--PAGE_BREAK--Обналичивание денег
Обналичиванием денег называется превращение виртуальных денег в осязаемые. В процессе обналичивания чаще всего используются созданные как раз для этих целей «фирмы-однодневки». Схем обналичивания денег множество.
Наличные деньги идут на взятки, на выплату заработной платы нелегальной рабочей силе, а также на разницу между реально выплачиваемой зарплатой работникам и официальной, проходящей через бухгалтерские документы.
Оборот наличных, в отличие от оборота безналичных денег, проследить невозможно. С другой стороны, использование безналичных денег гораздо удобнее и безопаснее (еще одно несомненное преимущество «чистого» бизнеса).
1.2.Обналичивание денег. Характеристика операции и способы реализации Чтобы адекватно оценить соразмерность задействованных сил и целей, которые предполагается достичь, необходимо сначала определиться с терминологией. Сегодня термины «обналичка» и «отмывание денег» и чиновниками, и аналитиками, и многими СМИ употребляются как синонимы. Кроме того, «обналичивание денег» в публичных выступлениях звучит все реже, а «отмывание» — все чаще.
Между тем между этими понятиями есть принципиальная разница. Заключается она в том, что отмывание денег, в отличие от обналичивания, — это уголовное преступление, предусмотренное действующим российским законодательством. В соответствии со статьей 174 Уголовного кодекса РФ под отмыванием денежных средств или иного имущества понимается их легализация, то есть совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем. Кроме того, помимо собственно Уголовного кодекса РФ, в настоящее время действует также Федеральный закон РФ от 07.08.2001 года 115−ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В этом законе отмывание доходов, полученных преступным путем, также определяется как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления».[5]
Что же касается обналичивания, то в законе «О борьбе с отмыванием денег» она упоминается вскользь и единственный раз: «при снятии со счета юридического лица наличных средств на сумму более 600 тыс. рублей банк обязан уведомить об этом факте Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ), сообщив при этом данные держателя счета и получателя денег». Больше никакой связи между понятиями «отмывание средств» и «обналичивание денег» в действующем российском законодательстве не прослеживается. Так что отождествление и тем более подмена этих понятий с точки зрения действующего законодательства абсолютно неправомерны.
1.3. Способы обналичивания денег Неподконтрольные наличные деньги – зачастую самое удобное и необходимое средство расчета и накопления. «Черный нал» применяется для выплаты зарплат в конвертах, покупки товара, и других целей. Придумано уже немало схем для того, чтобы преобразовать виртуальную прибыль компании, хранящуюся на текущих счетах банков, в осязаемую сумму денег.[6]
Оплата счетов. Наиболее простой и сравнительно законный способ быстро обналичить небольшие суммы с текущего счета компании – это снять их для закупки под отчет малоценных товаров, для расчета за потребленную электроэнергию, для служебной командировки или под закупку сельхозпродукции. Все другие операции между юридическими лицами ограничиваются вполне определенными суммами.
Однако обойти неудобные ограничения можно, сделав перевод хранящейся выручки на счету до налогообложения на счет аффилированного физического лица, зарегистрированного как предприниматель и работающего на едином налоге. Поскольку такие физические лица платят лишь невысокую фиксированную ставку налога, они могут обналичивать свой текущий счет в банке в качестве прибыли от предпринимательской деятельности.
В то же время самой компании нужно как-то обосновать такой перевод денег, поскольку он производится еще до уплаты налога на прибыль. Поэтому на практике прибегают к фиктивным договорам с завышенной ценой. Суть фиктивного договора состоит в том, что он не направлен изначально на реальное наступление юридических последствий, то есть фактически является распечатанной бумагой. Причем, чтобы позднее контролирующие органы не обнаружили подвох, заключать их стараются относительно того, что невозможно потрогать руками, — к примеру, ремонтные или иные работы, оказание массы различных услуг. Чтобы не привлекать внимания, компании стараются не выходить за пределы рыночной стоимости подобных работ и услуг.
После «выполненных работ и услуг» составляются акты об их исполнении, и появляется основание переводить деньги на счет. Кроме того, выбираются те работы и услуги, исполнение которых требует последующего включения этих затрат в статью валовых расходов, чтобы уменьшить для компании уплату налога на прибыль.
Одной из наиболее используемых схем незначительного обналичивания средств (до 3-5 тыс. долларов) сейчас является схема оказания компании различных консалтинговых услуг физическим лицом, работающем на едином налоге, и получение арендных платежей.[7]
Договора поставок. Оптимизировать постоянное обналичивание корпоративных средств можно путем применения различных схем заключения договоров поставок. Так, к примеру, практически невозможно доказать фиктивность договоров о купле-продаже товаров на условиях долгосрочной предоплаты. Согласно данной схеме, компания переводит большую денежную сумму в качестве аванса в счет поставляемых в будущем товаров. При этом в договоре оговаривается длительный срок исполнения взятых на себя аффилированным лицом обязательств, например, 5-10 лет. К этому времени, возможно, компания уже будет ликвидирована.
Согласно другой схеме, компания специально заводит судебные дела против аффилированного поставщика для того, чтобы отнести расходы за неполученные товары к валовым расходам в качестве безнадежной задолженности.
Также можно обналичить деньги в качестве штрафа или пени за договор, который стороны не собирались исполнять, но включили туда жесткие условия ответственности. В таком случае физическое лицо сначала перечисляет положенную сумму на счет поставщика. Затем последний отказывается поставлять товары, решает вернуть полученную сумму плюс штрафные санкции, которые, например, исчислялись в двукратном размере от стоимости заказа.
Часто используемым ходом компаний является обналичивание денег под закупку сельскохозяйственной продукции. Такая продукция якобы закупается у индивидуальных сельских хозяйств из других областей с оформлением специального акта о закупке.
Оценка интеллектуальной собственности. Очень трудно распознать ценность гениальных идей как нематериальных активов. Оформив фиктивный лицензионный договор с аффилированным лицом, можно обналичивать довольно серьезные суммы, ведь оценить не имеющий никакой ценности нематериальный актив можно очень дорого.
При этом многие объекты интеллектуальной собственности даже не требуют официальной регистрации. Достаточно лишь составить лицензионный или франчайзинговый договор и периодически перечислять в качестве платежей безналичные суммы на счет данного физического лица, обладателя идеи. Если нужно обналичить большую сумму, то купленную идею можно оформить как ноу-хау.
Сговор со страховщиками. Для обналичивания денег данным способом придумано две схемы. Первая – это заключение договора страхования в пользу третьего лица. При этом со страховщиком договариваются о таком страховом случае, который заведомо наступит. После наступления уже задуманного страхового случая страховая компания выплачивает денежную компенсацию аффилированному третьему лицу, которое уже разделяет по договоренности полученные обналиченные деньги между компанией-страхователем и страховой компанией. При этом у обеих уменьшаются налоговые обязательства по налогу на прибыль.
Во второй схеме, наоборот, заключается страховой договор с заведомо неисполнимым страховым случаем. Компания-страхователь перечисляет страховые премии и при этом уменьшает свои валовые расходы. В свою очередь страховая компания, используя оффшорных перестраховщиков, обналичивает заработанные деньги уже за пределами страны и в твердой валюте.[8]
Кредит под депозит. Совершенно законная схема обналичивания корпоративных финансов осуществляется через банковское кредитование под залог депозитом. Как известно, срочный депозитный вклад является наиболее ликвидным залогом для выдачи кредита. Таким образом, компания, обладающая доверху наполненным текущим счетом, но малой наличностью, перекладывает эти деньги в срочный депозит. В то же время аффилированное физическое лицо просит банк выдать ему наличкой большой кредит, приблизительно равный сумме депозита компании.
В свою очередь, компания предлагает банку обеспечить кредитные обязательства физического лица своим депозитом. Это достигается либо заключением договора поручения за это физлицо, либо договором залога денежных средств на депозите в интересах аффилированного лица. В любом случае кредит обычно не возвращается, однако, это не сильно волнует банк, поскольку он в таком случае спокойно забирает деньги с депозита компании. Так происходит чистое обналичивание корпоративных средств.
Вексель как ценная бумага. Другой способ обналичивания денежных средств использует преимущества векселя, как ценной бумаги. Так, компания, желающая обналичить крупную сумму, выписывает простой вексель в счет поставки товаров аффилированной торговой фирмой. Последняя в свою очередь передает данный вексель другой компании в счет оплаты за полученный ранее заем (возвратную финансовую помощь). Далее данный ею вексель отдается компании, имеющей лицензию на торговлю ценными бумагами.
Торговец ценными бумагами якобы размещает вексель на финансовом рынке, а на самом деле продает его определенному физическому лицу. При этом цена векселя в тысячи раз ниже его номинальной стоимости. И, наконец, после такой схемы это физлицо предъявляет подешевевший вексель для оплаты по номинальной стоимости компании, выписавшей вексель. Соответственно деньги переводятся посредством денежного перевода либо на карточный счет, который легко обналичить. Такая схема является вполне законной.
Благотворительный взнос. Эта схема основана на том, что компания вносит спонсорскую помощь на счет благотворительной организации. Последние, в свою очередь, пускают данные суммы на уставные цели, в частности, якобы выдают целевую помощь членам своих организаций. Однако, на самом деле начисляют их на «мертвые души», и основная масса обналиченной суммы возвращается ее владельцам «черным налом». При этом проверить выдачу денежной помощи не представляется возможным.
Фирмы-однодневки. Чаще всего предприниматели используют так называемые «обнальные» конторы, которые отследить довольно сложно, и в большинстве случаев все они надежно прикрыты. Частный предприниматель обычно работает с несколькими конторами данного назначения, которые срочно могут быть закрыты в случае проверок. Такие фирмы называют однодневками, но, как правило, они существуют гораздо дольше. Если клиент вызывает подозрение, обналичивая безумные суммы на прочие расходы, вроде покупки канцтоваров, банк отправляет сведения о клиенте в налоговую. В настоящее время налоговые органы сами отправляют запрос в тот или иной банк, о котором по Закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» банк не имеет права информировать клиента.
2. Борьба с обнальным бизнесом Борьба Центробанка с отмыванием денег только в 2006 году привела к потере лицензии около 30 банков. Анализ ситуации показывает, что действия ЦБ эффективны в отношении предупреждения участия банков в отмывании денег. При этом многие банкиры считают, что обналичивание – это больше повод для усиления надзора за банками со стороны Минфина и Центробанка, чем истинная причина для отзыва лицензии. Такое количество отозванных лицензии – это своеобразный естественный отбор: реформирование банковской системы потребует от банков усилий, но далеко не все могут решить свои проблемы. Однако, по наблюдениям экспертов, рынок подобных услуг не сокращается, а только структурируется.[9]
Если еще в конце 90-х объявления о фирмах, предоставляющих услуги по обналичиванию денег, встречались на каждом шагу, то теперь никто открыто не признается в подобной деятельности. Бизнес консолидировался в руках крупных игроков: вокруг банков существуют фиктивные фирмы, к которым они направляют только проверенных постоянных клиентов. Фирмы эти, как правило, не живут больше полугода. Действия ЦБ в борьбе с обналичиванием привели к определенным успехам: в частности, резко сократилось количество участников рынка, которые занимаются такими противозаконными операциями, а стоимость данной услуги повысилась. Еще в конце прошлого года обналичить средства можно было всего за 2,5-3% комиссии, теперь же цена взлетела до 6% для крупных клиентов. Мелкие же фирмы, которые пользуются их посредничеством, вынуждены платить до 8-10% комиссии. Остается надеяться, что усиление борьбы в этом направлении приведет к дальнейшему росту ставок и число пользующихся этой услугой продолжит сокращаться, так как это станет экономически невыгодно.
Но пока услуги по обналичиванию пользуются спросом на рынке, банки будут находить все новые и новые способы предоставлять их, уверены эксперты.
Так, банк «Интерконтакт» в июле 2006 года стал первой организацией, потерявший лицензию из-за подозрительных операций с наличностью и платежей в пользу неких получателей из оффшоров. А 10 августа Центробанк отозвал лицензии у Банка инвестиций и кредитования и банка «Фонон» за то, что они выдали своим клиентам на покупку ценных бумаг 25 млрд. рублей и 9 млрд. рублей соответственно. Рост стоимости услуг по обналичиванию заставляет и клиентов таких фирм искать новые пути мошенничества. Например, обналичивание через физических лиц позволяет фирмам фактически обходиться без договоренности с банком.
2.1 Усовершенствование системы Думается, что осуществлять контроль, придумывать новые методы борьбы с неуплатой налогов ни к чему не приведут. Нужно не бороться с неуплатой налогов, а ликвидировать причину: сделать так, чтобы налогоплательщикам было выгодно платить налоги, а чиновникам невыгодно брать взятки.
Для решения проблемы необходим комплексный подход. Однобокий подход к решению проблемы приводит к ущербности всего решения в целом. Так, например, нереально решить проблему поголовной неуплаты налогов единственно путем снижения налоговой ставки или уменьшения налогооблагаемой базы, так же как и невозможно избавиться от взяточничества путем повышения зарплаты должностным лицам. Необходимо использовать целый комплекс продуманных мер, направленных на воздействие на обе стороны, участвующие в том или ином процессе. Очевидно, что каждая организация, так скажем, предпринимательская единица, представляет собой самоорганизующуюся систему. В зависимости от внешних влияющих на эту систему факторов, а также внутренних особенностей самой системы, она самоорганизуется и функционирует тем или иным образом.
В правительство внесены поправки в закон о борьбе с легализацией преступных доходов. Речь идет об обязательстве банков сообщать в финансовую разведку об операциях по обналичиванию денежных средств на сумму более 600 тыс. руб.
Суть этих поправок состоит в том, что ФСФМ будет получать сообщения об операциях по обналичиванию, проведенных как юридическими, так и физическими лицами. При этом граждане не пострадают от введения новых поправок. В то же время ФСФМ будет располагать более обширной базой информации, которая может быть использована правоохранительными органами при отслеживании доходов, полученных преступным путем.
Однако, меры воздействия по отношению к российским банкам зачастую являются излишне суровыми. Хотя борьба против нечестных деятелей и фиктивных организаций, подрывающих доверие граждан к банковской системе просто необходима, при этом надзорные органы должны действовать очень тонко и точечно. [10]
Точных данных о масштабах незаконных операций нет, да и не может быть. Однако, по оценке председателя ЦБ, объем фиктивных операций по обналичиванию составляет примерно от 50 до 80 млрд. руб. в месяц. Объем фиктивных операций по переводу средств нерезидентам может находиться в пределах от 3 до 4 млрд. долл. в месяц. Общий же объем таких фиктивных сделок достигает примерно 1,5–2 трлн. руб. в год. При этом потери консолидированного бюджета колеблются в пределах от 500 до 800 млрд. руб. в год, а возможно, и больше.
продолжение
--PAGE_BREAK--