Туризм(от фр. Tourisme — Tour — прогулка, поездка) возник в тот период развитияобщества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добычехлеба насущного (на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных сним удовольствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Туризм — это прежде всего получение удовольствия, удовлетворение любознательности.Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностейвсего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность — один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы.
Когдав первобытном обществе человек в поисках пищи (зверя, рыбы, ягод и т.д.) бродилпо неизведанным просторам земли, то это еще не был туризм, так как первобытныйчеловек совершал свое «путешествие» в целях первой жизненно необходимойпотребности — выжить. После того как первая жизненно необходимая потребностьперестала стоять перед человеком, у него появилась вторая необходимаяпотребность — потребность в информации, а следовательно, в путешествиях.
Потребностьчеловека в получении информации о новых местах, в путешествии как средствеполучения этой информации является объективным законом развития человеческогообщества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможностьотдохнуть.
Людивсегда путешествовали на свой страх и риск. Очень часто целью такогопутешествия является получение человеком впечатлений от новых мест и явленийприроды и т.п.
Наопределенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резковозросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированиютовара особого типа — туризма, который можно купить и продать напотребительском рынке. Возникновение туризма как товара потребовалоформирования соответствующей материально-технической базы, наличияквалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленногоуправления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловилонеобходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасльнародного хозяйства.
Производителиуслуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей),объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненнойнеобходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только приопределенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.
Годомвозникновения туризма в России принято считать 1885 г. В этом году в Санкт-Петербурге была создана первая крупная в России туристская организацияпод названием «Предприятие для общественных путешествий во все страны света».15 марта 1885 г. в Санкт-Петербурге был создан Русский туринг-клуб (Обществовелосипедистов-туристов). В 1901 г. начало работу Российское общество туристов.С 1899 по 1914 г. выходил журнал «Русский турист». В объявленном в этом журналеконкурсе на определение понятия туризма победил Р.де Пак, который писал:«Туризм — это умение прогуливаться. Быть может, это умение нужно приобрести,быть может, это наука, которую надо изучить и упражняться в ней. Нужно уметьзаинтересоваться облаком, которое несется в вышине, цветами природы, различнымизвуками, уловить живописную и обыденную сторону всех чувств пребывания наоткрытом воздухе и насладиться ими всецело. Прибавьте к этому немногочеловеческой гордости при осознании победы над устранением препятствий и выполучите полное представление об этом совершенно новом и столь приятномсостоянии вашей души».
Точноеопределение туризма должно базироваться на следующих экономическиххарактеристиках:
•туризм есть результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;
•туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в пункт назначения иостановка там;
•путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постояннопроживает;
•туризм — это временное передвижение туриста по туристскому маршруту, т.е.турист возвращается через какое-то время к месту своего постоянного проживания;
•туризм — это путешествие, не включающее в себя деятельность по извлечениюприбыли.
Современноеопределение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм — это активныйотдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанныйс передвижением за пределы постоянного места жительства.
ЗакономРФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закрепленоследующее определение туризма:
«ТУРИЗМ- временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранныхграждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных,познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целяхбез занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
Туризмхарактеризуется временным перемещением населения из одного региона (района,города, страны) в другой, если оно не связано с переменой места жительства иработы. Туризм — это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха,лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.
Туризмкак товар реализуется в форме услуг.
Услугатуризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительнойстоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или инуючеловеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е.при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.
Указанныедва способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый видуслуг — это такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело спотребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержаниюничем не отличается от процесса труда в материальном производстве; онотождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда:средства труда, предметы труда, сам труд (т.е. целенаправленная деятельностьчеловека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первоговида материальными (производственными).
Второйвид услуг — это услуги, действие которых направлено непосредственно на человекаили окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальнымипродуктами, их производство неотделимо от потребления.
Созданиеэтих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными(непроизводственными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок,обслуживанию туристов в гостиницах и предприятиях питания, организацииконцертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериальная услуга имеетпотребительную стоимость и стоимость.
Стоимостьнематериальной услуги эквивалентна затратам общественного труда, необходимогодля их производства.
ТУР- комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионныеуслуги, а также услуги гидов- переводчиков и другие услуги, предоставляемые взависимости от целей путешествия.
Кромеуслуг туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуги товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт».
Подействующему законодательству, ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ — право на тур, предназначенноедля реализации туристу. Туристский продукт включает:
•туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные ит.п.);
•туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание,транспортные и др.);
•товары турнстско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры, книги,туристское снаряжение и т.п.).
Туризмможно импортировать в страну и экспортировать из нее.
ТУРИСТСКИЙИМПОРТ — это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождаетсяодновременным вывозом туристом денег из данной страны.
ТУРИСТСКИЙЭКСПОРТ — это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождаетсяодновременным ввозом туристом денег в данную страну.
ПодТУРИСТСКИМ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ понимается комплекс положительных эмоций и душевного состояниятуриста, возникающий или достигнутый им в результате потребления туристскогопродукта. Турист, как правило, планирует получить от купленной туристскойпутевки положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений ит.п. Туристские впечатления складываются от экскурсий, посещений красивыхприродных ландшафтов, аттракционов, ресторанов, проживания в отеле и др.
Приэкспорте услуг туризма производится, прежде всего «вывоз» впечатлений.Иностранные туристы путешествуют, т.е. прибывают в определенное местоназначения с целью «купить» впечатления. Когда они покидают место туристскогоназначения, они не могут взять с собой то ценное, соизмеримое с понесенными имиденежными затратами, но они берут с собой впечатления как результат удовлетворениясвоей любознательности.
Когдаплатежи за реализацию услуг туризма, т.е. денежные потоки, идут в РоссийскуюФедерацию, это означает экспорт туризма. Иностранный турист, приезжая в нашустрану, тратит свои деньги на удовлетворение своих туристских потребностей,которые ему предоставляет российская сторона, следовательно, РоссийскаяФедерация экспортирует опыт путешествий и деньги турист остаются на еетерритории. Одновременно это означает туристе кий импорт той страны, из которойтурист вывозит деньги.
Притуристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлениемпотока туристов.
Этоглавная особенность туристского экспорта. В этом состоит отличительнаяособенность от экспорта товаров, так как при экспорте товаров денежный поток ипоток товаров движутся в противоположных направлениях
Российскоеналоговое право до настоящего времени не признает приравненными к экспортнымуслугам услуги, оказываемые российскими туристскими фирмами иностраннымтуристам на территории Российской Федерации. Такая позиция противоречит мировойпрактике по отнесению услуг к экспортным услугам. Поэтому встает вопрос оприсоединении РФ к Генеральному соглашению о торговле услугами (ГАТС). Тогдаопределение экспортной услуги будет исходить из трактовки норм международногоправа, так как эти нормы имеют приоритет над национальными нормами.
Встатье I ГАТС содержится понятие «торговля услугами», где говорится, чтоторговля посредством предоставления на территории одной страны потребителюуслуги другой страны (применительно к туризму — услуги приезжающим в странуиностранным туристам) признается внешнеторговой (экспортной), так как в этомслучае имеет место потребление услуг гражданами страны — получателя услуги натерритории страны — поставщика услуги.
Всядеятельность туристского хозяйствующего субъекта связана с предоставлениемтуристам различных услуг. Туристы выступают потребителями услуг, производимыххозяйствующими субъектами.
Туристскиехозяйствующие субъекты выполняют три функции:
•производство туристского продукта (производство товаров туристского назначенияи оказание услуг туризма);
•реализацию туристского продукта;
•организацию потребления туров и отдельных услуг туризма.
Впроцессе реализации и организации потребления туристского продукта происходитобслуживание туристов, так как деятельность по продаже и организациипотребления — это процесс обслуживания. Наличие этих трех функций позволяетобъединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль «туризм».
Донастоящего времени в действующей классификации отраслей народного хозяйстваотрасль туризма не имеет четкого производственного и социально-экономическогостатуса. Это является результатом несоответствия в современный периодотраслевого принципа построения классификационной схемы общественного производстваусловиям функционирования рыночной экономики.
Осуществлениенаучно-технической революции ведет к тому, что старое понятие «отрасль» кактаковое постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столькоразвитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированныхмежотраслевых комплексов.
Прирастущей диверсификации общественного производства критерием отрасли становитсяее функциональная роль в удовлетворении общественных потребностей, где всоставе отраслей социальной сферы, удовлетворяющих потребности населения всредствах потребления (товары и услуги, вместе взятые), выделяется комплексотраслей социально-бытовой инфраструктуры, куда входит и туризм. Критериямиотрасли уже становится не предметность продукта, а его назначение. Поэтомутуризм, где производятся как предметы потребления (пища, сувениры и т.д.), таки услуги (размещение в гостинице, обслуживание и т.п.), имеет в этом смыслеединый функциональный критерий.
Местотуризма в составе отраслей народнохозяйственного комплекса нужно оценивать соследующих позиций.
Туризм- это диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовойинфраструктуры.
Особенностьтуризма как диверсифицированного, межотраслевого комплекса социально-бытовойинфраструктуры определяет двойственность назначения туризма в экономике страны.
Туризмсоздает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а такжевыполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтомуимеет производственные и непроизводственные функции.
Хозяйственныйпроцесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающимпроцессом.
Туризм,как диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовойинфраструктуры, представляет собой туристскую индустрию. Туристская индустрия — это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта,предприятий общественного питания, средств развлечения, объектовпознавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения,организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, атакже учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услугигидов-переводчиков.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/