную страну.
ПодТУРИСТСКИМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ понимается комплекс положительных эмоций и душевного состояниятуриста, возникающий или достигнутый им в результате потребления туристскогопродукта. Турист, как правило, планирует получить от купленной туристскойпутевки положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений ит.п. Туристские впечатления складываются от экскурсий, посещений красивыхприродных ландшафтов, аттракционов, ресторанов, проживания в отеле и др.
Приэкспорте услуг туризма производится, прежде всего «вывоз» впечатлений.Иностранные туристы путешествуют, т.е. прибывают в определенное местоназначения с целью «купить» впечатления. Когда они покидают место туристскогоназначения, они не могут взять с собой то ценное, соизмеримое с понесенными имиденежными затратами, но они берут с собой впечатления как результат удовлетворениясвоей любознательности.
Когдаплатежи за реализацию услуг туризма, т.е. денежные потоки, идут в РоссийскуюФедерацию, это означает экспорт туризма. Иностранный турист, приезжая в нашустрану, тратит свои деньги на удовлетворение своих туристских потребностей,которые ему предоставляет российская сторона, следовательно, РоссийскаяФедерация экспортирует опыт путешествий и деньги турист остаются на еетерритории. Одновременно это означает туристе кий импорт той страны, из которойтурист вывозит деньги.
Притуристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлениемпотока туристов.
Этоглавная особенность туристского экспорта. В этом состоит отличительнаяособенность от экспорта товаров, так как при экспорте товаров денежный поток ипоток товаров движутся в противоположных направлениях
Российскоеналоговое право до настоящего времени не признает приравненными к экспортнымуслугам услуги, оказываемые российскими туристскими фирмами иностраннымтуристам на территории Российской Федерации. Такая позиция противоречит мировойпрактике по отнесению услуг к экспортным услугам. Поэтому встает вопрос оприсоединении РФ к Генеральному соглашению о торговле услугами (ГАТС). Тогдаопределение экспортной услуги будет исходить из трактовки норм международногоправа, так как эти нормы имеют приоритет над национальными нормами.
Встатье I ГАТС содержится понятие «торговля услугами», где говорится, чтоторговля посредством предоставления на территории одной страны потребителюуслуги другой страны (применительно к туризму — услуги приезжающим в странуиностранным туристам) признается внешнеторговой (экспортной), так как в этомслучае имеет место потребление услуг гражданами страны — получателя услуги натерритории страны — поставщика услуги.
Всядеятельность туристского хозяйствующего субъекта связана с предоставлениемтуристам различных услуг. Туристы выступают потребителями услуг, производимыххозяйствующими субъектами.
Туристскиехозяйствующие субъекты выполняют три функции:
•производство туристского продукта (производство товаров туристского назначенияи оказание услуг туризма);
•реализацию туристского продукта;
•организацию потребления туров и отдельных услуг туризма.
Впроцессе реализации и организации потребления туристского продукта происходитобслуживание туристов, так как деятельность по продаже и организациипотребления — это процесс обслуживания. Наличие этих трех функций позволяетобъединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль «туризм».
Донастоящего времени в действующей классификации отраслей народного хозяйстваотрасль туризма не имеет четкого производственного и социально-экономическогостатуса. Это является результатом несоответствия в современный периодотраслевого принципа построения классификационной схемы общественного производстваусловиям функционирования рыночной экономики.
Осуществлениенаучно-технической революции ведет к тому, что старое понятие «отрасль» кактаковое постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столькоразвитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированныхмежотраслевых комплексов.
Прирастущей диверсификации общественного производства критерием отрасли становитсяее функциональная роль в удовлетворении общественных потребностей, где всоставе отраслей социальной сферы, удовлетворяющих потребности населения всредствах потребления (товары и услуги, вместе взятые), выделяется комплексотраслей социально-бытовой инфраструктуры, куда входит и туризм. Критериямиотрасли уже становится не предметность продукта, а его назначение. Поэтомутуризм, где производятся как предметы потребления (пища, сувениры и т.д.), таки услуги (размещение в гостинице, обслуживание и т.п.), имеет в этом смыслеединый функциональный критерий.
Местотуризма в составе отраслей народнохозяйственного комплекса нужно оценивать соследующих позиций.
Туризм- это диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовойинфраструктуры.
Особенностьтуризма как диверсифицированного, межотраслевого комплекса социально-бытовойинфраструктуры определяет двойственность назначения туризма в экономике страны.
Туризмсоздает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а такжевыполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтомуимеет производственные и непроизводственные функции.
Хозяйственныйпроцесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающимпроцессом.
Туризм,как диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовойинфраструктуры, представляет собой туристскую индустрию. Туристская индустрия — это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта,предприятий общественного питания, средств развлечения, объектовпознавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения,организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, атакже учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услугигидов-переводчиков.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет автодороги
Реферат Современные проблемы управления городом местное самоуправление и городское развитие
Реферат Становление образа будущего родителя
Реферат Интернет как новый маркетинговый канал
Реферат Расчёт конструкции с передачей винт - гайка
Реферат Почему "Княжна Мери" занимает центральное место в романе "Герой нашего времени".
Реферат Расчет на прочность крыла большого удлинения и шасси транспортного самолета АН70
Реферат Состав коллекторов пласта месторождения. Типы коллекторов нефти и газа
Реферат Разборка разборо-сборочного маршрута
Реферат Социология религии М Вебера
Реферат Развитие автодорог в России Германии и США
Реферат Being The One Who Cares Essay Research
Реферат Ответы на экзаменационные вопросы по экономике предприятия
Реферат Расчёт бензинового инжекторного двигателя 84 кВт
Реферат Активизация учебного процесса на уроках информатики в начальной школе