Реферат по предмету "Финансовые науки"


Учет плательщиков налогов и налоговых поступлений

Учет плательщиков налогов и налоговыхпоступлений
 

1. Общие положения об учетеплательщиков налогов
 
В данной теме хотелось бы рассказатьо порядке и особенностях учета плательщиков налогов. Учитывая большоеколичество государственных целевых фондов, которые наряду с ОГНС такжеосуществляют учет плательщиков налогов, сборов и других обязательных платежей,в этой теме мы остановимся именно на учете, который осуществляют ОГНС. Безсомнения ГНС в данном вопросе является «законодателем мод» и порядокучета плательщиков налогов другими контролирующими органами государствапрактически не отличается от порядка учета налоговой службой.
Налоговому планированию и оптимизацииналоговых платежей для любого субъекта предпринимательской деятельностипредшествует его государственная регистрация и постановка на налоговый учет вГНИ по месту регистрации. Учет плательщиков налогов является одной из основныхфункций ОГНС, которая создает предусловия для осуществления контроляправильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов исборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды.
Органы ГНС Украиныосуществляют учет всех СПД юрлиц, их обособленных подразделений ипредставительств, включая нерезидентов, а также физлиц предпринимателей и тех,которые имеют объекты налогообложения. Кроме этого налоговой службой ведетсяучет договоров о распределении продукции и о совместной деятельности.
Данный учет регламентированИнструкцией о порядке учета плательщиков налогов, утвержденной Приказом ГНАУкраины от 19.02.1998 года №80 и зарегистрированного в Минюсте 16.03.1998 годапод №172/2612.
 

2. Организация учета плательщиковналогов в ОГНС
С претворением в жизньпринципа «единого окна» при госрегистрации СПД задекларированногоЗаконом Украины «О государственной регистрации юридических лиц ифизических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 года, который вступил всилу лишь с 01.07.2004 года, постановка на учет плательщиков налогов органамиГНС осуществляется по принципу организационного единства регистрационныхпроцедур, которые проводятся государственными регистраторами (при районных илигородских администрациях) и процедур постановки на учет плательщиков налогов,которые проводятся органами ГНС.
Этот принципорганизовывается одним из двух способов:
1. Через «единныерегистрационные офисы», созданные при исполнительных комитетах городскихили районных советов, где работают госрегистраторы и в которых выделены рабочиеместа для работников подразделений по учету плательщиков налогов органов ГНС.При таком взаимодействии справки о постановке на учет в ОГНС выдаютсяплательщику налогов одновременно с выдачей им свидетельств о госрегистрации.
2. Путемобмена документами, сведениями между госрегистраторами и ОГНС в установленномнормативными актами порядке.
Для обеспеченияполноты учета плательщиков налогов ОГНС по состоянию на 1-ое число каждогомесяца проводят сверку районного уровня Единного банка данных о плательщикахналогов – юридических лиц, а также Реестра физических лиц с даннымисоответствующих органов госрегистрации и органов статистики с обязательнымсоставлением актов сверок.
Кроме этого ОГНСкоординируют свою деятельность по вопросам учета плательщиков налогов сфинансовыми органами, органами Госказначейства, СБУ, внутренних дел,проукратуры, таможней и контрольно-ревизионной службой, а также с налоговымислужбами других государств.
3. Порядок постановки на учетплательщиков налогов – юридических лиц и их обособленных подразделений
Постановкана учет осуществляется по их местонахождению соответствующими ОГНС послевнесения сведений в Единный госреестр, или, в случаях, предусмотренныхзаконодательством, после присвоения идентификационных кодов Единного госреестрапредприятий и организаций Украины.
Воинские части вдесятидневный срок с момента получения свидетельства о госрегистрации как субъектахозяйствования информируют про это ОГНС по месту дислокации части.
Неприбыльныеорганизации, которые полностью финансируются из бюджета, обслуживаютсяцентрализованными бухгалтериями исполнительных органов местной власти исамоуправления в части расчетов оплаты труда работников и перечиления в бюджетналогов, сборов, и других обязательных платежей и не имеют собственных текущихсчетов в финансовых учреждениях, могут не состоять на учете в ОГНС.
Основанием дляпостановки на учет юридического лица и обособленных подразделений являетсяпоступление в ОГНС уведомления госрегистратора о проведении госрегистрацииюрлица и сведений из регистрационной карточки.
Про получениетаких уведомлений от госрегистратора налоговый орган делает запись в журналеучета плательщиков налогов – юрлиц по форме №2-ОПП. Все сведения вносятся вЕдинный банк данных юрлиц районного уровня.
Однако,дополнительны основанием для поставноки на учет юрлица или его обособленногоподразделения может быть его желание (в том числе, если в отношении него непоступли сведения от госрегистратора) и самостоятельно поданные этим юрлицомдокументы. Для различных юрлиц пакет документов может изменяться, но, какправило, это заявление формы №1-ОПП, копия свидетельсва о госрегистрации икопия справки о присвоении идентификационного кода ЕГРПОУ. Однако в этом случаепоставке на учет такого юрлица предшествует проверка через соответствующегогосрегистратора факта его включения в Единный госреестр и факта не прекращениятакого юрлица.
Как отмечалосьранее на учете в ОГНС должны находиться и соглашения о распределении продукциии договора о совместной деятельности на територии Украины без создания юрлиц,при исполнении которых возникают обязанности по уплате налогов. Для постановкина учет договора о совместной деятельности без создания юрлица плательщикналогов (резидент), который назначен участниками договора ответственным заудержание и внесение налогов в бюджет, по своему местонахождению на налоговомучете подает такие документы:
- заявлениеформы №1-ОПП;
- завереннуюкопию договора о совместной деятельности;
- информационнуюкарточку договора с отметкой органа, который произвел госрегистрацию этогодоговора (только для договоров о совместной деятельности с участиеминостранного инвестора).
С момента постановкина учет плательщик налогов считается таким, который находится на общей системеналогообложения, если этим плательщиков не выбран другой способ налогообложения(например, уплата единого налога).
Постановка научет плательщика налогов ОГНС проводится на протяжении 2-х рабочих дней послепоступления сведений от госрегистратора или заявления от плательщика налогов.
Как можноскорейшая постановка на учет в ОГНС является прямым интересом плательщиканалогов, хотя бы потому, что банки не начинают производить операции по открытымсчетам клиента до получения подтверждения о его постановке на учет.
После постановкина учет плательщика налогов ОГНС формирует справку по форме №4-ОПП. Взависимости от способа взаимодействия органа ГНС и госрегистратора или категорииплательщика налогов эта справка:
1. Выдаетсятакому плательщику работником ОГНС в «единном регистрационном офисе»одновременно со свидетельсвом о госрегистрации.
2. Непозднее следующего рабочего дня после постановки на учет плательщика налоговпередается органом ГНС госрегистратору для выдачи вместе со свидетельсвом.
3. Непозднее следующего рабочего дня после постановки на учет направляется органомГНС такому плательщику налогов почтой с уведомлением о вручении.
Третий способиспользуется только приминительно к плательщикам, которые стали на учет посвоему заявлению, а также других плательщитков в случае невозможностиприменения первых двух. Способ второй применяется в случае невозможностиприменения способа первого.
Справка формы№4-ОПП регистрируется в в журнале формы №14-ОПП и является единственнымдокументом, который подтверждает постановку на учет плательщика налогов в ОГНС.
Как ужеотмечалось выше, плательщик налогов обязан уведомлять ОГНС в 3-суточный срок оботкрытии или закрытии счетов в финансовых учреждениях.
Все документы,которые подаются плательщиков налогов при постановке на учет или поступают отгосрегистратора концентрируются в регистрационной части учетного делаплательщика налогов. Данное учетное дело плательщика налогов сохраняется иформируется ОГНС до прекращения юрлица или снятия с учета.
Подразделение,которое ведет учет плательщиков налогов, не позже следующего дня послепостановки на учет плательщика налогов печатает и передает списки плательщиковналогов, взятых на учет, в подразделение по вопросам налогообложения юрлиц дляпоследующего контроля за предоставлением ими налоговой отчетности. Этиподразделения формируют отчетную часть учетного дела на каждого плательщиканалогов и концентрируют в этом деле все предоставленные ими налоговыедекларации и расчеты.
Постановка научет крупных плательщиков налогов осуществляется специализированной ГНИ вгороде, на которую возложены функции обслуживания крупных плательщиков налогов,на протяжении 2-х рабочих дней после принятия решения налогового органа попредыдущему месту учета такого плательщика о зачислении его в категориюкрупных. На протяжении 1-го рабочего дня в СГНИ передается и все учетное делокрупного плательщика налогов.
Такой порядоксуществует при исключении плательщика из категории крупных.
К перечню крупныхплательщиков налогов, которые обслуживаются СГНИ, включаются учреждения банковобласти (районов), независимо от количества баллов, а также дочерниепредприятия крупных плательщиков налогов, филиалы, представительства, отделенияи другие обособленные подразделения, которые не имеют статуса юрлиц ирасполагаются на территории этой же области. Решение о включение в переченьуказанных плательщиков налогов принимается ГНА Украины.
 
4. Особенности постановки на учетсамозанятых лиц
Постановкана учет самозанятых лиц осуществляется на тех же основаниях, как и для юрлиц поместу проживания такого лица.
При постановке на учеттакого лица орган ГНС делает запись в журнале учета плательщиков налогов исборов (обязательных платежей) физических лиц по форме №7-ОПП. Полученные отгосрегистратора или от самого физлица сведения вносятся в Реестр физическихлиц.
Постановка на учетпроводится также на протяжении 2-ух рабочих дней.
Самозанятые лица такжеобязаны уведомлять ОГНС в трехдневный срок об открытии или закрытии счетов вфинансовых учреждениях.
Подразделение учетаплательщиков налогов после постановки на учет формирует учетное дело лица и навторой день после постановки на учет это дело закрепляется за конкретныминспектором, о чем делается отметка в журнале формы №7-ОПП. Регистрационная иотчетная части учетного дела хранятся в подразделении по вопросамналогообложения физических лиц.
Постановка на учетчастных нотариусов осуществляется в органе ГНС по месту нахождения рабочегоместа нотариуса.
 
5. Особенностипостановки на учет физлиц – не самозанятых
Физическим лицам непредпринимателям в отличии от юрлиц присваиваются идентификационные номера, ане коды. Об этом гражданам выдается справка органом ГНС по месту регистрации(прописки) физлица. Тем, гражданам, которые по своим религиозным убеждениям нежелают получать идентификационных номеров в паспорте делается об этом отметка.
Учет физических лиц,которые не являются самозанятыми лицами, осуществляется ОГНС независимо отналичия у таких физлиц объектов налогообложения.
Учет иностранных граждан,которые имеют постоянное место проживания на Украине и получают доходы на еетерритории, осуществляется ОГНС на общих основаниях.

6. Порядок снятия с учетаплательщиков налогов в ОГНС
Для целей налогообложенияликвидацией плательщика налогов является ликвидация плательщика налогов какюридического лица или приостановление регистрации физического лица какпредпринимателя, а также ликвидация филиалов, отделений, обособленныхподразделений плательщика налогов, в результате чего происходит закрытие ихсчетов и/или утрата статуса плательщика налогов в соответствии сзаконодательством.
Для снятия с учетаюрлица, кроме воинской части, в случае принятия решения о прекращенииучредителями юрлица, уполномоченными органами или судом, главе комиссии попрекращению (ликвидатору, ликвидкомиссии и т.п.) или лицу, ответственному запогашение налоговых обязательств или налогового долга плательщика налогов вслучае ликвидации плательщика налогов, необходимо в 3-х дневный срок от датывнесения в Единный госреестр сведений о том, что юрлицо пребывает в процессепрекращения, подать в ОГНС, в котором такой плательщик налогов состоит научете, следующие документы:
- заявление оснятии с учета по форме №8-ОПП, дата которой фиксируется в журнале формы№6-ОПП;
- оригинал справкиформы №4-ОПП;
- копиюраспорядительного документа (решения) собственника или органа, уполномоченногона это учредительскими документами о ликвидации;
- копиюраспорядительного документа о создании ликвидкомиссии;
- ликвидационнуюкарточку органов госстатистики (для каждого обособленного подразделения приналичии у плательщика налогов – юрлица обособленных подразделений).
Воинская часть послепринятия решения соответствующим органом о прекращении ее хозяйственнойдеятельности обязана в 5-тидневный срок подать в ОГНС, в которов она состоит научете, следующие документы:
- заявление оснятии с учета формы №8-ОПП, которое также фиксируется в журнале формы №6-ОПП;
- оригинал справкиформы №4-ОПП;
- копию распорядительногодокумента о создании ликвидкомиссии.
Кроме этого, в10-тидневный срок с дня подачи заявления формы №8-ОПП составить ликвидбаланс вформе годового отчета (на дату принятия решения о ликвидации) и подать его дляпроверки в ОГНС.
При получении ОГНС отплательщика налогов заявления формы №8-ОПП, а также на основании информации овозбуждении дела о банкротстве плательщика налогов, производства по делу в суде(обращения в суд, возбуждения судом дела, принятия решения) по отменегосрегистрации, прекращении, признании недействительными или такими, чтопротиворечат закону или учредительным документам, или в других случаях,предусмотренных законом, ОГНС в месячный срок принимает решение о проведениидокументальной проверки таких плательщиков налогов и соответствующееподразделение начинает проверку. Такой же порядок существует и для филиалов,представительств или обособленных подразделений, которые юрлицо приняло решениезакрыть.
Одновременно с этим, по решениюруководителя ОГНС документальная проверка не проводится, если плательщикналогов приостановил деятельность, не находится по месту регистрации (учета),не предоставляет отчеты на протяжении одного года в ОГНС, не имеет налоговогодолга и в отношении него использована информация от банковских учреждений,таможенной службы и других контролирующих органов об отсутствии проведенияхоздеятельности с момента предоставления последнего отчета, а такжеподразделением НМ подтверждена невозможность установления местонахождения(места проживания) такого плательщика налогов.
После проведенияпроверки, в случае отсутствия задолженности перед бюджетом ОГНС снимаетплательщика налогов с учета, но только после получения уведомления отучреждения банка о закрытии такому плательщику налогов всех счетов. Послезавершения процедуры снятия с учета ОГНС составляет справку формы №12-ОПП,которую посылает органу госрегистрации или органу, который осуществилрегистрацию. Данная справка фиксируется в журнале формы №6-ОПП, сведениявносятся в Единный реестр юрлиц или Госреестр физлиц. Учетное дело сдается вархив органа ГНС по истечении отчетного года.
В случае, если плательщикналогов не имеет задолженности перед бюджетов, но:
- не предоставляетна протяжении года в ОГНС налоговых деклараций, документов бухгалтерскойотчетности;
- еслиучредительные документы противоречат действующему законодательству;
- осуществляетдеятельность, которая противоречит его учредительным документам изаконодательству,
то руководитель ОГНСпринимает решение в виде распоряжения в отношении такого СПД – об обращении всуд или хозяйственный суд с заявлением (исковым заявлением) об отменегосрегистрации СПД.
После принятия решениясудом, такие плательщики налогов органом ГНС снимаются с учета.
Предприятия-банкротыснимаются с учета после утверждения ликвидбаланса определением хозсуда,принятия судом решения о ликвидации такого предприятия и признания налоговогодолга безнадежным в таком самом порядке.
Также плательщик налоговможет быть снят с учета в связи с изменением местонахождения (места проживания).Для этого он подает заявление формы №9-ОПП и орган ГНС по предыдущему местурегистрации снимает его с учета на протяжении месяца, однако пребываниеплательщика налогов на учете должно быть продолжено до:
- завершениятекущего бюджетного года, если ЗУ о госбюджете на текущий год предусмотрено,что при изменении местонахождения уплата налогов после перерегистрацииосуществляется по предыдущему месту регистрации до завершения текущегобюджетного года (в 2005 году это правило действует во избежание потерь местныхбюджетов);
- завершенияпроверки, если до подачи заявления о снятии с учета она была начата илиназначена и ОГНС уже уведомил плательщика налогов о ее проведении;
- возвратачрезмерно уплаченных налогов или их возмещения, если плательщик претендует и имеетправо на такой возврат или возмещение, и срок возврата переплаты или возмещениянаступил на дату подачи заявления о снятии с учета.
Снятие с учета физическихлиц – предпринимателей проводится в таком же порядке. Особенностью являетсялишь то, что физлицо после принятия решения о прекращении подает кромезаявления формы №8-ОПП еще и оригиналы всех документов, которые выдаются ОГНС(свидетельства, патенты, справки и др.), а также заверенные ОГНС копии этихдокументов.
Кроме этого, физлицоснимается с учета при наличии справки о смерти такого лица или признания егоумершим, безвести пропавшим или недееспособным, в соответствии сзаконодательсвом, при условии отсутствия у такого лица открытых счетов вучреждениях банков и налогового долга, или признания налогового долгабезнадежным.
Снятие с учета соглашенийо распределении продукции и договоров о совместной деятельности производитсяпосле завершения срока их действия или достижения цели, для которой онизаключались.
С принятием новойредакции Инструкции об учете плательщиков налогов, роль подразделений налоговоймилиции в учете плательщиков налогов ограничивается лишь установлением ихместонахождения при поступлении соответствующего запроса от подразделения учетаили других подразделений ГНС. Ранее налоговая милиция имела право проверятьпаспортные данные учредителей и руководителей плательщика налогов при егопостановке на налоговый учет. Теперь этого права у НМ нет.
7. Учет налоговых поступлений
Учетналоговых поступлений в ОГНС Украины ведется на основании Инструкции о порядкеведения органами ГНС оперативного учета платежей в бюджет, контроль уплатыкоторых осуществляется ОГНС, утвержденной Приказом ГНАУ №276 от 18.07.2005года.
Оперативный учетплатежей, которые поступают в бюджет, ведется подразделением администрированияучетных показателей и отчетности ОГНС, в соответствии с порядком, установленнымдля уплаты каждого платежа в бюджет.
Учет, контроль исоставление отчетности по платежам, которые поступают в бюджет, осуществляетсяОГНС с использованием автоматизированной информационной системы (Далее — АИС),которая обеспечивает единый технологический процесс ввода, контроля информацииобработки документов.
Сопровождение единоготехнологического процесса компьютерной обработки документов по учету платежей,которые поступают в бюджет, осуществляется:
- подразделениемобработки и введения налоговых документов;
- подразделениями,которые осуществляют расчет сумм налоговых обязательств и штрафных санкций приих наличии;
- подразделениемадминистрирования учетных показателей и отчетности;
- подразделениемавтоматизации процессом налогообложения.
Все другие подразделенияОГНС являются пользователями обработанной и систематизированной информацииучета налоговых платежей.
Все налоговые платежиплательщики перечисляют на соответствующие счета госказначейства. Поэтомуинформацию о реквизитах открытых счетов для зачисления платежей в бюджет органыГНС получают от Госказначейства Украины в соответствии с порядкомвзаимодействия. Данную информацию о реквизитах таких счетов органы ГНС доносятдо плательщиков налогов путем размещения на доске налоговых объявлений,установленной на доступном для осмотра месте возле входа в помещение налоговогооргана.
Для учета начисленных иуплаченных сумм налогов в бюджет органами ГНС на каждый текущий год открываютсялицевые счета по каждому плательщику налогов та каждому виду платежа, которыедолжны уплачиваться таким плательщиком.
Лицевые счетаплательщиков открываются ОГНС ежегодно по плательщикам, которые:
- находятся наналоговом учете – с начала года путем переноса сальдо расчетов плательщика сбюджетом и остатка неуплаченной пени (при наличии) в базу данных текущего годапосле закрытия отчетного года (подачи плательщиком всех необходимых отчетов ипроведения, предусмотренных законодательством проверок органами ГНС);
- взяты наналоговый учет на протяжении года – на основании реестров плательщиков смомента начисления или уплаты платежа (в зависимости от того, которое изсобытий наступает раньше).
В зависимости отназначения платежей открываются такие лицевые счета:
- формы №5 – дляосуществления учета налога на добавленную стоимость для плательщиков налоговфизических и юридических лиц;
- формы №6 – дляосуществления платежей, по которым предусмотрена подача налоговых деклараций(расчетов);
- формы №15 – дляучета платежей, по которым не предусмотрена подача налоговых деклараций(расчетов) и учета поступлений по погашению просроченной задолженности покредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, а такжебюджетными займами согласно с перечнем должников;
- формы №1-Р – дляосуществления учета реструктуризированных сумм.
Все стоимостные операциипо лицевым счетам производятся в гривнах с двумя десятичными знаками.
В случае если плательщикналогов переходит на учет из одного органа ГНС в другой, новый лицевой счет неоткрывается. Учет поступления платежей ведется по лицевому счету, которыйпередан с ОГНС по предыдущему месту регистрации плательщика.
Правильность проведенияопераций по лицевым счетам плательщиков подлежит обязательной проверке. Так, неменее чем один раз в квартал или по требованию плательщика работникомподразделения администрирования учетных показателей и отчетности проводитсяпроверка правильности проведения операций по лицевым счетам. Не менее одногораза в квартал проверка проводится выборочно, при отборе преимущество отдаетсялицевым счетам со значительными суммами начислений, пени, позитивного илиотрицательного сальдо расчетов плательщика с бюджетом. Результаты такихпроверок оформляются актом. Акт с расхождениями является основанием длядетальной проверки таких расхождений и внесения соответствующих изменений влицевой счет плательщика.
После проведениярегламентных работ по лицевым счетам плательщиков налогов по закрытию отчетногогода, лицевые счета плательщиков налогов закрываются. Сальдо расчетовплательщика с бюджетом, в том числе и нулевое, переносится в лицевой счеттекущего года.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие въездного туризма в Пекине
Реферат Проблемы въездного туризма в современной России
Реферат Разработка тура выходного дня по Луганской области
Реферат Проектирование экскурсии. Челябинск железнодорожный
Реферат Признаки и элементы экскурсии
Реферат Разработка экскурсионной программы в г. Челябинске
Реферат Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке
Реферат Бизнес-план создания городских распределенных цифровых радиосетей на базе коммуникационных узлов mpHUB.
Реферат Совершенствование управления туристко-гостиничных комплексов в условиях рынка
Реферат The Cabinet Essay Research Paper Although there
Реферат Huey Lewis and the News
Реферат Роль и значение Всемирной туристской организации
Реферат Расчет экономической эффективности ж/д тура Самара-СПб-Самара
Реферат Рекреационный потенциал Магаданской области
Реферат Состав помещений гостиничного предприятия