КОМИТЕТ ПООБРАЗОВАНИЮ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
УЧИЛИЩЕ(КОЛЛЕДЖ) №1 им. Н. А. НЕКРАСОВА
Курсоваяработа по педагогике
Тема:Домашняя учебная работа по английскому языку в начальной школе как условиеразвития навыков самообразовательной деятельности
Выполнила:
Мельникова СветланаНикитична
Специальность:иностранный язык (050303)
4 курс 5 группа
Отделение иностранныхязыков
Научный руководитель:
Преподавательпедагогики
Шомшина ВалентинаАлександровна
Санкт-Петербург
2007 г.
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Формирование организационныхумений познавательной деятельности как одна из задач подготовки школьников ксамообразованию
1.2 Основные виды самостоятельнойработы учащихся
1.2.1 Развитие самообразовательнойдеятельности школьников
1.2.2 Понятие самообразовательнойдеятельности
1.2.3 Готовность школьников ксамообразовательной деятельности.
1.3 Исторические аспекты проблемыформирования у школьников готовности к самообразовательной деятельности
1.4 Значение самостоятельной работы длясамообразовательной деятельности
1.4.1 Определение самостоятельнойработы
1.4.2 Условия, обеспечивающиеуспешность самостоятельной работы
1.5 Домашняя учебная работа на урокахиностранного языка
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Введение
Наша исследовательскаяработа посвящена домашней учебной работе по английскому языку в начальнойшколе.
Актуальность проблемы,находящейся в центре данного исследования, обусловлена тем, что современное образованиенастоятельно требует познавательной самостоятельности учеников, котораяформируется, прежде всего, в их самостоятельной работе. Роль данного видаработы в последнее время значительно выросла.
Между тем наблюдения запрактикой обучения показывают, что самостоятельная работа многих учениковотличается своей неэффективностью: несмотря на большие затраты времени, им неудается достичь высоких результатов в данном виде работы.
Обще известным являетсятот факт, что, к сожалению, учитель не успевает в силу ограниченности учебноговремени отрабатывать все необходимые учебные умения. Повторить в должной мереизученный материал, именно поэтому возникает необходимость некоторой домашнейучебной работы, которая поможет учащимся восстанавливать изученный материал и спомощью упражнений и различных задач отработать необходимые учебные умения. Нотрудность заключается в том, что не каждый ученик в состоянии выполнить этуработу самостоятельно, последовательно. Полностью погрузившись в работу,самостоятельная работа способствует самостоятельности учащихся. Такой виддеятельности важен для развития ученика. В будущем его умение будет требоватьпостоянной работой с книгой. Было бы интересно изучить её влияние на развитиенавыков самообразовательной деятельности уч-ся. Мы затронули эту тему, потомучто, на наш взгляд, это самая интересная часть английского языка и нам было быинтересно изучить все аспекты темы.
Современное обществотребует от каждого человека непрерывного повышения уровня своих знаний, умений,и навыков. Это объясняется постоянным развитием различных областей знаний и всвязи с этим быстрым их устареванием.
Поэтому деятельностьобщеобразовательной школы осмысляется сегодня и с позиции подготовки молодогопоколения к непрерывному самообразованию. Следовательно, обеспечить правильнуюорганизацию работы по формированию у школьников готовности ксамообразовательной деятельности, является одной из главных задач учителя.
Но здесь нужно заметить,что само обращение к задаче формирования у учащихся стремлений и умений строитьсвое самообразование, совсем не означает прибавление к обязанностям школьногоучителя еще одной. Наоборот, только лишь решение этой задачи поможет учителю надостаточно высоком уровне осуществлять реализацию основныхучебно-воспитательных задач, стоящих перед современной школой.
Следовательно, насегодняшний день встает проблема организации работы по формированию у учениковготовности к самообразовательной деятельности в рамках школы.
Различные пути решенияданной проблемы предлагают современные ученые и педагоги. Например, А.К.Громцева видит одним из путей решения изучаемой нами проблемы в обученииучащихся различным приемам самостоятельного познания, а также в активизациипозиции ученика в процессе обучения; Бондаревский предлагает основную роль впроцессе обучения отводить самостоятельной работе учеников, т.е. различныепедагоги предлагают свои пути решения этой проблемы, но все они сходятся натом, что ученик должен быть не объектом в процессе обучения, а активнодействующим субъектом. Это обеспечение более активной позиции школьника вучении и будет помогать учителю в решении на более высоком уровне и другихучебно-воспитательных задач.
В настоящее времяназрела необходимость в организации специальной работы по формированию ушкольников готовности к самообразовательной деятельности.
Исходя из вышесказанного,можно сделать вывод, что актуальность проблемы формирования готовности ксамообразовательной деятельности на сегодняшний день действительно велика.
Цель исследования:Изучить особенности домашней учебной работы по языку для развитиясамостоятельности школьников.
Объект исследования:процесс обучения иностранному языку в НШ.
Предмет исследования:влияние домашней учебной работы на развитие навыков самообразовательнойдеятельности уч-ся.
1.Теоретическая часть
1.1 Формированиеорганизационных умений познавательной деятельности как одна из задач подготовкишкольников к самообразованию
Громцева А.К. Подорганизационными умениями познавательной деятельности понимает " умения,обеспечивающие наибольшую интенсивность познания; к ним относится умениенаметить цель своей образовательной работы, определить пути ее реализации,спланировать процесс работы, умение проконтролировать результаты и согласноданным контроля наметить ход дальнейшей самообразовательной деятельности.
Эти умения не толькоувеличивают интенсивность познания, уменьшают затрачиваемое время, но ипрактически определяют возможность включения учащихся в самообразование,поскольку оно (самообразование) и есть в первую очередь организация человекомсвоего образования.
Но при существующейсистеме организации учебной работы организационные умения у учащихся почти неформируются, поскольку учитель выступает как организатор всего процесса учения.Ученики в связи с этим привыкают к жесткой регламентации познавательнойдеятельности и бывают слабо подготовлены к самостоятельной ее организации.
При этом нужно различатьумения, служащие для организации внешней и внутренней стороны познавательнойдеятельности. Внешняя сторона организации познавательной деятельностиобеспечивается умением
рационально организоватьрежим учебной работы, разумным распределением во времени видов учебных работ,определением порядка их выполнения, подготовки рабочего места и т.д.
Внутренняя сторонаорганизации познавательной деятельности состоит в умении определить цель своейпознавательной работы, найти ее средства, правильно подобрать приемывыполнения, проконтролировать работу. Поскольку для развития самообразованияособенно важна внутренняя сторона организации познавательной деятельности, мы иостановимся в первую очередь на раскрытии путей ее формирования.[13,120]
Формированиеорганизационных умений в системе работы учителя должно идти в несколькихнаправлениях: включение в работу преподавателей специальных приемов,способствующих осознанию учащимися значимости организационных умений,упразднения в их применении, создание условий в процессе обучения дляпроявления активной позиции учащихся, которая будет обуславливать необходимостьорганизации своей образовательной деятельности.
Первый этап формированияорганизационных умений.
На первом этапе особуюактуальность имеет показ учащимся значимости организационных умений в учебнойработе, раскрытии их содержательной стороны. Одним из важнейших организационныхумений является умение четко сформулировать образовательную задачу, в планерешения которой и должна быть построена вся познавательная деятельность.
К сожалению, в массовойшколе учитель на уроке лишь знакомит учащихся с названием учебной темы, неуказывая, какая ставится на данном уроке образовательная задача и, что ещеважней, какими приемами, способами ее целесообразней решить. Эти вопросы нетолько не обсуждаются с учениками, о них учитель, как правило, даже неинформирует их, тогда как для учащегося должна быть ясна вся закономерностьобращения на уроке к различным видам упражнений при закреплении материала. Вэтой работе ученики должны учиться; как им организовать усвоение того илидругого материала, что пронаблюдать, какие целесообразней сделать упражнения.
Привлечение учащихся корганизации и анализу учебной деятельности со стороны времени и объема можетстроиться с одновременным нарастанием сложности решения организационных задач.
Для активизации ролиучащихся в планировании учебной работы по содержанию учитель может предлагатьставить на обсуждение, как содержание, так и объем домашних работ. В центревнимания учителя при этом продолжает оставаться мотивировка учащимсяпредлагаемого им варианта домашней работы.
Таким образом, работа поформированию организационных умений на первом этапе должна быть нацелена наосознании их значимости, понимания зависимости выбора средств от стоящейпознавательной задачи. Второй этап формирования организационных умений. Наэтом этапе более полную самостоятельность в познании учащемуся обеспечиваетдомашняя учебная работа. Но чтобы учащийся действительно стал организаторомсвоей домашней учебной работы, а не просто «учил» заданный учителемурок, он должен уметь строить свою деятельность, исходя из имеющегося у негоуровня знаний. [7,25] Но сам характер домашний заданий, как правило,рассчитанный лишь на воспроизводящую деятельность, проходит на очень низкомуровне ее организации. В связи с этим целесообразно создавать условия, которыес необходимостью вызывали бы большую активность учащихся в организационномплане, создавали бы возможность включения все большего количестваорганизационных умений. Для этого нужно изменить сам характер домашней работы,сделать ее более разнообразной по видам. Наиболее простыми в организационномплане являются задания, требующие от учащихся формулировки ответа напоставленный учителем вопрос. Для усложнения организационной стороныдеятельности ученика целесообразней шире практиковать домашние задания в формепознавательных задач классов.[10,354]
1.2 Основные видысамостоятельной работы учащихся
Самостоятельные работыследует классифицировать по нескольким дидактическим признакам, характеризующимразные стороны одной и той же самостоятельной работы.
1. Самостоятельные работыразличаются по их дидактической цели.
Они могут быть направленына: подготовку учащихся к восприятию нового материала; усвоение учащимися новыхзнаний; закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний; выработкуи совершенствование умений и навыков.
До недавнего временимладшим школьникам предлагались самостоятельные работы, направленные, какправило, на закрепление и совершенствование ранее приобретенных знаний, уменийи навыков.
Практика, однако,показала, что учащимся начальных классов вполне доступна самостоятельнаяработа, направленная на изучение и усвоение новых знаний.
При использованиисамостоятельной работы с целью получения новых знаний учитель тщательнопродумывает план этой работы, которой может быть записан на доске, на большомлисте бумаги либо на карточках. В соответствии с этим план делится на дваосновных раздела: что ученик должен сделать, чтобы получить новое знание; чтонадо знать (узнать) и уметь пересказать.
Однако в этойсамостоятельной работе все ее структурные элементы заданы учителем в готовомвиде. Поэтому уровень в такой работе невысок.
К самостоятельной работеследует готовить. Следует учить детей самостоятельно прочитать задание вучебнике, на доске или на карточке, разобраться в последовательностипредстоящей работы, выполнить ее и в результате сделать нужный вывод.
Особенно большое место вмладших классах школы занимают самостоятельные работы, направленные навыработку, закрепление и совершенствование умений, навыков, рациональныхучебных действий в целом.[7,45c]
Как показывают практика испециальные исследования, осознанию учащимися действий, необходимых дляуспешного выполнения задания, формированию определенного способа действия и темсамым четкого, последовательного и строго доказательного мышления содействуюттакие упражнения, предложенные для самостоятельной работы, в которых даются 1)указания-предписания о характере и последовательности действий, необходимых дляправильного выполнения задания, или 2)программа действий, которая определяет,какие операции нужно выполнить ученику и в какой последовательности.
2. Самостоятельные работыразличаются по материалу, над которыми работают учащиеся.
Большое место в начальныхклассах занимает самостоятельная работа с учебной книгой, ее текстом,иллюстрациями, картами.
Умение работать скнигой-одно из важнейших умений. Без овладения умением рационально работать сучебной книгой невозможно осуществление учебного процесса, невозможнополноценно усвоение знаний. Ученики должны приобщаться к разным видам словарей.На начальных этапах должны использовать словари в учебнике, на дальнейшихэтапах изучение английского языка следует приобрести полноценный словарь.Неумение работать со словарем приводит к тому, что учебный труд теряет своюпрелесть, становится мучением для ученика.[9,265]
Огромное значение работыс книгой во многом объясняется особенностями письменной речи. При восприятииписьменной речи в отличие от восприятия устной нет принудительного темпа, нетнепрерывности-ученик, читая, может остановиться, чтобы обдумать прочитанное,может возвращаться неоднократно к одному и тому же материалу, изложенному водной и той же системе, для того чтобы глубже продумать, осмыслить материал илиотдельные. Наиболее трудные для понимания части.
В начальных классахшироко применяется самостоятельная работа с дидактическим материалом. Внастоящее время дидактический материал, который используется в начальныхклассах, очень разнообразен. Это набор карточек с рисунками, буквами, слогами,словами, текстом, цифрами; разрезная азбука; счетный материал-палочки;трафареты овощей, животных и т. д.
Дидактический материалможет быть трех видов: Один-служащий для закрепления и повторения,приобретенных детьми знаний, умений и навыков, следовательно, составленныйсоответственно программе; другой-пропедевтический по своему содержанию, тожесоставленный по программе, но ведущий детей впереди помогающий им легче ибыстрее усваивать изучаемый материал; третий-не относящийся к программе, норасширяющий кругозор детей, возбуждающий у них интерес к знанию, прививающийлюбовь к умственной работе.
Своеобразиесамостоятельной работы с дидактическим материалом состоит в том, что в оде этойработы деть имеют дело с вещами, предметами. Все это открывает большиевозможности для удовлетворения потребности маленьких детей все трогать, всеощупывать, для формирования моторного чувства. Таким образом у ребят происходитзапоминание.
В последнее время сталиполучать распространение самостоятельные работы над таким материалом, какучебный фильм и диафильм, радио- и телепередача и т. п. [1,257]
3.Самостоятельные работыразличаются по характеру деятельности, которой они требуют от учащегося. С этойточки зрения различают работы:
по заданному образцу(например, письмо букв, склеивание коробочки и т. п.), т. е. работы, основанныеглавным образом на подражании;
по правилу или целойсистеме правил. Это работы, требующие от детей самостоятельного применениязнаний, умений, усвоенных ранее под руководством учителя; конструктивные,требующие творческого подхода. При этом либо указывается предмет, который надосконструировать, либо указывается вопрос, тема, которую нужно раскрыть.
Постепенное нарастаниесамостоятельности учащихся в выполнении самостоятельной работы проиллюстрируемна примере овладения орфографическим навыком.
Для того чтобы научитьсяпользоваться изученным правилом при письме, учащиеся, прежде всего должнынаучиться распознать в тексте, который они пишут, усваемые структурыанглийского языка. Этому способствуют разнообразные упражнения, среди которыхопределенное место занимает такой вид деятельности учащихся, как списывание сзаданием. Так, при изучении. Так при заучивании слов широко распространенызадания типа: списать и вставить пропущенную букву в слове. Например, на доскезапись:
…-ket-en ....-doc-or
....-offi-er ....-te-cher
Более сложной самостоятельнойработой, направленной на выработку навыков, является контрольный диктант, впроцессе которого учащиеся одновременно решают обе задачи, распределяя своевнимание между орфограммами, вновь изучаемыми и ранее усвоенными.
Но на этом, как известно,работа не заканчивается. Задача заключается в том, чтобыорфографически-правильное письмо стало не только сознательным умением писать поправилам, а навыком, т.е. автоматизированным действием.
Для этого нужно такорганизовать работу учащихся, чтобы орфографическая правильность письма былалишь одной из сторон решения задач. Это осуществляется при написании учащимисяупражнений. Таким образом, самостоятельная работа учащихся находит своевыражение в целой системе отдельных заданий, направленных на разрешение тех илииных задач. В этой системе учащиеся постепенно. Шаг за шагом продвигаютсявперед, становясь, все более самостоятельными.
4. По способу организацииразличают следующие виды самостоятельной работы:
общеклассная (фронтальная), когда все учащиеся класса выполняют одну и ту же работу;
групповая, когдаразличают группы учащихся, работают над различными заданиями;
индивидуальная, когдакаждый учащийся работает по особому заданию.
Чаще всегосамостоятельная работа организируется как работа фронтальная. Однако при такойорганизации работы одни учащиеся работают не в полную меру сил, для других онаоказывается непосильной, и они теряют веру в свои возможности.
Вполне естественно, чтовдумчивые, творчески работающие учителя, не отказываясь вовсе от фронтальныхзаданий, всемерно стремятся использовать все способы организациисамостоятельной работы учащихся.
Довольно часто проводитсяи самостоятельная групповая работа учащихся, работа по вариантам. Такаяорганизация самостоятельной работой проводится почти исключительно в целяхпредупреждения списывания. Конечно, и от подобной организации нельзя совсемотказаться, но передовые учителя все чаще в последнее время группируютучащихся, исходя из учета уровня из подготовки. Как правила, эти группы неявляются постоянными.
Наряду с групповымизаданиями учителя иногда дают и индивидуальные, когда это вызванонеобходимостью ( болезнь учащегося, пропуск занятий, отставание).
Перед ознакомлением сновыми словами учитель предлагает прочитать сначала текст и догадаться самимкак они переводятся.
Самостоятельная работа,выполненная учащимися, была предложена с целью подготовки их усвоения новогоматериала, который должен был стать предметом изучения на данном уроке.
Выполняя упражнение,учащиеся оперировали ранее усвоенными знаниями, словарным запасом.[4,134]
1.2.1 Развитиесамообразовательной деятельности школьников
В нашем пониманиисамообразовательная деятельность включает в первую очередь, постановку целей,сознание средств, способствующих реализации этих целей, и систематическоеовладение знаниями ради их достижения. 1) Учащиеся с низким уровнемпознавательного интереса; 2) Учащиеся, у которых познавательный интерес копределенному предмету приобрел достаточную стойкость; 3) Учащиеся, у которыхстержневым стал собственно познавательный интерес во всем своем своеобразии.[9,176]
Самообразовательнаядеятельность обладает свойством развиваться, вследствие чего выделяют уровниразвития данной деятельности. Рассмотрим характеристику уровней организациисамообразовательной деятельности предложенную Громцевой А.К.: 1. По ее мнению,самый низкий уровень-это по существу, еще не целенаправленнаясамообразовательная работа, а часто случайная, дополнительная к учебнойдеятельности, направленная на удовлетворение еще не очень стойкого интереса(просмотр отдельной телепередачи, чтение книги и т.п.) [12,76]
Уровень познавательныхумений на этом этапе чрезвычайно подвижен. Некоторые учащиеся делают своипервые шаги в самостоятельном познании, чаще всего, расширяя содержаниедомашней учебной работы. Умение работать самостоятельно часто не высокогоуровня. Ученики отдают предпочтение работе под руководством учителя. Выполнениедомашней работы представляет собой на данном этапе или выполнение упражнений«по образцу», или механическое воспроизведение страниц учебника. Врезультате учащиеся, привыкнув к исполнительской деятельности, не умеютсамостоятельно, активно организовывать самостоятельное познание. В последствиидеятельность должна перерасти в систематическую, целенаправленную и самостоятельную.
II. На следующем этапесамообразовательная деятельность превращается в относительно самостоятельнуюдеятельность ученика, имеющую свои цели, задачи, свое содержание и организацию.Основной движущей силой перестройки деятельности из стихийной (1 уровень) вцеленаправленную самообразовательную деятельность (2 уровень) являетсяформирование жизненных планов, рост, самосознания учащегося. Содержаниесамообразования на этом уровне становится более самостоятельным по отношению кпроцессу учения, в связи, с чем становиться особенно важным вопрос уровняумений, который обслуживает процесс самостоятельного познания. Наличие высокогоуровня умений самостоятельного познания у школьников можно наблюдать в первуюочередь при выполнении ими домашних заданий. Дело в том, что новая позициязаставляет перестраивать всю учебную работу. Вместо пассивного выполнениязадания учащийся младшего школьного возраста теперь «вдумчивочитает», «отмечает главное». Обогащается деятельность иисточники получения знаний, но редко возрастает удельный вес знаний, полученныхпутем самообразования.
III. Третий уровеньхарактерен для учащихся, которые уже не один год включены в самообразовательнуюдеятельность. Его отличает большая четкость, действенность и реальность целейсамообразования. Школьник, приобретая опыт в этой деятельности, учитсяоценивать свои возможности и согласно с ними определять свои задачи. Качественныйскачек в самообразовании на этом уровне (по сравнению со вторым) обеспечивает иовладение организационными умениями, дающими возможность строить его болеерационально. На этом этапе ученик отказывается от того разнообразия форм иисточников, что было характерно для второго уровня, останавливаясь надвух-трех, которые, тем не менее, могут обеспечить полностью все звенья егопознания. На третьем уровне происходит дальнейшая концентрация, но уже несодержания (как на втором), а источников и видов деятельности. Учащиеся врезультате систематической, самостоятельной познавательной деятельностиприобретает умения анализировать проделанную работу, соотносить ее споставленными задачами, более экономно ее строить, отбрасывая лишние видыработ. Достаточно высокий уровень организации умений обуславливает и еще однучрезвычайно важную особенность этого уровня: школьники как бы становятсяхозяевами всей своей познавательной деятельности (учебной исамообразовательной), организуя ее согласно намеченным целям. [8,198]
1.2.2 Понятиесамообразовательной деятельности
По определению ГромцевойА.К., самообразование школьника — это целенаправленная, систематическая,управляемая самим школьником познавательная деятельность, необходимая длясовершенствования его образования. Т.е. можно сказать о том, чтосамообразование является сложным и многогранным процессом. К настоящему временивыделяется ряд существенных признаков самообразовательной деятельности. Мыприведем признаки, охарактеризованные Редковец И.А. в ее книге«Формирование у учащихся общественно-ценностной мотивациисамообразования»: 1) Для самообразовательной деятельности (по сравнению сучебной) характерен более высокий уровень активности и самостоятельностипознания; 2) Самообразовательная деятельность добровольная, поэтому здесьнедопустимо какое-либо принуждение. Это определяет специфику мотивациисамообразования; 3) Важнейшим признаком самообразовательной деятельностиявляется ее более избирательный характер по сравнению с учебным познанием; 4)Самообразовательная деятельность отличается целенаправленностью,систематичностью и планомерным характером. Н.А. Рубанин говорит, что«беспорядочность и бессистемность сводят ее результаты к нулю» 5)Сравнение с учебной деятельностью помогает выявить еще одну особенностьсамообразования. 6) Самообразовательные интересы в большей степени отражаютнаправленность на творческое познание и соответствующие продуктивные егоспособы.
Кроме того, выделяя типысамообразовательной деятельности их можно охарактеризовать по тем целям,которые ставят перед самообразованием учащихся. А.К. Громцева приводитследующую классификацию:
— Политическоесамообразование, обусловленное усилением внимания к современным проблемам, кформированию своего мировоззрения;
— Общее самообразование,направленное на более углубленное изучение отдельных учебных предметов,согласно склонностям, интересам, жизненным планам личности;
— Самообразовательнаядеятельность, направленная на ознакомление с полюбившейся профессией иподготовку себя к ней;
- Самообразование,связанное с развитием своих способностей (эстетических, физических);
— Самообразование,обусловленное любительскими занятиями,
— Самообразование,связанное с самовоспитанием, интересом к вопросам нравственности, формированияхарактера. Нужно отметить, что у отдельных учащихся самообразование выражаетуже сформировавшуюся направленность личности у других более мозаичный характер.
Естественно, что ивыделенные виды, связи с этим носят несколько условный характер, создавая укаждой личности свой индивидуальный рисунок. [11,76] По мнению А.К. Громцевой,изучение процессуальной стороны самостоятельного познания в форме самообразованияпоказало, что если оно строится как сопутствующее учению, то в этом случаеучение определяет не только содержание самообразования, но и его процесс. Вусловиях сопутствующих самообразованию самостоятельное познание чаще всегоявляется неполным, поскольку отдельные его звенья реализуются в процессеучебной работы. Поэтому протекает процесс познания, когда ученик приступает ксамостоятельному изучению вопросов, которые не изучаются в школе. Сам процесспознания в условиях самообразования может строиться какпреобразующе-воспроизводящий или как поисковый.[11,74]
1.2.3 Готовностьшкольников к самообразовательной деятельности
Психолого — педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию. Готовностьк самообразованию — овладение личностью всеми компонентами самообразовательнойдеятельности. Анализ самообразования школьников, его движущих сил даетвозможность выделить в нем те компоненты, которые присущи любой деятельности,как-то: мотивационный, целеполагающий (ориентировочный), процессуальный,организационный, энергетический и оценочный. Так, поскольку самообразование — добровольный вид работы, в нем особенно ясно просматривается мотивационнаясфера. Для самообразования, как, впрочем, и для любой деятельности, особеннозначима и ее процессуальная сторона. Будет, функционировать самообразовательнаядеятельность или нет — всецело определяется умением ученика самостоятельнопознавать предмет. Уровень владения этими умениями обеспечивает качественнуюсторону самостоятельно усвоенных знаний, умений, навыков. Необходимымкомпонентом также является энергетический, который включает как волевые, так иэмоциональные стороны деятельности.
Таким образом, проблемаформирования готовности к самообразованию сводится к воспитанию у школьникамладшего школьного возраста стремлений к постоянному совершенствованию своихзнаний, умений самостоятельно совершать познание и его организовывать. [8,320]
1.3 Историческиеаспекты проблемы формирования у школьников готовности к самообразовательнойдеятельности
Проблема развития ушкольников познавательной активности и самостоятельности издавна привлекалавнимание ученых. Её изучали такие выдающиеся мыслители и педагоги, как Я.А.Коменский, Джон Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистерверг. Педагоги прошлоговозлагали большие надежды на активные методы обучения, на внесение в процессобучения исследовательского начала, на исключение догматики, формирование уучащихся мыслительных операций (анализ, обобщение, группировку). Выступалипротив зубрежки и схоластики в школе, за воспитание у школьников творческойактивности.
По их мнению, процессобучения должен служить всестороннему развитию личности. Современнаяпедагогическая теория и практика поддерживают и развивают положительные аспектыв учениях педагогов прошлого.
Например, в учении Ж.Ж.Руссо рассматривают осуществление связей обучения с жизнью, внесение поисковогопроблемного начала в учебный процесс как важнейшего средства формирования ушкольников стремлений и умений самообразования.[11,190’ Анализируя деятельностьзарубежных педагогов прошлого, можно сказать, что они создали много ценного вразработке идей формирования у школьников стремлений и умений самообразования,готовности к активному самостоятельному познанию. Однако их прогрессивные длясвоего времени идеи не могли получить практического осуществления.
Педагоги возлагалиосновные надежды на отдельные средства (на исследовательские методы обучения;приемы совершенствования содержания образования путем формирования у учащихсямыслительных логических операций; на положительный пример самого учителя),которые обычно рассматривались изолированно от эффективности других средств.И.Г. Пестолоцци одним из первых подошел к выводу о необходимости рассмотрения иорганизации педагогического процесса как единого учебно-воспитательного.
Эта идея, которая»восходит" к современным концепциям целостного подхода, главнымобразом, провозглашалась, декларировалась великим педагогом. В гимназиях неставилось задачи приобщения учащихся к чтению дополнительной литературы, киспользованию других источников самостоятельного познания. «Правила»для народного просвещения не разрешали, кроме руководств и книг, дозволенныхгимназическим начальством, никаких книг и рукописей иметь даже у себя дома. Впервой половине XIX в. развертывание освободительной борьбы в Россиистимулировало рост общественного интереса к самообразованию. Особеннообострился интерес к изучению философских и социально-политических вопросов.
Прогрессивный педагогтого времени А.И. Герцен видел цель образования не в сообщении возможнобольшего количества знаний, а в воспитании у школьников пытливости ума,любознательности, умений самостоятельно работать. В первые послереволюционныегоды самообразовательная деятельность учащихся развивалась на базе молодежныхклубов. И.А. Редковец видит причины явления в том, что клуб полнее отвечал назапросы молодежи политической заостренностью и злободневностью содержания своейработы, гибкостью своих форм.
Сближение школьныхзанятий и самообразования в это время шло не только по линии внекласснойкружковой работы, но и путем активизации процесса обучения. Не смотря на то,что в это время проводилось много исследований, разрабатывающих видысамостоятельных работ для всех звеньев процесса обучения, они, тем не менее, несмогли ни теоретически, ни практически решить задачу подготовки учащихся ксамостоятельному овладению знаниями.
Именно по этому в начале60-х годов педагогической общественностью как один из недостатковобщеобразовательной школы отмечается неподготовленность ее выпускников ксамостоятельному овладению знаниями. [5,357] Средством ликвидации этогонедостатка осмысляется уже не всякая самостоятельная работа, а та, содержаниекоторой включает элементы самостоятельного познания учащихся, поискисследование.
Т. е. сегодня различнымипедагогами предлагается множество решений проблемы по формированию готовностишкольников к самообразовательной деятельности, но до конца эта проблема еще нерешена. Мы в своей работе попытаемся предложить свой путь решения проблемыформирования готовности к самообразованию школьников через занятия нафакультативных курсах.[3, 78]
1.4 Значение самостоятельной работы длясамообразовательной деятельности
Значение самостоятельнойработы в учебном процессе трудно переоценить. Самостоятельной работасодействует формированию самостоятельности как качества личности, способствуетреализации принципа индивидуального подхода, позволяет дифференцировать учебныезадания и тем самым содействовать достижению действительно сознательного ипрочного овладения знаниями.
Можно сказать, что тольков ходе самостоятельной работы учащиеся развивают те познавательные способности,приобретают и совершенствуют те умения и навыки, без которых невозможноовладение знаниями, как в школе, так и в жизни.
Как показало наше исследование,самостоятельная работа учащихся имеет определенную структуру. Она включает дваэтапа:
1-подготовительный,ориентировочный;
2-исполнительный.
1(подготовительный) этапзнакомства с заданием, ориентировки в нем состоит в том, что ученик, выслушав задание,читает, переводит текст, запоминает основные положения и т. д. В ходе этойориентировки ученик осмысляет его, выделяя, что дано в задании, что нужноузнать или сделать, какие потребуются для этого задания и действия.
2(исполнительный) этапзаключается в том, что ученик, поняв задание и составив план действий,выполняет и проверяет его.[10,35]
Полагаем, чтоцелесообразнее проверку выполненного задания выделить в отдельный структурныйэтап, а именно 3(проверочный) этап, который заключается в том, что ученик,выполнив задание, сам по собственной инициативе проверяет свою работу иоценивает ее (устанавливает, правильно или нет, выполнена), т.е. осуществляетсамоконтроль и самооценку.
Таким образом, вструктуру самостоятельной работы входит: анализ задания, поиск способовосуществления задания, планирование работы, выполнение задания, проверка иоценка сделанной работы.
Отдельные видысамостоятельной работы могут включать либо все, либо некоторые из этихэлементов. Чем больше указанных выше элементов входит в самостоятельную работуучащихся, тем выше ее уровень, а значит, и уровень самостоятельностишкольников.[1,75]
1.4.1Определениесамостоятельной работы
Самообразование школьника- это целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником познавательнаядеятельность, необходимая для совершенствования его образования. Т.о. можносказать о том, что самообразование является сложным и многогранным процессом.
К настоящему временивыделяется ряд существенных признаков деятельности. Мы приведем признаки,охарактеризованные Редковец И.А. в ее книге «Формирование у учащихсяобщественно-ценностной мотивации самообразования»: 1) По его мнению, длясамообразовательной деятельности (по сравнению с учебной) характерен болеевысокий уровень активности и самостоятельности познания; 2) Самообразовательнаядеятельность добровольная, поэтому здесь недопустимо какое-либо принуждение.Это определяет специфику мотивации
3) Важнейшим признакомсамообразовательной деятельности является ее более избирательный характер посравнению с учебным познанием; 4)Самостоятельная работа отличаетсяцеленаправленностью, систематичностью и планомерным характером. Н.А. Рубанинговорит, что беспорядочность и бессистемность сводят ее результаты к нулю.
В последнее время повопросу о том, что следует понимать под самостоятельной работой, было многоспоров.[12.45]
Некоторые авторы считаютсамостоятельной работой даже ответы учащихся на вопросы учителя. Нельзяотождествлять самостоятельную работу и самостоятельность. Самостоятельность- качестволичности, самостоятельная работа-метод учебной работы.
Так, самостоятельнаяработа является, с одной стороны, выражением еже достигнутой самостоятельности,с другой — средством дальнейшего развития самостоятельности.
Другие авторы считаютсамостоятельной работой такую работу. В которую ученик вносит что-то свое,личное, индивидуальное. Если ребенок пишет по образцу, данному учителем, тоэто, по их мнению, не самостоятельная работа. Нельзя согласиться как с первым,так и со вторым определением самостоятельной работы. Первое чрезвычайнорасширяет это понятие, второе очень ограничивает его.[2,15]
Наиболее правильнымследует признать определение самостоятельной работы, данное
Б. Есиповым. Так,самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, это такаяработа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по егозаданию в специально предоставленое для этого время; при этом учащиесясознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя своиусилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физическихдействий.
Выполнение задания безнепосредственной помощи учителя не означает отсутствия его руководящей роли.При организации самостоятельной работы роль учителя не только не снижается, а,наоборот повышается.[14,14]
1.4.2 Условия,обеспечивающие успешность самостоятельной работы
Самостоятельная работа,как работа по заданию, может успешно осуществляться только тогда, когдаучащийся ясно осознает цель работы и у него есть стремление к достижению этойцели. Иными словами, успех самостоятельной работы обуславливаетсяцеленаправленностью учащихся.
Роме того, успех самостоятельнойработы обуславливается также наличием уже сформировавшихся в процессе обученияумений и навыков, как практических, так и умственных, которые необходимы длядостижения поставленной цели.
Целенаправленность делаетсамостоятельную работу учащихся сознательной, осмысленной, вызывает интерес кней. Наличие уже сформированных умений и навыков составляет ту техническуюоснову, те механизмы, при помощи которых учащиеся идут к достижениюпоставленной цели.
Необходимо, чтобызадания, предлагаемые учащимся для самостоятельного выполнения, были посильныдля них и давались в определенной системе. Основной этой системы должно бытьпостепенное нарастание самостоятельности детей, которое осуществляется путемусложнения, как материала, так и мыслительных задач, а также путем измененияроли и руководства учителя.[6,14]
В связи с указаннымиусловиями успешности самостоятельной работы большое значение приобретаетинструктаж, который проводится учителем перед началом самостоятельной работы вустной, письменной и наглядной Фоме. В ходе инструктажа разъясняются цель изначение предстоящей самостоятельной работы, дается задание для нее и взависимости от того, насколько учащиеся владеют необходимыми умениями инавыками, указывается (более или менее подробно) или не указывается способосуществления задания.
Самостоятельная работатолько тогда достигает наибольшего успеха, когда школьники осознают, дают себеотчет, как в конечных результатах своих достижений, так и в тех ошибках,которые были допущены ими в ходе работы. Большую роль в этом играет анализучителем работы учащихся. Эта работа оказывает влияние на эффективностьобучения, если учитель формирует деятельность учащихся, направленную насамоконтроль результатов своей учебной деятельности.[8,78]
Мы охарактеризоваликонкретные методы учебной работы — изложение учебного материала учителем,беседу, самостоятельную работу учащихся.
Рассматривая каждыйметод, мы раскрывали его как с внешней стороны, так и с внутренней, т.е.характеризовали познавательную деятельность учащихся, которую они проявляют,когда учитель излагает материал, предлагает вопросы, задания длясамостоятельного выполнения.
Для каждого метода характерносвое особое взаимодействие учителя и учащихся, в ходе которого учительорганизует познавательную деятельность учащихся, направленную на овладениезнаниями, умениями и навыками. Это взаимодействие связано с развитием иформированием личности учащегося.
Теория и практикаобучения показывает, что выбор метода учебной работы зависит от несколькихфакторов.
1. От общей цели исодержания образования. С изменением цели и содержания образования изменяютсяметоды учебной работы.
2. От дидактической целиурока.
Если основнаядидактическая цель урока –проверить и оценить умения и навыки учащихся.тоцелесообразно и необходимо использовать также самостоятельную работу, но уже вформе диктовки.
3. От содержания учебногоматериала, который должен быть предметом изучения на данном уроке.
Если предметом изученияна уроке будет то или иное грамматическое явление, для определения которогоцелесообразно исходить из наблюдения языковых явлений, то использование методабеседы будет эффективнее, чем использование метода изложения и т. п.
4. От возрастныхособенностей учащихся, уровня их знаний и навыков.
Так, рассказ — одна изформ повествования — используется. Во всех классах школы, но длительность его взависимости от возраста и степени подготовки учащихся будет различной. Вначальных классах вследствие недостаточно развитого внимания детей, уменияслушать на уроке используется, как правило, не один, а несколько методов.
5. Подготовка учителя,его мастерство могут оказывать некоторое влияние на выбор метода учебной работы.Некоторые учителя обладают искусством педагогического рассказа и используютпреимущественно данную форму повествования в своей работе. Другие являютсямастерами проведения беседы, поэтому преимущественно используют данный метод вработе. Однако учитель ни в коей мере не может использовать в своей работетолько не методы, искусством применения которых он владеет. Каждому учителюнеобходимо работать над совершенствованием своего педагогического мастерства ииспользовать на практике методы, соответствующие требованиям жизни,использовать комплексно во взаимодействии, реализуя образовательную,воспитательную и развивающую функции обучения.[5,35]
1.5 Домашняя учебнаяработа на уроках иностранного язык
Класс: 3«а»
Тема: Грамматическая тема: «little\some\any\few»
Основные задачи: развития умений и навыковдиалогической устной речи, полное понимание текста, закрепление лексическихединиц. Извлечь содержащуюся в тексте основную информацию, то есть выяснить,какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем поданным вопросам. Умение различать главную и второстепенную мысль.
Цель: развитие самообразования на уроке идома
Оборудование: доска с наглядностью, карточки современем, раздаточный материал.time Stage
TEACHER Pupil
1m
3m
10m
4 m
3 m
5 m
5-7 m
5m
5-6m
10m
Орг момент
Осн часть
Good morning boys and girls! Sit down please! Silence please.
I‘m glad to see you.
My name is Svetlana Nikitichna!
Let’s start our lesson.
I know that your homework was to prepair the dialogue.I will give you several minutes to repeat this task.
Put your books away and now work in pairs
Who wants to be first?
Nobody?ok.
The first pair will be you and you.
1. Ребята рассказывают диалог, выученный самостоятельно, все сравнивают себя с другими, находя положительные и отрицательные стороны.
Well done
Excellent
Not quite right
2. Далее проверка задания, которое ребята читали и переводили так же дома самостоятельно, в этом тексте было очень много новой лексики, ребята учатся переводить со словарем, подыскивая подходящий литературный смысл.
Open your books at the page №66 ex 3.please read the task.
Это тоже очень интересное задание с точки зрения самообразвония, т. к. задание после текста состоит в следующем: рассказать. Что делает ваша семья в такое-то время, ребята не только должны были вспомнить время, но и построить правильно предложение. Учитель же в свое время нарисовала карточки, на которых было разное время, и задавала вопросы ученикам по цепочке.
a)what your family usually do at a quarter to seven 18.45
2) 3.30
3)3.50
4)9.15
5)9.40
at a q past ten
at a q past seven
4. Учитель объясняет значение предлога «at» и когда оно употребляется.
the next ex is №9
1)I go to a cinema very often
pupils please pay attention at this model.
Please read us this sentences.
Т е ребят посмотрите предлог «at»
Мы употребляем когда речь идет о театре или кинотеатрах.
5. Очень интересное задание-учитель тренирует ребят правильно строить предложения +ввод новой лексики. Ребята поочередно должны сказать предложение, (работа предполагается в командах), а другой ученик исправляет ошибки или помогает построить предложение.
Let’s see ex № 11.
The task is-try to say in english
Художественный фильм.
Я киноман и я люблю смотреть художественные фильмы очень.
Мультики
Моя сестра обожает смотреть мультики
Документальный фильм
Мой папа обожает документальные фильмы
Кроме того
Быть наполненным чем-либо
Коробка наполнена яблоками
Комната была наполнена людьми
Кинотеатр полон
Хотя
Я опоздал в школу, хотя встал рано
заботиться
6.И заключительное упражнение, объяснение новой грамматической темы
Boys and girls turn the page and you can see the model.
Much-употр с неисч переводится много
mUch milk
a little-немного чуть-чутью с неисч
a little water
little-мало
there is little water in the glass.
Many-исч много
A few –несколько
A few books
Few- мало исч
Few friend
A lot of- исч и неисч-много
Some-утвержд предлож
any-в отриц и вопр
have you any ...
7. А теперь ваше домашнее задание.
Оно будет очень интересным и творческим. Итак, ваша задача сделать карточки, на каждой из которой вы напишете значение many, little, few, many, much. Карточки должны быть яркими, четкими и понятными.
Это задание поможет ребятам запомнить различия в этих словах, не путать их друг с другом.
Thank you for the lessen
Good bye
Подводя итог, мы можем отметить, что урок был довольно насыщенным, отличная мотивация позволила двигаться в хорошем темпе, в работе принимали участие все ученики. Работали ребята в основном самостоятельно, а учитель лишь направлял учеников. Учитывались так же и возрастные особенности учеников, а именно, задание получилось творческое, непринужденное и необычное.
Good morning teacher!
Repeat it
Everyone do it
Read it.
Do the ex.
Мое примечание:
Не все справляются с этим заданием, поскольку некоторые не могут обозначить правильное значение слов. Тем не менее, мы сдвинулись с «мертвой точки,» и большинство ребят справились с тим заданием.
Do the ex.
Переводят с русского на английский
2. Практическая часть
Рекомендации учителям
1.Формирование у учащихся потребности в обучении исаморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры инравственности учащихся.
2.Стимулирование учителя к применению новых методикобучения, внедрению в практику новых педагогических технологий по развитиюсамообразованию у учащихся.
3.Дальнейшее изучение методик личностноориентированного обучения.
4.Совершенствование педагогического мастерства
5. Учащимся необходимо предлагать задания с использованием в основномконструктивных образов, заставляющих учеников не отвлекаться на несущественныепризнаки и сразу выделять суть выделенных отношений
6.При обучении необходимотак организовать учебную деятельность школьников, чтобы они сами понимали смыслпринципы построения английской речи. При этом нужно рассматривать с учащимисявсе предложенные ими идеи и отбрасывать лишь те, которые не имеют“рационального зерна”.
7… Необходимо составлять с учащимися план занятий илизаданий, чтобы дети учились планировать свои действия прежде, чем будут ихвыполнять. При этом важно, чтобы выполнение составленной системы действийприводило к достижению намеченной цели
8. Избирая тему дляобобщения, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе.Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, ипостарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.
9. Определяйте формуобобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому.Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки,схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткимиразъяснениями.
10. Оценивайтепрактически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках,трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ обопыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут иразвиваются ученики.
11. Работая над темой,советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своихтрудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
12. Использованиеприемов, разработанных педагогами-новаторами: использование опорных сигналов,изучение материала крупными блоками, наглядный материал при самостоятельномвыполнении какого-то задания в классе
13. Сочетаниеобщеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными
14. Организациясистематического контроля и учета знаний учащихся
15. Подберите инадлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся,списки литературы и т.д.)
16. Помните, что, обобщаяпедагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность,способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.
Заключение
Итак, целью нашегоисследования было изучить все аспекты и особенности домашней учебной работы поязыку для развития самостоятельности школьников.
Проведенный анализпедагогической литературы позволяет сделать вывод, что домашнее задание — этоодна из форм самостоятельной работы учащихся, способствующая не толькообобщению, закреплению и углублению знаний, умений и навыков учащихся, но иразвитию творческой самостоятельности, способности к самообразованию ирефлексии. При выполнении домашних заданий учащимся предоставляется большаясамостоятельность в работе, когда они могут работать каждый в своем темпе,используя разные способы для запоминания изучаемого, уделяя отдельным видамзаданий больше внимания. Домашние задания при обучении английскому языкуспособствуют развитию памяти, логических способностей, склонностей и дарованийучащихся. Несмотря на всю важность данного вида работ, мы выяснили, чтосуществует две точки зрения на проблему, связанную с необходимостью домашнихзаданий. Одни педагоги (Е.С. Рабунский, З.П. Шабалина и др.) утверждают, чтодомашние задания являются неотъемлемой принадлежностью урока, его естественнымпродолжением, а другие (О.Г. Зязева и др.) — склоняются к тому, что домашниезадания носят необязательный характер. Анализ педагогической и методическойлитературы выявил следующие дидактические компоненты, характеризующие домашнеезадание: цели, виды, содержание, средства, методы, функции, формы контроля надвыполнением домашних заданий. Так, одни ученые считают, что домашнее задание — это продолжение урока, и основная его цель — закрепление знаний, умений инавыков учащихся (О.А. Аракелян, В.Г. Федорович). Другие полагают, что основнаяцель домашних заданий — это подготовка учащихся к урокам, к изучению нового и кзакреплению изученного материала, а также практическое применение полученных науроке знаний (М.А. Данилов, З.П. Шабалина).
В ходепроведения пробных уроков и анализа доступной нам литературы изученывозможности работы педагога по формированию у учащихся умений и навыковдомашней учебной работы. В результате проделанной работы, выяснилось, чтохарактер учебной деятельности учащихся в ходе урока, те методы по оптимизацииусвояемости учебного материала, которые применяет учитель, напрямую влияют и нахарактер домашних заданий. Если рекомендации по работе с учебником и другойдополнительной литературой имеют свою специфику, с которой в ходе урокаучащиеся не сталкиваются, то методы систематизации и закреплению полученныхзнаний, применяемые на уроках, находят свою продолжение в ходе подготовки учащихсяк занятиям. Поэтому учитель может напрямую влиять на характер деятельностиучащихся в домашней учебной работе: вначале обучив в ходе уроков методамприменения, закрепления и систематизации знаний, и затем – пригласив учащихся ксамостоятельному их использованию.
Приводимыепрактические рекомендации учителям, могут быть рекомендованы к использованию ив других школах. На их основе каждый творчески мыслящий педагог способенразработать собственные рекомендации приемов, навыков и умений домашней работыучащимся, в зависимости от собственного стиля работы, от тех форм обучения,которые он сам применяет в своей педагогической деятельности.
Список литературы
1. Амонашвили Ш. А.Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-М.: Университетское, 1990.-345с
2. Баранов С.С. идр. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. -340с
3. Безруких М.М.,Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.-257с
4. Бесова М.А.,Старовойтова Т.А. Педагогические технологии в начальной школе. — Могилев,2003.-246с
5. Казанский Н.Г.Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы).-М.: Издательство «Просвещение». 1978г.-222с
6. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие. – М., 1999.-186с
7. Осипова М.П.Методика воспитательной работы. – Мн.: Университетское, 1991.-267с
8. Педагогика: Учеб.Пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. -340с
9. Подласый И.П.Педагогика начальной школы. — М., 2000.-456с
10. Селиванов В.С. Основы общейпедагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. – М., 2000.-309с
11. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.:Высшая школа, 1990. -243с
12. Чепиков В.Т. Педагогика. – М., 2003.
13. Щуркова Н.Е. Вы стали класснымруководителем.- М., 1996. -189с
14. Щуркова Н.Е. Воспитание детей вшколе.- М., 1998.-165с
15. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика итехника урока в школе. — М.: Просвещение, 1985.-403с