Реферат по предмету "Наука и техника"


Социальная динамика науки

Научное сообщество
Наука производит не только знания, но и (вос)производитученых и среду их обитания — научное сообщество. Мифологизированный образученого-творца есть часть механизма редупликацииученых в «малой» науке. В «большой» науке существуют образыорганизатора и исполнителя. Наука — сфера деятельности, поэтому ведущей в нейявляется организация, а не поиск истины.
Структурные единицы: науки, область знания, научная дисциплина, специальность, школа, группа.Номенклатура специальностей ВАК в прошлом насчитывала около 15 000наименований, сейчас — около 3000.
Для специалистов референтная группа — собратья попрофессии, для институционалистов — начальники и наставники.Группа устанавливает стандарты мышления и нормы деятельности, формируетвластные связи и условия консенсуса, структурирует интересы и информацию.
Идеальный нормативный кодекс науки: стремление к истине (подороге к успеху), универсальность знания (в рамкахгруппы, школы, страны, культуры), общедоступность (с полицейскими икоммерческими ограничениями), критичность (за вычетом догматических установок),бескорыстность (остающаяся после патентования и приоритетных схваток).
Честностьи объективность — условия и продукты научной деятельности. Вряд ли обществоимеет другой их источник. Нравственность ученых не выше нравственностиобщества, но нравственные изъяны ученых имеют более серьезные последствия, чемпрофессиональная безнравственность политиков. В обществе есть два полюсабезответственности — ученые и политики.
КлятваГиппократа для ученых разработана в 1991 г.
Ученые звания и ученые степени — средства стратификациинаучного сообщества. Плату за звания выдавали два генералиссимуса — Франко иСталин. Крестный ход номенклатуры в науку началсяпосле того, как надбавка (за степень) 50 руб. (при окладе инженера 90 — 180руб.) была заменена должностным окладом (для имеющих степень) от 250 до 500руб. Ученую степень без защиты диссертации присуждали и «по совокупности трудов»: номенклатурный «ученый»имел право включить в список своих «трудов» результаты любых работ,имевших на первом листе его подпись в грифе утверждения.
В ближайшие годы ученые степени будут иметь областьюдействия не страны, а экономико-политические регионы(глобализация!).
Интеллектуальная собственность. Авторское право. Новоезнание не может быть предметом собственности, а его информационное воплощение — может. Собственник имеет право владения, пользования и распоряжениясобственностью в пределах, установленных ГражданскимКодексом. Авторское право распространяется на произведения науки, являющиесярезультатом творческой деятельности: исключительные права на авторство, имя,неприкосновенность произведения, на опубликование и использование, на вознаграждение и на передачу права пользования.
Бернскуюконвенцию 1883 г. (царская) Россия и Советский Союз не подписали. Почему?
Договорные отношения. Претензии на долю участия в авторскомправе могут иметь соавторы, финансовые и другие кредиторы, заказчики исследования, работодатели и начальники. Доляопределяется договором.
В отсутствие договора все права принадлежат работодателю,если работа выполнена в рамках служебных обязанностей: чья корова, того ителенок. Например, Российская АН — единственныйвладелец всей произведенной в ее стенах научной продукции.
Патенты и лицензии. Знание «как делать» можетбыть защищено патентом. Часть прав владелец патента может уступить полицензионному договору.
Терминология. Термины ученый и конструктор в последнее время вытеснил объединивший их термин исследователь.
Научная элита
Уровень элитарности ученого можно вычислить по частотецитирования его публикаций. Наивысшим признаком элитарности может служитьпринадлежность деятеля науки к редакционной коллегии научного журнала: именно редколлегия принимает тексты кпубликации и тем самым определяет возможность их цитирования. Избрание вакадемии и награждение медалями и премиями хорошо коррелирует с индексомцитирования. Такова европейская структура.
В США рост количества публикацийуменьшает шанс быть принятым на работу: корпорации полагают, что«публикатор» будет работать «на себя».
Интернет с его свободой уже реформирует элиту. В частности,растет число моноавторских публикаций.
Уровень значимости научных коллективовможет быть численно оценен такими же средствами.
Особую роль играют Нобелевские премии, медали Филдса,Планка и другие метки элитарности.
Реалии российской науки
В «чистой» науке за 1918 — 1919 гг. создано 33института, в промышленности за 1928 — 1931 гг. числоНИИ выросло с 30 до 205. Перед началом перестройки численность работников внауке достигла 5 млн. (40% — ВПК).
В 90-ые годы произошла принудительная«демилитаризация» науки вследствие истощения источников волевогофинансирования. Тираж книг упал в 10 раз.Оборудование отстало на 2 -3 поколения. Полностью исчезла отечественнаявычислительная техника. Однако за 1990-1993 годы академический секторсократился всего на 9%, а число докторов наук выросло на 17%.
Куда идти?
Отрасль:Фундаментальная наука.
Цели:Ставит себе цели сама, частично но запросам отраслевой науки и экономики.
Личныйриск: Большой — выбор школы, группы, учителя.
Отрасль:Отраслевая наука.
Цели:Выполняет заказы экономики и предлагает ей свои инициативные исследования.
Личныйриск: Средний: зависит от инициативы.
Отрасль:Промышленные образцы.
Цели:Завоевание сектора рынка.
Личныйриск: Минимальный — в отсутствие личной инициативы.
Женщины в науке
Соотношение Gentlemen:Ladies с ученой степенью:
от 25:1 до 6:1 в hard science (физико-математические, компьютерные, геологические, технические)
с трехлетним сроком полной амортизации знаний и умений;
от 5:1 до 3:1 в neutral science (химия, биология) с5-летним сроком амортизации;
2:1 в soft science (социальные и гуманитарные) с 10-летним сроком амортизации.
В России среди женщин в науке 10% кандидатов и 0,64%докторов наук, а всего женщин — до 65% (женщина имеет шанс стать рядовым,мужчина — сержантом). Женщины-академики в СССР — 1,6%, в США — 2,2%.
Женщины-инженеры: менее 4%.
Национальные особенности
Англия
«Лондонское королевское общество для совершенствованиязнаний о природе» установило вступительный и ежегодный денежный взносы.Научным вступительным взносом Ньютона был телескоп.
Указ Эдуарда III запретил организацию новых университетов, но сейчас их уже 44. Сегодня на одного преподавателяприходится в среднем 7 студентов. «Таймс» ежегодно печатает спискивыпускников в порядке рейтинга.
Количество R&D примерно равно российскому: порядка 60000 чел.
Германия
Имперская и государственнаяорганизация науки и образования с характерным ведущим положениемуниверситетской науки. Общество Макса Планка по оказанию содействия наукам(фундаментальные исследования) и Общество Фраунгофера (прикладные исследования)и другие фонды и общества — большая наука.
Количество R&D превосходит российское примерно в 3раза.
Франция
Парижскую академию наук создал Кольбер. Государственнаяорганизация науки в русле программы де Голля «национального величия»создала хороший оркестр с планируемой программой. Стажировка за границей и стабильная «тихая» карьера дома — этотстереотип нарушен контрактной системой и программой непрерывного образования. Вцелом для Франции характерно отставание малой великой державы.
США
Три сектора: отраслевой (70%), федеральный (11%), университетский (12%).
Независимость ученых от финансирующих структур в контекстесвободного общества. Высокую степень доверия имеет медицина, на втором месте(40%) находится наука, в то время как по оплате труда ученые довольствуютсядесятым местом. Условия труда: от разовой оплаты допожизненной должности.
Количество R&D превосходит российское примерно в 12раз.
Расходы на 1 год на 1 научного работника в России — $ 1000,в США — $ 150 000.
Структуры в науке
Обитатели науки непрерывно изменяют структуру среды обитания. В Новое время дробление предметных областей(способ обхода трудных проблем) и развитие новых методов исследования породилоогромное число научных дисциплин. Количество экологических ниш выросло,возникли серьезные проблемы не только в общении, но ив идентификации ученых. Предметный подход, сохраняясь в консервативной сфереобразования, уступил место проблемному подходу, вооруженному инструментоммеждисциплинарной методологии. Деление наук на фундаментальные и прикладныеотражает стремление инженеров распространить на себяореол «учености». Фундаментальными следовало бы считать результаты, ане области.
Организационные структуры порождены финансовыми потоками итрадиционным разделением академической и университетской науки. Деятельностьтранснациональных корпораций во все большей степениопределяет структуру научного сообщества, распределение ученых по направлениямдеятельности, по территориям и по организационно-экологическим нишам.Государственная поддержка продолжает оставаться решающей для новых научных фронтов. В Японии она централизована, в СШАраспределена по федеральным ведомствам, в Германии — по землям (важенрезультат!).
Для интеллектуальной деятельности национальные игосударственные границы прозрачны. В западной культуре пионерами в этом деле стали теологи, по проложенной ими дороге пошлиученые, а в последнее время — бизнесмены и политики. Набравший силу процессназывают глобализацией. Нематериальные активы и их производители приобрелиправа гражданства в экономике. Новое принимается струдом, особенно теми, кто не участвует непосредственно в инновациях. Противимпорта предметов потребления едоки не возражают, а экспорт интеллектуалов — вовстречном направлении — неодобрительно обзывают утечкой мозгов.
Что касается эмиграции ученых изРоссии, то это эмиграция в основном не из России, а из российских академическихи других научных структур, ставших непригодными для обитания мигрантов.
Наука и мир
Ежегодный рост численности ученых в конце ХХ века составил7% при росте численности населения 1,7%, затраты надеятельность одного ученого удваиваются каждые 10 лет. Рост численностипрограммистов особенно настораживает экономистов (но не программистов); 40%программистов в США — иммигранты.
Производственная функция науки (Решер): F (t) = K log10R(t), где F (t) — число значимых открытий за время t, R (t)- затраченные на науку ресурсы, К — константа. Для поддержания постояннойскорости роста числа открытий следует экспоненциально увеличивать затратыресурсов.
Мир в целом затрачивает на наукупримерно 1,5% ВВП, из них на долю США приходится 40%. Более половины обитателейнауки живут и работают в «развитых странах»; максимальное число надушу населения — в Японии (6,4 на 1000). Корпорации затрачивают на исследованиядо 50% годового оборота.
Жизнь человека и наука
Нравственные принципы лежат за пределами науки. Наукаизучает человека и социум, может предсказать результаты решений, но акт выбора- большей частью вне науки.
Духовные ценности не закодированы в ДНК. Инстинкт познанияобладает потенциями, далеко выходящими за социальнобезопасные пределы. Духовные ценности устанавливает человек, и это высшийдоступный ему вид творчества.
Религиозные и чисто этические учения питаютсяэкзистенциальной проблемой смертности человека, предлагают и эксплуатируют идею бессмертия, идею предотвращения исчезновенияличности. Воскрешение мертвых и бессмертие — в них нет эволюционнойнеобходимости, поэтому им нет места в процессе эволюции.
«История мчится вскачь, стуча золотыми подковами почерепам дураков».
Наука предлагает другой выход,другое решение (неразрешимой) проблемы сохранения личности в (трагическомспектакле) эволюции: внести себя как вклад в процесс эволюции. Научноемировоззрение определяет этику, включающую именно эту волю к бессмертию. Но ктоне хочет бессмертия, тот и не получит его.
Наш выбор определяет наша модель мира, включающая нашепредставление о смысле жизни. Выбор — это решение о распределении нашихограниченных ресурсов (прежде всего — времени (времени жизни), остальныересурсы производны от него). Потребности,претендующие на ресурсы, мы организуем в иерархическую структуру, динамическиопределяющую их приоритеты. Структура потребностей определена генетически,социально и лично; внешне она выражается структурой осознанных и неосознанных целей и ценностей (от инстинктов до смысла жизни). Именноэта структура определяет наш выбор.
«Ядумаю, вряд ли у мыслящего существа бывает более великая минута, чем та, когдас его глаз спадает пелена и открывается, что он не затерянная в космическом безмолвиичастица, а пункт сосредоточения и гоминизации универсального стремления кжизни. Человек — не статический центр мира, как он долго полагал, а ось ивершина эволюции, что много прекраснее».
АббатТейяр де Шарден, «Феномен человека»
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.crealab.org/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.