Реферат по предмету "Разное"


«О культуре речи» Форма проведения

Тема «О культуре речи»Форма проведения: беседа с игровыми моментами.Цель: • показать учащимся важность и значение культу­ры речи в жизни человека; • установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; • воспитывать любовь и уважение к родному язы­ку; • формировать и развивать навыки культуры рече­вого общения.Подготовка • Подготовить материал для проведения игровых моментов. • Объявить в классе конкурс «Неделя без слов-пара­зитов». • Конкурс «Лучший оратор недели» (выявить луч­ший ответ на уроке по стилю, форме и речевому изложению). • Подготовиться к игре «Правильно ли мы гово­рим?».^ Содержание классного часаОбороты речи — это своего рода одежда, в которую облачены мысли. И. Энгель Учитель: Язык — это наша история, наше богат­ство и культура. Это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Тол­стого, К.Г. Паустовского и других великих храните­лей красоты, могущества и образности родного язы­ка. В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определен­ным нормам (правилам) произношения, ударения, - построения слов, словосочетаний, предложений, в яс­ности, эмоциональности и доступности — в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штам­пов; в яркости, образности, выразительности. Боль­шое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмо­циональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена». Каждое молодое поколение использует в своей речи так называемые сленговые выражения. В разговор­ном обиходе некоторые из них живо, эмоционально и даже органично вплетаются в речь. Однако существу­ют слова-паразиты, которые свидетельствуют о край­не ограниченном словарном запасе их пользователя, а также о его мыслительных способностях. «Речь — удивительно сильное средство, да нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»,— говорил Гегель. Наверное, каждый из вас, ребята, использует в сво­ей речи какие-нибудь «блатные», «хипповские» или просто молодежные слова вроде «в натуре», «чмо», «лох» или в худшем случае такие распространенные и общепринятые, как «пацан», «прикол», «тусовка». Однако надо помнить, что этот стиль языка принято называть уголовным, или криминальным, жаргоном (или «феней»), так как основное хождение он имеет прежде всего в криминальной среде. Подобный сленг очень распространен в «крутых» американских детективах и среди нашей «братвы» — представителей уго­ловного мира. Сложение плотное, взгляд мрачный, голос грубый, татуировки. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выражений (упот­ребляемых, как правило, в первозданном виде, без использования приставок и суффиксов) и двух десят­ков фраз, составляющих профессиональный сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией (« пальцовкой »). Однако некоторые ребята могут не иметь к такой «братве» никакого отношения, но считают «высшим шиком» подражать бандитам, употребляя нецензур­ную брань, иметь К сожалению, такая речь очень заразительна и приводит к неутешительным результатам при отве­тах на экзаменах, при написании школьных сочине­ний. Учитель: Ребята, к нам в гости пришла Грамматина Глаголевна Ошибкина. Поприветствуем ее. Выступление Грамма-тины Глаголевны Ошибкиной (Агаева Эльвира) Дорогие, друзья. Будущие выпускники! Я каждый год надеюсь, что он принесет наименьшее число казу­сов, двусмысленностей в ваших сочинениях, но, увы, это не так... Думаю, что вам лучше поучиться на чу­жих ошибках, а самим писать правильно, грамотно выражая мысли. Вот послушайте эти перлы: • Через свои лишь только трупы они пройдут к на­шим телам... • Это — один из поэтов, который полностью оголил­ся перед читателем. • Друзья Пушкина были казнены и сосланы в Сибирь. • Сама Изергиль рассказывает о себе ночью. Небо в это время было освещено лучами зашедшего солнца. • Заспанная физиономия бесцеремонно произносит. • Раскольников стал нервным: при стуке ног о лест­ницу он вздрагивал. • Декабристы разбудили спавших глубоким сном революционеров -демократов. • Они патрулем проходят через всю поэму. • Маяковский писал сам и других призывал писать так, чтобы брюки трещали в шагу. • Теперь повернем колесо истории вперед. • Мы терзаем науки. • Надо оставить для потомства свой след, свою тень, Ребята, не надо оставлять в своих сочинениях та­кие следы, хоть они и очень меня иногда забавляют...^ Игровые моменты «Правильно ли мы говорим?»1. Повторите скороговоркиВсе бобры, для своих бобрят добры.У боярина-бобра нет богатства, нет добра.На дворе трава, на траве дрова.Дед Додан в дуду дудел, Димку дед дудой задел.2. Подберите синонимы к словам Смелый — храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый- Победить — одержать победу, одолеть, побороть, осилить, сладить, справиться- Холодный день — промозглый, ледяной, мороз­ный, студеный, стылый, мерзлый. Холодный человек — неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.3. Объясните фразеологические обороты Иголку негде воткнуть — о большом скоплении людей- Крокодиловы слезы — притворное сожаление, Краем уха — невнимательно слушать. Рукой подать — близко. Как иа духу — откровенно, чистосердечно, Святым духом — как бы само собой, неизвестно как. Душа в душу — полное согласие. Во весь дух — очень быстро бежать или ехать. В чем только душа держится — хилый, слабый. Не верить своим глазам — удивляться чему-либо увиденному. 4. Поставьте правильно ударение в словах: квартал, каталог, гружёный, сливовый, начал, начала, звонит, в яслях, средства, столяр, коклюш, начав, начался, договор балую, балуешь, дефис, свёкла, предложить, мышление, августовский.^ 5. Образуйте повелительное наклонение от глаголов (повелительное наклонение обозначает такие дей­ствия, которые кто-то заставляет или просит вы­полнить): ехать — поезжай, одеть — одень, надеть — на­день, класть — положи. 6. Просклоняйте: хочу — я хочу, ты хочешь, он хочет, она хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят. 7. Родительный падеж множественного числа: столы (нет чего?) — столов; носки — носков; чулки — чулок; шарфы — шарфов; груши — груш; яблоки — яблок; полотенца — полотенец; помидоры — помидоров; килограммы — килограммов; лимоны — лимонов; туфли — туфель. Награждение победителей конкурсов медалями «Знаток русского языка».Заключение Советы Дейла Карнеги У нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся! Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые вхо­дят в вашу компанию. Проводите вечера, читая Шек­спира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится. На просмотр газет тратьте в два раза меньше вре­мени, чем вы тратите сейчас, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг. Читайте со словарем, лежащим на вашем письмен­ном столе. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти. Изучайте происхождение слов, которые вы упот­ребляете. История этих слов совсем не скучная, и не сухая, и очень часто она полна романтики. Будьте .точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие-либо синонимы к слову (красивый), например: эле­гантный, необычный, приятный, симпатичный, стиль­ный, изысканный, восхитительный, красочный, рос­кошный, замечательный и т.д. Стремитесь к свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.Афоризмы о речи Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя; по­чему я это говорю? Ж. Санд Говорить кстати лучше, нежели говорить красно­речиво. Б. Грасиан Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь. Клавдий Если человек иногда не владеет своими чувства­ми, то должен всегда владеть своими выражениями. П. Буаст


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ, историк, географ, государственный деятель
Реферат НТП суть и роль в экономике
Реферат Микромицеты воздуха жилых и нежилых помещений
Реферат Твердые бытовые отходы: мусоросжигание
Реферат Влияние бюджетного дефицита на качество жизни населения на примере муниципального образования Пушкинского района
Реферат Природо-економічна характеристика Індії
Реферат Философия и ее роль в жизни общества
Реферат Черкасская оборона 1918 1919
Реферат Fun Essay Research Paper Why not just
Реферат Гражданское право (лекции)
Реферат І. О. Помазан історія зарубіжної літератури
Реферат Синдром Дисфагия Принципы диагностики и лечения Организация сестринского процесса
Реферат Отраслевая и производственная специализация экономического района Теннеси
Реферат Географічний опис Литви
Реферат Концепция развития малого и среднего предпринимательства МСП на территории Нижегородской облас