СодержаниеВведение
1.Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо
2.Педагогическая концепция Л.Н. Толстого
3.Взаимосвязь педагогических концепций Жан-Жака Руссо и Льва Николаевича Толстого
Заключение
Списоклитературы
/>Введение
Изменения социальных условийв конце 80-х начале 90-х годов, привело к кризису воспитательной работы вобразовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел кпотере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направлениявоспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организации). Врезультате воспитательная работа, представляющая собой совокупностьвоспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания.
Существует наука о воспитании- педагогика. Но воспитывать человека — это, скорее, искусство. И научить этомуискусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому стаким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлиннымталантом воспитателей.
В настоящее время перед педагогическимобразованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задачаподготовки учителя-гуманиста. Современная модель учителя предполагает воспитаниеу него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных игуманных качеств. Современный учитель должен иметь подчерк педагогической деятельности,устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с учащимися, организовыватьсовместный поиск ценностей и норм поведения.
Этим качеством современныепедагоги должны учится у таких замечательных людей как Руссо и Толстой.
Цель данной работырассмотреть педагогические концепции Жан-Жака Руссо и Л.Н. Толстого.
Задачи данной работырассмотреть:
1. Педагогическая концепцияЖан-Жака Руссо;
2. Педагогическая концепцияЛ.Н. Толстого;
3. Взаимосвязь педагогическихконцепций Жан-Жака Руссо и Льва Николаевича Толстого.
/>1. Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо
В конце XVIII в., всвязи с развитием стилей сентиментализма, начинает все острее и глубжеосознаваться в употреблении слова личность значение: индивидуальные, личныесвойства кого-нибудь, личное достоинство, самобытность, обнаружение личныхкачеств и ощущений, чувств, личная сущность (ср. в языке Карамзина, в русскихпереводах сочинений Жан-Жака Руссо и т. д.).
Теория свободного воспитанияЖ.-Ж. Руссо заключается в том, что в развитии личности ребенка нужно следоватьза спонтанными проявлениями его совершенной природы.
Формирование личностипроисходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового,умственного, аскетического воспитания, а так же духовного развития человека.
Вся эта работа начинается ещев младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Человеквечный познавательного. В старшем возрасте этот процесс скорее самопознаниемира. Но наибольшая активность становления личности происходит в подростковомвозрасте. Подростковый период — это один из сложнейших этапов жизни человека.Именно эти аспекты учитываются в педагогической концепции Жан-Жака Руссо.[1]
Направленность личностичеловека, его устремлений зависит во многом от окружающей действительности,духовности общества, характера, целей и средств воспитания и образования. Жан-ЖакРуссо хорошо это понимал. И он не ограничивался анализом только материальныхпотребностей и потребностей познания. Высшей потребностью человека он считал “потребностьчеловека в человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитиеэтой потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладаниюдуховными ценностями”. Поэтому главная задача народного учителя, по мнению Руссо,сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого воспитанника была егопотребность в другом человеке.
Материальные потребности,потребность в познании, и, наконец, потребность в другом человеке, в общении сдругими людьми — такова иерархия потребностей. Которая хорошо прослеживается вработах Жан-Жака Руссо по мере развития его философско-педагогических взглядов.Главный смысл воспитания для Руссо в том, чтобы взаимное человеческое общение идуховное обогащение были источниками полноты и многогранности. Формированиеличности человека — это последовательное изменение и усложнение системыотношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Онопроисходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский июношеский возраст. Поэтому Руссо, считал, что на развитие личности иформирование качеств нужно воздействовать именно в детском возрасте.
Развитие человека какличности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических идуховных сил. Психология и педагогика утверждают, что человеческая личностьформируется и развивается в деятельности и общении. Ведущие черты личностиразвиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.Развитие человека — это процесс количественного и качественного изменения,исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которогоскрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторонличности. Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжениивсей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источниксоциального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.
Творчество Руссо с каждымгодом привлекает все более пристальное внимание мировой научной ипедагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это неслучайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатилапедагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как втеорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный,революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
Таким образом, Руссо, неотрицая важности материальных потребностей, приоритет отдавал потребностямкачественно иного порядка, понимая, что не хлебом единым жив человек. Первая изтаких потребностей — потребность познания. Жизнь человека была бы мрачной иограниченной, если бы у него не было неугасаемой жажды познания, желаниясегодня знать больше, чем знал вчера. В самой глубине человеческого существаесть неискоренимая потребность чувствовать себя открывателем, исследователемприроды и самого себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна. Руссовидел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать,усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это природноеначало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы должнывоодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать внутренниесилы. Чувствование силы знаний, возвышающей человека, — очень сильный стимулинтереса к знанию.
Направленность личностичеловека, его устремлений зависит во многом от окружающей действительности,духовности общества, характера, целей и средств воспитания и образования. Руссохорошо это понимал. И он не ограничивался анализом только материальных потребностейи потребностей познания./>/>
2. Педагогическая концепция Л.Н. Толстого
Все выдающиеся педагогическиешколы и направления прошлого включали в себя размышления о ценности образованиячеловека. И российская педагогическая школа тому не исключение. Длядореволюционного времени характерно формирование христианских духовныхценностей (религия, Бог, Вера, Совесть, Любовь), а также ценностейобщецивилизационного характера (наука, знание, просвещение, культурноенаследие). Так, Лев Николаевич Толстой в Яснополянской школе вводил урокиморали. Для него личностным образцом — педагогическим идеалом — был человек,умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности. Впедагогических размышлениях философов дореволюционного периода ценностьличности превалировала над ценностью общества, нации, государства (Н. Бердяев,С. Булгаков, Н.Лосский). Можно сказать, что основной ценностью образования вэтот период признавались именно личностно-ориентированные ценности. [2]
Л.Н. Толстой считал, что чеммоложе ребенок, тем больше его восприимчивость к воспитанию, а вместе с тем то,что в детстве заложено, то крайне трудно разрушить.
Толстой настойчиворекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличныхоценок, чтобы отличники “не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих натройки не угнетало чувство неполноценности”.
Толстой рекомендует педагогамвызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины ихребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный напервый на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужнопохвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, воснове которой лежит оценка только положительных результатов, приводитчрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению “трудных” подростков.
Воздействие на неустоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осужденияколлектива чаще всего приводит к тому, что ребенок “ломается”, становитсялицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепойненависти против всех.
Всякаяхудожественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична дляучителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим “я”. Этотпроцесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правдуискусства. Недаром К.Станиславский, резко отделявший правду искусства отфальши, писал: “Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни сталовоплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее”. Естественно, в художественномтворчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, итолько тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует отнести кпедагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ,его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропуститьчерез себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своихсобственных. Я считаю, что для урока психологическая, техническая,интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимоподготовиться к уроку еще и эмоционально, применить свое актерское мастерство.
Особенно важно вэмоциональной стороне профессионального мастерства учителя умение найти верныйтон урока. Термин “задать тон” беседе, исполнению издавна бытует в искусстве.Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найтиверный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке,-одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время.[3]
/>3.Взаимосвязь педагогических концепций Жан-Жака Руссо иЛьва Николаевича Толстого
В прошлом успешностьвоспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания,учения, навыки, ценности новому поколению. Сейчас же ввиду очень быстрых научно- технических, культурных, бытовых изменений воспитательная система может бытьоценена, по всей видимости, по тому, как подготовлена молодежь самостоятельнодействовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не моглобыть в жизни их родителей. Такая постановка вопроса предлагает относиться кмолодежи не как к объекту воспитания, а исключительно как к субъектусоциального действия, что, в свою очередь, требует разработки принципиальноиного типа социальной молодежной политики. В педагогике это будет, вероятно,курс на сотрудничество, в психологии требование понимания. Соответственно входе создания концепций, обязательно нужно учитывать субъективные "свойства " молодых людей.[4]
Большой проблемойсегодняшнего дня является недостаточность воспитания нового поколения именно вэстетически — нравственном направлении. Несмотря на то, что обучению в нашевремя уделено много внимания появляются специализированные школы, детские сады,гимназии, колледжи и прочее. Многие педагоги забыли, что целью являетсявоспитание не физика, а человека. Обучение не есть ценность, а есть средство.
Огромную проблемупредставляет вопрос о здоровье будущего поколения, о перегруженности ученика,начиная с начальной школы. Очень часто школьная программа не предусматриваетфизиологические особенности человека. Нельзя сказать, что концепции Руссо иТолстого похожи, они как бы дополняют друг друга.
/>Заключение
Путь к новой моделивоспитания лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, еецелей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функции ироли учителя — воспитателя. Философские идеи о безграничности развитияличностного потенциала, о ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие вобщественный контекст, значительно расширяют и углубляют понимание природыребенка и взрослого, открывая новые подходы в работе школы, в воспитательнойдеятельности учителя, смысл которой все яснее видится как созидание человека.
Труд и культура, всяжизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят отуровня его духовности, нравственной позиции. Обучение не дает желаемыхрезультатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: “Выучить,запомнить!”. Чем в большей мере на первое место выдвигается эта задача, чембольше она захватывает внутренние силы ученика, тем дальше отходит на заднийплан задача нравственного воспитания. Вред зубрежки огромен — она невольноуничтожает основные идеи учебного предмета. Уповать только на формальноезаучивание готовых формул, на простое увеличение идейного или нравственногосодержания в изучаемых предметах и тем самым надеяться, что мы решим все задачипо формированию всесторонне развитой личности, было бы слишком большимупрощением. Подобное воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактнуюсистему мышления, не затрагивая область чувства и эмоций человека.
/>Список литературы
1. Всемирный доклад по образованию 1998 г.: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. – Барселона, ЮНЕСКО, 1998. – 175 с.
2. Левин К., Литтл А., Конклаф К.Влияние образования на задачи развития (I). // Перспективы. Вопросыобразования. ЮНЕСКО. — № 2. — М., 2003. — с.259.
3. Основы педагогического мастерства:Учеб. пособ. / Под ред. И.А. Зязюна. — М.: Просвещение, 2003.- 302с.
4. Хмель Н.Д. Теоретические основыпрофессиональной подготовки учителя. – Алматы: Бiлiм, 2000. – 320 с.
5. Хозяинов Г.И. Педагогическоемастерство преподавателя.- М.: Высш. шк.,2001. — 201с.