Реферат по предмету "Философия"


Наука и ее роль в жизни общества

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГООБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
Наука и ее роль в жизни общества
Исполнитель:Буцкий-Косов  В.С.Минск,2006
Содержание
                                                                                                          стр.
Введение                                                                                          3
1. Развитиенауки                                                                                      4
2.Структура и функции науки                                                       7
2.1. Фун­да­мен­таль­ное и при­клад­ное в нау­ке                       8
          2.2. Функции науки                                                                13
3.Влияние науки на материальную сторону жизни общества    16
3.1. Нау­ка и тех­но­ло­гия                                                                  18
4.Влияние науки на духовную сферу жизни общества                          20
4.1. Наука — школа интернационализма                               25
4.2. Наука и целостное развитие человека                                     27
Заключение                                                                                      29
Наука и еероль в жизни общества
«Люди гибнут от неумения пользоваться
силами природы и от незнания истинного мира».
Надпись на пирамиде Хеопса.Введение.
      В последнее столетие наука развивалась иразвивается в настоя­щее время очень быстрыми темпами. В настоящее время объемнаучных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либоживших на Земле являются нашими современниками. За последние 300 лет, а именнотакой возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок в своемразвитии. Около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в нашевремя. Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.Именно наука явилась главной причиной столь бурного развития человеческогообщества, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрениюинформационных технологий, появления «новой экономики», началапереноса знаний человечества в электронную форму, удобную для хранения,систематизации, поиска и обработки, и др. Все это убедительно доказывает, чтонаука  в наши дни становиться все более иболее значимой и существенной частью реальности.
      Соотнося науку с жизнедеятельностьючеловека, возникают вопросы: что та­кое нау­ка? Каковы движущие силы возникновения и развития науки? Су­ще­ст­ву­ют лигра­ни­цы на­уч­но­го по­зна­ния и по­зна­ния во­об­ще? Ка­ко­во ме­сто ос­но­ван­нойна нау­ке ра­цио­наль­но­сти в сис­те­ме дру­гих спо­со­бов от­но­ше­ния к ми­ру?Как наука сопряжена с разнообразием форм и видов жизнедеятельности человека?Какова роль науки в жизни общества? Об­су­ж­де­ние всех этих и мно­же­ст­ва дру­гихми­ро­воз­зрен­че­ско — фи­ло­соф­ских во­про­сов со­про­во­ж­да­ло ста­нов­ле­ниеи раз­ви­тие со­вре­мен­ной нау­ки и бы­ло не­об­хо­ди­мой фор­мой осоз­на­нияосо­бен­но­стей как са­мой нау­ки, так и той ци­ви­ли­за­ции, в рам­ках ко­то­ройна­уч­ное от­но­ше­ние к ми­ру ста­ло воз­мож­ным. Се­го­дня эти во­про­сы сто­ятв но­вой и весь­ма ост­рой фор­ме. Это свя­за­но пре­ж­де все­го с той си­туа­ци­ей,в ко­то­рой ока­за­лась со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция. С од­ной сто­ро­ны, вы­яви­лисьне­ви­дан­ные пер­спек­ти­вы нау­ки и ос­но­ван­ной на ней тех­ни­ки. Со­вре­мен­ноеоб­ще­ст­во всту­па­ет в ин­фор­ма­ци­он­ную ста­дию раз­ви­тия, ра­цио­на­ли­за­циявсей со­ци­аль­ной жиз­ни ста­но­вит­ся не толь­ко воз­мож­ной, но и жиз­нен­ноне­об­хо­ди­мой. С дру­гой сто­ро­ны, об­на­ру­жи­лись пре­де­лы раз­ви­тия ци­ви­ли­за­цииод­но­сто­рон­не тех­но­ло­ги­че­ско­го ти­па: и в свя­зи с гло­баль­ным эко­ло­ги­че­скимкри­зи­сом, и как след­ст­вие вы­явив­шей­ся не­воз­мож­но­сти то­таль­но­гоуправ­ле­ния со­ци­аль­ны­ми про­цес­са­ми.
1.     Развитие науки
     Большой вклад в изучение истории наукивнес академик В.И. Вернадский. Определяя феномен науки, он писал: «Наукаесть создание жизни. Из окружающей жизни научная мысль берет приводимый ею вформу научной истины материал. Она -гуща жизни- его творит прежде всего… Наукаесть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческоймысли. Научная мысль, научное творчество, научное знание идут в гуще жизни, скоторой они неразрывно связаны, и самим существованием они возбуждают в средежизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителяминаучного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызываютбесчисленный крупный и мелкий источник научного знания».
     Для Вернадского не составляет сомнений,что наука была порождена жизнью, практической деятельностью людей, развиваласькак ее теоретическое обобщение  иотражение. Наука вырастала из потребностей практической жизни. Формированиенауки Вернадским рассматривается как глобальный процесс, обще планетарноеявление. Главным стимулом и причиной зарождения науки, новых идей, Вернадскийсчитал требование жизни. Целью открытий было стремление к знанию, а его двигалавперед жизнь, и ради нее, а не собственно науки, трудились и искали новые пути(знания) ремесленники, мастера, техники и т.п. Человечество в процессе своегоразвития осознало необходимость искания научного понимания окружающего, какособого дела жизни мыслящей личности. Уже при самом начале своего зарождениянаука поставила одной из своих задач овладеть силами природы для пользычеловечества.
      О науке, научной мысли, их появлении вчеловечестве можно говорить — только тогда, когда отдельный человек сам сталраздумывать над точностью знания и стал искать научную истину для истины, какдело своей жизни, когда научное искание явилось самоцелью. Основным явилосьточное установление факта и его проверка, выросшие, вероятно, из техническойработы и вызванные потребностями быта. Истинность знаний, открываемых наукойпроверяется практикой научного эксперимента. Главный критерий правильностинаучных знаний и теорий является эксперимент и практика.
В своем развитии наука прошла следующие этапы:
1.Преднаука — она не вышла за рамки наличной практики и моделирует измененияобъектов, включенных в практическую деятельность (практическая наука). На этомэтапе происходило накопление эмпирических знаний и закладывался фундамент науки- совокупность точно установленных научных фактов.
2. Наука всобственном смысле слова — в ней наряду с эмпирическими правилами изависимостями ( которые знала и преднаука) формируется особый тип знания — теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие изтеоретических постулатов. Знания уже не формулируются как предписания дляналичной практики, они выступают как знания об объектах реальности «самойпо себе», и на их основе вырабатывается рецептура будущего практическогоизменения объектов. На этой стадии наука обрела предсказательную силу.
3.Формирование технических наук как своеобразного опосредующего слоя знания междуестествознанием и производством, а затем становление социальных и гуманитарныхнаук. Эта стадия  связана с эпохойиндустриализма, с увеличивающимся внедрением научных знаний в производство ивозникновением потребностей научного управления социальными процессами.
      В современном  понимании наука — это особый видпознавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системноорганизованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт,обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. Главноекачество науки — постоянно генерировать рост нового знания,  выходя за рамки привычных и уже известныхпредставлений о мире.
     Производство знаний в обществе несамодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельностичеловека. Наука возникает из потребностей практики и особым способом регулируетее. Она взаимодействует с другими видами познавательной деятельности:обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижениеммира. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которымиобъекты могут преобразовываться. Наука изучает их как объекты, функционирующиеи развивающиеся по своим естественным законам. Предметный и объективный способрассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания.Признак предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой науки. Наука естьдинамическое явление, находится в постоянном изменении и углублении. Постоянноестремление науки к расширению поля изучаемых объектов безотносительно ксегодняшним возможностям их массового практического освоения выступаетсистемообразующим признаком, который обосновывает другие признаки науки. Наукеприсущи следующие характеристики: системная организация, обоснованность и доказанностьзнания. Наука использует свои специальные научные методы познания, которые онапостоянно совершенствует.
     Каждый этап развития науки сопровождалсяособым типом ее институализации, связанной с организацией исследований испособом воспроизводства субъекта научной деятельности -научных кадров. Каксоциальный институт наука начала формироваться в 17-18 ст., когда в Европевозникли первые научные общества, академии и научные журналы. К середине 19 в.формируется дисциплинарная организация науки, возникает система дисциплин сосложными связями между ними. В 20 в. наука превратилась в особый типпроизводства научных знаний, включающий многообразные типы объединения ученых,целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ,их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу,обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленнуюподготовку кадров.
     В процессе развития науки менялись еефункции в социальной жизни. В эпоху становления естествознания наука отстаивалав борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. В 19ст. к мировоззренческой функции науки добавилась функция быть производительнойсилой. В первой половине 20 в. наука стала приобретать еще одну функцию — онастала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальнойжизни и регулируя различные виды человеческой деятельности.
     На каждом из этапов развития науки научноепознание усложняло свою организацию. Совершались новые открытия, создавалисьновые научные направления и новые научные дисциплины. Формируетсядисциплинарная организация науки, возникает система научных дисциплин сосложными связями между ними.  Развитиенаучного познания сопровождается и интеграцией наук. Взаимодействие наукформирует междисциплинарные исследования, удельный вес которых возрастает помере развития науки.
2.     Структура и функции науки
      Современная наука в целом представляетсобой сложную развивающуюся, структурированную систему, которая включает блокиестественных, социальных  и гуманитарныхнаук. В мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свой объектисследования и свои специфические методы исследования. Наука не была бы стольпродуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов,принципов и императивов познания. Новое положение науки в 19-20 веках подвлиянием интенсивного роста научной мысли выдвинуло на первое место прикладноезначение науки как в общежитии, так и на каждом шагу: в частной, в личной и вколлективной жизни.
2.1. Фун­да­мен­таль­ное ипри­клад­ное в нау­ке.
      В структуре науки выделяютфундаментальные и прикладные исследования, фундаментальные и прикладные науки.Фундаментальные и прикладные исследования различаются прежде всего по своим целям и задачам. Фундаментальные науки не имеютспециальных практических целей, они дают нам общее знание ипонимание принципов стро­ения и эволюциимира его обширных областей. Преобразования в фундаменталь­ных науках естьпреобразование в стиле научного мышления, в научной картине мира — естьизменение парадигмы мышления.
     Фундаментальные науки являютсяфундаментальными именно потому, что на ихбазе возможен расцвет весьма многих и разнообразных прикладных наук. Последнеевозможно, поскольку в фундаментальных науках вырабатываются базовые моделипознания, лежащие в основе познания обширных фрагментов действительности.  Реальное   познание   всегда  образует   систему   моделей, иерархическиорганизованных. Каждая прикладная область исследований характеризуется своимиспецифическими понятиями и за­конами, раскрытиекоторых происходит на базе особых экспериментальных и теоретических средств. Понятия и законы фундаментальнойтеории служат осно­вой для приведениявсей информации об исследуемой системе в целостную систе­му. Обусловливая разработку исследований в достаточно широкой области явлений, фундаментальная наука определяет тем самым общиеособенности пос­тановки и методы решенияобширного класса исследовательских задач.
   При рассмотрении прикладныхисследований и наук нередко делается акцент навопросах приложения научных результатов к решению вполне определенных технических и технологических проблем. Основная задачаэтих исследований рассматривается какнепосредственная разработка тех или иных технических систем и процессов. Разработка прикладных наук связана с решением практических задач, имеет в виду потребности практики.Вместе с тем следует подчеркнуть, чтоосновное “назначение” прикладных иссле­дований, как ифундаментальных — именно исследование, а не разработка тех или иных технических систем. Результаты прикладныхнаук предваряют собою разработкутехнических устройств и технологий, но не наоборот. При прикладных научныхисследованиях центр тяжести лежит на понятии “наука”, а не на понятии “приложение”. Различия между фундаментальнымии   прикладными исследо­ваниями лежат в особенностях выбора направленийисследований, выбора объек­товисследования, но методы и результаты имеют самостоятельную ценность. В фундаментальной науке выбор проблем определяетсяпрежде всего внутренней логикой ееразвития и техническими возможностями осуществления соответству­ющих экспериментов. В прикладных науках выборпроблем, выбор объектов исследования определяется воздействием запросовобщества — технических, экономических   и  социальных   задач. Эти   различия  во   многом относительны.  Фундаментальные  исследования   могут   стимулироваться   и внешнимипотребностями, например, поиском новых источников энергии. С дру­гой стороны, важный пример из прикладной физики: изобретениетранзистора отнюдь не было следствиемнепосредственных практических запросов.
  Прикладные науки лежат на пути отфундаментальных наук к прямым техническимразработкам и практическим приложениям. С середины 20 века отмечается резкое возрастание масштабов и значимости такихисследований. Эти изменения отмечал, например,Е. Л. Фейнберг: «В наше время, нам кажется, можноговорить о расцвете особой стадии в научно-технической исследователь­ской цепи, промежуточной между фундаментальной наукой ипрямым техническим ( научно-техническим) внедрением.Именно на этом, можно полагать, основанобольшое развитие работ, например, по физике твердого тела, физике плазмы и квантовой электронике. Исследователь,работающий в этой промежу­точной области, подлинный физик-исследователь,но он, как правило, сам видит в более илименее отдаленной перспективе конкретную техническую задачу, для решениякоторой инженером-исследователем он и должен создать основу. Практическая полезность будущих приложений егоработы является здесь не только объективной основой необходимостиисследования ( как для всей науки всегда было и есть), но и субъективнымстимулом. Расцвет таких исследовании настолькосущественен, что меняет в некоторых отношениях всю панораму науки.Подобные преобразования характерны для всего фронтаразвертывания научно-исследовательской деятельности, в случае обще­ственныхнаук они проявляются в возрастании роли и значениясоциологических исследований».
   Движущей силой развития прикладных наук являются не только утилитарныепроблемы развития производства, но и духовныезапросы человека. Прикладные и  фундамен­тальныенауки оказывают положительное взаимное влияние. Об этом  свидетельствует  история познания, история разработки фун­даментальныхнаук. Так, развитие таких прикладных наук, как механика непре­рывныхсред и механика систем многих частиц, привели соответственно к разра­боткефундаментальных направлений исследования — электродинамики Макс­велла истатистической физики, а разработка электродинамики движущихся сред — ксозданию (специальной) теории относительности.
     Фундаментальные и прикладные исследования играют различные роли в обществе и по отношению к самой науке. Нау­ка раз­ви­ва­ет­сяши­ро­ким фрон­том, име­ет слож­ную струк­ту­ру, ко­то­рую во мно­гом мож­ноупо­до­бить струк­ту­ре вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ных сис­тем, пре­ж­де все­гожи­вых сис­тем. В жи­вых сис­те­мах есть под­сис­те­мы и про­те­каю­щие в нихпро­цес­сы, ко­то­рые на­прав­ле­ны на   под­дер­жа­ние са­мих сис­тем имен­но в жи­вом, дея­тель­ном, ак­тив­номсо­стоя­нии, но есть под­сис­те­мы и про­цес­сы, на­прав­лен­ные на взаи­мо­дей­ст­виес ок­ру­жаю­щей  сре­дой, на осу­ще­ст­в­ле­ниеме­та­бо­лиз­ма со сре­дой. Ана­ло­гич­ным об­ра­зом и в нау­ке мож­но вы­де­литьпод­сис­те­мы и про­цес­сы, ори­ен­ти­ро­ван­ные, пре­ж­де все­го на под­дер­жа­ниенау­ки в  ак­тив­ном и дея­тель­но­м со­стоя­нии,а есть под­сис­те­мы и про­цес­сы, ори­ен­ти­ро­ван­ные на внеш­ние про­яв­ле­ниянау­ки, ее вклю­чен­ность в иные ви­ды дея­тель­но­сти. Раз­ра­бот­ка фун­да­мен­таль­нойнау­ки на­прав­ле­на, пре­ж­де все­го, на внут­рен­ние по­треб­но­сти и ин­те­ре­сынау­ки, на под­дер­жа­ние функ­цио­ни­ро­ва­ния нау­ки как еди­но­го це­ло­го,и дос­ти­га­ет­ся это пу­тем раз­ра­бот­ки обоб­щен­ных идей и ме­то­дов по­зна­ния,ха­рак­те­ри­зую­щих глу­бин­ные ос­но­ва­ния бы­тия. Со­от­вет­ст­вен­но это­муго­во­рят о “чис­той” нау­ке, тео­ре­ти­че­ской нау­ке, о по­зна­нии ра­ди по­зна­ния.При­клад­ные нау­ки на­прав­ле­ны во­вне, на ас­си­ми­ля­цию с ины­ми,  прак­ти­че­ски­ми  ви­да­ми дея­тель­но­сти  че­ло­ве­ка, иосо­бо на ас­си­ми­ля­цию с про­из­вод­ст­вом. От­сю­да и го­во­рят о прак­ти­че­скойнау­ке, на­прав­лен­ной на из­ме­не­ние ми­ра.
      Фун­да­мен­таль­ные ис­сле­до­ва­нияможно  раз­бить на две боль­шие груп­пы.Од­на из них на­прав­ле­на на уве­ли­че­ние объ­е­ма на­ших зна­ний, при­зва­наудов­ле­тво­рять по­треб­ность че­ло­ве­че­ст­ва в це­лом и, пре­ж­де все­гокон­крет­но­го че­ло­ве­ка — ис­сле­до­ва­те­ля — во все бо­лее глу­бо­ком по­зна­нииобъ­ек­тив­но­го ми­ра. Дру­гая груп­па ис­сле­до­ва­ний име­ет сво­ей це­льюпо­лу­че­ние фун­да­мен­таль­ных зна­ний, не­об­хо­ди­мых для от­ве­та на во­просо том, как дос­тичь  то­го или ино­го кон­крет­но­гопрак­ти­че­ско­го ре­зуль­та­та. Как пра­ви­ло, на ка­ком-то оп­ре­де­лен­номэта­пе раз­ви­тия нау­ки пред­мет­ное со­дер­жа­ние той или дру­гой груп­пы фун­да­мен­таль­ных  ис­сле­до­ва­ний  раз­лич­но, но ме­то­до­ло­ги­че­ски  они близ­кидруг дру­гу, и ме­ж­ду ни­ми нель­зя про­вес­ти рез­кую гра­ни­цу.
Но­вей­шая ис­то­рия науки го­во­рит о взаи­мо­дей­ст­вии, пе­ре­пле­те­нии,взаи­мо­пре­вра­ще­нии этих двух групп фун­да­мен­таль­ных ис­сле­до­ва­ний. Од­на­котак бы­ло да­ле­ко не все­гда. И преж­не все­го, по­то­му что от­нюдь не сра­зуна по­верх­ность вос­при­ятия об­ще­ст­вен­но­сти вы­плы­ла при­клад­ная зна­чи­мостьфун­да­мен­таль­но­го ис­сле­до­ва­ния. В те­че­ние ве­ков фун­да­мен­таль­ныеис­сле­до­ва­ния, т. е. ис­сле­до­ва­ния, ни­как не свя­зан­ные со зло­бой дня,шли от­дель­но от при­клад­ных, ни­ка­ких прак­ти­че­ских за­дач не ре­ша­ли.Ве­ли­чай­шие дос­ти­же­ния Но­во­го вре­ме­ни ни­как не свя­за­ны с прак­ти­койв точ­ном смыс­ле это­го сло­ва. Ско­рее на­обо­рот, нау­ка шла по­за­ди, объ­яс­няя,а, не пред­ска­зы­вая, не пред­ви­дя но­во­го и не тол­кая к изо­бре­те­нию,соз­да­нию но­во­го.
     Фундаментальные исследования — это такиеисследования, которые открывают новые явления и закономерности, этоисследования того, что лежит в природе вещей, явлений, событий. Но припроведении фундаментальных исследований можно ставить и чисто научную задачу, иконкретную практическую проблему. Не следует думать, что если ставится чистонаучная задача, то такое исследование не может дать практического выхода. Вравной мере не следует думать, что если ставится фундаментальное исследование,направленное на решение практически важной задачи, то такое исследование неможет иметь общенаучной значимости.
      Постепенное нарастание объемафундаментального знания о природе вещей приводит к тому, что они все более иболее становятся основой прикладных изысканий. Фундаментальное есть основаприкладного. Любое государство заинтересовано в развитии фундаментальной наукикак основы новой прикладной науки и чаще всего военной. Руководителигосударства часто не понимают, что наука имеет свои собственные законыразвития, что она самодостаточна и сама ставит себе задачи. (Нет такогоруководителя государства, который бы смог поставить грамотную  задачу для фундаментальной науки. Для прикладнойнауки такое возможно, так как задачи для прикладных наук часто вытекают изпрактики жизни.) Государство часто выделяет мало средств для развитияфундаментальных исследований и сдерживает развитие науки. Однако фундаментальнаянаука, фундаментальные исследования необходимо проводить и они будутсуществовать до тех пор, пока существует человечество.
      Особенно важны фундаментальные науки,фундаментальность в образовании. Если человек не обучен фундаментально, то онбудет плохо обучен и конкретному делу, плохо будет понимать и выполнятьконкретное дело. Человек должен быть обучен прежде всего тому, что лежит вфундаменте его профессии.
      Основное свойство фундаментальной науки — ее предсказательная сила.
2.2. Функции науки
  К числу важнейших функций науки относитсяпредвидение. В свое время по этому вопросу блестяще высказался В.Оствальд: “… Проникновенное понимание науки: наука — это искусствопредвидения. Вся ее ценность в том в какой мере и с какой достоверностью она может предугадать будущие события. Мертвовсякое знание, -которое ничего неговорит о будущем, и такому знанию должно быть отказано в почетномзвании — наука”. На предвидении фактически основыва­ется вся практика человека. Включаясь в любой вид деятельности, человекзара­нее предполагает (предвидит) получить некоторые вполне определенныерезуль­таты. Деятельность человека в своейоснове организована и целенаправлен и в такой организации своих действий человек опирается на знания. Именнознания позволяют ему расширить ареалсвоего существования, без чего не может продол­жаться его жизнь. Знания позволяют предвидеть ход событий, поскольку они неизменно включаются в структуру самих методовдействия. Методы харак­теризуют любойвид деятельности человека и в их основе лежит выработка особых орудий, средств деятельности. Как выработкаорудий деятельности, так и их“применения”  основаны на знаниях, что идает возможность успешно предвидетьрезультаты этой деятельности.
Говоря о предвидении,необходимо сделать ряд замечаний. Могут сказать, что научное предвидение ведет к ограничению возможностей в действияхчеловека, ведет к фатализму. Подобныезаключения вытекают из того, что наука, рас­сматриваянекоторые материальные процессы, раскрывает неизбежность, неот­вратимость наступления определенных последствий. Человекутолько и остается, как подчинитьсяданному ходу событий. Однако положение дел здесь не столь простое. Человек сам является материальным существом,обладает свободой воли, а потому он может воздействовать на протекание другихпроцессов, т. е. изменять их ход. Общая задачапредвидения при рассмотрении некоторых процессов означает раскрытие всех возможностей, разнообразие вариантовпротекания этих процессов и тех последствий, к которым они приводят.Разнообразие же этих вариантов обус­ловлено   возможностью   различных  воздействий   на   процессы.  Организация практических действийопирается на знание этих возможностей и предполагает выбор одной из них. Отсюда ясно видны различие целей и задачнауки и технологии: наука стремится выявить и оценитьспектр возможностей в действиях человека, технология есть выбор и осуществление на практике одной из этихвозможностей. Различие в целях и задачах ведети к различию в их ответственности перед обществом.
  Говоря о предвидении, необходимотакже иметь в виду его относи-тельный характер.Имеющиеся знания составляет основу предвидения, а практика ведет кнепрерывному уточнению и расширению этих знаний.   
      На разных этапах развития обществанаучные познания выполняли различные функции. Менялось и место науки взависимости от условий ее развития и спроса на нее в те или иные эпохи. Так,античная наука опиралась на опыт математических и астрономических исследований,накопленный в более древних обществах (Египет, Месопотамия). Появившиеся тамэлементы научных познаний она обогатила и развила. Эти научные достижения былидовольно ограниченны, но уже тогда многие из них использовались в земледелии,строительстве, торговле, искусстве.
В эпоху Возрождения обостренный интерес к проблемам человекаи его свободы содействовал развитию индивидуального творчества и гуманитарногообразования. Но лишь в конце этой эпохи сложились предпосылки для возникновенияи ускоренного развития новой науки. Первым, кто сделал решающий шаг в созданиинового естествознания, преодолевшего противоположность науки и практики, былпольский астроном Николай Коперник. Коперниковским переворотом четыре споловиной столетия назад наука впервые начала спор с религией за  право безраздельно влиять на формирование мировоззрения. Ведь для того, чтобы принятьгелиоцентрическую систему Коперника, необходимо было не только отказаться отнекоторых религиозных взглядов, но и согласиться с представлениями, которыепротиворечили обыденному восприятию людьми окружающего мира.
Должно было пройти немало времени, прежде чем наука смогластать определяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренческойзначимости, касающихся структуры материи, строения Вселенной, возникновения исущности жизни, происхождения человека. Еще больше времени потребовалось длятого, чтобы предлагаемые наукой ответы на мировоззренческие вопросы сталиэлементами общего образования. Так возникла и укрепиласькультурно-мировоззренческая функция науки. Сегодня она является одной изважнейших функций.
В ХIХ векеначало меняться отношение между наукой и производством.  Становление такой важнейшей функции науки,как непосредственная производительная сила общества, впервые отметил К. Маркс всередине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был нестолько реальностью, сколько перспективой. Конечно, научные знания и тогда небыли изолированы от быстро развивавшейся техники, но связь между ними имелаодносторонний характер: некоторые проблемы, возникавшие в ходе развитиятехники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новымнаучным дисциплинам.
Примером может служить создание классической термодинамики,которая обобщила богатый опыт использования паровых двигателей.
     Со временем промышленники и ученые увиделив науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствованияпроизводства. Осознание этого фактарезко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой еерешающего поворота в сторону практики.
Сегодня у науки все более отчетливо обнаруживается еще однафункция – она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственновключаясь в процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко даннаяфункция проявляется  в ситуациях, когдаметоды науки и ее данные используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономическогоразвития. Существенной чертой подобных планов и программ является ихкомплексный характер, ибо они предполагают взаимодействие гуманитарных итехнических наук. Среди гуманитарных особенно важную роль играют экономическаятеория, философия, социология, психология, политология и другие общественныенауки.
Ни одно серьезное изменение в общественной жизни, ни однасоциальная, экономическая, военная реформы, так же как и создание национальнойобразовательной доктрины, принятие какого-либо серьезного закона, не могутсегодня обойтись без предварительных научных исследований, социологических и психологическихпрогнозов, теоретического анализа. Социальная функция науки более всего важна врешении глобальных проблем современности.
3. Влияние науки наматериальную сторону жизни общества.
Ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие нау­ки в XVII сто­ле­тии при­ве­ло к ко­рен­ным пре­об­ра­зо­ва­ни­ям об­разажиз­ни че­ло­ве­ка. Как от­ме­чал Б. Рас­сел: “Поч­ти все, чем от­ли­ча­ет­сяно­вый мир от бо­лее ран­них ве­ков, обу­слов­ле­но нау­кой, ко­то­рая дос­тиг­лапо­ра­зи­тель­ных ус­пе­хов в XVII ве­ке”.
По­доб­ная оцен­ка на­уч­ной ре­во­лю­ции XVII века да­на иВ. И. Вер­над­ским:  «В об­щем хо­де ис­то­рииче­ло­ве­че­ской куль­ту­ры, в обыч­ных о ней пред­став­ле­ни­ях, — от­ме­чалон, — нет мес­та ис­то­рии то­го пе­ре­ло­ма, ко­то­рый со­вер­шил­ся в че­ло­ве­че­ст­вевхо­ж­де­ни­ем точ­но­го зна­ния в его жизнь и при­вел впер­вые в мно­го­ты­ся­че­лет­немего су­ще­ст­во­ва­нии к но­вым, не­слы­хан­ным рань­ше фор­мам и ук­ла­дам бы­таи  об­ще­ст­вен­но­го строя. Пе­ре­лом этот со­вер­шил­ся в XVII сто­ле­тии.В это сто­ле­тие впер­вые нау­ка о при­ро­де и ма­те­ма­ти­ка вы­дви­ну­лисьв жизнь, по­лу­чи­ли зна­че­ние как из­ме­няю­щие  ус­ло­вия че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­нияис­то­ри­че­ские си­лы.
      Государственная жизнь во всем еепроявлении охватывается научным мышлением в небывалой раньше степени. Наука еезахватывает все больше и больше. Значение науки в жизни, связанное тесно сизменением биосферы и ее структуры, с переходом в ноосферу увеличивается с темже, если не с большим темпом как рост новых областей научного знания. И вместес этим ростом приложения научного знания к жизни, к технике, к медицине, кгосударственной работе создаются в еще большем числе, чем новых областях науки,новые прикладные науки, появляется новая методика и до чрезвычайности быстросоздаются новые приложения и выдвигаются новые проблемы и задания техники в широкомее понимании, тратятся государственные средства в небывалых раньше размерах, наприкладную хотя, но научную по существу работу. Значение науки и ее проблемрастет в жизни в этом аспекте, еще с большей скоростью, чем растут новыеобласти знания. К тому же как раз эти новые области научного знания чрезвычайнорасширяют и углубляют прикладное значение науки, ее значение в ноосфере».
Со­вре­мен­ное раз­ви­тие нау­ки ве­дет  к даль­ней­шим пре­об­ра­зо­ва­ни­ям всей сис­те­мыжиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Осо­бо впе­чат­ляю­ще ее воз­дей­ст­вие нараз­ви­тие  тех­ни­ки и но­вей­ших тех­но­ло­гий,воз­дей­ст­вие на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са на жизнь лю­дей. Нау­касоз­да­ет но­вую сре­ду для бы­тия че­ло­ве­ка. “Как и ис­кус­ст­во, — пи­шет М.Хай­дег­гер, — нау­ка не есть про­сто куль­тур­ное за­ня­тие че­ло­ве­ка. Нау­ка- спо­соб,  при­том ре­шаю­щий, ка­кимдля нас пред­ста­ет то, что есть. Мы долж­ны, по­это­му ска­зать: дей­ст­ви­тель­ность,внут­ри ко­то­рой дви­жет­ся и пы­та­ет­ся ос­та­вать­ся се­го­дняш­ний че­ло­век,все боль­ше оп­ре­де­ля­ет­ся тем, что на­зы­ва­ют за­пад­но­ев­ро­пей­ской нау­кой”.
Человек постоянно создает для себя мир новых идей, предметови объектов и непрерывно потребляет их. Он живет результатами своей деятельности,продуктами своего труда. Это касается всех основных аспектов жизнедеятельностичеловека, начиная от самых исходных, обеспечивающих само его биологическоесуществование и заканчивая разнообразными видами его духовной жизни.Человечество постоянно расширяет свою силу и влияние в биосфере — создает дляпоследующих поколений сознательной государственной научной работой неизмеримолучшие условия жизни.
      Государственное значение науки, кактворческой силы, как основного элемента, ничем не заменимого в созданиинародного богатства, как реальной возможности быстрого и массового его созданияуже проникло в общее сознание, с этого пути человечество не сможет уже сойти,так как реально наука есть максимальная сила создания мате


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нахимов Павел Степанович
Реферат Никита Сергеевич Хрущёв (1894–1971)
Реферат Характеристика Московского региона
Реферат Олимпийские игры современности. Герои отечественного спорта
Реферат § Автономное пребывание человека в природной среде
Реферат Советская культура в 1917-1940 гг
Реферат Формы знакомства детей-дошкольников с природой
Реферат Исследования "Общественных" геосистем
Реферат Приложение для инвентаризации рабочих станций ЛВС
Реферат Мониторинг состояний лесных экосистем
Реферат Использование дифференциальных уравнений, передаточных и частотных передаточных функций
Реферат Особенности девиантного поведения и преступности несовершеннолетних
Реферат Трансформация жанра семейных записок XVIII-XIX вв. в "Семейной хронике" С.Т. Аксакова
Реферат Сюжет и проблематика одного из произведений Н.С.Лескова
Реферат Стержневой составной преобразователь с двумя накладками