СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Историческая эпоха и место Квинтилиана в ней
2. Биографические данные
3. Основной труд. «Двенадцать книг риторических наставлений»Квинтилиана
4. Определение риторики как искусства и необходимостьобучения ему
5. Разделение риторики. Виды речей
6. Внутреннее содержание риторики и способы достижения поставленнойцели
7. Техническая сторона риторики
8. Художественные стили
9. Советы ораторам
10. Сравнение позиций Квинтилиана и ЦицеронаЗаключение
Список литературы
Введение
«О, невероятная удача,
о, неожиданная радость,
я буду тебя созерцать,
Марк Фабий, целым и невредимым». ПоджоБраччолини
Актуальностьвыбранной темы определяется вкладом в развитие риторики, который внес своимтрудом «Воспитание оратора» римский оратор, адвокат и педагог Квинтилиан.Многое из того, что он пишет, не утратило своего значения и до сей день.
Цель работы – рассмотретьосновные положения, выдвигаемые Квинтилианом, а также определить его роль иместо в деле развития ораторского искусства и красноречия. Достижения даннойцели соответствуют следующие задачи:
- рассмотрение исторической эпохи иместа Квинтилиана в ней;
- определение риторики как искусства инауки;
- обоснование необходимости обучениякрасноречию;
- внутреннее содержание риторики;
- определение цели и технические приемыпо ее достижению;
- художественные стили и их основныехарактеристики.
Труд Квинтилиана оказалогромное влияние на гуманистов эпохи Возрождения, создававших на его основесвои руководства по ораторскому искусству. Наряду с Цицероном, другимнепревзойденный римским оратором, Квинтилиан долгое время был самым читаемымлатинским автором, его книги считались образцом для всех, писавших по-латыни вНовое время.
1. Историческая эпохаи место Квинтилиана в ней
На смену эллинистическимтрадициям пришел «новый стиль». Расцвет в литературе относится ко времениНерона, но затем наступает его стремительное падение. С одной стороны, это былаестественная реакция на ту крайнюю напыщенность и декаданс, до которой дошел«новый стиль», с другой – этот возврат к классицизму отражал более общиеперемены в общественной и литературной жизни.
После падения Нерона, придинастиях Флавиев (70—96 гг.) и Антонинов (96—192 гг.), в отношениях междуимператором и сенатом наступает период вынужденного примирения. Императорыдемонстрируют свою кротость, сенат — свою преданность. Официально считается,что это вновь возродился «дух Августа», забытый было при первых его преемниках.
Императоры объявляют себяпокровителями просвещения и искусств. Лучшие преподаватели риторических школначинают получать жалованье от государства. Поэты посвящают свои стихиимператорам и получают за них богатые подарки. Литературные интересы становятсяповальной модой, на рецитации — авторские чтения поэтов — собираются толпы. Ноесли для Августа литература была средством организации общественного мнения, тодля Флавиев и Антонинов она была средством отвлечения общественного мнения отполитических интересов. Та искренность, с какой современники Вергилия и Горацияприветствовали в Августе спасителя республики, была уже невосстановима. Поэтомулитература нового периода была не столько органическим продолжением, сколькоискусственным подражанием республиканской и вергилианской классике. Цицерон впрозе, Вергилий в поэзии стали предметом благоговейного изучения и рабскогоподражания, «новый стиль» промежуточной эпохи осуждался и отвергался.
Крупнейшимдеятелем этой классицистической реакции был ритор Марк Фабий Квинтилиан (ок.35—96 гг.), гордость Рима, первый из риторов, принятый на государственноежалованье, а к старости назначенный воспитателем наследников престола. Своюпрограмму он изложил в большом трактате «Воспитание оратора». Им было написаноеще одно важное сочинение «О причинах порчи красноречия», но оно несохранилось, как и изданная им самим речь в защиту Невия Арпиниана. Несохранились, равным образом, и те труды Квинтилиана, которые издавались без еговедома его учениками, иногда в очень искаженном виде.
2. Биографическиеданные
Марк Фабий Квинтилианродился около 35 года нашей эры родился в Калагуре (Испания) в семье, принадлежавшей кверхам испанской знати. Отец и дед Квинтилиана были риторами.
Своеобразование Квинтилиан получил в Риме, где слушал лучших ораторов своеговремени. Благодаря упорному труду добился того, что провинциальноепроисхождение никак не сказалось на его речи. Затем, в 61 году вернулся в Испанию, однакочерез семь лет император Гальба, в прошлом наместник в Испании, вызвал его вРим. Там в начале 70-х годов Квинтилиан становится руководителем первойгосударственной риторической школы, основанной императором Веспасианом. Емубыла назначена пенсия, а средства для этого были выделены из императорскойказны.
Несмотряна то, что Квинтилиан готовил себя к карьере судебного оратора и приимператорах Веспасиане, Тите и Домициане неоднократно выступал в суде какадвокат, славы он добился не практической, а теоретической и преподавательскойдеятельностью.
Около 20 лет Квинтилианобучал ораторскому искусству цвет римской молодежи – отпрысков самых знатных ибогатых римских семей. У него было много выдающихсяучеников, в том числе Плиний Младший, два внучатых племянника Домицианаи, возможно, Ювенал.
Около88 года Квинтилиан прекратил преподавание и выступления в судах, посвятив себясоставлению трактата «Воспитание оратора» в 12 книгах. Это самый большой изсохранившихся античных трудов по риторике. Квинтилиан становится не тольковыразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературногостиля, исследователем проблем латинского языка.
В 94 – 95 годахКвинтилиану было поручено воспитание наследников императора– внуков его сестры Домитиллы. Также он был награжден знакамиконсульского звания. В это время, находясь в зените славы, исполненныйблагодарности императорскому дому Квинтилиан искренне восхвалял Домициана и,по-видимому, разделял в чем-то его взгляды (в частности, одобрял изгнаниефилософов из Рима в начале 90-х годов). Домициан, в свою очередь, поддерживалКвинтилиана деньгами и почестями.
В конце жизниему пришлось пережить тяжелую драму: умерли его молодая жена и двое маленькихсыновей, оставив старикав одиночестве. Последние годы жизни Квинтилиана были омрачены усилившимсятеррором Домициана, ссылкой родителей его воспитанников, бывших наследниковимператора, и вследствие этого отставкой.
3. Основной труд. «Двенадцатькниг риторических
наставлений»Квинтилиана
Труд Квинтилиана«Воспитание оратора» систематичен и строго продуман, хотя и не отличаетсяоригинальностью. Здесь учтен весь опыт классической риторики, но время великихоткрытий в сфере этого тоже некогда великого искусства живого слова и живогочеловеческого общения миновало, уступив первенство подведению итогов,укреплению канонов, строгому следованию за образцами и доведению прежнегоразнообразия до схем и формулировок.
Квинтилиан посвящаетотдельные книги своего обширного труда всестороннему обучению оратора с детскихлет риторическим упражнениям, разделению речи, ее логическому построению, ееукрашению тропами и фигурами, стилю речи и соответствию выдающихся ораторскихкачеств моральному складу человека.
Однако среди практическихсоветов возникают темы природы и искусства, смеха, фантазии, стиля ипоэтического языка, художественной структуры и ритма, подражания; разных типовораторских стилей и аналогий скульптуры и живописи. Тогда весь этот материал,имеющий как будто отдаленное отношение к эстетике, получает несколько инуюокраску.
В книге первой Квинтилианрассматривает вопросы воспитания будущего оратора, подчеркивая при этом, что удетей редко недостает природных способностей, чаще не хватает заботы о них.Очень важен уровень образования самих родителей, причем не только отцов, но иматерей.
Вторая книга — это советыпо обучению в риторической школе и осмысление риторики как науки.
Книги стретьей по девятую — своего рода энциклопедия классической теории риторики:
- втретьей книге речь идет о делении речи на виды и их подробное рассмотрение;
- в четвертой книге анализируются части речи, такие как вступление,изложение, отступление, предложение, разделение;
- пятаякнига посвящена доказательствам;
- шестаякнига говорит о заключении, возбуждении страстей, смехе, состязании, о суждениии размышлении;
- седьмаякнига – о расположении;
- ввосьмой книге Квинтилиан превозносит ясность, чистоту, правильность исоразмерность речи, здесь же он говорит о тропах;
- девятаякнига посвящена учению о фигурах икомпозиции.
Десятая книга — это обзоробразцов греческой и римской литературы. Квинтилиан показывает достоинства инедостатки практически каждого из известных риторов.
В одиннадцатой книгеКвинтилиан анализирует манеры оратора, рассматривает механизмы запоминания,характеризует свойства голоса, жестов.
В двенадцатой книгеученый обосновывает взаимосвязь риторики и нравственности: «Нельзя бытьистинным оратором, не быв честным человеком», – пишет Квинтилиан.
Свой уникальный труд онзавершает следующими словами: «Итак, да возлюбим всею душою наукукрасноречия, сей божественный дар, ниспосланный с небес человекам, без котороговсе было бы немо в природе, и ничто не доходило бы до потомства; постараемсявсе стремиться к совершенству: сим средством или достигнем высокой цели, или,без сомнения, многих ниже себя оставим».
4. Определениериторики как искусства и необходимость
обучения ему
Квинтилиан доказываетобщеантичную, вполне классическую мысль о необходимости для ораторскогоискусства правил и обучения. Обучаться ему нужно так же, как и любому другому делу. Общиеправила не помешают индивидуальному творчеству, а только облегчат его.
Древнегреческий ораторЛисий доказывал, что для красноречия достаточно уже одного природного дара.Многие простые люди, говорил он, защищают свои жизненные интересы весьма умелобез всякого обучения. Квинтилиан отвергает такой взгляд. Ораторское искусствослишком сложная вещь, чтобы здесь было достаточно одних природных данных.Обыденной, хотя бы и очень убедительная речь, заставляет действовать слепо,наудачу, в то время как ораторское искусство требует определенного пути длясвоего достижения. Ораторское искусство не есть просто искусство убеждать.Убеждать можно при помощи денег или через власть говорящего (когда, например,произносится приказ), или даже внешним видом. Специфичность ораторскогоискусства заключается в том, чтобы убедить при помощи красивой речи.
«Никто, – говорит Квинтилиан, – не будетсомневаться, что риторика … есть именно искусство». А так как риторика естьискусство, то одного дара природы мало для настоящего красноречия. Особенноважно то, что Квинтилиан в целях определения риторики дает некоторуюклассификацию искусств. Одни науки (или искусства) теоретические. Это те,которые требуют только одного познания и исследования и не переходят в действие(например, астрономия). Другие – практические, состоящие только в одномдействии (например, танцы). Третьи науки и искусства –реально-производственные, имеющие целью дать в результате известного действиятот или иной продукт (например, живопись). Риторика, по его мнению, относитсяко второму разряду, хотя она может пользоваться и остальными двумя методами.Такое разделение науки и искусства восходит еще к Аристотелю.
То, что оказываетсянеобходимой для речей определенная система правил, зависит от того, что ораторумало одних природных данных. Квинтилиан доказывает, что природа тольковещество, а наука – художник. «Искусство без материи – ничто; материя же ибез искусства имеет свою цену. Но высшее искусство лучше самой хорошей материи»,– пишет он.
5. Разделениериторики. Виды речей
Квинтилиан делит Риторикуна пять частей:
- изобретение;
- расположение;
- словесное выражение;
- память;
- произнесение (или действие).
Самые же речи он делит натри вида:
- похвальные или порицательные (т.е.доказательные);
- рассуждающие;
- судебные.
Каждому видув «Воспитании оратора» посвящено по большому разделу.
Главнейшим условием дляхудожественного впечатления от речи, по мнению Квинтилиана, является способ еепроизнесения. Квинтилиан много и интересно говорит о выработке интонаций,которые бы точно следовали за настроением говорящего, об их естественности,ровности и разнообразии, об управлении своим дыханием, чтобы останавливаться нетогда, когда уже нет больше сил говорить, а там, где это целесообразно с точкизрения самой речи, и вообще о постоянных упражнениях, великим примером для чегоявляется все тот же знаменитый Демосфен. Квинтилиан, далее, много рассуждает означении жестикуляции для оратора, телодвижений и мимики лица. Это –колоссальные ресурсы для каждого оратора.
6. Внутреннеесодержание риторики и способы
достиженияпоставленной цели
Относительно внутреннегосодержания речи оратор должен помнить, что при всем разнообразии дел у негоесть одна и единственная цель, которую он может достигнуть только своимсобственным трудом. Эта цель – вмешательства в психику слушателей, возбуждениев ней чувства и страсти, умение распоряжаться чувствами и страстями слушателей.
Для достижения этогонеобходимо быть искренно движимым этими чувствами. Конечно, нельзя заставитьсебя насильно переживать все чувства и страсти, для этого оратор долженобладать особой способностью – фантазией — конкретным и ярким представлением.Роль фантазии, о которой говорит Квинтилиан, ничего общего не имеет ссовременным представлением о ней. Фантазия рассматривается ни как принципхудожнического сознания, ни даже и просто как чистая психическая активность, аявляется главным образом только живостью воспроизведения.
Кроме сострадания, печалии ужаса Квинтилиан рекомендует оратору учиться вызывать смех, где это надо. Смех может иметь происхождениеисключительно физиологическое. Может он быть вызван и причинами, заключенными всамом субъекте смеха. Однако надо, чтобы выставляемый недостаток использовалсяс умыслом и чтобы он не был приписан глупости или несообразительности. Смехможет вызываться и всякими другими предметами вне оратора. Цель смешного в речи– не только развлекать и давать отдых после утомления от длинного изложения.Цель его заключается также и в том, чтобы воздействовать на судей и изменить ихгнев на положительное отношение к подсудимому. Квинтилиан очень серьезноотносится к смеху. Он считает его одной из самых трудных задач красноречия.Смех всегда основан на выдвигании чего-то безобразного. Но надо, чтобы это небыло грубым, плоским или вульгарным. Смех происходит то от более важныхобстоятельств, то происходит от случая.
7. Техническая сторонариторики
Много Квинтилиан говоритоб ясности, «рождающейся от прямого смысла слов», и о «способахизбежания темноты», а также об украшении, которое должно соответствоватьпредмету. Украшению противоречат плеоназм и искусственность, а способствует емуясность, живость и краткость.
Квинтилианзанят вопросом амплификации и ее четырех видов – наращением, сравнением,выводом (или заключением) и соединением разных мыслей.
Под тропами он понимает «выразительнуюперемену слова или речи от собственного значения на другое» и делит их наспособствующие большей выразительности и на украшательные. К первым он относитметафору, синекдоху, метонимию, антономасию, ономатопею (звукоподражание),катахрезу (употребление слова в несвойственном ему значении), а ко вторым –эпитет, аллегорию, энигму (загадку), иронию, перифраз, гипербат (перенос),гиперболу.
Много внимания Квинтилиануделяет учению о фигурах и композиции. Фигуру Квинтилианотличает, как и другие риторы, от тропа, так как здесь имеется в виду неперенос значения, но особый оборот речи, так или иначе отличающийся отобычного. Некоторые фигуры заключены как бы в мыслях оратора, то есть:
- фигуры, служащие для утверждения идейоратора и убедительности речи (вопрошение; предварение; сомнение, сообщение,поддержание, позволение);
- фигуры, способствующие движениючувств (восклицание; парресия, или вольность в речах; просопопея, илиолицетворение, апострофа, ирония; апосиопесис, или умолчание; эмфаза);
- фигуры словесные, а именнограмматические и риторические (удвоение; анафора, или повторение; умолчание,бессоюзие).
В учении о композиции слов Квинтилиан рассматривает речь, какнепрерывно связанную и разделенную на части. В расположении слов необходимособлюдать порядок, сочетание, число. Сочетание рассматривается в отношениислов, вставок, членов и периодов. Ритм, или число, понимается ритором им какизвестное расстояние времени; метр же предполагает еще и порядок. Он различаетритм в начале и в конце речи и излагает учение о стопах и их составе. Все этинаставления даются, однако, у Квинтилиана вне строгих предписаний. Он самувещевает не стремиться к ритмике, а обращать больше внимания на целостностьпериода в речи, чтобы не впасть в безвкусицу и вульгарность.
8. Художественныестили
Квинтилиан устанавливаеттри стиля судебного красноречия – аттический (краткий, чистый, сильный),азианский (напыщенный и пустой) и Родосский (средний между ними, смешанный).
Это разделение носит уКвинтилиана вполне объективный характер, оно лишено того бушевания страстей,которым были полны в эпоху римского классицизма споры об аттицизме и азианстве.Разделение стилей на типы – констатация фактов, не вызывающих сомнения, ивсякий может выбрать тот, что придется ему по душе и будет соответствоватьобстоятельствам. Квинтилиан характеризует стили еще и иначе: это точный стиль,употребляемый для изложения дела; сильный – для возбуждения чувств, и цветущий,средний между первыми двумя. Границы их расплывчаты, так как существуетпостепенный переход между этими тремя стилями.
· «Точный» стиль характерен для Еврипида, Феокрита,Овидия, Ксенофонта и Исократа, которые стремятся преимущественно к прелестномуи изяществу. Этот стиль заключает в себе легкость, простоту и свойственную емуцелесообразность выражения, мягкость, нежность, тонкость, изящество, веселость,сладость, аттическую прелесть, грацию, усладу и шаловливость. Есть здесьсвобода чувства и желание вызвать жалость.
· «Цветущий», или средний,стиль наполнен метафорами и фигурами, пленяет остроумием, сладостью иизяществом мыслей и выражений. Его использовали Алкей, Эсхин, Цицерон, Геродот,Ливии, Аристотель, Феофраст. В нем больше полноты содержания, текучести,разнообразия, остроумия, словоохотливости, веселости, благородства,утонченности, приятности языка, а также целесообразности композиции и плана,тщательности, умеренности и обработанности.
· «Сильный» же стиль увлекаетслушателей против воли. Это язык Гомера, Эсхила, Софокла, Архилоха, Энния,Фукидида, Платона, Демосфена. Для него характерны сила, крепость, горячность,возбуждение, быстрота, колкость, вес, величие, торжественность, звучность,величину, выдающееся и возвышенное.
Во всех этиххарактеристиках чувствуется скорее субъективно психологическое нащупывание, ане строгость и определенность классификации, что указывает на большуюустойчивость эллинистически-римских традиций, которые пока еще не подвластнылогике и схематизму риторов конца античности.
9. Советы ораторам
Квинтилиан даетпродуманные советы для оратора, желающего улучшить свое мастерство. В своемтрактате «Воспитание оратора» он говорит о выборе книг для чтения, высказываетмассу всяких суждений о греческих и римских писателях, которых «весьмалюбопытно и полезно читать теперь всякому, кто хотел бы войти в самую атмосферуантичной литературы, на основе которой формировались и эстетические принципыгреко-римского мира». Оценки, высказываемые Квинтилианом, заслуживаютсамого серьезного внимания и свидетельствуют об его отточенном вкусе исложившихся традициях. «Для формирования ума и слога гораздо важнее качествопрочитанных книг, а не их количество», – пишет он.
Квинтилиан доказывает,что способность хорошо говорить достигается чтением, писанием и частымупражнением в судебных делах. Оратору необходимо запастись книгами, которыенаучат изобилию мыслей и выражений. В связи с этим Квинтилиан перечисляетлучших историков, философов, поэтов, ораторов, греческих и латинских.
Квинтилиан четкоразграничивает поэзию и ораторское искусство. Поэзия «доставляет наслаждение», онапредназначена «для любования» и часто прибегает к «невероятным» и«чудовищным» вымыслам. Квинтилиан вполне очевидно видит в поэзии чистое,незаинтересованное искусство. Ораторское же искусство – область практическойдеятельности, хотя и заимствующая у поэзии (опять-таки для своихпрофессиональных целей) ряд чисто беспредметных элементов.
Полезной для оратораявляется и история, ибо она есть «как бы поэзия, лишенная меры». Но то,что создает художественную специфику исторического изложения, зачастую не можетбыть использовано риторикой, построенной на убеждении, разыскании истины, доказательствеправды.
Еще Квинтилиан доказываетнеобходимость подражания, равно как и говорит об его размерах, приличии,подлинности и сообразности. Для Квинтилиана подражание совершенно естественно. «Ведьи вся наша жизнь, – пишет он, – устроена таким образом, что мы желаемделать именно то, что одобряем в других». Однако бездумное подражаниеобразцам закрывает людям дорогу к новым открытиям, к которым влечет человекаприродный инстинкт. Квинтилиан приводит в пример предков, которые, не имеянаставников, сумели так много передать потомству. Надо воспользоваться опытом,чтобы вызвать к жизни новое, а не пользоваться чужими благодеяниями. Квинтилианрешительно против буквального копирования, которое довольствуется толькосходством с оригиналом. Если бы никто не стремился «к большему, чемподражание», люди до сих пор влачили бы жалкую жизнь. Квинтилиан уверен,что «из одного подражания ничего не может возникнуть». Духсостязательности, соперничества необходим в жизни и искусстве, ибо «желающийсостязаться с первым, даже если и не победит его, по крайней мере сравняется сним».
Квинтилиан тонкочувствует тот незаметный переход, который превращает торжественность внадутость, сжатость в скудость, смелость в дерзость, вольность в сальность,изящество в изощренность, простоту в небрежение. Подражатель рискует сохранитьлишь «холодную и пустую форму», лишенную содержания.
Несмотря на всенегативные стороны подражания, Квинтилиан признает его как один из способов обучения, один из приемов началасамостоятельного творчества, чисто практическая рекомендация оратору. Это чистоинтуитивное стремление ученика подражать своему наставнику или древнему поэту,воспринимаемому в качестве наилучшего образца.
Среди вспомогательныхсредств ораторского искусства Квинтилиан рассматривает музыку. Если уже простоенапевание мелодии облегчает человеку его тяжелое настроение и если гребцыпользуются пением для облегчения своей работы, то и оратор найдет для себя вмузыке прекрасное орудие для воздействия на публику. Музыка, прежде всего, учитпользоваться звуками своего голоса соответственно внутреннему содержанию речи,заставляя о высоких предметах петь величественно, о нежных – приятно, уча, гдеи как надо повышать и понижать голос. Музыка может научить соответствующимобразом располагать слова в пьесе, пользоваться телодвижениями и находитьнужный тон для произнесения. Безусловно необходима она еще и потому, чтооратору приходится иной раз прямо произносить стихи, которые в античности частосовсем не отличались от пения. Квинтилиан предостерегает от изнеживающей,сладострастной музыки, но предписывает мужественную, строгую и бодрую.
Большое внимание авторуделяет обстановке, в которой совершается процесс творчества. Это уединение вночной тиши, когда приходят лучшие мысли. «Но если у вас найдется свободноевремя, – пишет Квинтилиан, – работайте при свете дня. Вынужденыработать по ночам только очень занятые люди».
Эстетика красноречияразвивается Квинтилианом при обсуждении многих других сторон ораторскойтехники. Способность умело говорить, соблюдая приличие и строгое вниманиеотносительно всех обстоятельств дела, так же важно, как и советы о средствахзапоминания. Наконец, сам оратор должен быть добродетельным человеком и вместес тем глубоко образованным в философии (знать все ее части, диалектику, этику ифизику), в гражданском праве, истории и будучи положительным и весьмаосмотрительным человеком во всех делах, поручаемых ему.
10. Сравнение позицийКвинтилиана и Цицерона
Педагог попризванию, Квинтилиан видит залог расцвета красноречия не в узкой разработкериторической теории, а во всестороннем воспитании практического оратора. Этоотголосок гуманистического идеала Цицерона, выдвинутого им в трактате «Обораторе». Основная цель воспитания оратора — нравственность и вкус: развитию нравственностидолжен служить весь образ жизни оратора начиная с младенческих лет, развитиювкуса должен служить весь курс его риторических занятий, систематизированный,освобожденный от излишней догматики, ориентированный на лучшие, классическиеобразцы, главным из которых является, конечно, Цицерон. «Чем больше тебенравится Цицерон, тем больше будь уверен в своих успехах», — пишетКвинтилиан. И все-таки полное возрождение цицероновской программы дляКвинтилиана невозможно.
Несмотря на общностьпозиций (оба автора считают риторику как наукой, так и искусством, различаюттри стиля речи и три ее великие цели), взгляды Квинтилиана и Цицерономразличаются по нескольким важным позициям:
- для Цицерона основу риторики представляет освоение философии, дляКвинтилиана — изучение классических писателей;
- Цицерон хочет видеть в ораторе мыслителя, Квинтилиан — стилиста;
- Цицерон ратует против школярства, за практическое образование на форуме,у Квинтилиана центром всей образовательной системы является риторическая школа;
- для Цицерона критерий ораторского успеха — одобрение народа, дляКвинтилиана — суждение литературно искушенных ценителей.
Всепоказывает глубокую разницу двух эпох: при Цицероне красноречие было орудиемобщественной борьбы, при Квинтилиане — стало ученым развлечением в общественномзастое.
Заключение
Квинтилиан считаетсяпервым учителем – профессионалом. Он перевел красноречие из выступлений нафоруме в русло риторической школы. Именно его перу принадлежит крупнейший трудо риторике, дошедший до нас с античных времен,«Воспитание оратора».
Егоработа посвящена образованию совершенного оратора, которым, по его мнению,может быть только хороший человек. Поэтому оратор должен обладать не толькоособенным даром слова, но и всеми хорошими душевными качествами. Такогооратора, который был бы истинным философом не на словах, а на деле, и в то жевремя был бы совершенным и по научному образованию, и по способностикрасноречия, правда, еще никогда не существовало, но стремиться следует всегдак самому высокому. Образование оратора должно начинаться с детских лет.
Квинтилианрассуждает о природе риторики и целях, которые она преследует, видах речей икомпозиции. Также он дает советы о том, какие книги следует читать, в какойобстановке работать, как грамотно использовать художественные стили.
Сочинение К., до сих пор являющееся одним из крупнейшихтрудов педагогического характера, оно проникнуто критическим духом, полноздравых суждений и чистого вкуса. «Воспитание оратора» может считатьсяобразцовым и в нравственном отношении: оно проникнуто уважением ко всемувысокому и приближается по строгости нравственных воззрений к миросозерцаниюстоиков.
В трудах Квинтилиана, может быть, больше, чем у кого-нибудьдругого, выражена эллинистически-римская тенденция ощупывать художественнуюформу изнутри. Для его работ характерна рационально-обоснованная и расчлененнаяформа искусства.
Максимальнаяформалистическая сознательность в риторике и поэтике, на какую только быласпособна античная мысль, находится именно у Квинтилиана. Максимально четкоечувство живого эстетического содержания этих форм содержится именно в труде«Воспитание оратора». Дальше этого античное искусствоведение не пошло.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Кондаков Н.И. Логическийсловарь-справочник. – М., 1976.
2. Корнилова Е.Н. Риторика – наукаубеждать. – М., 1998.
3. Кузнецова Т.И., Стрельникова П.И.Ораторское искусство в Древнем Риме. – М., 1976.
4. Куманецкий К. История культурыДревней Греции и Рима. – М., 1990.
5. Лосев А.Ф. История античной эстетики,том V. – М., 1979.