Реферат по предмету "Экономика"


Проблема развития малого предпринимательства в России

Содержание
Введение
1. Понятие малого предпринимательства
2. Экономическая характеристика малого бизнеса
2.1 Преимущества малого бизнеса
2.2 Недостатки малого бизнеса
3. Роль малого бизнеса
4. Проблемы малого предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Малыйбизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономическогороста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитыхстранах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только вколичественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночными составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередьобеспечивает конкурентную среду экономики.
К сожалению, в Россиималый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемыеправительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельностьограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступаютсоответствующим показателям развитых стран.
Цель работы — понять, чтоже стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. анализ его проблем иперспектив развития.
В соответствии споставленной целью необходимо решить ряд задач:
ü  Дать определение маломупредпринимательству
ü  Выявить его особенности
ü  Определить место малогопредпринимательства в экономике
ü  Рассмотреть его эволюцию
ü  Классифицировать проблемы малогобизнеса
ü  Продумать возможные пути решения этихпроблем
Можно предположить, чтоодним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночнойэкономики является развитость и нормальное функционирование малогопредпринимательства, из чего следует актуальность данной темы.
1.Понятие малого предпринимательства
Основнымфактором отнесения предприятия к малым является среднесписочный составработников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объемпродаж, стоимость активов и др. Законодательно в России субъекты малогопредпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ«О государственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации». Направлением закона является реализация права граждан нареализацию своих способностей и имущества для осуществления предпринимательскойи иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно закону подсубъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, вуставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации, общественных и религиозных организаций (объединений),благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащаяодному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малогопредпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численностьработников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малыепредприятия):
в промышленности — 100человек;
в строительстве — 100человек;
на транспорте — 100человек;
в сельском хозяйстве — 60человек;
в научно-техническойсфере — 60 человек;
в оптовой торговле — 50человек;
в розничной торговле ибытовом обслуживании населения — 30 человек;
в остальных отраслях ипри осуществлении других видов деятельности -50 человек.
Под субъектами малогопредпринимательства понимаются также физические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малыепредприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные),относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого являетсянаибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Средняя заотчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетомвсех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правовогохарактера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а такжеработников представительств, филиалов и других обособленных подразделенийуказанного юридического лица.
Организационно-правоваяформа МП устанавливается в соответствии с Гражданским Кодексом, а такжезаконами «Об акционерных обществах», «Об обществах сограниченной ответственностью». Они могут существовать в видеиндивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерныхобществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных)предприятий.
2.Экономическая характеристика малого бизнеса
Рассмотрим основныепреимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупным, оценим егороль в экономике. 2.1 Преимущества малого бизнеса
1.        Сравнительноболее низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнегобюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкостьиоперативностьрешенийвуправлении малыми предприятиями, что повышаетпроизводительность труда (особенно на микропредприятиях, где численностьработников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибкореагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала припереключении с одного вида деятельности на другой.
2.        По мнениюнекоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации ипонижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятияявляются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений,быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
3.        Более низкаяпотребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию ипроизводство в ответ на требования местных рынков
4.        Малые предприятиялучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителейпреимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изученияпожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местногорынка.
5.        Относительноболее высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
6.        Малые предприятиятребуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшиеразмеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию иавтоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного иручного труда.
7.        Работники малогопредпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, атакже возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.
8.        Малый бизнес даетсредства к существованию большему количеству людей, чем крупный[1]. Он обладает значительным потенциалом в сферетрудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы,которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за еготехнологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки,инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времениради получения дополнительных легальных доходов. 2.2 Недостатки малого бизнеса
1.        По сравнению скрупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска,и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
2.        Малые предприятиязависимы от крупных компаний.
3.        Слабаякомпетентность руководителей и менее профессиональные работники.
4.        Повышеннаячувствительность к изменениям условий хозяйствования.
5.        Малый бизнессвязан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств иполучении кредитов.
6.        МП не обладаютрыночной властью и хорошей ресурсной базой
7.        Несмотря наповышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениямне велики[2].
8.        Малый бизнесимеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточныхразмеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

3. Роль малого бизнеса
 
Из приведенной выше характеристики можносделать вывод о том, что малые предприятия обладают значительными конкурентнымипреимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупныепредприятия в некоторых сферах деятельности.
Что может дать эффективно функционирующиймалый бизнес экономике страны?
Малый бизнес может дать экономике:
ü  необходимую насыщенность и мобильность рынка;
ü  тенденцию к устойчивости цен, повышение качествапродукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;
ü  ускорение процесса внедрения новых технологий;
ü  среду конкуренции, которой так не хватает крупныммонополистам-гигантам;
ü  глубокую специализацию и кооперацию;
ü  среду и дух предпринимательства, без которых рыночнаяэкономика невозможна.
Малое предпринимательство, оперативнореагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимуюгибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, безкоторых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернативаподпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путемсовершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП.Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве,поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес неможет стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующимзвеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленныхпредприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономикестановление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблемэкономической политики. Формирование конкурентной среды, чему способствуетмалое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашейвысокомонополизированной экономики.
4.Проблемы малого предпринимательства
Кнастоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малогопредпринимательства в общем количестве частных, государственных имуниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14%числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народномухозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытыхвнутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Что же конкретно мешаетмалому предпринимательству нормально развиваться?
Проблемы малого бизнесаможно разделить на следующие группы[3]:
1.        Организационные,связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
2.        Материально-техническоеобеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкаяквалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.
3.        Финансовые(инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальнойликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия,проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
4.        Кредитнаянеобеспеченность.
Сами представители малыхпредприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:
1.        Недостаткиналоговой системы
2.        Отсутствиеоборотных средств
3.        Низкийплатежеспособный спрос населения
4.        Высокая аренднаяплата
5.        Экономическаяполитика государства
6.        Недоступностькредитов
7.        Дороговизнасырьевых ресурсов
8.        Слабое развитиевнутреннего рынка
9.        Высокие тарифы наперевозки.
10.     Отсутствиепроизводственных площадей.
Для нормальнойдеятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересовгосударства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следуетввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малогопредпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создаватьблагоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно,чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемусяразрастанию административных барьеров на пути деловой активности малогобизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужноменьше уделять ему внимания, а ликвидировать «постоянную готовностьчиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки»[4].Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и неограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей иобязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классическийпример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя добанкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничьюструктуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя.Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несетвсю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.
Сейчас готовитсязаконопроект «О регистрации юридических лиц», который ликвидирует всеоснования для отказа в регистрации, кроме предоставления непотребного перечнядокументов. При этом предполагается введение жесткой ответственности запредоставление недостоверных сведений при регистрации. Как говорит Герман Греф,руководитель Министерства экономического развития и торговли, «вход нарынок должен стоить три копейки, а нарушение правил работы на нем — тридоллара, а то и три года тюрьмы». Упрощению жизни предпринимателей такжебудет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должнаосуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен бытьограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации,лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейтив совместное ведение, а некоторые из них — в исключительное ведениеобщественных организаций предприятий. То есть требует решения проблемаперераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.
Также требует решенияпроблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надопытаться связать малое и крупное предпринимательство. В этом направлениипредлагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий[5].Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающихработать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использованиярасполагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создатьтакие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшениеправовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектовФедерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиямразрешается выводить производственные мощности «в резерв» ссоответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самымсоздаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малыйбизнес. Представляется целесообразным невыставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, асдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг),при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам врегионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частныелизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, ноэта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала.Направление государственных средств для обеспечения стартового капиталализинговых компаний — один из путей решения этой проблемы. Кроме того, как один из вариантов санации крупныхпредприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине ихбанкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему(объединение) малых предприятий.
Однимиз перспективных направлений поддержки малого предпринимательства являетсястимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Существует точка зрения,что в качествемагистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимоукрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самыеразнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочныеконтакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д.Преимуществом такого варианта промышленной организации является созданиегарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когдафинансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.
Вчастности, крупные предприятия, которые активно работают с малыми предприятиямина производственно-кооперационной и инновационной основе и при этом оказываютим какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров, и т.д.) такжедолжны иметь целевые налоговые льготы. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано сменеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственниковмалых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение дляпредприятий. В связи с поддержке свободной конкуренции не стоит забывать онеобходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики ирегулирования сферы деятельности естественных монополий.
Вкачестве основного фактора, препятствующего нормальной работе малых торговыхорганизаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги. Необходиморазработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятияпроизводить продукцию. Исходяиз интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра иобновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не наотдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов иограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательныйпроизвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным малымпредприятиям создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащиеконституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономическойдеятельности. Крометого, этот механизм не освобождает частныхтоваропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большуюзависимость.
Созданиюравных экономических условий мешает также деятельность субъектов Федерации,особенно органов местного самоуправления, которые пытаются устанавливатьпроизвольные налоги.Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравныеусловия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаютсясоглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними нецеремонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.
В России действуетпринудительное ценообразование: налоги, стоимость коммунальных услуг, аренднаяплата, колебания курса валют приблизительно на 40% определяют стоимость товарови услуг, цены конкурентов, оптовые цены поставщиков и колебания спроса — на46,5%.
Опрос представителеймалого предпринимательства выявил влияние различных факторов на уровень ценовойреализации товаров и услуг (в % к числу респондентов)[6]:
ü   затраты на производство и реализацию- 15,3
ü   цены конкурентов — 16,5
ü   спрос со стороны покупателей — 15,4
ü   коммунальные тарифы — 5,2
ü   арендная плата — 8,1
ü   оптовые цены поставщиков — 14,6
ü   налоги — 10,2
ü   изменение курса валют — 14,7
Следовательно, вэкономике существуют огромные ценовые накрутки из-за внешних факторов, хотя приэтом, прибыль предприятия может быть равной нулю. Это снижает платежеспособныйпокупательный спрос населения. Для решения этой проблемы нужно старатьсяснизить влияние экзогенных факторов, например, снизить опять же налоги.
В направлении совершенствования налоговой системы уже, конечно, ведетсяработа. Но результаты нельзя оценить однозначно. Вроде неплохое дело — введение единого налога навмененный доход. Да, но где возьмут малые предприятия средства на перечислениеавансовых платежей? Если платить честно, то это — более половины оборотныхсредств. Тогда на какие деньги вести основную деятельность, расширятьпроизводство?
Представляетсяпринципиально важным установить в качестве общих принципов налоговогозаконодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускаетсядифференциация налогов с целью ограничения или стимулирования отдельных видовдеятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительныхналогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своейдеятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг икапиталов.
Особоевнимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства.Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степеньриска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждаетуходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольногобизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к«теневому» капиталу. Банки отказываются работать с малымипредприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию:«чужим» малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этотпроцесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок ипри макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этомнаправлении. Интересы малого бизнеса икоммерческих банков расходятся. У предприятий нет необходимых залоговыхвозможностей, развитых систем гарантий для работы с коммерческими банками. Темболее этого нет на начальном этапе работы конкретного предприятия, когдакредиты ему необходимы для стартового капитала. Кроме того, сами коммерческиебанки в России имеют существенные недостатки: неустойчивость, спекулятивный икорпоративно-политизированный характер их стратегий. Поэтому взаимодействиеотсутствует. Это хорошо иллюстрирует данная таблица.Малые предприятия, пользовавшиеся в 1999 г. теми или иными кредитными источниками (в % к числу респондентов) Источник кредитования Направление использования кредитов Финансовые капиталовложения Кредитование оборотных средств Сбербанк 6,6 5,0 Другие коммерческие банки 7,5 8,8 Крупные фирмы-партнеры 9,9 10,2 Малые фирмы-партнеры 10,6 10,2 Физические лица 27,0 24,9
 
Проблема такжезаключается в непонимании и неправильном использовании малым бизнесом кредитов:успешные предприятия не берут кредиты, часто замедляя этим темпы роста, анеуспешные — берут, и этим ухудшают свое положение из-за усугубления проблемфинансовой неустойчивости. Кредитные союзы — это сегодня, по сути, единственныйфинансовый институт, решающий проблему доступа к кредиту для большинства малыхпредприятий. В условиях, когда доверие россиян к отечественной банковскойсистеме в целом и отдельным кредитным организациям подорвано, создание иподдержка этих альтернативных систем сбережения и накопления чрезвычайно важнои актуально. Тем более что уже более 50 лет в ряде развитых стран мира подобныеструктуры функционируют весьма успешно. Основная цель взаимного страхованиязаключается в перераспределении рисков. Это особенно актуально для вновьсозданных объектов малого предпринимательства. По данным Институтастратегического анализа и развития предпринимательства по Москве, около 75 % изобщего числа охваченных обследованием малых предприятий вообще никогда не пользовалисьуслугами страховых компаний. Основная причина кроется в том, что крупныестраховые компании просто не рискуют их страховать. Таким образом, отсутствиеразвитой системы гарантий (поручительств) и негибкость самой системыстрахования для субъектов малых предприятий, особенно в производственной сфере,вызывает необходимость активной государственной поддержки страхования малогосектора экономики, включающую следующий комплекс мер: создание благоприятнойправовой среды, частичное обеспечение страхования малых предприятийгосударственными гарантиями, создание и развитие обществ взаимного страхованияс тем, чтобы, с одной стороны, восполнить вакуум в страховых услугах для малыхпредприятий, с другой — активнее задействовать интересы и капиталы самих малыхпредприятий.
Возрождение российскогоопыта по развитию взаимного страхования сегодня может стать первым шагом,направленным на расширение спектра страховых услуг для малых предприятий,который позволит минимизировать возможные финансовые потери, что повлечет засобой рост их деловой активности; расширить доступ к страхованию имущества ииных имущественных интересов (ответственности за причинение вреда,ответственности по договорам, предпринимательского риска); облегчить получениекредитных ресурсов на осуществление инвестиционных проектов за счет страхованиярисков по этим проектам обществами взаимного страхования, участниками которыхони являются; уменьшить число банкротств. Привлечениесредств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их рисков к минимумувозможны только при использовании специализированных фондов и соответствующегозаконодательства, регулирующего их деятельность.
Дляоценки уровня привлекательности инвестиций целесообразно создать банк данных попредприятиям различных форм собственности. Основойбанка данных призвана служить бизнес-карта, которая должна стать источникоминформации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в создание новыхпредпринимательских структур в каждом регионе, о неиспользуемыхпроизводственных мощностях, объектах незавершенного строительства, отранспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ресурсах. Базаданных также может помогать различным фирмам контактировать друг с другом,находить поставщиков и потребителей, получать информацию о рынке. Нельзязабывать и о создании определенных условий для самостоятельного завоеваниярыночных ниш МП. Это особенно важно, когда речь идет о МП, действующих в сферевысоких технологий. Государственная поддержка должна быть ориентирована именнона такие предприятия и фирмы, поскольку они располагают значительныминновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания объемовэкспорта, прежде всего нетрадиционного. Идея создания технопарковыхи инкубационных структур получила заслуженное признание во всем мире. Их важнаяроль в ускорении научно-технического прогресса, совершенствовании структурыпроизводства, повышении уровня занятости и благосостояния населения была впоследние годы неоднократно подтверждена мировой практикой. Именно поэтому вРоссии ввиду незрелости предпринимательства и падения инновационных стимуловследует уделить особое внимание разработке законодательных актов,регламентирующих деятельность технопарков, а такжеразработке национальной программы в областиинновационной политики с учетом конверсии.
Всоответствии со своими задачами технопаркиосуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-техническихпроектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники инаукоемких технологий, а также оценку рисковости этихпредложений, оказывают содействие в проведении научно-исследовательских работ ипередаче их результатов в производство. Кроме того, они предоставляют малыминновационным предприятиям производственные площади, оборудование длявыполнения научно-исследовательских работ, предлагают юридические, финансовые,маркетинговые, хозяйственные и иные услуги, содействие в правовой икоммерческой защите интеллектуальной собственности. Создание технопарковтребует участия не одного, а нескольких регионов в рамках межрегиональныхэкономических ассоциаций. К сожалению, реальных практических шагов в этом планене предпринимается, дело ограничивается пока обсуждениями. Не вызываетсомнений, что усилиями одних лишь предпринимательских, научных и аналитическихкругов проблему не решить, нужна активная работа соответствующих исполнительныхи представительных структур субъектов Российской Федерации, межрегиональныхэкономических ассоциаций.
ВРоссии фондовый рынок не достаточно развит, поэтому наши венчурные фирмыпредпочитают продавать часть компании кредитору[7].Малой фирме часто просто невозможно найти отечественного кредитора, т.к.высокая экономическая нестабильность в стране совсем отбивает у них охоту идтина большой риск, связанный с венчурным инвестированием. Чаще всего кредиторамивыступают иностранные фирмы, но и с ними тоже проблема: по сравнению вситуацией на Западе сроки инвестиций у нас намного длиннее, что, конечно,невыгодно. Российские ученые имеют много перспективных идей, но часто при этомне имеют коммерческих навыков, нам не хватает умения воплотить технологию впродукт, особенно продукт, пользующийся спросом. Перспективные идеивостребованы на Западе, но выход на иностранный рынок требует слишком многозатрат, поэтому выход для предпринимателей состоит в том, чтобы развивать своевенчурное предприятие здесь, а ориентировать его в перспективе на иностранныерынки. Самыми перспективными направлениями венчура сейчас являются: медицина,энергетика, информационные технологии. При разработке государственной поддержкидля малого промышленного бизнеса необходимо разделить предприятия на группы взависимости от перспектив развития.
Перваягруппа должна включать наукоемкие отрасли с диверсифицированным производством,требующим высококвалифицированную рабочую силу, вторая — те отрасли, в которыхвозможности для развития малого предпринимательства ограничены в силутехнологических особенностей (тяжелое, энергетическое, транспортноемашиностроение, химическая промышленность), третья — те отрасли, в которыхвообще нет перспектив развития для малого бизнеса (ТЭК). Т.к. у предприятийразных групп первостепенные проблемы могут отличаться, дифференцированныйподход к их поддержке может оказаться более эффективным.

Заключение
 
Подведя итоги нашей работы,можно сделать следующие выводы:
1.        Малый бизнесобладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенностиделают его перспективным в одних отраслях, например, наукоемких и тех, гдетребуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника,приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленностьстроительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность,пищевая промышленность) и неперспективным в других (ТЭК, т.к. в этойотрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработкестратегии его развития.
2.        Малый бизнесоказывает большое влияние на экономику. Малый бизнес создает такиеэкономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Постепени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах долямалого бизнеса велика, в среднем 70%, в нашей стране этот показатель находитсяна гораздо более низком уровне около 30%.
3.        Малоепредпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствуетстабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции.Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижаябезработицу.
4.        В России послеперестройки малый бизнес начал активно развиваться. По мере его развитияменялись стратегии бизнеса. Если сначала основной проблемой малогопредпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы болеевысокого ранга.
5.        Основнымипроблемами малого бизнеса являются:
ü   Несовершенство налоговой системы:слишком высокие налоги снижают стимулы к действию и повышают стимулы к переходув теневую экономику.
ü   Административные барьеры: сложностьрегистрации, юридического оформления. Проблемы возникают и из-за того, чтоправа чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению кпредпринимателям, а вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновниказаконодательно не урегулирован.
ü   Нехватка производственных помещений иоборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний.
ü   Нехватка кредитов, в результате чеговозникает теневое кредитование. Непривлекательнымдля кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска инеустойчивость на рынке.
ü   Отсутствие квалифицированных кадров,низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей
А также отмечаетсяотрицательное влияние на малые предприятия таких явлений, как:
ü   Недостаток четкого правовогорегулирования любых взаимоотношений в бизнесе.
ü   Нестабильная экономическаяобстановка, невозможность свободного ценообразования, т.е. цена продукции вменьшей степени определяется издержками производства, чем внешними факторами.
ü   Слабость действия механизмагосударственной поддержки, который направлен на предоставление помощи толькоопределенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимостьпредприятий от государства.
6.         При разработкемеханизмов поддержки малого предпринимательства важно:
ü   Не приводить в противоречие интересыгосударства и малого бизнеса.
ü   Способствовать установлениюкооперационных связей малого и крупного бизнеса.
ü   Особое внимание уделить проблемамвенчурного бизнеса.
ü   Осуществлять поддержку как нафедеральном, так и на региональном уровнях.
ü   Усовершенствовать законодательство.
Развитиемалого предпринимательства — важная экономическая и политическая проблема.Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства.Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, вотношениях государства к малому бизнесу.

Список использованной литературы
1.  Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации».
2.  Гражданский кодекс РФ.
3.   Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малоепредпринимательство. — М.: Инфра, 1998.
4.   Дагаев А. А. Фактор НТП в современнойрыночной экономике
5.   Мустафин А.Т., Кантарбаева А.К.«О распределении фирм по размерам»// Экономика и математические методы,том 36, №3, 2000 г., стр. 105-112.
6.   Лиухто К. «Влияние размера,возраста и отраслевой принадлежности предприятия на егоэффективность»//Вопросы экономики, 2000 №1.
7.   Клейнер Г. «Эволюция иреформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя»// Вопросыэкономики, 2000, №5.
8.   Новиков В., Шереги Ф. «Малоепредпринимательство и банки: пути расходятся?»// Российский экономический журнал,1999, № 9-10.
9.   Галиев А. «Тест наадекватность»// Эксперт, № 1-2, 15 января 2001г.
10.     Бухвальд Е.,Виленский А. «Российская модель взаимодействия малого и крупногобизнеса»// Вопросы экономики, 1999, № 12.
11.     Василий Аузан«Спусковой крючок»// Эксперт, 2001, № 3.
12.     Семенов А., АгеевД. «Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства»//Экономист, 2000, № 10.
13.      Промышленнаяполитика: проблемы и перспективы.// Вопросы экономики, 2000, №9.
14.      Съезд надежд (поматериалам второго всероссийского съезда представителей малых предприятий) //Российский экономический журнал, 2000, №1.
15.      Сергей Кугунеев.«4 этапа русского венчура»// Эксперт, 2001, №3.
16.     Виденский А.«Этапы развития малого предпринимательства в России»//
Вопросы экономики, 1996, №7.
17.     Малоепредпринимательство в Новосибирской области: состояние, проблемы,инфраструктура поддержки// Сибирская финансовая школа, 1999, №3.
18.      Российскийстатистический ежегодник, 2000 г.
19.      Российскийстатистический ежегодник, 1999 г.
20.      Российскийстатистический ежегодник, 1998 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.