ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общие положениядиссертационной работы.
1. История возникновенияи написания диссертационных работ
2. Диссертация как виднаучного произведения.
3. Разновидностидиссертационных работ и требования, предъявляемые к ним.
Глава 2. Этапы написаниядиссертационной работы.
1. Выбор темы, раскрытиепроблемы.
2. Формирование цели изадачи исследования.
3. Оформлениеисследований.
Список используемойлитературы
ВВЕДЕНИЕ
Диссертационная работакак научное произведение весьма специфична. Прежде всего, ее отличает от другихнаучных произведений то, что она в системе науки выполняет квалификационнуюфункцию, т.е. готовиться с целью публичной защиты и получения научной степени.В связи с этим основная задача автора – продемонстрировать уровень своейнаучной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиски решить конкретные научные задачи.
Диссертация закрепляетполученную информацию в виде текстового и иллюстрированного материалов, вкоторых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научныефакты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иныхположений.
Диссертация адекватноотражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания,правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретномслучае их использования.
Содержание диссертациихарактеризует оригинальность, уникальность и неповторимость приводимыхсведений. Основой содержания здесь является принципиально новый материал,включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, либо обобщениеранее известных положений с других научных позиций или в совершенно иномаспекте.
Диссертация, отражающаявсегда одну концепцию или одну определенную точку зрения, изначально включена внаучную полемику, являясь по сути дела одним из участников заочной научнойдискуссии. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользуизбранной концепции, всесторонне анализируя и доказательно критикуютсяпротиворечащие ей точке зрения.
В диссертации ее авторуне принято давать оценку излагаемого материала. Нормы научной коммуникациистрого регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа отвыражения собственного мнения в чистом виде.
Сложившиеся рыночныеотношения на мировом рынке и в России внесли свои коррективы в отношение кобразованию. Все развитые фирмы и предприятия требуют иметь высшее образованиеи специализацию своих сотрудников для достижения эффективного функционированияпредприятия. В связи с этим многие молодые люди стремятся получить высшееобразование и продолжить его далее в аспирантуре для получения научной степени.
Я заинтересовалась даннойтемой и решила исследовать все материалы, которые возможно найти по ней, дляприобретения знаний.
Целью курсовой работыявляется изучение правил написания диссертационных работ и требований к ним.Приобретение навыков самостоятельной исследовательской и практической работы.Овладение методиками исследования, обобщения и логического изложениятеоретического материала.
Предметом анализаявляется методика написания диссертационной работы и рассмотрение требований кней. Для достижения поставленных целей и задач я использовала учебные пособия инаучные труды российских авторов.
Глава 1. Общиеположения диссертационной работы.
Пытаясь охватить мирсегодняшний,
мы черпаем из словаря,
сложившегося в миревчерашнем.
А. де Сент-Экзюпери
1.1. Историявозникновения и написания диссертационных работ.
В Российской Федерациинаучная работа — это скоординированная по целям, времени и ресурсамсовокупность научных исследований (экспериментов, испытаний) и разработок,организационных и обеспечивающих мероприятий, позволяющих на практикеосуществлять научное обоснование основных направлений развития РоссийскойФедерации как государства, решать важнейшие фундаментальные, прикладные инаучно-практические задачи в интересах прогресса.
Под организационными иобеспечивающими мероприятиями понимается комплекс мер по формированию иподдержанию на требуемом уровне системы руководства научной работой, ее планированияи координации, по совершенствованию структуры и сети научно-исследовательскихорганизаций и научно-исследовательских подразделений высших учебных заведений,подготовки и расстановки научных кадров, финансирования научной работы иматериального стимулирования труда ученых, материально-технического иинформационного обеспечения исследований.
В настоящее времяосновными формами научной работы считаются:
• разработка научныхтрудов и монографий, учебников, написание диссертаций, статей, подготовкадокладов, научных отчетов, сообщений, рецензий и заключений;
в обобщение ираспространение передового опыта и технологий;
• научно-техническая инаучно-экономическая экспертизы документов по формированию и реализации научнойи научно-технической политики государства;
• разработка методик ианализ результатов проведения испытаний новых образцов техники, научный анализи экспертиза работ промышленности по их разработке и созданию;
• проведение научныхконференций, совещаний и семинаров.
Исторически в Россиисложилась такая особенность, что диссертация стала основным инструментомнауки. При этом основа современной системы аттестации научных инаучно-педагогических кадров начинала закладываться с XII в. Развитие высшегообразования и создание университетов способствовало тому, что побудилопреподавателей готовить специальные научные труды, называемые диссертация.Впервые докторская степень была присуждена в 1130г. Болонским университетом. ВХ11-ХУ1 вв. диссертации выполнялись в рукописном виде, а их публичная защитапроходила в форме устной дискуссии. Соискатель ученой степени готовилспециальные плакаты, на которых кратко излагались вопросы для дискуссии.
Печатные диссертацииначали появляться в XVI в. В это время определился статус диссертации какквалификационной научной работы. Университетские уставы XVI в. содержали требованияк самостоятельной подготовке письменных научных трудов. Соискатель ученойстепени должен был опубликовать научную статью и разослать ее всемзаинтересованным ученым. Все расходы по изданию нес автор диссертации. В это жевремя становится принятым дарить тексты диссертаций профессорам и другимзаинтересованным лицам. Это положило начало информированию научнойобщественности о разработках в различных областях науки, представляемых кзащите в виде диссертаций. Впоследствии в университетах создаются специальныедиссертационные отделы, в которых собираются все диссертации, защищаемые вуниверситете.
Московскомуимператорскому университету было предоставлено право присуждения ученой степенидоктора медицины в 1791 г. Ученые степени кандидата, магистра и доктора наук вРоссии были введены указом императора 24 января 1803 г. Для получения любой ученой степени устанавливались устные и письменные экзамены, после чегосоискатель должен был публично защищать диссертацию на заседании факультета.При защите был обязан выступить один оппонент. С 1804 г. количество оппонентов увеличивается до трех. 20 января 1819 г. было утверждено «Положение о производстве в ученые степени». Этот документ регламентировалпорядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждения ученых степеней. Вэтот период докторские диссертации можно было выполнять только на латинскомязыке. Положение можно считать первым официальным документом о порядкеприсуждения ученых степеней.
В 1837 г. утверждено «Положение об испытаниях на ученые степени», согласно которому уменьшалось числотеоретических вопросов, на которые должны были отвечать будущие доктора наук идопускалось выполнение диссертаций как на латинском, так и на русском языках. 4января 1864 г. принимается новое «Положение об испытаниях на звание действительногостудента и на ученые степени». Этот документ предусматривал три ученые степени:кандидата, магистра, доктора. Для получения каждой степени было необходимоподготовить и защитить диссертацию. Экзамены для докторов были упразднены.
Для присуждения ученойстепени кандидата наук требовалось по окончании полного университетского курсаполучить средний балл 4,5 при пятибальной шкале оценок и представить в рукописикандидатскую диссертацию. Последняя рецензировалась одним из профессоровсоответствующей кафедры; после этого под руководством декана проводилсяколлоквиум и факультет принимал решения, которые утверждались советомуниверситета. Рукописный статус кандидатского диссертационного исследованиясвидетельствовал о том, что кандидатские диссертации по своему научномузначению в целом соответствовали современным дипломным работам.Университетским уставом 1884 г. степень кандидата наук была отменена. И сэтого времени в России существовали две ученые степени — магистра и докторанаук.
В этот период диссертациик защите представлялись в печатном виде, что исключало необходимостьпубликовать автореферат диссертации, однако требовалось приложение кдиссертации тезисов объемом не более 4 страниц. Все публикации осуществлялисьза счет автора. Со второй половины XIX в. диссертации стали публиковать вученых записках, известиях университетов и специальных журналах. Необходимоеколичество оттисков представлялось ученому совету факультета.
Защита диссертациипроходила на заседании факультета, в котором могли принять участие, как членысовета факультета, так и все желающие. Для защиты диссертации назначались дваофициальных оппонента, как правило, из числа профессоров данного факультета.Оппоненты из других университетов не приглашались. Официальными оппонентамимогли быть даже преподаватели, не имеющие ученой степени, на соискание которойпредставлялась диссертация. После выступления оппонентов могли выступать всежелающие. Факультет имел право за магистерскую диссертацию присуждать степеньдоктора, для этого требовалось единогласное голосование. Решение факультета оприсуждении степени утверждалось ученым советом университета, и соискателювыдавался диплом магистра или доктора наук.
Таким образом, до 1917 г. в России ученые степени кандидата, магистра и доктора наук присуждались ученым на основаниипубличной защиты квалификационной научной работы — диссертации. За 120 летработы по аттестации научных кадров в России, как отмечает А.Е. Иванов: «…было защищено около 8 тыс. магистерских и докторских диссертаций пофундаментальным наукам: истории, философии, юриспруденции, естествознанию, богословию,медицине...».
Девфетом Совнаркома РСФСРот 1 октября 1918 г. «О некоторых изменениях в составе и устройствегосударственных учебных и высших учебных заведений Российской республики» вРоссии были ликвидированы ученые степени. Только в 1934 г. постановлением Совнаркома СССР «Об ученых степенях и званиях» были установлены ученыестепени кандидата и доктора наук. Эти степени служили для определенияквалификации научных работников в' области той или иной научной специальности.В апреле 1934 г. был утвержден первый состав Высшей аттестационной комиссии припрезидиуме Всесоюзного комитета по высшей технической школе, его председателемстал академик Г.М. Кржижановский. С 1944 г. в Государственной библиотекеСССРим. В.И. Ленина создается диссертационный фонд, в которыйпоступают все докторские и кандидатские диссертации.
В октябре 1974 г. был создан Высший аттестационный комитет при Совете Министров СССР, который стал выполнятьфункции межведомственной аттестационной организации. ВАК при Совете МинистровСССР в 1991 г. преобразовывается в Высшую аттестационную комиссию приМинистерстве науки, высшей школы и технической политики Российской федерации, а22 февраля 1993 г. — в Высший аттестационный комитет Российской Федерации.Однако, преобразования не изменили основных функций аттестационного комитета,которые остались прежними: аттестация научных и научно-педагогических кадров,контроль за присуждением ученой степени кандидата наук и присуждение ' ученойстепени доктора наук но всем специальностям, которые включены в Номенклатуруспециальностей научных работников, и присвоение ученого звания «Профессор поспециальности» работникам научно-исследовательских учреждений.
Диссертация на соисканиеученой степени доктора наук должна быть научной квалификационной работой,отвечающей одному из следующих трех пунктов, определяющих характер результатовдиссертационной работы.
1. В ней должно бытьполучено решение научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное,социально-культурное или политическое значение.
2. В ней должны бытьразработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицироватькак новое крупное достижение в развитии перспективного направления в соответствующейотрасли науки.
3. В диссертационнойработе предложены научно обоснованные технические, экономические илитехнологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад вускорение научно-технического прогресса.
Четкая ориентация соискателя на один из приведенныхвыше пунктов, характеризующих результаты докторской диссертационной работы,позволит ему существенно поднять качество работы в целом и сократить время наподготовку ее к защите. То есть соискатель заранее должен определиться, покакому классификационному признаку заключения диссертационного совета,определяющему характер результатов диссертации, будет проходить защитадиссертации. Установление характера результатов докторских диссертаций по пункту1 является редким событием и, как правило, может быть дано известнымиспециалистами отрасли пауки и техники, руководителями или генеральными конструкторамикрупных государственных предприятий.
Научные работники инаучно-педагогические работники вузов при защите докторских диссертаций обычноопределяют характер результатов диссертации, как соответствующий п. 2 или п.3.
В диссертации, имеющейприкладное значение, должны приводиться сведения о практическом использованииполученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическоезначение, — рекомендации но использованию научных выводов.
1.2.Диссертация как вид научного произведения
Диссертация в формерукописи — это особый вид научного произведения, которое представляет собой отражениесредствами литературы научного исследования, в котором реализуется научноетворчество как процесс научного освоения действительности и как созданиенаучных ценностей, обогащающих саму науку.
Его предметом являетсясистема научных понятий, обеспечивающих функционирование в научнойкоммуникации основных форм знания, что дает возможность реализовать главныефункции науки, такие как описание, объяснение, предсказание, обобщение исистематизация явлений и фактов действительности.
В таком произведениификсируются как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ходи полученные при этом результаты. Здесь не просто описываются научные факты, апроводится их всесторонний анализ, где адекватно отражаются как общенаучные,так и специальные методы научного познания, правомерность использования которыхвсесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их применения.
С точки зрения общейдинамики развития науки диссертация вводит в научный обиход новыепредставления, концепции и факты. В содержании такой работы отражается сущностьв явлении, закономерность в случайности, общее в единичном, внутреннее вовнешнем. Авторская концепция здесь точно отражает проблемную ситуацию в науке исоответствует ведущему направлению научного познания. Только при этом условииэта концепция признается состоятельной в научном смысле, т. е. обеспечивающейприрост научного знания.
Объективность — основное требование к описаниюпроведенного исследования, которое вытекает из специфики научного познания,стремящегося установить научную истину. В то же время диссертация, будучипродуктом научного творчества, представляет собой единство объективных научныхфактов и субъективной их оценки.
Другими словами,диссертация в своем содержании не исключает субъективных моментов, привносимыхтворческой индивидуальностью самого диссертанта, ибо здесь всегда присутствуюттакие факты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обусловленныеобщественно-историческими условиями подготовки диссертационной работы.
Именно этим объясняется,что в науке одна и та же проблема по-разному осмысливается исследователями. Каждыйученый подходит к ее решению с позиций своих знаний и личного опыта.
Своеобразие диссертациипроявляется также и в том, что в ней диссертант упорядочивает по собственномуусмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность илипрактическую значимость тех или иных положений, опираясь не на авторитет,традиции или веру, а «путем сознательного убеждения в их истинности наоснове общей значимости для научного сообщества норм и критериев».
Именно здесь получаетнаиболее полное отражение такое свойство научного познания, как критичность поотношению к существующим взглядам и представлениям, а это значит, чтосодержание диссертации характеризует такая его особенность, как наличие в немдискуссионного и полемического материала, связанного с пересмотром существующихвзглядов.
Специфика диссертацииобусловливает необходимость доказательства всех научных положений,зафиксированных в ее содержании. Каждый факт, каждое авторское предположениеполучает здесь научное объяснение или обоснование. Для этого диссертант вкачестве аргументов привлекает практически все формы научного обоснования иподтверждения.
Специфично не толькосодержание, но и форма диссертации как особого вида научного произведения, длякоторого характерна высокая степень абстрагирования, активное применениесредств логического мышления, подробное освещение затронутых проблем иточность фактических данных.
Для текста диссертациитипично обилие специальных понятий, вводимых без добавочных пояснений, иналичие обширного математического аппарата. Ориентируясь на читателей,профессиональная подготовка которых является наиболее высокой, в текстдиссертации включается весь имеющийся в распоряжении ее автора знаковыйаппарат (специальные термины, латинские обозначения, химические формулы,графики, диаграммы, чертежи, схемы, таблицы и т. п.), то есть все, чтосоставляет «язык науки», который понятен только специалистам.
Поскольку диссертация,как и любое другое научное произведение, характеризуется единством содержания иформы, то ее коммуникативная ценность во многом определяется степеньюсоответствия структуры такой работы особенностям разработки ее темы, т. е.правильностью выбора последовательности изложения научного материала.
Только при условии выбораформы организации материала, в наибольшей степени соответствующей особенностямпредмета, диссертация способна эффективно функционировать в системе научнойкоммуникации.
Структура диссертацииявляется одним из уровней отражения авторской научной концепции, средствомреализации взаимосвязи элементов содержания, которая определяется задачейотражения внутренней логики развития исследования.
Такая структурамаксимально отражает значимость и научную емкость каждого фрагмента, каждойчасти текста, акцентирует внимание на наиболее важных в научном смыслеаспектах проведенного исследования, а также дает возможность убедиться влогической непротиворечивости и последовательности исследовательскойпрограммы, заложенной в процессе формирования нового знания.
Эффективность структурыдиссертационной работы в наибольшей мере зависит от того, насколько ее текстотвечает критериям целостности, системности и связности, а также критерию соразмерностиего частей.
Критерий целостностиобязывает рассматривать свойства целого и частей в их неразрывном единстве. Сточки зрения этого принципа структура диссертационной работы представляетсобой единство всех ее элементов, а каждый элемент структуры — частьпроизведения в целом. Нарушение этого принципа неизбежно влечет за собойхаотичность и эклектизм изложения научного материала.
Критерий системноститребует рассматривать элементы диссертации как систему, образованную ихвзаимодействием, что не допускает механическое, формальное объединениеразнородных элементов.
Связность — критерийдиссертационной работы, который является обязательным условием существования еетекста как определенной структуры. Именно связность обеспечиваетвзаимообусловленность и соотнесенность различных фрагментов текста, чтосвидетельствует об эффективности избранной автором последовательности изложениянаучной информации.
Органическим качествомструктуры диссертационной работы является соответствие объема того или иногофрагмента текста его смысловой значимости и научной емкости, Это качествообеспечивает весомость изложенной в такой работе информации, отражающейавторскую логику мышления.
Традиционным элементомструктуры диссертации являются приложения. В них помещают описанияэкспериментов, тексты нормативных документов, чертежи, таблицы, графики,карты, исторические памятники научной мысли и т. п. Приложения существеннорасширяют содержание диссертационной работы, дают дополнительные сведения,которые не вошли в основной текст, формируя тем самым более целостноепредставление о рассмотренной в нем научной проблеме.
В диссертации ее авторуне принято давать оценку излагаемого материала, поскольку стиль научной речи —это безличный монолог. Нормы научной коммуникации строго регламентируютхарактер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственногомнения в чистом виде. В этой связи авторы диссертационных работ используютязыковые конструкции, исключающие употребление личных местоимений. Особенноэто касается местоимения «я».
Все личные пристрастия,экспрессивно-оценочные моменты сознательно исключаются из текста диссертации.Ее языковое оформление очень рационально и находится в границах научного стиляречи, для которого основное требование — максимум информации при минимумезатраченных на ее выражение языковых средств, объективность, точность и доказательностьвсех суждений и оценок.
1.3. Разновидности диссертационных работ итребования, предъявляемые к ним
Магистерскаядиссертация — особая разновидность диссертационного научногопроизведения. Она представляет собой выпускную квалификационную работу, которая«является самостоятельным научным исследованием, выполняемым подруководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыкенаправлений, — с привлечением одного или двух научных консультантов). Защитамагистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов в высших учебныхзаведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично назаседании Государственной аттестационной комиссии».
В структуре современного высшего образования степень магистраследует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степеникандидата наук. Исходя из того, что магистерская подготовка — это по сути лишьпервая ступень к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности,ведущей к поступлению в аспирантуру и последующей подготовке кандидатскойдиссертации, магистерская диссертация, выполненная в системе современнойроссийской высшей школы, все же не может считаться научным произведением вполном смысле этого слова, поскольку степень магистра — это не ученая, аакадемическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпускникавысшей школы и свидетельствующая о наличии у него умений и навыков, присущихначинающему научному работнику.
Магистерская диссертацияпредставляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены иобоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна изначимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должнасвидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работыв избранной области профессиональной деятельности.
В отличие от диссертацийна соискание ученой степени кандидата и доктора наук, представляющих серьезныенаучно-исследовательские работы, магистерская диссертация, хотя и являетсясамостоятельным научным' исследованием, все же должна быть отнесена к разрядуучебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование ужеизвестных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программеобучения.
Выполнение такой работыдолжно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того,что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видетьпрофессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.
По сравнению скандидатской и докторской диссертациями у магистерской диссертации имеютсясущественные различия и в самой процедуре ее подготовки и защиты. Еслиосновные результаты, полученные в итоге выполнения кандидатской и докторскойдиссертаций, должны быть опубликованы в научных изданиях, то применительно кмагистерской диссертации это требование не является обязательным.
При представлении кзащите кандидатской и докторской диссертаций обязательно должен быть напечатан(на правах рукописи) автореферат. При представлении к защите магистерскойдиссертации автореферат не требуется.
Структура магистерскойдиссертации предусматривает разделение основного текста работы на триприблизительно равные части — главы. В свою очередь, каждая глава включает всебя от 2 до 6 разделов. Общий объем содержания магистерской диссертации можетдостигать до 50 страниц, а автореферата диссертации (если по условиям зашиты онявляется обязательным) — до 15 страниц.
Характернымиособенностями процесса подготовки основного текста магистерской диссертацииявляются:
• привлечение в качествеисходных от 40 до 60 источников информации, с подразделением их на основные ивспомогательные (второстепенные);
• значительный объем егоначальной (компиляционной) и последующей (редакционной) обработки;
• преобладание анализа иобобщений (в форме выводов и предложений) во второй и третьей главах работы, атакже в заключении;
• широкое использование вработе иллюстративного материала (с включением некоторого их числа вприложение).
Перечисленные особенностиперекликаются с характерными чертами, присущими процессу подготовки дипломнойработы, что не случайно — поскольку, как помнят читатели, это работысопоставимого уровня сложности.
Работа над магистерскойдиссертацией начинается с подготовительного этапа, в процессе которогоисполнителю предстоит разработать задание на выполнение письменной работы,общий план содержания письменной работы, а также план ее выполнения. Подчеркнем,что план содержания диссертации должен отражать ее развернутую структуру —вплоть до пунктов. Достичь подобной детализации можно только на Основеглубокого владения материалом — еще до того, как соискатель приступит к подборуи изучению источников информации.
На этапе поиска иобработки исходных источников информации для подготовки основного текстамагистерской диссертации соискатель составляет уточненные списки источников,производит разметку материала, предназначенного для дальнейшего изучения. Дляработы над содержанием диссертации, как было замечено, привлекается 50—60источников, однако используются они в процессе подготовки содержаниядифференцированно — в качестве основных или вспомогательных.
Компиляция рабочеговарианта основного текста содержания магистерской диссертации выполняетсяодновременно с корректировкой общего плана ее содержания. Обобщение рабочеговарианта основного текста работы носит проблемно-теоретический характер, счетким обозначением основных тенденций исследований проблемы.
Следует иметь в виду, чтообщее время, затраченное на компиляцию основного текста магистерскойдиссертации, будет определяться не столько его объемом, сколько сложностьюпоследнего, что, в свою очередь, почти целиком и полностью зависит от темы письменнойработы.
На следующем этапеподготовки магистерской диссертации соискатель производит обработкускомпилированного текста, который редактируется, дополняется введением, заключением,оглавлением, списком источников, перечнями принятых терминов и сокращений, азатем корректируется.
Оформление магистерскойдиссертации выполняется на основе общих требований к оформлению письменныхработ.
Магистерская диссертацияв обязательном порядке подлежит защите. Заметим лишь, что процедуре защиты,как правило, предшествует комплексный экзамен, имеющий целью проверку уровняподготовки соискателя. Программа экзамена устанавливается исходя из конкретныхтребований вуза, предъявляемых к соискателям ученой степени магистра.
Кроме того, до защитысоискатель (если это предусмотрено требованиями вуза) разрабатываетавтореферат диссертации и организует его рассылку.
Общее время подготовкимагистерской диссертации, как правило, колеблется от года до полутора лет. Напрактике это означает, что приступать к подготовке содержания даннойписьменной работы необходимо уже на предвыпускном курсе.
Докторская диссертация является квалификационной научнойработой, в «которой на основании выполненных автором исследованийразработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицироватькак новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления,либо осуществлено решение научной проблемы, имеющей важноесоциально-культурное, народнохозяйственное или политическое значение, либоизложены научно обоснованные технические, экономические или технологическиерешения, внедрение которых вносит значительный, вклад в ускорениенаучно-технического прогресса».
После успешной публичнойзащиты докторской диссертации научным работникам, имеющим, как правило, степенькандидата наук или ученое звание профессора и опубликовавшим крупные научныетруды, присуждается ученая степень доктора наук.
Степень доктора наукприсуждается по следующим отраслям наук: физико-математическим, химическим,биологическим, геолого-минералогическим, техническим, сельскохозяйственным,историческим, экономическим, философским, филологическим, географическим,юридическим, педагогическим, медицинским, фармакологическим, ветеринарным,военным, военно-морским, а также по искусствоведению, архитектуре и психологии.
В виде исключениядокторская степень может быть присуждена и без защиты диссертации лицам,известным своими выдающимися научными трудами, открытиями и изобретениями, атакже по совокупности выполненных научных работ.
Ученая степень докторанаук имеется во многих странах. В США, Великобритании, Франции и некоторыхдругих странах требования, предъявляемые к докторской диссертации, какправило, эквивалентны требованиям, предъявляемым в нашей стране к кандидатскимдиссертациям.
Кандидатская диссертация — это научная квалификационнаяработа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение длясоответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические,экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важныхприкладных задач".
После успешной публичнойзащиты кандидатской диссертации лицам с высшим образованием, сдавшим кандидатскийминимум, присуждается ученая степень кандидата наук.
Кандидат наук имеет правоучаствовать в конкурсе на замещение должности доцента, старшего научногосотрудника, заведующего кафедрой или лабораторией и защищать диссертацию насоискание ученой степени доктора наук. Степень кандидата наук соответствуетстепени доктора философии, существующей в США, Великобритании и других странах.
Диссертация на соисканиеученой степени кандидата и доктора наук чаще всего представляет собойспециально подготовленную рукопись, которая «должна быть написана единолично,содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемыхавтором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать оличном вкладе автора в науку.
Предложенные авторомновые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнениюс известными решениями.
В диссертации, имеющейприкладное значение, должны приводиться сведения о практическом использованииполученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющейтеоретическое значение, рекомендации по использованию научных выводов.
Диссертация, как правило,подготавливается на русском языке. Оформление диссертации должносоответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.
В отдельных случаяхдокторская и кандидатская диссертации могут представлять собой доклад,подготовленный на основе ранее опубликованных соискателем и известных широкомукругу специалистов в соответствующей отрасли знаний научных работ, имеющихбольшое значение для науки и практики.
Доклад должен содержатькраткое обобщенное изложение результатов проведенных соискателем исследованийи разработок. Объем научных публикаций, содержащих эти исследования иразработки, должен быть не менее 20 авторских листов (авторский лист — это 40тысяч печатных знаков или 23—24 машинописные страницы, напечатанные через дваинтервала на стандартных листах писчей бумаги).
В качестве докторской икандидатской диссертации могут быть представлены опубликованная научнаямонография или опубликованный с соответствующим грифом и единолично написанныйучебник.
Кандидатские и докторскиедиссертации как научные произведения весьма специфичны. Прежде всего, их отличаетот других научных произведений то, что они в системе науки выполняетквалификационную функцию, т. е. готовится с целью публичной защиты и получениянаучной степени. В этой связи основная задача ее автора — продемонстрироватьуровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельновести научный поиск и решать конкретные научные задачи.
Диссертация закрепляетполученную информацию в виде текстового и иллюстративного материала, в которыхдиссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные фактыи доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иныхположений.
Диссертация адекватноотражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания,правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждомконкретном случае их использования.
Содержание диссертации характеризуют оригинальность,уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания являетсяздесь принципиально новый материал, включающий описание новых факторов,явлений и закономерностей, или обобщение ранее известных положений с другихнаучных позиций или в совершенно ином аспекте.
Хотя диссертация, как любойнаучный труд, должна исключать субъективный подход к изучаемым научным фактам,она все же не может исключать и субъективных моментов, привносимых творческойиндивидуальностью самого диссертанта, ибо здесь всегда присутствуют такиефакты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обусловленныеобщественно-историческими условиями подготовки диссертационной работы.
Диссертация, отражающаявсегда одну концепцию или одну определенную точку зрения, изначально включена внаучную полемику, являясь по сути дела одним из участников заочной научнойдискуссии. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользуизбранной концепции, всесторонне анализируются и доказательно критикуютсяпротиворечащие ей точки зрения.
Специфичны не толькосодержание диссертации, но и форма его изложения, которое характеризуется,особенно в математических науках, высокой степенью абстрагирования, а вестественных и технических науках — активным применением математическогоаппарата, средств логического мышления, компьютерных методик и математическойстатистики.
Для изложения материаладиссертации характерны аргументированность суждений и точность приводимыхданных. Ориентируясь на читателей с очень высокой профессиональнойподготовкой, ее автор включает в свой текст весь имеющийся в его распоряжениизнаковый аппарат (таблицы, формулы, символы, диаграммы, схемы, графики и т.п.), то есть все то, что составляет „язык науки“, который понятентолько специалистам.
В диссертации ее авторуне принято давать оценку излагаемого материала. Нормы научной коммуникациистрого регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа отвыражения собственного мнения в чистом виде.
В этой связи авторыдиссертации стараются прибегать к языковым конструкциям, исключающимупотребление личного местоимения „я“. Как правило, автор диссертациивыступает во множественном числе и вместо „я“ употребляетместоимение „мы“, что позволяет ему отразить свое мнение как мнениеопределенной группы людей, научной школы или научного направления.
»И то вполнеоправдано, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, какинтеграция, коллективное творчество, комплексный подход к решению проблем.Местоимение «мы» и его производные как нельзя лучше передают иоттеняют эти тенденции современного научного творчества.
Аналогично магистерскимпроисходит подготовка кандидатских и докторских диссертаций. Естественно, онаотличается от вышеописанной процедуры — но лишь в деталях. В частности,следует помнить, что глубина научного исследования при подготовке кандидатскойдиссертации превосходит уровень, предусмотренный для магистерской, а докторской— соответственно предусмотренный для кандидатской диссертации.
Определяется этопрактическим предназначением диссертаций. Если кандидатская диссертацияпредставляет собой не что иное, как выполненную соискателем систематизациюнаучных знаний в той или иной их области, то докторская, как правило, являетсобой описание открытия (изобретения), сделанного на основе предыдущейсистематизации.
Объем научногоисследования в этих случаях отражается не только на выборе их методов иглубине проработки выбранной темы, но также на структуре содержания работы ифизическом объеме рукописи диссертации — что, по понятным причинам, вызывает усоискателей определенные трудности, зачастую более значительные, нежели те, скоторыми они столкнулись в процессе самого исследования.
На практике объемсодержания кандидатской диссертации может достигать 100 страниц машинописноготекста, а докторской — доходить до 200 (без учета списка использованныхисточников и приложений). Объясняется это, прежде всего тем, что структурнописьменная работа разбивается уже не на главы, а разделы, каждый из, которых, всвою очередь, содержит две-три главы, посвященные самостоятельным аспектамосвещаемой темы.
Вышеуказанныеобстоятельства отражаются и на сроках подготовки диссертаций, которыерастягиваются порой до 3—5 лет.
Основным отличием составакандидатской и докторской диссертаций является то, что вместо аннотации впоследней присутствует реферат.