Реферат по предмету "Психология"


Проблемы застенчивости в подростковом и юношеском возрасте

Проблемы застенчивости в подростковом и юношескомвозрасте
 
Введение.
По мнению многих психологов ипедагогов 80-90х годов застенчивость является одной из самых распространенных исложных проблем межличностных отношений.
Известно, что затруднения признакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходеобщения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачноепредъявление себя, чрезмерная сосредоточенность на себе, приводит к потере верыв свои силы, в возможность чего либо достичь. Теряется доверие к другим людям.Это приводит к тому, что человек становится неактивным строителем жизни,  вполной мере реализующем свой творческий потенциал, а пассивным участникомсобытий.
Изменениесоциально-экономической ситуации в обществе, изменение ценностных ориентацийлюдей привело к искажению восприятия застенчивого человека и более того котрицанию данной характеристики личности у старшеклассника. Однако главнаяпотребность юношеского возраста, связана с самоопределением в окружающем мире.Изучая преодоление застенчивости через самопознание, общение со сверстниками изначимыми взрослыми.
Таким образом целью даннойработы является изучение представлений о застенчивости учащихся 10х классов;определение лиц, ситуаций, вызывающих застенчивость и других аспектов даннойпроблемы.
Основные гипотезы:
· Первая гипотеза состоит втом, что среди учащихся 10х классов будут те, кто считает себя застенчивым.
· Вторая гипотеза состоит втом, что среди девушек застенчивых будет больше, чем среди юношей.
Методом исследования былвыбран метод свободных ассоциаций и анкетирование.
Теоретическая часть
Характеристика юношескоговозраста
Юношеский возрастхарактеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способоввыражения эмоциональных состояний, а так же повышением самоконтроля исаморегуляции. К ним относятся особая подростковая сензитивность –чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и,наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношенииокружающих.
Юношеский возраст связан спотребностью в общении и владении способами его построения; с развитиемтеоретического мышления и умением ориентироваться в различных формах теоретическогосознания, с развитием рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное икритическое отношение к себе; потребностью в труде и способностью трудиться.Все эти качества образуют психологическую базу для самоопределения — центрального новообразования раннего юношеского возраста.
Один из характернейшихмоментов развития современных старшеклассников состоит в крайнейнеравномерности, не одновременности, которые проявляются как намежиндивидуальном уровне, так и на внутрииндивидуальном(разные системыорганизмов созревают в разные сроки; не совпадает время наступленияфизиологической, интеллектуальной и социальной зрелости) уровне. Такого родаситуация оказывает влияние на его поведение и психику, нередко играя патогеннуюроль в возникновении  эмоциональных нарушений и трудностей развития.
Таким образом происходит нестолько формирование отдельных психических функций, сколько кардинальныеизменения в самой структуре и содержании личности старшего школьника.
 Обзор исследованийзастенчивости
Психологи, психиатры,социологи и иные специалисты пытались разобраться в сложном понятии“застенчивость”.
Исследователи личностных чертубеждены, что застенчивость представляет собой передаваемую по наследствуиндивидуальную особенность, как, например, уровень интеллекта или рост.Человеческая личность представляет собой совокупность неких основных черт,которые можно выявить путем математического анализа ответов человека насоответствующий опросник. Каждой личностной черте дается оценка в баллах. Этиколичественные оценки коррелируют таким образом, что можно выделить комплексычерт – “синдромы”. Затем проводится их сравнение у родителей и детей, чтобывыяснить, является ли черта “наследственной”. Рожденные застенчивыми, эти людиобречены всю жизнь ожидать, когда их застенчивость “естественным образомсмягчится”.
Бихевиористы полагают, чтозастенчивые люди просто не овладели определенными социальными навыками,необходимыми для эффективного общения. Бихевиористы убеждены, что так или иначекаждый из нас представляет собой продукт того, чему он научился. Мы усваиваемте действия, которые вознаграждаются, и воздерживаемся от тех, которые влекутнегативные последствия. За счет такого преобразования внешней среды, когдавознаграждается лишь “желательное” поведение. Согласно бихевиористскойконцепции, застенчивость может сформироваться у ребенка в результате егопопыток занять достойное место в том мире, где главенствуют взрослые.Интересно, что пассивность, свойственная застенчивому человеку, может статьшаблоном поведения вследствие воздействия телевидения. Так, молодое поколение,взращенное телевидением, привыкает к тому, что все действия за нихпредпринимают герои популярных телесериалов.
Психоаналитики утверждают,что застенчивость – симптом, внешнее проявление глубинного бессознательногоконфликта. Психоаналитики оперируют сценариями столкновений внутренних сил втерминах механизмов защиты, агрессии, перегруппировки сил, скрытой“партизанской” войны, двойных агентов и секретных шифров. Фрейд – основательпсихоанализа психические расстройства рассматривал как дисгармонию между Ид(Оно), Эго (Я) и Супер – Эго (Сверх — Я) – тремя основными компонентамиличности. В этих терминах застенчивость расценивается как некоторый симптом.
Социологи и некоторыеспециалисты по детской психологии считают, что застенчивость следуетрассматривать в терминах социального программирования: условия социальной средымногих из нас делают застенчивыми. Корни застенчивости следует искать вэкологии социального Я. Социальные психологи предполагают, что застенчивостьначинается с навешивания ярлыка. “Я застенчив, потому что считаю себязастенчивым или потому, что другие меня таким считают”. Ярлык – удобное резюмежитейского опыта: “Она нерешительна”, “Они невыносимы”, “Я гадкий мальчишка”.Ярлыки определяются системой ценностей того, кто их вешает, а не объективнойинформацией. Они звучат как окончательный приговор, который обжалованью неподлежит. Но ведь каждое событие неоднозначно, и оценить его можно по-разному.Оценка – результат интерпретации. Каждый человек сам решает, как емуинтерпретировать. Но никто не может быть уверен, что его оценка происшедшегоправильна и иной не может быть.
Раскрытие понятиязастенчивости
Застенчивость охватываетширокий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда вприсутствии других людей, вплоть до травмирующей тревожности, полностьюнарушающих жизнь человека. Застенчивость является одной из самыхраспространённых и сложных проблем и межличностных отношений. Различаютзастенчивых интровертов и экстравертов.
Проблема застенчивостиоказывается более тяжелой для застенчивых интровертов. Их ощущения сказываютсяна поведении, это влияет на отношения с другими людьми, что, в свою очередь,усугубляет болезненную самооценку. Они не могут поделиться своейнеуверенностью, страхами, желаниями с другими людьми, не способны обратиться запомощью в связи с какой-либо личной проблемой. По сравнению с застенчивымиинтровертами застенчивые экстраверты оказываются в более выигрышном положении.Очень много нервной энергии расходуется ими в предвосхищении того или иногособытия, а так же тратится на несущественные детали. Внешне они могутпроизводить впечатление либо властных, либо сосредоточенных. Застенчивыйэкстраверт, изнуренный огромными эмоциональными затратами, удовлетворился былишь самим совершенством, меньшего ему недостаточно. Застенчивый экстраверт немало удивил бы окружающих, если бы признался: “Я застенчив”.
Хотя приведенные данныесвидетельствуют о затруднениях, которые в жизни связаны с застенчивостью,следует так же помнить, что у застенчивости есть и благоприятные стороны. От 10до 20% застенчивых людей нравиться быть такими. Они предпочитают бытьзастенчивыми, потому что открыли в этом для себя кое-что положительное.“Сдержанный”, “скромный”, “уравновешенный” — такие положительные оценки обычнодают застенчивым людям. Застенчивость придает человеку вид самостоятельного исамоуглубленного. Еще одно преимущество застенчивости состоит в том, чточеловек может позволить себе быть более разборчивым в личных контактах.Застенчивость дает возможность отстраниться, понаблюдать, чтобы потом вестисебя осмотрительно.
Застенчивость является однойиз самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений.Американский психолог Ф.  Зимбардо  выделил ряд обусловленных  застенчивостью трудностей, которые возникают в межличностных отношениях взрослых. Среди нихтакие, как затруднения при знакомстве с людьми, возникающие отрицательныеэмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения,излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, затрудняющее адекватнуюоценку застенчивого человека другими людьми, чрезмерная сосредоточенность насебе и др.
Проведенный Ф. Зимбардо опросвыявил, что среди американских студентов от 18 лет до 21 года 42 % считают себязастенчивыми, а с учетом тех, кто преодолел в себе это качество, числозастенчивых людей повышается до 73 %. Полученные данные свидетельствуют очрезвычайной распространенности этого качества и озабоченности застенчвых людейвозникающими у них трудностями взаимоотношений с окружающими. Данная проблемауходит своими корнями в детство. В чем кроются причины застенчивости, какова ееприрода?
В психологии существуетнесколько подходов к этой проблеме. Так, психоанализ видит в ней симптомнеудовлетворенного эдипова комплекса, бихевиоризм — приобретенную реакциюстраха на социальные стимулы. Социологи связывают застенчивость с чувствомличного неблагополучия и ищут корни ее в экологии социального Я. Сторонникиэкзистенциальной психологии также подчеркивают связь застенчивости с чувствомличной незащищенности, вызванным страхом быть отвергнутым другими людьми.Исследователи личностных черт рассматривают ее как повышенную чувствительностьк опасности, имеющую врожденный характер. В контексте развития эмоций и чувствчеловека застенчивость рассматривается то как синоним чувства страха (Д.Болдуин, К. Гросс), то как выражение чувства стыда или вины (В. Штерн, В.Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем все психологи отмечают связь застенчивостис особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям:неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.
Несмотря на наличиедостаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носитумозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можноконстатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми.Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другимилюдьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимыедля ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамикав период дошкольного детства. Эти проблемы и были поставлены в центрэкспериментального лонгитюдного исследования, которое проводилось с детьмидошкольного возраста.
Застенчивость рассматриваетсяв данной работе как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другимлюдям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностныхотношениях.
Критерии отбора испытуемых.Работа с индивидуальными вариантами развития требует прежде всего выделениякритериев составления выборок испытуемых. Опираясь на имеющиеся в литературеданные, мы выделили комплекс поведенческих симптомов, характеризующихзастенчивых детей. В него вошли следующие показатели: 1) локомоции, в которыхотражается борьба двух противоположных тенденций приближения — удаления, чащевсего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми; 2) эмоциональныйдискомфорт, который ребенок испытывает при встрече и в ходе общения спосторонними, а иногда и со знакомыми взрослыми; 3) боязнь любых публичныхвыступлений, в том числе на занятиях; 4) избирательность в контактах с людьми:предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ илизатруднения в общении с посторонними.
На основании этих показателейбыли составлены две анкеты: для родителей и для воспитателей. Анкеты дляродителей включали вопросы о характере взаимоотношений в семье, предпочтениях вобщении, ситуациях, вызывающих застенчивое поведение ребенка, о симптомах этогоповедения и пр. Воспитателям задавались вопросы об успехах детей в разных видахдеятельности, особенностях контактов с близкими и посторонними взрослыми, оповедении на занятиях и в ходе публичных выступлений. В анкетированииучаствовали родители 45 дошкольников и воспитатели тех групп детского сада,которые посещали дети.
Помимо анкетирования взрослыхсо всеми детьми проводилась предварительная “проба на застенчивость”. С этойцелью организовывалась ситуация “подзывания”, в которой незнакомый ребенкувзрослый просил подойти к нему. Проба проводилась во время свободной игры детейв группе детского сада. В этой ситуации фиксировались выделенные вышеособенности поведения.
Все эксперименты проводилисьв тот период, когда дети прошли адаптацию к дошкольному учреждению.
По результатам анкетированиявзрослых и предварительной пробы были составлены две выборки, в которые вошли15 застенчивых и 15 незастенчивых дошкольников.
Все испытуемые участвовали влонгитюдном исследовании на протяжении четырех лет. В качестве постороннеговзрослого выступал экспериментатор.
Первый вопрос, который былпоставлен в работе, касался выявления особенностей общения застенчивых детей совзрослым, так как именно в этой сфере закладываются основы межличностныхвзаимоотношений ребенка с другими людьми.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ
ЗАСТЕНЧИВЫХ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМ
Поставленная задача решаласьв контексте разработанных М.И. Лисиной представлений о генезисе общения детейсо взрослыми как о смене его форм — интегральных, целостных образований,характеризующих уровни развития коммуникативной деятельности. Первым вонтогенезе появляется ситуативно-личностное общение, на его основе в раннемвозрасте складывается ситуативно-деловое общение (СДО), а затем, на протяжениидошкольного возраста, складываются более сложные формы общения:внеситуативно-познавательная (ВПО) и внеситуативно-личностная (ВЛО).
Ни одна из этих форм неисчезает, меняется лишь их значимость для ребенка, их место в егожизнедеятельности. В качестве важнейших параметров форм общения выступаютсодержание потребности ребенка, которая удовлетворяется в той или иной формеобщения, ведущие мотивы, побуждающие его к определенному типу общения, исоответствующие им средства коммуникации.
Исходя из положений теориигенезиса общения, в качестве центрального объекта изучения были выделеныособенности взаимодействия застенчивых дошкольников в указанных формах общения.
Методика экспериментавключала три серии опытов. В первой серии взрослый предлагал ребенку совместнуюпредметную деятельность: сборку конструктора, лето, мозаики (СДО); во второй —рассматривание и обсуждение книг познавательного содержания (ВПО); в третьей —беседу на личностные темы (ВЛО). Поведение ребенка в каждой форме общения регистрировалосьпо двенадцати параметрам, представленным в табл. 1.
Помимо этого проводилось ещенесколько проб. Одна из них была направлена на выявление отношения детей кнеобычному для них виду деятельности, связанному с запретом взрослого, соценкой, заведомо известной ребенку. Для этого экспериментатор просил егосделать рисунок на листе губной помадой.
Другая ситуация выявляласпособность к самовыражению, умению открыто и ярко проявлять свои эмоции вобщении. Эта ситуация называлась “Море и корабль”. В ней взрослый организовывалигру-драматизацию, в которой ребенок выступал в роли капитана корабля, которыйдолжен был, перекрикивая шум волн, успокоить бушующее море и спасти пассажировво время шторма.
Полученные данные подвергались количественному и качественномуанализу. Статистическая обработка проводилась по критерию Уилкоксона илиМанна-Уитни.
Практическая часть
В исследовании принялоучастие 48 учащихся (32 девушки и 16 юношей) 10-ых классов школы 98. Врезультате обработки 2 анкеты были отнесены к разряду неинформационных. Средивсех учащихся считают себя застенчивыми 18 человек (39%), 26 человек (57%)считают себя незастенчивыми, 2 человека (4%) затруднились ответить на этотвопрос.
Из всех учащихся, которыесчитают себя незастенчивыми все 26 человек признались, что было такое время илиситуация в их жизни, когда они были застенчивыми. Из всех застенчивых учащихся18% считают себя застенчивыми в такой же степени как и окружающие их люди.Значительных различий в физиологических реакциях в ситуации застенчивости удевушек и юношей обнаружено не было. В качестве основных реакций были выделены:сильное сердцебиение, учащение пульса, дрожание рук, повышенная потливость,покраснение лица и слабость. Если оценить силу застенчивости, то было выяснено,что людьми чаще владеет легкое смущение. Результаты показали, что у большинстване всегда получается это скрывать.Застенчивость проявляется в таких действияхкак молчание, избежание, что – либо делать, неспособность смотреть в глаза.Также существуют ситуации и виды деятельности, вызывающие застенчивость. Длядевушек это ситуации общения наедине с представителем другого поло, а дляюношей когда их оценивают. В качестве основных мыслей характерных дляпереживания застенчивости чаще вызываются мысли о том: “как меня оцениваютдругие”, “какое я произвожу впечатление”, негативные мысли о себе и о своемповедении.
Типы людей, вызывающиезастенчивость у старшеклассников: для девушек это незнакомцы и группапредставителей другого пола, а для юношей это авторитетные лица и так женезнакомцы.
В ходе исследования былавыделена категория людей, которые по мнению учащихся считают их застенчивыми –это одноклассники, преподаватели и руководители. Обнаружилось различие ввыделении этих групп среди девушек и юношей. По мнению девушек чаще всего ихсчитают застенчивыми их друг или подруга. А юноши указали, что таким человекомявляется их мать. В качестве причины застенчивости выступает опасениенегативной оценки и недостаточная уверенность в себе.
На вопрос о том, можно ли преодолетьзастенчивость 78% опрошенных дали положительный ответ, 22% не уверены в этом.Готовность к серьезной работе над собой чтобы избавиться от застенчивостиизъявили в основном все учащиеся, даже те, которые в первом вопросе не призналисебя застенчивыми, что говорит о необходимости работы по преодолениюзастенчивости в данной возрастной группе.
Гипотеза о том, чтозастенчивость свойственна больше девушкам, в нашем исследовании неподтвердилось. Процентное соотношение у девушек и у юношей равно 37.5 %.
Проблема застенчивостиактуальна. В данной возрастной категории большое число застенчивых людей иобщество говоря о том, что в наше время среди старшеклассников практически нетзастенчивых, заблуждается.
Перед анкетированием былапроведена игра “ассоциации” на слово “застенчивость”. Учащимся предлагалосьзаписать все слова, которые приходят на ум, когда они слышат слово“застенчивость”, или “застенчивый человек”. В ходе игры были выявлены наиболеечасто употребляемые ассоциации к этому слову: зажатость, смущение,неуверенность, замкнутость, скромность, плохое общение, скрытность, тихий,одиночество, неразговорчивый, сдержанный, робкий.
Во всех экспериментальныхсериях, независимо от их содержания, у застенчивых детей были обнаруженывыделенные выше общие симптомы застенчивого поведения. Эксперименты позволилирасширить его феноменологию и выделить ряд дополнительных признаковзастенчивости. Так, застенчивые дети оказались менее инициативными, чем ихнезастенчивые ровесники; часто испытывали робость, смущение от вниманиявзрослого, его оценки, независимо от ее характера; избегали взглядов в глаза;проявляли двигательное беспокойство; гораздо реже и менее развернуто обращалиськ взрослому или отвечали на его вопросы; большинство их инициативных и ответныхдействий были окрашены амбивалентными эмоциями.
Действуя в совокупности, этисимптомы нарушали естественный ход общения, его диалогический характер.Отличительной особенностью общения застенчивого ребенка была прерывистость,цикличность протекания. Вот пример поведения застенчивого ребенка вситуативно-деловом общении.
Ира Г., 4,5 лет. Девочка судовольствием согласилась поиграть со взрослым, однако, усевшись за столик,смущенно улыбнулась и начала теребить платье. Через несколько секунд она робкодотронулась до игрушки и вопросительно взглянула на экспериментатора, нерешаясь что-то сказать или спросить. После поддержки взрослого Ира начала самасобирать лего, поглядывая на образец. На протяжении всей сборки она ни разу необратилась за помощью, а в случаях затруднения лишь бросала робкиевопросительные взгляды на взрослого. На предложения помочь или вместе собратьигрушку Ира кивала головой, замирала и ждала инициативы экспериментатора. Егоодобрение она встречала внешне спокойно, но начинала действовать быстрее,увереннее. Замечания вызывали у нее явное смущение. Девочка либо прекращаладеятельность и молча смотрела в стол, либо замедляла ее, исподлобья смущеннопоглядывая на взрослого. На вопросы отвечала медленно, односложно, очень тихо,не поднимая головы, теребя платье или дергая себя за волосы. Собрав фигуркувместе со взрослым, Ира вновь опустила голову и замерла в неподвижной позе. Вответ на похвалу она облегченно вздохнула, смущенно поежилась, улыбнулась ипринялась теребить свои колготки.
В табл. 1 представленыобобщенные данные о различиях в параметрах форм общения у застенчивых инезастенчивых детей.
Таблица 1
Различия в параметрах трехформ общения (СДО, ВПО, ВЛО)
у застенчивых и незастенчивыхдетей в целом по выборке испытуемых
Параметры форм общенияЗначимость различий
4-й год жизни 5-й год жизни6-й год жизни 7-й год жизни
Инициативность +(0,05)+(0,05) +(0,05) +(0,05)
Чувствительность квоздействиям взрослого – – – –
Умение развивать ситуациюобщения +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Умение действовать по образцу– – – –
Эмоциональная окраскадействий +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Отношение к похвале зарезультат деятельности (только в СДО) – – – +(0,01)
Отношение к отрицательнойоценке (в СДО и ВПО) +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Уровень речевого общения – –+(0,01) +(0,01)
Зрительный контакт +(0,01)+(0,01) +(0,01) +(0,01)
Двигательное состояние+(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Переживание успеха вдеятельности (в СДО) – – +(0,01) +(0,01)
Переживание неуспеха вдеятельности (в СДО) +(0,01) +(0,01) +(0,01) +(0,01)
Примечание. Знак “+”означает, что различия значимы, знак “?” — незначимы.
Ситуация “губная помада”показала, что большинство застенчивых детей испытывали особую робость исмущение тогда, когда им предлагалась деятельность, заведомо не одобряемаявзрослыми. Сформированный внутренний запрет, боязнь отрицательной оценки иногдабуквально парализовали ребенка, вызывали у него гамму амбивалентных эмоций. Вэтой ситуации дети как будто ждали подвоха, испуганно и смущенно отказывалисьдаже дотронуться до губной помады, прятали руки за спину, испуганнопроизносили: “Я не могу”, “Я не умею”, “Я не хочу”. Даже после того, каквзрослый сам делал на глазах у ребенка рисунок, он отказывался рисовать, просилдать ему карандаши, говорил: “Я дома так не делаю”, “Я испачкаюсь”.
Если ребенок все жепреодолевал свою скованность и начинал рисовать, то делал это осторожно, робко,смущенно поглядывая на экспериментатора. Незастенчивые дети в такой ситуациивесело смеялись, воспринимая ее как игру, рисовали охотно, уверенно и смело.
Не меньшее смущение вызывалау застенчивых дошкольников и необходимость проявить себя в игре “Море икорабль”. Вот типичное поведение застенчивого ребенка в данной ситуации.
Сережа К., 6 лет. С интересомвыслушав правила совместной игры, Сережа взялся со взрослым за руки, но егопоза и движения свидетельствовали о внутреннем напряжении и скованности.Изображая вместе со взрослым шум моря и плеск волн, мальчик испытывалодновременно и удовольствие, и смущение. Когда подошла его очередь сыграть ролькапитана, Сережа замер на месте, шевеля губами и пытаясь произнести нужныеслова, но так и не смог пересилить себя, смущенно-виновато глядя наэкспериментатора. На повторную просьбу взрослого остановить бушующее море,Сережа, чуть не плача, начал высвобождать свои руки из рук экспериментатора,отчаянно повторяя “Я не могу”.
Таблица 2
Число детей, проявившихзастенчивость
в разных формах общения (% отобщего числа испытуемых)
Формы общения Возраст
4-й год жизни 5-й год жизни6-й год жизни 7-й год жизни
СДО 29 53 58 53
ВПО 29 68 68 50

Наблюдения показали, что и впроцессе бесед на личностные темы, когда застенчивый ребенок сталкивается снеобходимостью проявить свои желания, чувства, он начинает вести себя особенносдержанно, испытывает большое внутреннее напряжение.
Лонгитюдный экспериментпозволил выявить возрастные особенности застенчивости у дошкольников.Оказалось, что она является стабильным феноменом. Практически все дети, которыевели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до семи лет. Вместе стем в наших опытах обнаружилась неоднородность проявления застенчивости вразные возрастные периоды детства. Слабее всего она проявлялась в младшемдошкольном возрасте, резко возрастала на пятом году жизни, несколько снижаласьк шести и значительно сокращалась к семи годам.
При этом на пятом году жизнив наибольшей степени нивелировались индивидуальные различия между детьми.Усиление застенчивости в этот период имело характер возрастного феномена.Количественный и качественный анализ показал, что выраженность застенчивостиочевидным образом связана с периодом становления и с содержанием форм общенияребенка со взрослым. Это подтверждается следующими данными.
1. С возрастом увеличилосьчисло детей, которые проявляли застенчивость в разных формах общения. Этиданные отражены в табл. 2.
Из табл. 2 следует, что вмладшем дошкольном возрасте застенчивое поведение чаще всего проявлялось вситуативно-деловом и внеситуативно-познавательном общении (29 %) и намного реже— во внеситуативно-личностном общении (9 %). С возрастом число детей,проявивших застенчивость в разных формах общения, резко возросло (до 68 %) напятом-шестом годах жизни и постепенно сократилось и стабилизировалось во всехформах общения к семи годам.
При этом обнаружиласьтенденция к распространению застенчивости на все формы общения в целом (т.е.если ребенок четвертого года жизни проявлял застенчивость только в одной формеобщения, то после четырех-пяти лет он начинал вести себя застенчиво и придругих формах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что застенчивоеповедение проявляется в наиболее значимых для ребенка сферах общения.
2. Степень выраженностизастенчивости оказалась связанной и с содержанием той или иной формы общения. Внаибольшей степени она проявлялась в тех сферах жизни ребенка, которыенаходились в стадии становления. Так, на пятом году жизни, в периодинтенсивного формирования внеситуативнопознавательного и зарождениявнеситуативно-личностного общения, всплеск застенчивости наблюдался именно вэтих формах (в ВПО она повысилась в 30 раз, а в ВЛО превышала показатели всехдругих форм общения), а по мере их становления застенчивость ослаблялась, хотяи не исчезала совсем.
Исключение составилоситуативноделовое общение. К семи годам застенчивость проявлялась в нем ярче,чем в других формах общения. Это происходило за счет особого отношения ребенкак результативной стороне предметной деятельности и отношения к оценке, которыес возрастом становились все более важными для него. На обсуждении этого вопросамы остановимся чуть позже.
Итак, эксперименты показали,что застенчивость проявляется преимущественно в значимых для ребенка ситуацияхобщения со взрослым даже тогда, когда оно имеет явно игровой характер. Чтокроется за застенчивым поведением? Можно ли выделить единое основание для егообъяснения?
Для ответа на этот вопросполученные данные были проанализированы с точки зрения возможных причинзастенчивости. Выделение из экспериментальных ситуаций отдельных “эпизодовзастенчивости” позволило определить смысловое ядро каждого из них. В результатетакого анализа были выделены четыре основные причины застенчивого поведения.
Первая — и наиболеераспространенная причина — отношение ребенка к оценке взрослым (как реальной,так и ожидаемой) его деятельности в целом или отдельных действий. У застенчивыхдетей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки. Приведем пример.
Катя П., 4 года. Собирая изкубиков фигурку по образцу, девочка действовала очень осторожно, исподлобьянапряженно поглядывая на экспериментатора. Иногда тихо и робко спрашивала:“Так?” В ответ на порицание Катя опускала голову, смотрела в пол, теребилаколготки. Предложение помощи девочка встретила охотно, облегченно вздохнула ипродолжила сборку вместе со взрослым. Удача вдохновила и успокоила ее, номалейшее замечание экспериментатора замедляло деятельность и вызывало новыйвсплеск робости и смущения. Закончив сборку. Катя слабо и неуверенно улыбнуласьвзрослому, напряженно ожидая его оценки. Получив похвалу, снова облегченновздохнула и радостно кивнула головой.
Отношение к оценке имеет своювозрастную специфику. В то время, как маленькие дети остро и аффективнореагируют на отрицательную оценку, а в ответ на положительную выражаютудовольствие, с возрастом у них формируется парадоксальное отношение к похвалевзрослого: его одобрение начинает вызывать амбивалентное чувство радости исмущения.
Вторая причина — собственноеотношение ребенка к своим конкретным действиям вне зависимости от оценоквзрослого. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях ожидания неуспеха вдеятельности. В случае затруднения он робко смотрит в глаза взрослого, нерешаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, смущенноулыбается, ежится и тихо произносит: “Не получается”. Так же, как и впредыдущем случае, смущение может проявляться и при успешном решении задачи.Быстро выполнив задание, ребенок со смешанным чувством гордости и смущениясмотрит на взрослого и произносит: “Все, собрал”.
Обе выделенные области, какправило, “идут рука об руку”: ребенок одновременно не уверен и в правильностисвоих действий, и в положительной оценке взрослого. Это ярко проявляется вновых для ребенка ситуациях, страх перед всем новым вообще характерен длязастенчивых детей.
Третья причина — общаясамооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в положительномотношении к нему взрослого, в одновременном желании и боязни привлечь к себеего внимание, выделиться из группы сверстников, а в целом — оказаться в центревнимания. Эта особенность ярко проявляется в ситуациях встречи взрослого сребенком, а также в начале любой совместной деятельности. Приведем пример.
Дима С., 3 года. Играет смашинкой рядом со сверстниками в групповой комнате. При появлении взрослого онвнимательно посмотрел на него, но встретив его взгляд, смущенно отвернулся.Взрослый попросил мальчика подойти к нему. Дима улыбнулся, быстро встал, сделалнесколько шагов навстречу, остановился и начал смущенно топтаться на месте,вертя в руках машинку. Некоторое время он нерешительно поглядывал на взрослого.Когда тот повторно подозвал ребенка, Дима вновь сделал два шага, затем двинулсявперед, выбирая обходную траекторию вокруг столов, подошел и остановился внескольких шагах от взрослого, снова отошел, затем побежал в туалет, вышел изнего, издали вопросительно посмотрел на взрослого. Подошел к нему только послетого, как его подозвали в четвертый раз, встал рядом и смущенно поглядывая вглаза, принялся накручивать на палец волосы.
Четвертая причина “примыкает”к третьей и отражает особую, характерную для застенчивых детей потребностьоградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства.Эта потребность действует одновременно с доброжелательным отношением ребенка ковзрослому, желанием общаться с ним. У пяти-шестилетних детей в разных вариантахвнеситуативно-личностного общения такая причина застенчивости встречается чащевсего. Данная форма общения включала в эксперименте два варианта: беседу о ребенкеи рассказ взрослого о себе. Оказалось, что застенчивость проявляласьпреимущественно в первом варианте беседы, где внимание привлекалось к личностиребенка, в то время как в ходе беседы о другом человеке ребенок расслаблялся, синтересом слушал взрослого, внимательно и сочувственно смотрел ему в глаза,задавал вопросы.
Итак, основные затруднения вобщении застенчивого ребенка с другими людьми связаны со сферой егособственного отношения к себе и отношения других. Какова специфика отношения ксебе у застенчивых детей по сравнению с их незастенчивыми сверстниками? Дляответа на этот вопрос была проведена дополнительная серия экспериментов.
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ
У ЗАСТЕНЧИВЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В концепции генезиса общенияотношение ребенка к себе рассматривается через анализ его образа Я. Образ себяпонимается как сложный комплекс, включающий аффективный и когнитивныйкомпоненты. Аффективная часть образа себя представляет собой общую самооценку —целостное отношение ребенка к себе как к значимому, любимому (или незначимому инелюбимому) существу, а когнитивная часть выражает отношение ребенка куспешности или неуспешности своего отдельного, частного действия или поступка.Таким образом, когнитивная часть образа себя относится к области представлений,знаний о себе, т.е. к познавательной сфере.
Образ себя имеет сложнуюархитектонику, состоящую из центра, или ядра, где рождается и функционируетобщая самооценка, и периферии, куда поступают новые впечатления и знаниячеловека о себе. Существует сложное взаимодействие этих составляющих, взаимнопроникающих и корректирующих друг друга.
Образ себя у застенчивыхдетей изучался с помощью нескольких методических приемов.
Для выявления аффективнойчасти образа себя использовалась методика В.Г. Щур “Лесенка”. В ходе беседы сребенком выявлялось его отношение к себе в целом и к своим отдельным качествам,а также отношение к нему со стороны других людей: родителей, воспитателей исверстников.
Особенности конкретнойсамооценки изучались в процессе совместной предметной деятельности ребенка совзрослым через анализ его уровня притязаний и отношение к успеху или неудаче вдеятельности.
Уровень притязанийопределяется нами вслед за Л. С. Славиной как те достижения ребенка, которых онхочет добиться. Они основываются на возникшей в его предшествующем опытеопределенной оценке своих возможностей, т.е. самооценке. Такая самооценкавключает в себя как целостное отношение ребенка к себе, так и его представленияо своих возможностях в конкретных видах деятельности, т.е. конкретнуюсамооценку. Она и стала объектом нашего внимания.
Уровень притязанийопределялся путем выбора ребенком степени трудности задания. Взрослый объяснялребенку, что среди трех интересных игр есть легкие и трудные и спрашивал, вкакую из них он хотел бы поиграть. Ребенок делал выбор, и экспериментаторпредоставлял ему возможность выполнить задание, помогая добиться успеха. Послетого, как задание было выполнено, взрослый хвалил ребенка и предлагал выбратьновое по степени трудности. В ходе встречи ребенок делал такой выбор трижды.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Методика “Лесенка” показала,что на протяжении всего дошкольного возраста застенчивые дети сохраняли высокуюобщую самооценку и этим не отличались от своих незастенчивых сверстников. Эти данныевносят коррективы в общепринятое представление о низкой самооценке застенчивогоребенка.
Вместе с тем уже в три года узастенчивых детей обнаружилась тенденция к разрыву в оценке себя самим идругими людьми. Последняя оказалась заниженной у 27 % детей четвертого годажизни, у 46 % — на пятом году, у 69 % — на шестом году и у 75 % — на седьмом.Наиболее резкие различия наблюдались в отношении оценок детей воспитателями. Унезастенчивых детей такие разрывы появились лишь на шестом году жизни. Они наблюдалисьредко и выражались намного слабее.
Данные об уровне притязаний узастенчивых и незастенчивых детей на основании выбора ими степени трудностизадания (конкретная самооценка) показали, что уровень притязаний у застенчивыхдетей подвержен на протяжении дошкольного возраста большим колебаниям, чем унезастенчивых. У последних он практически не менялся (оставался на уровне 33–36% выборов трудных заданий), а у застенчивых в разные периоды жизни колебался от9 до 36 %.
Самые низкие его показатели узастенчивых дошкольников были обнаружены на четвертом и на шестом годах жизни,самые высокие — на пятом и седьмом годах. В последнем из указанных периодовуровни притязаний у застенчивых и незастенчивых детей практически неразличались (соответственно 33 и 36 %).
Парадоксальная ситуациянаблюдалась у застенчивых детей на пятом году жизни: резкое возрастание уровняпритязаний в деятельности и одновременно с этим — ярко выраженные проявлениязастенчивого поведения. В этом возрасте застенчивый ребенок в наибольшейстепени пробует свои силы, заявляет о них и в то же время больше всегосмущается и робеет от собственной смелости. Полученные данные, по-видимому,свидетельствуют об особенно переживаемой застенчивым ребенком этого возрастапотребности в уважении взрослого, которая интенсивно формируется именно вданный период.
Анализ предметнойдеятельности показал, что колебания в уровне притязаний и степень выраженностизастенчивости не связаны с успешностью в деятельности. Различий по этомупараметру у застенчивых и незастенчивых детей не зафиксировано. Нередкозастенчивые дети гораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивыеровесники.
Статистически значимыеразличия обнаружились лишь в динамической стороне деятельности. Они проявлялисьв том, что застенчивые дети были более осторожны в своих действиях, чащезамедляли темп работы в случае неудачи или отрицательной оценки, были менеенастойчивы в достижении результата. Очевидно, что этот аспект деятельностисвязан с особенностями общения застенчивых детей со взрослыми. Неуверенность вположительной оценке взрослого переносилась этими детьми и на отношение к своимдействиям.
Другим параметром конкретнойсамооценки выступило отношение застенчивых детей к успехам и неудачам вдеятельности. Для всех застенчивых детей характерно острое и амбивалентноепереживание оценки взрослого, часто парализующее как предметную деятельность,так и общение. В то время как незастенчивый ребенок в такой ситуации стремитсяк активному поиску ошибки и привлечению к этому поиску взрослого, застенчивыйдошкольник и внутренне, и внешне сжимается от чувства вины за свою неумелость,опускает глаза и не решается обратиться за помощью.
Анализ собственного отношениязастенчивых детей к успеху или неудаче в деятельности показал следующее. Если втри года в репертуаре их поведения преобладали вербальные способы признаниянеудачи (67 % ситуаций), то к шести годам этот вид обращений постепенносократился до 33 %, сменяясь молчаливыми формами признания своего поражения(ребенок, не ожидая оценки взрослого, всем своим обликом как бы выносил себеприговор, его действия становились замедленными и нерешительными, обращения квзрослому резко сокращались, а некоторые дети вообще замыкались в себе, неотвечая на инициативу взрослого).
Таким образом, с возрастомзастенчивому ребенку становилось все труднее дать отрицательную оценку своимконкретным действиям. Незастенчивые дети относились к неудаче прямопротивоположно. С возрастом у них увеличивалось число прямых сообщенийвзрослому о своих трудностях и возрастала настойчивость в вовлечении его всовместную деятельность.
В экспериментах очень частонаблюдались парадоксальные реакции застенчивых детей как на похвалу взрослымрезультата их деятельности, так и на успешный ее результат в случае, когдакомментарии взрослого отсутствовали. Начиная с пятого года жизни отношениеребенка к успеху становилось все более амбивалентным (от 28 % случаев в четырегода до 72 % в шесть лет). Ребенок знал, что он сделал правильно, но радость отуспеха смешивалась у него со смущением. Успех в деятельности вызывал целуюгамму чувств: радость, гордость и смущение. Как правило, на прямой вопросвзрослого: “Как ты сделал?” — дети отвечали лаконично, с колебаниями иоговорками (“Хорошо, но не так уж хорошо”). Незастенчивые дети в случае успехасообщали о нем гордо и радостно (“Все сделал, ни одной ошибочки”, “Все! Яговорила, что могу трудные!”, “Теперь все! Смотрите! Все! Так быстро!”).
Подводя итог анализу общей иконкретной самооценки детей, следует отметить два момента.
1. У застенчивых детейобнаруживается гораздо более ярко выраженная, чем у незастенчивых дошкольников,дисгармония в общей самооценке. На протяжении всего дошкольного возраста у нихсохраняется высокая самооценка и гораздо более низкая оценка с точки зрениядругих людей.
Ожидание ребенкомкритического отношения к себе со стороны взрослых во многом определяет егоробость и смущение, особенно ярко проявляющиеся в общении с незнакомыми людьми,отношение которых им неизвестно. Не решаясь получить поддержку у взрослого,дети иногда прибегают к своеобразным способам усиления своего Я (в нашихэкспериментах они приносили на занятие любимую игрушку и прижимали ее к себе вслучаях затруднения или соглашались что.либо делать только в присутствиисверстника). Снижение выраженности застенчивости в онтогенезе совпадает сLподтягиванием¦ оценки взрослого к своей собственной.
2. Конкретная самооценказастенчивых детей более низкая, чем у незастенчивых, при этом успех вдеятельности не играет здесь решающей роли. Ребенок как бы заранее готовит себяк неудаче. Именно поэтому в его высказываниях перед и по ходу деятельности такчасто звучат слова “У меня не получится”. Формула его незастенчивого сверстниказвучит иначе: “Я все равно смогу!”
Конкретная самооценка застенчивогоребенка, как правило, подвержена колебаниям на протяжении дошкольного возраста.От неуверенности к себе он переходит к высокому уровню притязаний, но затемснова резко снижает их. При этом его оценка правильности своих действийадекватна с точки зрения точности, но не адекватна с коммуникативной точкизрения: умея правильно оценить свои действия, ребенок не решается сообщить обэтом взрослому.
Возвращаясь к вопросу обархитектонике образа себя, т.е. о взаимодействии его центра и периферии, можносделать следующий вывод. Закрепившееся в центральной его части сомнение вотношении к себе взрослых снижает уверенность ребенка при оценке собственныхконкретных действий. Ожидание, что его оценят хуже, чем он сам себя оценивает,сковывает ребенка, и он боится признаться не только в неудаче, но и в успехе.
ВЫВОДЫ
В целом проведенноеисследование позволило уточнить феноменологию застенчивости у дошкольников;выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых она проявляется;выявить структуру образа себя у застенчивых детей. На основе полученных данныхможно описать обобщенный портрет застенчивого ребенка.
Застенчивый ребенок — эторебенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям,стремится к общению с ними, а с другой — не решается проявлять своикоммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности вовзаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентномхарактере отношения застенчивого ребенка к самому себе.
Он имеет высокую общуюсамооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается вположительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому вобщении с ними застенчивость проявляется ярче всего. Неуверенность застенчивогоребенка в своей ценности для других людей блокирует складывающуюся у негопотребностно-мотивационную сферу, не позволяет ему в полной мере удовлетворятьимеющиеся коммуникативные потребности.
Отношение к себе узастенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированностина своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остропереживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает,пропускается через ядро образа, в котором Lживет¦ другой, подвергающий сомнениювысокую ценность его личности.
Тревога о своем Я частозаслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У застенчивогоребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивывсегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, иделовые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формамобщения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен ипривычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении спосторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формыповедения, которые могут проявляться в “уходе в себя”, а иногда в принятии“маски равнодушия”.
Мучительное переживаниесвоего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявитьподчас очень хорошие способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях,когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и общительным,как и его незастенчивые ровесники
Исследование позволяетсделать следующие выводы:
В современных условиях сменысоциально-экономических ситуаций в стране, в условиях изменения концепцииобразования и ориентации школы на гумманизации процесса образования длясовременной молодежи проблема застенчивости остается актуальной. Застенчивостьвоспринимается, как негативное качество человека, среди старшеклассников.Основной ситуацией, которая вызывает ощущение застенчивости является ситуацияоценивания и общения с противоположным полом.
 
 
Приложение  Анкета
 Внимательно прочтитевопросы-анкеты и ответьте на каждый вопрос подчеркнув предложенный вариантответа или записав свой. Укажите свой возраст ______
класс_____, пол: М; Ж__________
1. Считаете ли вы себязастенчивым человеком?
А) да Б) нет
2. Если. да, то всегда ли выбыли таким {т.е. были ли. вы застенчивы прежде и
остаетесь ли теперь)?
А) да Б) нет
3. Если на первый вопрос выответили отрицательно, то было ли такое время в вашей жизни, когда вы былизастенчивы?
А) да Б) нет (Если выответили нет, то спасибо за участие в анкетировании.)
4.   Как часто вы испытываете(испытывали) ощущение застенчивости?
5.   А) редко — один раз вмесяц или еще реже Б) один или два раза в неделю
В) часто, почти через день Г)каждый день
5. В сравнении с людьмивашего круга, пола и возраста, на сколько вы застенчивы? А) менее застенчив Б)более застенчив В)в равной степени
6.  .Когда вами владеетзастенчивость” насколько она сильна? Оцените по следующей шкале.
А) мною владеет лишь легкоесмущение Б)нечто среднее В) очень сильна
7. Испытывая застенчивость,можете ли вы это скрывать, так чтобы другие не
считали вас застенчивым?
А) да, всегда Б) иногдаполучается, иногда нет В) нет, обычно мне этого скрыть не
удается
8. Что из перечисленногоможет быть причиной вашей застенчивости? Отметьте то,
что касается вас. (Может бытьнесколько вариантов.)
А) опасение, что менянегативно оценят Б) страх быть отвергнутым В) недостаточная уверенность в себеГ) боязнь близких отношений Д) склонность к уединению
Е) собственноенесовершенство, недостатки, а именно… Ж) другое, а именно...
9.   Считают ли названныениже люди, что вы застенчивы? Как вы полагаете, на сколько застенчивым они вассчитают? Отвечайте, пользуясь следующими баллами:
0 = незастенчивый; 1= слегказастенчивый; 2= умеренно застенчивый; 3= очень застенчивый
·      ваша мать 0123
·      ваш друг или подруга0123
·      ваш отец 0123
·      ваши одноклассники0123
·      ваши братья и сестры0123
·      ваши соседи 0123
·      близкие друзья 0123
·      преподаватели или руководители0123
10. Принимая решение, назватьли себя застенчивым, чем вы руководствовались?
(отметьте знаком ответ)
A) вы застенчивы (или былизастенчивы) лишь иногда, но в достаточно важных для вас
ситуациях, так что вас,поэтому можно считать застенчивым
 Б) вы застенчивы (или былизастенчивы) более чем в 50% ситуаций, чаще чем
незастенчивы
B) вы застенчивы (или былизастенчивы) всегда и при любых обстоятельствах
11.Если вы испытываетезастенчивость, укажите, какие ситуации и виды деятельности их вызывают.
A) любые ситуации общения
Б) большие группы людей
B) малые группы людей
Г) общение один на один спредставителем своего пола
Д) общение один на один спредставителем другого пола
Е) ситуации, в которых язанимаю приниженное положение по сравнению с другими
Ж) ситуации требующиеотстаивания своих прав
З)ситуации, когда меняоценивают или сравнивают с другими
И) любые новые социальныеконтакты
 К) когда необходимо показатьна что я способен
Л) общение с родителями
М) общение с учителем
12. Типы людей, вызывающие уменя застенчивость:
А) родственники Б) друзья В)незнакомцы Г) авторитетные лица Д) пожилые люди Е) дети Ж) группапредставителей другого пола 3) группа представителей моего пола
13. Если вы испытываетезастенчивость, какие из данных физиологических  реакций характерны для этоговашего состояния? Поставьте 0 против тех, которые не существенны, 1 менеечастые, сильные и 2 наиболее сильные и часто возникающие
A) покраснение лица
B)  сухость во рту
C)  учащение пульса
D)  дрожание рук
E)   урчание в животе
F)   повышенная потливость
Г) звон в ушах ,
 И) слабость
Д) сильное сердцебиение
 К) другое (что именно...)
14. Каковы мысли и чувства,характерные для вашего переживания застенчивости? Поставьте 0 против тех,которые не существенны, 1 менее частые, сильные и 2 наиболее сильные и частовозникающие.
A) положительные мысли(доволен собой)
Б) какое впечатление япроизвожу
В)мысли, ориентированные наотвлечение (мысли о другом)
Г) негативные мысли о себе ио своем поведении
Д) мысли о том как меняоценивают другие
Е) др. а именно....
15. Если вы испытываетезастенчивость, то в каких действиях это проявляется, так что люди понимают, чтовы застенчивы? Поставьте 0 против тех, которые не существенны, 1 менее частые,сильные и 2 наиболее сильные и часто возникающие
A) я говорю очень тихо
Б) избегаю людей
B) не способен смотреть вглаза
Г) молчу
Д) заикаюсь
Е) болтаю чепуху ' .
Ж) избегаю что-либо делать
3) др. а именно...
16. Считаете ли вы, что вашузастенчивость можно преодолеть?
А) да Б) нет В) не уверен :
17. Готовы ли вы к серьезнойработе над собой, чтобы избавиться от застенчивости?
А) да, безусловно Б) пожалуй,да В) еще не уверен Г) нет
Не сделанный вовремя шаг,невысказанная мысль, так никогда и не совершенное признание в любви… За этимисобытиями нашей жизни часто скрывается застенчивость.
1. Признайтесь себе в своихсильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте свои цели,
2, Решите, что для вас ценно,во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте своипланы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня так, чтобы воспользоватьсяэтим, когда наметится прогресс.
3. Докопайтесь до корней.Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело вас к вашемунынешнему положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил васстрадать или не оказал помощи, хоть и мог бы. Простите себя за прошлые ошибки,заблуждения и грехи, Когда поймете, что извлекли из тяжких воспоминаний хотькакую-то пользу, похороните их и не возвращайтесь к ним. Дурное прошлое живет ввашей памяти лишь до той поры, пока вы его не изгоните. Лучше освободите местодля воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших.
4. Чувства вины и стыда непомогут вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.
5. Ищите причины своегоповедения в физических, социальных, экономических и политических аспектахнынешней ситуации, а не в недостатках собственной личности.
6. Не забывайте, что каждоесобытие можно оценить по-разному. Реальность — это не то, что видит каждый вотдельности, а результат заключенного между людьми соглашения называть вещиопределенными именами. Такой взгляд позволит вам терпимее относиться к людям иболее великодушно сносить то, что может показаться унизительным.
7. Никогда не говорите о себеплохо; особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты: “глупый”,“уродливый”, “неспособный”, “невезучий”, “неисправимый”.
8. Ваши действия могутподлежать любой оценке; если они подвергаются конструктивной критике —воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим критиковать васпаи личность.
9. Помните, что и поражениеможет стать удачей; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели,которые не стоили усилий, а возможных более неприятных последствий вам удалосьизбежать.
10. Не миритесь с людьми,занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать своюнеполноценность. Если вам не удается изменить их или себя настолько, чтобыощутить уверенность, лучше просто отвернуться от них. Жизнь слишком коротка,чтобы тратить ее на уныние.
11. Позволяйте себерасслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе,остаться наедине с самим собой. Так вы сможете лучше себя понять.
12. Практикуйтесь в общении.Наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди. Представьтесебе, что и они могут испытывать страх и неуверенность, и постарайтесь импомочь. Решите, чего вы хотите от них и что можете им дать. А затем дайте импонять, что вы открыты для такого обмена.
13. Перестаньте чрезмерноохранять свое Я — оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется. Оно гнется,но не ломается. Лучше испытать кратковременный эмоциональный удар, чемпребывать в бездействии и изоляции.
14. Выберите для себянесколько серьезных отдаленных целей, на пути к которым необходимо достижениецелей более мелких, промежуточных. Трезво взвесьте, какие средства необходимыдля того, чтобы их достичь, Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаги не забывайте подбодрить и похвалить себя. Не бойтесь показаться нескромным,ведь вас никто не услышит.
15. Вы не пассивный объект,на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что нанее наступят. Вы — вершина эволюционной пирамиды, вы — воплощение надежд вашихродителей, вы — образ и подобие Господа. Вы — неповторимая личность, активныйтворец своей жизни, вы повелеваете событиями. Если вы уверены в себе, топрепятствие становится для вас вызовом, а вызов побуждает к свершениям. И застенчивость  отступит, если вы погрузитесь в самую гущу жизни.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Клиника ГЛПС . Терапия
Реферат Головин, Автомон Михайлович
Реферат Вооруженные силы на современном этапе
Реферат Статистическое изучение миграции населения в Республике Мордовия
Реферат Технология производства в фасонно-литейном цехе на Оскольском Заводе Металлургического Машиностроения
Реферат Imagery Essay Research Paper Imagery is the
Реферат Инструментарий для обработки информации в народном хозяйстве
Реферат Обзор технологий изготовления оптических телекоммуникационных волокон и связанные с ними инновац
Реферат Облік розрахунків за допомогою платіжних доручень акредитивів і розрахункових чеків
Реферат Комплекс лечебной гимнастики
Реферат Особенности и порядок исчисления заработной платы. Судебная практика
Реферат Международные научно-технические отношения
Реферат Способ съемок подкрановых путей в цехах с большой протяженностью эксплуатируемых в агрессивных средах
Реферат Психология рыночных отношений
Реферат Ветеринарно-санитарные свойства молока, используемого в сыроделии