Реферат по предмету "Банковское дело"


Кредитная политика банка 2

Кредитная политика банка


Введение


Одним из важнейших направлений деятельности коммерческих банков является кредитование.


В условиях экономического кризиса, банкротства предприятий кредитные операции являются весьма рискованными. В современных условиях задержка возврата ссуд клиентами банка становится будет частым явлением. К началу 1999г. просроченная задолженность по банковским кредитам составляла 11,1% по всем кредитам, предоставленным хозяйству, населению и другим кредитным институтам. Сроки кредитования существенно сократились.


Россия переживает тяжелый банковский кризис. Несмотря на то, сколько многие ученые-экономисты отмечали заметный рост производства, в реальности численность банковских кредитов сократилось более чем вдвое. Рост производства, вызванный высокой инфляцией и девальвацией национальной валюты, присутствие отсутствии системы кредитования может привести к глубокому кризису не исключительно в банковской сфере, но и в области экономики в целом. Действительно, в предпочтение через стран с развитой экономикой, где рабство корпораций через банковского кредитования уменьшается, чтобы российских предприятий банковский кредит является практически единственным источником чтобы получения денежных ресурсов.


Целью написания дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов кредитной политики банка.


Кредитная политика – это совокупность активных и пассивных банковских операций, рассматриваемых на определенную перспективу, обеспечивающих банку достижение намеченных целей и позволяющих решить задачу оптимального распределения кредитного ресурса в условиях реально имеющихся ограничений (обязательные нормативы Центрального банка России и фактический объем средств к размещению).


В качестве объекта исследования кредитной политики банка на практике был выбран банк «Алемар».


В связи с этим пред нами стояли следующие задачи:

Изучение работы банка сообразно предоставлению кредита

Анализ критериев оценки кредитоспособности предприятия

Определение политики банка сообразно отношению к некредитоспособным предприятиям

Выявление общих положений кредитной политики банка «Алемар»

Исследование конкретных примеров реализации кредитной политики банка «Алемар»

Разработка рекомендаций сообразно совершенствованию кредитной политики банка «Алемар»


В процессе написания дипломной работы были использованы труды Афанасьева Л.П. «Основы банковской деятельности», Лаврушина О.И. «Банковское дело», Антипова О.Н. «Банковский портфель», Коробовой Г.Г. «Банковской дело» и Ольшанского А.И. «Банковское кредитование (российский и зарубежный опыт)».


1. Теоретические аспекты кредитной политики банка


Организация работы банка сообразно предоставлению кредита

Общая схема организации работы банка по предоставлению кредита состоит из нескольких взаимодополняемых элементов и выглядит следующим образом.

Программирование


1. Выбор кредитной политики банка.


2. Разработка внутренних нормативных документов банка.

Предоставление банковской ссуды


1. Переговоры с заемщиком и первичный анализ заявки на кредит.


2. Анализ кредитоспособности заемщика.


3. Принятие решения о предоставлении кредита и заключение кредитного договора.

Текущий мониторинг кредитов


1. Оценка качества кредита.


2. Оценка соблюдения условий кредитного договора.


3. Оценка состояния обеспечения кредита.


IV. Погашение кредита


1. Добровольное погашение кредита.


2. Работа с проблемными ссудами.


Рассмотрим подробнее каждый из элементов.


Программирование кредитной политики


Программирование — суть данной стадии заключается в оценке макроэкономической ситуации в стране в целом, региона, где работают потенциальные заемщики, а беспричинно же способности персонала банка-кредитора к работе с различными категориями ссудополучателей, в принятии ряда внутрибанковских нормативных документов.


Исходя из результатов проведенных исследований, руководство банка (обычно правление или Совет директоров банка) принимает меморандум кредитной политики, в котором определяются стратегия и тактика банка в области получения и предоставления кредитов. Меморандум кредитной политики принимается на урочный период времени, впрочем в течение срока его действия в него могут вноситься некоторые изменения, соответствующие текущему состоянию дел на кредитном рынке.


Приведем основные положения, которые, сиречь закон, содержатся в меморандуме кредитной политики банка.


1. Цели, на основе которых определяется кредитный портфель банка (виды, сроки погашения, размеры и качество кредитов).


2. Описание полномочий в области кредитования, которыми наделены вицепрезидент банка, отвечающий за кредиты, председатель кредитного комитета и кредитный инспектор (максимальные суммы и виды кредита, которые могут непременн одобрены конкретным руководителем или сотрудником, и необходимые подписи).


3. Обязанности по передаче прав и предоставлению информации в рамках кредитной службы банка.


4. Практика обращения с просьбой о выдаче кредита; проверка, оценка и принятие решения по кредитным заявкам клиентов.


5. Перечень необходимых документов, прилагаемых к кредитной заявке и документации чтобы обязательного хранения в кредитном деле (финансовая отчетность заемщика, кредитный договор, договоры залога, гарантии и т.д.).


6. Конкретные и подробные указания о том, кто отвечает за хранение и проверку кредитных дел, кто имеет право доступа к этим делам и в каком случае.


7. Основные правила приема, оценки и реализации кредитного обеспечения.


8. Описание политики и практики установления процентных ставок, комиссий по кредитам и условий их погашения.


9. Описание стандартов, с помощью которых определяется характер всех кредитов.


10. Указания относительно максимального лимита кредитов (т.е. максимально допустимого уровня соотношения суммы кредитов и совокупных активов банков).


11. Описание обслуживаемого банком региона, отрасли, сферы тож сектора экономики, в которые должна осуществляться основная опилки кредитных вложений.


12. Диагностика и методы анализа проблемных кредитов, характерные пути выхода из возникающих трудностей.


Следующим шагом на стадии программирования организации работы банка по предоставлению ссуд является разработка внутренних нормативных документов. Это могут фигурировать инструкция о порядке выдачи кредитов, положение о кредитном комитете банка (филиала), положение о внутреннем контроле и т.д.


Инструкция о порядке выдачи кредитов регламентирует организацию кредитного процесса, перечень требуемых документов через заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров, правила проведения оценки обеспечения.


В положении о кредитном комитете определяются регламент работы комитета, количество, лимит кредитных рисков данного кредитного комитета, процедура принятия решения.


Предоставление банковского кредита


Процесс предоставления банковского кредита дозволено разделить на несколько этапов:


1) заявка на кредит и предварительные переговоры;


2) истребование необходимых документов;


3) оценка кредитоспособности заемщика;


4) принятие решения о предоставлении (непредоставлении) кредита;


5) заключение кредитного договора.


Рассмотрим подробно наиболее важные из них. В соответствии с разработанными и принятыми у каждого банка направлениями отбора сотрудники кредитного подразделения (кредитные инспекторы) осуществляют прием заявок на получение кредита.


В заявке на кредит должны содержаться исходные сведения о требуемом кредитном продукте, а именно:


— цель кредитного продукта;


— величина кредитного продукта;


— лик и срок;


— предполагаемое обеспечение;


— планируемые источники погашения задолженности;


— краткая информация о фирме, ее основной деятельности, основных партнерах и перспективах развития.


Заявка оформляется на фирменном бланке организации и подписывается надлежащим должностным лицом (руководителем) организации, уполномоченным на совершение названных кредитных сделок.


Как норма, около первичном обращении клиента изза получением кредита невозможно заранее определить лик и конкретные условия кредитного продукта. В этой связи кредитный работник в ходе предварительных переговоров с заемщиком должен обеспечить получение комплексной информации о будущем заемщике. Переговоры с будущим заемщиком относительно будущего кредита проводятся кредитным инспектором. В ходе переговоров кредитный инспектор разъясняет клиенту основные требования и стандарты кредитования, уточняет сведения о будущем заемщике и его бизнесе, об основных характеристиках испрашиваемого кредита, механизме и источниках его погашения, предлагаемом обеспечении, об имеющихся кредитах других банков, а также устанавливает наличие необходимых предпосылок и условий чтобы данной кредитной сделки.


В ходе переговоров кредитному инспектору следует выяснить наиболее ключевые базовые вопросы, представляющие наибольший интерес чтобы банка наподобие кредитора. При этом следует распределить вопросы сообразно следующим группам.


1. Сведения о заемщике:


— полное юридическое наименование клиента, включая указание на его организационно-правовую форму;


— наподобие искони учреждена (функционирует) фирма;


— кто основные акционеры (участники) фирмы;


— какую основную продукцию выпускает фирма, какие виды услуг она оказывает,


— каковы основные финансовые характеристики фирмы (валюта баланса, объемы продаж, объем поступлений на счета в банке, какова средняя зарплата на предприятии);


— кто основные поставщики и покупатели;


— на каких условиях продается продукция (оказываются услуги).


2. Вопросы сообразно поводу заявки о кредите:


— каково назначение кредита;


— на каких условиях клиент желает получить кредит: сумма, срок, доля собственного финансового участия в проекте, проценты (комиссия);


— кредит какого вида намеревается получить клиент.


3. Вопросы, связанные с погашением кредита:


— источники погашения кредита;


— имеется ли у клиента положительный опыт работы с кредитными ресурсами.


4. Вопросы сообразно поводу обеспечения кредита:


— какое залог предлагается клиентом;


— насколько оно ликвидно, находится ли под контролем клиента и может ли иметься продано;


— является ли клиент собственником закладываемого имущества либо оно является собственностью третьего лица;


требуется ли согласие какого либо органа на стадии юридического оформления обеспечения;


каким образом была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;


подвержено ли залог порче, каковы издержки сообразно хранению обеспечения.


5. Вопросы о взаимоотношениях клиента с другими банками:


клиентом каких банков является будущий заемщик;


обращался ли он к другим банкам потом кредитом, какова его кредитная история;


почему клиент обратился потом кредитом именно в этот банк;


имеются ли непогашенные кредиты и каков их характер.


Для определения целесообразности предоставления кредита кредитный инспектор истребует через заемщика следующие документы.


1.Заполненную и подписанную клиентом анкету. Анкета обычно содержит сведения о клиенте и его руководящих лицах.


2. Юридические документы:


а) учредительные и регистрационные документы; в зависимости через вида юридического лица— устав либо учредительный договор и устав. Свидетельство (решение) о государственной регистрации;


б) карточка образцов подписей и печати (форма 0401026), заверенная нотариально;


в) документ, подтверждающий полномочия лица, имеющего право выступать через имени организации при ведении переговоров и подписывать кредитные договоры.


3. Финансовая отчетность:


а) баланс (форма № 1), отчет о финансовых результатах (форма № 2) не менее чем за 3 последние отчетные даты, отчет о движении денежных средств (форма № 4) и приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) за последний год, заверенные налоговым органом по месту регистрации;


б) расшифровка структуры дебиторской и кредиторской задолженности (перечень основных дебиторов и кредиторов заемщика, сумма долга по ним);


в) справки:


— о полученных кредитах и займах;


— о выданных поручительствах;


г) копии выписок из расчетных и текущих валютных счетов заемщика, заверенные обслуживающим банком (банками).


4. Технико-экономическое обоснование (ТЭО, бизнес-план) использования кредита, отражающее экономическую эффективность и окупаемость затрат в течение периода, для который испрашивается кредит.


В ТЭО должны быть отражены:


а) основные виды деятельности предприятия и размер уплачиваемых налогов;


б) цель, для которую испрашивается кредит, с указанием конкретных направлений использования заемных средств;


в) предполагаемые сроки и сумма выпуска если приобретения продукции если оказываемых услуг с указанием расценок за единицу продукции если услуги;


г) планируемый рынок сбыта;


д) сумма ожидаемой прибыли от реализации (после уплаты платежей в бюджет).


ТЭО непременно должно быть проанализировано кредитным инспектором банка и подписано с пометкой «Расчет проверен» и собственноручной подписью кредитного инспектора.


5. Договор (контракт), в связи с которым потребуется кредит.


6. В случае принятия в залог имущества от Залогодателя затребуются соответствующие документы по залоговому имуществу.


Кредитный мониторинг


После заключения кредитного договора и получения ссуды организация заемщик должна находится под постоянным контролем, главная цель которого состоит в обеспечении надлежащего погашения кредита и регулярной уплаты процентов.


В течение только срока действия кредита кредитный инспектор производит оценку качества заемщика.


Кредитный инспектор обязан регулярно (ежемесячно) следить за движением средств по расчетным и текущим счетам заемщика:


— ежемесячно по счетам в банке;


— ежеквартально по счетам заемщика в других банках.


В случае резкого уменьшения таких поступлений он вынужден установить причины того и принять необходимые меры, направленные для недопущение невозврата кредита.


В ход срока действия кредитного договора через заемщика и через его поручителя (гаранта) потребуются документы бухгалтерской отчетности и проводится их тщательный анализ.


На основании имеющейся информации, в книга числе поступившей через службы безопасности и иных обеспечивающих служб, кредитный инспектор составляет, не реже 1 раза в 3 месяца, кредитный отчет относительно действующего статуса кредита, в котором должны содержаться ответы для следующие вопросы.


1. Качество кредита:


— ухудшилось ли финансовое состояние кредита, наравне это может повлиять для возможность погашения кредита и выплату процентов;


— обеспечивает ли предприятие величина продаж в связи с использованием кредитных ресурсов в соответствии с ожиданиями;


— соответствуют ли уровни доходов и расходов, относящиеся к финансируемому проекту, предположительно ожидаемым;


— появились ли какие-либо негативные непредвиденные обстоятельства, способные привести к невозврату кредита;


2. Соблюдение условий кредитного договора:


— соблюдаются ли заемщиком условия кредитного договоров (выплата процентов и др.);


— использует ли заемщик средства кредита в соответствии с его целевым назначением, установленным кредитным договором;


3. Обеспечение:


— снизилась ли рыночная стоимость обеспечения;


— изменилось ли финансовое положение поручителя (гаранта) настолько, который он не может выполнить принятые на себя обязательства, вытекающие из договора поручительства (банковской гарантии);


— имеются ли какие-либо факторы, оказывающие влияние для снижение ликвидности залога со времени последней проверки;


— обеспечивается ли режим сохранности залога.


В случае выявление который бы одного из вышеназванных факторов кредитный инспектор незамедлительно должен составить заключение, содержащее описание обнаруженных фактических данных, могущих услуживать основанием для досрочного исполнения обязательства, а также мотивированный вывод-предложение о целесообразности (нецелесообразности) требования досрочного исполнения заемщиком обязательства сообразно кредиту.


Рассмотрение вопроса о возбуждении процедуры требования досрочного исполнения кредита осуществляется кредитным комитетом банка в соответствии с его регламентом.


Критерии оценки кредитоспособности предприятия


Одним из самых важных этапов в организации процесса кредитования является оценка кредитоспособности клиента. От правильной оценки зачастую зависит жизнеспособность банка. Неправильная оценка может привести к невозврату кредита, который в свою очередь способно нарушить ликвидность банка и в конечном счете привести к банкротству кредитной организации. Поэтому банки придают огромное вес разработке современной методологической базы оценки кредитоспособности, тестированию квалификации кредитных работников, а также совершенствованию системы контроля и оценки кредитных рисков.


Кредитоспособность – наличие у заемщика предпосылок, возможностей получить кредит и возвратить его в срок.


Оценка кредитных заявок обычно основывается для применении комплексной рейтинговой системы оценки кредитных заявок, которая проводится в соответствии с действующими методиками определения группы кредитного риска кредитных продуктов (т.е. через начисления баллов сообразно заранее принятым критериям). При этом заполняется краткое досье клиента сообразно установленной форме.


Оценка кредитоспособности клиента обычно базируется для анализе следующих критериев:


1) проба управления компанией (уровень менеджмента);


2) характер кредитуемой сделки;


3) опыт работы банка с данным конкретным клиентом (кредитная история);


4) состояние отрасли и региона, конкурентоспособность клиента, поза конкретного клиента в указанной отрасли;


5) финансовое положение клиента;


6) мочь предоставления клиентом имущества для использования в качестве иного обеспечения.


Руководство должно обладать достаточно высокой компетенцией и опытом, дабы помещать реалистичные финансовые цели и задачи.


Опыт работы банка с клиентом (характер взаимоотношений с клиентом). Прежде всего, кредитный инспектор должен оценить прочность взаимоотношений банка с клиентом и его историю. К факторам, которые нужно проанализировать присутствие оценке характера взаимоотношений банка с клиентом, относятся:


—длительность взаимоотношений заемщика с банком сообразно кредитованию, предоставлению банком клиенту других продуктов, имеющих кредитные риски, сообразно расчетно-кассовому обслуживанию и сообразно другим видам банковских услуг (продуктов);


— количественные параметры операций банка с данным клиентом сообразно всем видам продуктов (суммы и сроки кредитов, гарантий и др., суммы оборотов сообразно счетам, суммы депозитов и др.);


— кредитная история.


Анализ внешней среды (региональные и отраслевые факторы) является важным аспектом прогноза риска банка сообразно каждой запрашиваемой ссуде.


Оценив связанные с кредитной заявкой факторы внешней среды, в которой функционирует заемщик, уровень менеджмента и конкурентоспособность продукции, работ, услуг, предоставляемых (оказываемых) клиентом, кредитный инспектор приступает к анализу финансовой отчетности.


Детальный комплексный финансовый анализ заемщика (движение денежных средств, платежеспособность, ликвидность, соотношение собственных и заемных средств) и объекта кредитования производится для основании имеющейся в распоряжении кредитного инспектора документации. При этом инспектором должны использоваться документы, предоставленные самим заемщиком, полученные из других источников, а также документы, уже имеющиеся в банке и ранее предоставленные заемщиком (по предыдущим кредитам и около получении других услуг).


Основными источниками финансовой информации для анализа являются: бухгалтерский баланс предприятия (форма № 1 сообразно ОКУД); отчет о финансовых результатах (форма № 2); отчет о движении средств (форма № 4); приложение к балансу (форма № 5). Обязательным является изучение финансового состояния заемщика в динамике. Для этого необходимо получение бухгалтерской отчетности заемщика не менее чем после 3 последних квартала (за исключением предприятий с иностранными инвестициями).


Комплексный анализ финансового состояния заемщика целесообразно проводить в следующей последовательности:


1) анализ структуры активов и пассивов заемщика;


2) анализ денежных потоков заемщика;


3) анализ финансовой устойчивости заемщика;


4) анализ эффективности деятельности заемщика.


Анализ структуры активов и пассивов заемщика


Все активные и пассивные статьи баланса заемщика целесообразно группировать сообразно степени их соответствия определенным признакам. Так, активы заемщика могут группироваться сообразно признаку их участия в производственном процессе (оборотные и внеоборотные активы), а также сообразно уровню их ликвидности. Пассивы обычно группируют по источникам их возникновения (собственный и заемный капитал), а также сообразно степени их срочности.


К оборотным и необоротным активам заемщика принято относить статьи баланса, указанные в I, II разделах баланса. К собственным источникам заемщика относятся статьи, содержащиеся в IV разделе баланса, а также строки 640, 650, 660; к привлеченному капиталу сообразно статьи V и VI разделов баланса, после исключением строк 640, 650,660.


Относительная величина различных групп активов и пассивов зависит от того, к какой отрасли принадлежит данное предприятие. Так, у производственных предприятий (предприятия промышленности, транспорта) связи и др.) доля внеоборотных активов составляет обычно 40-60% от суммы активов, и, невинный постановление, такова же доля собственных источников средств. У торговых (и прочих непроизводственных) компаний доля оборотных активов, напротив, обычно составляет 70-95%, и такова же доля привлеченных источников средств.


Далее все заемные средства предприятия группируются сообразно степени их «финансовой напряженности» для заемщика:


а) задолженность в бюджет и сообразно другим обязательным платежам (строки 625, 626 баланса);


б) краткосрочные заемные средства (строка 610 баланса);


в) задолженность кредиторам (строки 621, 622, 627, 628 баланса);


г) прочая краткосрочная задолженность (строки 623, 624, 630 баланса);


д) долгосрочная задолженность (строка 510 баланса).


Активы заемщика группируются сообразно сообразно скорости их обращения в денежные средства для выполнения текущих обязательств заемщика (по степени ликвидности):


а) высоколиквидные активы — остатки денежных средств всех видов (строка 260 баланса);


б) активы средней ликвидности — дебиторская задолженность сроком прежде возраст (строка 240), краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения (сроки 250 и 140 баланса);


в) активы низкой ликвидности — низколиквидные оборотные средства — запасы и затраты всех видов (строка 210), дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 месяцев (строка 230), прочие оборотные средства (строки 220 и 270) и другие низколиквидные средства— основные средства (строка 120 баланса), незавершенное строительство (строка 130).


Различные группы активов могут попадаться обращены в денежную форму и использоваться для погашение возникшей задолженности в течение определенного времени: высоколиквидные активы — 1-7 дней, среднеликвидные — 8-60 дней, низколиквидные — более 60 дней. Например, краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения отнесены сообразно этой причине именно к среднеликвидным активам.


После соответствующей группировки статей баланса нуждаться оценить динамику относительного изменения различных групп активов и пассивов ради порядком последних кварталов: произошло ли изменение удельного веса какого-либо из разделов баланса либо группы статей более чем для 10%. При наличии таких изменений нуждаться выяснить, чем это вызвано.


Особое внимание следует уделить изменению структуры оборотных средств, т.е. произошел ли рост дебиторской задолженности является ли степень запасов сырья достаточным для работы предприятия, не произошло ли затоваривание складов готовой продукции.


Анализ денежных потоков заемщика


Анализ величины денежных потоков заемщика позволяет определить достаточность либо чрезмерность разных видов активов и пассивов, установить степень деятельности предприятия и выявить, достаточно ли у него денежных средств для погашения кредитов банков и процентов сообразно ним.


Для анализа денежных потоков используются: причина формы № 2 и формы № 4 периодической бухгалтерской отчетности, расшифровки оборотов заемщика сообразно текущим (расчетным) счетам и выписки банков сообразно указанным счетам клиента.


На первом этапе анализа кредитному инспектору нуждаться определить среднемесячную сумму выручки от реализации ради последних три полных календарных месяца, которая отражается по строке 010 формы №2. В силу того, который впрочем показатели формы № 2 указываются в отчетности нарастающим итогом, для определения величины выручки заемщика за последний квартал нуждаться вычесть из данных анализируемой финансовой отчетности значения тех же показателей для начало периода. Такую процедуру необходимо осуществлять в отношении отчетности ради впрочем кварталы, исключая первого.


Выручка через реализации заемщика состоит якобы из денежных поступлений для его счета в банках, так и из взаимозачетов и других сумм, не сопровождаемых движением денежных средств, которыми реально располагает предприятие и которые оно может извлекать для погашения предоставленных ему кредитов. Поэтому важным показателем является сумма фактических денежных поступлений для текущие и расчетные счета клиента в российских банках.


Данные о денежных поступлениях для счета заемщика могут надевать получены либо для основании комплекта выписок со счетов клиента, либо сообразно данным формы № 4 бухгалтерской отчетности (отчет о движении денежных средств).


Обороты заемщика сообразно форме № 4 определяются суммированием строк 30, 50 и 90, который отражает в достаточно полной мере регулярные поступления для счета клиента.


После определения общей суммы денежных поступлений для счета заемщика надо выяснить их сезонность и регулярность. Под сезонностью денежных поступлений понимается перемена общей суммы денежных средств, приходящих для счет клиента в книга либо ином квартале, под регулярностью — соответственно перемена потока денежных поступлений внутри квартала. Такой анализ позволяет, во-первых, выявить сезонные закономерности в деятельности заемщика (если они есть), а во-вторых, получить мнение о том, насколько налажена его финансово-хозяйственная деятельность, и, кроме того, уяснить основные циклы работы предприятия.


Наряду с определением оборотов заемщика изза предыдущие периоды большое вес имеет правильное прогнозирование денежных поступлений для счета предприятия в будущем. Ведь именно из этих средств будет производиться погашение задолженности сообразно кредиту. В силу этого кредитному инспектору надо составить график наиболее крупных будущих поступлений для счета заемщика, определить вероятность их осуществления. На основе этих данных он повинен исполнять заключение, будет ли предприятие обладать достаточными средствами ради погашения кредита.


Если в деятельности заемщика наблюдаются сезонные колебания, то надо убедиться в книга, что окончание срока кредитного договора не приходится для момент наименьших денежных поступлений.


Анализ финансовой устойчивости заемщика


Анализ финансовой устойчивости компании-заемщика позволяет оценить текущее добро счетов предприятия, обеспечивающих его постоянную платежеспособность, а также их состояние для перспективу.


Ликвидность баланса определяется как ступень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.


Для получения представления о возможностях предприятия сообразно погашению средне- и краткосрочных обязательств используются два относительных показателя ликвидности, различающиеся набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств. Для расчета указанных показателей сопоставляются данные сообразно различным группам активов, объединенных сообразно степени ликвидности (срочности размещения), с суммами краткосрочной задолженности всех видов (банкам, бюджету, поставщикам и др. — строки 610, 620 и 670 пассива баланса). В результате определяются следующие коэффициенты.


1. Коэффициент текущей ликвидности, который характеризует платежеспособность предприятия для период, равный средней продолжительности одного оборота краткосрочной дебиторской задолженности. Таким образом, указанный коэффициент позволяет оценить оборачиваемость вложенных краткосрочных кредитных средств. Он рассчитывается по следующей формуле:


Коэффициент текущей ликвидности = (Денежные имущество + Дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения) / Сумму краткосрочных обязательств (1)


Данный показатель оценивается следующим образом: 1,0 и более— отлично, от 0,75 прежде 1,0 — хорошо, от 0,5 прежде 0,75 —удовлетворительно, менее 0,5 — неудовлетворительно.


2. Коэффициент покрытия показывает платежные возможности предприятия не один присутствие условии своевременных расчетов с дебиторами и реализации готовой продукции, но и присутствие продаже в случае необходимости материальных оборотных средств.


Величина данного коэффициента зависит от факторов, связанных со спецификой деятельности заемщика: отрасли производства, длительности производственного цикла, структуры запасов и затрат.


Коэффициент рассчитывается следующим образом:


Коэффициент покрытия = (Сумма оборотных активов - Дебиторская задолженность со сроком более 12 месяцев) / Сумма краткосрочных обязательств (2)


Данный показатель может быть оценен следующим образом: прежде 1,0 — неудовлетворительно; от 1,0 прежде 1,49 включительно— удовлетворительно; от 1,5 прежде 1,74 включительно — хорошо; более 1,74 — отлично.


Для оценки финансовой устойчивости компании анализируются также наличие и доза собственных средств и доля собственных оборотных средств в оборотных активах компании.


Относительную величину собственных средств характеризует коэффициент автономии: отношение суммы собственного капитала к общей сумме капитала компании.


Коэффициент независимости = (Собственные оборотные средства) / (Сумма текущих активов) (3)


Сумма собственного капитала определяется бессорный сумма, отраженная в 1 разделе пассива баланса, за вычетом суммы убытков в отчетном периоде (строка 320 баланса), не внесенных учредителями средств в уставный фонд (строка 244 баланса), и нематериальных активов (строка 110); общий капитал компании бессорный итоговая доза баланса (строка 699 alias 399) потом вычетом тех же статей убытков.


Значения данного показателя оцениваются следующим образом: 60% и более — отлично; от 30 прежде 60% — хорошо; менее ЗО% — удовлетворительно.


Анализ эффективности деятельности заемщика


Анализ эффективности предприятия проводится по двум направлениям:


1) анализ рентабельности;


2) анализ деловой активности.


Рентабельность предприятия отражает градус прибыльности его деятельности. Деловая активность — это интенсивность его деятельности (скорость оборачиваемости его средств).


Анализ рентабельности заемщика осуществляется через расчета коэффициента рентабельности оборота от основной деятельности, определяемого в виде отношения суммы прибыли от реализации ради определенный период (строка 050 формы № 2) к сумме выручки от реализации ради этот же период (строка 010 формы № 2).


Данный коэффициент показывает, что прибыли приходится для единицу стоимости реализованной продукции.


Характеристика значений этого коэффициента по степени их приемлемости (достаточности) для банка: отлично— более 20%; хорошо— от 15,1 заранее 20%; удовлетворительно —от 10,0 заранее 15%; неудовлетворительно — менее 10%.


В некоторых случаях причиной малой рентабельности деятельности заемщика является намеренное уменьшение суммы налога для прибыль ради счет увеличения себестоимости продукции. Поэтому при проведении финансового анализа заемщика кредитному инспектору в обязательном порядке необходимо выяснить причины неудовлетворительного значения коэффициента рентабельности.


Анализ деловой активности компании-заемщика производится для основе расчета коэффициента оборачиваемости готовой продукции и товаров, коэффициента оборачиваемости запасов сырья и коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.


Все эти коэффициенты рассчитываются по единой формуле:


ОБ = ОСТ * Д/ С, (4)


где ОБ — оборачиваемость соответствующего вида активов в днях;


ОСТ— среднеарифметическая сумма данного актива ради период (сумма для начало периода + остаток для конец периода, деленное для 2);


Д — сумма календарных дней в периоде (90 дней — для 1 -го квартала, 180 дней — для двух кварталов и т.д.);


С — сумма выручки от реализации за период если затрат для производство и продажу.


Нормативными оценками данных показателей являются следующие значения:


1) для коэффициента оборачиваемости запасов сырья и материалов промышленных предприятий: от 20 до 40 дней— хорошо; от 10 заранее 20 дней если от 40 заранее 60 дней — удовлетворительно; менее 10 если более 60 дней — неудовлетворительно;


2) для коэффициента оборачиваемости готовой продукции и товаров промышленных предприятий: заранее 5 дней — отлично; от 5 до15 дней — хорошо; от 15 заранее 30 дней — удовлетворительно; свыше 30 дней — неудовлетворительно;


3) для коэффициента оборачиваемости готовой продукции и товаров (для прочих товаров): менее 30 дней— отлично, от 30 заранее 60 дней— хорошо; от 60 заранее 90 дней — удовлетворительно; свыше 90 дней — неудовлетворительно.


Для анализа дебиторской задолженности применяется коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности. Он рассчитывается по приведенной выше формуле, где в качестве ОСТ берется рост дебиторской задолженности со сроком погашения до года (данные строки 240 минус данные строки 244), а в качестве С — сумма выручки от реализации. Наилучшим можно признать авторитет коэффициента до 30 дней, хорошим — до 60 дней, удовлетворительным — до 90 дней, неудовлетворительным — более 90 дней. Критической чтобы заемщика является ситуация, если срок оборачиваемости дебиторской задолженности гораздо больше срока оборачиваемости обязательств перед кредиторами.


При анализе состава дебиторской задолженности нуждаться обращать внимание на сроки и реальность ее погашения. Для этого необходимо осуществлять подробную расшифровку дебиторской задолженности, включая рассмотрение финансового положения непосредственных дебиторов и выяснение их платежеспособности.


Подлежит также выяснению следующее: сосредоточена ли дебиторская задолженность у одного покупателя и не является ли она безнадежно просроченной, растет ли дебиторская задолженность опережающими темпами сообразно сравнению с объемом продаж и каковы причины этого. При расчете коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности сумма всей дебиторской задолженности уменьшается на величину безнадежной дебиторской задолженности.


Определение группы риска кредитного продукта (классности заемщика).


На основании изложенных выше показателей деятельности клиента кредитный инспектор, применяя комплексную рейтинговую систему и проводя анализ в соответствии с действующими методиками определения группы кредитного риска и кредитной политикой банка (т.е. путем начисления баллов сообразно заранее принятым критериям), присваивает кредитному продукту определенную группу риска (класс заемщика).


Следует учесть, который каждый банк, словно узаконение, применяет собственную систему оценки группы риска кредитного продукта. Но старается исполнять ее максимально приниженной к мировым стандартам и, знать, рекомендациям международных Аудиторских компаний (Artur Andersen, KPMG, Price Waterhouse).


В итоге изучения клиента, проведенных с ним переговоров, анализа объекта кредитования, финансового состояния заемщика и предлагаемого обеспечения кредитный инспектор составляет письменное заключение о возможности либо невозможности предоставления кредита. В этом заключении должны лежать кратко изложены результаты проведенного комплексного анализа заявки, которые в своей совокупности дают основания сделать принципиальный мнение о целесообразности (нецелесообразности) предоставления кредита.


После составления заключения и расчета группы риска (классности заемщика) кредитный инспектор выносит окончательное решение вопроса на рассмотрение кредитного комитета.


Решение о предоставлении кредита осуществляется кредитным комитетом банка в соответствии с регламентом соответствующего кредитного комитета банка.


Политика банка сообразно отношению к некредитоспособным предприятиям


Классификация


http://xdiplom.ru/text/page/14/Kreditnaya-politika-banka.html



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Circumstances Essay Research Paper
Реферат Права и свободы человека в различные периоды развития Беларуси
Реферат Voice From The Wall Essay Research Paper
Реферат Мужество и героизм русских воинов в Бородинском сражении, значение победы для укрепления мощи Ро
Реферат Курс лекции по Информатике
Реферат Типы понижающих трансформаторов для питания тяговых районных и нетяговых железнодорожных потребителей
Реферат КОРОЛЕВА МАРГО и ГЕНРИХ IV, РИШЕЛЬЕ И МАЗАРИНИ
Реферат О вреде доброты
Реферат Algological newsletter (Kiev) №11 november 2001
Реферат Coaching Youth Soccer Essay Research Paper Coaching
Реферат Товарная стратегия предприятия на примере ОО Сибирь
Реферат Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста
Реферат Финансовые рынки: понятие, сущность, виды
Реферат Стилевая доминанта эпохи как стилеобразующий фактор в поэтических системах
Реферат Фрактальная размерность стримерных каналов