Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Язык как система

Язык является материальным средством общения людей, или,конкретнее, вторичной материальной, или знаковой системой, которую используюткак орудие или средство общения. Без языка не может быть общения, а без общенияне может быть общества, а тем самым человека.
   Язык является продуктом целого ряда эпох, на протяжениикоторых он оформляется, обогащается, шлифуется. Язык связан с производственнойдеятельностью человека, а также со всякой иной деятельности человека во всехсферах его работы.
   Следует отметить, что существуют множество мнений по поводуопределения понятия «язык», но все эти определения можно свести к некоторой общейидее. Такой общей идеей является идея о том, что язык представляет собойфункциональную материальную систему семиотического, или знакового, характера,функционирование которой в форме речи и есть ее использование как средстваобщения.
   Язык как исключительно сложное образование может бытьопределен с разных точек зрения в зависимости от того, какая сторона илистороны языка выделяются. Определения возможны: а) с точки зрения функции языка(или функций языка): язык есть средство общения людей и, как таковое, естьсредство формирования, выражения и сообщения мысли; б) с точки зренияустройства (механизма) языка: язык есть набор некоторых единиц и правилиспользования этих единиц, то есть комбинирование единиц, эти единицывоспроизводятся говорящими в данный момент; в) с точки зрения существованияязыка: язык есть результат социального, коллективного навыка «делание» единициз звуковой материи путем сопряжения некоторых звуков с некоторым смыслом; г) ссемиотической точки зрения: язык есть система знаков, то есть материальныхпредметов (звуков), наделенных свойством обозначать что-то, существующее вне ихсамих; д) с точки зрения теории информации: язык есть ход, с помощью которогокодируется семантическая информация.
Приведенные выше определения взаимно дополняют друг друга ичастично перекрещиваются и дублируют друг друга. Поскольку в едином определениивряд ли возможно дать достаточно полную характеристику языка, следовательно,нужно опираться на максимально общее определение, конкретизируя его по меренадобности теми или иными специальными характеристиками, являющимисяуниверсальными. Одна из универсальных характеристик – системность языка.
Фердинанд де Соссюр теоретически обосновал системный характерязыка через введенное им понятие соотносительной значимости, или ценности,единиц языка, а также через понятия синтагматических и парадигматических (уСоссюра: ассоциативных) отношений между единицами языка. Язык признается,например, системным образованием и теми, кто считает язык знаковымобразованием, и теми, кто отрицает знаковый характер языка. Системностьявляется важнейшей характеристикой языка. Можно считать установленным, что языкотносится к системным образованиям. Однако термины «система» и «системный» вразных работах понимаются по-разному.
Каждая система, понимаемая как некоторый материальныйидеальный объект, имеет определенное устройство, организацию, упорядоченность.Устройство, организация, упорядоченность системы представляет собой структуруэтой системы.
Язык как вторичная материальная система обладает структурой,понимаемой как его внутренняя организация. Структура системы определяетсяхарактером взаимоотношений элементарных объектов, или элементов системы.Структуру системы можно иначе определить как совокупность внутрисистемныхсвязей. Если понятие системы относится к некоторому объекту как к целостномуобразованию и включает в себя элементы системы, и их взаимоотношения, топонятие структуры данной системы включает только внутрисистемные отношения вотвлечении от объектов, составляющих систему.
Структура есть атрибут некоторой системы. Структура не можетсуществовать вне субстанции или элементов системы.
Элементы структуры языка различаются качественно, чтоопределяется разными функциями этих элементов.
звуки являются материальными знаками языка, а не просто«слышимыми звуками».
    Звуковые знаки языка обладают двумя функциями: 1)перцептивной – быть объектом восприятия и 2) сигнификативной – иметьспособность различать вышестоящие, значимые элементы языка — морфемы, слова,предложения.
Слова могут называть вещи и явления действительности; этономинативная функция.
Предложения служат для сообщения; это функция коммуникативная.
Кроме указанных функций, язык может выражать эмоциональныесостояния говорящего, волю, желание, направленные как призыв к слушающему.
Выражение этих явлений охватывается экспрессивной функцией.
Элементы данной структуры образуют в языке единство, что легкопонять, если обратить внимание на их связь: каждая низшая ступень являетсяпотенциально следующей высшей, и, наоборот, каждая высшая ступень как минимумсостоит из одной низшей; так, предложение минимально может состоять из одногослова; слово из одной морфемы; морфема из одной фонемы.
Элементы в одних случаях могут вступать в новые комбинации,образуя новую сетку отношений (новую структуру), в других случаях не могут,поскольку элементы сами структурно обусловлены и являются тем, что они есть, всилу своих внутрисистемных связей. Так, в рамках одного и того же языка одни ите же слова образуют разные типы предложений. Которые можно рассматривать какнекоторые системы, несущие информацию. Внутри этих предложений-систем словавступают в разные связи. Поэтому мы можем сказать, что такие предложения имеютразную структуру. Например, Les ouvriers construisent la maison – рабочие строят дом, La maison est construite par les ouvriers– дом построен рабочими.
Образовать же из слов языка А предложение в языке Вневозможно, поскольку слова языка А структурно обусловлены всей системой этогоязыка, но в то же время они сами обуславливают структуру этого языка. В любомслучае слова данного языка, являясь элементами системы данного языка,неразрывно связаны с данной структурой.
Два однотипных предложения одного языка можно рассматриватькак две конкретные системы, в которых имеются элементы (слова) и структуры(связи и взаимные отношения). Эти два конкретных предложения являютсяреализацией некоторого идеального предложения инварианта. Они обладают общейинвариантной структурой, которую можно рассматривать как идеальную структуруидеального предложения инварианта. Идеальное предложение и его структуру можноизображать в виде буквенных схем, например: П-С, П-С-Д и тому подобное.Конкретные предложения выступают как варианты данного инварианта.
Следует отметить, что в пределах каждого круга или ярусаязыковой структуры (фонетического, морфологического, лексического,синтаксического) имеется своя система, так как все элементы данного кругавыступают как члены системы. Система – это единство однородныхвзаимообусловленных элементов.
Члены системы взаимосвязаны и взаимообусловлены в целом,поэтому и число элементов и их соотношения отражаются на каждом члене даннойсистемы.
Системы отдельных ярусов языковой структуры, взаимодействуядруг с другом, образуют общую систему данного языка.
Ко многим видам систем, в том числе и к языку, применимопонятие функционирования. К числу функциональных систем относятся, например,живые организмы (первичные естественные органические системы), различного родамеханизмы: автомобили, станки, локомотивы (первичные неорганическиеискусственные системы).
В процесс функционирования такие системы вовлекаются целиком,хотя интенсивность функционирования их частей неодинакова. Примером могутслужить жизнедеятельность организма, работа двигателя, перемещение локомотива.
Совершенно иначе функционирует язык. Как уже отмечалось,функционирование языка заключается в образовании из его элементов различногорода конкретных систем, выражающих, хранящих и несущих информацию. Прифункционировании языка в «движение» приходит отнюдь не вся система языка, атолько какая-то ее часть. Так, для выражения и сообщения некоторой информациитребуется и соответственно отбирается только часть правил данного языка инезначительная часть слов, имеющихся в данном языке. Остальные правила и словаостаются вне функционирования.
После того как информация выражена и передана, звуковые волныугасают и данная конкретная система перестает существовать, если только она незафиксирована в графических знаках письма или не записана на магнитную пленку.Отбор правил и конкретных слов не ведет к обеднению языка, поскольку правиласуть идеальные шаблоны или модели, в соответствии с которыми «делают» иаранжируют единицы языка, а сами единицы либо «производятся» по правилу, либо«воспроизводятся» в готовом виде бесчисленное количество раз.
Итак, язык – это совокупность правил, по которым делаютсяпредложения, и множество наделенных смыслом, или значением единиц, которыеиспользуются в соответствии с правилами. Система языка – это своего рода«кладовая», где сложены правила и элементы.
Правила языка – совокупность потенциальных отношений междуэлементами языка, которые можно обнаружить в речевой цепи. Иначе говоря,правила языка – это совокупность всех тех возможных взаимосвязей изависимостей, которые служат программой построения реальных речевыхпроизведений и в которые могут вступать элементы языка при образовании речевыхпроизведений.
В конечном счете, правила являются проявлением свойствэлементов языка, поскольку эти свойства лежат в основе возможных связей изависимостей между элементами. Правила языка сводятся к свойствам егоэлементов.
В соответствии с определениями правила языка как совокупностьпотенциальных отношений между элементами языка входят в структуру языка(структура – совокупность отношений между элементами). Однако правила языка неисчерпывают всех отношений, которые существуют между элементами: правила языка,о которых шла речь, — это линейные, синтагматические отношения. Но элементыязыка образуют некоторые классы сходных элементов, отношения между которыминазываются парадигматическими.
Отношения элементов, или единиц, внутри классов не подходятпод понятие правил, однако эти отношения (внутриклассные, илипарадигматические) также входят в общую совокупность отношений между элементамии тем самым – в структуру языка.
Итак, мы определили систему языка как набор элементов иправил. Этот набор и есть скопление элементов именно благодаря наличию правил,которые В.М. Солнцев определяет как совокупность возможных в данном языкеотношений между элементами языка.
Правила как бы накладывают ограничения на возможные отношенияэлементов, являясь в то же время перечнем или набором этих отношений.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.