Реферат по предмету "Экономика"


Налоговая и социальная политика в стратегии экономической безопасности

Введение
Проблемыобеспечения экономической безопасности России как непременного условия еевозрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политическихдеятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь неслучайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономическойбезопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественнойжизни.
Здесьнедопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьмавелика и ответственна роль науки в разработке концепции экономическойбезопасности. Причем речь идет не, просто о словесных упражнениях и не о поискекрасивых формул, различного рода классификаций опасностей – внешних ивнутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму сутьпроблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы ихотражения.
Какпоказывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантиянезависимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельностиобщества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасностипринадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Государство,выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает иосуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, налоговую ипр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъектагосударственного регулирования социально-экономических процессов используютсяфинансово-кредитный и ценовой механизм.
Финансово-бюджетнаясистема включает отношения по поводу формирования и использования финансовгосударства – бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющейфинансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарнымпроизводством, разделением общества на классы и появлением государства.
Государство,устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимуюматериальную базу для осуществления возложенных на него задач, которыереализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовойполитики государства.
Цельюданной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики,определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики вРоссийской Федерации, а так же рассмотрение вопроса связанного с социальнойполитикой в стратегии экономической безопасности

1.        Налоговая политика как государственныйинструмент влияния на экономическую безопасность
 
1.1 Роль налогов и налоговой политики в системе экономическойбезопасности
 
Наша налоговая политика еще не является совершенной и законченнойв своем построении, – наоборот, она требует постепенного улучшения иукрепления.
Постепенный переход к прямым налогам, понижение налогов натрудящихся – вот задача наша в этой области. Но введение правильной системыпрямых налогов возможно только при условии правильно работающего налоговогоаппарата, при точном учете имущества и доходов всех лиц, подлежащих обложениюналогом. До тех пор, пока частная промышленность и торговля те примут характеранормально действующих организаций, до тех пор трудно будет обложить их налогом,достаточно правильно разверстанным. В настоящее же время налоговый аппарат ещеслаб, а учет промышленности сложен.
Рассмотрим прямые и косвенные налоги. И те и другие даютгосударству средства, которые можно употребить взамен новых эмиссий на государственныенужды. Но наряду с этим государство имеет доходы от эксплуатации принадлежащихему средств: путей сообщения, почты и телеграфа, коммунальных услуг населению(вода, свет, канализация, телефон, квартиры). В условиях старой экономическойполитики пользование всеми этими благами либо было совершенно бесплатно (т.е.входило в счет заработной платы трудящихся, обеспечиваемых государствомнатурой), либо стоило крайне незначительную сумму, ни в коем случае непокрывавшую расходов на содержание. В новых условиях, когда мы должны точносогласовать наши доходы с расходами, стремиться к накоплению богатств и т.д.,естественно, что за пользование ими должна уплачиваться определенная сумма, вконечном счете, возмещающая расходы государства на содержание данного учреждения,плюс некоторая прибыль. Эта плата является также формой косвенного налога,поскольку она выше действительных расходов по содержанию – данного предприятия.
Плата за пользование железными дорогами, почтой и т.д. поступает вчисло общегосударственных доходов, сокращая расходы по смете на эти отраслинародною хозяйства или давая доход, идущий на улучшение и расширениепроизводства: плата за коммунальные услуги, трамвай и прочие поступает в числоместных доходов, также сокращая местные расходы или давая даже доход.
Мероприятия по укреплению денежной системы государства, преждевсего, сводятся к составлению бюджета, в котором расходы не превышали быдоходов, т.е. чтобы не требовалось выпуска новых денег. Путь к этому лежитчерез сокращение расходов и увеличение доходов, через прямые и косвенныеналоги, введение платности за услуги государства гражданам. Прекращение выпускановых денег придаст устойчивость тем деньгам, которые находятся в обращении,уничтожит спекулятивную перепродажу товаров из рук в руки с целью наживы, даствозможность установить нормальное денежное обращение.
Общая сумма налогов, как прямых, так и косвенных, непрерывновозрастает. Это объясняется совокупностью нескольких условий: выявлениемосновного ядра плательщиков, упорядочением налогового аппарата, сведением всехналогов в два основных. С другой стороны, переход к твердой валюте еще большеспособствует укреплению наших налогов, дает возможность быстрее переложить всеналоги, на плечи имущих.
 

1.2Факторы, влияющие на снижение масштабов налоговых поступлений и ихнейтрализация
Перестройкаполитической системы и преобразования в экономике России с неизбежностьюповлекли за собой значительные перемены во всех сферах жизни российскогообщества. Следствием перехода к рыночной экономике стало коренное изменениесистемы сбора налогов. Работавшая годами система сбора налогов оказаласьнепригодной в новых условиях. А так как процессы преобразований были настолькостремительны, законодатели не успевали даже просто фиксировать изменения, которыезачастую носили противоречивый характер, не говоря о создании продуманнойнормативной базы, результатом чего, естественно, стала излишне сложная системаналогообложения. Думается, что эту проблему вряд ли решит налоговый кодекс,поскольку любая система в идеале должна носить органичный, эволюционныйхарактер, а практика латания дыр не может этому способствовать.
Нельзя несказать и о еще одном пагубном явлении, имеющем место при формировании системыналогообложения, – необоснованном росте количества нормативных актов,посвященных сбору налогов. Естественно возникают проблемы отслеживанияизменений, что имеет двоякий результат: с одной стороны, позволяет обходитьзаконодательство недобросовестным плательщикам, с другой стороны, страдаютдобросовестные плательщики, не знающие о 'новинках в законах'.
Утешает тотфакт, что проблема сбора налогов, правда не в таких размерах, стоит и переддругими странами мира. Это актуально даже для стран Западной Европы,отличающихся хорошей социальной защитой и высоким правосознанием граждан. Поданным, которые приводят в своей книге В.Д. Ларичев и Н.С. Решетняк,в конце 80-х годов в ряде стран Западной Европы потери от недоплаты налоговсоставляли до 20% от общей суммы бюджетных доходов. В США этот показатель равен15% '. В России же 'по различным оценкам, в бюджет не поступает от 30 до 50%подлежащих уплате налогов.
Говоря онедополучении налогов в бюджет, нельзя не упомянуть о еще одном важном моменте –это сложности в определении налогооблагаемой базы, неблагоприятное влияние накоторую оказывают:
– сокращениеобъемов промышленного и сельскохозяйственного производства;
– высокоеколичество убыточных и низко-рентабельных предприятий;
– росткредиторской и дебиторской задолженности и взаимных неплатежей предприятий;
– снижениеактивности банковской системы;
– растущаяскрытая и явная безработица;
– продолжающийсярост цен на промышленные и продовольственные товары, сочетающийся с высокойдолей населения, имеющего доходы ниже черты бедности;
– задержкивыплат заработной платы.
Врезультате получается заколдованный круг: из-за недополучения средств в бюджетгосударство не может должным образом решать стоящие перед ним социальные иэкономические задачи, а следствие этого опять же не пополнение бюджета попричинам, обозначенным выше.
Оченьинтересную причину низкого поступления налоговых платежей называет В.Д. Ларичев– это так называемая теневая экономика. По данным ФСБ, теневой денежный оборотв России в настоящее время составляет 50 трлн. руб. Удельный вес теневойэкономики в развитых странах обычно равен 5–10% валового внутреннего продукта,а в России он достигает 40% (пугающие цифры, не правда ли?). И, естественно,никакие налоги с этих средств не уплачиваются.
Такимобразом, перед государством стоит тяжелейшая задача – создание эффективнойсистемы сбора налогов. А для решения этой задачи необходимо нормализоватьдеятельность органов налоговой службы, налоговой полиции, внутренних дел,обеспечить их высококвалифицированными и честными специалистами, создав для нихнормальные условия работы и в первую очередь установив достойную заработнуюплату, необходимую для содержания семьи, что, возможно, решит вопрос получениявзяток и утечки «мозгов» из органов. Кроме того, государство должно вестиработу непосредственно с налогоплательщиками, повышая с помощью информированияи разъяснения уровень правосознания, объясняя, на какие цели идут средства отналогов, а главное, установив разумные ставки налогов.
1.3 Роль изначение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства
 
Перспективным и малоизученным остается вопрос о правовом статусе государствакак самостоятельного субъекта налогового права. Сама постановка проблемыдостаточно нова и, как правило, в литературе мало обсуждается.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а такжемуниципальные образования участвуют в налоговых правоотношениях ненепосредственно, а в лице уполномоченных органов, которые наделяютсягосударством соответствующей компетенцией. Эти уполномоченные органы действуютот имени и в интересах представляемого лица, то есть государства, а не пособственному усмотрению. Собственного интереса они не имеют. В.Е. Кириллинаотмечает, что «в отношениях по уплате налога субъектом права являетсяРоссийская Федерация, а субъектом правоотношения – налоговый орган, выступающийот лица государства». Таким образом, основным представителем государства вналоговых правоотношениях выступают налоговые органы.
Налоговые органы составляют единую централизованную системуконтроля над соблюдением налогового законодательства, за правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, а вслучаях, предусмотренных законодательством, за правильностью исчисления,полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательныхплатежей (п. 1 ст. 30 НК РФ)[[1]].
Усложнение и повышение значимости налоговой функции государствапредопределили и формирование соответствующих государственных органов:налоговой службы и налоговой полиции. При всей общей деятельности названныхструктур их компетенция существенно отличается. Если государственная налоговаяслужба призвана обеспечивать сбор налогов в государственную казну, то налоговаяполиция ориентирована на борьбу с налоговыми преступлениями, а также наобеспечение безопасности сотрудников государственной налоговой службы. В своейповседневной деятельности указанные структуры тесно взаимодействуют не толькодруг с другом, но и с иными правоохранительными органами. Все это являетсяпричиной многих организационных проблем, которые связанны с их деятельностью пообеспечению налоговой политики государства и в целом экономическойбезопасности.
Основу экономических отношений составляют отношения собственности,которые определяют социально-политическую и экономическую ситуацию в обществе.Радикальное и быстрое изменение форм собственности в России повлекло за собойряд существенных негативных последствий. Ошибки, которые были допущеныгосударством при перераспределении общественной собственности посредствомваучерной приватизации, ослабление роли государства в управлении экономикойобусловили криминализацию экономики, рост организованной преступности.Сложившаяся ситуация во многом связана и с проблемой сбора налогов. Даннаяпроблема является комплексной, ее решение зависит от правовых, организационныхвопросов. При этом в условиях сложившейся ситуации в экономике России, котораяво многом носит переходный характер, важное значение приобретает исследованиедеятельности налоговых органов в контексте обеспечения экономическойбезопасности.
Вопросы влияния налоговых органов, их места и роли в механизмеобеспечения национальной безопасности с акцентом на правоохранительный аспект,несмотря на очевидную научно-практическую значимость, еще не стали донастоящего времени объектом самостоятельного монографического исследования.Следовательно, разработка организационно-правовых аспектов влияния налоговыхорганов на обеспечение национальной безопасности – важная научная проблема,которая имеет практическое значение в исследовании механизма обеспечениянациональной безопасности страны в целом.
Налоговая безопасность – это состояние защищенности жизненноважных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угрозналогового характера.
Обеспечение экономической безопасности в налоговой сфере зависитот многих факторов, и, прежде всего, от налоговой политики государства, котораяформирует налоговую систему.
Характеризуя роль налоговых органов в обеспечении экономическойбезопасности, можно выделить два ее аспекта: внешний и внутренний. Внешнийаспект связан с выявлением и устранением угроз в налоговой сфере (налоговыеправонарушения, уклонение от уплаты налогов и т.п.); внутренний – предполагаетустранение недостатков в самой системе налоговых органов, включая борьбу справонарушениями среди сотрудников налоговых органов, повышение ихпрофессиональной подготовки, совершенствование форм и методоввнутриорганизационной деятельности.
Рольналоговых органов в обеспечении экономической безопасности видоизменяется взависимости от принимаемых законов, связанных со сбором налогов, состояниемэкономики.
Существуеттри этапа развития налоговых органов: первый из них связан со становлениемналоговых органов и охватывает период конца 80-х начало 90-х гг.; второй – с1992 по 1999 гг. и характеризуется неустойчивой правовой базой,регламентирующей сбор налогов; третий этап – принятие Налогового кодекса РФ.
Изменениехарактера экономических отношений, появление различных форм собственностипредполагают поиск новых механизмов защиты экономической безопасностиналоговыми органами. Среди них приоритетными следует назвать: профилактическиефункции; установление правильных взаимоотношений с гражданами в процессе сбораналогов; учет региональных особенностей.
Защитаэкономической безопасности налоговыми органами во многом зависит от качестваправовых норм.
Налоговая система – один из главных элементоврыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государствана развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономическогоразвития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптированак новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В новойналоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие отпредыдущих лет, более четко разграничены права и ответственностьсоответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросахналогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечнядействующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволилоболее полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местныхбюджетов.
И все женовое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям.Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность,наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, нестимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-техническогопрогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаровнародного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто поотношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйствоиностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговоезаконодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется,приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильностьнаших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д.несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российскойэкономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям какотечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы насегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.
Жизньпоказала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функциюналоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самымналогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторскиепредложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы.Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешнейфазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так какоптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезнойтеоретической основе, которой в России еще нет…
Несомненно,вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашейэкономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выходаиз кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговуюсистему страны.
 

2.        Социальная политика в стратегииэкономической безопасности
 
2.1 Наиболее серьезные угрозы личности
 
2.1.1 Глобальные экологические проблемы
В последнеевремя пресса мира заполнена зловещими астрологическими прогнозами оприближающимся «конце света». Резко возрос интерес к проблеме апокалипсиса.Тревога небезосновательна: долгое время над человечеством висела серьезнаяугроза гибели в огне атомной войны. С окончанием «холодной войны» изначительным сокращением ядерного оружия она несколько отодвинулась. Зато напервое место выдвинулась опасность экологической катастрофы глобальногомасштаба. Человечество начало осознавать всю глубину нависшей над нимсмертельной опасности. Общество и природа всегда взаимосвязаны. Обществообособившаяся от природы часть материального мира. Созданная им цивилизация,материальная и духовная культура становится «второй природой», окружающейчеловека.
Опасное дляжизни человека загрязнение среды его обитания, постепенное исчерпание природныхресурсов и ряд других факторов вызвали глобальный экологический кризис, создалиугрозу самому существованию человечества. Важно осознать, что человечествоодновременно и включено в природу, и противостоит ей. Природная среда,географические и климатические особенности серьезно влияют на общество.
Глобальныепроблемы актуальны для всего человечества и затрагивают каждого живущего наземле человека. К ним относятся: проблемы войны и мира, демография,продовольственная, сырьевая, энергетическая, экологическая.
Обеспечениепродовольствием быстро растущего населения уже стало острой проблемой. Встранах, где существует постоянная нехватка продовольствия проживает сейчас 2/3населения мира. В них ежедневно страдает более 2 млрд. человек. Плодородныеземли в густонаселенных регионах слишком интенсивно эксплуатируются, чтоежегодно ведет к сокращению их площади на 2 процента (6–7 млн. гектар). Неменее быстрыми темпами сокращаются не возобновляемые ресурсы.
2.1.2 Ядернаяугроза
Насегодняшний день секретом ядерного оружия обладают кроме России и США такжеФранция, Германия, Великобритания, Китай, Пакистан, Индия, На протяжении болеечем 50-летнего периода после создания в СШA ядерного оружия основой всехсуществовавших американских военных стратегий, таких как «массированноговозмездия» (50-е годы), «гибкого реагирования» (60-годы), «реалистическогоустранения» (70-е годы), определяющих цели, формы и способы использования этоговарварского средства уничтожения людей, всегда неизменным оставался принцип – откровенныйядерный шантаж и угроза применения ядерного оружия в любых условиях обстановки.В целом, если проанализировать сущность и направленность современной политикиСША и конкретные планы развития их стратегических сил, то достаточно четковидны их агрессивные устремления. В условиях сложившегосявоенно-стратегического паритета между США и РФ Вашингтон пытается придатьсвоему ядерному потенциалу такие свойства, которые обеспечили бы возможность,по словам президента США, «одержать верх в ядерной войне». И хотя насовременном этапе наблюдается потепление международной обстановки: подписаносоглашение об уничтожении ракет средней дальности в Европе, построены заводы поуничтожению химического оружия, одностороннее сокращение ВС РФ и т.д. мы должныбыть готовы к ведению боевых действий в условиях применения оружия массовогопоражения. Это возможно в том случае, если мы будем знать мероприятия по защитеот ОМП, его боевые свойства, поражающие факторы.
Теоретическиеисследования и результаты физических экспериментов показывают, что ЭМИ ядерноговзрыва может привести не только к выходу из строя полупроводниковых электронныхустройств, но и к разрушению металлических проводников кабелей наземныхсооружений. Кроме того возможно поражение аппаратуры ИСЗ, находящихся на низкихорбитах.
То, чтоядерный взрыв будет обязательно сопровождаться электромагнитным излучением,было ясно физикам-теоретикам еще до первого испытания ядерного устройства в1945 году. Во время проводившихся в конце 50-х – начале 60-х годов ядерныхвзрывов в атмосфере и космическом пространстве наличие ЭМИ было зафиксированоэкспериментально.
Авария наЧернобыльской АЭС по своим долговременным последствиям явилась крупнейшейкатастрофой современности.
Масштабыглобальной Чернобыльской катастрофы, поражают воображение. В советском докладена заседании МАГАТЭ в Вене 1986 года отмечалось, что во внешнюю среду поступило50 млн. кюри радиоактивных радионуклидов.
Так илииначе, в зону Чернобыля входит в широком смысле слова весь земной шар, вчастности все население Советского Союза. Наиболее интенсивному радиоактивномузагрязнению в Советском Союзе подверглись четыре области России, пять областейУкраины и пять областей Белоруссии.
Ученыесчитают, что при нескольких крупномасштабных ядерных взрывах, повлекших засобой сгорание лесных массивов, городов, огромные слоя дыма, гари поднялись бык стратосфере, блокируя тем самым путь солнечной радиации. Это явление носитназвание «ядерная зима». Зима продлится несколько лет, может даже всего парумесяцев, но за это время будет почти полностью уничтожен озоновый слой Земли.На Землю хлынут потоки ультрафиолетовых лучей. Моделирование данной ситуациипоказывает, что в результате взрыва мощностью в 100 Кт температура понизится всреднем у поверхности Земли на 10–20 градусов. После ядерной зимы дальнейшееестественное продолжение жизни на Земле будет довольно проблематичным:
– возникнетдефицит питания и энергии. Из-за сильного изменения климата сельское хозяйствопридет в упадок, природа будет уничтожена, либо сильно изменится.
– произойдетрадиоактивное загрязнение участков местности, что опять же приведет кистреблению живой природы
– глобальныеизменения окружающей среды (загрязнение, вымирание множества видов, разрушениедикой природы).
Ядерноеоружие – огромная угроза всему человечеству. Так, по расчетам американскихспециалистов, взрыв термоядерного заряда мощностью 20 Мт может сравнять сземлей все жилые дома в радиусе 24 км и уничтожить все живое на расстоянии140 км от эпицентра.
Учитываянакопленные запасы ядерного оружия и его разрушительную силу, специалисты,считают, что мировая война с применением ядерного оружия означала бы гибельсотен миллионов людей, превращение в руины всех достижений мировой цивилизациии культуры.
2.2 Безработица и ее влияние на экономическую безопасность
 
2.2.1 Социально-экономические последствия безработицы
Являются липоследствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно.
Социально-экономическиепоследствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности исоциальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальныхпроблем.
Действительно,в переходный период единственным средством побудить большие массы людейперемещаться в целях более рационального формирования структуры занятостиявляется вытеснение их с неэффективных производств.
Вместе стем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовоебанкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, котораянеизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.
Очень частооценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количествавысвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия,которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически неоцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение встране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкойматериальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а такжевследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществеуровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в Россиизначительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детальногорассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а такжекритический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиямприменяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.
Подчеркну,что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенныепотери в экономике (от снижения количества отработанного времени, паденияинтенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные сростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.
Подобныеисследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяютболее четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризиснойситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического иполитического развития страны на современном этапе.
Посколькуопределенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в Россиисвидетельствует о невозможности механического переноса и копированияприменяемых за рубежом методов, требуется определенное логическоепереосмысление предлагаемых методов исследования, а также использованиеадаптированных методов исследования социально-экономических последствийбезработицы в России переходного периода.
Можнопредложить развернутую классификацию наиболее значимых, на мой взгляд,социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точкизрения отрицательного и положительного влияния на систему.
I.Социальные последствия безработицы
Отрицательные
1. Обострениекриминогенной ситуации.
2. Усилениесоциальной напряженности.
3. Ростколичества физических и душевных заболеваний.
4.Увеличение социальной дифференциации.
5. Снижениетрудовой активности.
Положительные
1.Повышение социальной ценности рабочего места.
2.Увеличение личного свободного времени.
3.Возрастание свободы выбора места работы.
4.Увеличение социальной значимости и ценности труда.
II.Экономические последствия безработицы
Отрицательные
1.Обесценивание последствий обучения.
2.Сокращение производства.
3. Затратына помощь безработным.
4. Утратаквалификации.
5. Снижениежизненного уровня.
6.Недопроизводство национального дохода.
7. Снижениеналоговых поступлений.
Положительные
1. Созданиерезерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
2.Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
3. Перерывв занятости для переобучения и повышения уровня образования.
4.Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.
Безработица– опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возниклисамые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служитьприход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).
Серьёзностьэкономических, социальных и политических последствий безработицы служит основаниемдля включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулированияранка труда и стабилизации занятости.
 
2.3 Формированиесоциального государства как залог обеспечения экономической безопасности
 
Средимножества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросыопределения понятия форм государства. В научной и учебной литературе имтрадиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, поскольку взависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится сдругими его сторонами, во многом создается представление и о самом государствев целом.
Понятие «правовоегосударство» воплощает в себя идеи господства права, равноправия,справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь,со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеетдлительную и достаточно сложную историю.
В настоящеевремя сложилось представление о социальном государстве как об определенном видегосударства, имеющем свои специфические черты. Оно характеризуется какдемократическое государство с устойчивой развитой экономикой, позволяющей емурешать основные социальные вопросы жизни общества.
Любоегосударство выполняет в той или иной степени социальные функции и имеетопределенные социальные черты. Термин «социальное государство» предназначен длятого, чтобы подчеркнуть способность современного государства осуществлятьсоциальную политику, то есть обеспечить максимальную трудовую занятостьнаселения, создать систему здравоохранения, в том числе бесплатную, системуобразования, нормальные материальные условия жизни пенсионеров,нетрудоспособных, безработных, малообеспеченных семей, малоимущих, вести борьбус преступностью и т.д.
Данныенаправления деятельности современных цивилизованных демократических государствприобретают все большее значение. Конечными целями социальной политики являютсядостижение равновесия, стабильности и безопасности жизни в обществе,целостности и динамизма его развития, обеспечение достаточными материальными,организационными и иными ресурсами, их прогресса и совершенствования, а вконечном счете создание условий для спокойной жизни граждан, уверенности их взавтрашнем дне.
Известно,что в обществе сохраняется спокойствие и стабильность, когда количествонедовольных или несогласных с проводимой государством политикой составляет неболее двадцати процентов населения. Если же эта цифра достигает двадцати пяти –тридцати процентов, то в обществе возможны открытые выступления противгосударственной власти, правовые столкновения, вооруженная борьба, что можетпривести к насильственному изменению социально-политического строя общества,Значительному снижению экономического и социального потенциала страны. Поэтомусовременное демократическое государство для того, чтобы избежать эти негативныеявления, должно проводить социальную политику по следующим основнымнаправлениям:
Научноепрогнозирование развития экономики, динамики населения, создания новых отраслейпромышленности и рабочих мест в них, разработка соответствующихпланов-прогнозов, сырьевое, техническое, финансовое и кадровое обеспечение ихвыполнения. Данный вопрос современное социальное государство решает на основерыночных отношений путем проведения оптимальной налоговой политики, дотаций,льготных кредитов, субвенций.
Одновременносоциальное государство стимулирует развитие частного предпринимательства,особенно малого бизнеса в сочетании с репрессивными методами и борьбой снаркобизнесом, нечестной конкуренцией, монополизмом в экономике.
Перераспределениематериальных средств между регионами, направление их на обеспечениедостигнутого данной страной среднего уровня жизни на всей территории страны,недопущения массовой, стихийной миграции населения в наиболее обеспеченныерайоны.
Регулированиеуровня жизни различных слоев населения с помощью налогов, оказанияблаготворительной помощи и материальной поддержки наименее обеспеченным слоямнаселения.
Созданиегосударственных гарантий для предотвращения стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий,техногенных катастроф, быстрейшего устранения их последствий, оказания помощипострадавшему населению.
Припроведении социальной политики неизбежно встает вопрос о социальныхприоритетах, то есть задачах, которые на данном этапе должны решаться первыми.Выбор приоритетов, как правило, протекает на фоне столкновения интересовразличных слоев, групп населения, регионов. Социальная политика предполагаетмаксимальный учет взаимосвязи этих интересов, определения наиболее важныхнаправлений развития общества, решения самых острых и актуальных задач,предотвращающих социальное напряжение в обществе и возможные конфликты.
Проведениесоциальной политики предполагает ее связь с демократизацией общества,использованием демократических форм и методов при решении вопросов социальнойполитики, свободным выражением суждений всеми заинтересованными сторонами,участием их в контроле за реализацией принятых решений, внесением, в случаенеобходимости, определенных корректировок.
Социальнаяполитика реализуется через разовые мероприятия и социальные программы,рассчитанные на длительный срок. Государственные социальные программыразрабатываются, утверждаются, реализуются и финансируются государством, егосоответствующими органами.
В условияхсуществования различных форм собственности и рыночных отношений социальныефункции государства, в основном, направлены на социально малообеспеченные слоинаселения – нетрудоспособных граждан, сирот, инвалидов, многодетных семей,безработных. Остальным слоям населения социальная помощь государством, какправило, не предоставляется. Они самостоятельно решают свои социальные вопросына основе рыночных отношений и не обращаются за помощью к государству.
Российскоегосударство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защитаправ и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанностьгосударственной власти.
Процессформирования правового государства предполагает создание системы политических,юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционныхположений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственностьгосударства и личности.
В качествеодной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства,следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства,формирование новой по существу правовой системы. В настоящее время, на мойвзгляд, принято достаточное количество законодательных актов, создающих основыдля дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового.Это прежде всего Конституция Российской Федерации, Закон о гражданстве,Гражданский кодекс РФ, Трудовой и жилищный кодексы РФ.
Главное, намой взгляд, – это создание условий и действенных механизмов для нормальногофункционирования принятых законов.


Заключение
Идеи правовогогосударства необходимы, важны сегодня. Они позволяют высказать прогнозы обудущем развитии нашего государства. И эти прогнозы, несмотря на то, что онимогут сбыться не скоро, как бы организуют настоящее, ориентируют на правильныепрактические действия. С точки зрения теории правового государства можнопровести переоценку прошлого политико-правового опыта, оценить настоящее.Уместно заметить в этой связи, что о правовом государстве сегодня говорятмногие государственные деятели, не имея достаточно четкого представления о том,что это такое. Утверждения типа «Россия есть правовое государство» не следуетпринимать на веру. В работе были рассмотрены исходные теоретико-правовыеположения, характеризующие правовое государство. Это оправдано в связи с тем,что названное понятие вошло в лексикон отечественной теории государства иправа, закреплено Конституцией Российской Федерации.
Созданиеправового государства в России связано с максимальным обеспечением прав исвобод человека, ответственностью государства перед гражданином, ссовершенствованием существующего законодательства и повышением авторитетазакона, со строгим соблюдением всеми государственными органами, общественнымиорганизациями, коллективами и гражданами, с эффективной работойправоохранительных органов.
Правовоегосударство и социальное государство – идеал, к которому стремится Россия.Понимание сути происходящих перемен в сфере российской государственности,предполагает детальное рассмотрение основ правового государства, что собственнои послужило целью нашей работы.

Список используемой литературы
 
Нормативные правовые акты
1.        КонституцияРФ от 12.12.1993 г. Российская газета, №237, 25.12.1993.
2.        «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 17.05.2007) // Собрание законодательства РФ, №31,03.08.1998, ст. 3824.
3.        «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) // Собрание законодательства РФ,05.12.1994, №32, ст. 3301.
4.        Закон от 21.03.91 №943–1 «О налоговых органах РоссийскойФедерации» (ред. от 27.07.2006) // Бюллетень нормативных актов, «1, 1992.
5.        Указ Президента от 09.06.2006 №577 «О классных чинах федеральныхгосударственных гражданских служащих федеральной налоговой службы и еетерриториальных органов» // Собрание законодательства РФ, 09.06.2006, №24,ст. 2585.
6.        Постановление Пленума Верховного Суда РФ №41, Пленума ВАС РФ №9 от11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первойналогового кодекса Российской Федерации» Российская газета, №128, 06.07.1999.
Литература
1.  Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. Налоговоеправо. М., 2006. С. 224.
2.  Кириллина В.Е. Субъект налогового права как правоваякатегория // Финансовое право. – 2004. – №3.
3.  Корнева Е.А., Ткачев В.Н. Правовое регулированиеполномочий налоговых органов. М., 2007. С. 352.
4.  Крохина Ю.А. Налоговое право. М., 2007. С. 426.
5.  Маркин С.В. Налоговое право. М., 2007. С. 400.
6.  Семенихин В.В. Налоговые споры. Внесудебное и судебноеобжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц.М., 2007. С. 208.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.