--PAGE_BREAK--Упражнение «Спиной друг к другу» 5-10 мин
Дети делятся любым способам по парам. Затем нужно сесть спиной друг к другу, так, чтобы партнера было не видно. Работают в парах. Сначала первый участник описывает детали одежды партнера (как можно подробнее), затем второй. По команде ведущего поворачиваются, рассматривают друг друга. Делятся впечатлениями в общем круге, делают вывод.
Упражнение «Изографы» [2 ]
На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.
Посмотри что нарисовано, прочитай что написано.
(дом) (лампа) (сумка) (яблоко) и др.
Упражнение направлено на развитие целостности и дискретности восприятия, а также включает в работу и другие познавательные функции ребенка: воображение, мыслительные операции (анализ, синтез, конкретизация, обобщение)..
Упражнение«По первым буквам»
Упражнение направленно на улучшение слухового восприятия, концентрации внимания и развитие фонематического слуха
По первым буквам прочитанных слов назовите новое слово:
Пижама, омар, лужа -…
Дуло, одеяло, малина -…
Журавль, ухо, комар-…
Саквояж, уха, пюре -…
Рыба, опушка, гиря -…
Тина, артиллерия, нора, капрон -…
Лыжи, уголь, человек -…
Сорт, осёл, карта -…
Кол, ошибка, заря, арбуз -…
По последним буквам:
Морс, седло, паром -…
Котёл, пюре, колос -…
Луч, река, йогурт-…
Укроп, перо, стол, море -…
Укол, кенгуру, нож, корова -…
Дом, шило, рис, куст -…
Уксус, лужа, пенал, олово -…
Мороз, мыши, гром, кошка -…
29.06
День леса
Конкурс лесных поделок «Лесная быль» или «Природа и фантазия».
КОНКУРС «ГОЛОСА ЗВЕРЕЙ»
Детям предлагается продемонстрировать, как кричат звери и птицы (медведь, лиса, волк, утка, олень, кабан, гусь...)
Ведущий читает рассказ-зоошутку, а дети ищут ошибки, связанные с природой.
Поезд медленно подъезжал к перрону. Был январь. Меня послали в служебную командировку для наблюдений над животным миром Московской области.
Утром следующего дня мы выехали на машине в охотничий стан. Шофер тихо вел машину по сугробам. Было так холодно, что сучья трещали, когда мы к ним прикасались. Въехали в еловый лес.
Вдруг из-под сучьев выскочила маленькая птичка, я ее сразу узнал -это был крапивник. Вероятно у него там гнездо. Я посмотрел на макушку высокой ели и увидел порхающего пингвина.
«Не надо лениться, если хочешь увидеть много интересного», — подумал я и полез на дерево. На самом верху я увидел пингвинье гнездо. Там лежали 5 яиц, по всему было видно — пингвин хочет снести шестое.
На соседней ели я увидел беличье гнездо. Я слез с дерева, сел в машину и мы поехали дальше.
Шум мотора разбудил зверька, он, потягиваясь, выскочил наружу, удивленно посмотрел на нас и скрылся в листве. Машина не смогла ехать дальше, и мы пошли пешком. То и дело в трещинах коры нам попадались желуди. Молодец белка! Хорошо позаботилась о зиме. В еловых ветвях засуетились корольки, пищухи, зяблики, дятлы и иволги. Они кормились семенами шишек и лакомились почками,
Уже второй час мы шли по сосновому лесу. Перед нами расстилалась поляна. На пригорке распустились первые подснежники. Я бросился их собирать. Над нами порхала первая бабочка. На дубу, растущем на краю полянки, увидели гнездо грифа, в котором пищали птенцы. Гриф-папа улетел на промысел. Мы пошли дальше.
Вскоре нам встретились охотники. Они обнаружили выводок медведей и теперь шли к себе переночевать. Переночевав, мы вместе с охотниками пошли в лес. Подойдя к логову, мы никого там не обнаружили. Медведи, испуганные человеком, ушли в чащу. Охотники пустились им вдогонку верхом на лошадях, а мы, свернув в сторону, продолжали свое путешествие.
Как хорошо гулять в лесу в начале зимы!
Ошибки. (Зимой крапивников нет, и они не селятся в ветвях ели; белка не ест желуди; зябликов и иволг зимой нет, почками они не питаются; пингвин не летает, не водится у нас, не вьет гнезда, несет одно яйцо. Подснежников зимой нет, бабочек тоже. Гнездо грифа не может быть на дереве, тем более зимой. Медвежат зимой еще нет, медведи зимой спят. На лошадях зимой скакать нельзя.)
30.06
Блок упражнений на доверие «Trustme»
Эти игры помогают педагогу вызвать чувство эмпатии у детей, а ребятам научиться доверять друг другу, чувствовать настроение другого человека.
“Слепой и поводырь”
Участники игры делятся на пары; один человек закрывает (или ему завязывают) глаза – он “слепой”, второй – его “поводырь”. Задача “слепого” – бродить по холлу, куда ему вздумается; задача “поводыря” – обеспечить его безопасность, голосом или прикосновениями руководя действиями “слепого”, но не отбирая у него инициативы. Задание можно усложнить, предложив “поводырям” не просто следить за “слепыми”, но и самим активно участвовать в игре: описать окружающую обстановку; познакомить своих “слепых” друг с другом или с другими “поводырями”; поиграть со “слепыми” в какую-нибудь игру и т. д. Через 5-7 минут “слепые” и “поводыри” меняются ролями. Обсуждая игру, можно поговорить о том, как чувствовали себя “слепые” и “поводыри”, кому из ребят какая роль была легче. Легко ли было доверять “поводырю”? Что способствовало, а что мешало доверию?
“Прогулка с компасом”
Как и в предыдущей игре, ребята делятся на пары. В каждой паре один человек “турист” (ведомый), а второй – “компас” (ведущий). “Турист” закрывает (или ему завязывают) глаза, а “компас” становится сзади него и кладет ему руки на плечи. Задача “туриста” – передвигаться по холлу (можно расставить стулья, как на полосе препятствий), задача “компаса” – направлять его движение.
“Корабли и скалы”
Половина играющих – “корабли”, половина – “скалы”. “Скалы” рассаживаются на полу, “корабли” закрывают глаза и хаотично двигаются по комнате. При приближении “корабля” “скала” издает шипящий звук, с которым “волны накатываются на камень”. Цель “скал” – не допустить “кораблекрушение”. Потом играющие меняются ролями.
“Лабиринт”
Эту игру лучше проводить на отрядном часе – на нее требуется достаточно много времени. Из стульев и веревок строится некое подобие лабиринта: на площадке 10х10 м хаотично расставляются стулья, между ними на разной высоте натягиваются веревки с таким расчетом, чтобы некоторые можно было переступить, а под некоторые – подлезть. На стульях можно разложить какие-нибудь маленькие предметы или открытки. Играющие делятся на пары. Один из них должен пройти с завязанными глазами по лабиринту, собирая лежащие на стульях предметы, а второй будет руководить его действиями. Делать это можно с помощью словесных инструкций, подсказывая, куда повернуться, что переступить или откуда взять предмет. Ведущий засекает время, которое требуется каждой паре для выполнения задания. Побеждает пара, справившаяся с заданием быстрее всего.
“Падения на руки”
Человек закрывает глаза и начинает падать назад, на руки товарища. Естественно, партнер должен быть в состоянии удержать его. Проводя эту игру с ребятами, лучше всего пользоваться физкультурными матами.
“Путаница”
Играющие становятся в круг и вытягивают вперед правые руки. По сигналу ведущего они соединяют руки попарно. Второй сигнал – теперь нужно соединить левые руки, но уже с каким-то другим человеком (не с тем, с кем соединены правые руки). Задача играющих – не отпуская рук, постараться распутаться и оказаться стоящими в кругу. Если играющие оказались в неразрешимой ситуации, можно предложить одному из игроков взять на себя ответственность за всю группу и указать одну из пар рук, которую можно разъединить, чтобы распутать “мертвый узел”. Игру можно повторять несколько раз, засекая время, которое потребовалось участникам для выполнения задания. Чтобы усложнить задание, можно запретить ребятам разговаривать.
“Робот”
Играющие разбиваются на пары. Один человек в паре – “робот”, второй – “оператор”. “Робот” может делать только то, что говорит ему “оператор”, глаза у него закрыты. Вместе пара должна, например, взять какой-то предмет и переложить в другое место. Затем играющие меняются ролями.
“Зеркало”
Играющие разбиваются на пары и становятся или садятся друг против друга. Первый в паре – “человек”, второй – “зеркало”. “Человек” начинает медленно и плавно двигать руками, а “зеркало” старается как можно точнее повторить его движения, “слиться” с ним. “Зеркало” может почувствовать ритм дыхания “человека” и синхронизировать с ним свое дыхание. Через несколько минут ведущий предлагает “зеркалу” и “человеку” поменяться ролями. В конце упражнения можно попросить ребят рассказать о своих ощущениях в разных ролях. Какая роль была легче – “зеркала” или “человека”? Почему? Что нужно для того, чтобы быть хорошим “зеркалом”?
01.07
Шип-шип шоу
Цель: раскрытие творческих способностей, креативности и артистизма
Участники делятся на команды
Каждой команде я хочу вручить карточку с известной пословицей. Вся команда должна без слов с помощью жестов и пантомимы передать содержание и смысл данной пословицы. Команде дается на обдумье ровно 1 минута. Приготовились, начали!
Баба с возу — кобыле легче.
Один с сошкой — семеро с ложкой.
Куда иголка — туда и нитка.
Семеро одного не ждут.
Под лежачий камень вода не течет.
Я спешу объявить о начале очередного конкурса «Статуя». Каждая команда получает карточку, в которой написано название статуи. Один, самый скульптурный участник от каждой команды, должен выполнить задание. Затем к нему подойдет два работника сцены и унесут за кулисы. Статуя должна находиться в образе до самого последнего мгновения. Итак, приготовились, начали!
Девушка с веслом.
Пограничник в дозоре.
Покорители вершины.
Метатель копья
Статуя влюбленного.
Замечательно, а теперь работники сцены, унесите статуи. А ваша задача, уважаемая статуированная сохранить первоначальный образ статуи.
А сейчас я приглашаю по два участника, самых голосистых, которые умеют изображать голоса животных и птиц. Итак, начинается конкурс — диалог звукоподражания и разговор животных. Получите, пожалуйста, карточки с заданием.
Курица — петух.
Собака — кошка
Свинья — корова
Ворона — обезьяна
Утка — козел.
Игры «Гипноз»
Дорогие друзья я приглашаю 5-6 человек зрителей, желающих подвергнуться гипнозу и одного помощника.
Представьте себе, друзья, что вы идете медленно по сказочному и удивительному саду, над головой ярко светит солнышко. И вдруг перед вами распускается чудесный цветок. Розовые бутоны, резные листья. От его слепящей красоты вы закрываете глаза и в восхищении опускаетесь на одно колено, прижимая руки к сердцу. Цветок издает восхитительный аромат. Вы чувствуете?
Потянитесь носом к цветку. Вы захотели его сорвать, чтобы подарить его любимому человеку. Но осторожно, стебель колючий. Поэтому вперед расслабленную правую руку. Вам жарко. Вы хотите пить. А на лепестке цветка застыла большая капля росы. Вам захотелось ее слизнуть. Высуньте язык, замерли. Открыли глаза.
Товарищ старшина, группа сторожевых собак для охраны государственной границы России готовы.
А сейчас я приглашаю самых артистичных ребят, по одному участнику от команды. Наш конкурс называется — манекены. Пластическая импровизация в заданном образе до команды «стоп», то есть я читаю текст, а вы должны ходить по кругу, изображая то, что я буду рассказывать. Итак, приготовились, начали!
1. Мужчина, в прошлом чемпион трамвайного парка по поднятию тяжестей. Рост ниже среднего, ноги короткие (не длиннее полуметра), грудь впалая, живот арбузоподобный, правое плечо на 30 см ниже левого. Периодически сморкается, очень самолюбив.
2.Женщина, рост 180 см, пониженной упитанности, правая нога короче левой, позвоночник искривлен в трех местах, язык не умещается во рту. Одна бровь выше другой, часто плачет, плач легко переходит в смех.
3.Очень высокий мужчина, гигант, позвоночник изогнут знаком вопроса, правую ногу приволакивает, нижняя челюсть далеко выдвинута вперед. Выражен оскал, лопоухий, при ходьбе часто посапывает, застенчив.
4. Старушка, по возрасту близкая к веку, занимается спортивной ходьбой, голова и ноги трясутся, подслеповата, но спина прямая, походка прыгающая, подозрительная, часто оглядывается, страдает застарелым кашлем курильщика.
Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет, с большой головой и тонкой шеей. Языком пытается достать нос, часто падает в лужи, жизнерадостный смех, даже слишком, страдает хроническим насморком.
Подведение итогов… Слова благодарности за участие в шоу!
2.07
Арт-терапевтическое занятие
ПЕРВЫЙ ЭТАП
На первом этапе работы главной целью была адаптация детей к новым условиям жизни. Эти занятия состояли из двух частей.
Первая включала группу арт-терапевтических упражнений из серии «Восприятие себя». Такие упражнения позволяют ребенку отразить свой биографический опыт, отношение к самому себе и способствуют глубокой рефлексии индивидуальных потребностей и чувств.
Вторая часть представлена играми-упражнениями («Молекулы», «Скульптор и глина», «Таможня», «Узнай меня» и т.д.), направленными на формирование первичных коммуникативных навыков.
Темы занятий первого этапа
1. Мое имя
2. Метафорический портрет: я в образе растения
3. Метафорический портрет: я в образе животного
4. Метафорический портрет: я в образе предмета
5. Автопортрет
6. Что я люблю?
7. Мое настроение
8. Я в будущем
9. Рисунок вдвоем
10. Поздравительная открытка
Арт-терапевтическим упражнениям предшествовetnвводная беседа по выбранной теме, упражнения для разогрева. В начале каждого занятия обязательно разбирались возможные варианты выполнения заданий, предлагаемые и детьми, и ведущими. Это обеспечивает достаточно широкий спектр выбора. На этом этапе полностью самостоятельный выбор нашим детям был пока недоступен.
Упражнение «Что я люблю»
Дополните фразу «Я люблю…»
ВТОРОЙ ЭТАП
Этот этап арт-терапевтической программы посвятили развитию коммуникативных навыков, коррекции привычных форм поведения и опробованию новых социальных ролей. Упражнения подбирались таким образом, чтобы время взаимодействия детей друг с другом увеличивалось постепенно.
Темы занятий второго этапа
1. Подарок: рисование двумя красками на мокром листе
2. Странное животное: рисование втроем
3. Каракули
4. Интервью-презентация
5. Повторялки
6. Кооперативное рисование
7. Рисунок вдвоем
8. Рисунок по кругу на свободную тему
9. Совместное тематическое рисование
10. Совместное свободное рисование
«Интервью-презентация». Дети берут интервью друг у друга и у ведущих, а затем изображали самое, на их взгляд, важное и интересное. Упражнение «Повторялки», где дети по очереди повторяют рисунки друг
Упражнение «Кооперативное рисование» посвящено рисованию сказки. Каждому по жребию достается тот или иной герой. В конце занятия все рисунки располагаются по порядку и вспомнинается сказка
БЕЗ ПООЩРЕНИЙ НЕ ОБОЙТИСЬ
Несколько слов о награждении. Первый раз поощряли детей в самом начале занятий за то, что они смогли преодолеть нежелание работать. Выбирается жетонная система. Чтобы получить желаемое вознаграждение, надо «заработать» серию жетонов, которые выдаются за участие в выполнении упражнений. Так стимулируется мотивация воспитанников к регулярной работе, к преодолению привычки праздно проводить свободное время.
3.07
Тренинг «волшебное ожерелье»
«Волшебное ожерелье».
Цель:создание условий для формирования эффективных форм поведения, смещения агрегации и мышечной релаксации, снятия эмоционального напряжения; содействие повышению групповой сплоченности; формирование чувства близости с другими людьми, принятия детьми друг друга, чувства ценности других и самоценности; формирование умения передавать эмоциональное состояние в рисунке; формирование позитивного образа своего «Я».
Материалы и оборудование:шкатулка, различные бусинки, ниточка, краски, листы для рисования, влажные салфетки, фломастеры., магнитофон
Ход занятия
Разминка. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Основная часть
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие, а попасть в сказку нам поможет волшебство. (Музыка)
Упражнение «Кулачок».
Закройте глаза, сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы на ощупь выберете один волшебный предмет. А теперь, когда все выбрали, сожмите его в левом кулачке, закройте глаза и подержите кулачок сжатым. На счёт три откройте глаза, расслабьте руку. Мы оказались в сказочной стране, а на ладошках у каждого из вас бусинка. Берегите эту бусинку, чтобы потом благодаря ей вернуться назад.
Упражнение «Моё сокровище»
Попытайтесь описать свою бусинку.
— Какая она (по цвету, форме, величине, какая у неё поверхность и т. п.)?
— Какие ассоциации она у тебя вызывает?
— На что похожа твоя бусинка?
Итак, мы с вами в сказочной стране и сейчас я предлагаю вам послушать одну историю(музыка)
Жила-была добрая фея Амалия. Было у неё чудесное ожерелье, которое она очень ценила и носила его в трудные моменты. И когда Фея его надевала, оно наполнялось волшебными свойствами.
Но однажды злой волшебник Крокус украл драгоценное ожерелье, потому что завидовал фее Амалии, ведь она многим помогала, и все её очень любили. Завладев ожерельем, злой волшебник одевал его, произносил заклинания, но, сколько он не старался, ожерелье никакой силы не имело.
Разозлился тогда волшебник и стал он разглядывать бусинки. Все бусинки были разные: большие и маленькие, красные и зелёные, блестящие и матовые, круглые и квадратные..
Не раскрыв тайну ожерелья, он с силой бросил его на землю, и все бусинки рассыпались.
Долго лежали бусинки на земле, пока остроглазые птички не заметили, что в траве что-то блестит. Они собрали все бусинки и отнесли их своей покровительнице доброй фее Амалии.
Фея увидела, что случилось с её ожерельем, и попыталась его собрать. Но бусинки никак не объединялись, ведь они такие разные и так долго были врозь. Ожерелье потеряло свою волшебную силу. Добрая Фея расстроилась и в надежде, что всё-таки бусинки её слышат, произнесла следующие слова:
— Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность. Пока вы были вместе, ожерелье обладало магическими свойствами. И если вы сумеете объединиться, то снова обретёте свою силу и будете снова нести добро по свету.
Фея Амалия произнесла заклинание над каждой бусинкой, и ожерелье вновь стало ценным и обрело волшебную силу.
Вопросы к сказке:
-о чем эта сказка?
-Чему она нас учит?
Представим, что каждый из вас бусинка.
Упражнение «Ожерелье»
Детям предлагается встать в круг « Вы бусинки волшебного ожерелья. Когда ожерелье рассыпал Крокус, бусинки потеряли волшебную силу. Они потускнели, потеряли свой лоск и стали шероховатыми, поэтому объединяться никак не хотели. Давайте изобразим какими вредными и капризными стали бусинки. Сначала бусинки били друг друга(кулачками по спине), потом щипали друг друга, давайте закруглим и погладим их, и поможем стать добрыми, гладкими как и раньше. Теперь мы можем собрать бусинки в одно ожерелье.Станьте плотно друг другу лицом в круг. Тесно прижимаясь друг к другу, вытяните руки вперед, наклонитесь влево, вправо, вперед. Покрутитесь влево, вправо, присядьте, побегайте по шее хозяйки, так же плотно прижавшись. Если ожерелье вдруг «разрывается», психолог ловит их и возвращает на своё место. Ожерелье становится снова плотным и крепким.
Вот мы с вами и вернули волшебную силу каждой бусинке, и ожерелье снова украшает феи Амалии.
Изотерапия.А теперь давайте нарисуем это волшебное ожерелье, как он себе его представляет.
А помогут нам в этом наши пальчики. У вас на столах бумага и краски. Опустите любой пальчик в краску любого цвета и прижмите пальчик к листу. У вас получится бусинка. Следите за тем, чтобы бусинки были разноцветные. Если нужно дорисуйте ниточку.
продолжение
--PAGE_BREAK--Упражнение «Кулачок».
Возьмите свою бусинку. Сядьте все в круг. Сложите ладошки лодочкой покатайте бусинку, согрейте её своим дыханием. Сожмите в кулачок, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу. Мы покидаем нашу сказочную страну, когда в ней вновь воцарилась гармония. Какой опыт каждый из вас возьмет с собой из этой сказочной истории? Пусть каждый решит сам. На счет три вы откроете глаза и вновь окажетесь здесь.
Упражнение «Волшебные бусы»
Частичку каких положительных качеств вы хотели бы отдать другим. Дети отвечают на этот вопрос и нанизывают свою бусинку на одну общую ниточку. А теперь завяжем её концы.
Посмотрите, какие бусы у нас получились! Какие они яркие, разноцветные, красивые! Это потому, что все бусинки разные! Так же как и мы с вами. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.
Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы все дети в вашем классе тоже были сплочёнными и дружными.
Итог занятия.
Я хочу подарить вам это ожерелье на память о нашем занятии, чтобы оно напоминало вам… (Выставка рисунков)
О чем вам могут напомнить эти бусы?
Чему научило нас история о волшебном ожерелье?
Что было самым интересным на занятии?
Что оказалось самым трудным на сегодняшнем занятии?
Что мешало во время занятия?
5.07
Ролевая игра «Остров сокровищ»
ОСТРОВ СОКРОВИЩ
Костюмы и реквизит:
повязки на глаз
банданы (пиратские платки на голову)
фломастеры
костюм для Сильвера
мишура для хвоста Попугая
простыня для Призрака
веревка
бутылки из-под газировки
мяч
карта (рисуется на большом листе ватмана: с одной стороны — карта, на которой каждая комната квартиры изображена условными знаками, например, плита на кухне — вулкан, телевизор в комнате — болото, шкаф в комнате — гора и т.п. С другой стороны листа рисуются мешочки с деньгами, кинжалы, бутылки, пиратский флаг и т.п. Все это аккуратно вырезается из карты и развешивается по разным комнатам).
сокровища (конфеты в блестящих обертках, шоколадные медали и т.п.)
сундук с сокровищами
нарисованные «обманки»
театральный грим или обычные тени и косметические карандаши
Оформление
В комнате на оконных шторах прикреплена нарисованная пальма. Рядом с ней стул для Сильвера и Попугая. По всей комнате на стенах и мебели наклеены бумажки с изображением бутылок, флагов, кинжалов, мешочков с деньгами и т.п. — с обратной стороны это фрагменты карты. Над дверью в комнату — веревочная лестница.
Прибытие гостей
Гостей встречают Попугай и Черный Пес и предлагают им вступить в пираты и отправиться за сокровищами. Для этого нужно пройти посвящение в пираты у Сильвера. Сильвер сидит в дальнем углу комнаты, чтобы к нему добраться, нужно выполнить ряд истпытаний, чтобы узнать, годится ли человек для жизни пирата:
подпрыгнуть до потолка — гостю завязывают глаза, сзади него становится кто-то с доской. Затем просим гостя подпрыгнуть, он прыгает, но до потолка не достает. Просим подпрыгнуть еще раз, при этом над головой гостя поднимаем доску на такую высоту, чтобы гость мог до нее достать.
пройти по «болоту» — при помощи 2-х листков бумаги дойти до Сильвера, не ступая на пол.
«вязать узлы» — на толстой веревке нужно завязать 5 узлов как можно туже, а когда задание будет выполнено — развязать их.
найти тайник в темноте — гость ставится перед стулом с каким-нибудь предметом, отходит от него на 8-10 шагов, затем гостю завязывают глаза, предлагают повернутся вокруг себя и пройти обратно до стула и взять предмет.
«упаковать мину» — два гостя становятся рядом, рука об руку. Соприкасающиеся руки им связывают, а свободными руками они вдвоем должны завернуть сверток в бумагу и обвязать его тесемкой.
пройти через «лабиринт» — уже прибывшие гости составляют лабиринт из веревки, новый гость должен запомнить маршрут, затем ему завязывают глаза и тихонько убирают веревку.
проявить пиратскую взаимовыручку — прокатиться на мяче — один гость, поддерживаемый под локти двумя другими игроками, переступая на мяче, катит его, затем второй так же катит мяч обратно, затем третьий так же катит мяч обратно к Сильверу.
пройти между рифами — гость должен с завязанными глазами пройти между пластиковыми бутылками, не задев их (можно сразу несколько человек).
Рыжий Пес организует испытания, помогает ребятам их выполнить.
Посвящение в пираты.
Сильвер задает шутливые вопросы каждому гостю. Тех, кто правильно ответил, Попугай посвящает в пираты — надевает повязку на глаз, или бандану на голову, или рисует «фингал» под глазом или бороду-усы. После того, как последний гость посвящен в пираты, все вместе кричат пиратский клич — «Пятнадцать человек на сундук мертвеца, йо-хо-хо, и бутылка рому!» Затем все отправляются на поиски карты.
Вопросы гостям:
Какой месяц короче всех? (Май — в нем всего три буквы)
Какая река самая страшная? (Река Тигр)
Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, т.к. он не умеет говорить)
Что стоит между окном и дверью? (Буква «и»)
Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)
Что станет с зеленым мячиком, если он упадет в Желтое море? (Он намокнет)
Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)
На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите?)
Каким гребнем нельзя причесываться? (Петушиным)
Мужчина вел большой грузовик. Фары не горели, луны тоже не было, фонари вдоль дороги не светили. Женщина стала переходить дорогу перед машиной, но водитель ее не задавил. Как ему удалось разглядеть ее? (Был день)
На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)
Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
За чем мы едим? (За столом)
Когда машина едет, какое колесо у нее не крутится? (Запасное)
Почему, когда захочешь спать, идешь на кровать? (По полу)
До каких пор можно идти в лес? (До середины — дальше идешь из леса)
Когда человек бывает деревом? (Когда он со сна — «сосна»)
Почему корова ложится? (Потому что не умеет садиться)
Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, т.к. ночь разделяет дни).
Поиски карты.
Карта рисуется заранее, делится на несколько кусков, которые прячут в комнате. Некоторые куски — это обманки, пустые, на некоторых — указатели, куда идти дальше. Попугай и Сильвер руководят поисками. Карту склеивают из разных кусочков. Когда карта готова, все отправляются добывать сокровища под предводительством Сильвера и Попугая (которые с песней «15 человек…» выводят ребят из комнаты, проводят их по квартире и возвращают обратно в комнату), в которой за это время появляется Призрак.
Встреча с Призраком.
Ребята видят большой холм, а рядом сидит Призрак. Попугай громко кричит. Сильвер говорит, что это одна из милых шуток Флинта, спрашивает Призрака, могут ли пираты забрать сокровища. Призрак говорит, что над сокровищами тяготеет проклятье Флинта, и получить их могут только смелые, веселые и находчивые джентльмены удачи.
Для определения смелости нужно: разбить об лоб 5 яиц, одно из которых сырое (5 человек).
Для определения веселости нужно: придумать танец маленьких — жеребят, слонов, телят, исполнить песню «Калинка-малинка» так, как — цыгане из табора, горцы Кавказа, индейцы из племени мумба-юмба,
Для определения находчивости нужно: изобразить рекламу изжеваной жвачки, коробки из-под торта, одноногой Барби, ручки с закончившимся стержнем.
Наконец Призрак говорит, что все условия Флинта выполнены, кроме одного: сокровища нужно выкупить. Призрак вызывает 3-5 добровольцев и каждому на ухо сообщает, что будет выкупом (всем разное, например: мешок с миллионом долларов, килограмм конфет, карета и т.п.). Выбранный человек должен пантомимой объяснить остальным, что это такое. После того, как все угадано и выполнено, Призрак отдает сокровище пиратам. Затем все отправляются на пиратскую попойку в трактир «Адмирал.Бенбоу».
Сказкотерапия
Цели: снятие внутреннего напряжения и тревожности; коррекция агрессивных проявлений.
Задачи: формирование навыков совладающего поведения в стрессовых ситуациях; определение способов реагирования на негативные влияния факторов внешней среды; формирование понимания причин внутренних переживаний; поиск путей решения проблем; понимание себя как личности
Возраст участников: школьники 10–16 лет и взрослые.
Время: 45–50 минут.
План занятия
1. Предварительная беседа по проблеме (5 минут).
2. Чтение сказки (5 минут).
3. Постановка вопросов по основным смысловым моментам сказки (5 минут).
4. Проекция сказочного сюжета: рисунок на листе бумаги или строительство в пространстве песочницы — на выбор клиента (10 минут).
5. Трансформация получившейся картины в рисунке или в пространстве песочницы — на выбор клиента (10 минут).
6. Обсуждение результатов (10 минут).
7. Домашнее задание, разбор песочной картины или уборка (5 минут).
Условия проведения: необходимо установить доверительные отношения с клиентом; занятие проводится в индивидуальной форме; желание клиента — обязательное условие для проведения занятия.
Необходимое оборудование: цветные фломастеры, карандаши, пастель, краски — на выбор клиента; лист бумаги А3 или ватман; песочница, вода, совок, формочки, различные мелкие предметы (веточки, сухие цветы, камешки, бусы и пр.).
Структура занятия
1. Предварительная беседа по проблеме
Определение основных моментов в проблеме клиента. Объяснение плана и целей предстоящей работы.
2. Чтение сказки
Клиент слушает сказку. Важны интонация, эмоциональное чтение, паузы в необходимых местах текста.
3. Постановка вопросов по основным смысловым моментам сказки
Клиенту задают вопросы по контексту сказки. Основной упор делается на ключевых моментах содержания. Например: “О ком эта сказка? Что произошло? Как вы думаете, почему главный герой был напуган сложившейся ситуацией? Какие пути решения он увидел для себя? Какие внутренние ресурсы он привлек для решения проблемы? Что приобрел для себя (какие сделал выводы) главный герой после случившегося?”
Отвечая на вопросы, клиент начинает внутреннюю проработку проблемы, запускается механизм ее понимания, открывается доступ к внутренним ресурсам. Клиент лучше понимает смысл, заложенный в сказке.
4. Проекция сказочного сюжета
Клиенту предлагается два способа переноса сказочного сюжета.
— Рисование с поэтапным раскрытием сюжета. Клиент может трансформировать события в одном рисунке, а может в нескольких, как бы создавая последовательную цепочку событий.
— Построение сюжета сказки в песочнице. Клиент может использовать воду, формочки и различные мелкие предметы для воссоздания субъективной картины по сюжету сказки.
5. Трансформация получившейся картины
Клиенту предлагается изменить уже созданную песочную или нарисованную картину или внести в нее необходимые изменения. В случае если у клиента возникает сопротивление или он не готов (что вполне нормально, так как процесс отреагирования зачастую требует длительного времени), то можно предложить оставить это задание как домашнее в дополнение к основному.
6. Обсуждение результатов
Психолог и клиент сообща формулируют основную проблематику сказки. Клиент говорит о своих ощущениях. Клиент и психолог находят взаимосвязь творческой продукции клиента с сюжетом сказки. Клиент на этом этапе уже способен самостоятельно осознать способы реагирования и совладания в стрессовой ситуации. Путем рассуждений, выявления взаимосвязей и опираясь на собственную творческую продукцию он начинает проецировать “внутреннее неосознаваемое” на “внешнее сознательное”. Таким образом запускается механизм работы с внутриличностными проблемами клиента. Психолог контролирует процесс, направляет рассуждения клиента в необходимое для психотерапевтической коррекции русло.
7. Дополнительное задание
Используя пластилин, глину или тесто и дополнительные материалы, сделать модель сказочного сюжета по памяти, опираясь на внутренние ощущения и впечатления. Цель домашнего задания — закрепить на сознательном уровне изменения внутреннего состояния. Дать возможность окончательно проработать и завершить терапевтическую ситуацию для клиента. Предложить клиенту по прошествии времени еще раз взглянуть на положительные изменения в собственном состоянии.
Сказка-метафора
На одной прекрасной волшебной планете под названием Вита жил Вулкан. Он был необычайно красив, величав и могуществен. Вокруг него росли цветы редкого вида с прекрасным ароматом, деревья с необычайно вкусными плодами. Со всех сторон Вулкан окутывал мягкий пушистый мох, который согревал его в ненастные дни. Вулкану было уютно и тепло. Он чувствовал любовь и понимание самой природы. За это он был благодарен планете Вита, чувствовал свое с ней единство. Ему казалось, что только благодаря ей он чувствует себя так хорошо. Счастье и спокойствие окружало Вулкан.
Но однажды все вокруг изменилось. Вулкан проснулся от какой-то тряски, исходящей откуда-то снизу. Он почувствовал жар внутри себя. Беспокойство проникло в сердце Вулкана.
— Что со мной происходит? — задал он сам себе вопрос. Ему стало не по себе. Он встревожился не на шутку.
— Вита, что со мной? — спросил он у планеты. В ответ он услышал лишь шипение и клокотание. Вулкан не мог понять, откуда взялись эти новые непонятные ощущения и звуки. Он привык всегда слышать приятный голос Виты в сопровождении пения птиц.
— Это случается иногда. Такая уж у нас жизнь — разнообразная, наполненная не только приятными ощущениями, — отозвалась вдруг Вита. — Мы с тобой — часть этой жизни и вынуждены переживать разные, не только приятные моменты, может случиться и разгул стихии.
Вита была очень мудрой. Вулкан уважал и любил ее, всегда прислушивался к ее голосу. Но сейчас он не смог понять того, что она хотела ему сказать.
— Вита! Что же мне теперь делать?
— Бороться или смириться. Но помни! Стихия может быть частью нас самих, — ответила Вита.
Это было последнее, что смог разобрать Вулкан. Поднялся шум. Внезапно он почувствовал резкий толчок внутри себя, жар стал сильнее, к жерлу подкатил горячий, вязкий комок. Вулкан затрясся.
— Вита! Помоги мне! — воскликнул Вулкан.
— Я не могу. Сейчас мы связаны с тобой в одно целое. Внутри меня все греется и бурлит, у меня высокая температура. Только вместе мы сможем справиться с этой стихией, если поможем друг другу, — ответила планета.
Вулкан был в растерянности. Он не привык брать на себя такую ответственность. Ему всегда казалось, что Вита способна защитить его от всех бед. Он был неопытным и впервые столкнулся с таким непонятным для него состоянием. Вулкан разозлился на планету. Из его жерла повалил густой дым, он раскалился докрасна, вокруг него образовались трещины. Это поверхность планеты пошла паутиной глубоких разломов. Вулкан испугался, но было уже поздно. Горячая лава вырвалась из его жерла, полилась по склонам, выжигая на своем пути и ароматные цветы, и фруктовые деревья. Она стала заполнять собой все вокруг.
Вулкан понял, что кроме него самого никто не в силах остановить разбушевавшуюся стихию. Он попытался задержать дым и извергающуюся лаву, сдержать жуткую тряску, но, увы, все оказалось напрасно. Стихия продолжала бушевать с еще большей силой. Из жерла вылетали огненные камни и с грохотом катились по его склонам, а затем тонули в жидкой горячей лаве у подножия. Вулкан вдруг понял, что его злость на Виту могла стать причиной жуткого извержения. Ему вдруг так захотелось, чтобы все стало как раньше. Чтобы они вместе с Витой жили в полном мире и согласии. Он стал звать планету, просить прощения, но тщетно. Выхода не было. Тогда ему внезапно явилась идея: он решил просто успокоиться, вспомнив слова Виты о том, что стихия может находиться в нас самих.
“Значит, ей можно управлять изнутри!” — подумал Вулкан. Он представил себе, что все стало как раньше: пели птицы, светило солнце, все вокруг было тихо и спокойно, дул теплый ветерок, Вита дает жизнь новым деревьям и цветам.
Вдруг Вулкан почувствовал, что тряска прекратилась. Жар стал спадать, он почувствовал себя лучше и спокойнее. Взглянул вниз, на подножие — горячая лава превратилась в застывший, холодный камень. Из жерла струилась только тоненькая, еле заметная ниточка дыма.
“Все закончилось?” — подумал Вулкан. Он глубоко вздохнул и выпустил последнюю порцию пара. Все успокоилось.
— Вита! — позвал Вулкан планету.
— Я слышу тебя! — отозвалась Вита.
— У меня получилось победить стихию! Я справился!
— Ты молодец! — сказала Вита. — Я знала, что ты справишься. Ты помог не только себе, но и мне. Без тебя мне пришлось бы тяжко. Теперь ты понял, о чем я говорила тебе?
— Понял, понял! Мы — это часть всего окружающего, а все окружающее — это часть нас. Только мы сами можем изменить плохое на хорошее, и наоборот. То плохое и хорошее, что с нами происходит, зависит от нашего внутреннего состояния. Я прав?
— Да, ты прав. Теперь ты повзрослел и стал еще сильнее, красивее и мудрее. А теперь моя очередь помочь тебе, — сказала Вита. Пошел дождь, земля пропиталась живительной влагой, застывшая лава постепенно потрескалась, и из трещин наружу потянулись новые свежие зеленые ростки. Это были будущие цветы и деревья. Вскоре они устлали Виту и Вулкан своим ароматным пышным ковром. Мох снова окутал своим теплом вулкан. Все стало как раньше. Гармония и спокойствие окружили планету, а вместе с ней был счастлив и спокоен Вулкан.
— Как ты думаешь, — спросил Вулкан Виту, — могло ли бы все стать снова хорошо, если бы не землетрясение?
— Ответ есть в тебе самом, — сказала Вита.
— Я понял. Я — вулкан и могу взрываться и бурлить, но самое главное — уметь справиться со стихией вовремя.
С тех пор все вокруг преобразилось, стало невероятно красивым. Иногда случались бури, но вулкан теперь знал, как можно их побороть. Теперь они уже не казались ему такими страшными, непонятными и опасными, как в первый раз. И он ощутил спокойствие и уверенность.
7.07
Аэробика для детей 8-12 лет
КОМПЛЕКС I
1. Слегка согнитесь на двух ногах, руки на пояс, локти согните вперед. На счет «раз» правую ногу выдвиньте в сторону на пятку, туловище выпрямите, руки в стороны вверх, на счет
2. Поставьте ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» встаньте на полупальцы, на
3. Поставьте ноги врозь, руки разведите в стороны-книзу. Поднимая руки вверх, сжимайте пальцы в кулаки и разжимайте. Повторите 8-16 раз.
4. Поставьте ноги вместе и немного присядьте, согнутые руки разведите в стороны, предплечья приподнимите вверх. При выпрямлении ног предплечья опускайте вниз. Повторите 8-16 раз.
КОМПЛЕКС II
1. Поставьте ноги врозь, руками коснитесь плеча. На счет «раз-четыре» наклонитесь вперед с поочередным круговым движением плечами вперед, на счет «пять-восемь» выпрямитесь, продолжая выполнять круговые движения плечами. Повторите 4 раза. То же самое проделайте с кругами назад.
2. Наклонитесь вперед, стараясь руками коснуться пола. На счет «раз» наклоняйтесь с поворотом туловища направо, рывковым движением согните правую руку назад, на «два» вернитесь в исходное положение. На счет «три», «четыре» выполните наклон вправо, рывковым движением выдвиньте прямую руку назад. Те же движения сделайте в другую сторону. Повторите по 8 раз.
3. Глубоко присядьте, ноги врозь, руками коснитесь пола. На счет «раз», «два», не отрывая рук от пола, встаньте, выпрямив ноги, на счет «три», «четыре» вернитесь в исходное положение. Повторите 8-16 раз.
4. Поставьте ноги врозь, руки в стороны. На счет «раз», «два» наклонитесь вправо, правую руку держите на поясе, левую руку поднимите вверх, слегка округлив. На счет «три», «четыре», выпрямляясь, вернитесь в исходное положение. Точно такой же наклон выполните в другую сторону. Повторите по 8 раз.
5. Поставьте ноги на ширину плеч, руки в стороны. На счет «раз», «два» наклонитесь вправо, правую руку держите на нижней части бедра, левую поднимите вверх, слегка округлив. На счет «три», «четыре», выпрямляясь, вернитесь в исходное положение. Точно такой же наклон выполните в другую сторону. Повторите по 8 раз.
6. Поставьте ноги на ширину плеч, сделайте полуприседание на двух ногах, согнутые руки разведите в стороны. На счет «раз» выполните мах согнутой правой ногой, немного отклонясь в сторону. На счет «два» вернитесь в исходное положение. Выполните то же самое в другую сторону. Повторите по 8-16 раз в каждую сторону.
КОМПЛЕКС III
1. Сядьте на пол с согнутыми ногами, касаясь носками пола, руки вытяните вперед. На счет «раз», «два» — два рывковых движения правой согнутой рукой назад, на «три», «четыре» — то же самое, только левой рукой. Повторите по 8 раз.
2. Сядьте на пол с выпрямленными ногами. На счет «раз» — наклон вправо, коснитесь предплечьем правой руки пола, левую руку поднимите вверх, слегка округлив. На счет «два», «три» — два пружинистых наклона вправо. На счет «четыре», выпрямляясь, вернитесь в исходное положение. Выполните то же самое, только влево. Повторите по 8- 12 раз.
3. Сядьте на пол, прямые ноги раздвиньте в стороны, руки, согнутые в локтях, разведите в стороны и приподнимите вверх, предплечья поднимите вверх. На «раз», «два» согните правую ногу, стопу поставьте на пол, наклонитесь к правой ноге, касаясь лбом колена, локти присоедините друг к другу. На «три», «четыре» вернитесь в исходное положение. Точно такое же движение сделайте в другую сторону (с левой ноги). Повторите по 8 раз.
4. Сядьте на пол, обопритесь сзади на предплечья, ноги согните в коленях, стопы поставьте на пол. На счет «раз» — мах правой ногой вперед, стопу на себя, на «два» вернитесь в исходное положение. Выполните такое же движение левой ногой. Повторите по 8-16 раз.
5. Лягте на спину, руки положите за голову, ноги поднимите прямо вверх. Поочередно выполняйте махи ногами. Повторяйте до полного утомления.
6. Встаньте на колени, упритесь руками в пол. На счет «раз», «два» выгните спину, на «три», «четыре» прогнитесь, правую руку вытяните вперед, на счет «пять-восемь» — то же самое, только левой рукой вперед. Повторите 8 раз.
7. Сядьте на колени, пятки под себя. На счет «раз», «два» поднимитесь в стойку на коленях, на «три», «четыре» — падение в упор, лягте на бедра, на «пять», «шесть» прогнитесь и на «семь», «восемь» вновь вернитесь в исходное положение. Повторите 8 раз.
8. Присядьте, согнув ноги под себя, правой рукой обопритесь о пол, левой обхватите колени. На счет «раз», «два», упираясь на правую руку, левую поднимите вверх, на «три», «четыре» повернитесь кругом с поворотом направо. На счет «пять», «шесть» присядьте и на «семь», «восемь» вновь вернитесь в исходное положение. Повторите 4 раза. То же самое выполните с опорой на левую руку.
9. Присядьте, упираясь в пол руками. На «раз», «два» перекатитесь назад, в положение лежа на спине, ноги запрокиньте за голову. На «три», «четыре» удержите ноги в таком положении и на «пять-восемь» вернитесь в исходное положение. Повторите 8 раз.
КОМПЛЕКС IV
1. Выполняйте бег с продвижением вперед, назад, с поворотами, с изменениями направлений движения.
2. Прыжки через длинную скакалку: по очереди, одновременно по 2-4 человека, сгибая ноги, на одной ноге. Пробегайте через вращающуюся скакалку и т. п.
3. Встаньте лицом друг к другу, ноги врозь, сделайте наклон навстречу друг другу, прогнувшись и касаясь плеч. Далее пружинящие наклоны вперед. Повторите 24-32 раза.
4. Встаньте лицом друг к другу, врозь, сделайте наклон, прогнувшись (на расстоянии прямых рук), возьмитесь за руки. На счет «раз» — поворот туловища один направо, другой налево, сохраняя при этом положение наклона. На счет «два-четыре» — пружинистые движения. На счет «пять-восемь» — то же самое, только в другую сторону. Повторите 8- 16 раз.
5. Встаньте спиной друг к другу на расстоянии шага, ноги на ширине плеч, сделайте наклон вперед прогнувшись. На «раз» — хлопок в ладоши, на «два» — наклон книзу — и хлопните в ладоши друг друга, па «три-восемь» повторите движения. И опять на «раз» возьмитесь за руки в наклоне, на «два-четыре» один выполняет наклон, прогнувшись, другой согнувшись, на «пять-восемь» — то же самое, только наоборот. Повторите 4 раза.
6. Встаньте боком друг к другу на расстоянии прямых рук, ноги поставьте па ширину плеч, возьмитесь одной рукой за руки, другую поднимите вверх. На «раз» — наклон в противоположные стороны, на «два-четыре» — пружинистые движения. На счет «пять-восемь» — то же самое, но в приседе на двух ногах. Повторите 4-8 раз. Выполните упражнение с поворотом в другую сторону.
7. Встаньте лицом друг к другу, возьмитесь за руки. Выполните поворот кругом с наклоном назад. Повторите 8 раз.
8. Встаньте лицом друг к другу, руки положите на плечи партнера. На счет «раз», «два» глубокое приседание на правой ноге, левую откиньте назад, на «три», «четыре» попружиньте, присев на ноги. Затем прыжком смените положение выпада (левая нога впереди) и выполните с другой ноги. Повторите 8-16 раз.
9. Встаньте лицом друг к другу на расстоянии шага. Выполняйте поочередные приседания с махом ногой вперед по дуге над головой партнера. Повторите 8-16 раз.
8.07
продолжение
--PAGE_BREAK--