Реферат по предмету "Экология"


Современная экология как междисциплинарный комплекс знаний

/>Министерство образования РоссийскойФедерации
/>Санкт – Петербургская Академияуправления и экономики
/>Уральский институт экономики
/> 

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
/>На тему:
Современнаяэкология как междисциплинарный комплекс знаний
/>По дисциплине: Экология
 
/>Выполнил
/>студент: Зорина Е. Ю.
/>Группа № 18 – 65382
/>Специальность: Социально – культурный сервис и туризм
/>Зачетная книжка № 088202
/>Проверил
/>Руководитель: Аксенова В. И.
/>Екатеринбург
/>2010
Содержание
Введение
1 Экология – важнейшая наука ХХ – ХХIвв .
1.1 История развития экологии
1.2 Значение экологическогообразования
2 Антропогенные и природныеэкосистемы. Сходство и различие этих систем
2.1 Природные ресурсы земли каклимитирующий фактор выживания человека. Классификация природных ресурсов
3. Перелом в мировоззренческойстратегии человечества в 1960 – е годы
3.1 Прогнозы и модели мировой динамики.Работы Римского клуба
Заключение
Библиографический список
Приложение № 1
Приложение № 2
Введение
Данная работа посвященаизучению пагубного влияния человека на окружающую среду. Проблема,представленная в вопросах очень актуальна, и отвечая на них, я стараласьмаксимально раскрыть темы, а также донести до читателей моей работы всюважность и серьезность затронутых тем.
В первую очередь яизложила, почему экология одна из самых важных наук в наше время, написалаотличия и сходства экосистем природы и человека, а также рассказала, какимобразом человечеству удалось избежать действия лимитирующих факторов.
Также в работе сказано,каким образом люди пытаются избежать экологической катастрофы, исправить, покане поздно, свои «труды».
К большому сожалению, этивопросы еще долго не утратят своего значения.
Цель данной работыявляется изучить основы экологии, соблюдать экологические правила и законы идонести экологические знания до читателей.

1         Экология –важнейшая наука XX– XXIвв
Экология(от греч. «йокос» — дом, жилище и «логос» — учение) – наука, изучающая условиясуществования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, вкоторой они обитают. Изначально экология развивалась как составная частьбиологической науки, в тесной связи с другими естественными науками – химией,физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой.
Предметомэкологии является совокупность, или структура, связей между организмами исредой. Главный объект изучения в экологии – экосистемы, то есть единыеприродные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Крометого, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов(организменный уровень), их популяций, то есть совокупность особей одного вида(популяционно – видовой уровень), и биосферы в целом (биосферный уровень).
1.1 История развития экологии
В историиразвития экологии можно выделить три основных этапа:
Первый –зарождение и становление экологии как науки ( до 60 – х гг. XIX в.). На этом этапе накапливалисьданные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первыенаучные обобщения. Элементы экологического подхода содержались в исследованияхЛепехина И. И., Миддендорфа А. Ф., Крашенинникова С. П., Бюффона Ж., ТрамблеА., Реомюр А. и др. Ламарк Ж. и Мальтус Т. Впервые предупреждают человечество овозможных негативных последствиях воздействия человека на природу.
Второй этап –оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60 – х гг. XIX в.). Начало этапа ознаменовалосьвыходом работ русских ученых К. Рулье и Н. Северцова, В. Докучаева, впервыеобосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своегозначения и до настоящего времени. Неоценимый вклад в развитие экологии внеслиЧ. Дарвин, Э. Геккель. Как самостоятельная наука экология окончательнооформилась в начале ХХ столетия. Во второй половине ХХ в. в связи спрогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействиячеловека на природу экология приобретает особое значение.
Начинаетсятретий этап (50 – е гг. ХХ в. – до настоящего времени) – превращение экологии вкомплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающейчеловека среды. Из строгой биологической науки экология превращается взначительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии,физики, социологии, теории культуры, экономики…
1.2 Значение экологическогообразования
 
В настоящеевремя стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность длясуществования всего человечества.
Человек,благодаря данному ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные»условия среды, быть независимым от ее физических факторов. Связь природы ичеловека может привести к практически полному вовлечению живого покрова планетыв жизнеобеспечение современного общества, поставив человечество на граньэкологической катастрофы.
Остановитьстихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять, и вслучае с экологией эти знания должны» овладеть массами», по крайней меребольшей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическоеобразование людей, начиная со школы и заканчивая вузом.
Эти знаниянеобходимы каждому человеку, чтобы сбылась многих поколений мыслителей осоздании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города,развить настолько совершенные производительные силы, которые смогли быобеспечить гармонию и природы.
Экологическиобразованный человек не допустит «стихийного» отношения к окружающей его средежизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашейстране таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам,решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой»цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие,«экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.
Отсюдаследует, что в настоящее время остановить нарушение экологических законовможно, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого членаобщества, а это возможно сделать прежде всего через образование, через изучениеоснов экологии. Что особенно важно для специалистов в области наук техническогонаправления, в первую очередь для инженеров – строителей, инженеров в областихимии, нефтехимии, металлургии, машиностроения, пищевой и добывающейпромышленности и т. д. Вот почему экология важнейшая наука XXI в. – если ее не изучать и несоблюдать, то наступит непоправимая для человечества катастрофа!

2 Антропогенные и природныеэкосистемы
Сходство иразличие этих систем
Человек вконкурентной борьбе за выживание в природной среде начал строить своиискусственные антропогенные экосистемы. Примерно 10 000 лет назад онперестал быть «рядовым» консументом, собирающим дары природы, и начал эти«дары» получать сам, посредством своей трудовой деятельности, создав сельскоехозяйство. Освоив сельскохозяйственную модель, человек исторически подошел к промышленнойреволюции, которая началась всего 200 лет назад, и до современного комплексноговзаимодействия с окружающей средой по искусственной модели (рис. 1). Насовременном этапе он для удовлетворения своих все возрастающих потребностейвынужден изменять природные экосистемы и даже разрушать их, возможно, и нежелая этого.
Энергия– изначальная движущая сила всех экосистем. Энергетические ресурсы этих системмогут быть неисчерпаемы – солнце, ветер, приливы и исчерпаемы – топливно –энергетическими (уголь, нефть, газ и т. п. Используя топливо, человек может добавлятьэнергию в систему или даже полностью ее субсидировать энергией. Опираясь на этиэнергетические особенности существующих систем, Ю. Одум предложил их классификацию,приняв энергию за основу, и выделил «четыре фундаментальных типа экосистем:
1. Природные:движимые Солнцем, несубсидируемые. (Рис. 1). Динамика экологической системы «человек- окружающая среда».
2.Природные, движимые Солнцем, субсидируемые другими естественными источниками.
3.Движимые Солнцем и субсидируемые человеком.
4.Индустриально — городские, движимые топливом (ископаемым, другим органическимили ядерным)».
Этаклассификация принципиально отличается от биомной, основанной на структуреэкосистем, так как она основана на свойствах среды. Тем не менее, она хорошодополняет ее.
Первыедва типа — это природные экосистемы, а третий и четвертый следует отнести кантропогенным. К первому типу экосистем относятся океаны, высокогорные леса,являющиеся основой жизнеобеспечения на планете Земля. Ко второму типу экосистемотносят эстуарии в приливных морях, речные экосистемы, дождевые леса, то естьте, которые субсидируются энергией приливных волн, течений и ветра. Хотяэкосистемы первого типа неспособны поддерживать высокую плотность их фауны ифлоры, но они занимают громадные площади — одни океаны — это 70% территории земногошара. Ими движет энергия только самого Солнца, и они являются основой, стабилизирующейи поддерживающей жизнеобеспечивающие условия на планете.
Экосистемывторого типа обладают высокой естественной плодородностью, поскольку организмы,проживающие здесь, например, в эстуариях, приспособились использовать «дополнительную»энергию приливов и течений, а в дождевых лесах — энергию ветра и дождя и т. п.Эти системы «производят» столько первичной биомассы, что ее хватает не толькона собственное содержание, но часть этой продукции может выноситься в другиесистемы или накапливаться.
Такимобразом, природные экосистемы «работают» на поддержание своей жизнеспособностии собственного развития без всяких забот и затрат со стороны человека, болеетого, в них создается и заметная доля пищевых продуктов и других материалов,необходимых уже для жизни самого человека. Но главное, именно здесь очищаютсябольшие объемы воздуха, возвращается в оборот пресная вода, формируется климати др.
Совсеминаче работают антропогенные экосистемы. К ним уже с полным правом можноотнести третий тип — это агроэкосистемы, аквакультуры, производящие продуктыпитания и волокнистые материалы, но уже не только за счет энергии Солнца, а идотации ее в форме горючего, поставляемого человеком.
Этисистемы походят на природные, поскольку саморазвитие культурных растений впериод вегетации — это процесс природный и вызван к жизни природной солнечнойэнергией. Но подготовка почвы, сев, уборка урожая и др. — это уже энергетическиезатраты человека. Более того, человек практически целиком меняет природнуюэкосистему, что выражается, прежде всего, в ее упрощении, то есть снижениивидового разнообразия, вплоть до сильно упрощенной монокультурной системы(табл. 1).
Современноесельское хозяйство позволяет постоянно, из года в год удерживать экосистемы наранних стадиях сукцессии, добиваясь максимальной первичной продуктивности одногоили нескольких растений (например, кукурузы, пшеницы, гороха и т. п).Крестьянам удается добиваться высоких урожаев, но дорогой ценой, а цена этаобусловлена затратами на борьбу с сорняками, на минеральные удобрения, на обработкупочв и т. п.
Устойчивоепоявление новых видов, например, травянистых растений, есть результатестественного сукцессионного процесса. То, что мы называем сорняками, — не чтоиное, как пионерные виды растений, вредители — насекомые и другие животные, авозбудители болезней — микроорганизмы. Сорные растения, вредители и болезнимогут уничтожить весь урожай, если активно не бороться с ними.
Животноводство- это также путь к упрощению экосистемы; охраняя полезных емусельскохозяйственных животных, (коров, свиней, овец и др.), человек уничтожаетдиких животных: травоядных, как конкурентов в пищевых ресурсах, хищников — какуничтожающих домашний скот. Вылов ценных видов рыб упрощает экосистемыводоемов. Загрязнение воздушной и водной сред также ведет к гибели деревьев ирыб и «обирает» природные экосистемы.
Вцелом же, нетрудно догадаться, что, по мере роста народонаселения, люди будутвынуждены преобразовывать все новые зрелые (климаксные) экосистемы в простыемолодые продуктивные (например, путем уничтожения тропических лесов, осушенияболот и т. п.). На поддержание этих систем в «молодом» возрасте увеличитсяиспользование топливно — энергетических ресурсов. Кроме того, произойдет утратавидового (генетического) разнообразия и природных ландшафтов. Молодая,продуктивная экосистема очень уязвима из — за монотипного видового состава, таккак в результате какой — то экологической катастрофы, например засухи, ее ужене восстановить вследствие разрушения генотипа. Но для жизни человечества они необходимы,поэтому наша задача — сохранить баланс между упрощенными антропогенными и соседствующимис ними более сложными, с богатейшим генофондом, природными экосистемами, откоторых они зависят.
Энергетическиезатраты в сельском хозяйстве велики — природные плюс субсидируемые человеком и,тем не менее, самое продуктивное сельское хозяйство находится примерно науровне продуктивных природных экосистем. Продуктивность и тех и других основанана фотосинтезе, а верхний предел притока энергии для любой постоянной, длительнофункционирующей системы, составляет около 50000 ккал/м2 г. Однако существенноеразличие между системами в распределении энергии: в антропогенной онапоглощается лишь несколькими или вообще одним-двумя видами, а в природной — многими видами и веществами.
Совсемпо — другому обстоит дело в экосистемах четвертого типа, к которым относятсяиндустриально — городские системы здесь энергия топлива полностью заменяетсолнечную энергию. По сравнению с потоком энергии в природных экосистемах — здесь ее расход на два-три порядка выше. Годовая потребность человека в пище —около 1 млн ккал, но если подсчитать затраты энергии на душу населения,существующие реально, то они окажутся в десятки раз больше (так, в США они в 86раз больше). В разных странах эти затраты отличаются, но особенно большаяразница между богатыми странами и развивающимися — она может быть в странах«третьего мира» в несколько десятков (до сотни) раз меньше. Эти страны как бынаходятся в стадии экосистемы первого — второго типа, в то время как развитыестраны уже прошли через все четыре типа экосистем.
Всвязи со сказанным выше, слесельхозсистем — рациональное использование тех дуетотметить, что экосистемы третьего и четвертого типа не могут существовать безприродных систем, в то время как природные экосистемы могут существовать безантропогенных.
2.1 Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживаниячеловека
В самом общемвиде, применительно к человеку, «ресурсы — это нечто, извлекаемое из природнойсреды для удовлетворения своих потребностей и желаний». Потребности человека можноразделить на материальные и духовные. Природные ресурсы в прямом их применениив какой — то части удовлетворяют духовные потребности человека, например,эстетические («красота природы»), рекреационные и т. п. Но главное ихназначение — удовлетворять материальные потребности, т. е. созданиематериальных благ. Итак, природные (естественные) ресурсы — это природныеобъекты и явления, которые человек использует для создания материальных благ,обеспечивающих не только поддержание существования человечества, но ипостепенное повышение качества жизни. Природные объекты и явления — это различныетела и силы природы, используемые человеком как ресурсы. Организмы, кромечеловека и в значительной степени домашних животных, — черпают живыеэнергетические ресурсы непосредственно из окружающей среды, являясь частью биогеохимическихциклов. Эти ресурсы по своему действию можно рассматривать и как экологическиефакторы, в том числе и как лимитирующие, например большая часть пищевых ресурсов.
Человек, благодарясвоим все возрастающим материальным потребностям, не может довольствоватьсядарами природы только в той мере, при которой не должен нарушать ее равновесие,то есть около 1% от ресурсов природной экосистемы, поэтому ему приходитсяиспользовать и те природные ресурсы, которые накоплены за миллиарды и миллионылет в недрах Земли и определяют ресурсную экологическую функцию метосферы. Длясоздания материальных благ человеку необходимы металлы (железо, медь, алюминийи др.) и неметаллическое сырье (глина, песок, минеральные удобрения и др.), атакже лесная продукция (строительный лес, для производства целлюлозы и бумаги,и т. д.) и многое другое.
Инымисловами, природные ресурсы, используемые человеком, многообразны, многообразныих назначение, происхождение, способы использования и т. п. Это требует определеннойих систематизации.
Классификацияприродных ресурсов
Воснову классификации положено три признака: по источникам происхождения, поиспользованию в производстве и по степени истощаемости ресурсов. По источникампроисхождения ресурсы подразделяются на биологические, минеральные и энергетические.
Биологическиересурсы — это все живые средообразующие компоненты биосферы: продуценты, консументыи редуценты с заключенным в них генетическим материалом. Они являютсяисточниками получения людьми материальных и духовных благ. К ним относятсяпромысловые объекты, культурные растения, домашние животные, живописныеландшафты, микроорганизмы, то есть растительные ресурсы, ресурсы животного мираи др. Особое значение имеют генетические ресурсы. Минеральные ресурсы — это всепригодные для употребления вещественные составляющие литосферы, используемые вхозяйстве как минеральное сырье или источники энергии. Минеральное сырье можетбыть рудным, если из него извлекаются металлы, и нерудным, если извлекаются неметаллическиекомпоненты (фосфор и т. д.) или используются как строительные материалы.
Еслиже минеральные богатства используются как топливо (уголь, нефть, газ, горючиесланцы, торф, древесина, атомная энергия) и одновременно как источник энергии вдвигателях для получения пара и электричества, то их называют топливно — энергетическимиресурсами. Энергетическими ресурсами называют совокупность энергии Солнца иКосмоса, атомно — энергетических, топливно — энергетических, термальных идругих источников энергии.
Второйпризнак, по которому классифицируют ресурсы, — по использованию их впроизводстве. Сюда относятся следующие ресурсы:
— земельный фонд — все земли в пределах страны и мира, входящие по своемуназначению в следующие категории: сельскохозяйственные, населенных пунктов,несельскохозяйственного назначения (промышленности, транспорта, горныхвыработок и т. п.). Мировой земельный фонд — 13,4 млрд га;
— лесной фонд — часть земельного фонда Земли, на которой произрастает или можетпроизрастать лес, выделенный для ведения сельского хозяйства и организацииособо охраняемых природных территорий; он является частью биологическихресурсов;
— водные ресурсы — количество подземных и поверхностных вод, которые могут бытьиспользованы для различных целей в хозяйстве (особое значение имеют ресурсыпресных вод, основным источником которых являются речные воды);
— гидроэнергетические ресурсы — те, которые способна дать река, приливно — отливнаядеятельность океана и т. п.;
— ресурсы фауны — количество обитателей вод, лесов, отмелей, которые можетиспользовать человек, не нарушая экологического равновесия;
— полезные ископаемые (рудные, нерудные, топливно — энергетические ресурсы);
— природное скопление минералов в земной коре, которое может быть использовано вхозяйстве, а скопление полезных ископаемых образует их месторождения, запасыкоторых должны иметь промышленное значение.
Сприродоохранной точки зрения важное значение имеет классификация ресурсов потретьему признаку — по степени истощаемости. Истощение природных ресурсов сэкологических позиций — это несоответствие между безопасными нормами изъятияприродного ресурса из природных систем и недр, и потребностями человечества(страны, региона, предприятия и т. д.). На рис. 9.5 приводится схемаклассификации природных ресурсов по степени истощаемости.
Неисчерпаемыересурсы — непосредственно солнечная энергия и вызванные ею природные силы, — например, ветер и приливы существуют вечно и в неограниченных количествах.Исчерпаемте ресурсы имеют количественные ограничения, но одни из них могут возобновляться,если есть к этому естественные возможности или даже с помощью человека (искусственнаяочистка воды, воздуха, повышение плодородия почв, восстановление поголовьядиких животных и т. п). Однако очень важная группа ресурсов не возобновляется.К ним относятся такие реликты древних биосфер, как топливо и железная руда, атакже ряд руд металлов внутриземного (эндогенного) происхождения. Все они имеютограниченные запасы в литосфере.
Этиресурсы конечны и не возобновляются. Конечно, у человека есть возможностизаменить наиболее дефицитные ресурсы на имеющие большее распространение ибольшие запасы. Но, как правило, подобно тому, как и при замене однихэкологических ресурсов (например, пищевых в экосистемах) другими, понижаетсякачество.
Такимобразом, одним из важнейших лимитирующих факторов выживания человека какбиологического вида (Homo sapiens) является ограниченность и исчерпаемостьважнейших для него природных ресурсов. Но человек еще и социальное существо,поэтому для развития и выживания человеческого общества очень важен характериспользования ресурсов. В настоящее время человечеству доступны климатические икосмические ресурсы, ресурсы Мирового океана и континентов. Постоянно растетколичественное их потребление, растет их «ассортимент», зачастую без учета ресурсообеспеченности.
Ресурсообеспеченность- это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами ихиспользования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватитьданного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. На показателиресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территорииприродными ресурсами.
Но неменьшее значение имеют и масштабы их потребления, поэтому само понятие«ресурсообеспеченность»является социально — экономическим. Таким образом, о ресурсообеспеченностинельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность извлечения(потребления их обществом).
Потреблениеприродных ресурсов обусловлено прежде всего тем, что человек, стремясь «снять»влияние лимитирующих природных факторов, для того, чтобы выжить и победить вконкурентной борьбе, начал создавать свои, антропогенные экосистемы.

3 Перелом в мировоззренческойстратегии человечества в 1960 — е гг
Промежуточнымэтапом на пути формирования нового экологического сознания следует считать итакие известные философские течения, как «универсальная этика» (А. Швейцер» М.Ганди и др.) и биоцентризм. В их основе — «благоговение перед жизнью»,равенство в своей самоценности всех живых существ, признание совершенства и духовностиПрироды, отказ от прагматического подхода в отношении к ней, и др. Мериломразвития современной цивилизации должно стать сохранение жизни. Жизнь — этоабсолютная ценность, все, что мешает жизни, выступает как антиценность.
Выдающийсямыслитель-гуманист А. Швейцер отмечал: «Благодаря власти, которую мы приобрелинад силами природы, мы освобождаемся от нее и ставим ее себе на службу. Ноодновременно мы отрываемся от природы...» и далее: «только этика благоговенияперед жизнью совершенна во всех отношениях». По мнению А. Швейцера, недостаткомвсех существующих этических систем является полное исключение из них любыхсуществ, отличных от человека.
Всясложная и противоречивая история развития мировозренческих представлений овзаимодействии природы и общества (консервационизм, русский космизм, учение оноосфере, универсальная этика и биоцентризм) свидетельствует о движении человечествак новому типу экологического сознания — экоцентризму, к пониманию необходимостикоэволюции человека и биосферы. Экоцентризм характеризуется следующимиосновными особенностями:
1.Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы. Человек- не собственник природы, а один из членов природного сообщества.
2.Отказ от иерархической картины мира.
3.Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение какпотребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. 4.Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическимимперативом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее вприроде экологическое равновесие.
5.Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействиемежду людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
6.Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодногоединства.
Впоследние годы в нашей стране и за рубежом начал разрабатываться свод основныхэкологических положений и принципов, которые, по мнению их авторов, должнысоблюдаться на всех уровнях жизни человека — от индивидуальной до общечеловеческой.Среди них значительный интерес представляют основные положения «биосфернойэтики», разработанные с позиций экоцентризма российским ученым Ф. Я. Шипуновым:
1.Прежде всего не должно делать — много или мало — и выбрасывать в биосферуотравляющие вещества — ядохимикаты, фреоны, полихлорбифенилы и весь им подобныйарсенал искусственного химического мира, который никогда не существовал вокружающей среде. Потому что всякое из этих веществ, взаимодействуя сприродными, порождает в биосфере десятки и сотни других, так называемыхпарагенетических веществ («пара» — рядом, около), многие из которых становятсяболее ядовитыми, чем исходные.… Следует воспроизводить… естественныевещества и материалы, которые обычны в биосфере и разлагаются микроорганизмами,то есть естественным путем.
2. Недолжно повышать радиационный уровень биосферы, выбрасывая в нее искусственныерадиоактивные изотопы от атомной энергетики и промышленности.
3. Недолжно к тому же добавлять в собственную среду новые электромагнитные поля, таккак они не исчезают бесследно и сказываются на каждом живом существе.
4. Неследует растрачивать «основной капитал» энергии биосферы и ее окружения, потомучто в них нет ни одной калории лишней энергии, которая могла быть использованадаром и без последствий.
5.Нельзя уничтожать и разрушать виды твердых, газовых и жидких минералов, видырастений и животных, потому что они есть не только продукт физико -химическогои биологического равновесия, но и носители этого равновесия,
определяющиеорганизованность биосферы. Их нужно рассматривать и оберегать как драгоценноенаше состояние, как продукт длительного планетно -космического процесса.
6. Неследует тем более уничтожать и разрушать любые подразделения биосферы — луга,леса, болота, реки, озера, эстуарии, заливы, моря и т. п.… где сложнымобразом взаимосвязаны и взаимодействуют разные виды живой и неживой природы…
7. Недолжно создавать организованность биосферы техническими средствами… потомучто это есть отказ от более совершенной организованности природы в пользу менеесовершенной, это есть перевод биосферы на более низкую качественную ступень…
Всамой простой форме принципы биосферной этики (по Ф. Я. Шипунову) таковы: уважениеко всему живому (и, в частности, к человеку), уважение к природе, то естьбиосфере и ее окружению, и уважение к Космосу.
Становлениеноосферы и нового экологического сознания будет длительным, «противоречивым имучительным и потребует новых принципов нравственности, среди которых решающеезначение будет иметь переход от принципа количественного роста, беспредельного,примитивного накопления материальных богатств за счет разрушения биосферы Землик принципу возвышения разума и духа при сдержанном, лишь необходимомматериальном достатке» (Войткевич, Вронский).
3.1 Прогнозы и модели мировой динамики. Работы Римского клуба
Всемирнаяхартия природы (ВХП) принята Генеральной Ассамблеей ООН 28 октября 1982 г. Каки Стокгольмская декларация, Всемирная хартия природы определила приоритетныенаправления экологической деятельности международного сообщества на тот период,что в значительной мере предопределило дальнейшее формирование экологической политикигосударств. По мнению многих ученых и специалистов, Всемирная хартия природы всравнении с конференцией в г. Стокгольме (1972 г.) продвинулась дальше по пути«генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды ирационального использования природных ресурсов».
ВХартии провозглашались следующие основные принципы:
1.Человечество осознает, что является составной частью природы. Поэтому к природеследует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов.
2.Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности. Популяциякаждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться, необходимую дляэтого среду обитания следует сохранять.
3.Все регионы Земли, как на суше, так и на морях, должны быть подчинены охране всоответствии с этими требованиями, особая защита должна обеспечиватьсяуникальным районам — типичным представителям всех видов экосистем и средыобитания редких или исчезающих видов.
4.Природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться умеренно, как тоготребуют принципы, изложенные в настоящей Хартии; биологические ресурсы используютсялишь в пределах их природной способности к восстановлению; ресурсымногократного пользования, включая воду, используются повторно илирециркулируются.
СогласноХартии, деградация природных систем в результате чрезмерного и нерациональногоиспользования природных ресурсов, так же как и неспособность установить прочныйэколого — экономический порядок между странами и народами, ведут к подрывуоснов цивилизации. 3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио – де — Жанейро, 3—14 июня 1992 г.). В Рио-де-Жанейро встретились 114 глав государств,представители 1600 неправительственных организаций. Бесспорно, это был самый впечатляющийфорум по экологии в XX в. Открывая конференцию, Генеральный секретарь ООН БутросГали отметил: «Никогда ранее в истории так много не зависело для вас самих, дляваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм от того,что вы делаете или не делаете».
Наконференции были одобрены пять основных документов: Декларация РИО обокружающей среде и развитии; Повестка дня — XXI в.; Заявление о принципахуправления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенцияпо проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию.
Важнейшимидостижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: «проблемаокружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно» (принцип4), «государства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с цельюсохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли»(принцип 7), «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы»(принцип 25). В основу разработки экологической стратегии государством мировогосообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития.
На Конференциибыло подчеркнуто, что устойчивому развитию, под которым понимаетсяодновременное решение проблем экономического развития и экологии, нет разумной альтернативы.
Римский клуб - международная общественнаяорганизация, созданная итальянским промышленником Аурелио Печчеи (который сталего первым президентом) и генеральным директором по вопросам науки ОЭСР АлександромКингом 6 — 7 апреля 1968 года, объединяющая представителей мировойполитической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внеслазначительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеигармонизации отношений человека и природы.
Одной изглавных своих задач Римский клуб изначально считал привлечение внимания мировойобщественности к глобальным проблемам посредством своих докладов. Заказ Клубана доклады определяет только тему и гарантирует финансирование научныхисследований, но ни в коем случае не влияет ни на ход работы, ни на еёрезультаты и выводы; авторы докладов, в том числе и те из них, кто входит вчисло членов Клуба, пользуются полной свободой и независимостью.
Получивготовый доклад, Клуб рассматривает и утверждает его, как правило, в ходеежегодной конференции, нередко в присутствии широкой публики —представителей общественности, науки, политических деятелей, прессы, — азатем занимается распространением результатов исследования, публикуя доклады ипроводя их обсуждение в разных аудиториях и странах мира.

Заключение
В данной работе ярассмотрела проблемы недалекой экологической катастрофы. Если люди вовремя не одумаются,то землю ждет истощение, а следовательно гибель всего человечества.
Экология одна изважнейших наук современности, которую должен знать каждый уважающий себячеловек.
Как хорошо, что еще невсё потеряно и создаются такие сообщества, как «Green peace», «Чистая планета» и т. п., сопротивляющиеся слюдским безрассудством и эгоизмом, не заботящихся о последующих поколениях.

Библиографический список
1.        Общая экология.Учеб. пособие. Маглыш С.С., Гродно, 2001 г., 111 с.
2.        Экология. КоробкинВ.И., Передельский Л.В. Ростов – на – Дону. Издательство «Феникс», 2009г. 602с.
3.        Экология: Учебникдля ВУЗов. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. М./ Дрофа, 2004 г.,624 с.
4.        Электроннаябиблиотека

Рисунок № 1
Динамикаэкологической системы «человек – окружающая среда»
/>

Таблица № 1
Сравнениеприродной и упрощенной антропогенной систем по Миллеру
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Антиглобализм как теория
Реферат Подводные лодки типа Карп
Реферат Закон соответствия
Реферат «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Реферат Фактор времени в оценке экономической эффективности
Реферат Инфляция, ее определение и измерение
Реферат Инфекционные осложнения заболеваний, ранений и травм
Реферат Учет реализации продукции услуг и определение выручки в целях налогообложения
Реферат Монополизация российской экономики проблемы и пути решения
Реферат Depression And Mental Illness Essay Research Paper
Реферат Поняття демократії "для незахідного світу". Ірак
Реферат Chemical Castration Essay Research Paper CHEMICAL CASTRATIONThe
Реферат Функционирование капитала и формы прибыли
Реферат Travel Agents Essay Research Paper Travel AgentsTravel
Реферат Кадашёвская слобода