--PAGE_BREAK--Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [8;116].
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [3;89].
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление (при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов). Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: 1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество). 2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми). 4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [7;318].
Известный русский исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла[16;75].
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция [24;340].
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность [19;58].
продолжение
--PAGE_BREAK--Возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию — необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в младшем школьном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей [5;86]. С психологической точки зрения возраст 6-10 лет является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать [26;159]. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей [29;238]. Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому условие успешного развития творческих способностей — тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Учителя должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения [19;68]. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то младшие школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений [6;135]. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение [18;356]. Главным направлением формирования творческих способностей младших школьников является развитие воображения. Воображение — это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы — все это является продуктом творческого воображения [33;99]. Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека»[5;35]. Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. продолжение
--PAGE_BREAK--Накопление знаний, опыта — это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности. Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения младших школьников — это развитие направленности воображения [6;62].
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка » своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству [25;162].
Таким образом, творческие способности — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.
Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны.
За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие “креативности”. Креативность — способность порождать множество оригинальных идей.
Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.
В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более широко и гибко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности.
В творчестве не менее важно и восприятие, и воображение, тем более — фантазия.
1.2 Оригами как средство развития творческих способностей
Задача работы учителей младших школьников — забота о нравственном воспитании детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способностей, эстетических дарований. Педагог в школе имеет дело, прежде всего с целостной личностью ребенка. Каждый интересен своей уникальностью, и высокая задача педагогики — сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого Я.
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни — это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий в классе, в группе для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Одним из путей оптимизации воспитательного процесса и полноценного развития личности ребенка является организация уроков трудового обучения. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Уроки трудового обучения помогают ребенку реализовать себя, использовать свои задатки и способности [1;56].
Важное значение имеет раннее выявление творческих наклонностей, способностей детей. Это позволяет оптимизировать работу с детьми, максимально использовать все возможности для развития творческих способностей ребенка, выращивать ростки детских талантов, учитывая природосообразность и интерес каждого ученика.
В процессе воспитания формируется потребность к самоизменению, а созданные условия и развивающая среда класса, школы способствует максимальному развитию задатков и способностей каждого ребенка, формированию талантов, развитию духовно богатой личности, способной к принятию нестандартных решений [20;375].
Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия по технике оригами. Искусство складывания из бумаги возникало буквально в каждой стране вскоре после изобретения и сколько-нибудь широкого использования бумаги подобно тому, как в каждой культуре известны и широко распространены обычаи складывания из ткани (восточные чалмы, греческие туники и индийские сари, испанские воротнички, банты и иные украшения). Поэтому складывание из бумаги связано с общечеловеческими природными потребностями и интересами, хотя, конечно, испытывает влияние культуры, обычаев и обстоятельств конкретного человека-складывателя [30;101].
Первые известные складни из бумаги оказались изготовлены на родине изобретения бумаги — в Китае в I-IIв. н.э. Несколькими столетиями позже складывание из бумаги расцвело на арабском востоке, славящемся в то время лучшими математиками и астрономами. Однако «несть пророка в Отечестве своём»: в странах-первооткрывателях начинания уходили в забвение порой с не меньшей лёгкостью, чем рождались, и наиболее известной оказалась культура складывания тех стран, в которые оригами пришло извне: испанские пахариты (птица из бумаги – с испан.), принесённые в страну с арабскими завоевателями (маврами), и японское оригами (дословно с япон. — сложенная бумага), как и многое иное в японской культуре (начиная с иероглифической письменности), попавшее на японские острова из Китая.
Первые упоминания об испанских и японских складнях относятся, соответственно, к 8 и 7 векам н.э. Наиболее широко оригами распространилось в Японии, где органично вошло в ряд придворных церемоний и в обычаи народа, а последние 50 лет широко используется в народном просвещении, начиная с детских садов.
Оригами чрезвычайно удачно соответствует целому букету насущных природных способностей и тесно связанных с ними природных потребностей человека, иными словами предлагает насыщенную, легкоусвояемую и весьма разнообразную эмоциональную и умственную пищу, гармонично сбалансированную по нагрузке на логическое и образное (пространственное) воображение, мышление и память, и сопровождается, при правильном проведении занятий (что доступно), ярким эмоциональным подкреплением от самого процесса складывания и итогов труда [22;17].
Младшие школьники с интересом осваивают складывание новых интересных фигурок по схемам, время от времени с удовольствием играя в получившиеся оригами, а с какого-то времени зарисовывают схемы новых понравившихся фигур (естественное переключение труда и отдыха, предупреждающее переутомление), детям постарше оно помогает легче, глубже и нагляднее освоить целый ряд геометрических понятий и в решении далеко не очевидных «на первый взгляд» геометрических задач, медики и физиологи обратили внимание, что сосредоточенные занятия оригами на положительном эмоциональном фоне замечательно освобождают от накапливающихся, особенно при напряжённой учёбе по обычным технологиям или от длительного вынужденного пребывания в больницах, хронических нервных стрессов, педагоги заметили, что оригами позволяет выявить (пробудить), успешно и увлекательно взрастить, натренировать такие важные природные способности воспитанников как логическая и образная память, мышление, внимание (часто подавляемые накопленным хроническим стрессом от «обычной» учёбы — нервная система рефлекторно включает тормоза, чтобы избежать «перегрева») [32;142].
Есть у оригами и другие приложения: дизайнеры с его помощью оформляют витрины, выставки, презентации, используют его элементы при конструировании театральных и иных карнавальных и праздничных костюмов, инженеры-строители обратили внимание на надёжность, удобство хранения и транспортировки быстровозводимых складчатых конструкций, а конструкторы использовали некоторые законы оригами при создании раскрывающихся антенн космических кораблей.
И люди «сердцем и умом» ощущают эти достоинства складня. Это проявляется в том, что оригами – захватывающее увлечение, причём легко, радостно и надолго… Во всём мире оно нашло себе друзей и их число продолжает быстро увеличиваться. Дети (редкий случай для школы!) зачастую не хотят уходить с занятий оригами даже когда этим занятиям «пора бы закончиться» (сравнить можно разве с попыткой «отлучить» ребёнка от весёлой игры во дворе с друзьями). Взрослые поклонники оригами сегодня собираются на встречи, проводят олимпиады, выставки, конференции, по итогам своего труда издают журналы и книги, снимают фильмы. Всё больше материалов по оригами и его разнообразным применениям ныне размещается в киберпространстве «всемирной паутины»… Немало исследований проводится и о влиянии занятий оригами на человека. Так, в Японии, а затем и в иных странах, определённо подтверждено влияние занятий оригами на отработку (освобождение) от накапливающихся, в т.ч. от традиционной учёбы, хронических стрессов и, соответственно, восстановление и дальнейшее улучшение показателей памяти, внимания, самочувствия и общего интереса школьников к учёбе [4;14].
По итогам исследований в японских школах стало широко применяться оригами, а само складывание (к примеру, журавликов) пропагандироваться как занятие, приносящие мир и счастье в семье и удачу в жизни.
Но оказывается, в оригами, вернее в его использовании в учебном процессе, было всего лишь два, однако заметных минуса:
1. До середины ХХ века отсутствовал простой и понятный способ описания известных и вновь изобретённых моделей, который бы обходился без личного показа складывания одному человеку со стороны другого (словесно описать складывание даже простейших моделей примерно так же легко, как дать словесное описание способа завязывания шнурков (сомневающиеся – попробуйте!). Поэтому и завязывание шнурков, и простые оригами многие дети успешно осваивают, глядя на образец, уже с 4-х лет, а до точной формализации этих же процессов словами дорастают лишь единицы и уже в университетском возрасте). Оригами распространялось поэтому, говоря по-женски, «от сердца к сердцу» и количество широко циркулирующих в народе моделей ограничивалось известными среднестатистическими возможностями человеческой памяти.
2. Устаревшая система народного просвещения во многих странах и в ХХ веке зачастую отказывала и продолжает отказывать (если говорить о деле, а не о словах) ученикам в способности к творчеству, рассматривает главную задачу обучения в более или менее механическом освоении (запоминании) уже известного. Так, на занятиях «литературой» в большинстве нынешних школах за весь период обучения учащимся ни разу не предлагают написать стихотворение, на занятиях «математикой» – самому доказать теорему, на «географии» – составить план местности, на «биологии» – ухаживать за растениями и животными и т.д. [11;9].
Если сказать коротко, то на занятиях оригами, как изначально творческих, все недостатки такого подхода проявляются (по диалектике) с утроенной силой. Кстати, проявление указанных недостатков (при таком подходе) было замечено и отмечено учителями и общественностью ещё в первые десятилетия ХХ-го века (когда впервые в новейшей истории был бум оригами в школах Европы). После двух-трёх месяцев восторженного освоения новой техники наиболее способным школьникам переставало нравиться механически воспроизводить уже сделанное кем-то другим, а методика обучения оригами в то время задачу постепенной и последовательной подготовки ученика к самостоятельному творчеству не ставила. Наложившееся на эти явления восприятие исторических событий (Япония участвовала во IIМировой войне на стороне фашистов) и политические пристрастия поставили довоенному школьному оригами окончательный приговор и оно без разбирательств было надолго изгнано из европейских школ. Заметим, что и в самой Японии тех лет школьное оригами встречалось редко.
Однако в самый драматичный момент гонений, когда ещё не окончилась Вторая мировая война, а будущее оригами на задворках жизни казалось окончательно предрешённым, История вызвала к действию поистине замечательного человека [11;10].
Созданием простого и понятного графического (картиночного) языка оригами, состоящего «всего лишь» из нескольких видов линий и стрелок, японцу Акире Йошизаве удалось освободить оригами от первого минуса – процесс складывания отныне удавалось «зарисовать» со вполне приемлемой сложностью и трудоёмкостью. Процесс чтения получаемых описаний оказался ещё легче, он стал вполне доступен уже большинству младших школьников… Число зарисованных со второй половины ХХ века оригами начало быстро расти и на сегодня исчисляется многими тысячами схем. Среди этого творческого богатства уже куда легче подыскать на самый разный вкус и потребность подходящую по тематике, сложности и трудоёмкости фигурку… [16;108].
Уже одно это изобретение золотыми буквами вписало имя А. Йошизавы в анналы истории, как самого оригами, так и лингвистики, информатики, воспитания и педагогики, дизайна, оздоровительной и профилактической медицины, теории упаковки и т.д. Однако всей своей деятельностью, хотя и без громких слов, Йошизава начинает проповедовать у себя в стране творческое оригами, рассматривая это творчество как естественное состояние человека – вся его жизнь становится чередой создания всё новых и новых оригами, и каких оригами! Эти модели не лежат под спудом, а выставляются на редких ещё выставках, выигрывают различные престижные конкурсы…
Изобретая постоянно сам, Йошизава находил, разрабатывал и пропагандировал приёмы постепенной и последовательной подготовки учащихся к самостоятельному творчеству в оригами. При таком подходе занятия оригами сохраняли интерес и пользу для учащихся «на всю оставшуюся жизнь». Такой подход получал всё большее распространение и был назван «творческим оригами».
Ещё одной удачей (и напряжённой миссией) Акиры Йошизавы становится договорённость с МИД Японии о содействии в пропаганде оригами, как части традиционной японской культуры, за рубежом – в странах Европы и Америки. К началу этих миссионерских поездок после войны прошло всего лишь менее двух десятилетий и нужно было растапливать холодок отношений общественного мнения Запада к японской культуре и, значит, к самой Японии… Именно после этих поездок укрепился образ складывания из бумаги как прежде всего японского занятия, хотя, подобно музыке, складень вбирает в себя и творчески выражает в руках своего создателя особенности культуры каждого конкретного народа, человека, каждого времени и каждой страны [15;7].
История оригами в России прослеживается в течение столетий. Достоверно известно, к примеру, что складывали фигурки из бумаги, а порой и учили этому заинтересованных Л.Н.Толстой и К.С.Станиславский, уделял внимание этому занятию и цесаревич, будущий император Николай II… [28;132].
Современный этап развития оригами как учебного предмета и направления дизайна в Украине и СНГ начинается с конца 80-х – начала 90-х годов, когда создаются первые клубы любителей складывания (к примеру, Московский клуб оригами, 1989, СПб. центр оригами, 1991, Омский центр оригами, 1996, Киевский клуб оригами, 2001), начинают издаваться схемы по оригами, первоначально среди иных «головоломок», потом всё чаще – отдельно. Выходят брошюры, книги. В 1995 году выходит первое издание «Уроков оригами в школе и дома» С.Ю. и Е.Ю.Афонькиных, с 1996 по 2002 год издаётся журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги» и приложения к нему. За все годы выпуска журнала в его жизни активно участвовали около 800 авторов из 29 стран мира – от Австралии до Японии (из стран СНГ– только из Белоруссии, Казахстана и Украины).
Занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, семенит, спускаясь с горки, человечек, высоко парит самолетик, прыгает лягушка, каркает ворона. Сколько радости, сколько восторга! [29;351].
В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь — процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги [1;93].
В оригами огромный диапазон уровней сложности: от самолетика, складывать который дети учатся друг у друга даже без помощи взрослых, до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам. В нем есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступени и любое их количество.
Невозможно перечислить все достоинства оригами. Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» [2;200].
Также, оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус [4;14].
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.) [21;120].
Одним из направлений культурного наследия народа является трудотерапия, оздоравливающее действие которой мы воплощаем в оригами. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда [13;93].
Оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию.
Использование оригами в учебно-воспитательном процессе – на уроках трудового обучения приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения. Целью занятий оригами является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а воспитание и развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Педагогами разных стран выявлено, что оригами: развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет; знакомит с основными геометрическими понятиями; улучшает способность следовать устным инструкциям; расширяет коммуникативные способности; воспитывает личность как члена общества, его нравственные, патриотические, интернациональные чувства; воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе. Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового. Ведение занятий по оригами в школах способствует учебно-воспитательному процессу. Также занятия складывания развивают психологические контакты в cpeде учителей и учеников. Традиционное японское искусство стало универсальным международным средством мира и дружбы без слов. Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению — практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листке бумаги. Теория изобретательства утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Это — оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок. Каждая фигура оригами – это своя история, своя легенда [15;12].
Большинство игрушек создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовки.
Важно помнить, что на качество изображения, на конечный результат влияет не только выбор заготовки, толщина бумаги, но и тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому при организации работы с детьми необходимо научить их приемам изготовления поделок, постепенно усложняя последовательность сгибов и другие приемы обработки бумаги для получения сначала более простых, а затем и более сложных по способам изображения изделий [14;46].
Основные приемы, с которыми встречаются дети, заключаются в следующем. При складывании сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам так, чтобы точно совпали углы и стороны противоположных частей заготовки. Затем сгиб проглаживают ребром ладони, а потом ногтем большого пальца правой руки от середины к краям с одной и другой стороны, придерживая бумагу левой рукой. Полученная заготовка служит основой для дальнейшего сгибания бумаги по прямым или диагональным линиям в соответствии с характером изображения [13;105].
Вначале необходимо упражнять детей в умении складывать квадрат в разных направлениях пополам (вдоль, поперек, по диагонали), отгибать углы, стороны, складывать углы к середине один, два и более раз, вкладывать части друг друга, производить многослойное сгибание, вытягивать определенные части поделки. Необходимо также научить делать разрезы, надрезы в определенных местах.
К основным приемам складывания заготовок можно отнести следующие.
1. Сгибание квадрата вдоль, поперек и по диагонали.
Приемом складывания квадрата вдоль или по диагонали один раз получаются базовые элементы, из которых самые маленькие дети могут получить конверт, сумочку, автобус, бабочку и т.д. путем добавления различных деталей и аппликационных украшений.
Деление квадрата на четыре части путем сгибания его вдоль, поперек, а затем в противоположном направлении по диагонали позволяет получить малый квадрат с вложенными друг в друга карманами, научившись делать такую заготовку, дети легко могут выполнить разнообразные поделки: рыбы, цветы, маски, птицы, звери и т. д.
Деление квадрата на четыре путем сгибания его по диагоналям, а затем в противоположном направлении поперек. Сначала заготовку складывают от одного угла к противоположному. Затем повторяют прием с другого угла. Перевернув заготовку, квадрат складывают один раз поперек. Квадрат разворачивают. Сгибы закрепляют на цветной стороне и вкладывают противоположные части внутрь. Так получают вложенные друг в друга треугольники. Из этой фигуры можно создать такие конструкции, как бабочки, рыбы, цветы и другие, для чего берут бумагу определенного цвета, формата, делают необходимые сгибы, надрезы, яркие наклейки-аппликации.
2. Складывание квадрата по диагонали со складкой. Чтобы дети могли передать в поделках образы таких знакомых птиц, как снегирь, голубь и другие, надо научить их сгибать квадрат пополам по диагонали, делать узкую или более широкую складку, перекладывая ее от основного сгиба вперед или назад. Затем детей обучают сгибать заготовки пополам, соединяя противоположные концы, чтобы образовать форму треугольника с обеих сторон. Этот прием поможет сконструировать некоторые разновидности цветов, масок, изобразить птиц, зверей.
3. Складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон. Квадрат, сложенный по диагонали, а затем развернутый размещают так, чтобы диагональ располагалась вертикально. Затем правый и левый углы квадрата сгибают так, чтобы верхние стороны квадрата совместились с диагональю. Аналогично поступают с нижними сторонами квадрата. Получившиеся в середине ромба углы вытягивают кверху. Эти уголки складывают то в виде ласт тюленя, то плавников рыб, передних конечностей пингвина и т. д.
4. Складывание квадрата вдоль со сгибанием сторон и углов к середине. Квадрат, сложенный вдоль, а затем развернутый, размещают так, чтобы линия сгиба располагалась вертикально. Затем правый и левый углы квадрата сгибают к середине так, чтобы их края совместились. Боковые стороны квадрата также сгибают к середине и совмещают со средней линией. Разогнув заготовку по линиям сгиба, можно сделать разрезы и загнуть уголки так, как необходимо. Затем боковые стороны квадрата вновь складываются к середине, получившаяся деталь складывается пополам. Таким образом, можно изобразить утку, рыбу, ящерицу и т. д.
5. Складывание квадрата заготовки с расходящимися концами. Здесь складывание начинают с исходной заготовки в виде вложенных друг в друга квадратов, сгибая ее пополам по горизонтали и вертикали: от нижнего открытого угла сгибают к середине обе стороны сначала с наружной, а потом и с противоположной части [13;132].
Методика работы. Преподаватель оригами следует правилам, вытекающим из особенностей предмета оригами. Используются термины и понятия, принятые в оригами. При допущенной ошибке фигурка не исправляется, а делается снова и из другого листа бумаги, так как ошибочные складки не устранимы.
Используется качественная бумага, чтобы дети получали эстетическое наслаждении от работы.
Ребята приучаются работать играючи, так как жесткая концентрация внимания не может быть длительной – это вредно. Используется оптимальный уровень сложности. В заданиях новизна составляет 20-30%, то есть из десяти действий при складывании семь-восемь ученик выполняет сам, без помощи учителя.
Подбираются модели, которые будут нужны для чего-то или кому-то, то есть украшения, игрушки или подарки. Модели анализируются, разбиваются на сочетание простых конструкций. Для осмысления деятельности на занятиях практикуются вопросы “Зачем?”, ”Что?” и ”Как?” [21;148].
Постоянно поощряется импровизация, то есть предлагается в незавершенной форме увидеть образ. Иногда применяется складывание с завязанными глазами, за спиной, одной рукой. Предлагается складывать по чертежам с пропущенными позициями, из отдельных моделей создаются композиции, предлагается складывать по памяти.
Оригами тесно связано с творчеством детей. Сначала это всегда спонтанный (самопроизвольный) акт.
На уроках оригами используются упражнения для развития творческих способностей. Например, детям предлагаются: схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов.
На фоне репродуктивной деятельности регулярно вводятся элементы продуктивной (творческой) деятельности. Сложность зависит от возраста и уровня обучения. Изобретательство для младших школьников представляет собой самостоятельное решение маленьких шагов, к которым подводит его педагог [14;100].
Всегда хочется разнообразить уроки оригами, превратить их в увлекательные, а не сводить все к простому показу новой фигурки или нового приема складывания. Для этого используются следующие учебно-игровые формы уроков:
· Копирование детьми действий педагога (самая распространенная форма);
· Взрослый показывает несколько этапов складывания фигурки, а затем дети по памяти повторяют увиденные действия (выбор количества этапов позволяет упрощать или усложнять игру);
· Педагог дает команды, а дети, не имея перед глазами примера действия, выполняют команды, чем достигается постижение начала логического мышления (педагог переводит зрительные образы в понятия и поправляет действия детей по уговору, как “тепло” или ”холодно”);
· Дети отворачиваются или зажмуриваются, а педагог выполняет одну или несколько оригамных операций, после чего дети с большим или меньшем затруднением отгадывают, что было сделано;
· Дети получают задание изготовить фигурки по готовой фигурке (с разрешением ее развернуть) [4;16].
Формы игр для некоторых фигурок могут требовать определенных знаний, умений и навыков (тогда игра может получаться и радовать результатом).
Дидактическими принципами использования искусства оригами как средства развития творческих способностей учащихся начальных классов являются: — «знания — фундамент творчества». Творческая деятельность не может выходить за пределы имеющихся у ученика знаний; — целенаправленность обучения. Формирование новых знаний, умений и навыков должно проходить постепенно и целенаправленно; — тщательный отбор учебного, материала для развития творчества; — принцип многократности; — фронтальное приобщение школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт; — постоянный контроль учителя за работой ученика [21;200].
Таким образом, занятие оригами интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус и самое главное – творческие способности.
В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.
Оригами тесно связано с творчеством детей. Сначала это всегда спонтанный (самопроизвольный) акт.
На уроках оригами используются упражнения для развития творческих способностей, детям предлагаются: схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов.
1.3 Формы организации уроков трудового обучения посредством техники оригами
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность?
В современной дидактике сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.), что даже специалисты в области дидактики затрудняются сказать, что такое форма организации учебной работы и чем она отличается от метода обучения. В традиционной дидактике форма как бы оторвалась от содержания, так как определяется по внешним в отношении содержания образования признакам. Так в одном из учебных пособий указано, что формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы: «Латинское слово форма означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления» [11;7]. По мнению И. М. Чередова, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса.
В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством». [27;353].
Общение происходит между взаимодействующими преподавателем и учащимися. В зависимости от структуры учебного общения В. К. Дьяченко классифицирует общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные.
Понятие «организация» в «Философской энциклопедии» трактуется как «упорядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение соотношение частей какого либо объекта». Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Оно происходит и существует, прежде всего, в определённых формах его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения [10;400].
Итак, форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у школьников системные знания и личностные качества. Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм [14;121]. Существуют различные классификации форм организации учебного процесса, но все они сводятся к структуре учебного общения или дидактическим целям и задачам. Все формы можно разделить на общие и конкретные.А.Сластёнин даёт следующую классификацию форм обучения, в зависимости от структуры педагогического процесса. Достоинством этой классификации является определение места проведения процесса обучения, чего нет в других классификациях [23;270]. Распространёнными являются классификации В. К. Дьяченко и И. М. Чередова, основанные на структуре учебного общения.(См. таблица №1, 2). На протяжении длительного времени в педагогической литературе было общепринятым деление всех организационных форм на: 1. Общеклассные или фронтальные учебные занятия;
2. Групповые (бригадные или звеньевые);
3. Индивидуальные. В первом случае учитель одновременно работает со всеми учащимися класса, во втором – в классе работает несколько групп учащихся и каждую небольшую группку обучает кто-то из учеников, в третьем – каждый ученик выполняет работу индивидуально, без чьей-либо помощи. Такая классификация является неполной. Во-первых, отсутствуют парные и коллективные учебные занятия. Во-вторых, в классификации члены деления не исключают друг друга, так фронтальные занятия являются частным случаем групповых. Остаётся неясным признак по которому производится такое деление, обычно это признак одинаковости или неодинаковости заданий. Если в классе все учащиеся выполняют одну и ту же работу, то такие занятия следовало бы считать фронтальными, но в действительности каждый ученик на этих занятиях работает индивидуально, обособленно друг от друга, даже без помощи учителя. То же самое можно сказать и о занятиях, на которых производится контрольная работа. А если на уроке самостоятельная работа по карточкам – одни ученики имеют одинаковые задания, а другие разные? Получается, что в классе проводится групповая работа, на самом деле все ученики работают индивидуально (ученики изолированы друг от друга). А если ученики работают в группах, но все группы имеют одинаковые задания? Это не фронтальная работа, а групповая. Следовательно, такое деление форм обучения является неправильным, неполным. Мы будем придерживаться классификации В. К. Дьяченко, она устраняет данные недочёты [14;130].
Таблица №1. Общие формы учебной работы (В. К. Дьяченко)
Индивидуальная
Парная
Групповая
Коллективная
Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми.
(ученик-книга, ученик-тетрадь).
Работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает.
(ученик-ученик, учитель-ученик).
Одного говорящего слушает либо несколько человек (бригадные, звеньевые занятия), либо весь класс (общеклассные занятия).
(ученик-ученики).
Каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива и наоборот, все работают с каждым учеником.
(ученик-ученики, ученики-ученики).
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица №2. Общие формы учебной работы учащихся (И. М. Чередов)
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жёстком контроле учителя.
Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жёстким контролем учителя:
Звеньевые
Бригадные
Кооперированно-групповые
Дифференцированно-групповые.
Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей:
Индивидуализированные
Индивидуализированно-групповые.
Таблица №3. Сравнение общих форм обучения
Название формы
Достоинства
Недостатки
Индивидуальная
Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль.
Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников.
Групповая
Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования.
Слабого ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать.
Парная
Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем.
Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности.
Коллективная
Каждый ученик попеременно является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников.
Неумение некоторыми учителями профессионально организовать данную форму, недостаточность времени на уроках, несформированность коллектива приведёт к нежелательному результату: обратившимся за помощью говорят «Сам учи, что тут сложного».
В паре необходимо уметь:
– общаться, не мешая другим (говорить вполголоса);
– слушать, не перебивая друг друга;
– слышать собеседника;
– отстаивать собственную точку зрения;
– задавать вопросы друг другу на понимание, отвечать на них;
– выражать свои чувства и мысли;
– быть терпимым друг другу;
– благодарить друг друга за работу [27;369].
Как правило, на уроках трудового обучения в школе дети выполняют оригами индивидуально. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих композиций, где объединяются работы всех детей класса. Детей радуют коллективные работы. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа [13;85].
Коллективная конструктивная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации трудовой деятельности, является то, что детям младшего школьного возраста очень нравятся такого рода работы. Во- первых, потому, что каждый чувствуют себя сопричастным к полученному общему продукту, и это безусловно радует детей; во-вторых, как правило, результат получается более впечатляющими, эмоционально гораздо сильнее затрагивающими детей. При этом коллективная форма работы не снижает значимости деятельности каждого ребенка, не нивелирует индивидуальные усилия каждого. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат; чем лучше ребенок выполнит свою часть работы, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция.
Желательно, чтобы коллективной работе предшествовал подготовительный этап, который позволил бы детям углубить собственные знания по теме будущей работы, позволил бы сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственных работах. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы и другое.
Основной этап, этап выполнения работы, включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного творчества условия для творческого взаимодействия детей.
Условно можно выделить третий, заключительный этап. Этот период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в классе. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом самых разных разговоров, дискуссий, игр, рождения новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной работы [13;87].
Таким образом, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса.
Форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.
В педагогической литературе общепринятым является деление всех организационных форм на общеклассные или фронтальные учебные занятия; коллективные; групповые (бригадные или звеньевые); индивидуальные.
На уроках трудового обучения с использованием техники оригами возможно применение таких форм организации уроков, как коллективная, групповая, парная и индивидуальная работы.
Творческие способности – это создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между игрой и учебой.
Использование оригами в учебно-воспитательном процессе – на уроках трудового обучения приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения. На уроках оригами используются упражнения для развития творческих способностей, детям предлагаются: схемы с попущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов.
Глава 2. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях педагогического эксперимента
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей у учащихся 2-го класса
База исследования: СОШ №1 п.г.т. Ленино, 2-А класс (количество учащихся 17 человек). Классный руководитель Красильникова Наталья Алексеевна.
Цель исследования: определить уровень развития творческих способностей учащихся 2-А класса.
Задачи данного этапа:
· Провести беседу с учителями;
· Провести тестирование учащихся 2-А класса;
· Проанализировать программу трудового обучения на развитие творческих способностей.
При беседе с учителями начальных классов им были поставлены следующие вопросы:
— Что Вы используете на уроках трудового обучения для развития творческих способностей младших школьников?
— Какие формы организации уроков Вы используете?
Из беседы можно сделать следующие выводы:
· На уроках трудового обучения учителя начальных классов используют чаще коллективную и индивидуальную формы организации работы, реже — групповую и парную.
· Для развития творческих способностей используют игровые формы уроков, занимательные упражнения (например, нарисовать несуществующее животное) и другое.
Проведение теста Гилфорда и Торренса.
Большинство современных тестов являются модификацией тестов Гилфорда и Торренса. 1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость— фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность— фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность— фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Нами для определения уровня творческих способностей был взят фактор беглости ответов. Отметим несколько моментов, связанных с процедурой проведения тестов. Тесты можно проводить как индивидуально, так и в группе. Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Часто эти занятия проводятся в игровой форме. В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Время проведения процедуры — около 40 минут.
Нами было выбрано из теста субтесты №1, №3, №4, №6. Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления).
Задача: перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого: ”Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?” Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин.
продолжение
--PAGE_BREAK--Оценивание: Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.
Б = n.
Б—беглость, n — число уместных ответов.
Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.
Субтест 3. Слова
Субтест проводится индивидуально.
Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом. Инструкция для испытуемого: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». На ответ дается 2 минуты. 2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка». На ответ дается 2 минуты. Время выполнения всего субтеста — 4 минуты. Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.
Беглость— общее число приведенных слов. 1 слово — 1 балл.
Б = n
Б — показатель беглости, n — общее число слов.
Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.
Субтест 4. Словесная ассоциация Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Инструкция для испытуемого: Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста — 3 минуты. Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах
Беглость— суммарное число приведенных определений (n). Одно определение — 1 балл.
Б = n.
Б — показатель беглости.
Субтест 6. Эскизы Задача: Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах. Инструкция для испытуемого: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку. Время выполнения задания — 10 минут. Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см. Оценивание:
Беглость— число адекватных задаче рисунков. Один рисунок — 1 балл.
Б = n
n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).
Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.
Дети предупреждались заранее, что все их ответы будут правильными, чем больше они придумают ответов, тем лучше, даже если это необычные ответы. Участникам предлагалось пофантазировать, все ответы поощрялись. Большинство детей отвечали с большой охотой и с желанием продолжать занятия дальше.
Субтест 1.
Таблица №4
№
Ф.И.О.
Баллы
1.
Абрамова В.В.
5
2.
Абибуллаева Л.Э.
14
3.
Буняк В.В.
9
4.
Гайдай Т.Л.
2
5.
Душко Я.Р.
5
6.
Зинченко А.О.
7
7.
Кравченко Ю.П.
6
8.
Кудрявцев Р.Д.
4
9.
Марысюк Е.Е.
7
10.
Омельченко Л.Г.
4
11.
Ольховская Р.Н.
6
12.
Рустемов А.Р.
5
13.
Сурченко В.О.
8
14.
Примак М.Е.
1
15.
Умерова З.Р.
9
16.
Фадеева О.Р.
6
17.
Юрийчук И.А.
7
По этому тесту испытуемыми было дано в среднем шесть ответов на человека (за 3 минуты), разброс по числу ответов велик — от 1 до 14. Наиболее часто встречающиеся ответы: «Можно сделать из газеты самолет, шапку, корабль. Сдать в макулатуру. Подстилать. Узнавать из нее новости. Узнавать программу телевидения». Редкие, оригинальные ответы: «Обмахиваться, если жарко. Наказывать газетой собаку (хлопать собаку). Дать играть кошке».
продолжение
--PAGE_BREAK--Субтест 3.
Таблица №5
№
Ф.И.О.
Баллы 1часть
Баллы 2часть
1.
Абрамова В.В.
8
6
2.
Абибуллаева Л.Э.
13
12
3.
Буняк В.В.
11
9
4.
Гайдай Т.Л.
7
5
5.
Душко Я.Р.
9
7
6.
Зинченко А.О.
10
12
7.
Кравченко Ю.П.
5
5
8.
Кудрявцев Р.Д.
7
6
9.
Марысюк Е.Е.
13
10
10.
Омельченко Л.Г.
10
6
11.
Ольховская Р.Н.
12
12
12.
Рустемов А.Р.
8
11
13.
Сурченко В.О.
10
9
14.
Примак М.Е.
8
7
15.
Умерова З.Р.
7
9
16.
Фадеева О.Р.
9
7
17.
Юрийчук И.А.
6
7
Этот тест обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных слов (каждого типа) —7. Разброс слов — от 5 до13. Примеры часто приводимых слов: в первой части — «пол, поле, поезд»; во второй — «кошка, мышка». Примеры оригинальных слов: в первой части — «подорожник, поздравление, поминки, порка»; во второй — «креветка, строчка».
Субтест 4.
Таблица №6
№
Ф.И.О.
Баллы
1.
Абрамова В.В.
10
2.
Абибуллаева Л.Э.
16
3.
Буняк В.В.
9
4.
Гайдай Т.Л.
5
5.
Душко Я.Р.
6
6.
Зинченко А.О.
11
7.
Кравченко Ю.П.
9
8.
Кудрявцев Р.Д.
6
9.
Марысюк Е.Е.
10
10.
Омельченко Л.Г.
9
11.
Ольховская Р.Н.
7
12.
Рустемов А.Р.
8
13.
Сурченко В.О.
6
14.
Примак М.Е.
5
15.
Умерова З.Р.
12
16.
Фадеева О.Р.
8
17.
Юрийчук И.А.
9
продолжение
--PAGE_BREAK--
Среднее число приведенных ответов — определений к слову «книга» — составляло 8. Разброс ответов по числу — от 1 до 16 (за 3 минуты). Часто встречающиеся ответы: «интересная, красивая, большая, маленькая, сказочная, хорошая». Редкие ответы: «удивительная, странная, забытая, правдивая, купленная, документальная, запрещенная, мокрая». Полученные данные дают нам возможность разделить детей на группы по уровню развития творческих способностей следующим образом, обозначив их соответственно группа 1(показатели ниже нормативных), группа 2 (показатели соответствующие норме и выше нормы, но не более чем в 2 раза), группу 3(показатели, превышающие нормативные более чем в 2 раза). Количество детей в 1 группе составило 36% от их общего числа (6 человек), в группе 2 – 52 % (9 человек), и в группе 3 –12% (2 человека), что указано в таблице №7.
Таблица №7
№ группы
Количество детей, составивших группу (%)
Соответствие общего балла нормативным показателям
1
36
ниже нормы
2
52
норма и выше нормы
3
12
значительно выше нормы
Анализ программы на развитие творческих способностей.
Для анализа нами была взята программа по трудовому обучению авторов В. Тименко, В. Вдовченко и др.
Цель курса – формирование конструктивно-художественных и конструктивно-технических умений, которые включают языковое, графическое и предметно-пластическое творчество учеников.
В программе выделено пять разделов: «Человек и природа», «Я сам и другие люди», «Человек и знаки информации», «Человек и техника», «Человек и художественная окружающая среда».
Каждый из данных разделов ориентирован на развитие творческих способностей. В разделе «Человек и природа» программой предложено выполнение следующих практических работ:
· Создание аппликаций с отдельных растительных форм. Создание предметных аппликаций и орнаментов из растительных форм по воображению, по собственной задумке. Аппликации с листвы, трав, цветов, икебаны висячие, настенные, настольные по своему воображению.
· Изготовление из шишек, желудей, гороховых шкарлупок, веточек различных фигурок животных, изображение растений.
· Лепка фруктов, овощей. Лепка фантастических существ. Творческая работа: коллективное создание композиции с фантастическими существами.
· Творческая работа в группах: изготовление страниц Красной книги Украины.
· Коллективная творческая работа: изготовление муляжей в технике папье-маше.
· Оригами как вид творческой работы. Изготовление изделий способом оригами.
Раздел «Я сам и другие люди».
· Вырезание салфеток по собственному замыслу в технике вытынанки. Изготовление снежинок с бумаги.
· Изображение костюма из собственного представления, создание макета элементов по собственным рисункам.
· Дизайн собственной одежды для вечеринки (украшение стразами, бисером, нашивками и др.﴿
· Оформление в классной комнате «Уголка дружбы » по разным рубрикам (фотоколлаж «Наш класс», «Почтовый ящик», «Поздравляем» и другие﴿.
· Конструирование новогодней открытки способом оригами.
Раздел «Человек и знаки информации».
· Изготовление собственной визитки, бейджика и др.
· Коллективная творческая работа: разработка рекламных плакатов, упаковок, конфетных обверток по собственной выдумке.
· Коллективная творческая работа: создание кижки-самоделки «Наш класс».
Раздел «Человек и техника».
· Изготовление в технике оригами различных транспортных средств (самолет, лодка и др.﴿.
· Моделирование по собственному воображению с деталей пластмассовых или деревянных наборов.
· Конструирование из спичечных коробок транспортные средства по своей выдумке.
Раздел «Человек и художественная окружающая среда».
· Создание макетов вазонов и подставок оригинальной формы, их украшение.
· Коллективная творческая работа: конструирование изделий для возрождения украинского быта (мебель, посуда, настенные украшения, полотенца﴿.
Таким образом, проанализировав программу и проведя беседу с учителями начальных классов, можем сделать выводы, что в программе отображены виды практических работ для развития творческих способностей младших школьников и учителя используют их в своей работе.
С помощью применения теста Гилфорда и Торренса мы исследовали уровень развития творческих способностей у учащихся 2-А класса СОШ №1 п.г.т. Ленино.
Результаты теста следующие:
— у 12% детей класса результаты были значительно выше нормы, что говорит о их любознательности, о большом словарном запасе и развитой способности фантазировать;
— 52% детей дали результаты уровня развития творческих способностей, соответствующих норме и выше нормы, но не более чем в 2 раза.
— у 36% детей показатели уровня развития творческих способностей ниже нормы, поэтому их необходимо развивать, что возможно осуществлять через уроки оригами.
Следовательно, у большинства детей уровень развития творческих способностей на среднем уровне.
Заключение
Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередование дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться на уроках математики, природоведения, чтения, иностранного языка.
Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, а оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в начальной школе, как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета.
Рекомендации для развития творческих способностей младших школьников:
1. Использование различных форм организации практической деятельности для развития творческих способностей детей.
2. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
3. Использование техники оригами для развития творческих способностей младших школьников.
4. На уроках трудового обучения давать детям задания творческого характера.
5. Работа с родителями.
Литература
1. Акчурина-Муфтиева Н.М. Развитие детского творческого конструирования из бумаги. – Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2003 – 188 с.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М., 1995 – 240 с.
3. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1989 – 197 с.
4. Выгонова В. Рождественский венок. Поделки из бумаги. //Начальная школа – 2001 — №46, с.14-16.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение, 1991-206 с.
6. Выготский Л.С. Сборник сочинений. Т.2.-М., 1982 – 285 с.
7. Годфруа Ж. Психология, изд.в 2 т., т.1.-М.: Мир,1992 — 436 с.
8. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает.-М.: Знание, 1994 – 123 с.
9. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.-Пенза: Уникон – ТРИЗ, 2001 – 264 с.
10. Ильичев Л.Ф., Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь.- М., 1983 – 546 с.
11. Кишмакова Р.З. Уроки труда по оригами //Педагогическое творчество – 2005 — №2, с.6-10.
12. Колосова С.Л. Основы психодиагностики. Учебное пособие.- Сыктывкар, 2000 – 258 с.
13. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 192 с.
14. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998 – 192 с.
15. Кузьмина Н.А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда //Начальная школа – 2004 — №4, с.4-13.
16. Лук А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978 – 198 с.
17. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. – М.: Школа – Пресс, 1993 – 341 с.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.,1999 – 462 с.
19. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1999 – кн.1. Общие основы психологии. – 688
20. Немов Р.С.Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х кн. – 4е издание – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы психологии. – 460 С.
21. Пароманова Л.А. Детское творческое конструирование. – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999 – 240с.
22. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества младших школьников // Вопросы психологии. 1990 — №1, с.16-19
23. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976 – 430с.
24. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В.А. //Вопросы психологии – 1994 — №5, с.45-51.
25. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс, 1999 – 475с.
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1999 – 250с.
27. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. Т.2. – М., 1999 – 450с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989 – 280с.
28. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвей, 1998 – 437с.
29. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: СПбУПМ, 1997 – 203с.
30. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 – 268с.
31. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. – М.: ВЛАДОС, 2000 – 248с.
32. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. – М.: Знание, 1991 – 250с.
Приложения
продолжение
--PAGE_BREAK--Вводный урок «Знакомство с оригами»
Цель занятия: Познакомить детей с японским искусством оригами.
Задачи:Образовательные:— Познакомить учеников с краткой историей оригами. — Учить составлять связный рассказ по опорным словам. — Учить классифицировать предметы по разным признакам Развивающие: — Развивать речь учащихся. — Расширять активный и пассивный словарный запас детей. — Развивать творческое и логическое мышление детей. — Развивать умение работать в парах. Воспитательные: — Формировать интерес детей к искусству оригами. — Воспитывать умение вести себя в коллективе.
Ход урока:
1. Стадия вызова (прием «Ключевые слова»)
Сегодня мы с вами начнем знакомство с оригами.
— Что вы знаете об оригами? (...)
— Попробуйте в парах составить рассказ об оригами по ключевым словам: оригами, искусство, Япония, бумага, чудеса, бумажные фигурки, счастье, подарки, украшения. (...)
— Слушание составленных рассказов (2-3 рассказа)
2. Стадия осмысления
Послушайте мой рассказ об искусстве оригами:
Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень интересная традиция: к похоронам родственники усопшего делали всегда бумажные домики, мебель, слуг, а также бумажные деньги. Позже искусство оригами было завезено в Японию. Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но преобразили его на свой лад. Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников. Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. — Совпадает ли этот рассказ с теми рассказами, которые вы составили? — Что в них общего? — Что нового об искусстве оригами вы узнали из моего рассказа?
Теперь подойдите к нашей выставке. На выставке представлены:
-искусственный цветок из пластмассы,
-объемный тюльпан, выполненный в технике оригами,
-аппликация цветка, выполненного в технике оригами,
-игрушечный кораблик из пластмассы,
-аппликация «Кораблик»,
-объемные игрушки (оригами) из бумаги: лодочка и двухтрубный кораблик,
-пластмассовая игрушка
-животное,
-объемное животное из бумаги, выполненное в технике оригами,
-геометрическая аппликация животного.
— На какие группы можно разделить эти предметы?
-Цветы, кораблики, животные.
-Предметы, сделанные из пластмассы и из бумаги.
-Предметы плоские и объёмные.
— Сегодня мы с вами говорим об оригами. Найдите на выставке изделия, выполненные в технике оригами.
— Обоснуйте свой выбор. (Скорее всего дети назовут объемные игрушки из бумаги. Надо обратить их внимание на аппликацию цветка, выполненную в технике оригами)
3. Стадия рефлексии
— Давайте вернемся к ключевым словам, с которых мы начали разговор об искусстве оригами. Как мы можем дополнить этот список?
Итоги занятия:
— О чём мы узнали сегодня на занятии?
— Что вам понравилось на занятии?
Урок «Цветы из бумаги»
Цель занятия: Познакомить с созданием цветов из бумаги.
Задачи:Образовательные:
— Учить складывать из бумаги простые фигуры.
— Учить ровно складывать углы.Развивающие: — Развивать творческое и логическое мышление детей. Воспитательные: — Формировать интерес детей к искусству оригами. — Воспитывать аккуратность, терпение.
Ход урока:
I. Организационный момент
1.Приветствие.
2.Организация рабочего места
II. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1.Рассказ-показ
Прошел месяц декабрь, за ним наступил январь. Закончился февраль, и начался март. Пришла весна, а зима уходить не хочет. «Чего это я уходить буду,- говорит зима, вон, вся земля еще снегом покрыта».
Перед детьми выкладывается квадрат белого или голубого цвета.
Но тут пригрело весеннее солнышко, и снег стал таять. «Видишь, — говорит зиме весна. – Снег уже тает, нечего тебе здесь делать. Уходи ».
«Не могу я уйти, — отвечает зима. – У меня вон еще сколько ледяных гор, кто же за ними ухаживать будет? ».
Квадрат превращается в треугольник.
Но тут ледяные горы стали уменьшаться, уменьшаться и исчезать, ведь прилетели теплые южные ветра, а с ними и…
Треугольник складывается пополам.
Птицы.
«Посмотри, зима, — говорит весна, — уже птицы прилетели. Уходи ».
«Ну и что, — отвечает зима, — птицы и зимой были и ничуть мне не мешали. Не уйду».
И тогда из земли стали появляться…
Треугольник складывается в последний раз и превращается в цветок.
Цветы. Увидела их зима, удивилась…
— Как вы думаете, почему?
И поняла – теперь уж точно пора уходить. Собрала она оставшиеся снега и льды и улетела в холодные края, в северные страны.
— Давайте поможем весне окончательно победить зиму. А как? Сделаем целую поляну цветов.
III. Практическая работа.
1.Выбор подходящих квадратов, складывание.
2.Приклеивание и дорисовывание. — Откуда будут расти наши цветы?
Вырезаем и приклеиваем или дорисовываем землю. — А что еще, кроме головки с лепестками, должно быть у цветка? (Стебель, листья, тычинки).
IV. Итог урока.
Просмотр работ, обсуждение.
продолжение
--PAGE_BREAK--