Реферат по предмету "Педагогика"


Нетрадиционные подходы к воспитанию трудных подростков

Содержание
Введение
1. Проектирование воспитательной работы на основезодиакальной локации
2. «Гайденс»-эксперимент
3. Сущность «гайденс» — эксперимента на базе культурного центра
Заключение
Литература
Введение
Тема контрольной работы «Нетрадиционныеподходы к воспитанию трудных подростков».
В системе школьной воспитательнойработы выделяются в специальную категорию трудные, педагогически запущенныедети. По мнению З.М. Шилиной, обобщившей передовой опыт классных руководителейг. Таганрога, главным основанием для выделения школьников в ту группу,требующую к себе особого внимания учителей, детского коллектива, оперативноговмешательства родительской общественности в жизнь семьи, является асоциальнаянаправленность поведения: сознательные действия во вред социуму, отдельным егопредставителям, делу, е случайно таких индивидов называют выпадающими изколлектива, отому что мотивы поведения становятсянесовместимыми с этическим кодексом общества.
1. Проектирование воспитательной работы на основезодиакальной локации
Можно дифференцировать несколькостадий отрицательно направленного нравственного развития «трудных»:
I — ситуативная, характеризующаясяфрагментарным, неустойчивым проявлением негативных побуждений личности на фонеобщего положительного поведения;
II — антагонистическая,характеризующаяся усилением частотности ошибочных, негативных поступков,начинающих приносить удовлетворение личности и приходящих в противоречие сранее сложившимися положительными устремлениями и привычками;
III — доминирующая,характеризующаяся преобладанием и устойчивостью отрицательного опыта личности,пагубно влияющего на других и открыто противопоставляемого социуму.
Опыт коррекционной работы сподростками, накопленный в муниципальной средней общеобразовательной школе № 15г. Ростова в период с 1995 по 2001 год, показывает, что на каждой издифференцированных нами стадий требуются принципиально разные подходы, приемы,средства, формы и методы воспитательного воздействия на личность.
В частности, на I стадии (ситуативной)целесообразна организация профилактической работы, тормозящей процессотклонения, предупреждающий ложное развитие. Весьма эффективной, на наш взгляд,оказалась система комплексной профилактики, включающая в себя следующиекомпоненты:
Служба доверия, функционирующаяпри Центре детского самоуправления. В ее состав входят: психолог, организатордетского движения, представители Совета командиров (5-8-е кл.) и Сонетастаршеклассников (9-11-е кл.) — по одному человеку соответственно. Каждыйшкольник может обратиться в службу доверия анонимно (посредством «ящикадля секретов») или открыто (посредством участия в заседании службы).
Служба экспресс диагностики,функционирующая при Центре научно-педагогической информации и Службепрактической психологии образования. В ее состав входят: заместитель директорапо научно-методической работе, психолог, заместитель директора повоспитательной работе, представители Совета командиров (5-8-е кл) и Советастаршеклассников (9 — 11-е кл) — по одному-два человека соответственно. Службаэкспресс-диагностики проводит выборочные и полные социопсихолого-педагогическиеисследования на предмет выявления бытовых идеалов и интересов школьников,степени их психологической комфортности в классе и школе, уровня реабилитации иразвития адаптивных и иных качеств, характеризующих стадию социализацииличности.
Длительная развивающая этическаяигра «Школьный университет культуры» (5-11-е кл), организуемая подэгидой Центра детского самоуправления, Центра научно-педагогической информациии Службы практической психологии образования, на основе фактических данных,полученных службами доверия и экспресс-диагностики. В процессе игры проводятся фольклорно-этнографические фестивали и карнавалы (проблемыэтикета и культурного поведения у различных этносов), этические диспуты икруглые столы (проблемы здорового образа жизни в детско-юношеской среде и путиискоренения алкоголизма, курения, наркомании, сквернословия, жестокости иагрессивности в детском и подростковом возрасте), а также разнообразныевикторины, КВН, смотры, представления в школьном импровизированном театреминиатюр на морально-этические темы. Необходимо подчеркнуть, что службойэкспресс-диагностики используются как традиционные, так и нестандартные формы иметоды организации социопсихолого-педагогического исследования ученическогоконтингента. В частности, еще в 1994 году в СШ № 15 г. Ростова нами былапроизведена астролога-педагогическая диагностика учащихся,в процессе которой были выявлены так называемые «мотивационные группышестиклассников».
Этот вид диагностики получилназвание методики зодиакальной локации и нашел отражение в учебных пособиях B. C. Кукушина: «Основы школьнойвалеологии», «Основы валеологии», «Учителю физики овоспитании».
/>
Рис.1. Алгоритм проектированиякоррекционной работы с «трудными» подростками (общие аспекты)
Ученый мир по-разному относитсяк валеологии и астрологии.
В ортодоксальных общественныхкругах полностью отрицают позитивный технологический потенциал, которымрасполагают валеологическая (как одна из ветвей экологии вообще и экологиичеловека в частности) и астрологическая (как одна из древнейших цивилизационныхпрактик) отрасли знания.
По-видимому, подобная позициянеприятия не совсем целесообразна
/>
Рис.2. Алгоритм проектированиякоррекционной работы с «трудными» подростками (частные аспекты)
Например, С.А. Вронский считает,что индивидуальность человека есть причина, а личность — следствие и средствопроявления во внешнем мире индивидуальности жизненного опыта. Личность каквыразитель универсальной пассивности всегда и постоянно находится и будетнаходиться под сильнейшим воздействием и индивидуальности. Именно поэтомузодиакальная локация, базирующаяся на фундаменте тысячелетних наблюдений нашихпредков, К точки зрения влияния на человека и его поведение законов Космоса изаконов Природы, имеет право на существование и экспериментальную апробацию вкоррекционной работе с «трудными» подростками. Ведь давно доказано,что наша жизнь реагирует на малейшее изменение пульса Космоса, а точностьастрологических прогнозов не уступает точности официальной медицинскойдиагностики.
В процессе астролого-педагогическойдиагностики в 1994 году сначала нами были дифференцированы 9 зодиакальныхлокаций (микро-групп) шестиклассников по их принадлежности к тому или иномуастрологическому знаку, а затем произведена группировка но двум социальнымполюсам ("+" и "-"). Это позволило определить три основныесферы: поддержки; отрицания или отчуждения; нейтральную. Hаосновании полученных данных стало возможным организовать эффективную системувоспитательной коррекции, в так называемой группе риска (4 человека) и группесклонности к риску (2 человека). В итоге были нейтрализованы такие негативныечерты выявленных диагностическим путем «трудных», как эгоизм,грубость, агрессивность, мстительность (2 ученика-Скорпиона из группы риска),упрямство, строптивость, способность лгать (2 ученика-Овна из группы риска),беспечность, лукавство, умение льстить, явная неприязнь кфизическому труду (2 ученика-Весы из группы склонности к риску).
В 1996 году, в соответствии собщешкольным планом, была создана Научно-исследовательская лаборатория «Изучениевлияния астрологических параметров на процесс идентификации личности». Втечение нескольких лет 900 учащихся 1 — 11-х классов в сумме были подвергнутыастролого-педагогическому статистическому исследованию на предметвыявления основных мотивационно-поведенческих и характеро-типологических сфершкольников:
1996/1997 учебный год — 250человек;
1997/1998 учебный год — 300человек;
1998/1999 учебный год — 350человек.
Отметим, что общая численностьучащихся СШ № 15 г. Ростова составляет в среднем 500-510человек ежегодно и, таким образом, обследованию подвергались порядка 50-70%школьников. Это свидетельствует о высокой репрезентативности полученныхрезультатов. На основе обобщения данных за три года были дифференцированы 6зодиакальных локаций (макрогрупп) школьников по их принадлежности к тому илииному астрологическому знаку. Для каждой из них разработаны соответствующиевоспитательные проекты, в том числе и коррекционные.
Поскольку первую макрогруппу (50%)составляют школьники-Девы, характеризующиеся повышенной позитивнойсоциальностью, активностью и инициативой, в СШ № 15 г. Ростова с 1996 г. ведетсяэкспериментальная работа по проблеме «Социализация личности в школьныхобщественных объединениях». Закончены 2 этапа — моделирование школьнойДумы учащихся и организаций детского самоуправления социального и клубноготипов. Сейчас апробируется модель школьной молодежной республики «Новоепоколение». Согласно рекомендациям научной лаборатории, Центру детскогосамоуправления необходимо шире привлекать к участию в указанном проектешкольников-Дев с целью преодоления дезадаптационных тенденций (известно, что 6%алкоголиков и наркоманов рождаются, к сожалению, под этим астрологическимзнаком).
Вторую макрогруппу (15%) составляютшкольники-Рыбы, характеризующиеся выносливостью к одиночеству. Это объясняетнекоторую социальную инертность части школьников-Рыб, не желающих приниматьникакого участия в работе школьных и классных структур самоуправления. Согласнорекомендациям научной лаборатории, Службе практической психологии образования иЦентру детского самоуправления, необходимо предусмотреть проведение серии творческихконкурсов («Ученик года», «Лучший фотограф школы», «Лучшийхудожник школы», «Лучший спортсмен школы» и т.п.), в которыхшкольники-Рыбы смогли бы оптимально проявиться в индивидуально-креативном плане,а также психолого-педагогической коррекции на предмет преодоления социальнойинертности, повышения уровня притязаний личности.
Третью и четвертую макрогруппы (по10% каждая) составляют соответственно школьники-Овны и школьники-Львы. Дляодних характерно крайне слабое понимание нормы, для других — болезненнаянетерпимость к каким-либо ограничениям. Согласно рекомендациям НИЛ, Центрудетского самоуправления необходимо активнее вовлекать школьников-Овнов вруководящие структуры самоуправления (цель: приучение Овнов к соблюдению нормыосознанно, а не бессознательно, а школьников-Львов — в творческие акцииразличных презентагивных уровней (цель: содействие эврологическому самовыражению,ненавязчивое привитие толерантности). Службе практической психологииобразования и Центру научно-педагогической информации рекомендованоорганизовать психолого-педагогическую коррекцию на предмет наученияшкольников-Овнов и школьников-Львов приемам и методикам саморегуляции,аутотренинга, поддержания позитивного эмоционального фоналичности.
Большую обеспокоенность вызываютпятая (8%) и шестая (7%) макрогруппы, которые составляют соответственношкольники-Раки и школьники-Козероги. Одни характеризуются чрезмернойнеуверенностью в своих силах, другие — склонностью к депрессиям. Согласнорекомендациям научной лаборатории, Службе практической психологии образованиянеобходимо проводить целенаправленную, систематическую работу по преодолениюуровня дезадаптированности школьников-Раков и школьников-Козерогов посредствомобучения их прикладным методам и технологиям эмоционально-волевой саморегуляции,повышения самооценки и социально-психологической комфортности в коллективе.
Ценность используемой вкоррекционной педагогике зодиакальной локации настолько очевидна, чтоприменение ее, наряду с традиционными методиками (экспресс-диагностика эмпатии;оценка уровня притязаний, психической мотивации, интереса, эмоциональноготонуса, напряжения и комфортности; исследование отношения к себе посредством Q-сортировки; оценка коммуникативных и организаторскихсклонностей и др.), позволяет составить цельную картину интегральной личности. Делов том, что зодиакальная локация, родившаяся в недрах астрологических знаний,предоставляет исследователям и педагогам-практикам возможность наложения напроекцию личности современного школьника «принципа всеобщего тождества»(по С.И. Вернадскому). Древним потребовалось не менее двадцати шести тысяч летдля определения единого, универсального ритма, с помощью которого несложносудить о чертах характера человека, его способностях, возможностях иперспективе. Вправе ли мы игнорировать столь быстрый прогностический опыт,особенно при работе с «трудными»?2. «Гайденс»-эксперимент
В 2000 году на базе СШ № 15 г. Ростова, в рамках ситуативной стадии коррекционной работыбыла начата реализация «гайденс»-эксперимента. Предыстория системы«гайденс» как техники изучения личности школьников восходит ктрадициям американской школы, где еще в начале XX века в крупных городах былисозданы консультационные центры по выбору профессии. В тот период «гайденс»отождествлялся с профессиональной ориентацией учащихся и ею ограничивался. Развитиепсихологии, популярность учения о психоанализе 3. Фрейда и гештальт-психологическихметодик и технологий (они рассматривают личность как единое целое), а такжевлияние теории Дж. Дьюи о приспособляемости личности к среде, расширили рамки«гайденс». Эта область стала пониматься как помощь в решениимногочисленных проблем (эмоциональных, поведенческих, учебных), с которымисталкивается личность в поисках своего места в жизни. Согласно мнению X. Петерсаи Б. Шертцера, общей целью «гайденс» в современной школе являетсяпомощь, позволяющая личности достигать своего полного развития.
В ростовской школе № 15 «гайденс»-службабыла создана в следующем составе: зам. директора по научно-методической работе(научный руководитель); зам. директора по воспитательной работе; психолог,организатор детского движения, руководитель МО классных руководителей 9-10классов (консультанты).
К конкретной цели школьной«гайденс»-службы было отнесено максимальноесоциопсихолого-педагогическое содействие личности в процессах ее идентификациии совершенствования. Конкретные задачи, вытекающие из этой цели, следующие:
адаптивная: помочь ученикуузнать свои сильные и слабые стороны, свои преимущества и лимиты; понять, каквоспринимают его другие люди;
коммуникативная: научить ученикаладить с другими людьми и понимать мир, в котором они живут; познакомить сприродой поведения людей, причин раздражения, способов контроля своегонастроения; рассказать о сущности социальной среды, в которой личностиприходится жить;
когнитивно-креативная: помочьученику получить максимум от школьных знаний, т.е. вооружить методами учебной итворческой работы, помочь выбрать программу дополнительного образования,соответствующую индивидуальным особенностям ученика; оказать посильнуюподдержку и помощь в случае неудовлетворительных успехов;
мотивационно-исследовательская: помочьученику исследовать свои интересы, склонности, способности; научить правильноих использовать в мире трудовой деятельности.
Разумеется, терминологическиеакцентуации задач весьма условны, приблизительны. На наш взгляд, вечдифференцированные задачи содержат в себе элементы адаптивности, коммуникативности,когнитивности и креативности, мотивационности, все они в определенной степениносят исследовательский характер.
Вся область «гайденс» состоитиз трех базовых частей: учебной и профессиональной ориентации школьников ируководства личностью. Рассмотрим каждую из указанных составляющих «гайденс».
1. Учебная ориентация школьников:
знакомство со школой (что весьмаважно в условиях инновационной деятельности школы);
снабжение учащихся широкойинформацией о школьных делах;
выбор программы дополнительногообразования;
выработка эффективных навыковучебы посредством рекламирования научной организации труда школьников.
В рамках охарактеризованнойбазовой части «гайденс» консультанты проводят экскурсии по школе,встречи со старшеклассниками, лекции по научной организации труда.
2. Профессиональная ориентацияшкольников:
общее знакомство с миром труда;
знакомство со специальнойинформацией по конкретным специальностям и профессиям;
диагностика с целью определенияпрофессиональной мотивации, наиболее отвечающей особенностям личности;
выработка эффективных навыковтрудовой деятельности школьников.
В рамках этой базовой части«гайденс» консультанты проводят экскурсии по вузам и ссузам,предприятиям города, организуют встречи с преподавателями высших и среднихспециальных учебных заведений, муниципальных предприятий. Совместно с Модельнымцентром занятости населения и детским психологическим центром г. Ростовапроводятся диагностические исследования на предмет определения профессиональнойпредрасположенности школьников.
3. Руководство личностьюшкольников:
изучение личностных качеств (интересыи мотивы; отношения к различным сторонам действительности; способность ксоциальной адаптации);
индивидуальное и групповоеконсультирование;
проведение экспериментальнойработы.
В рамках третьей базовой части«гайденс» при изучении личностных качеств используются тесты,инвентарии, оценочные шкалы, проверочные списки, техника ассоциаций, техникавыбора, социометрические методы. На основании анализа полученной информацииорганизуются индивидуальные и групповые консультации, призванные помочь личности(личностям) правильно вести себя в окружающем мире и т.п.
Эффективность «гайденс»-экспериментав СШ № 15 г. Ростова подтверждается тем, что в последние несколько лет навнутришкольном контроле находятся (зарегистрированы) 10 учащихся из 500школьников, что составляет лишь 2%, а на контроле в городской инспекции попрофилактике правонарушений несовершеннолетних — ни одного ученика.
На внедрение «гайденс»-системына школьном уровне администрация школы решилась после подведения итоговмноголетнего (с 1997 по 2000 гг.) эксперимента на базе городского культурногоцентра «Ковчег». Здесь на общественной, благотворительной основеразвиваются и раскрывают свои таланты дети, подростки и молодежьмуниципалитета, в том числе и из категории трудных, педагогически запущенных. В«Ковчеге» функционируют различные секции, группы, подразделенияклубного типа, среди них:
литературное объединение «Ковчег»;
детское литературно-творческоеобъединение «Вдохновение»;
молодежнаялитературно-творческая группа «Новые имена»;
философско-эзотерическая группа«Постижение»;
экологический клуб «Гармония»;
исторический клуб «Клич»;
секция «Живая музыка»;
лингвистическая ассоциация«Язык и культура».
Основной целью деятельностиуказанных «ковчеговских» формирований является приобщение к духовнойкультуре, общечеловеческим ценностям, привлечение к различным отраслямсамодеятельного творчества широких слоев городского населения, в первую очередьдетей, подростков и молодежи муниципалитета. О результативности их работыписали международные издания — журнал «Вестник благотворительности» (№1 за 2001 г., с.66-67) и бюллетень Института проблем гражданского общества«Объединенные ресурсы» (№ 1 за 2001 г., с.4-6). Эффективностьпросветительской деятельности «Ковчега» освещена на страницахсборников «Экологические акции в России: руководство к действию» (совместныйпроект Института социологии РАН и голландской неправительственной организации «Міііеп-Kontakt Oost Еигора» 1996-1997 гг.), «Российскиенекоммерческие организации — лучший практический опыт» (российско-американскийпроект Института содействия общественным инициативам «1SAR»и упомянутого выше ИПГО, 1998-1999 гг.), а также на страницах многих научныхсборников.
/>
Рис.3. Модель конструированиякоррекционко-педагогических технологий в работе с «трудными» подростками
3. Сущность «гайденс» — эксперимента набазе культурного центра
«Ковчег» заключалась вследующем:
I этап, инвентаризационный. Назаседании координационного совета ГКЦ «Ковчег» была произведенаоценка имеющихся человеческих, материальных, методико-дидактических и иныхресурсов, разработана концепция социализации личности посредством развития (в т.ч. воспитания) креативных ее качеств.
II этап,организационно-методический. На заседаниях правлений каждой секции ГКЦ «Ковчег»были разработаны концептуальные программы развития и адаптации личностипосредством просветительской и консультационной работы по актуальным вопросамжизнедеятельности и жизнетворчества членов и посетителей «Ковчега». Вэтих программах предусматривались консультации и тренинги по проблемамсамоидентификации и самосовершенствования личности, по преодолению дезадаптациив мировосприятии и микроощущении (в макро-и микросоциумах).
III этап, внедренческий. Вкаждой секции ГКЦ «Ковчег» началась социализирующая экспериментальнаяработа, в которой были задействованы школьные учителя, преподаватели ВУЗов (вчастности, Ростовского института Южно-Российского государственного техническогоуниверситета, Южно-Российского государственного университета экономики исервиса, Южно-Российского гуманитарного института и ссузов города, сотрудникимуниципальных СМИ (в частности, «Воскресной газеты», газет «Квашим услугам», «Поле зрения», «Тумба» и др.), членыСоюзов писателей РФ, российских писателей, журналистов РФ — энтузиастыгородского культурного центра «Ковчег».
IV этап, оценочный. Назаседаниях координационного совета ГКЦ «Ковчег», правлений каждой«ковчеговской» секции ежемесячно и ежеквартально подводилисьпромежуточные результаты «гайденс»-эксперимента, намечались новыесоциализирующие задачи, производились необходимые уточнения и коррективыконцепции социализации личности в рамках городского культурного центра,концептуальных программ развития и адаптации личности в его отдельных секциях.
Эффективность «гайденс»-экспериментав культурном центре «Ковчег» г. Ростова подтверждалась тем, что напротяжении нескольких лет социализирующему (корректирующему) воздействиюподвергнуты в общем 20160 человек, по 5040 человек ежегодно (с 1997 по 2000 г).Приведенные цифры реальны по следующим основаниям:
а) работа секций городскогокультурного центра «Ковчег» проводится ежедневно;
б) каждый день его секциипосещают в среднем 15 человек (соответственно 105 человек еженедельно, 420человек ежемесячно).
За указанный период ни один члени посетитель «Ковчега» не был привлечен к административной илиуголовной ответственности. Кроме того, в превентивных целях были временнораспущены две секции: интеллектуально-исследовательское общество «Совершенство»и клуб авторской песни «Гриф». Координационный совет принял эторешение по следующим мотивам:
а) нарушение временного режимаработы (занятия в этих секциях велись до 23 часов и позднее — вместо 21-22часов, в соответствии с графиком);
б) нарушение правилпротивопожарной безопасности (руководители допускали курение в помещении,использование свечей вместо электрического освещения);
в) нарушение правил общения вкультурном центре (во время занятий в секциях руководители не препятствовалиупотреблению некоторыми посетителями «Ковчега» вина и пива).
Практически по аналогичныммотивам проведены перевыборы руководителя литературного объединения «Ковчег».Эти оперативные меры значительно оздоровили общую психологическую и моральнуюатмосферу в среде поэтов и писателей, стали наглядным уроком для молодойпоэтической поросли.
На II (антагонистической) стадииналицо более затяжная и глубокая степень запущенности, требующая более сложнойсогласованной системы средств, которыми приходится варьировать с учетомизменяющихся внешних и внутренних условий развития личности. Как показываетопыт, в этот период оправдывают себя следующие корректирующие средства:
резкая трансформация личностнойпозиции в системе взаимоотношений с окружающими индивидами (например, временноелишение доверия, отстранение от занимаемой общественной должности в системедетского самоуправления или предоставление новой ответственной и более увлекательнойроли);
развенчание (или разоблачение) ложныхстремлений конкретной личности перед коллективом или группой товарищей;
умение увлечь «трудных»новыми, лучшими перспективами, поддержать позитивные мотивы и стремленияличности;
наложение наказаний при опоре наобщественное мнение;
усиление контроля со стороныклассного руководителя (или школьной администрации, органов самоуправлениякласса и школы), учителей-предметников, родителей, лиц, осуществляющих шефствонад «трудными».
Если на I (ситуативной) стадиипроявляется профилактический характер коррекционной педагогики, то на II (антагонистической)стадии речь идет об активном воспитательном вмешательстве в условия жизниподростков и молодежи, внесении в них коренных изменений, сопровождающихсяломкой негативных стереотипов личностного развития.
На III (доминирующей) стадиипрофилактической работы и активного вмешательства в процесс личностногоразвития недостаточно. Помимо ломки антиобщественных стереотипов проявленияиндивидуума необходим педагогический «взрыв» (по А.С. Макаренко). Безсовместных усилий школы, семьи, милиции и, что стало весьма актуальным в нашевремя, медицины и религии коррекция «трудных» представляетсясовершенно невозможной. В частности, детская преступность растет постоянно. Поданнымотдела профилактики правонарушений несовершеннолетних УВД г. Ростова, за девятьмесяцев 2001 г. детская преступность выросла на 44,4% по сравнению саналогичным периодом 2000 г.; почти все юные нарушители закона и моральных норм- выходцы из неблагополучных семей. Такова картина в среднестатистическомгороде; в больших и крупных городах ситуация выглядит еще более тревожной.
К основным причинам массовойдезадаптации подростков можно отнести:
отсутствие взаимопонимания исплоченности между ведомствами, причастными к профилактической, в том числекоррекционной, работе с несовершеннолетними правонарушителями;
слабую организацию досуга детей,подростков, молодежи (в частности, множество бесплатных школьных секций икружков существуют подчас только на бумаге, а популярные в молодежной средедискотеки дают скорее негативный, чем положительный эффект, являясьрассадниками пьянства, наркомании, сексуальной распущенности);
невозможность для «трудных»трудоустроиться на временные рабочие места (трудоустраиваются на подобные местаот службы занятости в основном благополучные дети из благополучных семей, чтобызаработать на лишнюю пару кроссовок).
Что же можно сделать дляулучшения ситуации на III стадии? На наш взгляд, весьма эффективными могут бытьтакие меры:
повсеместное создание городских(районных) реабилитационных центров для «трудных» с привлечением кработе в них педагогов и психологов, криминологов и психиатров,священнослужителей и деятелей культуры, а также наркологов;
открытие для «трудных»рабочих мест на муниципальных предприятиях по благоустройству;
возрождение системыприемников-распределителей для беспризорных детей и подростков (не взамен, апараллельно с существующей ныне системой соцприютов, достаточнобюрократизированной, по мнению работников милиции и педагогов).
На наш взгляд, следуетвоспользоваться положительным опытом по предупреждению антисоциальногоповедения детей и подростков, накопленным в США, Франции, Германии и другихразвитых странах. В частности, весьма перспективными представляются специальныедетско-юношеские подразделения полиции, работники которых организуют спортивныеигры с юношами и девушками прямо на городских улицах, устраивают конкурсы налучшие художественные произведения и т.п. Опыт ростовской СШ № 83, где почтиполовина детей относится к «трудным», показал значимость такихмероприятий и в российских условиях: в открытые здесь «правовые» классы,курируемые УВД города, записалось большинство дезадаптированных подростков. Необходимотакже поддерживать деятельность различных филантропических объединенийаналогичной ориентации, усиливать авторитетность скаутских организаций вдетской, подростковой и молодежной средах.
Заключение
Не менее актуальной становитсяпроблема создания в школах классов специального обучения — не только дляумственно отсталых, для детей с нарушением двигательного аппарата, дляслабовидящих и слепых, для слабослышащих и глухих, для исправления речи, но идля социально и эмоционально неуравновешенных детей и подростков.
По-видимому, не потерялозначимости утверждение прогрессивного американского педагога И. Адлера,пришедшего еще в конце 50-х годов XX в. к такому выводу: «Детскаяпреступность — это не болезнь отдельных семей и детей. Это социальная проблема,корни которой сидят глубоко в нашем общественном строе. Моральное заболеваниемолодежи — это следствие и отражение болезни нашего общества. Правильнееговорить не о детях-преступниках, а о детях в преступном обществе».
Литература
1. Малькова З.А. Современная школа в США — М., Педагогика, 1999 — 420 с.
2. Современная педагогика 2009, № 3 с.32-39
3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развитиядетей — М, Владос, 2005 — 431 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.