Реферат по предмету "Культура и искусство"


Понятие, сущность и функции культуры

План
Введение
Глава 1. Культура как система
1.1 Материальная и духовная культура
1.2 Структурная целостность культуры
Глава 2. Основные компоненты культуры
2.1 Обычаии нормы
2.2 Духовные ценности и знание
Глава 3. Основные функции культуры и ее роль в обществе
Заключение
Список литературы

Введение
В повседневномупотреблении термин «культура» понимается как совокупный образ, включающий всебя искусство, религию, науку и т.д.
Исследование культуры каксистемы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросомнаучного познания. Существует ряд культурологических концепций, рассматривающихкультуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философиякультуры Шпенглера, представление культуры в виде совокупности знаковых системи многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своихтрудах или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли вобществе. И до сих пор в науке нет единого определения феномена культуры.
Несмотря на многообразиенаучных взглядов на культуру как систему, существуют и общие (традиционные)положения, поддерживаемые большинством исследователей. Многие ученыерассматривают культуру как сложное многокомпонентное явление, связанное смногообразием жизни и деятельности человека. Культура не существует внечеловека, она изначально связана с человеком и существует неотрывно отпостоянных поисков человеком смысла бытия и своей деятельности.
Таким образом, вкультурологии культура – это основополагающее понятие, характеризующее сущностьчеловеческого бытия как реализацию свободы и творчества, другими словами, этоуниверсальное отношение человека к миру, посредством которого человек творитмир и себя самого. Кроме того, культура – это то, что отличает человека отдругих живых существ, особый вид деятельности, итогом которой являютсяценности, существующие в виде знаков.
Культурные процессы –сложное и многоплановое явление, объясняемое множеством существующих концепцийкультуры. Для того, чтобы иметь представление о культуре и культурныхпроцессах, необходимое каждому современному образованному человеку, нужно нетолько определить понятие культуры, но и разобраться в структуре этого понятия,увидеть функции культуры. Это позволит определить роль культуры в обществе иобъяснить важность культурологии как самостоятельной науки.
Именно этому и посвященаданная работа.

Глава 1. Культура каксистема
 
1.1 Материальнаяи духовная культура
Культура включает в себякак материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека. Этиматериальные и духовные реальности называются артефактами, то есть искусственносозданными – они задуманы и созданы человеком как творцом.
Человек и сам являетсяартефактом, так как, с одной стороны он имеет естественное происхождение, живети действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовноеи социальное, носитель и потребитель духовных ценностей. Значит, человек – нетолько дитя природы, но культуры. Поэтому и культуру человека можно разделитьна материальную и духовную.
Человека можнорассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры.Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокругнего. При этом его роль — это роль творца, а место человека в культуре — этоместо центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует еекак средство для собственного развития.
Материальная культуравключает в себя разнообразные по типам и формам артефакты – это техника,сооружения, орудия и средства труда, производство, пути и средства сообщения,предметы быта — всё, что создается человеком в процессе эволюции и имеетматериальное воплощение и, как правило, практическое применение.
Материальная культура, вдругом понимании, — «это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовностьчеловека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная ввещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества»[1].
В материальную культурувходят прежде всего разнообразные средства материального производства: энергетическиеи сырьевые ресурсы, геологические, гидрологические или атмосферные составляющиетехнологии материального производства. Это и орудия труда — от простейшихорудийных форм до сложных машинных комплексов; и разнообразные средства потребления;и продукты материального производства; и различные виды материально-предметной,практической деятельности человека.
Само материальноепроизводство в культурологии изучается, в первую очередь, с точки зрения егогуманитарного или гуманистического совершенства (в отличие, например, отэкономики, где производство интересует исследователей с точки зрения егоэффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т. п.).
Духовная культуравключает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовнойдеятельности, а с другой — и саму духовную деятельность. Артефакты духовнойкультуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцыповедения человека, сложившиеся в конкретно-исторических условиях. Также этонравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности,различные идеи и научные знания.
1.2 Структурнаяцелостность культуры
Структурная целостностькультуры проявляетсяв том, что ее ценности соотносятся в виде иерархии, то есть, существуютсубординация и ранжирование их: одни из них занимают центральное ифундаментальное место, а другие — второстепенное и производное, одни из нихимеют общее и тотальное значение, другие — локальное и конкретное.
Важно отметить, чтоцелостность культуры опирается, как на фундамент, на целостность природы.
Целостность культуры, скоторой человек сталкивается в повседневной жизни — это целостностьматериальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных идуховных средств, которыми он пользуется в своей жизни ежедневно, т. е. этоцелостность материальной и духовной культур.
Культура действует какживая система ценностей, пока активно действует сам человек – как творческое,созидающее начало.
Человек организовываетпотоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, онсохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продуктыкультуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъектакультуры, как социального существа.

Глава 2. Основныекомпоненты культуры
 
2.1 Обычаи и нормы
Основными компонентами культурыявляются обычаи и нормы, а также нравственные, эстетические, религиозные илиполитические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, этовсегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Некоторыеисследователи также выделяют стереотипы, мифы и другие элементы в качествекомпонентов культуры.
Обычаи – одно из древнихявлений в истории духовного развития человека. Обычаи присутствуют в любойразвитой культуре мира, хотя и играют в современном обществе уже не такуюважную и обязательную роль.
Обычаи –это образцы поведения, не до конца осознаваемые современным человеком. Обычаивключают в себя традиции, которые поддерживаются и практикуются через обрядовыеили ритуальные действия. Исторически обычаи должны отшлифовываться в той илииной социальной среде, долго практикуются и апробируются, т. е. онипредставляют собой социально-стандартизированные образцы поведения, которыезакрепляются в общественной памяти и передаются из поколения в поколение какформы поведения в труде, быту, общении, воспитании и т. п. Обычай может нести всебе разрешение на определенные действия, тогда он играет роль алгоритмаисполнения. Но он также может играть запретительную роль, и тогда он выполняетфункцию блокировки отдельных действий человека.
Обычай,как механизм норм культурного поведения, обеспечивает сотрудничество людей.Передаваясь из поколения в поколение, он срастается с внутренними мотивамиповедения и создает потребность в его соблюдении, что создает устойчивостьотношений, обеспечивает сотрудничество с предсказуемыми результатами. В духовной культуре человека могут действовать нормы, которыевыделяются из обычаев или создаются для случаев специализированного поведениячеловека. Нормы бывают экономическими, политическими, технологическими,нравственными и др.
В закрытых культурахобычаи и нормы требуют, как правило, неукоснительного соблюдения. А в открытыхкультурах возможно существование различных культурных норм в атмосферелояльности. Такие условия требуют от человека выбора и более творческогоподхода к избираемым мотивам поведения. Все это способствует духовномуобогащению личности и росту социальной комфортности в жизни человека.
2.2 Духовные ценностии знание
Духовные ценности –сложный и более развитый продукт духовной культуры, который, кроме функцийобычаев и норм, включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждениеи мотивацию. Ценность, как наиболее сложный регулятив поведения, допускаетвозможность выбора – в этом двойственная природа ценности. В разных ситуациях вкачестве доминирующего основания для выбора могут выступать различныесоставляющие ценности. Так, если взять такую ценность как, то на первом местев некоторых случаях стоит, а в других — .
Некоторые исследователивыделяют различные типы ценностей: ценности витальные, связанные с идеаламиздоровой жизни, физического и духовного здоровья; ценности социальные,связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием; ценностиполитические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальнойбезопасности, гарантий гражданского равенства; ценности нравственные, связанныес идеалами справедливости, добра и т.д.; религиозные и идеологические ценности,связанные с идеалом смысла жизни; художественно-эстетические ценности,связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и идеаламичистой красоты и мн. др ценности.
Ценности в духовной жизниобщества создают смысловые поля. Человек, в поисках смысла своих действий,находится либо в оппозиции к существующим смыслам, либо принимает их. Чем вышеуровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы. Чтобы культурамогла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезироватьценности; все развитые культуры – полиморфны. Развитая культура способнасоздать подвижную систему ценностей и регулятивов. Эта подвижность проявляетсяв том, что ценность на одном уровне бесспорна, а на другом уровне онаизменяется. Культура должна иметь иерархию ценностей, чтобы они функционировалисогласованно.
Овладев всемиподсистемами культуры, человек может предпринимать усилия по ее освоению, по ееиспользованию и воссозданию, т. е. он становится субъектом культуры. Чтобыдействительно быть субъектом культуры, человек должен действовать сознательно,исходя из знаний о культуре.
Знание, вкультурологическом смысле – это не только научное знание. Знание длякультурологии — объем сведений или информации, провереннойобщественно-исторической практикой и зафиксированной средствами культуры вформе представлений, текстов, суждений или теорий. В культуре всякое знаниесопряжено и сопоставимо с определенным видом или уровнем жизнедеятельностичеловека. Знание может быть житейским, духовным, художественно-эстетическим.способно, следовательно, усиливать продуктивность творчества человека, повышатьэффективность усилий человека в поиске и создании новых материальных илидуховных средств жизнедеятельности.
Таковы основныекомпоненты культуры.
Чем выше уровень культурычеловека, тем продуктивней действует он как создатель, носитель и потребительценностей, и тем богаче и совершеннее сама культура — как ресурс и источникразвития человека.

Глава 3. Основныефункции культуры и ее роль в обществе
 
Сложная структуракультуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.
Главная функция культуры– «сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передаватьего из поколения в поколение и обогащать его»[2]. Кроме нее, существуетеще несколько основных функций культуры (разными исследователями они могутпо-разному называться, но, по сути, обозначают примерно одинаковые понятия),это:
1) Нормативная (илирегулятивная) функция. Эта функция осуществляет нормативизацию (регулирование)действий, средств и целей жизнедеятельности человека. Культура подразделяетдействия человека на положительные и отрицательные, прогрессивные иконсервативные и т.д. Кроме того, культура формирует ценности и вырабатываетидеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания – ориентируясь на этиидеалы, человек определяет приемлемые для себя жизненные цели.
2) Познавательнаяфункция. Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. В культуреосуществляется художественное, нравственное, религиозное познание и др.
3) Смыслообразующая(или информационная) функция. Эта функция осуществляется с помощью творческихприемов, различных для каждого вида духовной деятельности, с помощью языка и знаков,символов и образов, понятий и идей.
4) Коммуникативнаяфункция. Культура создает определенную систему коммуникаций для обмена ивзаимодействия участников культурного процесса, а также обеспечиваетвзаимодействие людей через ценности, поддерживает и развивает целостностьобщества. Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека,предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся отповедения животных.
5) Функция«общественной памяти». Эта функция создает способы и средства сохранения инакопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культурывозможно формирование глубинных, подсознательно действующих алгоритмовкультурного поведения человека.
6) Рекреативнаяфункция культуры. Эта функция заключается в создании способов и учреждений (этохрамы, театры, музеи и др.), где человек может восстановить свои духовные силы,обновить духовный потенциал, провести «духовное очищение».
Следует отметить, чтонекоторые ученые выделяют одни функции культуры и не учитывают другие, либоподразделяют одну широкую функцию на несколько узких. Например, А.И. Кравченковыделяет защитную, креативную, релаксационную и др. функции[3].В нашем случае, мы пользовались достаточно распространенной, общейклассификацией функций культуры.
Практически все функциикультуры, так или иначе, связаны с ее ролью в обществе. Культура не тольковзаимодействует с природой, но и влияет на ход истории человечества, наразвитие общества. В то же время общество во многом определяет существованиекультуры. Только в обществе возможно накопление ценностей, общество создаетусловия для демонстрации и использования этих ценностей.
Культура своими нормами иценностями взаимодействует с другими системами саморегуляции в обществе,такими, как политика, право и т. п., но в отличие от них нормы культурыамбивалентны и могут использоваться на принципах свободного выбора.

Заключение
В заключение можно сделатьнесколько выводов по изложенным выше вопросам.
Предметом культурологиявляется культура – сложная и многообразная система, единого определениякоторой до сих пор нет. Однозначным является то факт, что культура связана сжизнью общества.
Культура имеетмногокомпонентную структуру, состоящую из различных элементов. Элементыкультуры подразделяются на материальные и нематериальные, или духовные.Соответственно, существует материальная и духовная культура, и онивзаимосвязаны друг с другом.
Функции культурычрезвычайно разнообразны, единой классификации их также нет. Большинство ученыхвыделяет нормативную, познавательную, коммуникативную, смыслообразующую идругие функции культуры.
Культура тесно связана собществом. Роль культуры в обществе важна, культура является одним изопределяющих элементов прогрессивного развития общества. Культура во многомспособствует новым научно-техническим достижениям, социальным изменениям.
Понимание структуры ифункций культуры помогает уяснить само понятие культуры как целостногокомплекса, представить, как взаимосвязаны компоненты культуры.

Список литературы
1. Бачинин В.А.Культурология. Энциклопедический словарь. – М., Изд-во Михайлова, 2005.
2. Кравченко А.И.Культурология: учебное пособие для вузов. – М., Академический проспект, 2003.
3. Культурология:Учебное пособие / Составительи ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001.
4. Культурология. ХХвек. Словарь. – Спб., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.