Реферат по предмету "Педагогика"


Неурочные формы организации обучения

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава1. Современные формы организации неурочной деятельности
1.1Анализорганизации неурочной учебной деятельности учащихся
1.2Взаимосвязь неурочной деятельности с другими формами организации обучения
1.3Неурочные формы в процессе обучения музыке
Выводыпо Главе 1
Глава2. Применение неурочных форм в процессе обучения музыке
2.1Программа занятий
2.2Результаты исследования
Выводыпо Главе 2
Заключение
Списокиспользуемых источников
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьисследования. Современная школа — базовое звено образования, в котором в первуюочередь осуществляются процессы реформирования. Современная школа должнаформировать целостную систему универсальных знаний, навыков, умений, а такжеопыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то естьключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Одной из целейпреобразований признается повышение уровня организации учебного процесса.
На этом фоне актуальнойстановится педагогическая проблема, связанная с поиском новых организационныхформ учебной деятельности, которые были бы адекватны современнымсоциокультурным условиям.
Решение данных проблемвозможно в системе неурочной учебной деятельности учащихся, объединившейразнообразные формы и методы организации и позволяющей придать новую динамикуобразовательному процессу при сохранении и эволюционном развитии наиболееперспективных форм, методов и структур в традиционной классно-урочной системеобразования.
Многообразие формобучения неурочных форм организации обучения порождает богатство условий дляразнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекспсихических процессов ученика, что обусловливает не только расширение диапазонабазового образования, но и получение специальных научных и профессиональныхзнаний, навыков и умений.
Развитие системынеурочной учебной деятельности придает процессу образования творческийхарактер, обусловливает его целостность и многомерность, органично укладываясьв концепцию непрерывности образования.
Проведенный анализсостояния организации неурочных форм учебной деятельности учащихся выявил неполнотуисследования подобной организационной формы учебной деятельности. Это позволяетутверждать, что, несмотря на признаваемую всеми значимость этого явления в педагогическойпрактике, оно не реализовало своих объективных возможностей в полной мере, последующим причинам:
-органы образования,образовательные учреждения не используют возможности неурочных форм дляповышения эффективности обучения и воспитания детей;
-большинство педагоговне готово к работе в поисковом режиме, выявлению детей, склонных к такойдеятельности;
-программно-методическоеобеспечение поисково-исследовательской работы с учащимися разработанонедостаточно;
-выявление и развитие«творческого» ребенка проходит путем стихийного отбора, а не на основесовременных представлений о природе одаренности, психолого-педагогическихсредств поддержки и помощи таким детям.
Актуальность проблемыопределяется необходимостью
разрешения указанных противоречий, а также необходимостью целостного теоретическогоосмысления сущности, структуры и особенностей системы неурочной формыорганизации учебной деятельности учащихся, позволяющей расширить диапазонбазового образования, создать оптимальные условия для саморазвития личности;
С учетом названныхпротиворечий проблема исследования заключатся в изучении процесса совершенствованияорганизации системы неурочной формы организации учебной деятельности в условияхизменения современной общеобразовательной школы.
Объект исследования –неурочные формы организации учебной деятельность в общеобразовательной школе.
Предмет исследования — организация системы применения неурочных форм учебной деятельности вобразовательном пространстве современной школы и педагогические условия еесовершенствования.
В основу исследованиябыла положена гипотеза, согласно которой совершенствование организации системы неурочныхформ организации учебного процесса позволяет более эффективно организоватьпроцесс обучения.
Цель исследования —повышение эффективности учебной деятельности в общеобразовательной школе засчет поиска и использования имеющихся резервов совершенствования организациисистемы неурочных форм в условиях образовательного пространства.
Задачи исследования:
1)        рассмотретьмногообразие неурочных форм организации обучения;
2)        разработатьтехнологию опытно-экспериментальной работы по внедрению организации системынеурочной учебной деятельности в рамках обучения музыке.
Экспериментальная базаисследования. Местом проведения опытно-экспериментальной работы стала СОШ № 9г. Павлодара. Исследованиями были охвачены ученики 5-6 классов.
Структура работы.Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложений. В первойглаве приводятся теоретические аспекты изучения неурочных форм организацииобучения. Вторая глава содержит сведения о практическом внедрении современныхнеурочных форм обучения в процессе преподавания музыки в общеобразовательнойшколе, а также результаты психологического исследования.

ГЛАВА1.СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
1.1     Анализ организации неурочной учебной деятельностиучащихся
Образовательныйпроцесс современной школы характеризуется плюрализмом разнообразных способоворганизации и форм обучения [1].
Подформой обучения понимается целенаправленная, четко организованная, содержательнонасыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательногообщения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся [2]. Форма — установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительныхпризнаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающаяспецифическими свойствами; установленный образец чего-либо [3].
Формаобучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания,обучающих средств и методов. В методиках преподавания различных предметов напротяжении многих десятилетий исторически установились многообразные формыучебной работы. В дополнение к основной форме преподавания предметов учебногоплана – уроку — в практике школ складывались другие формы учебной работы сучащимися, реализуемые в системе неурочной учебной деятельности.
Созданиев современной школе самостоятельной структуры, реализующей все многообразие неурочнойучебной деятельности, обеспечивает сближение основного и неурочногообразования. Сегодня неурочные формы организации обучения — это важная частьобразовательного процесса современной школы.
Включениенеурочных форм в образовательный процесс современной школы содержательноучитывает преобразования, произошедшие в нем, связанные с изменением парадигмышкольного образования Полнота образования в условиях современного социума неможет быть обеспечена лишь одной из форм обучения, поэтому концепциявзаимодополняемости как расширение образовательных ресурсов может обеспечитьполноценное развитие базовых способностей растущего человека [4].
Возникшиевначале как необязательные внеклассные и внешкольные занятия и экскурсиипостепенно стали включаться в качестве непременных компонентовучебно-воспитательного процесса при определенном тяготении их к уроку какцентру.
Н.М.Верзилин и В.М. Корсунская говорят о «системе форм преподавания», подчеркивая,что «преподавание… успешно только в том случае, если работа учителя сучащимися во всех ее формах представляет целенаправленную систему обучения ивоспитания, развивающую в единстве… понятия, диалектико-материалистическоемировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы» [5]. Помнению этих исследователей, форма преподавания — это организацияучебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиямее проведения (в классе, в природе и т.п.). Авторы считают, что в методическиправильно организованном процессе преподавания все формы обучения взаимосвязаныс основной формой — уроком, помогая развивать предметные понятия, мировоззрение,мышление и практические умения.
Попыткисистематизировать различные формы обучения, реализуемые в образовательномпроцессе школы, предпринимались многими исследователями в области педагогики.Основные принципы классификации различных форм обучения в советской школеустанавливаются в 60-е годы двадцатого столетия. Наиболее полно они нашли своеотражение в классификации, предложенной Н.М. Верзилиным и В.М. Корсунской вучебнике для студентов «Общая методика преподавания биологии», вышедшем в 1983году.
Г.М.Муртазин, характеризуя систему внеурочной работы, перечисляет такие ее формыкак внеклассные занятия (индивидуальная работа в кабинете, кружки, вечера,олимпиады), факультативные занятия, ролевые игры, экскурсии и другие. Вместе стем, он отмечает, что кружковые или факультативные занятия быстроразваливаются, если они лишены исследовательского, частично-поискового методови других самостоятельных творческих работ учащихся по интересам. [6].
Подобныеже классификации были приняты до настоящего времени и другими исследователями.Согласно классификации В.Г. Крысько выделяется три основные вида современныхформ обучения:
-учебно-плановые(имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированиюмировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин,выработку определенных навыков и умений);
-внеплановые(позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор);
-вспомогательные(обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуюткак преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от единого уровняобщего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебнуюпрограмму школьников) [7].
Рассмотреннаявыше классификация более содержательно учитывает изменения, произошедшие вобразовательном процессе современной школы, связанные с индивидуализациейпроцесса обучения, приоритетами развивающих технологий обучения и другимиинновациями.
1.2Взаимосвязь неурочной деятельности с другими формами организации обучения
Внастоящее время многие педагоги знают и широко применяют такие понятия каквнеклассная, внеурочная и неучебная деятельность школьников. При этом мы частозаменяем одно понятие другим, не задумываясь о происхождении или значении этихпонятий. Например, проведение конкурсов самодеятельности и постановкуспектаклей часто называют неучебной деятельностью школьников. Однако многиетакие мероприятия решают и учебные задачи, что относит их к внеурочнойдеятельности школьников.
Попробуемразобраться в этом вопросе, рассмотрев различные виды деятельности школьников иих взаимосвязь.
Видыдеятельности школьников условно можно классифицировать по следующим признакам:
•по месту проведения (классная и внеклассная деятельность);
•по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);
•по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность). [8]
Видыдеятельности, сгруппированные согласно перечисленных признаков взаимосвязанымежду собой в соответствии с отношениями, отраженными на схеме 1.
/>
Схема1.Взаимосвязь различных видов деятельности школьников
Рассмотримвзаимосвязь классификаций по месту и по времени проведения деятельностишкольников.
Вклассе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочныезанятия проводятся вне класса (урок природоведения в парке, физкультура наспортивном стадионе). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и вовнеурочное время.
Всвязи с вышесказанным допустимо отождествлять понятия классной и урочнойдеятельности, а так же внеклассной и внеурочной деятельности.
Рассмотримвзаимосвязь деятельности школьников по времени проведения и по отношению крешению учебных задач.
Невозможнопровести взаимосвязь между урочной и неучебной деятельностью, т.к. на урокахнепосредственно решаются поставленные учебные задачи. Многие неурочные занятия,такие как кружки и факультативы призваны решать учебные задачи. Художественные,театральные студии, спортивные секции проводятся во внеурочное время, но могутбыть не связанными или опосредованно связанными с решением учебных задач, чтоотносит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьниковсоответственно.
Рассмотримвзаимосвязь внеурочной и внеучебной деятельности школьников. Представимвзаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников в видемножеств (см. схему 2).
/>
Схема2. Взаимосвязь неурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников
Внеурочнаяработа — составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организациисвободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной(внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методамидополнительного образования детей. [9]
Неурочнаяработа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одногокласса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную исоциально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч синтересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующимобсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Неурочная работа– это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе,между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученическогоколлектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановойнеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников,способствовать решению задач нравственного воспитания. [10]
Такаятрактовка неурочной работы условна, но ее выделение из системы дополнительногообразования детей представляется целесообразным, так как позволяет лучше понятьее границы и специфику.
Несомненно,неурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда делокасается создания условий для развития творческих интересов детей и включенияих в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другуюдеятельность.
1.3Неурочные формы в процессе обучения музыке
Вкачестве примеров неурочных форм обучения музыке рассмотрим хор, ансамбль иоркестр.
Хор (др.-греч.χορός толпа) - хоровоой коллектив, пеевческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов(хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.
Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтетаи т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) илиболее человек исполняющих одну и ту же партию.[11]
Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хораназывают регентом.
Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии:
— сопрано,
-альты,
-тенора,
-басы.
Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этихосновных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий.
Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение безсопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождениеможет включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, илицелый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучиванияпроизведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано;также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучиваниихоровых произведений a cappella.[12]
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать следующим образом:
-смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) состоит из женских имужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужскиеголоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бываютподразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса:сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II,басы I и II;
-хор мальчиков и юношей состоит из тех же четырех основных партий, что исмешанный, но партию сопрано исполняют мальчики — дисканты, партию альтов —контратенора — юноши, поющие фальцетом; партии теноров и басов в такомхоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
-женский хор состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партиина два голоса: сопрано I и II, альты I и II;
-мужской хор состоит из теноров I и II, баритонов и басов.Может дополняться партией контратеноров, поющих фальцетом;
-детский хор состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногдаиз трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны идругие варианты.
С точки зрения манеры пения различают:
-академические хоры, поющие в академической манере, основанной на эталонеевропейского академического (оперно-концертного) певческого тона;
-народные хоры, поющие в народной манере. [13]
Хоры могут иметь разный статус.
-Профессиональные хоры могут быть как независимыми, так и поддерживатьсягосударстовом. Ведут регулярную концертную деятельность. Состоят изпрофессиональных певцов.
-Любительские хоры объединяют людей, для которых пение в хоре — этохобби. Могут существовать при дворцах культуры, клубах, при организациях иучреждениях, при (немузыкальных) учебных заведениях и т. п.: хорстудентов, хор сотрудников, хор ветеранов.
-Церковные хоры участвуют в церковных службах.
-Учебные хоры существуют в учебных заведених (музыкальных,музыкально-педагогических училищах, колледжах, консерваториях, музыкальныхакадемиях, институтах искусства и культуры, и пр.), готовящих профессиональныекадры в области хорового искусства и музыкального воспитания. [14]
Ансамбль (отфранцузского ensemble — «вместе») — означает совместное исполнениемузыкального произведения несколькими участниками или музыкальное произведениедля небольшого состава исполнителей.
В соответствии с количеством исполнителей (от двух до десяти), ансамбльназывается дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом,октетом, нонетом или дециметом — по латинским названием цифр.
Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерноймузыки, но входят также и в состав опер, ораторий, кантат. ВИА(вокально-инструментальные ансамбли) были распространены в России в семидесятыхгодах.[15]
Оркестр -многочисленный инструментальный ансамбль, то есть коллектив музыкантов,играющих на музыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальноепроизведение. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из егомузыкантов, образуют группы, играющие в унисон.[16]
Духовым оркестром называют оркестр, состоящий исключительно из духовых и ударныхинструментов. Основу духового оркестра составляют широкомензурные и обычныемедные духовые инструменты — корнеты, альты, теноры, баритоны, басы, трубы,валторны, тромбоны. Также в духовых оркестрах используются деревянные духовыеинструменты: флейты, кларнеты, саксофоны, в больших составах — гобои и фаготы.Духовой оркестр отличается мощной, яркой звучностью и поэтому часто применяетсяне в закрытых помещениях, а на открытом воздухе (например, сопровождаякакое-либо шествие). Для духового оркестра типично исполнение военной музыки.
/>Струнный оркестр по сути представляет собой группу смычковыхструнных инструментов оркестра симфонического. В струнный оркестр входят двегруппы скрипок (первые скрипки и вторые скрипки), а также альты, виолончели и контрабасы.Такой тип оркестра известен с XVI—XVII века.
/>В различных странах получили распространение оркестры,составленные из народных инструментов, исполняющие как переложенияпроизведений, написанных для других составов, так и оригинальные сочинения. Вкачестве примера можно назвать оркестр русских народных инструментов,включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны,жалейки и другие инструменты. Идея создать такой оркестр была предложена вконце XIX века балалаечником Василием Андреевым. В ряде случаев в такой оркестрдополнительно вводят инструменты, фактически не относящиеся к народным: флейты,гобои, различные ударные инструменты. [17]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в качестве неурочных форм впреподавании музыки возможно применение следующих видов хора: детский,народный, любительский, учебный. Также возможна организация ансамбля исамодеятельного оркестра, который может быть духовым либо народным.
ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ 1
На основаниисказанного можно заключить, что в современной педагогике различают общие формыобучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организацииучебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, техническоготворчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.).
Формаорганизации обучения — это исторически сложившаяся, устойчивая и логическизавершенная организация педагогического процесса, которой свойственнысистематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер,постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.
Применяемые всовременной системе образования разнообразные формы организации учебногопроцесса тесно связаны между собой, при этом следует отметить, что неурочнаяформа организации учебной деятельности находится в тесной взаимосвязи с такимиформами как учебная и внеучебная деятельность.
Выделяютследующие виды неурочной формы организации учебного процесса:
-проекты;
-научно-исследовательскаяработа;
-системакружков и клубов по интересам;
-факультативыи т.д.
Как уже отмечалосьвыше, в вопросах развития творчества, неурочная деятельность должна играть неменьшую роль, чем учебная.
Неурочнаяработа по развитию творческих способностей детей включает в себя и общешкольныемероприятия: такие как фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческихработ и т.д., так и мероприятия проводимые по параллелям и внутри классов.Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые идля развития личности ребенка и для развития коллектива.

ГЛАВА2. ПРИМЕНЕНИЕ НЕУРОЧНЫХ ФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ
 
2.1Программа занятий
Современному человекукак никогда важно приобщение к мировым культурным традициям. Это повышаетадаптивные возможности человека в нестабильных условиях, способствует успешностиего социализации, позволяет творчески подходить к решению проблем. Культуравыступает как фактор творческого жизнеустройства.
Декларируемая внастоящее время идея гуманизации и гуманитаризации образования может бытьреализована только посредством глубокого проникновения культуры и искусства всодержание образования. Это повлечёт за собой пересмотр методов и средстврешения воспитательно-образовательных задач, расширение прав искусства в школе,предоставление ему достойного места в системе образования.
Воспитание детей навокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного иэстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная формаработы с детьми различного возраста.
Занятия в ансамблепробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность,основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьнуюэстраду. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальнуюкультуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Вот почему сегоднясо всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной идополнительной музыкальной работой.
Музыкально-эстетическоевоспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязанои неразрывно. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пениюв ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят ввокальному искусству.
В программепредусматривается следующая последовательность и порядок изучения:
4 часа в неделю, 144часа в течение года, 80 часов на индивидуальную и концертную деятельность. Программарассчитана на обучение детей в возрасте 11-13 лет.
Цель: привитьлюбовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальныепроизведения.
Задачи:
1)        Наоснове изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса,современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины,ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовномунаследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2)        Научитьвоспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждогочеловека.
3)        Оформитьнавыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальнойграмоты, сценической культуры, работе в коллективе.
4)        Развиватьиндивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений.Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствоватьформированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привитьосновы художественного вкуса.
5)        Сформироватьпотребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости,значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
Реализация задачосуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которыхявляется сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретацийисполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации,движения под музыку, элементы театрализации.
Программапредусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой,фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрываетсодержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретическойи практической частей. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту,работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическаячасть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальныхпроизведений. Музыкальную основу программы составляют произведениякомпозиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразныедетские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников.Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости,художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особыхпраздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии среальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет местоварьирование.
В качестве главныхметодов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системногоподхода, импровизации и сценического движения.
1)        Стилевойподход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование учленов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения.Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2)        Творческийметод: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель еепрактического воплощения.
3)        Творчествопонимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку ипоэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественнойдеятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевойимпровизации, музыкально- сценической театрализации
4)        Всвязи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокальногокружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность,инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
5)        Системныйподход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющихкомпонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертнойдеятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношениечастей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения ссодержанием всей структуры вокальной программы). Использование системногоподхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
6)        Методимпровизации и сценического движения: это один из основных производныхпрограммы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелоеисполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями ислушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене,сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствиеисполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднятьисполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходитсяследить не только за голосом, но и телом.
7)        Программаимеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается вопоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первая ступень обучения.
«Звучащий мой голос».Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен измультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Вторая ступеньобучения.
«Могу красиво петь».Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песнииз мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагаетсяголосные импровизации, пунктирный ритм.
Третья ступень обучения.
«Звучит, поет моядуша!» Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет.Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии,популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация.Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышаетсяисполнительское мастерство.
Отдельного озвучиваниятребует теоретический раздел (индивидуальный для каждого обучающегося), которыйвключает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение иобобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучениенотной грамоты не определяется как самоцель, пение «сольфеджио» допускается, ноне ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведениявоплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса исценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведениюна сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Принципиальнойустановкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности впреподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействияпредлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка.Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичьвеликий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природныминструментом – голосом.
Данная программа позволяетпедагогам четко организовать работу вокальной студии или кружка. Но четкаярегламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка ипедагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированныйподход со стороны детей и педагога того, что касается возможной заменыотдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокальногоматериала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертнойдеятельности. Необходимо произведения приурочивать к тем или иным праздникам идатам. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокального кружка.(Приложение А)
Планируемый результат.
Первая ступеньобучения:
1)        наличиеинтереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческомусамовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие вмузыкально-драматических постановках);
2)        владениенекоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
3)        проявлениенавыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение,правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнятьмузыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулироватьпри исполнении);
4)        уметьдвигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
5)        стремлениепередавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильнораспределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе,усовершенствовать свой голос;
6)        умениеисполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой,пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Втораяступень обучения:
1)        наличиеповышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям,вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие вимпровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
2)        увеличениесценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
3)        проявлениенавыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия,фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов –принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
4)        умениеисполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующимвокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильноераспределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
5)        усложнениерепертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
6)        участиев конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильнодвигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Третья ступеньобучения:
1)        проявлениенавыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосныхпроизведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмическиерисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм;
2)        умениеисполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с егопринадлежностью к лирике, драме, эпосу;
3)        участвоватьв музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использоватьэлементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве,повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистскойдеятельности;
4)        исполнятьдвухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов,умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
5)        услышатькрасоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
6)        умениесамостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемымпроизведениям различных стилей и жанров;
7)        умениепеть под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом идыханием в период мутации. (Приложение Б)
2.2Результаты исследования
В процессе реализациипредложенной программы, проводилось психологическое исследование, в рамкахкоторого проводилась комплексная диагностика познавательных способностейучащихся, обучающихся в вокальной группе и по традиционной урочной системе, вучебного года.
Выявлялся уровеньразвития интеллектуальных способностей в начале обучения в вокальной группе ивне ее, проведена контрольная диагностика в начале и в конце учебного года. Какпоказали результаты, в вокальной группе показатели интеллектуального развитиязначительно выше, чем в контрольном классе (см. Рис.2). Анализ структурыинтеллекта также показал более высокий уровень овладения такими логическимиоперациями как анализ, синтез, классификация, обобщение.
/>
Рисунок 1. Диагностикаинтеллектуальных способностей
Таким образом, посредствомстандартизированных интеллектуальных тестов выявились группы детей с высоким ивыше среднего уровнем мышления. На момент начала обучения количество учащихся свысоким и средним уровнем интеллекта в вокальной и контрольной группах былопрактически одинаковым (66% и 65%). В конце первого года обучения показателиуровня развития интеллекта значительно выше у детей, занимающихся в вокальнойгруппе. Дети успешно овладели логическими операциями: анализ, синтез,классификация, обобщение.
В шестых и седьмыхклассах было проведено анкетирование учащихся по выявлению интересов к учебнымпредметам. По сравнению с предметами математики, русского языка, литературы,физической культуры ученики отдают предпочтение уроку музыки. Этосвидетельствует о достаточно высоком уровне развития учебной мотивации кданному предмету (см. Рис.3).
/>
Рисунок 2.Карта интереса к учебным предметам у учащихся 6 — 7-х классов
Анкетирование учащихсяпо карте интересов показало, что учащиеся проявляют значительный интерес куроку музыки. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития учебноймотивации к данному предмету
С целью выявленияотношения учащихся к учителю было проведено анкетирование учащихся шестых — седьмых классов «Учитель глазами детей». Учащиеся высоко оценили гностическиеспособности учителя, эмпатии и эмоциональность. Результаты анкетированиявыявили демократический стиль общения учителя с учащимися, его высокийпрофессионализм, стремление к установлению доверительных конструктивныхотношений (см. Рис.3)

/>
Рисунок 3. Отношение учащихсяк учителю. Оценка его профессионализма и стиля общения
Результатыанкетирования свидетельствуют о положительном отношении учащихся к педагогу вцелом. Высокую оценку получили гностические способности учителя. Дети отмечаютвысокий профессионализм учителя, эрудицию. Достаточно высоко оцениваютсяспособности к сопереживанию, сотрудничеству, т.е. эмпатические способности.Стиль общения учителя с учащимися – демократический. Учитель стремится строитьсвои отношения с учащимися на конструктивной основе, на уважении их личностныхособенностей.
Исследование знаний,умений и навыков учащихся, можно представить следующей таблицей. (Таблица 1)

Таблица 1. Динамиказнаний, умений и навыков у детей, занимающихся в ансамбле (1-ый год обучени).Ф.И. ученика ЗУНы до занятий в ансамбле ЗУНы после занятий в ансамбле Владение нотной грамотой Проявление навыков вокально-хоровой деятельности Стремление передавать характер песни Умение правильно распределять дыхание Умение исполнять легато, нон-легато Наличие повышенного интереса к вокальному искуству Владение нотной грамотой Проявление навыков вокально-хоровой деятельности Стремление передавать характер песни Умение правильно распределять дыхание Умение исполнять легато, нон-легато Наличие повышенного интереса к вокальному искуству Алимова Динара + + + + + + + + + + Ахметов Булат + + + + + + + + + + Баталов Володя + + + + + + + + + Дементьева Лена + + + + + + + + + Егорова Катя + + + + + + + + + + Миронов Степан + + + + + + + + + + Ордабеков Бахтияр + + + + + + Сакенов Ислам + + + + + + + + + Юхтовская Лена + + + + + + + + + + Яковлев Миша + + + + + + + +
Таким образом, можноотметить, что до начала занятий в ансамбле 50% участников не владели нотнойграмотой, 100% участников проявляли навыки вокальной хоровой деятельности, 50%участников ансамбля стремились передавать характер песни, 60% умели правильнораспределять дыхание, умением исполнять легато и нон легато обладали 50 %участников, повышенный интерес к вокальному искусству проявляли 60% участниковколлектива. К концу первого года обучения результаты выглядели следующимобразом. Нотной грамотой овладели 100 % участников коллектива, 100% участниковпроявляют навыки вокальной хоровой деятельности, 70% детей стремятся передаватьхарактер песни, 80% умеют правильно распределять дыхание, умением исполнятьлегато и нон легато обладают 90 % участников, повышенный интерес к вокальномуискусству проявляют все участники коллектива, т. е. 100%. Наглядно динамикуЗУНов представлена следующим графиком (см. Рис. 4)
/>
Рис. 4. Динамика ЗУНов.
Анализ результатовработы по предложенной системе музыкального образования позволяет сделатьвывод, что она действительно способствует раскрытию творческого потенциаладетей, создаёт условия для развития их природных задатков, формирует творческуюличность.
ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ 2
Таким образом, можносделать вывод, что развитие творческих способностей школьников и их творчестводолжно проходить и в учебной и в неучебной деятельности, причем деятельностьэта должна координироваться.
Внеурочная деятельностьпо развитию творческих способностей ребенка, как и учебная, должна быть четкоспланирована, должна использовать различные формы индивидуальной, групповой имассовой работы, активно привлекать родителей к участию в развитии творческихспособной их детей.
Особо подчеркнем, чтоосновное направление в развитии творческих способностей школьников связано споиском и применением различных путей и средств достижения этой цели, средикоторых можно выделить создание условий для выявления и развития у всех безисключения детей (так как нет детей неталантливых), с учетом индивидуальныхособенностей ребенка; поощрение творческого поведения; создание атмосферы,способствующей развитию творческих способностей, создание проблемных ситуаций,в решении которых роль ученика становится активной; разработка методик иучебных планов, направленных на развитие творческих способностей школьников;планирование и координация учебной и внеурочной деятельности по развитиютворческих способностей.
Представленная в даннойглаве программа неурочных занятий вокального кружка не только позволяет вестицеленаправленную работу по привитию любви к вокальному искусству и научениюправильно исполнять вокальные произведения, ее реализация также способствуетинтеллектуальному развитию учащихся, более успешному овладению ими логическимиоперациями: анализ, синтез, классификация, обобщение. кроме того, реализацияданной программы способствует проявлению значительного интереса учащихся курокам музыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данногоисследования являлось повышение эффективности учебной деятельности вобщеобразовательной школе за счет поиска и использования имеющихся резервовсовершенствования организации системы неурочных форм в условияхобразовательного пространства.
Для достиженияпоставленной цели исследования, в ходе написания работы были реализованыследующие задачи:
1)        рассмотреномногообразие неурочных форм организации обучения, выявлена взаимосвязьнеурочных форм с учебными и неучебными формами организации обучения;
2)        разработанапрограмма занятий в ансамбле, направленная на пробуждение у школьников 5 – 6(7)классов интереса к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь насимпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Невызывает сомнений тот факт, что неурочная работа тесно связана с дополнительнымобразованием детей, когда дело касается создания условий для развитиятворческих интересов детей и включения их в художественную, техническую,эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Неурочнаяработа — составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организациисвободного времени учащихся. Направления, формы и методы неурочной работыпрактически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительногообразования детей.
Впоследние годы содержание музыкального образования обновлялось в расширительномплане: введение фольклора, духовной музыки, новых произведений и жанров,привлечение других видов искусства. Однако, это обновленное содержание остаетсяотчужденным от ребенка, поскольку по-прежнему преобладают информативные методыобучения: все продолжает держаться на учителе, а ребенок не «проживает»полученные знания и, значит, не понимает смысла своей деятельности.
Времяпредъявляет совсем другие требования к процессу преподаваня музыки: важнейшаяроль отводится чувствам и эмоциям; комплексному воздействию на учеников (на ихпсихику, моторику, физиологию); единству эмоционального, художественного и сознательногоотношения к музыке.
Эффективностьпреподавания музыки зависит не столько от программы и методик, сколько отособенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогическогомастерства.
Анализ результатовработы по предложенной системе музыкального образования позволяет сделатьвывод, что она действительно способствует раскрытию творческого потенциаладетей, создаёт условия для развития их природных задатков, формирует творческуюличность.

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1         Методологическиепроблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р.Атутова, М.П.Скаткина,Н.С.Турбовского. — М.: Педагогика, 1985. – С.154
2         ЖуравлевВ.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Просвещение,1990. – С.69
3         Понятийныйаппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко.Вып.1. Екатеринбург, 1995. – С.19
4         Понятийныйаппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко.Вып.1. Екатеринбург,1995. — 26
5         Введениев научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов. М.:Педагогика, 1988. – С.211
6         ПросвиринаН.Ю., Фролова С.В. От творческой личности к творческому коллективу. //Начальнаяшкола. — 1991. — № 2. — С.10-11
7         КрыськоВ.Г. Научите человека фантазировать (творчество и развивающее образование). //Вопросы психологии. — 1998. — № 5. — С. 82
8         ГребенюкО.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калининградский университет. — Калининград,1996. – С.304
9         АмонашвилиШ.А.Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., “Университет”, 1990 г.– С.169
10       ЖуравлевВ.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Просвещение. 1990. – С.154
11       Чесноков П. Г.Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. Изд. 3-е.- М.:Просвещение, 1961. – С.18
12       ДмитревскийГ. Хороведение и управление хором. — М.: «Музгиз», 1957. – С.36
13       ИльинВ. Очерки истории русской хоровой культуры. // Советский композитор, 1985. № 6
14       МихееваЛ. Музыкальный словарь в рассказах .- М.: Литература, 1986 г. – С.176
15       И.Ю.Куберский,Е.В.Минина. Энциклопедия юного музыканта. — СПб.: ООО «Диамант», 2001.- С.576
16       ЖуравлевВ.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Просвещение. 1990. — С.157
17       И.Ю.Куберский,Е.В.Минина. Энциклопедия юного музыканта. — СПб.: ООО «Диамант», 2001.- С.351
18       ЖуравлевВ.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Просвещение. 1990. — С.95
19       ПиличаускасА.Познание музыки как воспитательная проблема. М., “Мирос”, 1992
20       БелобородоваВ.К.Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002
21       ДмитриеваА.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания вшколе. М., “Академия”, 1998
22       ЛысЛ.И.Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборникстатей. г.Киев., “Музыкальная Украина” ., 1989
23       ШияновЕ.А., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.,“Академия”, 2000

ПриложениеА
 
ПРИМЕРНОВЕПЛАНИРОВАНИ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
Первая ступеньобучения:№ п/п Тема Кол- час Груп.занятия
Инд.
занятия Т П 1
Введение, знакомство с голосовым аппаратом,
Использование певческих навыков. 10 3 7 2
Знакомство с различной манерой пения.
Вокальные навыки. 15 3 6 6 3
Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Движения под музыку. 20 4 10 6 4
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.
Вокально-хоровая работа. 25 4 11 10 5 Сценическая хореография. 15 2 8 5 6 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 20 2 10 8 7
Подготовка и проведение праздников.
Концертная деятельность. 39 6 20 13
Условные обозначения:
Т – теория; П –практика.
Вторая ступеньобучения: № п/п Тема Кол. час Групп. занятия Инд. занятия Т П 1
Введение, владение своим голосовым аппаратом,
Использование певческих навыков. 10 2 5 3 2 Овладение собственной манерой вокального исполнения. 15 2 3 10 3
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.
Великие вокалисты.
Вокальные навыки. 15 2 8 5 4
Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Движения под музыку. 10 2 4 4 5
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.
Вокально-хоровая работа.
Нотная грамота. 10 2 5 3 6 Сценическая хореография. 10 2 5 3 7 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 30 2 15 13 8
Подготовка и проведение праздников.
Концертная деятельность. 44 5 28 11
Третья ступеньобучения: № п/п Тема Кол. часов Групп.занятия
Инд.
занятия Т П 1
Введение, владение своим голосовым аппаратом,
Использование певческих навыков.
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
Собственная манера исполнения вокального произведения. 10 2 5 3 2
Работа над собственной манерой вокального исполнения.
Творчество и импровизация.
Сценическое искусство. 20 4 10 6 3
Знакомство с произведениями
Различных жанров, манерой исполнения.
Великие вокалисты.
Вокальные навыки.
Знакомство с многоголосным пением.
Освоение исполнения бэк-вокал. 20 2 10 8 4
Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Движения под музыку.
Постановка танцевальных движений, театральные постановки. 15 2 10 3 5
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса.
Вокально-хоровая работа.
Нотная грамота. 15 2 5 8 6 Сценическая хореография. 10 2 5 3 7 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 20 2 5 3 8
Подготовка и проведение праздников.
Концертная деятельность. 34 4 15 15

ПриложениеБ
 
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНОГОАНСАМБЛЯ
Первая ступень обучения№ урока Дата Тема Кол-во часов Прим. 1 Введение. 1 2.3.4 Знакомство с голосовым аппаратом 3 5.6 Детские песни в нашей жизни. 2 8.9.10 Детский фольклор. 3 11.12.13 14.15 Песенки из мультфильмов. 5 16.17 Нотная грамота. 2 18.19.20 Колыбельные песни. 3 21.22.23 Раскрепощение певца. 3 24.25 Музыкальные игры и загадки. 2 26 Формы и жанры вокальной музыка. 1 27.28.29 Детские песни в исполнении эстрадных певцов. 3 30.31.32 Осенние песни. 3 33.34 Школьные годы. 2 35.36.37 Каникулы – веселая пора. 3 38.39 Нотная грамота. 2 40.41.42 Новогодний карнавал. 3 43.44.45. 46.47 Подготовка к новогодним утренникам. 5 48.49.50 Выступления на праздниках. Концерт. 3 51.52.53. 54.55.56 Хороводные песни и шутки. Игры. 6 57.58.59. 60.61 Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку. 5 62.63.64. 65.66.67 Ноги сами в пляс пустились. 6 68.69.70 Нотная грамота. 3 71.72.73. 74.75.76 Волшебная страна звуков. 6 77.78.79 В гостях у сказки. 3 80.81.82. 83.84.85 Веселый праздник Масленица. 6 86.87.88.89.90 Весенний вальс. 5 91.92.93. 94.95.96 Мелодии дня. 6 97.98.99.100.101.102 Настроение нежности и веселья. 7 103.104.105.106.107.108 Краски музыки и голоса. 6 109.110.111.112.113.114 Необычные звуки и голоса. 6 115.116. 117.118 Добрым быть совсем не просто… 4 119.120. 121.122 Улыбка –это здорово! 4 123.124. 25.126.127.128 И хорошее настроение не покинет нас! 6 129.130. 131.132. 133 Веселей, встречай друзей. 5 134.135. 36.137.138.139 Музыкальная прогулка. 6 140.141 Летний день, замечательный праздник. 2 142 Веселый калейдоскоп. 1 143 Дружная семейка. 1 144 До встречи! 1
Вторая ступень обучения№ урока Дата Тема Кол-во часов Прим. 1 Введение. Летние впечатления. 1 2.3.4.5 Осенний листопад. 4 6.7.8.9 Весело – грустно. 4 10.11.12.13 Озорные песенки из мультфильмов. 4 14.15.16.17 Мелодия – душа музыки. 4 18.19.20.21 Солнечный свет в моем голосе. 4 22.23.24.25 Танцуют и поют все дети! 4 26.27.28.29 Праздник в душе у нас. 4 30.31.32.33 Звуки и краски голоса. 4 34.35.36.37 Песни детских кинофильмов. 4 38.39.40.41 Слышу голос из прекрасного далека. 4 42.43.44.45 Вокальный портрет сказочных героев. 4 46.47.48.49 Картины природы в песнях и сказках. 4 50.51.52.53 Сказки шагают по свету… 4 54.55.56.57.58.59.60 Песни давно минувших дней. 7 61.62.63.64 Музыкальная шкатулка. 4 65.66.67.68 Картинки с выставки. 4 69.70.71.72 Лучше нету того свету… 4 73.74.75.76 Дружба крепкая. 4 77.78.79.80 Фантазия моего сердца. 4 81.82.83.84.85.86 Души прекрасные порывы. 6 87.88.89.90.91.92.93 Вечная память русским героям. 7 94.95.96.97 Россия – Родина моя. 4 98.99.100.101.102 Добрым быть совсем не просто. 5 103.104.105.106.107 Души прекрасные порывы. 5 108.109.110.111.112 Если с другом вышел в путь. 5 113.114.115.116.117 Не грусти, улыбнись и пой! 5 118.119.120.121.122.123 Песня рассказывает обо всем. 6 124.125.126.127 Вокал откроет нам новый мир. 4 128.129.130 Красочность моего голоса. 3 131.132.133.134.135 Все мы дружим с музыкой и песней. 5 136.137.138 Маленькая страна – Гимназия моя. 3 139.140.141.142.143 Лето, ах лето… 5 144 Сколько песен мы с вами вместе… 1
Третья ступень обучения№ урока Дата Тема Кол-во часов Прим. 1 Мой самый чистый голос. 1 2.3.4 Все мы дружим с песней. 3 5.6 7.8. Мы помним вальса звук прелестный. 4 9.10.11.12.13 Куда уходит детство. 5 14.15.16.17.28.19 Под музыку Вивальди. 6 20.21.22.23.24.25 Осенний листопад. 6 26.27.28.29.30.31 Джаз и только джаз! 6 32.33.34.35.36.37 Школьные годы чудесные. 6 38.39.40.41.42 Песня твой друг на многие года. 5 43.44.45.46.47.48 Песни разных народов. 6 49.50.51.52.53.54 С чего начинается Родина? 6 55.56.57.58.59 Волшебный голос песни детства. 5 60.61.62.63.64.65 Моим другом стала песня. 6 66.67.68.69.70.71 Чарующие звуки романса. 6 72.73.74.75.76.77 Известные песни нашего детства. 6 78.79.80.81.82 С песней жить всем веселей. 5 83.84.85.86.87.88 Единство музыки и танца. 6 89.90.91. 92.93.94 Веселое, звонкое эхо. 6 95.96.97.98.99.100 Звездная река – реки, берега. 6 101.102.103.104 Дружба крепкая … 4 105.106.107.108 Цветные сны я вижу в детстве. 4
109.110.111.112.
113.114 Песня и фантазия. 6 115.116.117.118 Я спросил у … 4
119.120.121.122.
123.124 Песни Великой Победы. 6 125.126.127.128 Этот день нам позабыть нельзя. 4 129.130.131.132 Нам мир завещано беречь. 4 133.134.135.136 Школа, ты похожа на корабль. 4
137.138.139.140.
141 Добрая сказка ждет, когда мы вернемся снова. 5 142.143 Пожелания друзьям. 2 144 Мой голос самый, самый звонкий! 1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.