Реферат по предмету "Социология"


Социальная политика РФ

Содержание.
1.    Теоретические основы изучениясоциальной политики
1.1. Сущность социальной политики,принципы, функции, основные направления………………………………………………………………………41.2. Социальное страхование как элемент социальнойполитики….……...7
2. Внебюджетные фонды, принципы ихорганизации.2.1. Система государственных внебюджетных фондов вРФ………………12
2.2. Способы обеспечениянаселения………………………………………...14
3. Развитие социальной политики.
3.1. Перспективы развития социальной политикив Самарской области…..17
3.2. Социальная политика Р.Ф., тенденцииразвития…………………………22
Список литературы.

Введение.
Современная рыночнаяэкономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшимзвеном которой является социальное страхование.
Становление новой моделисоциальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике исоблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
В России обязательное государственное социальноестрахование представлено тремя внебюджетными фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть своиособенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципамформирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны чертыбюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановоерасходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. Поэкономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятсяк внебюджетным фондам.
Актуальностьданной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтомзащиты человека является социальное страхование. В период социально –экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектамиизменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслениюзадач в области социального страхования в условиях развития экономики.
Объектомисследований являетсямеханизм формирования системы государственного социального страхования, а также система социальной защиты населения.
Целью данной работы определение места и роли социальногострахования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-описать основные понятияи проблемы социальной политики;
-ознакомиться с системойгосударственных внебюджетных фондов;
-определить направления иперспективы развития социальной политики в РФ.

1.Теоретические основы изучения социальной политики
 
1.1.    Сущностьсоциальной политики, принципы, функции, основные направления.
Понятие социальной политики относится к числу такихкатегорий, которые широко используются в практике госу­дарственногостроительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны,социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий,причем объем понятия и его содержание у различных исследовате­лей значительноотличаются.
Это обусловлено тем, чтосоциальная политика является наиболее значимой сферой интересов современногообщества и важнейшей частью деятельности современного государства. Социальнаяполитика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, сгосподствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставитобщество перед собой в своем социальном развитии.
Социальная политика – этосоставная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальныхпрограммах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах ипосредством интересов основных социальных групп населения.
Любые социальныепрограммы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкрепленыматериально, не обеспечены экономически. В этом смысле социальная политикавторична относительно экономики, как по содержанию, так и по задачам,предпочтениям. Но это не означает второстепенности ее значимости и влияния наход развития материальной и духовной культуры, ход общественного развития.
В социальной сферепроявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельностиобщества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы ипотребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степеньгуманности политики государства, и чем она сильнее, тем нагляднейгуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественногоразвития.
Наконец, без действеннойсоциальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала вдеятельности человека как главного и центрального элемента производительных силобщественного развития, хозяйственных успехов.
Социальная политикаоснована на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию,формам и методам разработки и реализации:
·         гуманизм,социальная справедливость;
·         системность,непрерывность, преемственность;
·         сбалансированностьцелей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и понеобходимым ресурсам);
·         открытость(свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросамсоциальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);
·         демократизмвыработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектовкрупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественногомнения по основным вопросам социальных преобразований);
·         действенныйконтроль общества над реализацией социальной политики;
·         адресность мер посоциальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым ималообеспеченным группам населения.
Содержание социальнойполитики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций – относительносамостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшимииз них являются:
·                     выражение,защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных егочленов;
·                     оптимальноеразрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление«диалога» между гражданами и государством;
·                     интеграцияразличных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостнойобщественной системы, стабильности и порядка;
·                     прогностическая;
·                     социальная защитанаселения;
·                     управление социальнымипроцессами и др.
С помощью функцийобеспечивается главная задача социальной политики – гармонизация общественныхотношений, осуществляется управление социальным развитием общества.
Что касается направленийсоциальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительносамостоятельных блока:
А) социальная политика вшироком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие всесферы жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем иуслугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежнымидоходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укреплениездоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированныхсоциальных условий для жизнедеятельности граждан;
Б) собственно социальнаяполитика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ееконкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальнойзащите пожилых людей и инвалидов).
Выделяют следующиеструктурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение,социальная помощь, социальная защита, социальная работа.
Итак, смыслом социальнойполитики государства является поддержание отношений, как между социальнымигруппами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния,уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формированииэкономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надоотметить, что социальная политика государства, выступающая как составная частьмероприятий, проводимых государством в целях регулирования условийобщественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуациейв стране.
В широком смысле,социальная политика — это одно из направлений макроэкономическогорегулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества исоздать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всехграждан страны. Рассмотрим один из элементов социальной политики – социальноестрахование./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>1.2.Социальное страхование как элемент социальной политики.
В соответствии со ст.39Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение повозрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитаниядетей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаютсягосударственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальноестрахование, создание дополнительных форм социального обеспечения иблаготворительность».   
Признавая право каждогогражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает нагосударство обязанность создавать все необходимые условия для осуществленияэтого права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальнаяработа определяется «социальной политикой государства как определеннойориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества,отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условийдля удовлетворения жизненных потребностей их представителей».
Государственноесоциальное страхование — государственная система материального обеспеченияграждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утратытрудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.
Государственноесоциальное страхование находится в ведении органов законодательной иисполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходнуючасть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему,устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются попринципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемыхгражданином налогов и страховых взносов и определяются только степеньюнуждаемости.
Основными видамисоциального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ различными видамипособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.
Социальное страхование –это механизм реализации социальной политики государства, основа организациисоциальной защиты населения.
Социальное страхованиеявляется также «формой социальной защиты экономически активного населения отразличных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективнойсолидарности возмещения ущерба».
Исторически определилисьтри формы организации систем социального страхования:
Коллективное (страхование,организуемое профсоюзами);
Государственное;
Смешанное (основанное навзаимодействии государства и профсоюзов).
В России социальноестрахование зародилось в начале ХХ в., одновременно с развитием системыфабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство вкоторых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих иработодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация работникамущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающихграждан, которое должны были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов.
Наряду, собственно, ссоциальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защитынаселения – государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счетналоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоятельно, решениямисвоих властных органов определяло, кому, в каких размерах и при каких условияхследует оказывать социальную помощь.
Государственноесоциальное страхование имеет своим объектом все население в целом или отдельныесоциальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условиягосударственного социального страхования устанавливаются законодательными инормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондамигосударственного социального страхования осуществляется специальными государственнымифинансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной илиисполнительной власти.
Обязательное социальноестрахование — часть государственной системы социальной защиты населения,осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного измененияматериального и социального положения, в том числе по не зависящим от нихобстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует системусоздаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленныхна компенсацию или минимизацию последствий изменения материального исоциального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством, — других категорий граждан вследствие признания ихбезработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности,болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступлениястарости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортноголечения и наступления других установленных законодательством социальныхстраховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Косновным принципам обязательного социального страхования относятся:
устойчивостьобязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентностистрахового обеспечения и страховых взносов;
всеобщийобязательный характер социального страхования, доступность для застрахованныхлиц реализации страховых гарантий;
государственнаягарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховыхрисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованиюнезависимо от финансового положения страховщика;
государственноерегулирование системы обязательного социального страхования;
паритетностьучастия представителей субъекта обязательного социального страхования в органахуправления системы обязательного социального страхования;
обязательностьуплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видовобязательного социального страхования;
Субъектами обязательногосоциального страхования являются страхователи — работодатели, страховщики,застрахованные лица.
Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которыедолжны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательногосоциального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательнымиплатежами.
Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лицпо обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица —граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица безгражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельнообеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникаютотношения по обязательному социальному страхованию.
Различают следующие видысоциальных страховых рисков:
· необходимость получения медицинской помощи;
· временная нетрудоспособность;
· трудовое увечье и профессиональное заболевание:
· материнство;
· инвалидность;
· наступление старости;
· потеря кормильца;
Рассмотрим процессуправления системой обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхованиепроводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии сфедеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.Средства обязательного социального страхования являются федеральнойгосударственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управлениесредствами обязательного социального страхования. Бюджеты фондов конкретныхвидов обязательного социального страхования на очередной финансовый годутверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федеральногобюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондовобязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Источники поступлений денежныхсредств в бюджеты обязательного социального страхования:
-     страховые взносы:
-     дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства другихбюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
-     штрафные санкции и пени;
-     денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессныхтребований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
-     доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательногосоциального страхования;
-     другие поступления, не противоречащие законодательству РоссийскойФедерации.
Взносыво внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховымтарифам, размеры которых установлены федеральным законом. В настоящее время онисоставляют:
вФонд социального страхования к оплате труда, начисленной по всем основаниям –2,9%;
вФонд обязательного медицинского страхования -3,1%
вПенсионный фонд — 20%
Ставка единогосоциального налога равна 26 %
Расчетной базой для начислениястраховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляютстраховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другиеисточники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательногосоциального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховыевзносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и выплатыстрахового обеспечения застрахованному лицу является наступление документальноподтвержденного страхового случая. В частности, при нехватке денежных средствдля обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи,санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации изфедерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленныефедеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхованиявыплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободныхденежных средств обязательного социального страхования осуществляется только подобязательства Правительства РФ.

/>/>/>/>/>/>/>/>2.Внебюджетные фонды, принципы их организации./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> 2.1. Система государственныхвнебюджетных фондов в РФ.
Формированиесовременной системы социального страхования в России включает созданиегосударственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков.Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условияхрыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фондасоциального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства Россииот 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионногообеспечения в стране.
ПФРобеспечивает:
—   аккумуляциюстраховых взносов и финансирование расходов, предусмотренных Положением о нем;
—   контроль засвоевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, за правильным ирациональным расходованием его средств;
—   международноесотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
ПФРможет принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых инетрудоспособных граждан.
СредстваПФР направляются на:
•        выплатугосударственных пенсий;
•        выплатупособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
•   оказаниематериальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
Аккумуляцияфинансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсийосуществляется по установленным государством тарифам и нормативам.
Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования.
Закон «Омедицинском страховании граждан в Российской Федерации». Он обеспечиваетконституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен наповышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраныздоровья. Законом введено обязательное медицинское страхование (с 1993 г.), в России оно является всеобщим, составной частью государственного социального страхования иреализуется посредством программ обязательного медицинского страхования(базовой и региональных).
Согласнозакону, граждане России имеют право на:
•  выбор страховой медицинскойорганизации, свободный выбор
медицинского учреждения и врача;
•  медицинскую помощь на всей территорииРоссии;
Длявыполнения задач по обязательному медицинскому страхованию в РФ образованФедеральный фонд обязательного медицинского страхования.
СредстваФОМС направляются на:
· финансированиеОМС проводимого страховыми медицинскими органами;
· осуществлениефинансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;
· выравниваниересурсов городов, районов для проведения ОМС;
· направлениефинансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;
· созданиефинансовых резервов устойчивого медицинского страхования;
· текущеесодержание.
Фонд социальногострахования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхованияРоссии. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением приПравительстве РФ.
Основныезадачи фонда:
·    обеспечениегражданам государственных пособий, санаторно-
курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;
·    участие вразработке и реализации государственных программ
охраны здоровья работников;
·    осуществлениемер, обеспечивающих финансовую устойчивость
фонда;
·    разработкапредложений о размерах тарифа страховых взносов;
2.2 Способыобеспечения населения.
 
В соответствии с Федеральнымзаконом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаютсяследующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
пенсия за выслугу лет;
пенсия по старости;
пенсия по инвалидности;
социальная пенсия.
По старости. Право натрудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, иженщины, достигшие возраста 60 лет.
Трудовая пенсия по старостиназначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Размер базовой частитрудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 900 рублей в месяц.
Размер трудовой пенсии по старости определяется поформуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П — размер трудовой пенсии по старости;
БЧ — базовая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по старости.
По инвалидности. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случаенаступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовойдеятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.
Размер базовой частитрудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограниченияспособности к трудовой деятельности устанавливается в следующих суммах:
1) при III степени — 1800рублей в месяц;
2) при II степени — 900рублей в месяц;
3) при I степени — 450рублей в месяц.
Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется поформуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П — размер трудовой пенсии по инвалидности;
БЧ — базовая часть трудовой пенсии по инвалидности;
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по инвалидности;
НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности.
По случаю потери кормильца. Право на трудовую пенсию по случаю потерикормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие наего иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указаннаяпенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершегокормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семьеумершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено вустановленном порядке.
Размер базовой части трудовой пенсии по случаю потерикормильца устанавливается в следующих суммах:
детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершейодинокой матери (круглым сиротам) — 900 рублей в месяц (на каждого ребенка);
другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца- 450 рублей в месяц (на каждого члена семьи).
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильцаопределяется по формуле:
П = БЧ + СЧ, где
П — размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
БЧ — базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по случаю потерикормильца.
Пенсия за выслугу лет. Пенсию за выслугу лет получают лица, работавшие поспециальности, связанные с повышенными требованиями к трудоспособности(летчики, циркачи, педагогические работники). Размеры те же, что и у пенсий постарости. Военнослужащие получают пенсию за выслугу лет по специальному закону.
Пособие при рожденииребенка. Единовременное пособие при рождении ребенка установлено в размере 8000рублей. В случае рождения двух и более детей единовременное пособие выдается накаждого ребенка.
Пособие по беременности иродам. Пособие по беременности и родам исчисляется из среднего заработкаработника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев,предшествующих наступлению отпуска по беременности и родам, в размере 100% среднегозаработка.
Социальноестрахование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существуетопределенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада истрахового стажа.
Понятиесоциального страхования охватывает различные формы (государственного, илиобязательного, и добровольно-общественного) страхования населения от различногорода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов.
Сразвитием общества место и роль социального страхования значительно возрастают,что обусловлено увеличением охвата населения обязательным социальнымстрахованием, переходом страны от государственного социального обеспечения ксовременной системе социальной защиты населения, развитием демократии иусилением социальной защиты важнейших прав человека, расширением программсоциального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий истандартов качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости иростом реальных доходов населения.

/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>3 Развитие социальной политики.
 
3.1.Перспективыразвития социальной политики в Самарской области.
 
Всамарской области, все большее внимание уделяют социальной стороне жизниобщества. Об этом свидетельствует бюджет, принятый Правительством Самарскойобласти на 2009 г. Законопроектом предполагается направить значительныесредства на реализацию приоритетных национальных проектов в отраслях:здравоохранение, образование, жилищное и сельское хозяйство. В 2009 годусоциальные расходы областного бюджета составят практически половину расходовбюджета — 42 млрд. 400 млн. рублей.
ПравительствомСамарской области принято решение об увеличении в 2009 году фонда оплаты трудаработников учреждений бюджетной сферы, оплата труда которых осуществляется поЕдиной тарифной сетке, финансируемых за счет средств областного бюджета, на16,2 % к уровню текущего года. Всего расходы областного бюджета на фонд оплатытруда работников бюджетной сферы планируются в объеме на 2009 год – 23 млрд.977млн. рублей, на 2010 год – 26 млрд.рублей, на 2011 год – 27 млрд. 976млн.рублей.
Субсидиибюджетам муниципальных образований планируются в объемах: на 2009 год – 7млрд.93 млн. 642 тыс.рублей, 2010 год – 6 млрд. 727 млн. 824 тыс.рублей, 2011год – 3 млрд. 7 млн. 778 тыс.рублей
Законопроектомпланируется на 2009 год дефицит областного бюджета в объеме 7 млрд.461 млн. 169тыс.рублей, или 9 % от объема доходов областного бюджета без учетабезвозмездных поступлений, что соответствует требованиям статьи 92.1 Бюджетногокодекса.
ВладимирАртяков отметил, что существующая система подготовки бюджета на 3 года даетмаксимум возможностей для эффективного планирования развития губернии накраткосрочный период.
Проектбюджета был одобрен членами Правительства и направлен в Самарскую ГубернскуюДуму.
Назаседании Правительства также были рассмотрены итоги социально-экономическогоразвития Самарской области за I полугодие 2008 года, дана оценка итоговразвития за год и озвучен прогноз социально-экономического развития губернии на2009-2011 годы.
Выступившийс докладом заместитель председателя Правительства Самарской области – министрэкономического развития, инвестиции и торговли Габибулла Хасаев отметил, чтосоциально-экономическое развитие области в 1 полугодии 2008 года в целом можетбыть оценено весьма позитивно. Регион ускорил динамику экономического роста ипо темпам валового регионального продукта даже превысил целевой индикатор,заложенный в Стратегии социально-экономического развития до 2020 года.
Ведущаяотрасль экономики области – промышленность — в январе-июле развивалась с темпомв 106,4%, что на 3,5 процентных пункта выше уровня аналогичного периода 2007года и на 1 пр. пункт выше среднероссийского показателя. По оценке 2008 года,промышленное производство в регионе вырастет на 7%.
Впрогнозном периоде особо следует отметить решение задачи создания в Тольяттивысокотехнологичного комплекса по развитию современной индустрииавтокомпонентов. Для этого создано акционерное общество, разработан проектобластной целевой программы «Развитие Тольяттинскогопромышленно-технологического парка на 2009-2015 годы», Правительство областиведет подготовку документов на создание на базе парка особой экономической зоныпромышленно-производственного типа.
Впервом полугодии 2008 года произошли заметные положительные сдвиги в АПКрегиона.
Важнейшимприоритетом Правительства является инфраструктурное развитие области и особеннодорожное строительство. Его финансирование из бюджетных источников в 2008 годуувеличилось в 2 раза по сравнению с 2007 годом. А в 2009 году объем инвестицийв дорожное хозяйство за счет средств областного бюджета увеличится в 2,6 разаот уровня 2008 года и составит около 4,4 млрд. рублей.
В Iполугодии 2008 темп роста заработной платы в бюджетной сфере в реальномвыражении сложился на уровне 111,2%, что выше, чем по области в целом.
Быстрымитемпами растёт оплата труда работников сельскохозяйственных предприятийобласти, которым оказывается существенная государственная поддержка.
Среднийразмер назначенной пенсии на 1 августа 2008 года составил 4425 рублей иувеличился в реальном выражении по сравнению с соответствующей датойпредыдущего года на 28%, превысив величину прожиточного минимума пенсионера на8,3%. Действующая в регионе система социальной поддержки позволила снизить долюпенсионеров с доходами ниже величины прожиточного минимума с 36% до 23%.
Пооценке за 2008 год прирост реальных доходов составит 5%, реальной заработнойплаты – 14%, удельный вес населения с доходами ниже величины прожиточногоминимума– 14%.
Средиосновных достижений развития социальной сферы региона в 2008 году необходимоотметить следующие. С 1 февраля 2008 года всем работникам бюджетной сферыповышена заработная плата на 14%. Продолжается процесс перехода на новыесистемы оплаты труда бюджетных учреждений. Активно ведётся работа по улучшениюсостояния материально-технической базы социально-культурной сферы региона иособенно капитальный ремонт учреждений. В полном объеме реализуются мероприятияприоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование».
В 2008году на территории Самарской области продолжилась реализация приоритетногонационального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». В Iполугодии значения трех из четырёх целевых показателей проекта значительнопревышают итоги аналогичного периода 2007 года. В частности, было выдано на 35% больше компенсаций молодым семьям при рождении ребенка, на 2 % большеобеспечено жильем льготных категорий и на 34 % увеличен объем выданныхипотечных кредитов.
Наиболеезначительный прорыв в производстве сельскохозяйственной продукциипрогнозируется в Красноармейском, Камышлинском, Хворостянском, Волжском,Кинельском, Кинель-Черкасском и Шигонском районах.
Утвержденаобластная целевая программа «Дети Самарской области» на 2009-2011 годы
Областнаяцелевая программа «Дети Самарской области» на 2009-2011 годы является продолжениемобластных целевых программ и планов мероприятий по улучшению положения семей идетей в Самарской области, результатом выполнения которых является динамичноеулучшение социально-демографической ситуации в регионе.
Программойпредусматривается: оснащение оборудованием отделений реанимации и интенсивнойтерапии для женщин и новорожденных детей; оснащение медицинских кабинетовмуниципальных образовательных учреждений; укрепление материальной базыдошкольных учреждений, открытия на базе центров «Семья» отделений семейноговоспитания, обеспечение курсовой подготовки и переподготовки персоналадошкольных учреждений; укрепление материально — технической базы загородных детскихоздоровительных лагерей; открытие отделений дневного пребывания детей из семейгруппы социального риска; совершенствование межведомственной системы раннейдиагностики и коррекции развития детей; формирование государственной системывыявления, развития и поддержки одаренных детей.
Нареализацию программных мероприятий запланировано финансирование из областногобюджета на 2009-2011 годы в объёме 1 672 459 тыс. рублей.
Определенырегиональные нормативы финансирования образовательных учреждений в 2009 году
РешениемПравительства Самарской области утверждены региональные нормативыфинансирования образовательных учреждений на 2009 год. Представленные нормативыбыли определены в соответствии с методикой расчёта нормативов бюджетногофинансирования на одного учащегося (воспитанника) по каждому типу и видуобразовательного учреждения.
Вструктуру нормативов включены расходы на оплату труда и на обеспечениеучебно-воспитательного процесса.
Крометого, сверх норматива будут выделены средства на питание детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, в учреждениях НПО и СПО, на обеспечениедетей данной категории одеждой, обувью и т.д., на их бесплатный проезд идругие.
Так,например, содержание одного воспитанника детского дома в 2009 годусоставит почти 130 тыс. рублей, а в коррекционном детском доме более171 тыс. рублей в городе и около 196 тыс. рублей в селе. Норматив навоспитанника дошкольного учреждения в городе составит почти 30 тыс. рублей, всельской местности – 33,7 тыс. рублей.
Внесеныизменения в областную целевую программу «Жилище» на 2006-2010 годы
Законопроектподготовлен с целью распределения дополнительных средств областного бюджета нареализацию подпрограмм «Молодой семье — доступное жилье», «Выполнениегосударственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,установленных федеральным законодательством», «Модернизация объектовкоммунальной инфраструктуры», «Обеспечение земельных участков под жилищноестроительство коммунальной инфраструктурой».
Врамках подпрограммы «Молодой семье — доступное жилье» дополнительные средстваобластного бюджета в 2009 году планируется направить на предоставлениесоциальных выплат молодым семьям в связи с рождением (усыновлением) детей.
В рамкахподпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильемкатегорий граждан, установленных федеральным законодательством» дополнительныесредства областного бюджета в 2009 году планируется направить на обеспечениежильем граждан, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны.
Утвержденаобластная целевая программа «Социально-экономическое и этнокультурное развитиероссийских немцев в Самарской области на 2009 – 2012 годы»
ПостановлениемПравительства Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Социально- экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 – 2012годы», в соответствии с которой определены объемы, источники финансирования покапитальным вложениям и соответствующие объекты.
В текущем2008 году софинансирование из средств областного бюджета предусмотрено вотношении 6 объектов. В период с 2009 по 2012 годы в соответствии с программойв Самарской области будет осуществляться строительство 12 объектовмуниципальной собственности с участием средств федерального бюджета в сумме 222358 тыс. рублей.

3.2. Социальнаяполитика Р.Ф., тенденции развития
В РФсуществует Среднесрочная программа социально-экономического развития РоссийскойФедерации определяет ключевые направления деятельности Правительства РоссийскойФедерации на 2006-2008 годы, обеспечивающие достижение стратегических целейразвития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности наоснове динамичного и устойчивого экономического роста.
Рассмотрим наиболее важные стороны социальной жизнинаселения.
Системаобразования.
Необходимореформировать всю систему образования, начиная с дошкольного, заканчивая высшими послевузовским профессиональным образованием, путем усовершенствованияобразовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынкатруда, четкого определения границ обязательств государства в областиобразования на разных его уровнях. Предстоит провести реструктуризацию сетиобразовательных организаций, упорядочить систему бюджетного и внебюджетногофинансирования, за счет перехода на нормативно-подушевое финансирование ивнедрения образовательных кредитов, создать независимые системы контролякачества образования.
Первоочереднымимерами должны стать:
оказаниегосударственной поддержки высшим и общеобразовательным учреждениям поприобретению лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацииучебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений,активно внедряющих инновационные образовательные программы;
внедрение вобразовательных учреждениях современных образовательных технологий идистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ ксети «Интернет»;
переход нановую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующуюповышение качества образования, а также завершение перехода к нормативномуфинансированию учебного процесса;
оказаниегосударственной поддержки способной и талантливой молодежи, включаяпредоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов.
Задачиобеспечения качества, доступности и эффективности образования определены вКонцепции модернизации российского образования на период до 2010 года иприоритетных направлениях развития образовательной системы.
Система здравоохрвнения
В последнеедесятилетие состояние здоровья населения России заметно ухудшилось. Средняяпродолжительность жизни граждан на 10-12 лет ниже, чем в странах с развитойэкономикой. Смертность населения с 1993 по 2003 годы увеличилась на 13,1%, втом числе лиц в трудоспособном возрасте – на 6,7%. Высокими по сравнению сосреднеевропейскими показателями остаются уровни материнской, младенческой идетской смертности. Только треть детей в возрасте до 18 лет здоровы. Растетпотребность в медицинской помощи, так как течение болезней становится болеетяжелым и длительным. Увеличивается удельный вес запущенных патологий, лечениекоторых требует значительных затрат.
В системездравоохранения накопились следующие серьезные проблемы.
— Ограниченностьгосударственных гарантий бесплатной медицинской помощи,
— Сложившаясясистема обязательного медицинского страхования (ОМС) не обеспечиваетсущественного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения.
— Имеющиеся всистеме здравоохранения ресурсы используются неэффективно.
Целью реформыздравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощидля широких слоев населения.
Одним из важнейших аспектовреформирования здравоохранения является усиление и совершенствование мер,направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний (инфекционныхи массовых неинфекционных) и снижение риска воздействия неблагоприятныхфакторов среды обитания на население.
В целях обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации будетпродолжено осуществление мероприятий, направленных на снижение уровняинфекционной заболеваемости, профилактику, выявление и устранение влияниявредных и опасных факторов среды на здоровье человека, обеспечение санитарно-карантинногоконтроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации,недопущение распространения инфекционных болезней при заносе на территорию страны.
С использованием программно-целевыхметодов будут разрабатываться меры, направленные на повышение качествамедицинской помощи и улучшение показателей здоровья населения, включающиеразвитие стандартизации в здравоохранении, разработку новых технологий иметодов медицинской и социальной реабилитации.Формированиерынка доступного жилья
В настоящеевремя, в основном, сформирована нормативная правовая база, являющаяся основойрегулирования вопросов, связанных с жилищным строительством,жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности и сделками вжилищной сфере. В то же время существует ограниченность ресурсов институтовжилищного кредитования и инфраструктуры рынка жилья, высокий уровень рисков ииздержек на этом рынке. Кроме того, доступность жилья широким слоям населенияограничивают постоянно растущие цены на жилье, что связано с превышением спросанад предложением.
Цельюполитики в сфере формирования в России рынка доступного жилья является созданиеэффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах иудовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на уровне,соответствующем их платежеспособному спросу, а также механизмов участиягосударства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом иповышении доступа на него для определенных групп населения, нуждающихся в такойподдержке.
Для решениязадач по обеспечению граждан доступным жильем предусматривается осуществлениеприоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье –гражданам России». На первом этапе реализации (2006-2007 годы) выделеночетыре приоритета:
— увеличениеобъемов долгосрочного ипотечного кредитования, населению на базе развитияунифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов;
— повышениедоступности жилья, включая бюджетную поддержку в приобретении жилья, в томчисле с помощью ипотечных кредитов, молодым семьям и молодым специалистам населе, нуждающимся в обеспечении жильем или улучшении жилищных условий;
— увеличениеобъемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры сцелью обеспечения условий для адекватного развития предложения жилья наконкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийсяплатежеспособный спрос населения на жилье, а также повышения качествапредоставляемых коммунальных услуг на базе модернизации коммунальной инфраструктуры;
— выполнениегосударственных обязательств перед отдельными категориями граждан путемобеспечения возможности приобретения жилья гражданами, перед которымиРоссийская Федерация имеет обязательства по обеспечению жильем или улучшениюжилищных условий./>/>Совершенствование пенсионнойсистемы в России
Произошедшие в ходе реформирования пенсионной системыощутимые изменения — переход от распределительной к смешанной распределительно-накопительнойпенсионной системе, обеспечение возможности выбора застрахованными лицамипорядка формирования своих пенсионных накоплений, как свидетельствует анализ,сопровождаются целым рядом проблем, тормозящих дальнейшие преобразования впенсионном обеспечении.
В их числереформирование льготных пенсий, назначенных ранее общеустановленногопенсионного возраста лицам, занятым на рабочих местах с вредными и опаснымиусловиями труда, финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии,обеспечение среднесрочной и долгосрочной финансовой стабильности пенсионнойсистемы.
Остаются не вполной мере реализованными конкурентные преимущества негосударственныхорганизаций в сфере обязательного пенсионного страхования. Требуют дальнейшегосовершенствования механизмы сбора и учета страховых взносов, их отражения наиндивидуальных счетах застрахованных лиц, определение методики учета операцийпо формированию и инвестированию пенсионных накоплений, сверки средств, учтенныхна лицевом счете застрахованного лица с суммами начисленных и поступивших страховыхвзносов, а также учета доходов от инвестирования пенсионных накоплений.
Основныминаправлениями проведения пенсионной реформы являются:
1. Завершениеформирования нормативной правовой базы обеспечения проведения пенсионнойреформы.
2. Разработкамер по развитию механизмов обязательного пенсионного страхования,дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионногострахования.
Хотелось быотметить, что намеченные планы уже претворяются в жизнь, так Президент Российской Федерации Дмитрий Медведевподписал указ о проведении в России Года молодежи. Главный смысл президентскойинициативы – привлечение молодых россиян к проведению социально – экономическихпреобразований в стране, воспитание у юношей и девушек чувства патриотизма игражданской ответственности.
Поддержкатворческого, научного и профессионального потенциала молодежи – это одно изважных направлений социальной политики государства. На это направлен один изразделов национального проекта «Образование», который реализуется в России третийгод.
Датьвозможность найти хорошую работу, применить полученные знания и навыки – ещеодин аспект молодежной политики. В преддверии саммита АТЭС 2012 года СергейДарькин подчеркивает: грандиозные проекты, которые предстоит воплотить в ходеподготовки к форуму – это прекрасная стартовая площадка для молодых людей,возможность проявить свои лучшие профессиональные и личностные качества.

Заключение.
После рассмотрения ианализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которыхнемыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества,напрашивается единственно возможный в этой непростой ситуации вывод, что длянормального функционирования социально ориентированной рыночной экономикиРоссии и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являютсяследующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительноепретворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышениезанятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказаниегосударственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночнойэкономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости иповышения квалификации.
России предстоит разработать иовладеть методами формирования и реализации государственной социальной политикив условиях борьбы политических партий и движений, конкуренции программ. Задачадостижения в обществе консенсуса на возможно более широкой основе, когдаследует искать согласия по отдельным конкретным вопросам рационального курсасоциальной политики, остается актуальной.
Социальная политика может бытьсовременной и гуманистичной лишь тогда, когда она умело, вбирает в себяинтересы классов и социальных групп, гармонизирует их и тем самым обеспечиваетстабильность общества, уверенность людей в их завтрашнем дне, порождаетоптимизм.

Списоклитературы.
1.        Асжина М.А,Чибриков Г.Г., Основы экономической теории”-М.: “Норма”, 2006 г.
2.        С. А. Глазьев. Оправительственном плане действий в области социальной политики на 2000-2001 г.г.: “РЭЖ — 2000”, №8.
3.        Куртин А.В. Обюджетной политике Пенсионного фонда России // Вестник ПФР.- 2004.- №1.
4.        Люблин Ю.З., РоикВ.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы //Человек и труд. – 2007.- № 3
5.        Понизов В.Приоритеты социальной политики определены // Человек и труд. — 2008. — №5. –с.22-25.
6.         Прокопов Ф.Эффективность системы пособий по безработице // Человек и труд. 2007. — №3.- с.31-36.
7.         Роик В.Социальное страхование – ведущий институт социальной защиты // – 2007. — №9. –с.19-23.
8.         Семья – основаобщественной стабильности, мира и прогресса // Человек и труд. – 2005. — №3. –с.48-53.
9.         СидороваИзменение структуры доходов населения и её оптимизация // Экономист. – 2006. — №9. – с.65-76.
10.      Учебник поосновам экономической теории / Под ред. Камаева В.Д. — М.: Владос. – 2004. –с.374.
11.      Шаронов А. Онекоторых аспектах социальной политики // Экономист. – 2008г. — №8. – с.54-56.
12.      Экономикапереходного периода: Учебное пособие / Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. –М.: Издательство Московского института. – 1995. – с.416.
13.     Экономикс:принципы, проблемы и политика: Учебник / Под ред. Кэмпбелла Р., Макконнелла,Стэнли Л., М.: Республика. — 2007. – с.400.
14.     www.info.samara.ru, www.klerk.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.