Министерство образованияРеспублики Беларусь
БЕЛОРУССКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКафедраполитологии, социологии и социального управления
Контрольнаяработа
по дисциплине«Политология»Тема: Средства массовой информации в политических процессах
Минск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, основныеканалы и функции средств массовой информации в современном обществе
2. Особенностиполитического влияния средств массовой информации
3. Политическое манипулированиеи пути его ограничения
Заключение
Список использованных источников
1.Понятие, основные каналы и функции СМИ в современном обществе
Средствамассовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные дляоткрытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментарияразличных сведений любым лицам.Их отличительные черты — публичность, т.е. неограниченный инадперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов,аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействиекоммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникаторак реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивныйхарактер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результатеобщего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье .
К СМИ относятся пресса,массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. Впоследние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменениявследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения,электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельныхтекстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации(кассет, дискет, дисков, принтеров).
СМИ обладают различнымивозможностями и силой воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа ихвосприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияниеоказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение.
Функции СМИ разнообразны.В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общихполитических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационнаяфункция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важныхдля граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиаинформация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение техили иных фактов, но и их комментирование и оценку.
Конечно, далеко не всераспространяемые СМИ сведения (например прогнозы погоды, развлекательные,спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. Кполитической информации относятся те сведения, которые имеют общественнуюзначимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказываютна них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируетсямнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политическихинститутов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно великароль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящимнепосредственного отражения в их повседневном опыте, например о других странах,о политических лидерах и т.п.
Информационнаядеятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях ипроцессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функцияпроявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать иупорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильноориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.
Конечно, СМИ не могутобеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это задачаспециальных образовательных учреждений — школ, университетов и т.п. И все жемасс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и послезавершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической исоциальной информации. При этом под видом политического образования у людеймогут формироваться и псевдо-рациональные структуры сознания, искажающиереальность при ее восприятии.
Образовательная роль СМИтесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее.Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретениезнаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, тополитическая социализация означает интернализацию, усвоение человекомполитических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личностиадаптироваться к социальной действительности.
В демократическомобществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ — массовое внедрениеоснованных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирноразрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус поосновополагающим вопросам государственного устройства.
Информационная,образовательная и социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять функциюкритики и контроля. Этуфункцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но иоппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного ииного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даженеограниченностью своего объекта. Так, если критика со стороны оппозиции обычноконцентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектомвнимания масс-медиа являются и президент, и правительство, и королевские особы,и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.
Их контрольная функцияосновывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие отгосударственных и хозяйственных органов контроля, не могут применятьадминистративные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто неменее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую,но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.
В демократическомобществе в осуществлении контрольной функции СМИ опираются как на общественноемнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские расследования,после публикации результатов которых порою создаются специальные парламентскиекомиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения.Контрольная функция СМИ особенно необходима при слабой оппозиции инесовершенстве специальных государственных институтов контроля.
СМИ не только критикуютнедостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов,конституирования и интеграции политических субъектов. Ониобеспечивают представителям различных общественных групп возможность публичновыражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать ихобщностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественноммнении свои интересы.
Артикуляция политическихинтересов осуществляется в обществе не только СМИ, но и другими институтами, ипрежде всего партиями и группами интересов, обладающими не только информационными,но и другими ресурсами политического влияния. Однако без использования СМИ иони обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать ихна единые действия.
В современном мире доступк СМИ — необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имея такогодоступа, оппозиционные силы обречены на изоляцию и неспособны получить массовуюподдержку, особенно при политике их компрометации со стороны государственныхрадио и телевидения. СМИ — это своего рода корни, с помощью которых получаетжизненные силы любая политическая организация.
Все рассмотренные вышефункции СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Онавыражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (илисознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большимивозможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы икритерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.
Круг политических функцийСМИ не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросус других позиций, выделяют такие их функции, как инновационная, проявляющаяся винициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановкиопределенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей иобщественности; оперативная —обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественности и общественного мнения.
Наличие развитых,демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события,— одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства,эффективности управления обществом. И, наоборот, невыполнение СМИ своих функцийв политической системе способно коренным образом исказить ее цели и ценности,нарушить ее эффективность и подорвать жизнеспособность, превратить демократию виллюзию, форму скрытого, манипулятивного господства правящих слоев и классов.
2.Особенности политического влияния средств массовой информации
Неотъемлемой составнойчастью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чемдругие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствахинформационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между еесубъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основерыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственныхформах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных формобщения и специальных средств связи между различными носителями власти, а такжемежду государством и гражданами.
Хотя масс-медиа призванырешать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизниони достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся спотребностями общества цели деятельности и используют для их достиженияразличные методы. Политическое влияние СМИ осуществляют через воздействие наразум и чувства человека.
В демократическихгосударствах явно преобладает рациональная модель массовых коммуникаций,рассчитанная на убеждение людей с помощью информирования и аргументации,построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствуетсложившемуся там типу менталитета и политической культуры людей. Она предлагаетсостязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этихгосударствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой,национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды, однако и в нихразличные политические силы для пропаганды своих идей и ценностей широкоприменяют методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно яркопроявляется в периоды избирательных кампаний.
Живое слово и зрительныйобраз обладают большой силой эмоционального влияния на личность, котороенередко может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуютсятоталитарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, обильно насыщаясвою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разумчеловека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанныена страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти кполитическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным.
Несмотря на важностьэмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляютчерез информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование ираспространение сведений. От того, какую информацию, в какойформе и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависятих последующие действия.
Непосредственноеобладание такой властью — прерогатива СМИ. Они не только отбирают сведения,поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, атакже выступают их комментаторами и распространителями. Поток информации всовременном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельноразобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группаспециалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление вдоступной массовой аудитории форме и комментирование — важная задача всейсистемы СМИ. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит оттого, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация,насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования иредукции, осуществленных газетами, радио и телевидением, а также от способа иформ подачи информации.
Одно из важнейших средствполитического влияния СМИ — определение тем и направлений дискуссий,концентрирующих внимание общественности и правительства. СМИ обычно самиопределяют, что нужно и что не нужно выносить на суд общественности. Выборполитических тем и требований осуществляется не только в зависимости отпристрастий и интересов владельцев и руководителей СМИ, но и под влияниемспецифических правил, складывающихся в условиях плюрализма информации всовременном рыночном обществе. В нем главный критерий успеха СМИ и условиевыживания большинства из них — внимание публики. Для того чтобы привлечь этовнимание, масс-медиа, подчас даже не осознавая этого, при выборе тем публикацийи передач обычно руководствуются следующими общими принципами:
1. Приоритетность,важность (действительная и мнимая) и привлекательность темы для граждан. Всоответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ касаются таких,например, проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм,экологические и иные катастрофы и т.п.
2. Неординарность фактов.Это означает, что информация об экстремальных событиях — голоде, войнах,необычайно жестоких преступлениях и т.д. — доминирует над освещением явленийбудничной, повседневной жизни. Этим объясняется, в частности, склонность СМИ кинформации негативного характера и сенсациям.
3. Новизна фактов.Привлечь внимание населения в большей степени способны сообщения, еще неполучившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатахразвития экономики или численности безработных, о полете к другим планетам, оновых политических партиях и их лидерах и т.д.
4. Политический успех.Согласно этому принципу, в передачи и статьи попадают сообщения об успехахполитических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяетсяпобедителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд в политике,искусстве, спорте — типичное явление для СМИ в рыночном обществе.
5. Высокий общественныйстатус. Чем выше статус источника информации, тем значительнее считаетсяинтервью или телепередача, поскольку предполагается, что их популярность припрочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей,сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИимеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной илидругих иерархиях: президенты, военачальники, министры и т.д. Им посвящаются первыестраницы газет и главные радио- и телепередачи.
Следование СМИ правилам,ориентированным лишь на количество аудитории и победу в конкурентной борьбе,обусловливает их склонность к поверхностному освещению политических событий впогоне за сенсациями и известностью. Взятые ими на вооружение принципы отбораматериалов плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями и частопрепятствуют созданию информационной картины мира, более или менее адекватнойреальности.
Создание такой картинымира во многом зависит также от способов распространения информации. СМИпользуются двумя основными способами распространения информации —последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще использует пресса,последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту илииную политическую проблему. Второй способ — фрагментарная подача информации —особенно распространен на телевидении. Он порождает для слушателей рядтрудностей в познании сути того или иного события или процесса.
Дробление информации,создавая видимость ее разносторонности и оперативности подачи, препятствуетнепрофессионалам (подавляющему большинству граждан) сформировать целостнуюкартину политических явлений или событий. Оно дает коммуникаторамдополнительные возможности манипулировать аудиторией, акцентируя ее внимание наодних сторонах события и умалчивая или затемняя другие. Фрагментарность подачи информации,в конечном счете, дезориентирует слушателей и либо гасит их интерес к политикеи вызывает политическую апатию, либо вынуждает полагаться на оценкикомментаторов.
Фрагментарный способподачи информации многие исследователи считают спецификой телевизионного жанра,следствием присущего ему свойства, называемого «давлением визуальности». Сутьэтого свойства состоит в том, что в силу своих аудиовизуальных возможностейтелевидение ориентировано на передачу главным образом визуализируемой, т.е.имеющей зрительный образ, информации. Поскольку же научная и другая серьезнаяинформация обычно плохо совместима с экранным изображением, то она оставляетсядля печатных коммуникационных средств и радио.
Такое «разделение труда»между СМИ было бы вполне допустимо и даже целесообразно для демократическогообщества, если бы сопровождалось соответствующим перераспределением времениаудитории в пользу журналов, газет и книг. Однако общей тенденцией современногомира является растущее влияние телевидения как наиболее привлекательногосредства получения политической и иной информации и относительное ослаблениевоздействия на население печатной продукции и радиопередач. Так, например, вФРГ граждане тратят в 5,3 раза больше времени на просмотр телепередач, чем начтение газет. К тому же телевидение лидирует среди других СМИ по силеубеждающего воздействия и доверию граждан, поскольку люди обычно склонны большеверить увиденному, чем услышанному или прочитанному.
Присущее телевидению«давление визуальности» проявляется не только во фрагментарной подачеинформации в соответствии с возможностями ее экранизации, но и в ритуализации иперсонализации политических сведений. Телевидение обычно предпочитаетпередавать информацию, которая может быть заснята телекамерой, т.е. показыватьконкретных лиц, предметы и т.п. Поэтому на экранах доминируют легкодоступныедля телеобъектива дипломатические и иные ритуалы, официальные встречи, визиты,пресс-конференции и т.д. Абстрактные же положения, раскрывающие наиболееглубокие причины тех или иных политических явлений, не поддаются видеозаписи и,как правило, не попадают в передачи.
В результате такой подачиинформации политика чрезмерно персонализируется, внимание зрителейконцентрируется главным образом на политических лидерах, которые обычно даже неполучают возможности подробно изложить свои взгляды и цели политики.
Фрагментация,ритуализация и персонализация информации уводят телевидение на путь показавнешней, поверхностной стороны политических явлений. Сущностные же взаимосвязив этом случае не раскрываются. Без должного внимания остается и сам процессполитического волеобразования и принятия решений, составляющий стержень политики.
СМИ обладают большимивозможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельныхполитических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Какполитическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массоваяактивность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе.
Опыт истории показывает,что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей,развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе исоциальной справедливости, способствовать и помогать компетентному участию вполитике, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать изапугивать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.
3.Политическое манипулирование и пути его ограничения
Наибольшую опасность дляграждан и демократического государственного устройства представляетиспользование СМ И для политическогоманипулирования — скрытого управления политическим сознанием и поведением людейс целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственныминтересам. Манипулирование основано на лжи и обмане. Причем это— не «ложь во спасение», а корыстные действия. Без должной борьбы сманипулированием оно может стать главной функцией СМИ и свести на нетофициально провозглашаемые государством демократические принципы.
Требуя большей гибкости вполитике, манипулирование как способ социального управления имеет для егосубъектов ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методамигосподства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собойпрямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которыенеобходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.
В современном мире теорияи практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научнуюразработку и практическое применение. Общая технология глобального,общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическомвнедрении в массовое сознание социально-политических мифов — иллюзорных идей,утверждающих определенные ценности и нормы и воспринимаемых преимущественно наверу, без рационального, критического осмысления.
Мифы составляют фундаментвсей иллюзорной картины мира, создаваемой манипуляторами. Так, несущимиконструкциями коммунистической системы манипулирования выступали мифы о частнойсобственности как о главном источнике социального зла, о неизбежности крахакапитализма и торжества коммунизма, о руководящей роли рабочего класса и егокоммунистической партии, о единственно верном социальном учении —марксизме-ленинизме.
В США, по мнениюамериканского профессора-либерала Герберта Шиллера, главными идеями,утверждающими господство правящей элиты, выступают пять социальных мифов: обиндивидуальной свободе и личном выборе граждан; о нейтралитете важнейшихполитических институтов: конгресса, суда и президентской власти, а также СМИ; онеизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности кнакопительству и потребительству; об отсутствии в обществе социальных конфликтов,эксплуатации и угнетения; о плюрализме СМИ, которые в действительности,несмотря на их обилие, контролируются крупными рекламодателями и правительствоми представляют собой единую индустрию иллюзорного сознания.
Для укоренения социальныхмифов технология манипулирования предполагает использование богатейшегоарсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. К ним относятся нетолько прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации,распространение лжи и клеветы, но и более тонкие, рафинированные способы: полуправда (когда, чтобы обеспечитьдоверие аудитории, объективно и подробно освещаются конкретные,малозначительные детали и умалчиваются более важные факты или же дается общаяложная интерпретация событий), наклеиваниеярлыков (когда для отторжения слушателями и компрометации лицили идей им без доказательств дается неблаговидное определение, например«империалист», «фашист», «красно-коричневый», «шовинизм» и т.п.) и др.
Существует множествоприемов лингвистического, языкового манипулирования, предполагающихиспользование для обозначения одних и тех же явлений эвфемизмов, а также слов,имеющих иной оценочный оттенок. Так, например, человека, ведущего вооруженнуюборьбу за создание самостоятельного национального государства, различные СМИ взависимости от политических пристрастий, называют борцом за свободу,сепаратистом, террористом, партизаном, боевиком.
Для каждогоинформационного жанра, наряду с общими приемами манипулирования, существуют испециальные. Телевидение, например, для формирования у зрителей отталкивающегочувства по отношению к неугодным политикам использует непривлекательные ракурсыих показа или соответствующим образом монтирует заснятые кадры. Для скрытоговнушения массам определенных политических идей оно нередко организует шумныеразвлекательные шоу и т.д.
Современные манипуляторыумело используют закономерности массовой психологии. Так, один из широкораспространенных и внешне безобидных манипуляционных приемов, называемый«спираль умолчания», состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованныеопросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержкебольшинством общества угодной манипуляторам политической позиции, в ее победе.Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться всоциально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своеммнении или изменять его. На фоне умолчания о позиции оппонентов голоснастоящего или мнимого большинства становится еще громче, и это еще сильнеевынуждает несогласных или колеблющихся к принятию «общепринятого» мнения или кглубокому утаиванию своих убеждений. В результате «спираль умолчания»закручивается еще круче, обеспечивая победу манипуляторам.
Манипулирование широкоиспользуется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где частоявляется доминирующим методом деятельности СМИ, но и в современных западныхдемократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний.Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания встранах Запада и многих других государствах не обходится без использованияприемов манипулирования и рекламы, которые, тесно переплетаясь между собой,создают у зрителей весьма далекие от реальности представления об определенномполитике.
Как показываютэмпирические исследования, «средний» избиратель обычно судит о кандидате впрезиденты или парламент по тому имиджу (образу), который создает емутелевидение и другие масс-медиа. В странах Запада, а в последние годы и вРоссии, успешно развивается целое направление рекламного бизнеса —имидж-мейкинг, т.е. создание привлекательных для избирателей образовполитических деятелей. Нанимаемые за большие деньги профессионалы имидж-мейкерыи организаторы избирательных кампаний диктуют претендентам не только формуодежды и манеры поведения, но и содержание выступлений, которые изобилуютмножеством заманчивых обещаний, обычно забываемых сразу после победы навыборах.
За искусно изготовленнойСМИ блестящей рекламной упаковкой избирателю трудно бывает различить истинныеделовые и нравственные качества кандидатов, определить их политические позиции.Такого рода рекламно-манипулятивная деятельность превращает выбор граждан изсвободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированныйспециалистами по формированию массового сознания.
Возможностиманипулятивного использования СМИ велики, но не безграничны. Пределыманипулирования общественным мнением определяются прежде всего уже сложившимсямассовым сознанием, стереотипами и взглядами людей. Для того чтобы бытьэффективным, манипулирование должно опираться на менталитет и бытующиепредставления населения. Хотя под воздействием пропаганды эти представленияпостепенно могут измениться.
Существеннымипрепятствиями для манипулирования является собственный опыт людей, а также неконтролируемые властью системы коммуникаций: семья, родственники, знакомые идрузья, интеракционные группы, складывающиеся в процессе производственной ииной деятельности и т.д. Однако политическое манипулирование, особенно примонополии его инициаторов на СМИ, экономическую и политическую власть, способнообходить эти барьеры, поскольку верификационные возможности индивидуального игруппового опыта применительно к политике ограничены и допускают различныеинтерпретации.
Так, например, провалэкономической политики правительства можно объяснять по-разному: егонекомпетентностью или коррумпированностью, тяжелым наследием прошлого режима,неизбежностью трудностей в период реформирования, происками оппозиции иливраждебных государств и т.п. Наиболее слабы у населения защитные механизмыпротив манипулирования в области новой проблематики, по отношению к которой унего еще не сложилось мнение.
Негативные последствиядеятельности СМИ могут быть надежно и эффективно ограничены их общественной организацией.Важнейшим принципом демократической организации масс-медиа являются плюрализм властей в обществе и плюрализм самих СМИ.Плюрализм властей означает разделение в обществе экономическойсоциальной, собственно политической (принудительной) и духовно-информационнойвластей. Подпадание главных СМИ под контроль экономически и (или) политическигосподствующих групп означает конец демократии или, по меньшей мере, еесущественную деформацию.
Независимость масс-медиамогут обеспечить соответствующие формы их общественной организации. Существуюттри главных формы современной организации СМИ: частная (коммерческая),государственная и общественно-правовая. При коммерческой организации,господствующей, например, в США, СМИ находятся в частном владении и финансируютсяисключительно за счет доходов от рекламы и частных пожертвований. Для ниххарактерна жесткая конкуренция за рекламные доходы и аудиторию. Важнейшийнедостаток коммерческой организации масс-медиа — их прямая зависимость отрекламодателей и владельцев, а также частое забвение общественных интересов иэтических норм в погоне за успехом.
В условиях государственной организации СМИпринадлежат государству и прямо финансируются и контролируются им.Преимуществом этой формы организации, преобладающей, например, во Франции,является независимость СМИ от крупного капитала, подконтрольность парламенту иправительству. Однако государственное финансирование СМИ может снижать ихконкурентоспособность и использоваться для их подчинения власть имущим ибюрократии. К тому же, это тяжелое бремя для государственного бюджета.
Общественно-правоваяорганизация СМИ стремится освободитьих от государственной и частной зависимости. По этой модели они финансируютсяглавным образом за счет специального налога, выплачиваемого гражданами, имеютправа юридического лица и самоуправления, хотя в целом контролируютсяобщественными советами, состоящими из представителей важнейших общественныхгрупп и организаций. Эта модель организации радио и телевидения преобладает вФРГ, хотя здесь существует и частное теле- и радиовещание. Пресса же полностьюнаходится в частном владении.
Ни один их трехрассмотренных выше способов общественной организации СМИ не являетсяуниверсальным, лишенным недостатков. По всей вероятности, наилучшим образом гарантироватьнезависимость СМИ от узковедомственных влияний и срастания с экономической илигосударственной властью можно лишь на основе сочетания всех трех форм, с учетомособенностей конкретной страны.
Эффективному выполнениюмасс-медиа своих функций в обществе способствует их разнообразие исоревновательность в завоевании внимания и доверия аудитории. Плюрализм СМИможет обеспечиваться как их многообразием, наличием в обществе многихинформационных агентств, газет, радио- и телестанций, так и с помощью редакционнойнезависимости теле- и радиопрограмм. Кроме того, этому служит осуществляемое вомногих странах предоставление времени вещания всем политическим силам,пропорционально количеству голосов, полученных ими на выборах.
В современном мире подвоздействием жесткой конкуренции наметилась тревожная для демократии тенденцияконцентрации СМИ. Она проявляется в резком сокращении численности местныхгазет, в образовании мощных национальных и транснациональных корпораций,контролирующих обширные информационные пространства, в усиливающейсязависимости мелких теле- и радиостанций от информационных гигантов. Чтобы недопустить монополизации СМИ, многие государства принимают специальные законы,ограничивающие возможности поглощения мелких масс-медиа крупными корпорациями.
СМИ управляются иконтролируются определенными лицами или же специальными органами. Вкоммерческих СМИ функции такого контроля выполняют, прежде всего, ихсобственники, в государственных — государственные службы, вобщественно-правовых — общественность, политические организации и объединения.При этом во всех случаях предполагается, что СМИ действуют в рамках закона.
В большинстве стран мирасуществуют специальные органы общего контроля за СМИ, следящие за соблюдениемими этических и правовых норм. Так, во Франции такой инстанцией является Высшийсовет по аудиовизуальной коммуникации. Он не только контролируетгосударственные и частные теле- и радиостанции, но и выдает им государственныелицензии на право выхода в эфир. В Великобритании общие направлениядеятельности радио и телевидения определяют правительство и парламент. Засоблюдением прессой этических норм следит специальная комиссия по самоконтролю.
Демократический контрольсо стороны общества за масс-медиа, конечно, не имеет ничего общего с предварительнойцензурой, существующей в тоталитарных и авторитарных государствах, и неявляется нарушением свободы слова и выражения мнений. Информационная,политическая и любая другая свобода одних людей требует ограничений в техслучаях, когда она нарушает свободу и права других граждан и целых государств.
В современном мире сразвитием спутникового телевидения и некоторых других СМИ, обладающих почтибезграничным радиусом действия, расширились возможностикультурно-информационной экспансии мощных информационных корпораций ведущихстран Запада. Располагая новейшей техникой и технологией, богатым опытом радио-и телевещания и опираясь на свою экономическую мощь, они непосредственноподчиняют или вовсе вытесняют национальное радио, телевидение и кинематограф инавязывают более слабым странам свои культурные и потребительские стандарты.Как неоднократно отмечалось на конференциях ЮНЕСКО, под предлогом свободыраспространения информации транснациональные информационные корпорацииформируют неадекватные социально-экономическим реальностям этих странпотребности и ценностные ориентации, культивируют роскошь и «потребительство вмире бедности» и тем самым дестабилизируют политическую ситуацию, разрушаюткультурную самобытность народов. Такая свобода информации нуждается вограничениях. Информационная власть,подобно власти политической и экономической, нуждается в контроле со стороныобщества.
Помимо специальныхорганов государственного или общественного контроля использовать СМИ винтересах граждан и предотвратить негативные последствия их деятельностипомогает коммуникационное воспитание населения и, особенно, молодого поколения.Теоретической основой такого воспитания является специальная наука и учебнаядисциплина — педагогика СМИ. Ее главная цель — научить граждан критическиотносится к масс-медиа, компетентно и ответственно их использовать. Изучениеэтой дисциплины призвано ознакомить граждан с центральной ролью СМИ вдемократическом государстве и в современной политике в целом, с их позитивным инегативным воздействием на реципиентов, сформировать способностьориентироваться в сложном потоке информации и выработать иммунитет кманипулированию и низкопробной, оглупляющей человека печатной, видео- и инойпродукции.
Политико-коммуникационноевоспитание молодого поколения получает все большее распространение в западныхдемократиях. Очевидно, что оно еще более необходимо России и другимпосткоммунистическим странам, в которых грамотность населения в областимассовых коммуникаций низка, а возможности их использования в манипулятивныхцелях высоки. Лишь комплексно решая различные проблемы в области массовыхкоммуникаций на основе учета мирового опыта и собственных общественныхреальностей, эти страны смогут создать эффективную и жизнеспособную демократию.
Особенно велика роль СМИв переходные периоды общественного развития, поскольку без их активнойдеятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации ицели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальныхпреобразований.
Заключение
Глобализация иинформатизация влияют на нашу жизнь. Мы становимся свидетелями того, как насмену индустриальному обществу приходит общество информационное, и онопреобразует как экономику всего мира, так и его политические институты,характер суверенитета и традиционно сложившихся отношений между правительствамии народами, между людьми и властью. Мы на пути к миру, в котором производство ираспространение информации оттесняет на второй план материальное производство.
Государство же встановлении информационного общества играет роль координатора деятельностиразличных субъектов общества, способствует интеграции людей винформационно-техническое окружение.
Стремительное развитие ивнедрение новейших информационных технологий во все сферы жизнедеятельностиявляется несомненным благом, открывающим возможности для экономического роста,повышения общественного благосостояния. Однако следует помнить и об угрозах, овозможных негативных последствиях, к которым могут привести научные,информационные и коммуникационные достижения.
Независимаяплюралистическая печать, теле- и радиовещание и электронные средства массовойинформации несомненно играют важную роль в мире и в демократическом обществе. Всвязи с этим большое значение приобретают внутригосударственные и глобальныемеханизмы, гарантирующие недопущение использования свободы слова и новыхинформационных и коммуникационных технологий для разжигания национальной розни,ксенофобии, экстремистских настроений, терроризма, популяризацииантиобщественных явлений и антигуманизма. Средства массовой информации должныбыть инструментами содействия предотвращению и урегулированию кризисов.
Сохранение балансаинтересов государства и средств массовой информации — это мощный факторустойчивости демократических институтов, показатель степени зрелости общества вреализации не только права на выражение мнений, но и всего комплекса прав,свобод и обязанностей.
Сегодня информацияявляется важным средством формирования национального и международногообщественного мнения. Многополярный мир — это, естественно, и наличие широкогоспектра информационных полюсов.
Вместе с тем информационное поле продолжает оставатьсясферой, потенциально несущей в себе угрозы поддержанию мира и безопасности.
На страницах некоторых изданий не изжиты еще материалы,идеализирующие сомнительных деятелей прошлого. За истинное проявлениебелорусского самосознания выдаются феодальные усобицы. А сотрудничествоколлаборационистов с фашистскими оккупантами в годы Отечественной войны —за патриотизм и национальное возрождение.
В ход порой идут откровенная русофобия, глумление надстремлением народа к социальной справедливости и народовластию. Подобные«произведения» их авторы оправдывают благородной целью — любойценой ”укрепить“ независимое белорусское сознание.
Но истинное национальное самосознание не может строиться налжи и фальсификациях. Словно в назидание нам звучат слова древнегреческогоисторика Фукидида: «Самая опасная ложь есть ложь, смешанная с правдой, инаша задача отделить одну от другой ради познания прошлого и обеспечениябудущего». Актуально. Как будто сегодня сказано.
Надо учитывать, что политизированная мифология держится наневежестве. Ведь многие судят о белорусской истории по литературным фантазиямили вырванным из общего контекста отрывкам, а не по глубоким историческимисследованиям и документам.
Несомненно, конституционные общечеловеческие нормыпредполагают наличие разных точек зрения. Тем не менее государственная политикав отношении исторической науки должна руководствоваться принципамиобъективности и историзма.
Мы должны воспитыватьнациональную гордость, уважение к своему государству, к Конституции, флагу,гимну. Посмотрите, как это делается в других странах — в США,Великобритании, Японии [3].
Списокиспользованных источников
1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введениев политологию. Учебное пособие для студентов ВУЗов, Москва, «Аспект-пресс»1995.
2. Поляков Ю.А., Информационная безопасностьи средства массовой информации Учебное пособие. — М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004.
3. Лекция Президента БеларусиАлександра Григорьевича Лукашенко «Исторический выбор Республики Беларусь»(Белорусский государственный университет, 14 марта 2003 г.)