Реферат по предмету "Педагогика"


Семья как источник формирования правового нигилизма у школьников

Оглавление
Введение
Глава 1. «Благополучная» семья и проблемаформирования правовогонигилизма у школьников-подростков
Глава 2. Возможности российского законодательства в профилактике«семейного» правового нигилизма
Заключение
Источники и литература
/>Введение
Проблема правового нигилизма какреальности нашего общества, источников его формирования и теоретической основыдостаточно хорошо изучена в исследованиях отечественных теоретиков права. Впоследнее время внимание ученых часто обращается на широкое распространениеданного явления в подростковой среде. Проявление правового нигилизма вповседневной жизни в виде девиантного, отклоняющегося поведения подростковявляется объектом исследования психологов, педагогов. Существует убеждение, чтотяжелая социально-экономическая ситуация в стране является главным источникомправового нигилизма подрастающего поколения. Внимание общества приковано кявным, вопиющим фактам подростковой преступности, беспризорности.
Вместе с тем, большинство детейживет в обычных семьях, среднестатистических, которые в школе называют «благополучными».В данном исследовании делается попытка рассмотреть источники формированияправового нигилизма у среднестатистического школьника из «нормальной»семьи, возраст — 14-16 лет. Важным для исследования является то, что всешкольники данной категории изучают курс права (в рамках курса «обществознание»),то есть нельзя говорить об их полной правовой безграмотности.
Цель исследования: выявить рольсемьи в формирования правового нигилизма у школьников и предложить некотороеусовершенствование законодательства для снижения остроты этой проблемы.
Задачи исследования:
изучить теорию вопроса;
опытным путем определить степеньвлияния правового нигилизма родителей на формирование этого качества у их детей;
провести анализнормативно-правовых актов, относящихся к данной проблеме;
внести и обосновать своипредложения по совершенствованию законодательства.
Теоретическая база исследования:исследования отечественных теоретиков права в области проблемы правовой культуры,правосознания, правового нигилизма и правового идеализма (Н.И. Азаров, В.Н. Дмитрук,Н.И. Матузов, В.А. Тумаков и др.).
Источниковая база исследования: КонституцияРФ, КоАП РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Орекламе», Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ, Закон РФ «Обобразовании» и др.
Методы исследования: сравнительно-аналитический,опросно-диагностический, анализ нормативно-правовых актов, математическая истатистическая обработка полученных данных с последующим графическимотображением.
/>Глава 1. «Благополучная»семья и проблема формирования правового нигилизма у школьников-подростков
По данным официальных источников[12], в Калининградской области в 2004 г. на специальном учете состояли в УВД750 несовершеннолетних из группы риска, а 685 — из «благополучных» семей.Данные отражены на рисунках 1 и 2.
/>
Рисунок 1.
/>
Рисунок 2.
Представленные данные позволяютговорить об актуальности проблемы правового нигилизма среди подростков. Дадимопределение этого явления.
Теоретики права Н.И. Азаров, В.Н.Дмитрук также расценивают правовой нигилизм как отсутствие правовой культурыгражданина или коллектива, понимая под правовой культурой знание и пониманиеправа, осознанное выполнение его предписаний [9, 11]. Правовой или юридическийнигилизм, по мнению В.А. Тумакова, характеризуется негативным отношением кправу вплоть до полного его отрицания и неверия в его потенциальные возможностирешать социальные проблемы [19, 20].
Одной из составных частейюридического нигилизма является пренебрежительное отношение к праву,несоответственное его восприятие обществом. Так, по мнению Н.И. Матузова, всовременной России право многими расценивается не как основа жизни идеятельности граждан, не как база человеческих взаимоотношений, а как некоепобочное, второстепенное и в какой-то степени неинтересное явление в общественнойи политической жизни [14].
Корни правового нигилизма лежатне только в юридическом невежестве и правовой отсталости общества, а также вособенностях выполнения государством его внутренних функций, связанных ссоциальной сферой жизни и реализацией права. Некоторые исследователи считаютнигилизм и правовой нигилизм в частности характерной чертой менталитетарусского народа [13]. Теоретики права выделяют два уровня правового нигилизма: государственныйи общественный.
Первый уровень (наиболее высшийи значимый) — государственный. В данной ситуации правовой нигилизм наблюдаетсяв деятельности высших органов государства (федерального собрания, министерств).Второй уровень проявления правового нигилизма — общественный. При подобномпроявлении отрицание права носителями нигилизма являются граждане государства,обыватели, не связанные с работой государственного механизма [14, 19]. В данномслучае правовой нигилизм проявляется в основном в различных правонарушениях.
Исследователи выделяют также иразличные виды правового нигилизма, например теоретический и практический,проявления в поведении не только в виде действия, но и бездействия, внутреннийправовой нигилизм и внешние формы его проявления. Н.И. Матузов, И.А. Ильин, В.А.Тумаков и др., считают основными источниками правового нигилизма тяжелуюсоциально-экономическую ситуацию в стране, расслоение населения, социальнуюнесправедливость, противоречивость и многочисленность законов, декларативностьзаконов, правовую неграмотность населения.
В данной работе под правовымнигилизмом понимается «негативное, скептическое отношение к праву, невериев возможность обеспечить с помощью правовых средств реализацию интересовобщества и гражданина на основе социальной справедливости» 17].
Психологи, занимающиесяпроблемами подросткового возраста, считают, что основными источниками влиянияна «домашних» детей являются самые близкие, авторитетные и доступныеисточники. Таковыми называют семью, СМИ, школу, друзей [15]. Объектом вниманияв данном исследовании является семья.
В ходе исследования нами былоопрошено 48 полных семей (71 ребенок подросткового возраста) и 63 неполных (67детей подросткового возраста) семьи. Результаты анкетирования родителейотражены в таблице 1.
 
Таблица 1. Результаты анкетирования родителей (количествочеловек) Вопросы родителям Ответы Выбрали этот ответ Полные семьи Неполные семьи 1. Как вы относитесь к тезису «право выше власти» в условиях реальной жизни? Не верю в реальность 46 63 2. Часто ли вы при детях негативно отзываетесь об органах государственной власти или их представителях? Да, потому что они уже взрослые 37 58 1 2 3 4 3. Приходилось ли вам нарушать закон? Да 3 7 4. Приходилось ли вам давать взятки? Да 39 61 5. Знают ли об этом ваши дети? Да 31 54 6. Считаете ли вы взятку нарушением закона? Формально — да, но мне не стыдно 27 46 Это не нарушение, а норма жизни 14 11 7. Где бы вы хотели, чтобы ваш ребенок строил свою взрослую жизнь? За границей 45 52 8. Каково было бы ваше отношение к нарушению законодательства вашим ребенком? Отрицательное 41 54 Зависит от того, что нарушил 7 11 9. Как вы считаете, кто виноват в том, что многие школьники не уважают государство? Само государство 41 58 10. Построено ли у нас правовое государство Нет 48 63 11. Знаете ли вы содержание КРФ? Знаком в общих чертах 13 8 Мне это не нужно, так как все равно не выполняется 21 34 Нет 14 34 12. Часто ли вы вместе с детьми смотрите телевизор? По выходным 31 14 Почти каждый вечер 15 21 13. Какие передачи смотрите совместно? Новости и фильмы 37 42 14. Прочитайте определение термина «правовой нигилизм» и скажите, является ли это явление опасным для общества Да, является 39 48 15. Считаете ли вы себя правовыми нигилистами? Нет 41 53
Из таблицы видно, что более 80%родителей негативно отзываются о политике государства в присутствии детей, нескрывают от детей факты дачи взяток, а почти 100% не верят в реальность тезиса«право выше власти», при этом большинство опрошенных желают, чтобы ихдети жили за границей.
Опрос 90 студентов заочной формыобучения, получающих второе высшее образование в одном из коммерческих вузов (все- родители детей разного возраста, были даже 2 бабушки) показал, чтобольшинство опрошенных в большей степени имеют представление о правах родителейи детей, чем об обязанностях, не знакомятся с Уставом школы, в которой учатсядети, будущее детей видят в идеале «за границей», что также являетсяпоказателя ми правового нигилизма в родительской среде. Результаты опросаотражены на рисунках 3-5.
/>
Рисунок 3.
/>
Рисунок 4.
/>
Рисунок 5
Показательно, что среди причин,по которым был выбран ответ «за границей», наиболее популярнымиоказались следующие: во-первых, «Выше уровень жизни» (87% выбравшихтакой вариант) и «Люди защищены государством» (75% выбравших вариант«за границей»).
Родители не скрывают проявленияправового нигилизма в кругу семьи, более того, считают, что нынешние детибыстро взрослеют и, как выразился один из респондентов: «Пусть не думают,что все в жизни легко дается, да они и сами все видят».
Результаты анкетирования детейиз этих же семей показывают примерно такую же картину (таблица 2). Дети восновном повторяют своих родителей, но не осуждают их. Школьники искреннесчитают, что родители делают все возможное, чтобы обеспечить их будущее, атакие «вещи», как взятки — обычное явление. Следует также отметить,что большинство опрошенных родителей отрицательно отнеслись бы к прямомунарушению закона (в виде правонарушения) своими детьми. Более 90% опрошенныхродителей не считают себя правовыми нигилистами.
 

Таблица 2. Результаты анкетирования подростков (14-15 лет) Вопросы подросткам Ответы Выбрали этот ответ Полные семьи Неполные семьи 1. Как вы относитесь к тезису «право выше власти» в реалиях нашей страны? Это пока нереально 43 61 2. Считаете ли вы взятку нарушением закона? Да 34 51 Нет 16 16 3. Знаете ли вы содержание КРФ? Да, в рамках школьной программы 37 51 4. Сталкивались ли вы лично в жизни с нарушениями закона? Да 32 46 5. Чье мнение для вас является решающим, если вам надо сделать выбор, нарушать или нет установленные правила Родителей 39 42 Родителей и друзей 43 58 Учителей, которых уважаю 12 15 6. Что или кто, на ваш взгляд, способствует негативному отношению к закону среди подростков? Чиновники и взяточники 31 37 Несправедливость и неравенство в обществе 43 59 7. Откуда, в основном, подростки черпают идею о безболезненном нарушении закона? Телевидение 32 44 Окружающая жизнь 35 51 8. Верите ли вы в торжество закона? Нет 43 51
Большинство опрошенныхшкольников заявили, что мнение родителей, родителей и друзей будет решающим,если придется делать выбор между правомерным и неправомерным поведением. Такимобразом, подтверждается мнение ученых — психологов о том, что для подростков из«благополучных» семей решающим является влияние семьи, родителей [15].Ученые психологи и правоведы считают, что такие привычные для современныхшкольников явления, как курение, употребление пива, использование ненормативнойлексики, нарушение дисциплины в школе являются проявлениями «отклоняющегосяповедения», а любое отклоняющееся поведение есть признак правовогонигилизма. Более 90% опрошенных школьников не считают эти явления проявлением«отклонений» в поведении, хотя многие это не одобряют.
В диссертационном исследовании А.Даниленкова [10], посвященном проблемам девиантного поведения подростков,приводятся данные аналогичного опроса школьников ярославских школ (исследованияпроводились в 90-х годах группой профессора М.И. Рожкова). Сравнениерезультатов анкетирования ярославских школьников, калининградских школьниковначала века и нынешних дает абсолютно аналогичный результат. Школьники разныхрегионов в разное время не считают указанные формы поведения отклонением всвоем поведении. Кстати, от родителей предпочитают все-таки скрывать данныефакты.
Важной частью домашнего досугашкольника является компьютер, в частности — работа в сети Интернет. Школьники,которых мы анкетировали и опрашивали имеют жесткий распорядок дня, практическине находятся «на улице», многие занимаются в различных кружках,посещают факультативы. Много времени уходит на уроки. Родители большинства изребят работают, но контролируют их по телефону.
Доступ в Интернет есть у 6 2%, нов ограниченном режиме времени, в основном его используют для «скачивания»рефератов (что по большому счету является воровством интеллектуальной собственности).Школьники искренне уверены, что если реферат находится в Сети, то его можно«брать» и выдавать за свое «исследование» (обман, а подлог,мошенничество). В принципе, этим занимаются все, у кого есть доступ к сети. Попроблеме правового нигилизма нами было найдено 4 абсолютно одинаковых рефератапод разными фамилиями. Ни родители, ни дети не видят в «скачивании» иприсвоении информации нарушения закона.
Семейный досуг, особенно в осенне-зимнеевремя, школьники вместе с родителями посвящают просмотру новостей иотечественных сериалов. Анализ новостей (семь часов утра и 20.00) показал, чтов среднем за три месяца — сентябрь-ноябрь 2005 г. — по каналам «Россия»,НТВ, ОРТ и СТС в каждых тридцатиминутных новостях информации, связанной сразличными преступлениями, коррупцией, страданиями людей, нарушений закона вразных странах разными людьми было дано на 35% больше, чем позитивнойинформации. Всей семьей респонденты смотрели сериалы: «Бригада» и«Олигархическая сага», «милицейские сериалы. Все они объединеныоткровенным и сознательным нарушением закона со стороны работниковправоохранительных органов (которые выступают и как положительные герои и как»оборотни в погонах").64% взрослых и 78% подростков с симпатиейотносятся к главным героям и не видят «ничего особенного» в повальномнарушении законодательства и процессуальных норм.
Семья — самое дорогое, что естьу человека. К сожалению, можно утверждать, что семья является одним из основныхисточников формирования правового нигилизма у школьников, точнее, не самасемья, а проявления правового нигилизма со стороны родителей, которые являютсяпримером для подражания и авторитетом для своих детей. Именно в семьеформируется в первую очередь представление ребенка о справедливости,законности, нормах поведения, морали и нравственности. Трудно предположить, чтоесли в один миг все станут богатыми и счастливыми, то в этот же моментизменятся внутренние убеждения и отношение к законности и правопорядку.
Может быть, если есть стольконедовольных и обиженных людей из «нормальных» семей, стоит все-такигосударству их поддерживать и поощрять — не для всеобщего скорого обогащения засчет государства, а для того, чтобы показать, насколько большой ценностью длястраны являются семьи, пусть «думающие» как нигилисты, иногдапоступающие, как «нигилисты», но все-таки сохраняющие семью, любящиедетей и старающиеся выжить достойно.
Современные родители в нашейстране сосредотачивают усилия на материальном обеспечении детей, их здоровье ипоступлении в вузы. Это «приоритетные» направления обычной, «нормальной»семьи. Многие признаки правового нигилизма прочно вошли в быт семьи и нерасцениваются как опасное для общества явление. Однако, есть опасность того,что дети, выросшие в атмосфере семейного правового нигилизма, став взрослыми,проигнорируют, например, свою обязанность заботиться о престарелых родителях,тогда будут искать виноватых — наверное, государство окажется крайним, потомучто люди не любят признавать своих ошибок. Глава 2. Возможности российского законодательства впрофилактике «семейного» правового нигилизма
Теоретики права предупреждают отом, что нельзя делать идола из законодательства, ошибочно думать, что припомощи самого хорошего закона можно исправить положение вещей: нужны какие-тодополнительные меры [14]. Правовой идеализм называют обратной сторонойправового нигилизма. Поэтому, я предлагаю не только некоторые поправки в существующиенормативные акты, но примерный механизм того, как можно добиться результата.
В Главе 1 отмечалось, чтоопрошенные родители затруднялись с перечислением своих непосредственныхобязанностей, но, обязанность «воспитывать» называли многие. Воспитаниев каждой семье понимают по-своему, и законодательство так же не разъясняет этотребование. У нас есть предложение дополнить более конкретными требованияминаиболее расплывчатые, неопределенные положения нормативных актов, которыерегулируют семейные правоотношения. Конституция РФ будет являться «регулятором»,компасом, который не позволит внести поправки, ограничивающие права членовсемьи. В рассматриваемых законах курсивом выделены поправки.
Семейный кодекс РФ, ст.63. Праваи обязанности родителей по воспитанию детей.
П.1…обязаны заботиться оздоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;обеспечивать их правомерное поведение.
Кодекс РФ об административныхправонарушениях, ст.5.35. Неисполнение родителями или иными законнымипредставителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитаниюнесовершеннолетних.
Неисполнение или ненадлежащееисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнихобязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, обеспечению правомерногоповедения, защите прав и интересов несовершеннолетнего, влечетпредупреждение или наложение административного штрафа…
Указанные поправки частично обоснуютлогичность предлагаемого изменения в Гражданском кодексе РФ, хотя эта поправка,видимо, слабое место в моих предложениях. В Статье 1073. Ответственность завред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет, п.3, сказано, чтоесли малолетний нанес вред во время нахождения в образовательном учреждении, тоэто учреждение отвечает за вред, если не докажет, что вред возник не по еговине в осуществлении надзора.
Я считаю, что родители13-летнего, например, ребенка, который умышленно портит школьное имущество, специальносрывает уроки (кстати, нарушает права своих одноклассников на образование) ипри этом является малолетним,должны отвечать за причиненный им вред, какматериальный, так и моральный. Почему потом другие родители должны наниматьрепетиторов, или учитель должен дополнительно заниматься со всем классом? Такчто, нужно продумать, как грамотно внести поправку в эту статью.
Многие родители рассказывают отом, что в прежние времена на родителей, дети которых нарушали дисциплину,плохо учились, воздействовали через разные органы по месту работы. Возможно,настало время внести соответствующие поправки в Трудовой кодекс РФ, ст.22. Обязанностиработодателя. Например, обязать работодателя реагировать в рамках закона наобращения школы, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,правоохранительных органов и т.п. Еще в 70-е годы В. Овчинников писал вкниге «Ветка сакуры» о том, как поддерживают работодатели — капиталисты систему семейного воспитания у своих работников, организуюткорпоративные праздники с обязательным посещением всей семьей и т.д.
Закон РФ «Об образовании»,ст.2. Принципы государственной политики в области образования. Государственнаяполитика в области образования строится на следующих принципах:
1) …Воспитание уважения кКонституции РФ, законам; воспитание трудолюбия и уважения к труду, любви к окружающейприроде, Родине, семье; соблюдение и уважение прав и свобод человека.
Ст.14. Общие требования ксодержанию образования.1. Содержание образования должно быть ориентировано на….развитие общества, уважение конституционных норм, законность и правопорядок,укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должнообеспечить…формирование человека и гражданина с высоким уровнем правовойкультуры, …
3. Содержание образования должносодействовать…формированию навыков правового поведения и уважения к закону…
Ст.18. Дошкольное образование.1.Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детскомвозрасте,прививая ему навыки законопослушного поведения.
В ст.16 п.2 указывается, чтообразовательное учреждение обязано знакомить родителей с Уставом школы, но, каквидим, на практике это делается не всегда. Видимо можно в эту статью внестидополнение "о чем должна быть сделана запись на заявлении о приеме истоять подпись родителей и директора школы".
Для того, чтобы родители знализакон и выполняли свои обязанности, нужно, чтобы все формулировки были четкими,чтобы каждый понимал не так как ему удобно, а так, как требует закон. Например,если в словаре написано, что воспитание — это процесс присвоения «социокультурныхценностей», то не каждый родитель будет смотреть в словарь, а если ипосмотрит, то может сам определить, что для него является такой ценностью. Еслиже в законе требуется, чтобы родители обеспечивали правомерное поведение детей,то они задумаются, как организовать их досуг, как воспитать уважение к закону. Многиеродители в интервью говорили о том, что не любят посещать родительские собранияв школах, так как «это только информация об учебе, поведении и сбор денег».Практически все родители высказали желание, чтобы хотя бы в школе на собранияхих знакомили с законами, с различными вопросами воспитания, психологии и т.д. Длятого, чтобы образовательное учреждение занималось такой просветительскойработой с родителями, можно использовать возможности Федерального закона от 24.06.1999№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних», тем более, что органы управления образованием входятв систему профилактики.
Данные органы могут издаватьразличные нормативные акты в этом направлении, влиять на совершенствование,например, регионального Закона об образовании. Вообще Закон № 120 оченьинтересен, с точки зрения возможности предупреждения формирования правовогонигилизма в нормальных семьях, если, конечно, его доработать в этом направлении.Я думаю, что это тема отдельного исследования.
Поскольку СМИ играют серьезнуюнегативную роль в процессе формирования правового нигилизма, а цензураконституционно запрещена, можно было бы подумать об обязательной социальнойрекламе, по примеру рекламы о последствиях нарушений правил дорожного движения,защиты дикой природы. Можно обязать различных производителей товаров ирекламодателей в обязательном порядке на каждые несколько роликов рекламытовара давать ролик социальной рекламы с текстами закона об обязанностях иответственности родителей. Можно даже объявить конкурс, гранты для населения залучшую идею.
Во многих странах прирегистрации брака супругам дарят памятки, где прописано не только, куда онимогут обратиться за помощью и консультацией, но и их обязанности, иответственность, в том числе — за воспитание и поведение детей. Как видим,можно построить и наладить целый механизм по правовому воспитанию самихродителей и, тем самым укрепить «благополучную» с внешней точкизрения семью, не нарушая при этом конституционных прав и свобод граждан.
/>Заключение
Правовой нигилизм как явление вцелом достаточно серьезно изучен отечественными теоретиками прав, раскрытиипричины и источники его появления, рассмотрены исторические корни и философскаябаза. Проблемы практического проявления данного явления в подростковой средерассматриваются в основном на примерах отклоняющегося поведения детей изасоциальных семей.
Автору не удалось ознакомиться сработами, которые освещали бы достаточно актуальную проблему — правовойнигилизм «внутри» самой обычной, «нормальной», по выражениюучителей семьи. Поскольку таких семей значительно больше, чем семейасоциальных, то сегодняшние школьники-подростки, с четко сформированнымнеприятием закона вряд ли смогут строить правовое государство и гражданскоеобщество.
В процессе опытной работы авторуудалось установить, авторитет родителей чрезвычайно высок для детей в такихсемьях. Родители не скрывают от детей своего неверия в закон, некоторыхнарушений закона, объясняя это, как принято, несправедливостью и обидами нагосударство за нелегкие материальные условия жизни. Вместе с тем, родителислабо представляют свои обязанности и ответственность за противоправноеповедение детей.
В повседневной жизни людируководствуются скорее своими представлениями о справедливости, морали, нежелизаконом. Школьники с законодательством знакомы лучше, чем их родители, норуководствуются в своем поведении тем же, чем самые авторитетные для них люди — своими собственными представлениями, буквально цитируя родителей.
Анализ существующегозаконодательства, регламентирующего права и обязанности, ответственностьродителей, позволил сделать вывод о том, что многие нормы родителям простонепонятны, поэтому они трактуют их вольно. Кроме того, многие не знакомятся сзаконами, так как не верят в то, что «право выше власти».
В данном исследовании сделанапопытка уточнить наиболее вольно понимаемые формулировки законов для того,чтобы каждый человек мог истолковать требование закона однозначно. Кроме того,предлагается определенная система профилактики правового нигилизма и правовойбезграмотности родителей. В практике одной из средних школ по нашей инициативе начинаетработу правовой лекторий для учителей и родителей. Опрос общественного мненияродительской общественности и педагогов показал, что большинство родителей иучителей одобряют такую работу.
Вместе с тем, автор считает, чтобольшие возможности в профилактике правового нигилизма у родителей и их детей заложеныв реализации Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основахсистемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», что,вероятно и послужит продолжением данной работы.
/>Источники и литература
1.  Конституция РФ. М., 1999, 46 с.
2.  Гражданский кодекс РФ. М., 2005, 446 с.
3.  Закон РФ «Об образовании». М., 2005, 45 с.
4.  Закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних». М., 2005, 75 с.
5.  Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2005, 318 с.
6.  Семейный кодекс РФ. М., 2005, 65 с.
7.  Трудовой кодекс РФ. М., 2005, 205 с.
8.  Федеральный закон № 108-ф3 «О рекламе». М., 2005, 42 с.
9.  Азаров Н.И. Теория государства и права. М., 2001, 140 с.
10.     Даниленков А.Г. Проблемы девиантного поведения подростков. Дисс. Канд. Пед.Наук, Калининград, 2000, 180 с.
11.     Дмитрук В.Н. Теория государства и права. Минск, 1999, 221 с.
12.     Доклад Уполномоченного по правам человека в Калининградской области за2004 год. Калининград, 65 с.
13.     Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993, 235 с.
14.     Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2004, 512с.
15.     Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология. Дубна, 2001, 245с.
16.     О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вРоссии: проблемы и пути их законодательного решения. Аналитический вестник СФФС РФ. — №16 (83).М., 1998.
17.     Популярный юридический энциклопедический словарь. М., 2005, 800с.
18.     Теория государства и права / под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995, 252 с.
19.     Тумаков В.А. “О правовом нигилизме" Советское Государство и право №10/1993г
20.     Тумаков В.А. “Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе.«Государство и право» №8/1993г.
21.     Школьный словарь по обществознанию / под. ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
Реферат Факторы возникновения монополий
Реферат Нормативно – правовое регулирование договоров
Реферат Понятие и значение залога
Реферат Система автоматического регулирования
Реферат «Теорема Пифагора»
Реферат Техника спортивного плавания брасс
Реферат 1. Установить перечень документов, подлежащих хранению, и сроки их хранения в банках второго уровня согласно приложению 1 к настоящему постановлению
Реферат Учебный курс Римское право
Реферат Трудовий Контракт
Реферат В защиту жизни (Джон Пристли)
Реферат Любовная лирика М.Ю.Лермонтова
Реферат Кормление пчел
Реферат Как проверяют декларацию по налогу на прибыль
Реферат Аналіз особливостей сприйняття власного психосоматичного здоров'я дітей корекційні засоби маркова Наталья Владимировна, психолог знз №81. Паспорт са 347503, идентификационный код- 1887217549. тел. 066-294-20-30