НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Среди экономических рычагов, при помощи которыхгосударство
воздействует на рыночную экономику, важное местоотводится нало-
гам. В условиях рыночной экономики любое государствошироко ис-
пользует налоговую политику в качестве определенногорегулятора
воздействия на негативные явления рынка. Налоги, каки вся нало-
говая система, являются мощным инструментомуправления экономи-
кой в условиях рынка.
Применение налогов является одним изэкономических методов
управления и обеспечения взаимосвязиобщегосударственных интере-
сов с коммерческими интересами предпринимателей,предприятий не-
зависимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и
организационно - правовой формы предприятия. Спомощью налогов
определяются взаимоотношения предпринимателей,предприятий всех
форм собственности с государственными и местнымибюджетами, с
банками, а также с вышестоящими организациями. Припомощи нало-
гов регулируется внешнеэкономическая деятельность,включая прив-
лечение иностранных инвестиций, формируетсяхозрасчетный доход и
прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно — директивных мето-
дов управления к экономическим резко возрастают рольи значение
налогов как регулятора рыночной экономики, поощренияи развития
приоритетных отраслей народного хозяйства, черезналоги государ-
ство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких
производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система в Российской Федерациипрактически была
создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет
законопроектов о налоговой системе. Среди них:«Об основах нало-
говой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль
предприятий и организаций», «О налоге надобавленную стоимость»
и другие.
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ. Налоги
представляют собой обязательные платежи, взимаемыегосударством
на основе закона с юридических и физических лиц дляудволетворе-
ния общественных потребностей. В законе РФ от 27лекабря 1991 г.
N2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
дается следующее понятие налога: «Под налогом,сбором, пошлиной
и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соот-
ветствующего уровня или во внебюджетный фонд,осуществляемый
плательщиками в порядке на условиях, определенных законодатель-
ными актами». В этом же законе даетсяопределение и налоговой
системы: «Совокупность налогов, сборов, пошлини других плате-
жей, взимаемых в установленном порядке, образуютналоговую сис-
тему». Налоговая система включает следующие элементы: субъект
налогообложения (плательщик); объект налогобложенияприбыль (до-
ход), оборот или имущество налогоплательщика, которыеслужат ос-
новой для исчисления налога; ставка налога — величина налога на
единицу объекта налогообложения; налоговые льготы - полное или
частичное освобождение от налога; правилаисчисления и порядок
уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплатуналога. Нало-
говая система России строится на основе единых принципов для
всех предпринимателей и предприятий независимо отведомственной
подчиненности, форм собственности иорганизационно-правовой фор-
мы предприятия. Основными принципами являются:
— равнонапряженность налогового изъятия;
— однократность налогообложения, недопущениедвойного обло-
жения;
— стабильность, гибкость, простота, доступность,определен-
ность;
- заблаговременность установления ставок иправил исчисле-
ния налога и его уплаты.
Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая
служба РФ, которая входит в систему центральныхорганов государ-
ственного управление России, подчиняется Президенту иПравитель-
ству РФ и возглавляется руководителем в рангеминистра.
Главной задачей Государственной налоговой службыРФ являет-
ся контроль за соблюдением законодательства оналогах, правиль-
ностью их исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в со-
ответствующие бюджеты государственных налогов идругих платежей,
установленных законодательством.
ВИДЫ НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ. В РФ впервые всеналоги разделены
на три группы: федеральные налоги; налоги республик в составе
РФ, краев, областей, автономных образований; местныеналоги.
К федеральным налогам относятся: налог надобавленную стои-
мость; акцизы на отдельные группы и виды товаров;налог на дохо-
ды банков; налог на доходы от страховойдеятельности; налог с
биржевой деятельности (биржевой налог); налог на операциис цен-
ными бумагами; таможенная пошлина (все суммыпоступлений от этих
налогов зачисляются в федеральный бюджет); отчисленияна воспро-
изводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный
внебюджетный фонд РФ; платежи за пользованиеприродными ресурса-
ми, зачисляемые в федеральный бюджет, вреспубликанский, крае-
вой, областной, местный в порядке и на условиях,предусмотренных
законодательными актами России; налог на прибыль с предприятий
(подоходный налог); подоходный налог с физическихлиц.
Налог на прибыль с предприятий и подоходныйналог с физи-
ческих лиц являются регулирующими доходнымиисточниками, суммы
отчислений по ним зачисляются непосредственно в республиканский
бюджет, краевые, областные и бюджеты других уровнейв размерах,
определяемых при утверждении республиканского бюджетав составе
России и бюджетов других уровней.
К федеральным налогам относятся: налоги,служащие источни-
ками образования дорожных фондов, зачисляемые в этифонды на ос-
нове соответствующих актов; гербовый сбор;государственная пош-
лина; налог с имущества, переходящего в порядкенаследования и
дарения.
Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты налогообло-
жения, плательщики налогов и порядок их зачисления вбюджет или
во внебюджетный фонд регламентируютсязаконодательными актами РФ
и действуют на всей территории России.
К налогам республик в составе России, краев,областей и ок-
ругов относятся следующие: налог на имуществопредприятий. Суммы
платежей по этому налогу равными долями зачисляютсяв республи-
канский бюджет и бюджеты других уровней по местунахождения пла-
тельщика; лесной доход; плата за воду, забираемуюпромышленными
предприятиями из водохозяйственных систем.
К этой группе налогов относятся республиканскиеплатежи за
пользование природными ресурсами.
Перечисленные налоги устанавливаютсязаконодательными акта-
ми РФ и взимаются по всей ее территории, аконкретные ставки
этих налогов определяются законами республик в составе России
или решениями органов государственной власти краев иобластей.
К местным налогам относятся:
— налог на имущество физических лиц. Суммаплатежей по это-
му налогу зачисляется в местный бюджет по местунахождения (ре-
гистрации) объекта налогообложения;
- земельный налог. Порядок зачисленияпоступлений по этому
налогу в соответствующий бюджет определяетсязаконодательством о
земле;
— регистрационный сбор с физических лиц,занимающихся пред-
принимательской деятельностью. Сумма сборазачисляется в бюджет
по месту их регистрации;
- налог на строительство объектовпроизводственного назна-
чения в курортной зоне; курортный сбор;
— сбор за право торговли. Этот сборустанавливается местны-
ми органами власти и уплачивается путем приобретения разового
талона или временного патента и полностью зачисляетсяв соответ-
ствующий бюджет;
- целевые сборы с граждан и предприятий,учреждений, орга-
низаций независимо от их организационно-правовых формна содер-
жание милиции, на благоустройство территорий идругие цели.
Ставки устанавливаются соответствующими органамигосударственной
власти. При этом годовые ставки сборов с физическихи юридичес-
ких лиц имеют определенные ограничения;
— налог на рекламу. Этот налог уплачиваютюридические и фи-
зические лица, но не более 5% от стоимости услуг порекламе;
- налог на перепродажу автомобилей,вычислительной техники
и персональных компьютеров. Налог уплачиваютюридические и физи-
ческие лица, перепродающие указанные товары, по ставке,не пре-
вышающей 10% суммы сделки;
- сбор с владельцев собак. Сбор вносятфизические лица,
имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере,не превы-
шающем 1/7 установленного законом размераминимальной месячной
оплаты труда в год;
— лицензионный сбор за право торговливинно-водочными изде-
лиями. Сбор вносят юридические и физические лица;
— лицензионный сбор за право проведения местныхаукционов и
лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, непревышающем 10%
стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую
выпущены лотерейные билеты;
- сбор за выдачу ордера на квартиру вносятфизические лица
при получении права на заселение отдельной квартиры в размере,
не превышающем 3/4 минимальной месячной оплатытруда в зависи-
мости от общей площади и качества жилья;
— сбор за парковку автотранспорта в специальныхместах вно-
сят юридические и физические лица в размерах,установленных мес-
тными органами власти;
— сбор за право использования местной символики.Сбор вно-
сят производители продукции, на которойиспользована местная
символика (гербы, виды городов, историческихпамятников), в раз-
мере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемойпродукции;
— сбор со сделок, совершаемых на биржах (заисключением за-
конодательно оформленных операций с ценнымибумагами). Сбор вно-
сят участники сделки в размере не более 0,1% суммысделки;
— сбор за право проведения кино- и телесъемок.Вносят ком-
мерческие кино- и телеорганизации, проводящие съемкис осуществ-
лением организационных мероприятий, в размерах,установленных
местными органами власти;
— сбор за уборку территории населенных пунктов.Сбор вносят
юридические и физические лица (владельцы строений)в размере,
установленном местными властями.
К этой группе налогов относятся и вновьвведенные налоги на
содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы
(1,5% от стоимости работ и услуг) и налог на нуждыобразования
(1% фонда оплаты труда).
Большинство местных налогов устанавливаетсязаконодательны-
ми актами РФ и взимается на всей ее территории.Конкретные став-
ки налогов определяются законодательными актами республик или
решением органов государственной власти краев,областей и т.д.
Отдельные из местных налогов могут вводитьсярегиональными
и городскими органами власти и зачисляются в местныебюджеты.
В 1993 году в бюджетную систему РФ поступилоналогов и дру-
гих обязательных платежей более 38 трлн.руб. Крометого, от на-
логоплательщиков, уплачивающих налоги в иностраннойвалюте, было
полученно 340 млн.дол. США. Среднемесячный темпприроста налого-
вых сборов превысил в истекшем году 17%.
Основная масса доходов бюджетной системы былаполучена за
счет налога на прибыль (16,8 трлн.руб.) и косвенных налогов
(12,1 трлн.руб.), на долю которых суммарнопришлось свыше 75%
всех поступлений. Из числа других федеральных налоговустойчивы-
ми темпами в прошлом году поступал подоходный налог сфизических
лиц. Более заметную роль в формировании доходной части бюджета
стали играть ресурсные платежи и имущественныеналоги.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ. Средибольшого ко-
личества налогов, предусмотренных законом РФ «Обосновах налого-
вой системы в Российской Федерации» (федеральныеналоги — 15 ви-
дов, республиканские — 4 вида, местные налоги — 23вида), основ-
ными являются:
налог на прибыль предприятий и организаций;налог на добав-
ленную стоимость, акцизы, налог на имуществопредприятий; налог
для образования дорожных фондов, налог дляобразования пенсион-
ного фонда; государственные пошлины; подоходный налогс физичес-
ких лиц; налог на имущество физических лиц;регистрационные сбо-
ры с физических лиц; плата за землю.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ — основной вид
налога юридических лиц. Плательщиками налога наприбыль являются
предприятия и организации, в том числе бюджетные,представляющие
собой юридические лица, независимо от подчиненности, формысобс-
твенности и организационно-правовой формыпредприятия, их филиа-
лы, а также созданные на территории Россиипредприятия с иност-
ранными инвестициями, международные объединения,компании, фир-
мы, любые другие организации, образованные всоответствии с за-
конодательством иностранных государств иосуществляющие предпри-
нимательскую деятельность.
Законодательство «О налоге на прибыльпредприятий и органи-
заций» не распространяется на банки, кредитныеучреждения в час-
ти доходов от осуществления отдельных банковскихопераций и сде-
лок; предприятия — по доходам страховойдеятельности; предприя-
тия любых организационно-правовых форм — в частиприбыли, полу-
ченной от реализации произведенной имисельскохозяйственной про-
дукции. От других видов деятельности названныепредприятия, кро-
ме банков, уплачивают налоги согласно данному закону.
Объектом обложения налогом является валоваяприбыль. В этой
связи важным моментом является правильноеопределение затрат,
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Если предприятие получает доходы в иностранной валюте, то
они также подлежат налогообложению в совокупностис выручкой,
получаемой в рублях. В этом случае доходы в валюте пересчитыва-
ются в рубли по курсу Центрального банка России намомент пос-
тупления доходов на валютный счет.
Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетомльгот, преус-
мотренным законодательством при фактическипроизведенных затра-
тах и расходах за счет прибыли, остающейся враспоряжении предп-
риятия на суммы:
- направленные на финансирование капитальныхвложений про-
изводственного и непроизводственного назначения при условиипол-
ного использования предприятиями сумм начисленногоизноса (амор-
тизации) на последнюю отчетную дату;
— в размере 30% от капитальных вложений на природоохрани-
тельные мероприятия;
— затрат (по нормативам местных органов власти)на содержа-
ние находящихся на балансе предприятий объектовздравоохранения,
народного образования, культуры и спорта, детскихдошкольных уч-
реждений, лагерей отдыха, домов престарелых иинвалидов, жилищ-
ные фонды, а также затрат на эти цели при долевомучастии;
— взносов на благотворительные цели, в различныефонды со-
циально-культурные и оздоровительные, навосстановление объектов
культурного и природного наследия, переквалификациювоеннослужа-
щих и другие с учетом установленных ограничений поотношению к
облагаемой налогом прыбыли.
Особые льготы помимо общих установлены длямалых предприя-
тий, не превышающих 200 человек:
— исключаемая из налоговой базы прибыль, которая направля-
ется на строительство, реконструкцию и обновлениеосновных про-
изводственных фондов, освоение новой техники итехнологии, но не
более 50% суммы налога, исчисленного по полнойставке;
— освобождение на первые два года работы от уплаты налога
на прибыль предприятий по производству и переработкесельскохо-
зяйственной продукции, производству товаровнародного потребле-
ния, строительных, ремонтно-строительных и попроизводству стро-
ительных материалов — при условии, если выручка отуказанных ви-
дов деятельности превышает 70% общей суммы выручки отреализации
продукции (работ, услуг).
Важном моментом налогообложения является то, чтодля аренд-
ных предприятий, созданных на основе аренды имуществагосударст-
венных предприятий и их структурных подразделений,сумма налога
на прибыль, исчисленная по установленным ставкам,уменьшается на
сумму арендной платы, подлежащей в установленномпорядке взносу
в бюджет.
Законом предусмотрены особенности определенияприбыли инос-
транных юридических лиц. Налогообложению подлежит только та
часть прибыли иностранного юридического лица, котораяполучена в
связи с деятельностью на территории РФ.
Предприятия, организации и иностранные юридические лица
платят налог на прибыль в размере 32%; биржы иброкерские кон-
торы, а также предприятия по прибыли отпосреднических операций
и сделок — 45%. В случае если не представляетсявозможным опре-
делить прибыль, полученную иностранным юридическимлицом от дея-
тельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитыватьее исходя из
нормы рентабельности 25%.
Международные договоры об избежании двойного налогообложе-
ния и предотворащению уклонения от налогов надоходы и капитал
являются условием сбалансирования взаимных интересов двух или
нескольких стран, заинтересованных во взаимной защитекапиталов-
ложений и обеспечении идентичного налогового режимадля юриди-
ческих лиц договаривающихся стран.
Предприятия России помимо налогов на прибыльуплачивают на-
логи с других видов доходов и прибыли.
Кроме того, предприятия, организации,учреждения, предпри-
ниматели, являющиеся юридическими лицами позаконодательству РФ,
включая созданные на территории России предприятия синостранны-
ми инвестициями, уплачивают налог на пользованиеавтомобильных
дорог в размере 0,4% от суммы реализации продукции, выполняемых
работ и предоставляемых услуг,заготовительные, торгующие (в том
числе организации оптовой торговли) иснабженческо-сбытовые ор-
ганизации в размере 0,03% от оборота.
Важное место в налоговой системе предприятийзанимают пла-
тежи, связанные с социальным страхованием,обеспечением занятос-
ти населения, медицинским страхованием, пенсионным фондом. Так
страховой тариф взносов по отношению к начисленнойоплате труда
по всем источникам предприятий, организаций,учреждений незави-
симо от форм собственности определен в размере 39%,в том числе
фонд социального страхования — 5,4%, государственныйфонд заня-
тости населения - 2%, обязательное медицинскоестрахование -
3,6%, в пенсионный фонд для названных работодателей — 28%.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Активизацияперехода к ры-
ночным отношениям обусловливает необходимостьпоявления новых
налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости.
Таким налогом является налог на добавленнуюстоимость.
Добавленная стоимость включает в себя восновном оплату
труда и прибыль и практически исчисляется как разницамежду сто-
имостью готовой продукции, товаров и стоимостьюсырья, материа-
лов, полуфабрикатов, используемых на ихизготовление. Кроме то-
го, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые
другие элементы. Таким образом, налог на добавленнуюстоимость,
создаваемой на всех стадиях производства иопределяемой как раз-
ница между стоимостью реализованных товаров, работ,услуг произ-
водства и обращения и стоимостью материальных затрат,отнесенных
на издержки.
Плательщиками налога с оборота являютсяпредприятия и орга-
низации независимо от форм собственности иведомственной принад-
лежности, имеющие статус юридического лица и ихфилиалы; предп-
риятия с иностранными инвестициями, занимающиесяпроизводствен-
ной и коммерческой деятельностью, индивидуальные (семейные),
частные предприятия; различные международныеобъединения и инос-
транные юридические лица. Плательщиками налога надобавленную
стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без оформления юридического лица, приусловии, что
их годовая выручка от реализации товаров (работ,услуг) превыша-
ет 500 тыс.руб.
Налогооблагаемой базой для данного налогаслужит валовая
стоимость на каждой стадии движения товара от производства до
конечного потребителя, т.е. только часть стоимоститоваров, но-
вая, возрастающая на очередной стадии прохождениятовара. Отсюда
объектами налогообложения являются обороты пореализации товаров
на территории Российской Федерации, в том числе производствен-
но-технического назначения, как собственногопроизводства, так и
приобретенных на стороне, а также выполненных работи оказанных
услуг.
Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые
на территорию России в соответствии с установленнымитаможенными
режимами, исключая гуманитарную помощь.
Законом определен перечень товаров (работ,услуг), освобож-
даемых от налога. Этот перечень является единым навсей террито-
рии Российской Федерации.
Освобождаются от налога на добавленнуюстоимость услуги в
сфере народного образования, связанные сучебно-производственным
процессом, плата за обучение детей и подростковв различных
кружках и секциях, услуги по содержанию детей в детскихсадиках,
яслях, услуги по уходу за больными и престарелыми, ритуальные
услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, атакже соответс-
твующих предприятий; услуги учреждений культуры иискусства, ре-
лигиозных объединений, театрально-зрелищные,спортивные и другие
развлекательные мероприятия.
Освобождаются от платы налога на добавленнуюстоимость на-
учно-исследовательские и опытно-конструкторскиеработы, выполня-
емые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы,
выполняемые учреждениями народного образования.
АКЦИЗЫ являются косвенным налогом, включенным вцену това-
ра, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог надобавленную
стоимость, введены в действие с 1 января 1992 годапри одновре-
менной отмене налога с оборота и налога с продаж.
Плательщиками акцизов являются все находящиесяна террито-
рии РФ предприятия и организации, включаяпредприятия с иност-
ранными инвестициями, колхозы, совхозы, а такжеразличные филиа-
лы, обособленные подразделения, производящие иреализующие выше-
названные товары, независимо от форм собственности иведомствен-
ной принадлежности.
Объектом налогобложения является оборот (стоимость) подак-
цизных товаров собственного производства, реализуемыхпо отпуск-
ным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров,подлежащих
обложению акцизами, относятся: винно-водочныеизделия, этиловый
спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия,легковые авто-
мобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изде-
лия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры иковровые изделия,
меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи.Сумма акци-
за учитывается в базе обложения налогом на добавленную стои-
мость.
Отдельные товары акцизами не облагаются.
Ставки акцизов утверждаются правительствомРоссийской Феде-
рации и являются едиными на всей территории России.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИТИЙ. Важное местов налоговой
системезанимает налог на имущество предприятий,который в перс-
пективе должен получить дальнейшее развитие. Данныйналог отно-
сится к числу республиканских и краевых налогов РФ. Плательщика-
ми этого налога являются предприятия, учреждения(включая банки
и кредитные учреждения) и организации, в том числе синостранны-
ми инвестициями, являющиеся юридическими лицами;их филиалы,
имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а такжемеждународные
объединения и организации, занимающиесяпредпринимательской дея-
тельностью, постоянные представительства и другие обособленные
подразделения иностранных фирм, банков иорганизаций, располо-
женных на территории РФ.
Объектом налогообложения является имуществопредпрития, на-
ходящееся на его балансе, в стоимостном выражении.Для целей на-
логообложения определяется среднегодовая стоимость имущества
предприятия.
Налогом на имущество предприятий необлагаются имущество
бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по
производству и хранению сельскохозяйственнойпродукции; жилищ-
но-коммунального и другого городского хозяйства ит.д.
При исчислении налога учитываются результатыпереоценки ва-
лютных средств и основных фондов (средств).
Ставки налога на имущество предприятийопределяются в зави-
симости от видов их деятельности. Однако предельныйразмер нало-
говой ставки на имущество предприятия не можетпревышать 1% от
налогооблагаемой базы. Не разрешается устанавливатьставку нало-
га для отдельных предприятий.
Исчисляемая сумма налога вносится в видеобязательного пла-
тежа в бюджет (республики, края, области) впервоочередном по-
рядке с отнесением на финансовые результатыдеятельности предп-
риятия.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ БАНКОВ. Среди налоговособое место
занимает налогообложение, не связанное непосредственнос произ-
водственной или предпринимательской деятельностью. Кэтой кате-
гории относятся прежде всего налоги на доходы банков.
Согласно действующему законодательствуплательщиками этого
налога являются: коммерческие банки; кредитныеучреждения, имею-
щие лицензию на осуществление отдельных банковскихопераций от
Центрального банка России; Банк внешней торговли РФ, Сберега-
тельный банк РФ, а также специальные банки,финансирующие от-
дельные программы. Плательщиками этого налога являются также
банки с участием иностранного капитала, иностранныебанки и фи-
лиалы банков-нерезидентов, имеющие лицензию Центрального банка
России.
Центральный банк РФ и его учреждения не являютсяплательщи-
ками налога по законодательству.
Объектами налогообложения являются доходыбанка без учета
полученного в установленном порядке налога надобавленную стои-
мость. Эти доходы включают: начисленные и полученныепроценты по
ссудам; полученную плату за кредитные ресурсы;комиссионные и
иные сборы по аккредитивным, инкассовым, переводным и другим
банковским операциям; по гарантийным операциям;за услуги по
корреспонденским отношениям и услуги, оказанные предприятиям,
организациям, банкам и другим учреждениям; доходыот валютных
операций; от приобретенных или арендуемых брокерских мест на
биржах; платежи клиентов по возмещению почтовых,телеграфных и
иных расходов банков. В налогооблагаемую массу входяттакже про-
центы и комиссионные сборы; востребованные проценты за прошлые
годы; плата за услуги, оказанные населению; платежиза инкасса-
цию; средства, поступившие от реализации основныхфондов и иного
имущества банка; денежные средства, материальные и нематериаль-
ные активы; товары народного потребления и иноеимущество, пере-
даваемое банку как безвозмездно, так и в счетпогашения процен-
тов за полученный кредит; прочие доходы, полученные врезультате
осуществления финансово-кредитных операций и сделок;иной хозяй-
ственной деятельности, а также взысканные банкомпени, штрафы и
неустойки.
Доходы, полученные банками в иностранной валюте,также вхо-
дят в налогооблагаемую массу в пересчете на рубли покурсу Цент-
рального банка РФ на день получения дохода.
При определении налогооблагаемой массы с учетомперечислен-
ных объектов налогообложения эта масса должна бытьуменьшена с
учетом расходов, определенных действующимзаконодательством.
Отдельные виды доходов банков освобождаются от налогообло-
жения или имеют льготы по налогу. Так, например, отналогообло-
жения освобождаются проценты по кредитам,предоставленным прави-
тельству Российской Федерации, Центральному банкуРоссии и Банку
внешней торговли России или под их гарантии.
Освобождаются от налогообложения проценты идивиденты, по-
лученные по государственным облигациям или инымгосударственным
ценным бумагам, а также доходы, полученные за работупо размеще-
нию государственных ценных бумаг.
Следует обратить внимание, что налоговые льготыпри обложе-
нии доходов банков в целом не должны уменьшитьфактическую сумму
налога, начисленную без учета льгот, более чем на50%.
ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ является однимиз основ-
ных видов прямых налогов и взимается с доходовтрудящихся.
Существующий порядок налогообложения физическихлиц опреде-
ляется законом Российской Федерации от 7 декабря1991 года «О
подоходном налоге с физических лиц» .
Плательщиками подоходного налога являютсяфизические лица,
как имеющие, так и не имеющие постоянногоместожительства в Рос-
сийской Федерации, включая иностранных граждан,так и лиц без
гражданства.
Объектом налогообложения физических лиц являетсясовокупный
доход, полученный в календарном году.
При налогообложении учитывается совокупныйдоход, получен-
ный как в денежной (национальной или иностраннойвалюте), так и
в натуральной форме. Доходы в натуральной форме пересчитываются
по государственным регулируемым ценам, а при ихотсутствии — по
свободным (рыночным) ценам. Доходы, полученные в иностраннойва-
люте, пересчитываются для целей налогообложения врубли по офи-
циальному курсу.
Если физическое лицо получило доход отпредпринимательской
деятельности, то сумма, облагаемая налогом какфизического лица,
уменьшается при документальном подтверждении уплатысоответству-
ющего налога.
Законом предусматривается довольно обширныйперечень дохо-
дов, не подлежащих налогообложению. Так, не подлежатналогообло-
жению государственные пособия по социальномустрахованию и по
социальному обеспечению ( кроме пособий по временнойнетрудоспо-
собности ), а также другие виды в денежной инатуральной форме,
оказываемой физическим лицам из средстввнебюджетных, благотво-
рительных и экономических фондов, зарегистрированныхв установ-
ленном порядке. Не подлежат налогообложению всевиды пенсий,
назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательст-
вом Российской Федерации. Не включаются в совокупныйдоход также
доходы в денежной и натуральной форме, полученные отфизических
лиц в порядке наследования и дарения; стоимостьподарков, полу-
ченных от предприятий, учреждений и организаций втечение года в
виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного
установленного законом размера минимальной месячнойоплаты тру-
да.
Предусматривается уменьшение налогооблагаемогодохода с уче-
том различного кратного минимального уровня оплатытруда в месяц
для различных категорий лиц.
Совокупный доход, полученный физическими лицамив налого-
облагаемый период, уменьшается также на суммырасходов на содер-
жание детей и иждивенцев в пределах установленногозаконом раз-
мера минимальной месячной оплаты труда за каждыймесяц с учетом
возраста. Важно отметить, что указанное уменьшениеоблагаемого
налогом дохода производится супругам, опекуну илипопечителю, на
содержании которых находится ребенок (иждевенец).
Не облагаются налогом суммы, полученныефизическими лицами
и перечисленные ими на благотворительные цели.
Работающие граждане, кроме подоходного налога,платят еще
1% от зарплаты в пенсионный фонд. Определениесовокупного годо-
вого дохода осуществляется на основе декларации,заполняемой са-
мостоятельно физическим лицом и представляемойналоговому органу
по месту постоянного жительства не позднее 1 апрелягода, следу-
ющего за отчетным.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Плательщикамиэтого на-
лога являются физические лица: граждане России, иностранные
граждане и лица без гражданства, имеющие натерритории Российс-
кой Федерации в собственности определенное имущество,являющееся
объектом налогообложения.
НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕНАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ
ДАРЕНИЯ. Согласно закону плательщиками являютсяфизические лица,
которые принимают имущество, переходящее в ихсобственность в
порядке наследования или дарения.
Объектами налогообложения являются жилыедома, квартиры,
дачи, транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные
изделия.
Государственная пошлина занимает значительноеместо среди
налоговых изъятий. Ее плательщиками являютсяюридические и физи-
ческие лица, в интересах которых специальноуполномоченные орга-
ны совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое
значение.
Как показывает весь мировой опыт, покасуществуют налоги,
существует и стремление налогоплательщиков снизитьразмер упла-
чеваемых ими сумм.
Конечно, сегодня у налоговой службы еще нехватает возмож-
ностей проверить всех налогоплательщиков. Не всегда обеспечива-
ется и высокое качество работы налоговых инспекторов,вследствие
чего при проверках иногда не удается выявить всенарушения нало-
гового законодательства. Но действующеезаконодательство обязы-
вает налогоплательщиков хранить все бухгалтерские и налоговые
документы за последние пять лет, не считая текущегогода. И уже
сегодня имеется немало фактов обнаружения нарушений налогового
законодательства, допущенных еще в 1991 году.
Есть еще одна сторона этой проблемы. Не всегданалогопла-
тельщик сознательно нарушает налоговоезаконодательство. В ряде
случаев это объясняется низкой квалификациейэкономических кад-
ров предприятий и фирм, недостаточным знанием иминалогового за-
конодательства, а также несовершенством отдельных нормативных
актов, допускающих двойственное толкование некоторыхположений.
Поэтому Госналогслужба России постоянно работает надсовершенст-
вованием налогового законодательства, стремясьсделать его более
простым и понятным для налогоплательщика. В этих же целях в
прошлом году был принят Указ Президента России оналоговой ам-
нистии. Смысл данного Указа заключался в том, чтобы дать нало-
гоплательщикам, вольно и невольно нарушившимналоговое законода-
тельство, возможность исправить свои ошибки.
Большие надежды возлагаются и на организациюсовместной ра-
боты налоговых органов и органов налоговой полициипо контролю
за выполнением обязательств перед бюджетомюридическими и физи-
ческими лицами. Это близкие, но вполнесамостоятельные органы.
Налоговая полиция призвана наряду с решением другихзадач зани-
маться особо крупными, разветвленными связяминалогоплательщи-
ков, делающих попытки утаивать огромные суммыналогов. Налоговая
же служба занимается контролем за своевременностью и полнотой
перечисления всех видов налогов в бюджет каждымналогоплательщи-
ком, вне зависимости от размеров этих налогов иорганизацион-
но-правовой формы деятельности налогоплательщика.
Стратегическая цель налогового законодательства- укрепить
централизованные финансы страны и на этой основепридать финан-
совой стабилизации необратимый характер. Достижение этой цели
обеспечивается двумя напрвлениями дальнейшегоразвития налоговой
системы.
Во-первых, путем предоставления дополнительныхльгот предп-
риятиям и банкам, н апрвленных на стимулированиеинвестиций в
экономику страны, и через это — на увеличение объемовпроизводс-
тва, намечено поднять прибыль и рентабельность и наэтой основе
пополнить доходы бюджета.
Второй путь — финансовая поддержка важнейшихотраслей на-
родного хозяйства, обеспечение их устойчивой работы вцелях раз-
вития экономики страны в целом. Дополнительныефинансовые средс-
тва для этого будут обеспечены за счетперераспределения ресур-
сов между отраслями народного хозяйства.