Реферат:Исламский фактор в развитии демократических институтов Туниса
мусульманскийтунис исламизм демократизация
Способностьмусульманского мира и, в час/>тности, арабских стран кдемократизации является вопросом, от решения которого в достаточно весомойстепени зависит дальнейший ход мирового развития. Совместимы ли демократия иисламские правовые и общественно-политические институты? Может ли демократияуспешно развиваться в мусульманском обществе, где мусульманскиеморально-этические нормы, традиции и обычаи определяют образ жизни большинстванаселения и оказывают значительное влияние, в том числе, наобщественно-политические институты? Не претендуя на всеобъемлемость, мыпопытаемся тем не менее ответить на эти вопросы, проанализировав в качествепримера социально-экономическую и политическую ситуацию в Тунисе.
Прежде всего,необходимо уточнить понятийный аппарат. Общеизвестно хрестоматийное определениедемократии как формы государственного устройства, при которой осуществляетсявласть народа. Согласно концепции французского политолога и общественно-политическогодеятеля А.Токвиля (1805–1859), наиболее влиятельного в современных зарубежныхсоциально-политических исследованиях, демократия – это не только определеннаяформа организации общества, но и соответствующий процесс, происходящий в нем.Философской основой демократии является соотношение свободы и равенства гражданкак социально-политических ценностей, реальное воплощение которых происходит всоответствующих демократических институтах государства, прямых илипредставительных. Гарантией прав граждан является разделение функций власти –законодательной, исполнительной и судебной; децентрализация всоциально-экономической и культурной сферах. При этом защиту прав граждан берутна себя демократические ассоциации – гражданские и политические. Они становятсяпосредниками между центральной властью и различными слоями общества,представляя интересы последних. Реализации прав человека в демократическомгосударстве служат также свобода печати и суд присяжных. Тем не менее,известные социологи ХХ века, такие как Д.Шумпетер и У.Ростоу, дополняяконцепцию Токвиля, уточняли, что все эти черты развитой демократии наполняютсяреальным содержанием только в случае активного участия граждан вобщественно-политической жизни, то есть в условиях сложившегося гражданскогообщества. Другой видный социолог и социальный философ ХХ века М.Вебер выделялроль христианской и, в частности, протестантской религии в становлениизападноевропейского капитализма и соответствующей ему «хозяйственной этики» истиля взаимоотношений между людьми, способствовавших формированию и развитиюсовременного западного гражданского общества и присущего ему демократическогогосударственно-политического устройства.
Что касается феноменаисламизма, то имеется ряд его определений. Прежде всего, необходимо различатьпонятия исламский фундаментализм и исламизм. Исламский фундаментализм можнорассматривать как явление религиозное, означающее обращение к истокам ислама истрогому соблюдению в повседневной жизни и общественной практике правил и норм,изложенных в Коране и Сунне. Исламизм же – политическое явление, использованиеислама в политических целях. Исламизм или политический ислам – идеологияисламистского движения – политического движения, стремящегося поставить процессобщественного развития в соответствие с нормами и догмами первоначальногоислама1. В то же время оба эти явления можно рассматривать как взаимосвязанные,так как они представляют собой элементы единой системы. Исламизм имеетумеренное и радикальное направления. Умеренный исламизм существует практическиво всех арабских странах либо в форме политических партий, либо в видеобщественно-просветительских или благотворительных организаций, ратующих засохранение исламских ценностей. Радикальный исламизм представленэкстремистскими группировками, нередко прибегающими к террору для достижениясвоих политических целей.
В последнее время,особенно после громких террористических актов (в Нью-Йорке в сентябре 2001 г.,в Мадриде в 2004 г., в Лондоне в 2005 г.), в СМИ, а также в некоторых зарубежныхи отечественных исследованиях исламизм отождествляется с международнымтерроризмом. Причем в отдельных публикациях ислам трактуется как изначальноагрессивная, не толерантная и обскурантистская религия, а исламские правовые иобщественно-политические институты выставляются как препятствия на путидемократического развития. Некоторые авторы в качестве доказательства цитируютдаже отдельные суры Корана. Тем не менее, во-первых, необходимо отметить, что всвященных книгах любых религий, в том числе в Коране, Библии, Торе и т.д.,можно найти как призывы к борьбе с иноверцами, так и высказывания онеобходимости веротерпимости и толерантности. Во-вторых, можно согласиться свысказыванием современного американского исследователя Грехема Фуллера: «Несуществует религии, которая по своей сущности совместима с демократией»2.
Эволюциясоциально-экономической и общественно-политической ситуации в Тунисе запоследние два десятилетия является, на наш взгляд, показательным примеромразвития демократических процессов в мусульманской стране. Тунис за эти годыдостиг существенного прогресса как в экономическом развитии, так и вдемократических преобразованиях. В то же время тунисскому руководству удалось,с одной стороны, подавить радикальный исламизм, и с другой, интегрировать частьумеренных исламистов в государственно-политическую систему. Необходимоотметить, что с момента завоевания независимости в 1956 г. в Тунисе былизаложены необходимые основы для дальнейшего развития страны по демократическомупути. Первый президент независимого Туниса Хабиб Бургиба (1903–2000 гг.),воспринимавший исламские традиции как «тяжелый груз, затруднявший развитиестраны»3, проводил решительную политику, направленную на секуляризацию иреформирование тунисского общества, во многом остававшегося традиционным. ХабибБургиба был признанным лидером тунисского национально-освободительного движенияи руководителем, обладавшим безусловной харизмой. Наряду с Гамалем АбдельНасером, Ахмедом Бен Беллой и Хуари Бумедьеном он являлся наиболее ярким италантливым государственным деятелем арабского мира в ХХ веке. Среди реформ,доставивших ему подлинную международную известность, на первом месте стоит«Кодекс гражданского состояния» (Маджалля аль-ахваль аш-шахсыйа), принятый в1956 г. По недавней оценке тунисского историка Мухаммеда Хеди Шерифа, этот«революционный закон, круто изменивший традиционный уклад и положивший началоженской эмансипации, оказался социально-правовой реформой с долговременными инеобратимыми последствиями»4. Новый Кодекс коренным образом реформировалсистему брачно-семейных отношений, запрещал многоженство, учреждал гражданскуюрегистрацию брака, вводил равенство обеих сторон при разводе. В дальнейшемтунисской женщине были предоставлены политические права и, в частности, права избиратьи быть избранной. В рамках реформы упразднялись шариатские суды иустанавливалась единая система светского судопроизводства. Одновременноосуществлялась программа мер, направленных на уменьшение влияния мусульманскогодуховенства. Старейший, известный во всем исламском мире мусульманскийуниверситет аз-Зитуна в Тунисе вместе с сетью коранических школ был передан введение Министерства образования.
Что касаетсяэкономической политики, то в первое десятилетие независимости в Тунисе делалсяупор на государственное регулирование экономики («дустуровский социализм»).Затем в 70-е годы экономическое развитие стало строиться на основе рыночныхотношений и всемерного поощрения частного сектора. Частные инвестиции(национальные и иностранные) в экспортные отрасли промышленности, в том числе вобрабатывающую и аграрный сектор, а также в туристическую индустрию, дали своиплоды. Среднегодовой прирост ВВП составил 7,1%, ежегодные темпы прироста ваграрном секторе возросли в 80-е годы до 4,1%5.
Однако успехи в экономикене означали адекватного повышения уровня жизни большинства населения. Основнаячасть получаемой в условиях экономического подъема прибыли присваиваласьпривилегированной прослойкой, состоявшей из представителей крупного и среднегобизнеса, имевшей родственные связи с политической элитой, а такжеперераспределялась внутри правящей группировки. В 80-е годы в тунисскомобществе нарастало социальное напряжение, чему способствовало также то, чтоХабиб Бургиба (провозглашенный в 1975 г. пожизненным президентом) уже не могконтролировать ситуацию в стране, чем пользовались в целях личного обогащениячлены его семьи и приближенные к ним кланы. Сложную социально-экономическуюобстановку использовали исламисты для усиления своего влияния. Они выдвигалилозунги создания «исламского государства» на основе шариата, в котором, по ихутверждениям, должна была восторжествовать «исламская социальнаясправедливость». В этот период исламистское движение в Тунисе быстро набиралосилу. Необходимо отметить, что становлению исламизма в Тунисе в какой-тостепени способствовала политика властей. С одной стороны, широкая секуляризациястраны, не подкрепленная повышением уровня жизни основных социальных групп,вызывала сопротивление части населения, склонявшегося к поддержке исламистов. Сдругой стороны, власти, стремясь ослабить левое движение, особенно усилившеесяв студенческой среде, пытались противопоставить ему исламистов. С этой цельюбыло разрешено создание «Ассоциации в защиту Корана» и постройка мечети натерритории столичного университетского комплекса, которая впоследствии сталаодним из опорных пунктов исламистов. В это же время сформировалась «Исламскаягруппа» (Джамаа исламийя), идеологи которой с разрешения властей началииздавать две газеты «Общество» (аль-Муджтамаа) и «Друг» (Хабиб), а также журнал«Знание» (Маариф). Один из лидеров «Исламской группы» Хабиб Мокни создал, крометого, издательство «Знамя» (ар-Рая), которое во многом способствовалораспространению фундаменталистской идеологии в Тунисе. Позже «Исламская группа»трансформируется в политическую партию под названием «Движение исламскойнаправленности», которая впоследствии переименовывается в «Возрождение»(ан-Нахда). Председателем партии являлся известный (в том числе за пределамиТуниса) идеолог исламизма Рашид Ганнуши, закончивший философский факультетТунисского университета и получивший ученую степень профессора философии. Вруководство «ан-Нахды» входили также видные исламисты Абд аль-Фаттах Муру,Хасан Годбани, юристы по образованию, а также Салах Каркар, выпускникэкономического факультета того же университета. Лидеры исламистов сумелипривлечь в свое движение достаточно большое число недовольных правящим режимомтунисских граждан, среди которых наряду с представителями неимущих слоев былонемало безработных выпускников вузов, а также военнослужащих и работниковправоохранительных органов. Подъему исламизма в 80-е годы в Тунисе (и висламском мире в целом) кроме внутренних причин способствовали такие внешниефакторы, как победа исламской революции в Иране в 1979 г. и гражданская война вАфганистане (афганский джихад), где с правящим режимом, поддержанным советскимивойсками, боролись как афганские муджахиды, так и добровольцы из многихмусульманских стран, в том числе из Туниса. Кроме того, в соседнем с ТунисомАлжире в этот период сформировалось самое мощное в арабском мире исламистскоедвижение, возглавленное «Исламским фронтом спасения» (Джабха исламийяли-ль-инказ), с которым лидеры «Ан-Нахды» имели постоянные контакты.
Во второй половине 80-хгодов тунисские исламисты проводили многочисленные антиправительственныеманифестации и, согласно опубликованной впоследствии тунисскими властямиофициальной информации, готовились вооруженным путем захватить власть. В 1986г. недалеко от столицы был обнаружен склад с оружием, принадлежавшийвооруженному крылу «ан-Нахды», а в августе 1987 г. были совершены взрывы вчетырех туристических гостиницах в курортных городах Тир и Монастир, врезультате которых получили ранения около 20 иностранных туристов. Эти теракты,согласно официальной версии, также совершили боевики из радикального крыла«ан-Нахды»6. В ответ на исламистский террор правоохранительные органы(министром внутренних дел с 1986 г. являлся генерал армии Зин аль-Абидин БенАли) ответили массовыми арестами исламистских активистов. Сложнаясоциально-политическая обстановка в стране усугублялась интригами внутрисемейного клана и окружения Бургибы, которое некоторые исследователиопределяли, как «придворную камарилью и сераль»7. В октябре 1987 г. президент Бургибаназначил Зин аль-Абидина Бен Али премьер-министром и генеральным секретаремСоциалистической дустуровской партии (СДП). Тем не менее вскоре в результатеинтриг своего окружения престарелый президент (Х.Бургиба род. в 1903 г.) решилсместить Бен Али с поста премьер-министра. Однако 7 ноября 1987 г. Бен Али приподдержке сторонников из числа военных отстранил Бургибу от власти, мотивируяэти действия ст. 56 конституции9, и объявил о временном возложении на себяобязанностей президента. В обращении к соотечественникам, позже названном«Манифестом 7 ноября»10, Бен Али высоко оценил роль Бургибы в завоеванииТунисом независимости и становлении его государственности, а также заявил оначале широких демократических преобразований. В частности, провозглашалосьсоздание «институтов, основанных на многопартийности и принципе множественностиобщественных организаций», включения средств массовой информации в общественныйпроцесс, а также упразднение пожизненного президентства.
В отношенииисламистской оппозиции Бен Али проводил умелую и тонкую политику. Во-первых,сохраняя принципиальную преемственность с бургибовским наследием, он тем неменее отказался от открытой и иногда даже демонстративно провозглашавшейся егопредшественником светскости и подтверждал арабо-исламскую самоидентификациюТуниса. Во-вторых, он четко разграничил свою политику по отношению крадикальным и умеренным исламистам. Если с первыми велась жесткая борьба иприменялись репрессивные меры, то со вторыми Бен Али пытался достичькомпромисса и интегрировать их в политическую систему. В результатеэкстремистские исламистские группировки из партии «ан-Нахда» были разгромлены,а их лидеры Рашид Ганнуши и Салах Каркар покинули Тунис и обосновались в Европе(тунисский суд заочно приговорил их к длительному тюремному заключению)11. В тоже время Бен Али предложил наиболее известным деятелям умеренной исламистскойоппозиции войти в состав Высшего исламского совета и Социально-экономическогосовета. Кроме того, по инициативе Бен Али был выработан «Национальный пакт»,который провозглашал основные принципы политической системы ТунисскойРеспублики и должен был способствовать достижению национального консенсуса.«Национальный пакт» подписали руководители наиболее значимых общественных иполитических организаций страны, в том числе лидер умеренных исламистов Нурэд-Дин Бхири. «Национальный пакт» подтверждал основные реформаторские законы,принятые в период правления Бургибы, в том числе «Кодекс гражданскогосостояния». Наряду с этим подчеркивалась принадлежность Туниса карабо-исламской цивилизации и вместе с тем заявлялось, что мечети должныконтролироваться государством с тем, чтобы они «не превращались в трибуныполитической пропаганды».
В конце 90-х годовмногие заочно осужденные тунисские исламисты, покинувшие страну, обратились кпрезиденту Бен Али с просьбой об амнистии и предоставлении возможностивернуться в Тунис. От имени желавших возвратиться выступал один из исламистскихлидеров, главный редактор издающейся в Лондоне исламистской газеты «аль-Мустакылля»(Независимая) Хашеми аль-Хамди. Бен Али пошел им навстречу, обусловиввозвращение запрещением политической деятельности амнистированных. Важнымрешением, направленным на уменьшение влияния исламистской идеологии, сталапроводившаяся по инициативе президента реформа системы образования в Тунисе.Первыми мерами в этом направлении, предпринятыми вновь назначенным президентомминистром по делам национального образования, высшей школы и научныхисследований Мухаммедом Шарфи, явились изъятие из школ учебников, в которыхпроповедовались идеи исламизма, а также запрещение ношения в учебных заведенияххиджаба и восстановление в лицеях совместного обучения юношей и девушек. Всевышеперечисленные шаги, сделанные президентом Бен Али, способствовалиподавлению радикальных исламистов в Тунисе и значительному снижению влиянияисламизма на общественное сознание.
В то же время новоетунисское руководство уделяло особое внимание решению экономических проблем,так как именно социально-экономический кризис, охвативший Тунис во второйполовине 80-х годов стал одной из основных причин широкого распространенияфундаменталистской идеологии в стране. Было очевидно, что экономический подъемдолжен был сочетаться с некоторым перераспределением национального дохода,чтобы реально поднять уровень жизни неимущих слоев населения, являвшихсяосновной социальной базой исламистов. Необходимо отметить, что после приходаБен Али к власти многие зарубежные исследователи предполагали, что он, какпредставитель военной элиты, в управлении страной будет опираться нарепрессивный аппарат и принимать общие политические решения, передоверивэкономические вопросы своему премьер-министру (как это было в эпоху Бургибы).Однако Бен Али опроверг этот прогноз. Достаточно быстро сориентировавшись вэкономической проблематике, он сам проводил совещания по главным экономическимвопросам, приводя иногда в замешательство своих министров доскональным знаниемсути обсуждаемой проблемы и нередко отправлял представляемый ему доклад надоработку. Тем не менее детальную разработку экономических программ ведетфинансово-экономический блок правительства во главе с премьер-министром. Однакостратегические решения по развитию экономики принимает президент. Вэкономической политике Бен Али главную роль отводит частному предпринимательству.В одном из своих выступлений он подчеркивал, что «необходимо дать возможностьпредпринимателям работать и создавать материальный достаток, который будетспособствовать общему процветанию страны». Бен Али сумел эффективноиспользовать в экономике главные достижения своего предшественника Бургибы –развитие частной инициативы, достаточно высокий общеобразовательный ипрофессиональный уровень населения, эмансипацию женщины.
Тунисское руководствосумело в современных экономических реалиях мирового развития определитьприоритеты для своей страны, каковыми согласно заявлениям президента, являются«адекватная интеграция в процесс глобализации и развитие экономики, основаннойна высоких технологиях и современной науке». В рамках дальнейшей адаптации крыночной модели тунисское правительство с помощью специалистов Всемирного банкаразработало программу структурного реформирования экономики. Наряду с развитиемтрадиционных отраслей национальной экономики, т.е. сельского хозяйства, легкойпромышленности (в частности текстильной) и сферы услуг быстрыми темпамисоздавались крупные объекты базовой экономической инфраструктуры. За период сконца 80-х до начала 2000 годов были возведены несколько крупных плотин иводохранилищ, вода из которых использовалась как для снабжения населения, так идля нужд сельского хозяйства. Модернизировались и расширялись аэропорты,морские порты, железные дороги и автодороги. Если в 1987 г. протяженностьавтодорог в Тунисе составляла всего 50 км, то в 2004 г. уже 203 км, а к 2006 г.должна достичь 360 км. В то же время особый упор был сделан на развитиесовременных производств. Возникли новые индустриальные зоны, где на ихпредприятиях производилось электро-техническое и электронное оборудование,большая часть которого шла на экспорт12. Причем в стране процветал настоящийкульт производства на экспорт. По инициативе президентапредприятиям-экспортерам предоставлялись значительные налоговые льготы ипривилегии при открытии и регистрации производств. Одной из важных отраслейтунисской экономики, инфраструктура которой значительно расширилась в последниегоды, продолжает оставаться иностранный туризм: Тунис ежегодно принимает до 5млн. иностранных туристов, из них 3, 5 млн. из стран ЕС.
В развитии тунисскойэкономики важную роль играют иностранные инвестиции, привлечению которыхспособствовало также вхождение Туниса в 1995 г. в Европейский союз (ЕС) направах ассоциированного члена и планируемое присоединение Туниса в 2008 г. кзоне свободного обмена капиталами и рабочей силой ЕС. В настоящее время натунисском рынке работают более 2500 иностранных кампаний, а тунисскимиинвесторами являются такие известные международные корпорации, как «Бритишгаз», «Алкател», «Бенеттон», «Сименс» и др. Широкое развитие в последние годыполучила банковская система, включавшая в себя к 2005 г. более 20 банков. Вмарте 2005 г. открылся Банк финансовой поддержки малых и средних предприятий,который наряду с функционирующим с 1997 г. Тунисским банком солидарности имеетцелью оказывать финансовую поддержку малому и среднему бизнесу. Тунисскоеруководство проводит политику широкой приватизации и акционирования, в томчисле в банковской сфере. Крупнейшими на тунисском финансовом рынке (так же,как и в других областях экономики) являются французские акционеры, в частностибанк «БНП Пари» и «Сосьете женераль». Необходимо отметить, что реформированиеэкономики в Тунисе (в том числе широкая приватизация) проходило в достаточноздоровой социально-политической обстановке и не сопровождалось, как это имеломесто, например, в Алжире, Египте, а также в России и отчасти в ВосточнойЕвропе, ростом коррупции, преступности и другими негативными явлениями. Этоподтверждается, в частности, отчетом, сделанным международной организацией «TransparencyInternational» (Международнаяпрозрачность), в котором указан индекс коррупции в различных странах (отчетохватывает 133 страны). Тунис, согласно данным исследованиям, получил в 2003 г.4,9 баллов (наилучшим показателем является 10 баллов, причем 5 балловпредставляют собой своеобразную границу: выше 5 баллов означает, что страна неимеет серьезных проблем с коррупцией, ниже 5 означает коррумпированностьвластных структур в значительной степени). Для сравнения можно указать, чтоИталия имеет 5,3 балла, Франция – 6,9, Финляндия – 9,7. В свою очередь Египетполучил 3,3 балла, Марокко также 3,3, Алжир – 2,6 балла13. В то же время надопризнать, что Тунис в своем социально-экономическом развитии сталкивается сдостаточно серьезными трудностями. Это прежде всего большой процент безработных(14,3% в 2003 г.), в том числе дипломированных выпускников вузов. Основательнымиспытанием для тунисской экономики (в частности для текстильной промышленности)становится нарастающая конкуренция со стороны новых членов ЕС из ВосточнойЕвропы, которые увеличивают свой экспорт в страны ЕС, а также большаяоткрытость тунисского рынка после присоединения страны к свободной зоне Союза.Тем не менее ретроспективный обзор развития тунисской экономики за последниеполтора десятилетия показывает, что страна добилась впечатляющих результатов.Среднегодовой прирост ВВП стабильно составлял свыше 5% (в 2003 г. 5,6%), объемВВП с 1988 по 2003 гг. вырос более чем в два раза с 9 млрд. ам. долл. до 25млрд. ам. долл., инфляция, составлявшая в период с 1980 по 1988 гг. в среднем7,7% в год, к 2003 г. сократилась до 2,7%, валютные резервы выросли с 976 млн.ам. долл. в 1988 г. до 2,95 млрд. ам. долл. в 2003 г.14 Эти достижения подостоинству были оценены в одном из выступлений президента Франции Жака Ширакакак «тунисское экономическое чудо».
В то же время тунисскоеруководство уделяло значительное внимание социальным вопросам. В частности,приоритетом в социальной политике была определена борьба с безработицей(особенно среди молодежи) и бедностью. Президент Бен Али в своем выступлении 25июля 2005 г. по случаю 48-й годовщины провозглашения Тунисской Республикиподчеркивал, что «народ не сможет добиться прогресса, если значительная частьего молодого поколения находится за бортом производительной деятельности»15. Сцелью предоставления молодежи возможности получить профессиональную подготовкув Тунисе были расширены старые и созданы новые университетские центры, а такжеповышены студенческие стипендии. Процент молодежи в возрасте от 19 до 24 лет,обучающейся в вузах, вырос с 6% в 1987 г. до 31% в 2004 г. В процентномотношении к населению по числу студентов Тунис занимает одно из первых мест варабских странах. Достигнут также существенный прогресс в борьбе снеграмотностью. Так, число неграмотных среди взрослых старше 15 лет в 2003 г. вТунисе составило 17% (мужчины) и 37% (женщины). Среди стран-соседей Тунисуступает в этом показателе только Ливии – 8% (мужчины) и 29% (женщины). ВАлжире соответственно 22% и 40%, в Марокко 37% и 62%, в Египте 33% и 56%16.Были разработаны специальные программы (на общегосударственном и нарегиональных уровнях) как по профессиональной подготовке молодежи, так и посозданию дополнительных рабочих мест, в частности «Программа по вовлечениюмолодежи в профессиональную жизнь» (Programsto IntroduceYoung Peopleto ProfessionalLife). Причем по распоряжениюпрезидента губернаторам провинций были разосланы инструкции, определяющие ихконкретные задачи по реализации данной программы. Был также создан«Национальный фонд занятости» (известный в Тунисе как Фонд 21–21, по номеру егобанковского счета), в рамках которого осуществляются мероприятия как посозданию рабочих мест, так и по оказанию материальной помощи неимущим. Врезультате предпринятых усилий тунисскому руководству удалось существенноулучшить социально-экономическую ситуацию в стране. Среднегодовой доход наодного тунисца вырос с 950 тунисских динаров в 1987 г. до 3 тыс. 550 тунисскихдинаров (примерно 2000 ам. долл.) в 2004 г. Для сравнения среднегодовой доходна одного жителя в 2004 г. в Алжире был 1720 ам. долл., в Египте 1470 ам.долл., в Марокко 1190 ам. долл. Процент населения, живущего за чертой бедности(доход которых менее 2 ам. долл. в день), в Тунисе сократился с 7% в 1987 г. до4% в 2004 г. Этот же показатель в 2004 г. в Марокко составлял 14,3%, в Алжире15,1%, в Египте 43,9%. Средняя продолжительность жизни в Тунисе выросла с 66лет в 1987 г. до 70,8 лет (мужчины) и 74,9 лет (женщины) в 2004 г.Соответственно в 2004 г. продолжительность жизни в Алжире была 68,1 год(мужчины) и 71,3 года (женщины), в Марокко 66,8 лет (мужчины) и 70,5 лет(женщины), в Египте 66,7 лет (мужчины) и 71 год (женщины). Показатель детскойсмертности (детей младше 5 лет) на 1 тыс. жителей в 2004 г. в Тунисезафиксирован на уровне 29 (мальчики) и 24 (девочки). Для сравнения в Алжиреэтот же показатель – 52 (мальчики) и 45 (девочки), в Марокко 58 (мальчики) и 46(девочки), в Египте 52 (мальчики) и 44 (девочки)17.
Таким образом, можноконстатировать, что тунисскому руководству удалось вывести страну из состояниясоциально-экономического кризиса, который Тунис переживал с конца 80-х годов,существенно улучшить экономическую ситуацию, а также заметно поднять жизненныйуровень основной массы населения. В свою очередь, с одной стороны, этопозволило выбить у тунисских исламистов (в первую очередь радикальных) главныйпропагандистский козырь и уменьшить их влияние среди неимущих слоев населенияи, с другой стороны, продолжить демократизацию государственно-политическойсистемы страны. Необходимо отметить, что после прихода к власти Бен Али вТунисе были упразднены существовавшие ранее суды государственной безопасности ичрезвычайные трибуналы. Одним из первых законов, принятых новым руководством,стал Закон о политических партиях (Закон № 32 от 3 мая 1988 г.). Согласно этомузакону, политическим партиям запрещается использовать религию в политическихцелях, что фактически исключает исламистов из легальной политическойдеятельности. Кроме того, партии должны оставаться независимыми от какого бы тони было иностранного влияния, им также запрещено получать любую форму помощи отзарубежных организаций и физических лиц. Важной особенностью закона являетсязакрепленная в нем обязанность министра внутренних дел обращаться в судебнуюинстанцию в случае принятия им решения о роспуске политической партии, в товремя как в предыдущем Законе об ассоциациях (1959 г.) такая процедура быланеобязательной. В настоящее время в Тунисе действуют около десяти политическихпартий. Шесть партий (Демократическое конституционное объединение, Партия народногоединства, Социально-либеральная партия, Партия обновления, Движениедемократов-социалистов и Демократическо-юнионистский союз) представлены впарламенте и имеют официальное право участвовать в президентских, парламентскихи муниципальных выборах. Тем не менее говорить о реальном плюрализме в Тунисепока еще преждевременно, так как доминирующую роль в общественно-политическойжизни играет одна правящая партия – Демократическое конституционное объединение(ДКО). Политическая платформа ДКО близка программам социал-демократическихпартий Западной Европы, с которыми она поддерживает активные связи, являясьтакже членом Социнтерна и Африканского социалистического демократическогоинтернационала (АСДИ), штаб-квартира которого находится в г.Тунисе. ЧисленностьДКО, по официальным данным, приближается к 1 млн. 500 тысяч членов, еепредседателем является президент Бен Али. ДКО располагает разветвленнойпартийной структурой как в столице, так и на местах, а также сильнымпропагандистским аппаратом. Это дает ей подавляющее преимущество в ходевыборных кампаний над другими политическими партиями, которые на настоящемэтапе не представляют для ДКО собой серьезных конкурентов ввиду ихмалочисленности, а также организационной и политико-идео-логической слабости.Наиболее известными и относительно влиятельными являются: партиялеводемократической направленности «ат-Тадждид» («Обновление»), возглавляемаяМухаммедом Али Халуани и примыкающее к ней объединение «Демократическаяинициатива», поддерживающая правительственную политику Партия народногоединства, генеральным секретарем которой является Мухаммед Бушиха и стоящая наобщедемократической платформе Социально-либеральная партия во главе с МуниромБежи.
Быстро набираетполитический вес самая молодая (созданная в апреле 2004 г.) тунисская Партиязеленых, примыкающая по своей политической направленности клеводемократическому спектру. Долгое время считавшаеся основной партиейдемократической оппозиции «Движение демократов-социалистов» (имеет наибольшеепо сравнению с другими партиями, кроме правящей ДКО, количество депутатов впарламенте – 19) в настоящее время переживает внутренний кризис и раскол всвоем руководстве. Другие легально действующие политические партииобщедемократической направленности, такие как Демократическо-юнионистский союз,Демократическая партия прогресса, Демократический форум за труд и свободу,играют довольно незначительную роль в общественно-политической жизни Туниса.Особо следует выделить организации, официально не имеющие статуса политическихпартий, но в то же время пытающиеся активно влиять на общественно-политическуюжизнь, представляя на выборах своих кандидатов в качестве независимых. Изисламистских – это прежде всего находящаяся на полулегальном положении партия«ан-Нахда», утратившая бывшую роль в обществе и тем не менее остающаясянаиболее значительной исламистской группировкой в Тунисе. Кроме «ан-Нахды» встране действуют еще несколько немногочисленных нелегальных исламистскихорганизаций, наиболее значительной из которых является Партия исламскогоосвобождения, руководство которой находится за пределами Туниса. Еще одной,официально непризнанной политической партией, которая критикует правящий режимс лево-социалистических позиций, является Тунисская коммунистическая рабочаяпартия, стоящая на позициях троцкизма. В то же время в Тунисе существуют наполулегальной и нелегальной основе небольшие объединения различной политическойнаправленности от арабских националистов, баасистов и насеристов до ультралевыхсоциалистов и радикальных исламистов.
Довольно весомое местов Тунисе занимают профсоюзное движение и общественные организации. Первоепредставлено целым рядом профсоюзов и корпоративных организаций. Наиболеезначительными из них являются Всеобщее тунисское объединение труда (ВТОТ),входящее в Международную конфедерацию свободных профсоюзов и Международнуюфедерацию арабских профсоюзов, Тунисский союз промышленности, торговли иремесла, объединяющий ремесленников, коммерсантов и мелких хозяев в сферепроизводства и торговли, Национальный союз аграриев и рыбаков – массоваяорганизация тунисских крестьян и работников рыбных промыслов. Новым тунисскимруководством была также разрешена деятельность как Всеобщего тунисского союзастудентов, лидеры которого стояли на позициях умеренного исламизма, так иВсеобщего союза тунисских студентов, имевшего леводемократическуюнаправленность (оба студенческих профсоюза были запрещены в период правленияБургибы). В настоящее время в Тунисе функционирует также ряд мусульманскихобщественно-просветительских и благотворительных организаций. В отличие отупоминавшихся выше исламистских группировок они не ставят перед собойполитических целей, а видят своей задачей улучшение общественной морали путемпропаганды и распространения коранических знаний, мусульманских морально-этическихнорм и благотворительной деятельности. Наиболее известным является Движениеисламистов-прогрессистов, издающее свой печатный орган – журнал «15–21».
Достаточно влиятельнымиеще со времен правления президента Бургибы являются женские организации,объединенные в Национальный союз тунисских женщин (НСТЖ), который насчитываетболее 45 тыс. членов. НСТЖ активно выступает за эмансипацию, участие женщин вобщественно-политической жизни, организует курсы по ликвидации неграмотности,оказывает юридическо-правовую и материальную помощь одиноким женщинам,содействует их трудоустройству (автору этих строк во время пребывания в Тунисев 1999 г. не раз приходилось слышать полушутливые жалобы тунисцев на то, чтотеперь тунисские женщины имеют больше прав, в частности при разводе и разделеимущества, чем мужчины). Кроме того, в Тунисе существуют союзы и объединенияжурналистов, литераторов, кинематографистов и других творческих работников, атакже легально действуют две правозащитные организации – оппозиционная властямТунисская лига защиты прав человека и находящаяся под эгидой правительстваТунисская ассоциация защиты прав человека и общественных свобод.
Важным политическимсобытием в Тунисе стали проходившие в 2004 г. президентские и парламентскиевыборы. Им предшествовали внесенные в 2002 г. и одобренные на общенациональномреферендуме изменения в тунисской конституции. Согласно этим изменениям, быласформирована нижняя палата тунисского парламента – Консультативный совет18.Ранее тунисский парламент состоял из одной палаты – Совета депутатов. Наряду сэтим были упразднены ограничения на переизбрание президента на следующий срок иувеличен предельный возраст для претендента на президентский пост (до 75 лет),что позволило действующему президенту Бен Али (род. в 1936 г.) выставить своюкандидатуру на пост президента на четвертый срок (2004–2009 гг.). Вместе с темс начала 2004 г. были отменены существовавшие ранее ограничения для тунисскихпользователей сетью Интернета. Теперь им стали доступны сайты иностранныхгазет, остро критиковавших тунисский режим (французские «Юманите», «Либерасьон»и др.), а также международных правозащитных организаций, как АмнестиИнтернэйшенел, Международная комиссия юристов, Комитет в защиту журналистов идр. Бόльшую свободу для своих публикаций получила пресса оппозиционныхпартий, в частности, таких газет, как «аль-Маукиф» (Позиция) – органДемократической партии прогресса и «ат-Тарик аль-джадид» (Новый путь) – органпартии «Обновление». Лидеры легально действующих оппозиционных политическихпартий получили возможность официально проводить собрания и митинги своихсторонников, а также более широкий доступ к СМИ.
В президентскойкампании участвовали четыре кандидата – действующий президент Зин аль-АбиддинБен Али, генеральный секретарь Партии народного единства Мухаммед Бушиха, лидерпартии «Обновление» Мухаммед Али Халуани и президент Социально-либеральнойпартии Мухаммед Мунир Бежи. Как и предполагали практически все обозреватели,триумфальную победу 24 октября 2004 г. одержал действующий президент Зиналь-Абеддин Бен Али, за которого проголосовали 94,49% избирателей. Егосоперники получили соответственно – Мухаммед Бушиха 3,78%, Мухаммед Али Халуани0,95% и Мухаммед Мунир Бежи 0,79%19. Одновременно с президентскими проходилипарламентские выборы, в которых участвовали 7 политических партий. Однако все152 депутатских места в парламенте (из общего числа в 189 мест), распределяемыепутем всеобщего прямого голосования, завоевала правящая партия –Конституционно-демократическое объединение (причем 25% избранных депутатовсоставляют женщины). Остальные 37 депутатских мест, предоставляемых всоответствии с тунисским законодательством партиям, не набравшим большинства визбирательных округах, распределились следующим образом: наибольшее число местпосле правящей партии (14) получила партия Движение демократов-социалистов,далее – Партия народного единства (11 мест) и, наконец, – Демократический союзюнионистов (7 мест).
Необходимо отметить,что и до и после переизбрания президента Бен Али на четвертый президентскийсрок как в западных, так и в отечественных востоковедных публикациях частьисследователей сетовала на «неспособность арабских стран (и в частности Туниса)развивать подлинную демократию и на живучесть в арабских обществах традиций авторитаризма»20.Вместе с тем, если попытаться объективно проанализировать демократизмгосударственного устройства, то окажется, что даже в странах с самой развитойдемократией не все обстоит так идеально. Например, известно, что президентскиевыборы в США не являются всеобщими и прямыми, то есть вначале избираютсявыборщики от двух доминирующих политических партий, а затем уже эти выборщикиизбирают президента. Политическая борьба здесь сводится к противоборству междудвумя крупнейшими партиями – Демократической и Республиканской и,соответственно, между стоящими за каждой из них соперничающимифинансово-промышленными группами. В то же время американское гражданскоеобщество выработало достаточно эффективную систему институтов, защищающих праваграждан от того или иного давления «властной элиты». Любое общество в разнойстепени может подвергаться давлению со стороны «олигархических», клановых иликаких-либо иных групп (т.н. «властной элиты»), пытающихся реализовать своиинтересы. Противодействие такому давлению зависит от уровня зрелостиконкретного гражданского общества и его демократических институтов, а также отполитической активности граждан по защите и осуществлению своих демократическихправ и свобод. Наглядный пример такой целеустремленности показали гражданеФранции и Голландии, проголосовав на референдуме в 2005 г. против европейскойконституции, поскольку они хорошо понимали, что данный проект ущемляет ихсоциально-экономические интересы.
Развитие демократиипроисходит на конкретно-исторической почве, и очевидно, что каждый этнос имеетсвой собственный исторический опыт, свои традиции, религию и, наконец, свойменталитет. Все эти факторы оказывают весомое воздействие на характердемократических преобразований. В мусульманском обществе (каковыми являютсяобщества практически всех арабских стран) развитие демократии, естественно,будет отличаться от западных стандартов. Насаждение силой этих шаблонов (вчастности американских) ведет к кризисным явлениям, что подтверждает иракскийопыт. Ислам – это не только религия, но и образ жизни. Мусульманские традиции иморально-этические нормы на протяжении столетий выработали определеннуюпсихологию, стиль поведения во взаимоотношениях между людьми, а также вобщественно-политической практике. Тунисский пример подтверждает возможностьпозитивного развития демократического процесса в мусульманском обществе, вкотором достаточно свободно действуют партии и организации различнойполитической и идеологической направленности. Исламские правовые институты иорганизации (за исключением, естественно, экстремистских), как показывает опытТуниса, а также других арабских стран (Алжир, Египет), при их умелой интеграциив общественно-политическую структуру не являются препятствием на путидемократизации и, напротив, становятся составными элементами формирующегосягражданского общества. Мусульманский социум на данном этапе отличается в силуособенностей своего исторического развития от западного. В мусульманскомобщественном сознании (в отличие от западного с его рационалистическойпротестантской этикой и превалированием прав и свобод личности) сохраняетсяпервостепенность общественных интересов (мусульманской уммы) над вожделениямиотдельной личности. Отсюда, видимо, проистекает феномен притягательности доизвестной степени «авторитарной» идеи об общенациональном харизматическомлидере как выразителе интересов всей уммы. Различия западного и мусульманскогообщества не являются антагонистическими. Причем в процессе происходящей всовременном мире глобализации они постепенно размываются и, конечно же, немогут стать причиной некоего «столкновения цивилизаций».
Список литературы
1 Коровиков А.В. Исламский экстремизм варабских странах. М., 1991, с. 9.
2 Graham E.Fuller. The Future ofPolitical Islam. New York, 2003, с.115.
3 Jeune Afrique, no. 2000–2001,1999, с.35.
4 ВидясоваМ.Ф.Джихадбезвойны.М.,2005. Том 1, кн. 2, с. 405.
5 Тунисская Республика. Справочник.М.,1993, с.27.
6 Jeune Afrique, no. 2000–2001,1999, с.38.
7 Le Nouvel Afrique-Asie, no. 128,2000, с.30.
8 Долгов Б.В. Исламистский вызов иалжирское общество (1970–2004). М., 2004, с. 83.
9 Согласно ст.56 тунисской конституции,«в случае неспособности Президента Республики выполнять свои обязанности егополномочия делегируются премьер-министру» – Конституция Тунисской Республики //Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. М.,2003, с. 323.
10 Видясова М.Ф. Джихад без войны, с.418.