Реферат по предмету "Политология"


Психологическая совместимость в групповой акробатике (на примере троек)

Воронежскийгосударственный институт физической культуры
Московскойгосударственной академии физической культуры
Кафедра СКи ПВС
ДИПЛОМНАЯ   РАБОТА
Психологическаясовместимость  в  групповой акробатике (на примере троек)
                                       Исполнитель:  студентка 5 курса 3 группы                                                                         
                                              заочного факультета                                                                           Скулова Татьяна Александровна
                  Научный руководитель:                                         
                                                      доцент  ХатунцеваЭ.М.                                         
                                                                
           
Воронеж-2000                                                         
СодержаниеВведение……………………………………………………………………...3Глава 1. Обзорлитературы………………………………………………….5
                                      1.1. Понятие психологической совместимости…………………..5
                       1.2. Критериипсихологической совместимости………………...8    
                       1.3.Лидерство……………………………………………………..
                       1.4. Социометрия какметод изучения психологической
                             совместимости……………………………………………….16
                       1.5. Конфликты иоптимизация общения………………………..19 
                      1.6. Аппаратурные методы изучения групповой деятельности..Глава 2. Задачи и методы исследования…………………………………..
                        2.1. Задачиисследования………………………………
                       2.2. Методы исследования…………………………………….
Глава 3.Экспериментальное обоснование методики подбора
              партнеров в женскихтройках………………………………….
          3.1.Анализ психологической совместимости в женских
                тройках в СДЮШОР № 2………………………………………
          3.2.Обоснование экспериментальной методики формирования
                женских троек…………………………………………
          3.3. Обсуждение результатовисследований……………………….Выводы…………………………………………………………………
Практическиерекомендации……………………………………………
Литература………………………………………………………………..
Приложения………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психологическогообеспечения подготовки спортсменов постоянно находится в поле зрения тренеров иученых. Однако многие вопросы остаются на сегодня неразрешенными, в частности,комплектование женских групповых составов в спортивной акробатике.
Вопросы организации троекникем не оспариваются и, более того, признаются проблемами первостепеннойважности, но решение их на практике еще нередко осуществляется методом проб иошибок. Если подобный способ был, в какой-то мере, допустим в прошлом, тосегодня он совершенно неприемлем. /22/
 Практика показывает, что большинство женскихтроек формируется без учета индивидуально-психологических особенностейспортсменов, что достаточно часто приводит к негативным взаимоотношениям,повышению эмоциональной напряженности, конфликтным ситуациям, частойсменяемости партнеров или полной раскомплектации состава. В этой связи одной изважных задач психологического обеспечения тренировочного процесса женских троекявляется учет индивидуально-психологических особенностей будущих партнеров прикомплектовании составов.
Актуальность даннойработы определяется высокой значимостью психологического обеспеченияучебно-тренировочного процесса спортсменов парно-групповых видов акробатики,это обусловливает поиск путей, средств и методов, направленных на повышениесрабатываемости акробатов при совместной деятельности и оптимизациювзаимоотношений.
Объектом исследования вработе является совместимость индивидуально-психологических особенностейпартнеров акробатических составов и срабатываемость женских групп.
Предполагалось, чтоизучение совместимости партнеров женских групповых видов спортивной акробатикипозволит выявить критерии совместимости, учет которых при комплектованииженских составов позволит ускорить процесс срабатываемости партнеров иобеспечит благоприятный психологический климат.
Научная новизна работызаключается в разработке критериев психологической совместимости в женскойгрупповой акробатике.
Практическая значимостьданной работы в том, что разработанная система формирования женских спортивныхтроек на основе учета совместимости индивидуально-психологических особенностейпартнеров применялась в детско-юношеской спортивной школе Олимпийского резерва№2 г. Воронежа  и может быть использованана тренировочных занятиях в других физкультурных и учебных заведениях.
Положение, выносимоена защиту. На защитувыносится методика формирования женских троек на основе разработаннойсовокупности критериев.Глава 1. Обзор литературы
1.1.Понятия психологической совместимости и женской тройки
Психологическаясовместимость — схожесть людей по вниманию, мышлению, памяти, интеллекту,эмоциональной уравновешенности и беспокойству, тревоге, экстраверсии-интроверсии,а также целому ряду других психических качеств. /10/ Психологический уровеньсовместимости предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения. /14/
В условиях спортивнойдеятельности совместимость между членами команды обнаруживается сразу илиформируется после длительных совместных действий и общения.
Природа возникновениясовместимости в каждом из этих случаев различна. Быстрое обнаружениесовместимости по ряду социальных, психологических и психофизиологическихкачеств у нескольких членов команды свидетельствует о наличии у них одинаковыхврожденных или приобретенных, воспитанных качеств. Малознакомые или впервыепопавшие в одну команду спортсмены после непродолжительной совместнойдеятельности обнаруживают, что между ними есть в чем-то сходство, что у нихесть качества, вызывающие одностороннюю или взаимную симпатию.
Совместимыми можносчитать тех людей, которые ситуативно неделимы и автономны. Но наиболеесущественным признаком сходства явлений целостности и совместимости можносчитать наличие внутреннего единства субъектов общения.
В практической работетренеру ежедневно приходится решать задачи по улучшению взаимодействияспортсменов и их совместимости. При этом важно руководствоваться следующимифакторами, обеспечивающими слаженность действий и взаимопониманиепартнеров:  критериями функциональнойсовместимости в спортивной деятельности, характером межличностных отношений,психофизиологической и социально-психологической совместимостью. /19/
Функциональнаясовместимость определяется скоростью процессов мышления, восприятия и действий.Большие различия в качественных и количественных показателях этих процессовлишают спортсменов возможности достичь успеха в совместных действиях, поскольку, например, один партнер будет опережатьдругого.
Психофизиологическаясовместимость предполагает соответствие спортсменов по уровню физическогоразвития, степени подготовленности, проявлению характера, темперамента испособностей. При такого рода совместимости успех деятельности определяется нестолько индивидуальным вкладом спортсменов, имеющих более высокий уровеньмастерства, сколько качеством взаимодействия и взаимосодействия.
Социально-психологическаясовместимость базируется на единстве ближайших, отдаленных и перспективныхцелей, на общности интересов и установок спортивной группы.
В работе рассматриваетсяпсихологическая совместимость в женской групповой акробатике. Женская тройка — это спортивный коллектив, то есть организованная группа, в которой членыобъединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми длягрупп в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношенияопосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместнойдеятельности. /24/
Женская тройка являетсяодной из разновидностей контактной группы, то есть малой спортивной группой ипотому обладает всеми признаками, характеризующими практически любую группутакого рода: в ней возникают разнообразные социально-психологические явления(групповое настроение, коллективные волевые усилия, суждения).  Спортсменки, из которых состоит тройка,постоянно испытывают воздействие со стороны других ее членов и поэтому в группеведут себя и действуют иначе, чем предоставленные самим себе. Спортивнаякоманда влияет на интеллект, эмоциональную и волевую активность спортсменов, наих взгляды, убеждения, поступки, поведение.
Для нормальногофункционирования женской тройки имеет значение оптимальная согласованностьличных и групповых устремлений. Нельзя требовать от членов тройки полного отказаот своих индивидуальных желаний, но в тех случаях, когда встает вопрос осуществовании группы как целого, личные, а тем более эгоистические, устремлениядолжны быть подчинены коллективным требованиям, общим для всех партнеров.
Наиболее важными психологическимипризнаками женской тройки должны быть единые цели и задачи, высокая способностьк самоуправлению, самоорганизации, оптимальные показатели сплоченности илиразобщенности и психологического климата, коллективный характер внутригрупповойприемлемости, уровень авторитетности формальных лидеров, их взаимоотношения снеформальными лидерами, психологический микроклимат  в тройке в целом, а также  отношение спортсменов к предстоящимсоревнованиям и взаимоотношения между спортсменами и тренерами. /3/
Отношения междупартнерами должны строиться по принципу взаимной ответственности. В процессеразвития тройка обретает различные новые групповые свойства и качества.
Женская групповаяакробатика не существует вне общения, интенсивных межличностных влияний и взаимодействияспортсменов друг с другом. Каким должно быть общение и как им управлять, чтобыоно помогло более успешно действовать, достигать высоких результатов? Чтобыответить на эти вопросы, необходима систематическая экспериментальнаяразработка проблем общения и взаимоотношений в женских группах.1.2. Критериипсихологической совместимости
Перед началомкомплектования составов Ратушина Е.В. рекомендует изучить склонностьспортсменов к коллективным видам деятельности, то есть выявить типсоциального поведения, уровень самоконтроля, уверенности в себе, эмоциональнойстабильности. При недостаточном развитии данных личностных черт необходимовыявить причины (неадекватная оценка, повышенная агрессивность, эмоциональнаянеуравновешенность, склонность к конфликтному взаимодействию) и путемпроведения коррекционно-развивающей работы способствовать их оптимизации. /20/
Комплексы средств иметодов коррекционно-развивающей работы с детьми описаны в табл.1.1 /16/:Таблица 1Приемы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми
Предмет коррекции
Педагогические приемы
Психологические методы
1
2
3
Дисгармония развития, неразвитость произвольности психологических процессов в сравнении со сверстниками
Понимание, сочувствие;
Выравнивание культурно-образовательных возможностей детей
Развитие произвольности в двигательной сфере;
развитие произвольности в эмоциональной сфере, в общении
Высокая тревожность;
Трудности общения
Доверие к личности ребенка;
Формирование реально действующих мотивов поведения;
Анализ конфликтных ситуаций
Игровая коррекция поведения в группе;
развитие позитивного общения;
ролевое научение;
рассматривание позиционных ролей
1
2
3
Неадекватная самооценка;
комплекс неполноценности
Выборочное игнорирование негативных поступков;
Эмоциональное поглаживание ребенка;
Ожидание завтрашней радости
подтверждение уникальности ребенка;
Вторым критериемпсихологической совместимости является сплоченность. Это устойчивоекачество спортивной группы, процесс формирования которого длителен и иногдапротиворечив.  Сплоченность помогаетгруппе противостоять различным неблагоприятным воздействиям. /6/ Индекссплоченности рассчитывается как отношение количества выборов внутри группы кобщему числу возможных выборов. /7/
Подход к изучениюсплоченности, представленный, в основном, техникой шкал, основан на эмоциональной оценке группы в целом.
Испытуемых обычно просятдать общую индифферентную оценку группы:
1. Насколькопривлекательна для вас эта тройка?
2. В какой степенипривязаны вы к своим партнерам в тройке?
3. Насколько важна длявас эта тройка?
4. Хотите ли вы остатьсячленом данной тройки?
5. Если бы вам предложилиперейти в другую тройку с тем же разрядом, чтобы вы сказали насчет перехода?
Ханин И.О. предлагаетсвой вариант шкалы приемлемости. /27/ Каждый из партнеров ранжирует двух других по степени их приемлемости длярешения определенной задачи или свободного общения, отмечая, кого из партнеровон:
1) оставил быобязательно, в первую очередь;
2) тоже оставил бы;
3) мог оставить, а мог ине оставить;
4) скорее всего неоставил бы;
5) ни в коем случае неоставил бы.
Первые выборыхарактеризуют самую близкую межличностную дистанцию и наибольшую приемлемостьпартнера в деловом или межличностном плане. Сочетание индивидуальных игрупповых оценок дает представление о том, насколько партнеры приемлемы другдля друга и для всей тройки в целом.
Таким образом, с помощьюшкалы приемлемости можно достаточно оперативно выявить как индивидуальныепредпочтения, так и самую общую картину, главным образом, эмоциональных межличностныхотношений в тройке.
Однако симпатии иантипатии обязательно учитываются тренером, но взаимовлияния участников, тем неменее, организуются часто вопреки их выборам или отказам. И дело здесь нетолько в необходимости исходить из логики и требований совместной деятельностии специфики коллективных задач. Управление, а тем более оптимизациявнутригрупповых связей и отношений, совместной деятельности членов тройкиневозможны без выявления круга лиц,  намнение и оценку которых  человек готовориентироваться  и которые,следовательно, являются для него референтными. /27/
Существует индексреферентности, который указывает на степень взаимных положительных связей поотношению к числу связей в группе:
Индекс референтности =Число взаимных положительных выборов в группе / Число положительных выборов вгруппе.
Суть методики определенияреферентного круга заключается: а) в оценке каждым членом группы всех остальныхучастников с помощью набора личностных качеств; б) в выявлении избирательногоотношения каждого опрашиваемого к некоторым членам коллектива. После первой,оценочной серии опроса каждому из участников эксперимента разрешаютознакомиться с мнением о нем лиц, наиболее его интересующих. Именно этот выборимеет особое значение в выявлении ранжированного референтного круга общенияданного человека. В результате косвенно устанавливается порядок предпочтениялиц, мнения которых наиболее значимы для испытуемого, а также референтноекачество, то есть то качество его личности, в оценке которого со стороны партнеровпо тройке человек наиболее нуждается. Результаты опросов с помощьюсоциометрического теста и референтометрической процедуры могут и не совпадать.
Диагностика референтногокруга общения членов тройки позволит, в частности, выяснить вопрос о том, как формируетсяреферентный круг общения у участников совместной деятельности и можно ли егоизменить, формируя соответствующие ценностные ориентации у членов тройки исоздавая те или иные ситуации вынужденного общения.
Идеальным вариантомявляется наличие референтного круга общения внутри конкретной тройки.
В подготовке женскихгрупп многое определяет психологический микроклимат, существующий междупартнерами. Психологическая подготовка такого коллектива базируется на хорошихвзаимоотношениях в составе. Тренеры постоянно сталкиваются с самыми различнымипроблемами межличностного общения при организации совместной деятельности, присплочении занимающихся и организации их взаимоотношений, при предупреждении илипрекращении конфликтов между партнерами, установление контакта с новыми“верхними” или “нижними”.
Гусев Н.П. и Лысенко Ю.Н.считают, что психологический климат в сравнении со сплоченностью — менееустойчивая характеристика женской тройки. Она отражает общую групповуюатмосферу и рассматривается как определенное состояние группы, как общеенастроение ее членов. Показателями психологического климата являются: наличиеили отсутствие психологических конфликтов, постоянство или сменяемостьсоставов, удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, комфорт илинапряженность и недоброжелательность во взаимоотношениях. Психологическийклимат существенно влияет на эффективность учебно-тренировочного процесса ивыступления спортсменов в соревнованиях, на их самочувствие иработоспособность. /6/
Существует еще однопонятие, необходимое при исследовании психологической совместимости, – сработанность.
Сработанность — этосогласованность в работе между ее участниками. При срабатываемости взаимнаяудовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью. /14/При совместной деятельности в случае ее достаточно высокой успешности упартнеров возникает удовлетворенность не только собой, как при индивидуальнойдеятельности, но  и удовлетворенностьпартнером, также успешно выполняющим совместные задачи, общие для партнеров.
Одной из важнейшиххарактеристик сработанности тройки является ее устойчивость к внешним помехам.
Если два индивидасработались в какой-либо деятельности, то они чаще всего испытывают взаимныесимпатии. Но эти взаимные симпатии могут быть связаны только с этим конкретнымвидом деятельности. Таким образом, можно сказать, что сработавшаяся пара можетбыть несовместимой, а совместимая — несработавшейся.
Между срабатываемостью(Ср) и совместимостью существуют противоречивые зависимости. Формализуя ихсоотношения, можно получить следующие четыре сочетания /14/:
Ср(max) + Со(max) — оптимальное сочетание;
Ср(min) + Со(max);Ср(max)+Со(min); Ср(min) + Со(min) — нежелательное сочетание.
В малой группе поведениечеловека изменяется в соответствии с установками и нормами поведения этойгруппы. Это изменение связано с двумя причинами. В одних случаях человекпринимает мнение группы, потому что не желает вступать с ней в конфликт. Приэтом его убеждения, установки на те или иные явления жизни остаются прежними,следовательно, человек проявляет приспособленчество, конформизм.
В других случаях партнерпринимает мнение тройки, потому что соглашается с его правильностью. В этомслучае нормы и установки тройки становятся нормами и установками этогочеловека. Такое принятие человеком мнения группы, называется конформностью.Она облегчает осуществление группой единообразного спортивного поведения. /8/
Смена личностью своихмнений и установок происходит с различной степенью трудности. У многихвозникает внутренний конфликт или когнитивный диссонанс в связи с тем, чтопрежние представления человека вступают в противоречие с мнением и установкамигруппы и ему надо решить, где же истина. В зависимости от трудности илилегкости разрешения этого конфликта различают низкую и высокую конформностьсубъекта. Низкая конформность субъекта означает, что мнение группы либоотвергается, либо принимается с трудом. Высокая конформность означает легкое ибыстрое принятие мнения группы.
В совместной коллективнойдеятельности людей между ними неизбежно и закономерно возникают объективныеотношения и связи. Отражением этих объективных взаимоотношений между членамигруппы являются межличностные отношения. Исследования межличностныхотношений  в спортивных группах показали,что адекватные и правильно организованные межличностные отношения положительносказываются на успешности действий спортсменов, а нарушения привычныхвзаимоотношения, являясь дополнительным стрессогенным фактором, понижаютэффективность спортивной деятельности.
У людей с различной силойнервной системы исследуемые взаимоотношения под влиянием стресса изменяютсяпо-разному. Спортсмены с сильной нервной системой при стрессе увеличиваютинтенсивность общения, порицание партнеров. Для спортсменов со слабой нервнойсистемой характерно снижение интенсивности общения, уменьшение отрицательнойответной реакции.
Итак, стресс ухудшаетвзаимоотношения в группе спортсменов со слабой нервной системой. Таким образом,влияние стресса, вызванного участием в спортивных соревнованиях, на различныеуровни индивидуальных свойств спортсменов обусловлено, прежде всего, свойствамиих нервной системы и темперамента. Этот факт необходимо учитывать, так какособенности нервной системы и темперамента – наиболее устойчивые индивидуальныеособенности человека, которые не могут существенно изменяться в процессезанятий спортом, в процессе подготовки к соревнованиям. /5/1.3. Лидерство
Поверхностные наблюденияза спортивной тройкой нередко наводят на мысль о том, что все ее члены равнымежду собой. Действительно, для таких рассуждений есть основания: члены тройкизанимаются у одного тренера, выполняют одинаковые упражнения, несут одинаковуюответственность.
И все-таки, несмотря наэто, равенства в положении, которое занимает каждый из партнеров тройки, в ееиерархической структуре, нет.
Ряд исследований,проведенных в тройках, позволил установить, что в них есть лица, пользующиесябольшими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели другие.Это лидеры. Вместе с тем, в тройках, как правило, могут быть спортсмены,которые не пользуются авторитетом. К ним зачастую относятся негативно, стараясьизбежать длительных контактов, общаются с ними вынужденно. Это аутсайдерытройки. Кроме этих двух категорий, есть спортсмены, занимающие как бы среднеепромежуточное положение. /10/
Вопросы лидерства вмежличностных отношениях занимают особое место. Известно, что у каждой группыимеется определенная потребность в лидерстве, однако эта потребность может бытьвыражена по-разному. Быть ведомым одновременно означает что-то отдать от своейличности и индивидуальности и что-то для нее приобрести.
Поэтому всевзаимоотношения в тройке формируются с учетом статуса, который имеет каждый еечлен. Этот момент необходимо учитывать и при создании троек, поэтому, желательно,чтобы в каждой тройке были свои, определенные, сочетания лидеров, спортсменов,занимающих промежуточное положение и аутсайдеров. Здесь важно также отметить, что в женских тройках большеезначение имеет эмоциональный лидер, нежели деловой. Именно эмоциональный лидерне только чувствует состояние своих партнеров, но и пытается задавать тройкеопределенный “эмоциональный тонус”. Такой лидер играет важную роль в условияхсоревнований. Идеальным вариантом является, конечно, сочетание двух типов лидерав одном человеке.
Но следует подчеркнуть,что разделение отношений на деловые и эмоциональные носит условный характер. Насамом деле — в спорте это проявляется особенно отчетливо — дружеские илинеприязненные отношения формируются именно в ходе совместной деятельности взависимости от того, насколько успешно или неуспешно решается общегрупповаязадача. Кроме того, в силу высокой значимости в спорте высокие достижениясовместной деятельности и деловые отношения спортсменов всегда связаны синтенсивными эмоциональными проявлениями и активным формированием личностногоотношения к партнерам. /27/
Лидеру принадлежитбольшая роль в нормализации отношений между партнерами в женской тройке. Этотот человек, который может пожертвовать своими собственными интересами радиразрешения противоречия между партнерами. Улаживая спорную ситуацию, онпытается найти поддержку у другого, старается сделать все, чтобы избежатьбесполезной напряженности. Лидер старается успокоить других и сохранитьоптимальный психологический климат в спортивной группе, не занимает позиции,которая может вызвать споры. 1.4. Социометрия  как метод изучения психологическойсовместимости
Проблемы психологическойсовместимости разрабатывались многими учеными. Поэтому существует достаточномного различных методов ее изучения.
Так, например, ТюренковЮ.В., Коломейцев Ю.А., Обозов Н.Н., Параносич В. предлагают сравнительнопростой и доступный каждому тренеру социологический метод проверки женскихтроек как коллектива, использующий количественные характеристики при изучениивзаимодействий в группе, — социометрию. /10, 15, 17, 26/
Социометрия — эти системанекоторых приемов, позволяющих выяснить количественное определениепредпочтений, безразличий или неприятий, которые адресованы индивидам илиисходят  от них в процессе межличностногообщения и взаимодействия. /26/
Социометрическаяпроцедура исследования позволяет определить реальные и желаемые потребностичеловека быть вместе с другими в тех или иных условиях.
Социометрический методпредполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленныхвопросов различного типа и характера. Содержание вопросов называютсоциометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности иобщения личностей внутри групп. Их можно свести в две большие группы:
1) конъюнктивные — сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношениядругая сторона выступает как желанный объект, по отношению к которомудемонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям;
2) дизъюнктивные — разъединяющие людей чувства. Другая сторона выступает как неприемлемая.
Предлагаемая Ю.В.Тюренковым социометрическая методика проверки на психоэмоциональную надежностьвключает в себя методы сбора информации (наблюдение, опрос, тестирование) и методыее обработки.
Опрос проводится в двухнаправлениях:
— “положительном” — укажите фамилию спортсменов, с которыми вам хотелось бы выступать, жить в  одной комнате;
— “отрицательное” — укажите, с кем бы вам не хотелось тренироваться, выступать.
Психоэмоциональнаянадежность (ПЭН) данной тройки выражается коэффициентом ПЭН /26/:
Кпэн =(1-
∑ R   — общее число отрицательных выборов;
∑No   — общеечисло “свободных” партнеров в тройке;
∑R  — общее число положительных выборов;
 N  — количество человек(N=3).
В социометрическойметодике заложено выявление влиятельности членов тройки. Критериисоциометрических выборов направлены на оценку интеллектуальных, эмоциональных,регулятивных качеств. Выбор “интересного человека” — члена группы предполагаетоценку таких качеств личности, как степень осведомленности в различныхвопросах, касающихся искусства, литературы, политики. /15/
Практическая ценностьметода не вызывает сомнения. С его помощью можно получить интересные данные,касающиеся динамики межличностных отношений. Симпатии, антипатии,изолированность или отвергнутость возникают как из-за различного отношения кцелям группы, так и в случаях, когда они являются выражением взаимныхэмоциональных отношений. /17/
Одним из достоинствсоциометрии можно также назвать то, что по задаче социометрического критериявыявляется степень групповой активности в выборах друг друга — экспансивностьгруппы, которая равна сумме сделанных группой выборов независимо от знака,деленной на количество человек. /4/
Преувеличиватьвозможности метода все же не следует. Ведь отношения между людьми опосредованымногими факторами, а социометрический выбор затрагивает лишь небольшую частьсознательных элементов в этих отношениях. Использование социометрическогометода имеет много спорных вопросов и, опираясь только на подсчет симпатий иантипатий, не надо делать далеко идущие выводы о сущности и механизме группового воздействия. Но и не работать в этомнаправлении тоже нельзя. /26/1.5. Конфликты и оптимизацияобщения
Психологическаясовместимость неразделимо связана с таким понятием, как межличностный конфликт.Межличностный конфликт — это столкновение интересов и взглядов личностей,несовместимость их нравственных начал и норм поведения, неудовлетворенностьзначимых для них потребностей и ценностей. /10/
Под влиянием внутреннихили внешних причин в группе наступает состояние нарушения равновесия, ееструктура разрушается. Это состояние является не статическим, а динамическим.Оно предполагает напряжение или систему напряжений, что ведет к поиску новогоравновесия. Группа стремится реорганизоваться, обрести новое состояниеравновесия. В этом новом состоянии можно будет говорить о новой структуре.
Жизнь групп представляетсобой чередование состояний равновесия и его нарушений.
В группах существуют силысплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада,толкающие к изменениям. Равновесие существует в том случае, если силы сплоченияпреобладают над силами распада.
Исходя из этого, можнодать определение групповому конфликту. Это состояние потрясения, дезорганизациипо отношению к предшествовавшему равновесию. /21/
Конфликт, как крайняяформа негативных взаимоотношений, обостряет все противоречия и несогласия,повышает эмоциональную возбудимость и психологическую напряженностьконфликтующих личностей.
В практике нередкоприменяется индекс конфликтности, который указывает на наличие и степеньвзаимно отрицательных пар. Присутствие таких пар в тройке снижает процессконсолидации структуры, уменьшает способность тройки сохранять равновесие вобщении при интенсивности воздействия средовых факторов.
 Индекс конфликтности объясняет взаимноестолкновение и связи в группе со знаком “минус”:
Гусев Н.П. и Лысенко Ю.Н.предприняли специальное педагогическое исследование, исходя из предположения,что существует взаимосвязь межличностных отношений с эффективностью подготовкиакробатов к соревнованиям, а также результативностью их спортивнойдеятельности.
        Заключалось это исследование в том, чтов течение подготовительного периода фиксировалось количество конфликтныхситуаций, и по этим данным определялся психологический климат — психологическийклимат оценивали в пять баллов, если психологических конфликтов не отмечалосьили фиксировался один. В психологическом дневнике отмечали, между кем возникалиэти конфликты, причины их возникновения, намечались пути их ликвидации. Врезультате была выявлена закономерность: чем меньше конфликтов междупартнерами, чем лучше психологический климат в группе, тем эффективнее ееподготовка и выступление на соревнованиях. /6/
Этими авторами также былоотмечено, что психологические конфликты возникают в основном между одними итеми же партнерами. Одни спортсмены больше склонны к конфликтам, чем другие.Это объясняется различными индивидуально-психологическими особенностямиакробатов. Учитывая это обстоятельство, было установлено, между кем из партнеров существует наибольшая вероятностьвозникновения трудно разрешимого противоречия. Наибольшая вероятностьоценивалась в пять баллов.
Работой по регулированиюотношений между конфликтуемыми партнерами должен заниматься тренер и психологкоманды. Эта работа должна быть направлена на развитие дружелюбия,сотрудничества, взаимной поддержки, согласия, доброжелательности. Необходиморазъяснять спортсменам взаимную зависимость их друг от друга, а также иответственность друг перед другом.
Спортсмены должнысознательно развивать и улучшать отношения между собой на основе дружбы ивзаимопонимания.
При оптимизациимежличностных отношений, следует знать, что каждый конфлик


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.