Реферат по предмету "Политология"


Политические партии в Республике Беларусь

ТЕМА 5
 
“ПОЛИТИЧЕСКИЕПАРТИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ”

ВОПРОСЫТЕМЫ:
 
1. Общая характеристика политическихпартий
2. Порядок создания политическихпартий, организационная структура
3. Права и условия деятельностиполитических партий в Республике Беларусь

ЛИТЕРАТУРА:
1.   Конституция РеспубликиБеларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканскихреферендумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. — 48 с.
2. О политических партиях: Закон Респ. Беларусь, 5 окт. 1994г.,№ 3266-XII: В ред. Законов Респ. Беларусь от 29.11.1999 г., от 13.12.1999 г., от 22.06.2001 г., от 26.06.2003 г., от 19.07.2005 г. //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
3. О массовых мероприятиях вРеспублике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 декабря 1997 г., N 114-З: В редЗаконов Респ. Беларусь от 11.06.1998 г., от 07.08.2003 г., от 29.11.2003 г. //КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центрправовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
4. О некоторых мерах по упорядочениюдеятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественныхобъединений: Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 января 1999г., № 2: В редДекретов Президента Респ. Беларусь от 13.07.1999 г., от 18.04.2001 г., от27.03.2002 г., от 04.04.2002 г., от 11.11.2002 г., от 11.09.2003 г., от14.12.2005 г. //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронныйресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск,2006.
5. Об утверждении нормативныхправовых актов по вопросам оформления и рассмотрения документов, связанных сгосударственной регистрацией политических партий, профессиональных союзов, иныхобщественных объединений, их союзов (ассоциаций), а также государственнойрегистрацией и исключением из журнала государственной регистрации, постановкойна учет и снятием с учета их организационных структур: ПостановлениеМинистерства юстиции Респ. Беларусь, 30 августа 2005г., № 48 //КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центрправовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
6. Кодавбович В.А. Конституционноеправо: Учеб.-метод. комплекс /В.А. Кодавбович, О.В. Сидоренко. – Минск.: Изд-воМИУ, 2005. – 268 с.
7. Матусевич А.В. Политическаясистема: состояние и развитие. –Мн., 1992.

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В Республике Беларусьстатья 4 Конституции провозглашает, что “демократия в Республике Беларусьосуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий имнений”.
Согласно ч. 1 ст. 36 КонституцииРеспублики Беларусь “каждый имеет право на свободу объединений”.
Часть 1 ст. 5 КонституцииРеспублики Беларусь гласит: “Политические партии, другие общественныеобъединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь,содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют ввыборах”.
Данные конституционныенормы направлены на реализацию важнейшего конституционного положения,закрепляющего народ в качестве единственного источника государственной власти(ст. 3 Конституции Республики Беларусь). Государство не только признает наличиемногопартийности в Республике Беларусь, но и право граждан на свободуобъединения, а также право на их участие в политической жизни страны.
Согласно ст. 1 ЗаконаРеспублики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XII “О политических партиях” политической партиейявляется добровольное общественное объединение, преследующее политическиецели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан иучаствующее в выборах. Основными целями политической партии являются:формирование общественного мнения, политическое образование и воспитаниеграждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни,доведение этих мнений до сведения органов государственной власти и широкойобщественности, выдвижение кандидатов при проведении выборов на государственныедолжности,участие в выборах.
Политические партиисоздаются в целях участия граждан Республики Беларусь в политической жизниобщества посредством участия не только в выборах, но и для организации участияграждан в иных общественных и политических акциях — референдумах, митингах,шествиях, демонстрациях, а также для представления интересов граждан в органахгосударственной власти и местного самоуправления. Важная роль принадлежит политическимпартиям не только в их участии в политической и государственной жизни страны,но и в становлении и развитии гражданского общества в Беларуси. Политическиепартии являются одним из элементов гражданского общества.
Политические партии имеютправо создавать союзы (ассоциации).
Политические партии,союзы являются некоммерческими организациями.
Государство гарантируетзащиту прав и законных интересов политических партий, союзов. Вмешательствогосударственных органов и должностных лиц в деятельность политических партий,союзов, равно как и вмешательство политических партий, союзов в деятельностьгосударственных органов и должностных лиц, не допускается, за исключениемслучаев, предусмотренных законодательством (ст. 6 Закона о политическихпартиях).
В зависимости отполитической ориентации партии можно разделить на три основные группы:левые, центристские и правые.
/>

Левые партии стремятся к социализму, социальномуравенству, выступают за превосходство коллективных форм собственности надчастными. К левым партиям в Беларуси можно отнести: Партия коммунистовБелорусская, Белорусская социалистическая партия, Республиканская партия трудаи справедливости и др.
Правые партии выступают за ограничениегосударственного регулирования в сфере экономики и социальной сфере, засокращение налогов. Они сторонники устоявшихся традиций и порядков. К правым партиямв Беларуси относятся: Белорусский народный фронт, Белорусская крестьянскаяпартия, Белорусская социал-демократическая громада и др.
Центристские партии подразделяются на левоцентристские иправоцентристские. Центристские партии занимают промежуточное положение и имеютчерты как левых, так и правых партий. К центристским партиям в Беларуси можноотнести: Объединенная гражданская партия, Либерально-демократическая партия идр.
В настоящее время вМинистерстве юстиции Республики Беларусь зарегистрировано 17 политическихпартий. Общее количество членов политических партий достигает 45 тысяч человек.Для современных политических партий Беларуси характерны следующие основныечерты. Прежде всего – малочисленность членов и в тоже время большое ихколичество. Для нормального функционирования политической системы в Беларусидостаточно наличия 3-4 партий, выражающих интересы крупных общественных групп.Кроме того, в настоящее время в Беларуси отсутствуют объективные условия длясоздания политических партий. Большинство граждан Республики Беларусь поимущественному положению не различаются. Господствующее положение в экономикезанимает государственная собственность. Все эти факторы не способствуютвозникновению нормальных политических партий, а существующие являютсяпрототипами, зародышами партий. Не проявляют особой активности политическиепартии и в политической жизни страны, не все они принимают участие визбирательных компаниях. Граждане Республики Беларусь не знают большинстваполитических партий, так как они ни чем особым себя в политический жизни страныне проявляют. Популярность их среди народа невысока. Политическая активностьграждан Беларуси и их политическая культура еще не достигли высокого уровня.
Деятельность политическихпартий Беларуси находится на начальной стадии.
ПОРЯДОКСОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
В Республике Беларусь вкачестве учредителей политической партии могут выступать граждане РеспубликиБеларусь, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательным правом.
Для создания идеятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов)от большинства областей Республики Беларусь и города Минска.
Политические партии,союзы создаются и действуют на основе принципов свободы объединения, демократизма,законности, гласности, самоуправления и равноправия всех политических партий, союзов.
/>

Политическая партиястроится исключительно по территориальному принципу и должна иметь Минскуюгородскую и областные организационные структуры в большинстве областейРеспублики Беларусь, создаваемые в порядке, установленном законодательством иуставом политической партии, в шестимесячный срок со дня государственнойрегистрацииполитической партии.
Конституцией РеспубликиБеларусь (часть 3 ст. 5) запрещается создание и деятельность политическихпартий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственноеизменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной,национальной, религиозной и расовой вражды.
Идеология политическихпартий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан (часть 2ст. 4 Конституции Республики Беларусь).
Судьи, прокурорскиеработники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственногоконтроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членамиполитических партий и других общественных объединений, преследующих политическиецели (часть 2 ст. 36 Конституции Республики Беларусь).
Для создания идеятельности политической партии Законом о политических партияхпредусматривается обязательная регистрация партии в Министерстве юстицииРеспублики Беларусь.
Учредители партиисозывают учредительный съезд или иное учредительное мероприятие, на которомпринимают решение о создании политической партии, утверждают ее название иустав, принимают программу и избирают руководящие органы партии.
Учредительным документомполитической партии является устав. Устав должен содержать следующиесведения: полное и сокращенное название политической партии; цели, задачи,предмет и методы деятельности; условия и порядок приобретения и утратычленства, права и обязанности членов, а также порядок их учета; порядокуправления деятельностью партии; название, состав, порядок избрания, порядок ипериодичность созыва, сроки полномочий органов политической партии, органоворганизационных структур и их компетенцию; порядок принятия и обжалованиярешений органов политической партии и органов организационных структур;источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества партии,права ее органов по распоряжению имуществом, пределы распоряжения имуществомполитической партии ее организационными структурами; порядок внесения измененийи (или) дополнений в учредительные документы партии, а также в ее программу;порядок реорганизации и ликвидации и порядок использования имущества,оставшегося после ликвидации политической партии; юридический адрес (местонахождения руководящего органа); структуру политической партии, условия ипорядок создания и прекращения деятельности ее организационных структур. Вуставе политической партии, союза могут содержаться и иные положения, непротиворечащие законодательству (ст. 11 Закона).
Порядок государственнойрегистрации политических партий, союзов, их символики, изменений и (или)дополнений, внесенных в уставы, реорганизация и ликвидация политических партий,союзов подробно регламентируется Законом Республики Беларусь от 5 октября 1994г. № 3266-XII “О политических партиях”, ДекретомПрезидента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 “О некоторых мерах поупорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иныхобщественных объединений”, постановлением Кабинета Министров РеспубликиБеларусь от 3 февраля 1995 г. № 76 “Вопросы политических партий и другихобщественных объединений в Республике Беларусь”, постановлением Министерстваюстиции Республики Беларусь от 30 августа 2005 г. № 48 “Об утверждениинормативных правовых актов по вопросам оформления и рассмотрения документов,связанных с государственной регистрацией политических партий, профессиональныхсоюзов, иных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), а такжегосударственной регистрацией и исключением из журнала государственнойрегистрации, постановкой на учет и снятием с учета их организационныхструктур”.
По результатамрассмотрения документов, представленных для государственной регистрации,Министерство юстиции принимает одно из следующих решений: о государственнойрегистрации политической партии, союза, их гимнов, значков, вымпелов,галстуков, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав политической партии,союза; об отсрочке государственной регистрации политической партии, союза, ихсимволики; об отказе в государственной регистрации политической партии, союза,их символики.
Зарегистрированнойполитической партии, союзу выдаются свидетельства о государственнойрегистрации, а сама партия, союз вносятся в Государственный реестр политическихпартий, союзов.
Решение об отсрочкегосударственной регистрации политической партии, союза, их гимнов, значков,вымпелов, галстуков, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав, на срокдо одного месяца может быть принято Министерством юстиции в связи с нарушениемустановленного порядка создания политической партии, союза, утверждения ихсимволики либо внесения изменений или дополнений в устав, если такое нарушениеносит устранимый характер.
Решение об отказе вгосударственной регистрации политической партии, союза принимается в случае:нарушения установленного порядка создания политической партии, союза, еслитакое нарушение носит неустранимый характер; несоответствия учредительныхдокументов политической партии, союза (целей, задач, методов деятельности,территории распространения деятельности политической партии, союза) требованиямзаконодательства; непредставления политической партией, союзом всехпредусмотренных законодательными актами документов, необходимых длягосударственной регистрации; несоответствия названия политической партии,союза, в том числе сокращенного, их символики, а также условий членства вполитической партии, союзе требованиям законодательства и (или) ихучредительным документам; невыполнения в месячный срок требований, указанных врешении об отсрочке государственной регистрации политической партии, союза;отказа выполнить законное предложение Министерства юстиции об измененииназвания политической партии, союза.
Отказ в регистрацииполитической партии учредители имеют право обжаловать в Верховном СудеРеспублики Беларусь.
Организационные структурыполитической партии, наделенные правами юридического лица, подлежатгосударственной регистрации, а не наделенные правами юридического лица –постановке на учет. Государственная регистрация, постановка на учетосуществляются управлением юстиции областного, Минского городскогоисполнительного комитета по месту нахождения руководящего органа этойорганизационной структуры.
Политические партии имеютфиксированное членство. Членами политических партий не могут быть иностранцы.Законом также запрещается деятельность на территории Беларуси политическихпартий других государств.
Место и роль политическихпартий в политической системе определяются, прежде всего, функциями,выполняемыми ими.
Основными функциямиполитических партий являются: участие в борьбе за власть в государстве; участие вформировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата; прямое илиопосредованное участие в разработке, формировании и реализации внутри – ивнешнеполитического курса государства; разработка и внедрение в сознание масссобственной идеологии; организация избирательной компании; установление связимежду правящими структурами и народом (избирателями); расширение числа своихчленов и сторонников и др.
Политические партииБеларуси в силу ряда объективных и субъективных причин не заняли подобающего имместа в политической системе.
Организационная структураполитических партий, как правило, одинакова. Высшим органом партии являетсясъезд. Постоянно действующий централизованный партийный исполнительныйаппарат, состоящий из партийных профессиональных оплачиваемых функционеров,возглавляемых лидером или несколькими лидерами партии. Руководящий органпартии в обязательном порядке состоит не менее чем из трех членовполитической партии. Затем следуют структуры партии поадминистративно-территориальным единицам, наличие которых в г. Минске иболее чем в половине областей является обязательным. Нижестоящие структурыподчиняются вышестоящим структурам. Высшим органом организационной структурыявляется конференция, общее собрание или иное собрание. Низовым звеномструктуры любой партии является первичная ячейка, состоящая из членов партии.
ПРАВА ИУСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Политические партии содня их государственной регистрации имеют право: свободно распространятьинформацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения;пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке,установленном законодательством; учреждать собственные средства массовойинформации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленномзаконодательством; проводить митинги, демонстрации, собрания и другие массовыемероприятия в порядке, установленном законодательством; защищать права изаконные интересы, а также представлять законные интересы своих членов вгосударственных органах и иных организациях; участвовать в выборах в порядке,установленном законодательством; поддерживать связи с другими политическимипартиями, союзами, иными общественными объединениями, их союзами(ассоциациями); создавать союзы (ст. 21 Закона).
Политическая партияобладает и другими правами. Политические партии могут иметь в собственностилюбое имущество, необходимое для их деятельности, предусмотренной уставом.Политические партии не имеют права основывать предприятия, за исключениемсредств массовой информации, и заниматься предпринимательской деятельностью, заисключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иныхпропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображениемсобственной символики.
Политическим партиям,союзам и созданным ими юридическими лицами запрещается прямо либо косвеннополучать денежные средства и иное имущество от: иностранных государств иорганизаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц безгражданства; анонимных жертвователей; граждан, не достигших восемнадцатилетнеговозраста; религиозных организаций, а также юридических лиц, учрежденных религиознымиорганизациями.
Финансированиеполитических партий, союзов из государственного бюджета не допускаетcя. Государственные органы и иныегосударственные организации не вправе финансировать политические партии, союзы.
Денежные средства,драгоценные металлы и иные ценности политической партии, союза могутразмещаться только на счетах в банках, зарегистрированных в РеспубликеБеларусь. Политические партии, союзы не вправе получать доходы от акций и иныхценных бумаг.
За нарушение Конституциии других актов законодательства, учредительных документов к политическойпартии, союзу могут быть применены следующие меры ответственности: письменноепредупреждение; приостановление деятельности политической партии, союза;ликвидация политической партии, союза (ст. 29 Закона).
Письменное предупреждениевыносится Министерством юстиции Республики Беларусь. Деятельность политическойпартии, союза может быть приостановлена на срок от одного месяца до шестимесяцев решением Верховного Суда Республики Беларусь по заявлению Министерстваюстиции, если им было вынесено письменное предупреждение и политическая партия,союз в установленные сроки не устранили нарушений, послуживших основанием длявынесения письменного предупреждения, либо не сообщили в регистрирующий органоб их устранении с представлением подтверждающих документов.
Политическая партия, союзликвидируются по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях:совершения политической партией, союзом действий, направленных нанасильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны,национальной, религиозной и расовой вражды; нарушения политической партией,союзом законодательства и (или) их учредительных документов в течение одногогода после вынесения письменного предупреждения; если пригосударственнойрегистрации политической партии, союзасо стороны их учредителей были допущены такие нарушения Закона о политическихпартиях, а также иных актов законодательства, носящие неустранимый характер;если численность политической партии менее 1000 членов; неустранения нарушений,послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии,союза, в срок, установленный решением Верховного Суда Республики Беларусь.
Политическая партия, союзмогут быть ликвидированы по решению Верховного Суда Республики Беларусь заоднократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, прямопредусмотренных законодательными актами, а также за получение политическойпартией, ее организационной структурой, союзом иностранной безвозмездной помощи.
Заявление о ликвидацииполитической партии, союза подается в Верховный Суд Республики БеларусьМинистерством юстиции или Прокуратурой Республики Беларусь (ст. 32 Закона).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ деятельности ОАО "СКБ-банк"
Реферат Cоциокультурный аспект в преподавании английского языка
Реферат Анализ работы и некоторые стратегии на рынке ГКО
Реферат Использование следов обуви в расследовании и раскрытии преступлений.
Реферат Анализ розничного и оптового товарооборота в ООО «Пресса»
Реферат A Christmas Carol
Реферат анализ состава, структуры, движения и состояния ОФ
Реферат The Mystery That Was Gatsby The Great
Реферат Анализ деятельности предприяти
Реферат Анализ платежеспособности и резерфов ее укрепления
Реферат Администрация агаповского муниципального района челябинской области постановлени е
Реферат Анализ доходов и расходов на материалах ОАО "Биохимик"
Реферат Анализ деятельности Коммерческого Банка
Реферат Анализ обеспеченности предприятий собственными оборотными средствами
Реферат Проблемы и пути развития гражданского общества в Украине