Реферат по предмету "Педагогика"


Представление новых технологий фортепианной школы

КГКП «ДМШ имени КасымаАманжолова»
Методическое сообщение
на тему:
«Представление новыхтехнологий фортепианной школы»
Караганда 2009

Введение
Детскимпедагогом может стать далеко не каждый. Педагогический талант не всегдасоответствует таланту исполнительскому. Самое главное – это безграничная любовьк детям. Детский педагог обязательно должен быть добрым человеком. Всякоенасилие, жёсткость – калечат психику ребёнка, убивает любовь к музыке.Необходимо глубокое знание детской психологии. Нельзя начинать урок, если несоздана атмосфера душевного комфорта. Работа с детьми – это всегдаимпровизация, что не отменяет подготовку и продумывание каждого конкретногоурока. Педагог достигнет больших успехов, если облечёт свои уроки в игровуюформу. Важно частое переключение внимания ребёнка, так как дети не могут долгососредоточиваться на одной задаче. Необходимо постоянное творческое содружествос родителями. Если между педагогом и родителями возникает конфликт,единственный выход – расставание. Надо всегда тщательно отбирать репертуар. Незавышать репертуар, но и не занижать его. Главная задача – помочь любомуребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутитьрадость творчества, разбудить в нём фантазию, интерес и любознательность.
В наше времяуже создано очень много ярких, своеобразных учебных пособий для детей. Но,несмотря на это, многие педагоги продолжают пользоваться старыми пособиями.Многих пугает непривычность комплексных, современных, новых систем: большинствопедагогов сами учились по традиционной, узкой методике и не могут опереться насобственный опыт.… И всё – же пользоваться новыми пособиями – учебниками надо,даже необходимо, так как новые технологии помогают сделать процесспервоначального обучения интересным и увлекательным, раскрывают способностидетей, активизируют их творческие наклонности. С помощью новых методик обученияигры на фортепиано любая музыкальная деятельность приобретает эмоционально –образное содержание.

Знакомствос инструментом
Ребёнокразучивает пьески «с рук» педагога, еще не зная ни нотной грамоты, никлавиатуры, он уже имеет возможность музицировать вместе с педагогом, слышатьна уроке не только одноголосную, но полнозвучную музыку и самому в созданииэтой музыки участвовать. Это очень важный момент, который позволяет вовлечьребёнка в творчество уже с первых уроков, пробудить в нём живой интерес кмузыке. Основной приём игры – non legato третьим пальцем каждой руки поочерёдно и двумяруками вместе. Поскольку правильный приём игры non legato является основой дляовладения всеми другими штрихами, достаточное количество пьес для игры именно non legato третьим пальцемпозволяет ребёнку хорошо освоить этот приём и при этом не утомить егооднообразием репертуара. В примечаниях к каждому разделу помещены методическиепояснения для педагога – на что нужно обратить внимание, чтобы добитьсяхорошего звучания инструмента и правильного выполнения приёма.
Знакомствос нотами
Игра по нотампредставляет для ребёнка особые трудности. При этом игра одним пальцемпозволяет свести круг проблем до минимума и сконцентрировать внимание направильном извлечении звука. Здесь надо разучить, как может больше однотипныхпьес без детальной их проработки. Для этой цели во второй части авторыспециально упростили известные пьесы, чтобы ребёнок играл их, глядя в ноты, ане наизусть. Одновременно будет развиваться и навык чтения с листа, что тожеочень важно.
Штрих non legato 2‑м, 3‑м и 4‑мпальцами
Использование2–го и 4–го пальцев обычно не вызывает дополнительных трудностей у детей. Здесьважно вовремя обращать внимание на смену пальцев.
Игра всемипальцами. Двойные ноты
Одновременноенажатие одной рукой двух клавиш позволяет укрепить свод кисти руки у ребёнка.Правильное положение 1–го и 5–го пальцев в двойных нотах помогает укрепитьслабый 5 палец и обеспечить правильную постановку 1–го, что крайне важно длядальнейшего развития технического аппарата ученика.
Игра non legato всеми пальцами
Эта частьсоставлена из пьес, в которых используются все пальцы. Разнообразный материалпозволяет закрепить все ранее полученные навыки.
Штрихи legatoи staccato
1. Две нотыпод лигой (опора на первый звук). 2. Штрих staccato. 3. Сочетание штрихов.4. Две ноты под лигой (опора на второй звук. Затактовая интонация)
1. Две ноты подлигой (опора на первый звук)
Авторыпредлагают освоение штриха legato «из руки в руку», что для ребёнка привычно иудобно. К тому же, это позволяет развить слуховое представление о связной игре,не отвлекаясь на дополнительные технические трудности.
2. Штрих staccato
Освоениештриха staccato целесообразно начинать при исполнении мотива из двух звуков подлигой с опорой на первый из них.
3. Сочетаниештрихов
В этомразделе используются все основные штрихи: non legato, staccato, legato. Несложные пьесыпозволяют выработать автоматизм движений и закрепить ранее полученные навыки.
4. Две нотыпод лигой (опора на второй звук). Затактовая интонация
Частовстречающаяся в фортепианной литературе затактовая интонация требует особоговнимания, считают авторы. Начинать знакомство с ней лучше с самого простого –со связной игры мотива из двух звуков при опоре на второй из них.
4–5 нот подлигой
При связнойигре 4‑х и 5–ти звуков используются те же приёмы, что и в предыдущейчасти. Музыкальный материал, подобранный здесь, позволяет закрепитьприобретённые навыки.
Второй разделкниги представляет собой хрестоматию для учащихся 1 – го класса ДМШ, составленнуюиз лучших образцов фортепианной музыки для детей. Отсюда педагог может черпатьматериал для работы в течение первого года обучения. Третий раздел составлен изансамблей, большинство из которых публикуются впервые.
Подводя итогможно сказать, что данная работа является удачной попыткой не просто осмыслить,систематизировать, но и в строгой последовательности выстроить процессовладения основными (первоначальными) навыками фортепианной игры. Смысл первогораздела книги, фактически учебника, состоит в обязательном разучиваниипредлагаемых фортепианных пьес, что позволит в кратчайший срок организоватьпианистический аппарат ребёнка, научить его правильным приёмам игры наинструменте, заложить основы технической свободы исполнения и беглости пальцев.
За роялембез слез, или я – детский педагог
ТатьянаГальперина – автор уникальной методики музыкального развития детей двух – трёхлетнего возраста. До 1990 года – ведущий методист города Санкт–Петербурга.Известна в России и за рубежом. Большую известность получила её книга «Зароялем без слёз, или я – детский педагог». Также она выпустила книгу, котораятак сказать обобщает её опыт занятий и общения с детьми – малышами. В которойТатьяна Борисовна рассказывает, как на самом деле много преимуществ раннего обучения.Ранние занятия музыкой благотворно влияют на психику детей. Период с двух допяти лет наиболее подходящий для восприятия сенсорного (музыкального) притока.Тамбовские и Американские учёные пришли к выводу, что раннее музыкальноеобучение является эффективным средством активации высших функций мозга, вчастности абстрактного мышления. С его помощью можно корректировать задержкипсихомоторного развития, лечить эпилепсию, болезнь Паркинсона. Педагог музыкистановится одновременно и психотерапевтом.
Большоезначение, Гальперина уделяет разделу о вступительных экзаменах.
Приёмныеэкзамены очень несовершенны. Существует целый ряд чисто физиологических ипсихологических моментов, которые мешают ребёнку проявить свои дарования внервозной обстановке. Начальное музыкальное образование должно быть доступновсем. Не ошибиться в определении одарённости, можно лишь наблюдая длительноевремя. Нужно не определять задатки, а выявлять и формировать способности.
Большоевнимание уделяет гимнастике.
Упражнениядля правильной осанки: «Лифтик», «Балерина», «Палочка», «Шейка».
Упражнениядля крупных мышц: «Мельница», «Цыганочка», «Боксик», «Прощание», «Стирка»,«Дирижёр».
Хватательныедвижения: «Платочек танцует», «Кто быстрее», «Летающий платочек».
Дыхательныеупражнения. «Оттолкни веточку», «Животик дышит», «Плавание».
Мир музыки вобразах. Нотная грамота, даётся в таком порядке:
Малыш зароялем.
Ребёнок можетперейти к игре на рояле, когда:
– свободноориентируется на клавиатуре
– «слышит»нотный текст
– свободносольфеджирует
– погружёнв мир музыки
– освоилкомплекс двигательных и дыхательных упражнений
– главное– ребёнок ХОЧЕТ ИГРАТЬ
Первоеприкосновение к звуку
Кончикипальцев, туше – это зеркало души пианиста. Можно нарисовать на пальчиках лицачеловечков, благодаря живым человечкам, дети очень нежно прикасаются кклавишам.
Работа надзвуком.
Стоитрассказать малышу, что где-то в спине – озеро и вода стекает из этого озера порукам в наши дома (ладошки) до самых кончиков пальцев. Эта вода даёт стрункамнапиться. Нужно преодолеть ударность молоточков, звук должен быть певучим,«благородным».
Организацияпианистического аппарата.
В раннемвозрасте не стоит заниматься проблемами пальцевой артикуляции. Это связано сфизическими возможностями рук. Не стоит ориентировать ученика на руку педагога.Чтобы определить индивидуальные особенности руки ученика, попросить сделатьнесколько щелчков пальцами. Затем сбивать фантики. Нужно убрать опорностьпервого пальца и придать ему подвижность. На инструменте – упражнения «Стрекозка»,«Бабочка».
Штрихи.
Начинатьобучение сразу с 3‑х штрихов: стаккато, нон легато и портаменто.
Подкладывание1 – го пальца на элементах хроматической гаммы.
Гаммы.
Порядокпрохождения гамм:
1.Хроматическая гамма.
2.Расходящаяся в одну октаву.
3. Короткиеарпеджио.
4. Аккорды.
Ранееисполнение гамм не продвигает детей технически. Нужно использовать большоеколичество мини – этюдов.
Практическаягармония.
Когда ребёнокумеет вести в ансамбле с педагогом басовую линию 3‑х основных функций;подбирает простейшие мелодии и транспонирует их; знаком с аккомпанементом напростом и блуждающем бурдоне и Т органном пункте; играет гаммы по тетрахордам,можно перейти к игре трезвучий.
Затемразбираем строение аккордов.
Чтение слиста.
Этапыобучения:
– Цвет,как символ данной ноты
– Изображениецветной ноты на нотоносце
– Чёрнаянота с цветным штилем
– Сольфеджированиечёрных нот на крупном нотоносце
– Эскизноечтение с листа в ансамбле с педагогом
– Складываниеиз отдельных нот фраз и предложений. Рифмованная подтекстовка.
– Эскизноечтение с листа целых произведений
Оченьпомогает сольфеджирование, это звуковое наполнение нот – точек. Для зрительногоохвата нотного текста применяем «движущееся окошко». Затем игра в «пазлы».Ребёнок сольфеджирует нотный текст под аккомпанемент педагога и из карточексобирает строчку пьесы, сначала ориентируясь на нотный текст, а затем на слух.Угадывать по карточкам исполняемое произведение. На обратной стороне карточки –название произведения, имя и год композитора.
Школа игры нафортепиано
АлексейИванович Исенко – кандидат педагогических наук, профессор кафедры фортепианоРАМ имени Гнесиных. Ему принадлежит создание уникальной технологии интенсивногои комплексного образования пианистов. Созданная им Школа адресована какучащимся ДМШ, так и учащимся, студентам разных специальностей, не изучавшимранее курс фортепиано, либо имеющих низкий уровень подготовки по этомупредмету. Универсальный метод обучения музыкантов, созданный А.И. Исенко,вызвал большой интерес и получил высокую оценку специалистов в России, США,Англии, Германии, Нидерландах, Греции, Испании и других странах, где получилуспешную апробацию. За основу своего метода автор взял систему научногомоделирования и выявил его новую форму – музыкальную.
Моделирование– это опосредствованное познание с помощью специально создаваемой системы,способной заменять исследуемый объект – оригинал и давать о нём новуюинформацию. В ходе исследования было обнаружено, что элементы моделирования вмузыке прослеживаются уже с конца 16 века. Свойства и функции моделейпроявляются уже в генерал – басе или цифрованном басе. Он являлся сокращённойзаписью партитуры, при которой нотировался бас, а остальные голоса записывалисьцифрами, обозначающими интервал от баса. Свободные голоса варьировались в зависимостиот состава исполнителей, и включал элемент импровизации. Стремление к усилениюэкспрессивного воздействия музыки на слушателей, привело теоретиков икомпозиторов 17 – 18 веков к разработке музыкально – риторических фигур,которые можно рассматривать как эмоционально – смысловые модели. Ихразновидностью являются мотивы – символы, например, присутствующие во всехпроизведениях И.С. Баха. Элементы музыкального моделирования присутствуюттакже в процессе композиторского творчества. Так, эскизы и наброскимузыкального произведения являются структурно – композиционными музыкальнымимоделями. Схожими с моделированием являются приёмы создания композиторами новыхмузыкальных произведений, на основе своих более ранних сочинений. Осмыслениеэволюции вспомогательных средств фортепианного обучения, привело автора ксозданию системы музыкальных моделей экспресс-курса, знакомящих начинающих с«творческой лабораторией композитора»; использованию данного метода в процессепреподавания основ сочинительства и конструирования музыкальных моделей.
Цель –реализации программы – комплексное музыкальное развитие начинающих пианистов.
Задачи:
– Изучениемузыкально – педагогического репертуара
– Развитиеэмоционально – слухового восприятия музыки
– Формированиемузыкально – слуховых представлений
– Приобретениемузыкально – теоретических знаний
– Усвоениеспособов творческой работы композитора    
– Овладениефортепианной техники
Последовательностьтем в учебном плане 1 – го года обучения по методу моделирования творческого процессакомпозитора соответствует исторической последовательности важнейших переломныхэтапов в эволюции музыкального искусства: от монодии к полифонии и далее кгомофонии.
Обучающиесяпо авторскому методу (даже с обычными музыкальными данными) уже через 3 месяцазанятий на фортепиано (из расчёта 2 часов в неделю) способны исполнятьполифонические произведения. Соответствующие по сложности традиционномурепертуару 3 – 4 годов обучения. Предлагаемая программа предназначена дляначинающих пианистов, как взрослых, так и детей в возрасте от 6 лет.
Общеестроение книги:
1. Введение,адресованное педагогам, раскрывающее историю и теоретические предпосылки методамоделирования творческого процесса композитора.
2. 1 часть, вкоторой приводится тематический план, словесный вариант Алгоритма интенсивногои комплексного образования начинающих пианистов, который можно использовать какметодическое пояснение и поурочный перечень контрольных вопросов и заданий дляучащихся.
3 частьвключает три раздела:
– «Конспектыуроков по системе музыкальных моделей «Экспресс – курс А. Исенко»,предназначенный для преподавателей;
– «Практикумпо музыкальному моделированию», где помещены произведения различныхкомпозиторов и музыкальные модели к ним, созданные автором; задания по работе сданными моделями.
– «Хрестоматия»,репертуар которой может изучаться как параллельно с системой музыкальныхмоделей, так и независимо от неё.
4.Музыкальный словарь.
5.Приложения: таблица гамм, аккордов, арпеджио; методические рекомендации поконструированию музыкальных моделей и сочинению полифонических произведений;творческие работы учащихся; устройство для изучения нотации, изобретённоеавтором книги.
Мотивация–в предлагаемом методе ярко выражена внутренняя мотивация, построенная напознавательной деятельности, основанной на творчестве, благодаря чему ученикприобретает большой объём ЗУН за те же часы. Для донотного периода авторомразработана новая циклическая музыкальная форма – цепная модельная. Она состоитиз ряда лёгких вокально-инструментальных пьес, соединяющихся в единое целоеблагодаря тому, что вокальная мелодия одной модели становится инструментальнымсопровождением в последующей. На этапе знакомства с нотной грамотойосуществляется знакомство с ладовой, интонационно-временной, структурной организациимузыки (мотив, фраза, предложение, период); с динамикой и артикуляцией. Это становитсявозможным при облегчении двигательных задач. Игре попеременно обеими руками итолько 3 – ми пальцами. Игра начинается на чёрных клавишах, на которых легче ориентироваться,и где создаётся удобное формирование позиции руки.
Усвоениесодержания Темы 1 «Песня» позволяет достигнуть координации речевой идвигательной моторики и связать обучение игре на фортепиано с развитием навыковаккомпанемента. Сопоставление различных по ритмическому рисунку партийспособствует развитию у ученика ритма.
Во 2‑йтеме «От песни к фуге» учащийся переходит к фуге через ряд промежуточныхполифонических моделей и выполнение заданий по их транспонированию втональности, которые в дальнейшем будут использоваться в ФУГЕ. Среди основныхприёмов – транспонирование и ладовая переокраска. Для работы над ними нужноиспользовать следующие правила:
– Длязнакомства с новой тональностью необходимо сыграть соответствующую гамму,арпеджио, аккорды.
– Держатьв памяти транспонируемую модель.
– Сохранятьодну и ту же аппликатуру.
– Следоватьпринципу позиционности.
С 11 урока, (3–ймесяц обучения) возникает необходимость обращения к гаммам. Имея опытполифонической игры, ученики осознают необходимость технической работы. Гаммыизучаются парами – мажоры с одноимёнными минорами. В течение 1 – го годаизучаются 10 гамм с единой аппликатурой. Полифония представлена в музыкальныхмоделях в различных формах: канон, дуэт, полифонические вариации на остинатный бас,старинная полифоническая соната. Изучение музыкального произведения посредствоммоделирования – многоэтапный процесс:
1. Овладениеосновным музыкальным материалом, отражённым в упрощённым виде в модели.
2.Преобразование композиционных элементов посредством транспозиции, ладовойперекраски, конструирования музыкальной формы.
3. Текстпособия в основном обращён к учащемуся. Он состоит из заданий и правил.Комментарии для педагогов даны мелким шрифтом.
4. В качестведополнительной формы работы рекомендуется использовать приём «слепой игры»,прикрывая руки ученика листком бумаги.
Порядокиспользования хрестоматии регламентирует таблицы – дневники, помещённые в концекаждого блока. Для развития опережающего чтения используется бегунок.

Заключение
И всё-такиосновная работа проводится на уроке, дома закрепляются навыки. Проблема лени:отсутствии интереса, уверенности в себе, отсутствие ответственности передпедагогом. Нельзя заниматься музыкой перед сном. Садиться за инструмент тольков хорошем настроении. Не прерывать занятие, увлёкшее малыша. Разумеется,никакая методика сама по себе не служит гарантией. Цели достигнет педагог,убеждённый в правильности избранного пути, ощущающий радость от творческогообщения с учеником, умеющий найти к нему индивидуальный подход. Творческоевоспитание предполагает творческую методику.
Очень многоезависит от эмоциональной атмосферы, царящей на уроке. Формализму не должно бытьместа в общении педагога с учеником. Поэтому, в частности, нежелательно спервых же уроков ставить отметки. Занятия непременно должны проходить ватмосфере положительных эмоций. Ребёнка (особенно маленького) надо большехвалить; малейший успех должен быть отмечен, а неудача – зафиксирована всознании педагога скорее как сигнал о том, что избранный им подход к данномуученику или к работе над данным произведением не оптимален. Учитель долженверить в своего ученика, устранять у него страх перед неуспехом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.